ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ ЛИЦ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ СТ. 234.1 УК РФ (НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НОВЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ
ВЕЩЕСТВ)
Л.З. Валиуллин, заместитель начальника курса Казанский юридический институт МВД России (Россия, г. Казань)
DO1: 10.24411/2500-1000-2019-11814
Аннотация. В статье анализируются вопросы правового регулирования оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ на территории Российской Федерации и проблемы практики применения статьи 234.1 УК РФ. В работе использованы статистический, ретроспективный, сравнительный, системный методы исследования. Оцениваются масштабы угрозы распространения исследуемых веществ в контексте национальной безопасности, рассматриваются ключевые характеристики и ретроспектива популяризации НПОПВ на мировом наркотическом рынке. В качестве основополагающей проблемы при привлечении лиц к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 234.1 УК РФ, указывается отсутствие Ресстра НПОПВ.
Ключевые слова: наркотический рынок, психоактивные вещества, потенциально опасные вещества, реестр НПОПВ, уголовная ответственность.
Проблема незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ приобретает феноменальные масштабы, способствуя подрыванию экономической безопасности Российской Федерации, люмпенизации населения, разрушению личностного ядра человека, образованию организационной преступности в виде ее наиболее опасных форм - сращивания с властными структурами [4, с. 54]. Деятельность преступных организаций и группировок, популяризирующих, пропагандирующих и осуществляющих сбыт запрещенных веществ провозглашена Стратегией национальной безопасности РФ основополагающей угрозой государственной и общественной безопасности. В настоящий период важнейшей стратегической целью государственной антинаркотической политики России является препят-ствование обороту новых видов наркотиков, а также неконтролируемых психоактивных средств и веществ, что отражено в Стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года.
Активное внедрение новых психоактивных веществ, позиционировавшихся в качестве заменителей кокаина и «экстази», на мировой наркорынок началось в 2010
году. Специфика данных веществ заключалась в особой технологии разработки, позволявшей им оставаться вне сферы международного контроля. При этом, сбыт наиболее востребованных из них осуществлялся под видом «солей для ванн» или «подкормки для растений». Далее, 2014 год для европейского наркотического рынка ознаменовался появлением «новых» синтетических опиоидов, предлагавшихся в качестве аналогов героина. Данное явление трансформировалось в глобальную мировую тенденцию, характеризующейся ООН как центральная угроза в области здравоохранения.
Согласно официальным статистическим данным, опубликованным во Всемирном докладе ООН о наркотиках за 2019 год, в России объем изъятых психоактивных веществ за период 2017-2018 гг. составил более 22 тонн. На 2015 год были известны 734 смеси различного свойства, из которых лишь 44 содержатся в официальном перечне запрещенных веществ. При этом, объем изъятия спайсов и дизайнерских наркотиков за последние 7 лет увеличился в 130 раз, что детерминирует необходимость оперативного реагирования на появление новых видов смесей. По оценкам
правительства, в нашей стране от наркотиков ежегодно погибает порядка 30-40 тысяч человек, на мировом уровне данная цифра достигла отметки в 585 тыс. человек [6, с. 105].
В целях противодействия обороту новых потенциально опасных психоактивных веществ (далее - НПОПВ) законодателем был разработан и принят Федеральный закон от 03.02.2015 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с данным нормативно-правовым актом, в УК РФ была введена ст. 234.1, устанавливающая ответственность за незаконное изготовление, переработку, хранение, перевозку, пересылку, оборот НПОПВ в целях сбыта. Часть 1 ст. 234 УК РФ устанавливает ответственность за такие альтернативные действия с сильнодействующими и ядовитыми веществами как: незаконные изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка. Следствием данных нововведений стало внесений коррективов в ФЗ от 08.01.1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», в котором появилось понятие НПОПВ, а также определен порядок ведения их реестра.
НПОПВ дифференцируется на несколько ключевых видов, в зависимости от того, действие каких наркотиков или психотропных веществ они имитируют:
1) синтетические кан-набиноиды («спайсы»);
2) стимуляторы, воспроизводящие действие кокаина, амфетаминов и т.д. («соли»);
3) галлюциногены - синтетические препараты, по своему эффекту тождественные известным галлюциногенам.
В 2015 году был утвержден порядок формирования Реестра НПОПВ, оборот которых в России классифицируется как нелегальный. Обязанность по формированию Реестра НПОПВ, в конечном итоге,
была возложена на Главное управление по контролю за оборотом наркотиков (ГУНК МВД РФ) [5, с. 490]. Необходимо констатировать, что перечень НПОПВ в виде соответствующего реестра не утвержден по настоящий период, что, в свою очередь, существенно препятствует реализации уголовной ответственности за деяния, предусмотренные ст. 234.1 УК РФ, поскольку правоприменителю не на что ссылаться при установлении конструктивного признака состава преступления.
Отсутствие реестра позволяет преступникам избежать уголовной ответственности, поскольку задача, связанная с идентификацией объективно психоактивных веществ, не признанных наркотиками и их аналогами, как НПОПВ, становится неосуществимой. Как отмечают отечественные правоведы М.Л. Прохорова и Э.Р. Давлетов [7, с. 12], соответствующие нормы закона (ст. 234.1 УК РФ) создают «лазейку» для наркоторговцев, позволяя избежать соответствующего наказания. Гипотетически распространители и потребители наркотиков при задержании могут предъявить сертификаты, апеллируя к тому что это именно такое вещество, а не наркотик. Проблема при привлечении лиц к уголовной ответственности возникает не только в разрезе правовых пробелов, но и в силу осложнения процесса задержания наркопреступников, что связано с популяризацией бесконтактного сбыта НПОПВ. Данный метод сбыта характеризуется высоким уровнем конспирации - вещество может быт не только привезено к месту закладки, но и принесено.
Таким образом, основополагающая задача на сегодняшний день заключается в разработке реестра НПОПВ, поскольку в его отсутствие применение ст. 234.1 УК РФ фактически невозможно. Прежде всего, необходимо сформировать систему критериев, на базе которых будет решаться вопрос о включении соответствующего вещества в реестр.
Библиографический список
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 04.11.2019) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25. ст. 2954.
2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.02.2015 N 7-ФЗ // Парламентская газета. N 5. 13-19.02.2015.
3. Федеральный закон от 08.01.1998 N З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (ред. от 26.07.2019) // Российская газета. N 7. 15.01.1998.
4. Буркина, О.А. Незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234 УК РФ) / О.А. Буркина, С.О. Теплоухова // Проблемы экономики и юридической практики. - 2015. - № 1. - С. 54-56.
5. Бычкова, А.М. Новые потенциально опасные психоактивные вещества: неадекватность правового реагирования на вызовы наркорынка // Известия Байкальского государственного университета. - 2016. - № 3. - С. 484-492.
6. Жевлаков Э.Н. Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ (комментарий к от 234.1 УК РФ) // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. -2015. - № 7. - С. 104-110.
7. Прохорова, М.Л. Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ: спорность «персональной» криминализации и некоторые проблемы применения ст. 234.1 УК РФ / М.Л. Прохорова, Э.Р. Давлетов // Теория и практика общественного развития. - 2017. - № 6. - С. 12-16.
BASIC PROBLEMS IN ATTRACTING PERSONS TO CRIMINAL RESPONSIBILITY PROVIDED BY ART. 234.1 (ILLEGAL TRAFFICKING OF NEW POTENTIALLY HAZARDOUS PSYCHOACTIVE SUBSTANCES)
L.Z. Valiullin, Deputy Head of the Course
Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Kazan)
Abstract. The article analyzes the issues of legal regulation of the turnover of new potentially dangerous psychoactive substances in the Russian Federation and the problems of the practice of applying article 234.1 of the Criminal Code of the Russian Federation. The work used statistical, retrospective, comparative, systematic research methods. The magnitude of the threat of the spread of the test substances in the context of national security is assessed, key characteristics and a retrospective of the popularization of NPVOs in the world drug market are examined. As a fundamental problem in bringing persons to criminal responsibility, provided for in Article 234.1 of the Criminal Code, indicates the absence of Resstra NPOPV.
Keywords: narcotic market, psychoactive substances, potentially hazardous substances, register of NPOPV, criminal liability.