Политика в фокусе
ЛОГИНПОВ Анатолий Викторович (Республика Абхазия, Сухум) — аспирант кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Российского университета дружбы народов (117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6; [email protected])
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ СТАТУСЕ АБХАЗИИ В СВЕТЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ОРГАНАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВОСУДИЯ (на примере ЕСПЧ)
Аннотация. В статье рассматриваются особенности взаимодействия Республики Абхазия с органами международного правосудия на примере Европейского суда по правам человека. Анализируется теоретическая возможность по подаче исков в отношении Российской Федерации и Республики Грузия, а также невозможность подачи иска в отношении собственного правительства Республики Абхазия в силу его «частичной» признанности.
Ключевые слова: Республика Абхазия, Российская Федерация, Республика Грузия, права и свободы человека, судебная система, дело «Илашку и другие против Молдавии и России», ЕСПЧ
Несмотря на признание Республики Абхазия со стороны Российской Федерации, а также ряда иных государств, как признанных (Венесуэла, никарагуа, Вануату, науру), так и нет (Южная Осетия, Приднестровье, Карабах, ДнР, Сербская Краина), международное сообщество в целом по сей день рассматривает Абхазию в качестве самопровозглашенной частично признанной республики либо в качестве мятежного региона Грузии.
независимость Абхазии проистекает из исторического факта существования независимой Абхазии еще до вхождения Абхазского государства (княжества) в состав Российской империи, а также права абхазов на свою историческую землю в соответствии с нормами международного права в свете исполнения принципа права наций на самоопределение.
Однако, как уже подчеркивалось выше, международное сообщество продолжает рассматривать Абхазию в качестве сепаратистского внутреннего региона Грузии либо в качестве части Грузии, оккупированной РФ. При этом международное сообщество выступает за территориальную целостность границ Грузии, ссылаясь на нормы международного права в части обеспечения принципа нерушимости границ. Впрочем, в ситуации с Сербией и Косово принцип нерушимости границ почему-то не учитывается.
Таким образом, два данных взаимоисключающих принципа (принцип права наций на самоопределение и принцип нерушимости границ) полностью соответствуют нормам современного права, что, естественно, указывает на его противоречивость в целом и кризисное состояние данной межгосударственной правовой системы.
Дополнительно стоит отметить, что страны, не признающие право независимости для Абхазии и признавшие независимость Косово обычно указывают, что данный случай не является прецедентом и никак не соотносится со случаями в Абхазии и Южной Осетии. Очевидно, что такое политизированное отношение также не соответствует принципу равенства стран и народов и свидетельствует о кризисе международного права в европейско-американской политике.
Впрочем, стоит отметить, что иные частично признанные республики вовсю
пользуются правами субъектов международного права. Так, например, Израиль не признается рядом арабских и мусульманских государств, но это не мешает ему быть полноправным членом современного мирового сообщества.
Необходимо отметить, что, несмотря на то что Абхазия в ст. 11 Конституции признала верховенство международного права и прав человека и гражданина и взяла обязательства по их добровольному исполнению, эти обязательства невозможно выполнить сегодня в полном объеме1.
Даже учитывая все традиционные проблемы судебной системы Республики Абхазия как типичного постсоветского государства (коррупция, недоверие к правосудию со стороны населения, проблема неисполнения судебных решений, обвинительный уклон судебного производства, отсутствие сильной независимой судебной системы, неравенство судей в свете особого статуса судей военных судов), равно как и типично региональные (клановость, давление общественного мнения на судью) и типично абхазские проблемы, вызванные национальным законодательством (сменяемость судей), необходимо отметить, что на данном этапе абхазские граждане, по сути, лишены возможности обжаловать судебные решения национальных судов в международных судах. Характерно, что кризисное состояние судебной системы в части необеспечения реализации этого принципа признают как абхазские ученные-правоведы, так и сами судьи [Квициния Ф.А. 2007: 34; Квициния Н.В. 2007: 31; Квициния 2013: 73-74; Камкия 2014; Логинов 2015д: 113, Логинов 2015г: 90].
При этом данный факт признает даже законодатель, проведший недавно конституционную реформу судебной власти с целью учреждения Конституционного суда2. Также необходимо отметить, что сегодня фактически параллельно с государственной системой в Абхазии, несмотря на установленный законом запрет на отправление правосудия иными органами и лицами, кроме суда и судей, существует фактически параллельная квазисудебная система, отправляющая правосудие на основании норм обычного права [Авидзба 2008: 184; Камкия, Костело 2013: 74-75; Логинов 2015а: 118; Логинов 2015в: 32-33].
При этом, чтобы воспользоваться правом на международное правосудие в Европейском суде по правам человека (далее - ЕСПЧ), гражданам Абхазии либо придется пройти все этапы судебной системы Грузии, либо, ссылаясь на физическое отсутствие органов правосудия (при этом надо учитывать, что война давно прошла), непосредственно обратиться в ЕСПЧ [Логинов 2015б: 218].
Очевидно, что оба данных способа нереализуемы. Первый - в силу того, что для пересечения абхазо-грузинской границы нужно получить специальное разрешение в органах СГБ, а полагаю, пометка о поездке с целью восстановления нарушенных абхазским правительством законов, прав и свобод приведет к обвинению в государственной измене; вторая - в силу явного несоответствия действительности, поскольку судебная система в Республике Абхазия есть.
Также необходимо отметить, что скорее всего в случае обращения в ЕСчП с иском о нарушении своих прав граждане Абхазии смогут подавать жалобу не в отношении власти Абхазии, а власти Грузии (коль скоро она официально считает Абхазию частью своей территории и даже имеет так называемое правительство Абхазии в изгнании, продолжающее издавать «обязательные» к исполнению на территории Абхазии законы, а также стремится запретить право на въезд на территорию Абхазии, кроме как со своей стороны границы, посредством уголовного преследования, и общение Абхазии с внешним миром посредством нот протеста МИДа Грузии).
1 Конституции Республики Абхазия. ХХ век. Сухум. 2015.
2 Интервью сотрудников парламента РА. Сухум. 2015.
2 016'07
ВЛАСТЬ
223
По мнению международного сообщества, эти иски также можно предъявлять к Российской Федерации по причине того, что она якобы осуществила оккупацию Республики Абхазия и осуществляет там контроль. При этом данную позицию ЕСПЧ подтвердил, например, делом «Илашку и остальные против России и Молдовы», в которой фактически признал Россию виновной в нарушениях прав человека, происшедших на территории иного государства1.
Учитывая данные обстоятельства, становится очевидным, что жители Республики Абхазия лишены такой важной составляющей в обеспечении реализации защиты их прав и свобод, как подача иска в ЕСПЧ и иные международные органы правосудия, чем, очевидно, и вызвано отсутствие исков на нарушение прав со стороны абхазских граждан в отношении Грузии.
Список литературы
Авидзба В. 2008. Использование принципов традиционного судебного разбирательства в абхазском обществе сегодня. - Научная мысль Кавказа. Т. 2.
Камкия Б.А. 2014. О проблеме конституционно-правовой реформы в Республике Абхазия. - Вестник РУДН. Сер. Юридические науки. № 2. С. 199202.
Камкия Ф.Г., Костело М. 2013. Абхазия: закон и обычай. Размышления на тему: монография. Ростов на Дону: Профпресс. 100 с.
Квициния Ф.А. 2007. Гарантии независимости судей: дис. ... к.ю.н. Ростов-на-Дону. 183 с.
Квициния н.В. 2007. Право Абхазии на самоопределение и восстановление государственности: автореф. дис. ... к.ю.н. Волгоград. 36 с.
Квициния Ф.А. 2013. Правоохранительные органы Республики Абхазия: учебное пособие. Сухум: АГУ. Кафедра уголовного права и процесса; «Алашарбага». 167 с.
Логинов А. В. 2015а. Обычное право абхазцев: судопроизводство в народных судах в доправовой период. — Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 3-3(53). Доступ: http://cyberleninka.ru/article/n/obychnoe-pravo-abhaztsev-sudopшizvodstvo-v-naшdnyh-sudah-v-dopravovoy-perюd (проверено 10.05.2016).
Логинов А.В. 2015б. Перспективы взаимоотношения Российской Федерации и Республики Абхазия с ЕСПЧ. — XIIМеждународный конгресс «Блищенские чтения». М.: РУДН.
Логинов А.В. 2015в. Проблема соотношения действия институтов обычного права в средние века и в современном абхазском обществе. — Вестник Владикавказского научного центра. Т. 15. № 1. Доступ: http://www.vestnik-vnc.ru/ РоИак/141/2015-1/2015-1-08^ (проверено 10.05.2016).
Логинов А.В. 2015г. Современное состояние судебных систем Российской Федерации и Республики Абхазии в свете последних судебных и конституционных реформ. — Евразийский юридический журнал. № 2(81).
Логинов А.В. 2015д. Эволюция конституционной юстиции в Российской Федерации и Республике Абхазия. — Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. № 4-2(54). Доступ: http://cyberlenmka.ru/article/n/evolyutsiya-konstitutsюnnoy-yustitsii-v-rossiyskoy-federatsii-i-respublike-abhaziya (проверено 10.05.2016).
1 Постановление Европейского суда по правам человека от 8 июля 2004 г. Дело «Илашку и другие против Молдавии и России» [Ilascu and others - Moldova and Russia] (жалоба N 48787/99) (Большая палата) (извлечение). Доступ: base.garant.ru>55021976/ (проверено 01.05.2015).
LOGINOV Anatoliy Viktorovich (Republic of Abkhazia, Sukhum), postgraduate student of the Chair of the Judiciary, Law-Enforcement and Human Rights Activity, Peoples' Friendship University of Russia (6 Miklukho-Maklay St, Moscow, Russia, 117198; [email protected])
ON THE QUESTION OF THE LEGAL STATUS OF ABKHAZIA IN THE LIGHT OF THE HUMAN AND CIVIL RIGHTS PROTECTION IN THE INTERNATIONAL JUDICIAL BODIES (on the example of the ECtHR)
Abstract. This article discusses the features of the interaction of the Republic of Abkhazia and the international justice authorities on the example of the European Court of Human Rights. It analyzes the theoretical possibility for filing claims against the Russian Federation and the Republic of Georgia, as well as the impossibility of filing a lawsuit in the government of the Republic of Abkhazia by virtue of its partial recognition.
Keywords: Republic of Abkhazia, Russian Federation, Republic of Georgia, human rights and freedoms, judicial system, «Ilascu and others - Moldova and Russia», ECtHR