Научная статья на тему 'Этапы развития судебной системы республики Абхазия и суды и правосудие в период вхождения Абхазии в состав СССР (1917-1990 гг. )'

Этапы развития судебной системы республики Абхазия и суды и правосудие в период вхождения Абхазии в состав СССР (1917-1990 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
531
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБХАЗИЯ / АБХАЗСКАЯ ССР / ВЕРХОВНЫЙ СУД / НАРОДНЫЕ СУДЫ / ТРАДИЦИОННОЕ ПРАВО / КОНСТИТУЦИЯ / ДЕКЛАРАЦИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ / ABKHAZIA / ABKHAZIAN SSR / SUPREME COURT / THE PEOPLE''S COURTS / CUSTOMARY LAW / CONSTITUTION / THE DECLARATION OF STATE SOVEREIGNTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Логинов А. В.

В статье рассматривается процесс становления судебной системы в Абхазии. Анализируется массив законодательств (Конституции, Декларация) определяющих судебную реформу. Отмечается степень влияния советской судебной системы на Республику Абхазия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stages of the development of the judicial system of the Republic of Abkhazia: courts and justice in the period of entry of the Abkhazia within the USSR (1917-1990)

The article deals with the process of formation of the judicial system in Abkhazia. An array of legislation is analyzed (the Constitution, the Declaration) which determined the judicial reform. It noted the degree of influence of the Soviet judicial system on the Republic of Abkhazia.

Текст научной работы на тему «Этапы развития судебной системы республики Абхазия и суды и правосудие в период вхождения Абхазии в состав СССР (1917-1990 гг. )»

Этапы развития судебной системы Республики Абхазия и суды и правосудие в период вхождения Абхазии в состав СССР (1917-1990 гг.)

Stages of the development of the judicial system of the Republic of Abkhazia: courts and justice in the period of entry of the Abkhazia within the USSR (1917-1990)

Логинов А.В.

Аспирант

кафедры Теории, истории государства и права Абхазского Государственного Университета (АГУ) Республика Абхазия, г. Сухум e-mail: [email protected]

Loginov A. V.

Postgraduate Student chair Theory, History of State and Law Abkhazian State University e-mail: [email protected]

Аннотация.

В статье рассматривается процесс становления судебной системы в Абхазии. Анализируется массив законодательств (Конституции, Декларация) определяющих судебную реформу. Отмечается степень влияния советской судебной системы на Республику Абхазия.

Annotation.

The article deals with the process of formation of the judicial system in Abkhazia. An array of legislation is analyzed (the Constitution, the Declaration) which determined the judicial reform. It noted the degree of influence of the Soviet judicial system on the Republic of Abkhazia.

Ключевые слова: Абхазия, Абхазская ССР, Верховный суд, народные суды, традиционное право, Конституция, Декларация о государственном суверенитете.

Keywords: Abkhazia, Abkhazian SSR, the Supreme Court, the people's courts, customary law, the Constitution, the Declaration of State Sovereignty.

Вслед за развалом Российской Империи и Великой Октябрьской Революции - Абхазия провозгласила себя Советской Социалистический Республикой в 1921 году и сохраняла такой статус вплоть до 1931 г. При этом в 1922 г. Абхазская ССР через договор с Грузией вошла в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. А уже 19 февраля 1931 г. Абхазская ССР была преобразована в Автономную ССР в составе Грузинской ССР. Оставим вопрос о законности подобного вхождения в состав одного независимого государства в другое, во-первых, ввиду ограниченности объема данной диссертации, во-вторых, по причине достаточной исследованности данной проблемы со стороны абхазских и грузинских историков, политологов и правоведов, в-третьих, по причине того, что данная диссертация связана исключительно с темой исследования судебной власти в Абхазии.

Возвращаясь к теме судебной системы, следует отметить, что после утверждения власти советов - система царских судов практически оказалась разрушенной - как классово чуждая. При этом следует отметить, что в течение первых 5 лет власть СССР пыталась создать новую оригинальную судебную систему, которая соответствовала бы сложному положению государства в данный период. Для этих целей были приняты три декрета о судах:

1. № 1 от 24 ноября 1917г. (Упразднивший действующую судебную систему и заменивший мировых судей местными (народными) судами);

2. № 2 от 7 марта 1918 г. (Создавший окружные народные суды);

3. О № 3 от 20 июля 1918 г. (Существенно расширивший подсудность местных (народных) судов).

На территории Абхазии были упразднены ранее действовавшие царские суды и противоречащие духу и идеалам революции старые российские законы. Происходит возрождение традиционных органов правосудия на

основании норм обычного права в Абхазии. При этом советская власть не боролась с данным явлением, а попыталась возглавить, заменив старейшин - выборными народными судьями [3 с. 25].

Возвращаясь к проблеме становления непосредственно судебной системы, необходимо, в первую очередь, провести анализ советского законодательства Абхазии, регулировавшего данный вопрос.

Процесс подготовки проекта первой Конституции в Абхазии длился с 1922 по 1925 годы. Одновременно с этим были утверждены положения о ЦИК и СНК, народных комиссариатах, судопроизводстве («О судоустройстве», «Об организации трудовых судов», «О народных заседателях, судебных исполнителях и государственном нотариате»), были введены в действие кодексы (уголовный, гражданский, уголовно-процессуальный и т.д.).

Е.Б. Гучуа подчеркивает, что данный массив НПА, а также их содержание, безусловно, подчеркивает то обстоятельство, что Республика Абхазия имела равноправный с иными входящими в состав СССР союзными республиками [8 с. 16].

В 1925 году завершилась разработка Конституции, и ее положения были вынесены на утверждение III съезда Советов Абхазии [20 с. 88]. Абхазские ученые-правоведы, проанализировавшие данную Конституцию, отмечают, что в целом она была пропитана духом революции, а также идеей освобождения от оккупации со стороны Грузинской демократической республики и, соответственно, установлением власти пролетариата, крестьянских и красноармейских депутатов [12 с. 11]. Сама конституция от 1925 г. состоит из 21 главы и закрепляет описание системы органов государственной власти, управления народными финансами и хозяйством, самоуправления, судебной системы [22 с. 686-700]. Судебной власти была посвящена отдельная XVI глава «О суде».

В ст. 82 Конституции провозглашалось создание единой системы государственного суда в целях «утверждения революционной законности и защиты завоеваний пролетарской революции, интересов государства и граждан ССР Абхазия» [15].

Единая система народных судов состояла из народных судов и Высшего Суда РА (в состав которого входили Верховная и Судебная коллегии).

В Конституции от 1927 г. отдельная глава, посвященная судебной власти, исчезает, отныне положения о судебной власти входят в пункт Е. «О судах и прокурорском надзоре» главы IV Об устройстве Советской Власти [18]. Из конституции исчезает упоминание о Верховном суде, отныне в Абхазии действует единый народный суд, организуемый и действующий на основе норм и процессуальных правил, устанавливаемых СССР. Интерес вызывает также ст. 80 вышеуказанной Конституции РА, в которой закреплено положение о том, что в Республике Судебные органы руководствуются гражданским и уголовным законодательством Абхазской ССР, а также, в ряде случаев, в соответствии с данной конституцией - законодательством Грузинской ССР. При этом законы должны быть построены на устанавливаемых СССР основах, а в случае пробела права или коллизии норм судам предлагалось пользоваться «духом советского законодательства и интересами рабоче-крестьянского государства».

Впрочем, уже в 1930 г. на сессии ЦИК РА рассматривается вопрос о Союзном договоре между Республикой Грузией и Республикой Абхазией, в ходе которого принимается решение о преобразовании Абхазской ССР Абхазии в автономную ССР в составе Грузинской ССР.

Разумеется, подобный ход событий вызвал в Абхазии недовольство, вылившееся в сход абхазского народа, выразившего свое несогласие по поводу изменения статуса Абхазии, а также и свое недоверие правительству. Впрочем, по настоянию И.В. Сталина Абхазия входит в состав Грузии в качестве автономной республики (о чем дает поручение Н.А. Лакоба) [16 с. 91].

Таким образом, уже в феврале 1931 г. Абхазская ССР входит в состав Грузинской ССР на правах автономии. Лакоба Н.А. поддерживающий данную идею ранее, еще во время своего выступления в на I съезде советов Абхазии от 1922 г. произносит доклад «О федерации Закавказских республик и федерации ССР Абхазии и ССР Грузии», в котором указывает, что «исторические и экономические условия требуют того, чтобы Абхазия и

Грузия составили одно целое, чтобы трудовые массы этих двух народов были крепко спаяны между собой» [21 с. 83.]. Далее в 1926 г. он же подчеркивал, что для трудящихся масс Абхазской ССР вопрос раз и навсегда стоит так: «судьба Абхазии с Грузией едина» [6].

При этом следует отметить, что после реорганизации правительства, когда фактически функции Совнаркома Абхазской ССР были переданы ЦИК Абхазской ССР во главе его встал (и оставался в плоть до смерти) Н.А. Лакоба [11 с. 175].

Новой Конституцией РА от 1935 г. было закреплено, что Абхазия отныне входит в состав Грузинской ССР, а уже через нее в ЗСФСР. В новой конституции практически положения, затрагивающие судебную власть в республике, не изменились, разве что положение «О судах и прокурорском надзоре» содержалось в пункте Д. главы III Об устройстве Советской Власти. Так же, как и в предыдущей конституции, в этой не содержится перечень судов и нет упоминания о Верховном либо Высшем суде.

Однако наиболее важным является то, что из ст. 63 вышеуказанной Конституции была изъята ссылка на абхазские законы - отныне суды Абхазской ССР должны были руководствоваться гражданским и уголовным законодательством исключительно Грузинской ССР [19].

Далее в Конституции Абхазской АССР от 1937 г. суду посвящена отдельная глава VII «Суд и прокуратура» [13]. В ст. 73 указан перечень судов, осуществляющих правосудие в Абхазской ССР: 1. Верховный суд, 2. Народные суды, 3. Специальные суды.

Верховный суд Абхазской ССР является верховным судебным органом Абхазии, на него возложены функции по контролю за судебной деятельностью всех судебных органов Республики.

Судьи верховного суда избираются сроком на 5 лет - Верховным Советом Абхазской АССР, а судьи народных судов избираются гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года.

Диссертант при этом считает нужным отметить, что традиция ограничения срока службы судей верховного суда пятилетним сроком в Абхазии - очевидно, в силу советского менталитета и отсутствия сильной независимой судебной власти - прижилась на долгое время. А вот традиция избирать судей народных судов (которых позже заменили на местные суды, а позже на суды районов и города) - почему-то нет.

Далее Конституцией от 1978 г. в VIII «Правосудие, Арбитраж и Прокурорский Надзор» происходит деление на 2 главы - на Главу 15 «Суд и Арбитраж» и Главу 16 «Прокуратура» [14].

Для начала следует отметить, что данное нововведение свидетельствует о дате «рождения» в Абхазии специфического органа правосудия - Арбитражного суда. С другой стороны, проведя анализ данной главы в части ст. 142, устанавливающий закрытый перечень судебных органов Абхазской ССР, а также ст. 154 Конституции Абхазской ССР от 1978 г., в которой закрепляется, что государственный арбитраж в пределах собственных полномочий рассматривает хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями, - следует прийти к выводу, что Арбитраж, в понимании тогдашнего законодателя, судом, по сути своей, не являлся.

Что, в принципе, и очевидно, так как, по сути своей, тогдашний арбитраж в СССР действовал в условиях полного господства государства в экономике. В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. экономической основой государства провозглашалась социалистическая собственность на средства производства. Несмотря на то, что провозглашалось наличие двух форм собственности - государственной и колхозно-кооперативной, фактически практически все национальное богатство находилась в руках государства. При этом споры между государственными предприятиями не имели принципиального, с точки зрения классового подхода, характера [17 с. 152].

А.Н. Гурьева, отмечает, что фактически деятельность Госарбитража сводилась к разрешению имущественных споров (при исполнении договоров поставки) и преддоговорных споров (при заключении договоров поставки продукции) [7 с. 32].

Важным моментом в Конституции от 1978 г. являлось то, что был закреплен запрет на осуществление правосудия иными органами, кроме судебных. Из списка судов исчезли так называемые «специальные суды», и новая судебная система выглядела следующим образом: 1. Верховный суд Абхазской АССР. 2. Районные (городские) народные суды.

Впрочем, с известной долей допущения к данному списку можно добавить и такой орган, как государственный арбитраж - прародитель современного Арбитражного суда.

Судьи организовывались на началах выборности народных судей и заседателей. При этом судьи избирались жителями сроком на 5 лет, а заседатели сроком на 2,5 года на собраниях граждан по месту работы.

Ст. 144 Конституции Абхазской СРСР от 1978 г. закрепляется, что Верховный суд Абхазской ССР является высшим судебным органом республики и осуществляет надзорную деятельность за народными судами республики.

Также определялся следующий состав Верховного суда: Председатель, его заместитель, члены и народные заседатели. утверждён порядок их избрания Верховным Советом Абхазской АССР на пятилетний срок.

На данном этапе организация и порядок деятельности судов Абхазской АССР все еще определялись Грузинской ССР, а также СССР. Впрочем, имеющееся положение было дополнено пунктом, что организация и порядок деятельности судов также будет определяться данной Конституцией Абхазской АССР.

В период развала СССР в Абхазии произошёл кризис в отношениях с Грузинской ССР, которая пыталась выйти из состава СССР, оставив Абхазию в своем составе, в то время как Абхазия выразила волю остаться в СССР (о чём свидетельствовали итоги референдума).

Так Грузия указывала на незаконность собственно существования СССР в целом и о насильственном включении (то бишь оккупации русскими) себя в ее состав, а также выдвигала идеи о восстановлении независимости Грузинского национального государства [4].

Верховный Совет Грузинской ССР принимает «Постановление о создании правового механизма восстановления государственной независимости Грузии» 9 марта 1990 г [5]. Что в совокупности с прочими НПА фактически говорило о выходе из состава СССР [3].

В связи с тенденциями по отсоединению периферийных республик из состава СССР, последний был вынужден принять Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» и провести в соответствии с ним референдум [10].

Е.Б. Гучуа особо подчеркивает, что Включение в состав Грузинской республики автономий (в частности, Абхзаии), при их выходе из состава СССР, носило незаконный характер; принимая правовые акты о восстановлении суверенитета, власти Грузии осознанно игнорировали положения Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», предоставлявшие автономиям право самостоятельно решать вопрос о пребывании в составе СССР [8 с. 16].

Очевидно, что данный кризис обнажил шовинистические и националистические взгляды грузин-политиков, их имперские амбиции, а также обострил межэтнические конфликты, что позже привело к войне.

С целью обеспечения защиты Абхазии от агрессии Грузии Верховный Совет Абхазии начал готовить Постановление «О правовых гарантиях защиты государственности Абхазии». Было предложено внести изменение в Конституцию Абхазской ССР. Абхазия настаивала на собственном суверенитете, а также на праве на самоопределение абхазского народа. После того, как Грузия официально заявила о своем желании выйти из состава СССР на сессии Верховного Совета СССР, Абхазия также заявила о своем желании обрести независимость, но уже от Грузии.

25 августа 1990 году в Абхазии была издана Декларация о государственном суверенитете Абхазской ССР, в которой Абхазия закрепила свое стремление реализовать право абхазского народа на самоопределение, а также свое стремление создать демократическое правовое государство и подчеркнула свою приверженность к правам человека и

иным международно-правовым актам. Пунктом 6 вышеуказанного акта закреплено, что судебная власть в Абхазской ССР осуществляется судами Абхазской ССР, а правосудие в Абхазской ССР осуществляется именем Абхазской ССР [9].

Непосредственно уже после развала СССР и выхода Республики Абхазии из состава Грузии и победы в войне - Абхазия приступает к построению собственного государства, а также новой правовой судебной системы на основании новых демократических ценностей.

При этом необходимо отметить, что во время войны (когда, вся советская судебная система была разрушена), а так же в после военное время (в условиях обострившейся криминогенной обстановки) произошло возрождение обычного права, а так же традиционных квазисудебных органов (суда старейшин и народных сходов) [2 с. 281].

Таким образом, следует отметить, что в Абхазии в данный период времени сложилась судебная система соответствующая общесоветским эталонам построения судебной власти с элементами заимствования современного опыта построения судебной системы Российской Федерации (в первую очередь Северо-Кавказских республик). Впрочем, наряду с советским наследием (обвинительный уклон производства) судебная система Абхазии восприняла как болезни нового «демократического» правосудия так и многие недостатки российского правосудия (телефонное право, зависимость судей от политической воли правящей партии, коррупция и т.д.), которые наложились на распространенные проблемы молодых национальных государств и традиционных обществ (клановость, выборочное правосудие, сегрегация при занятии должности судьи по национальному признаку и тд.).

При этом, как видно из вышеизложенного сохранились и национальные правовые и моральные особенности в построении судебной системы вылившиеся, пусть и не на официальном уровне в сохранении таких специфических формах отправления правосудия как традиционное судопроизводство. Также следует отметить, что закрепление прокуратуры и суда в единых главах выше проанализированных конституций явно подчеркивает тот факт, что правосудие в советских судах носило ярко выраженный обвинительный характер. К сожалению, данный советский рудимент присутствует и в современной абхазской судебной системе, что впрочем, не мешает этим решениям не быть исполненным по целому ряду причин, таким как, например: некачественная работа органов следствия, дознания и обвинения; бездеятельность судебных приставов исполнителей; а также уже выше упомянутые нами клановость, коррупция и телефонное право.

Впрочем, судебная система Республики Абхазии с одной стороны еще находится на этапе построения. Так, например, в 2014 году началась конституционная судебная реформа, которая с одной стороны, немного увеличила срок пребывания судей (с 5 до 10 лет) в должности тем самым усилила принцип независимости судебной власти. Так же еще в 2016 году планировалось учредить конституционный суд. Далее срок создания был перенесен на 2017 г. Однако, на момент написания данной статьи не только не решен кадровый вопрос, но и не создано помещение пригодное для расположения суда.

Список используемой литературы:

1. Авидзба В.В. «Традиционный суд и судопроизводство абхазов в конце XVIII - первой половине XIX вв: Автореф. дис... к.и.н.» Сухум, 2008. С. 25.

2. Бобровников. В.О. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие. Очерки по истории и этнографии права Нагорного Дагестана.//М., 2002. С. 281.

3. Ведомости Верховного Совета Грузинской ССР, 1990 г., № 3, с. 52.

4. Ведомости Верховного Совета Грузинской ССР, 1990, № 4, с. 38-40

5. Ведомости Верховного Совета Грузинской ССР, 1990, № 6, с. 41.

6. Газета «Трудовая Абхазия», 19 июня 1926 г.

7. Гурьева А.Н. К вопросу о совершенствовании организационно-правовой формы и качества работы органов государственного арбитража в 1950-1955 гг.// Общество и право. 2010. № 2. С. 32.

8. Гучуа Е.Б. Становление и развитие государства и права Абхазии: Автореф. дис... к.ю.н. Москва. 2011 г. с. 16.

9. Декларация о государственном суверенитете Абхазской Советской Социалистической Республики от 1990 г. Принята Х сессией Верховного Совета Абхазской АССР XI созыва 25 августа 1990 г.

10. Закон СССР от 03.04.1990 «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР».// Свод законов СССР, Т. 1. - М., 1990. - С. 11-16.

11. Инал-ипа Ш.Д..Абхазы (историко-этнографические очерки). Второе переработанное дополненное издание. Ив-во Алашара. 1965 г. С. 175

12. Конституции Абхазии. XX век./ Сост.: Т.А. Шанава, С.З. Возба; ред. В.А. Чирикба; АНА. Абхазский ин-т гуманитарных исследований им. И.Д. Гулиа.// Сухум: Дом печати, 2015 г. С. 11.

13. Конституция (Основной Закон) Социалистической Советской Республики Абхазии, 1937 года. Принята восьмым Всеабхазским съездом Советов от 12 - 13 ноября 1936 г. и 30 июля - 2 августа 1937 г.

14. Конституция (Основной Закон) Социалистической Советской Республики Абхазии, 1978 года. Принята на внеочередной девятой сессии Верховного Совета Абхазской АССР девятого созыва от 6 июня 1978 года.

15. Конституция Социалистической Советской Республики Абхазии, от 1925 года. Принята третьим Всеабхазским съездом Советов (26 марта - 1 апреля 1925 г.).

16. Лакоба С.З. Очерки политической истории Абхазии.// Сухуми: Алашара, 1990 г. С. 91.

17. Логинов А.В. Становление и развитие арбитражных судов в России.// Вестник Академии Права и Управления. № 37. 2014 г. С. 152

18. Основной Закон (Конституция) Социалистической Советской Республики Абхазии, 1927 года. Принята четвертым Всеабхазским съездом Советов от 5-10 марта 1927 г.

19. Основной Закон (Конституция) Социалистической Советской Республики Абхазии, 1935 года. Принята седьмым Всеабхазским съездом Советов от 2-7 января 1935 г.

20. Сагария Б.Е. Национально-государственное строительство в Абхазии (1921-1931 гг.). Сухуми. С. 88.

21. Съезды советов Абхазии. Сборник документов и материалов (1922-1923 гг.). с. 83.

22. Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных советских социалистических республик. Сб. документов в 7-ми томах. 1917-1937 гг.// М., 1964. Т. 6. С. 686-700.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.