Научная статья на тему 'Основные проблемы реализация принципа независимости судей в Республике Абхазии'

Основные проблемы реализация принципа независимости судей в Республике Абхазии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА АБХАЗИЯ / REPUBLIC OF ABKHAZIA / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА / JUDICIAL SYSTEM / НЕЗАВИСИМОСТЬ СУДЕЙ / INDEPENDENCE OF JUDGES / НЕСМЕНЯЕМОСТЬ СУДЕЙ / IRREMOVABILITY OF JUDGES / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД / CONSTITUTIONAL COURT / ОГРАНИЧЕНИЕ СРОКА ПРЕБЫВАНИЕ В ДОЛЖНОСТИ СУДЕЙ / TERM LIMITS WORKS FOR THE JUDGES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Логинов А. В.

В статье рассматриваются актуальные проблемы реализации на территории Республики Абхазия принципа независимости и несменяемости судей. Анализируется законодательство, регулирующее вопрос о независимости суда и судей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The fundamental problems realization of a principle of independence of judges in Republic of Abkhazia

The article deals with topical problems of implementation on the territory of the Republic of Abkhazia the principle of independence and tenure of judges. It analyzes the legislation regulating the issue of independence of the court and judges.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы реализация принципа независимости судей в Республике Абхазии»

Основные проблемы реализация принципа независимости судей в Республике Абхазии

The fundamental problems realization of a principle of independence of judges in Republic of

Abkhazia

Логинов А.В.

Аспирант

кафедры Теори и, истории государства и права Абхазского Государственного Университета (АГУ) Республика Абхазия, г. Сухум email: [email protected] ORCID: 0000-0001-7307-7058

Loginov A. V.

Postgraduate Student Theory, History of State and Law Abkhazian State University email: [email protected] ORCID: 0000-0001-7307-7058

Аннотация.

В статье рассматриваются актуальные проблемы реализации на территории Республики Абхазия принципа независимости и несменяемости судей. Анализируется законодательство, регулирующее вопрос о независимости суда и судей.

Annotation.

The article deals with topical problems of implementation on the territory of the Republic of Abkhazia the principle of independence and tenure of judges. It analyzes the legislation regulating the issue of independence of the court and judges.

Ключевые слова: Республика Абхазия, Судебная система, Независимость судей, Несменяемость судей, Конституционный суд, Ограничение срока пребывание в должности судей.

Keywords: Republic of Abkhazia, Judicial system, Independence of judges, irremovability of judges, Constitutional Court, Term limits works for the judges.

В данный момент в Республике Абхазия проходит судебная реформа, основная цель которой состоит в придании судебной ветви власти независимости от иных ветвей власти, а так же в повышении уровня независимости суда и судей (личного, материального и тд.). Для достижения полного равенства между ветвями власти решено было учредить Конституционный суд.

Для обеспечения независимости судей также принимается ряд новшеств, так например, повышается срок пребывания на службе судей, изменяется порядок сдачи кандидатами в судьи экзаменов, повышается уровень заработной платы судей и сотрудников судов, а так же общее техническое оснащение помещений судов.

В соответствии с современными общемировыми тенденциями, основная задача суда сегодня - это зашита прав и свобод человека. Регулированию прав и свобод человека в республике посвящена 2 глава Конституции РА. В частности, в соответствии со ст. 11 Конституции РА Абхазия берет на себя обязательства по соблюдению прав и свобод, закрепленных во Всеобщей Декларации прав человека, в Международных Пактах об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах, и иных общепризнанных международно-правовых актах.

То есть, фактически, Абхазия в одностороннем порядке обязуется соблюдать весь массив международно -правовых актов в области регулирования и обеспечения прав человека.

Безусловно, основным органом, осуществляющим правосудие, является суд, так как в его обязанности входит защита нарушенных прав и свобод человека, привлечение к ответственности нарушителей прав и обеспечение справедливого открытого судебного разбирательства.

Правосудие сегодня зиждется на таких основополагающих международных принципов, как: разделение ветвей власти, независимость и несменяемость судей, беспристрастность судей, особый порядок назначения судей [15].

В международном праве принцип независимости судей в первую очередь закреплен: в Основных принципах, касающихся независимости судебных органов [16], Процедурах эффективного осуществления основных принципов независимости судебных органов [18], Европейской хартией о Законе о статусе судей [4].

В Республике Абхазия принцип независимости судей закреплен в первую очередь ст. 71 Конституции РА, а также вновь принятыми законами: п. 2 ст. 89 КЗ РА О судебной власти и п. 1 ст. 7 Кодекса РА О конституционной юрисдикции.

Впрочем, в реализации принципа независимости судей в Абхазии существуют проблемы - так как, по сути, принцип несменяемости и независимости судей ограничен в Абхазии сроком пребывания в должности. При этом законодатель весьма своеобразно толкует принцип независимости и несменяемости судей и не видит в ограничения срока службы нарушения данного принципа.

Проблема независимости судей Республики Абхазия вызывает озабоченность не только у абхазских судей, но и у общественности, однако, несмотря на высокую общественную важность, данная тема является малоизученной.

Однако, проанализировав ряд исследований, посвященных теме независимости судей в Республике Абхазии, можно прийти к следующим выводам: 1. часть исследователей полностью игнорируют реальную проблему независимости судей проводя лишь анализ действующего законодательства [1]. 2. ряд исследователей заслужено критикуют несоблюдение принципа независимости и несменяемости судей [9 с. 70-86, 10 с. 24-26, 12 с. 90].

Должностные лица же в целом полагают, что в Республике Абхазия не существует данной проблемы, а судебная реформа еще больше укрепила принцип независимости судей. Также следует отметить, что абхазские СМИ отображают данную тему однобоко, в духе трактовки официальной позиции власти - о несомненной удаче судебной реформы и отсутствии каких бы то ни было проблем в области обеспечения принципа независимости судей [20, 21].

Однако те же самые СМИ, со слов представителей судебного сообщества, сотрудничают с правоохранительными органами (Прокуратура, МВД) и представляют работу судов зачастую в невыгодном свете, списывая все проблемы по раскрытию преступлений не на откровенную слабость представленных суду доказательных материалов, а на коррумпированность и низкую квалификацию судей [8].

Опять же в сегодняшнем абхазском обществе сильны идеи, что судебная власть действует в тандеме с законодательной и исполнительной властями - и отправляет правосудие на основании так называемого «телефонного права». Опять же в работе судей сильна коррупционная и клановая составляющая [14].

Да и сами судьи признают, что во многом зависят от законодательной и исполнительной власти в вопросах назначения и отстранения от должности судьи, а также от политической воли правящей партии [8]. Впрочем, такое положение дел характерно не только для Абхазии, но и в целом для СНГ, в частности - для России [5].

Основная проблема независимости судей — это, безусловно, их «сменяемость». Так, еще недавно судьи в Абхазии были ограничены сроком службы в 5 лет, судебная реформа, на которую возлагались большие

надежды, всего лишь продлила данный срок с 5 до 10 лет для судей всех судов, помимо судей еще не учрежденного Конституционного суда, которых планируется избирать на 15 лет.

Невозможно согласиться с позицией ряда абхазских политиков и юристов, что данное ограничение срока пребывания в должности судей не только не является ограничением принципа независимости судей, так как у избирающих судей Президента и депутатов Парламента срок службы 5 лет, но и делает их независимыми от воли последних именно в силу ограниченности срока пребывания в должности [20, 21].

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что проходящая сегодня конституционная судебная реформа так и не смогла сделать судей независимыми. При этом сами члены конституционной группы по подготовке конституционной реформы считают, что в целом полностью справились с поставленной перед собой задачей, в том числе и в области обеспечения независимости суда и судей. В частности, при написании законов, регулирующих данные положения, они ссылались на опыт Российской Федерации, Республики Казахстан и Федеративной Республики Германия [6].

Впрочем, проведя краткий анализ принципа независимости и несменяемости в данных государствах в части обеспечения независимости судей мы не находим там такое же как в Республики Абхазии ограничение срока пребывания в должности установленное для абхазских судей.

Так, изучению независимости и несменяемости судей посвящено немало исследований в российской литературе. В Республике Казахстан также закреплены принципы независимости и несменяемости судей [2 с. 89, 19 с. 127-128]. В Германии также признаются следующие принципы независимости (личная и внешняя, материальная, социальная, процессуальная), а также несменяемость судей [3 с. 320, 11 с. 257].

Впрочем, в Абхазии, как и в России, и Казахстане, и в остальных странах СНГ судьи традиционно не являются независимыми хотя бы в силу того, что их назначение на должность исполнительной и законодательной властью не является простой формальностью. Очевидно, что при назначении на должность государственные служащие рассматривают лояльность и «удобность» судьи для действующей власти, а также его разделение идеологии правящей партии [7]. Очевидно, что сегодня процедура сменяемости может быть использована как рычаг воздействия на абхазских судей [17].

Кроме того, независимость суда и судей во многом обусловливается финансовым и материально-техническим обеспечением. Проанализируем основные нововведения в соответствии с новым законодательством:

Во-первых, уровень заработной платы абхазских судей существенно вырос до уровня 30 тысяч, выплачиваемых судьям систем обычных судов и Арбитражного суда, а также 60 тысяч - председателю Верховного суда. Однако на практике данные требования закона не реализуются уже сейчас.

Так еще в процессе принятия новых законов членами конституционной комиссии по судебной реформе было сказано, что их дело - разработать закон и согласовать с президентом, дело Парламента - его утвердить, а обязанность Министерства Финансов - выполнить (найти на то деньги). Следует отметить, что еще тогда мне, как стороннему и непредвзятому исследователю, было ясно, что денег на исполнение данного положения не будет хотя бы в силу того, что у самой Республики Абхазия таких финансовых ресурсов нет, а Российская Федерация в виду воссоединения с Крымом и иных событий на Украине существенно снизила оббьем финансовой помощи.

Так что не было ничего удивительного, что Министерство Финансов фактически бойкотировало положение нового закона, что вылилось в невыплату заработных плат судьям либо в уровне выплат, установленных на дореформенном уровне - в 9 тысяч рублей.

Во-вторых, проблемы материально-технического обеспечения судов (в том числе построено соответствующего здания для Конституционного суда, капитальный ремонт помещений иных судов, техническое оснащение современной копировальной и компьютерной техникой, обеспечение средствами безопасности, такими, как камеры видеонаблюдения, турникеты и т.д.) также не были выполнены как в силу как вышеуказанной причины, так и фактического обесценивания рубля, более чем в 2-3 раза.

Впрочем, следует отметить, что для реализации принципа независимости судов законодатель достиг некоторых успехов - в области разделения ветвей государственной власти. В 2016 г. планировалось учредить Конституционный суд, основной обязанностью которого и будет обеспечение и поддержания принципа равенства ветвей власти. Однако и тут следует отметить ряд проблем: нет помещения для Конституционного суда и есть нехватка кадров (к слову полностью сформирован суд был только в 2018 г.) [13 с. 58-61]. В свете вышеизложенного возникает вопрос: сможет ли сегодня в условиях экономического кризиса Республика Абхазия позволить себе учреждение Конституционного суда в установленный законом срок?

Подводя итог исследованию необходимо отметить, что независимость судей в Республики Абхазии реализована не в полной мере и, к сожалению, проходящая в данный момент реформа не смогла изменить данное нарушение, однако, несколько укрепила институт независимости судей улучшив их материально-техническое обеспечение и продлив срок пребывания на службе. Но для истинной независимости судьям необходимо обретение несменяемости, что позволит оградить их при исполнении своих обязанностей по отправлению правосудия - от угрозы воздействия со стороны представителей других ветвей власти. Так как последние сегодня могут использовать угрозу в отказе переизбрания на должность как рычаг воздействия.

Список используемой литературы:

1. Барциц И. Н. Государственное (конституционное) право Республики Абхазия: монография: в 2 -х т. М.: Изд-во РАГС, 2009. Т. 1-2.

2. Бизнес и право: Законодательные акты Республики Казахстан./ Казахстан, Библиотека предпринимателя и хозяйственного руководителя.// Ассоциация "Казинпресс", 1996. С. 89.

3. Гражданское процессуальное уложение Германии = Deutsche Zivilprozessordnung mit Einfuehrungsgesetz: Ввод. закон к Гражд. процессуальному уложению: пер. с нем. / В. Бергманн, введ., сост.// М.: Wolters Kluwer Russia, 2006. С. 320.

4. Европейская хартия о Законе о статусе судей. Совет Европы. 10 июля 1998 г. [Электронный ресурс] http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_75398.html (дата обращения: 27.02.2018).

5. Есть ли в России независимый суд? Открытое письмо бывшей судьи Мосгорсуда О. Кудешкиной Президенту России В. В. Путину. [Электронный ресурс] http://old.iamik.ru/ 20676.html (дата обращения: 27.02.2018).

6. Интервью с сотрудниками Парламента РА. Сухум. РА. 2015 г.

7. Интервью с судьями и сотрудников судов (в том числе пребывающими на пенсии). Сухум. РА. 2015 г.

8. Интервью с судьями и сотрудников судов. Сухум. РА. 2016 г.

9. Квициния Ф.А. Гарантии независимости судей: дисс. ... к.ю.н. Ростов-на-Дону, 2007. С. 70-86.

10. Квициния Ф.А. Правоохранительные органы Республики Абхазия: Учебное пособие. Сухум: АГУ, 2013. С. 24-26.

11. Конституционное право государств Европы: учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов./ Отв. Ред. Д. А. Ковачев.// М.: Wolters Kluwer Russia, 2005. С. 257.

12. Логинов А.В. Современное состояние судебных систем Российской Федерации и Республики Абхазия в свете последних судебных и конституционных реформ.// Евразийский юридический журнал. №2 (81) 2015. С. 90.

13. Логинов А.В. 2017. История учреждения Конституционного суда в Республике Абхазия.// Современный юрист. № 4 (21). С. 58-61.

14. Материалы опроса сухумчан по вопросу проблем современной судебной системы. Сухум. РА. 20142015 гг.

15. Международные принципы, касающиеся независимости и неподотчетности судей, адвокатов и прокуроров. Практическое руководство №1.// International Commission Of Jurists. Женева, 2007 г./ Перевод. Женева, 2013 г. [Электронный ресурс] http://www.icj.org/wp-content/uploads/2013/05/International-Principles-on-

the-Independence-and-Accountability-of-Judges-Lawyers-and-Procecutors-No.1-Practitioners-Guide-2013-Rus.pdf (дата обращения: 27.02.2018).

16. Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов./ Приняты седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшимся в Милане с 26 августа по 6 сентября 1985 года, и одобрены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/32 от 29 ноября 1985 года. [Электронный ресурс] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/indep.shtml (дата обращения: 27.02.2018).

17. Пачулия Р.А. Почему суд не может обрести должный уровень уважения в обществе? [Электронный ресурс]. http://vs-ra.org/news/detail.php?ELEMENT_ro=321 (дата обращения: 16.03.2018).

18. Процедуры эффективного осуществления Основных принципов независимости судебных органов. Резолюция Экономического и Социального Совета ООН 1989/60 от 24 мая 1989 г. [Электронный ресурс] http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_38213.html (дата обращения: 27.02.2018).

19. Сейлеханов Е.Т. Политическая система Республики Казахстан: опыт развития и перспективы.// КИСИ при Президенте РК, 2009. С. 127-128.

20. Смыр С.М. Основные аспекты конституционной реформы в Республике Абхазия.// «Конституционное и муниципальное право», 2011., №1. [Электронный ресурс]. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=CJI;n=52086 (дата обращения: 07.03.2018);

21. Хаджимба: если суд принял решение, то оно должно исполняться.// Sputnik Абхазия. [Электронный ресурс] http://sputnik-abkhazia.ru/Abkhazia/20150811/1015432963.html#ixzz3iX6IHloN (дата обращения: 13.03.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.