104
ЗАКОН И ПРАКТИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ
В
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени O.E. Кутафина (МГЮА)
Эдуард Николаевич ЖЕВЛАКОВ,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), заслуженный юрист Российской Федерации, почетный работник прокуратуры Российской Федерации
НЕЗАКОННЫЙ оборот новых потенциально
ОПАСНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (комментарий к ст. 234.1 УК РФ)
В статье предпринята попытка прокомментировать ст. 234.1 УК РФ, прежде всего с точки зрения ее применения на практике. Выявлены многочисленные недостатки Закона, сформулированы рекомендации по его совершенствованию и практике применения. Ключевые слова: новые потенциально опасные психоактивные вещества; незаконный оборот; «спайсы» и «соли»; курительные смеси; аналоги наркотических средств и психотропных веществ.
15 февраля 2015 г вступил в силу Федеральный закон от 03.02.2015 № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1. В числе прочего этим Законом в УК РФ внесена новая ст. 234.1 «Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ».
Поспешность, с которой был принят новый закон, не удивляет, поскольку законодательная инициатива исходила от Президента РФ в связи с прокатившейся по стране волной смертей молодых людей от новомодных курительных смесей, так называемых спайсов. Любые меры, в том числе уголовно-правового характера, направленные на борьбу с распространением наркотического дурмана, следует только приветствовать, ибо наркоситуация в России тревожная, если не сказать — катастрофическая (по данным ВОЗ при ООН, в России насчитывается свыше 5 млн наркоманов, вместе с потребителями курительных смесей и токсикоманами — свыше 10 млн). Хотя сказать точно, сколько в стране потребителей всякого рода дурмана, не может никто. Однако, как нередко у нас бывает, скорость реагирования законодателей на ситуацию, к сожалению, не всегда адекватна качеству закона. Статья 234.1 УК РФ порождает множество вопросов чисто практического характера, высок, на наш взгляд, и уровень ее коррупциогенности.
Анализ состава начнем, как водится, с определения непосредственного объекта преступления. Практически во всех учебниках непосредственный объект преступлений, состоящих в незаконном обороте наркотиков2, с небольшими вариациями определяется как «охраняемые уголовным законом общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения». Подобный подход представляется крайне неверным, поскольку при этом, во-первых, не усматривается никакой разницы между видовым и непосредственным объектами, а во-вторых, теряется сама сущность непосредственного объекта преступления. Непосредственный объект потому и называется непосредственным, что он определяет конкретное об-
© Э. Н. Жевлаков, 2015
Российская газета. 15.02.2015. Федеральный выпуск.
Под наркотиками в настоящей статье для краткости обозначения предмета преступления понимаются наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры, новые потенциально опасные психоактивные вещества.
// Ц ) УНИВЕРСИТЕТА Незаконный оборот новых потенциально опасных Е^г
/ —У именио.Е.кутаФина(мгюА) психоактивных веществ (комментарий к ст. 234.1 УК РФ]
щественное отношение (конкретную социальную ценность), на которое непосредственно осуществляется посягательство или которое ставится преступлением под угрозу причинения вреда. У разных преступлений даже одного вида не может быть тождественных непосредственных объектов. Это положение концептуального характера, и оно касается не только непосредственного объекта рассматриваемого преступления.
Исходя из этого, определим непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 234.1 УК РФ, как «охраняемые уголовным законом общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения путем регулирования оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ», что существенно подчеркивает его особенность. Соответственно непосредственным объектом преступления, предусмотренного, например, ст. 228 УК РФ, будут «общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения путем регулирования изготовления, приобретения, хранения и иного, указанного в данной статье, оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, а также растений (и их частей), содержащих наркотические средства или психотропные вещества».
Предмет преступления определен в Законе как новые потенциально опасные психоактивные вещества, оборот которых в Российской Федерации запрещен. В связи с таким его определением возникает ряд вопросов:
1. Что это за вещества? Раз они новые, то, очевидно, есть и какие-то «старые»?
2. Какие вещества следует считать потенциально опасными и для чего или для кого они представляют опасность?
3. Что такое «психоактивные вещества»?
4. Что означает понятие «оборот которых в Российской Федерации запрещен»? В УК РФ есть примеры, когда даже при полном запрете в законе каких-либо действий на деле наличествует ряд исключений. Так, в ст. 258 УК РФ закреплен такой признак состава, как незаконная охота на птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена (как правило, это «краснокнижные» виды животных). На деле такое определение означает, что охота на них полностью запрещена для населения, но может быть разрешена в целях осуществления научно-исследовательской или образовательной деятельности, акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов3. То есть охота на этих птиц и зверей фактически запрещена не полностью.
5. Чем новые потенциально опасные психоактивные вещества отличаются от аналогов наркотических средств и психотропных веществ?
6. Имеет ли действие обратная сила закона в случаях, когда лицо осужда- > лось за незаконный оборот аналогов, например по ст. 228 УК РФ, а теперь веще- □ ство, ранее определенное как аналог, подпадает под понятие «новое потенциаль- I но опасное психоактивное вещество»? 1
7. Как квалифицировать содеянное, если незаконный оборот новых потен- р
циально опасных психоактивных веществ осуществляется без цели их сбыта? Попытаемся ответить на эти вопросы.
Федерации». Ч. 4 ст. 11; ст. 15, 17.
7/2015
> А
3 Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих
□
ПРИМЕНЕНИЯ
ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской □
>
106 ЗАКОН И ПРАКТИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ П5);
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
С термином «новые психоактивные вещества» (НПВ, novel psychoactive substances) сегодня знакомы даже люди, не особо интересующиеся проблемами, связанными с наркотиками, хотя им они чаще известны под названием «спай-сы», «соли» — вещества, которые стремительной кометой ворвались на мировой наркорынок в середине 2000-х как легальная альтернатива запрещенным психоактивным веществам (ПАВ). Очень скоро после появления НПВ стало понятно, что они представляют собой не виданный ранее вызов мировой системе контроля над наркотиками, так как новые формулы различных веществ появлялись почти молниеносно. Не успевали вносить в списки запрещенных веществ какое-то одно вещество, как его место среди легальных занимало уже несколько новых препаратов — сходных по действию, но отличающихся по составу. Ужесточение контроля над НПВ увеличивает объемы их производства и продажи, при этом стоимость их растет, а качество резко падает.
Психоактивные вещества (в том числе и НПВ) — собирательный термин. Он включает медицинскую характеристику этих соединений, заключающуюся в их особом воздействии на центральную нервную систему человека, способности стимулировать психическую деятельность, вызывать эйфорию, галлюцинацию, возбуждение, седативный (успокаивающий), снотворный эффекты и т.д. Юридическая сущность термина отражается в довольно большом количестве международных и отечественных нормативных документов, регламентирующих оборот ПАВ4.
Классифицирование психоактивных веществ в наркологии считается одной из ключевых задач. Классификации ПАВ формируются в зависимости от происхождения токсикантов, от психических расстройств, возникающих при употреблении веществ конкретной группы, от нейромедиаторных систем, на которые действуют токсиканты, от жесткости государственного контроля над оборотом ПАВ, от особенностей химической структуры и по иным критериям5. Так, в соответствии с классификацией тех веществ, действие которых они воспроизводят, ПАВ делятся на: синтетические каннабиноиды (например «спайсы»); стимуляторы (воспроизводят действие кокаина, амфетаминов и MDMA, к ним относится, например, мефедрон и др., получившие название «соли», так как одно время продавались под видом солей для ванн); галлюциногены (диссоциативы) — сюда входят синтетики, воспроизводящие эффект известных запрещенных галлюциногенов, также к этому разряду относят вещества, которые до недавнего времени оставались легальными, например шалфей предсказателей и даже кетамин (в некоторых странах)6. Сначала все эти вещества называли «дизайнерские наркотики», «легальный кайф» (legal highs), но вскоре последнее название потеряло свой смысл, так как законодатели разных стран стали предпринимать попытки взять вещества под контроль.
4 Например: Единая конвенция о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 года) ; Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и пси-
хотропных веществах» (с изм. и доп.).
Головко А. И. Современные классификации психоактивных веществ // Medline.ru. 2007. Т. 8. Разд. «Наркология».
В России кетамин включен в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю, а шалфей предсказателей — в соответствующий Перечень растений, содержащих наркотики, утвержденный постановлением Правительства РФ 27.11.2010 № 934.
С1 УНИВЕРСИТЕТА Незаконный оборот новых потенциально опасных
/ —У именио.Е.кутаФина(мгюА) психоактивных веществ (комментарий к ст. 234.1 УК РФ]
Классификации ПАВ довольно многочисленны, и нет смысла приводить их. Показательно, что они содержат и наркотические средства, и психотропные вещества, включенные в соответствующий перечень таковых7, иные ПАВ, в том числе этанол и другие спирты, никотин, кофеин, алкалоиды таких растений, как дурман, белена, белладонна, а также грибов — мухоморов и др. В распоряжении Правительства РФ от 24.12. 2012 № 2511-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения"» алкоголь тоже назван одним из ПАВ.
Психоактивные вещества, особенно наркотики и психотропные вещества, с учетом их распространенности в России подрывают экономическую безопасность государства, разрушают социальные связи личности, семью, люмпенизируют, наряду с алкоголем, население, способствуют образованию организованной преступности в виде ее самых опасных форм — сращивания с властными, включая правоохранительные, структурами. Однако с учетом их медицинского определения и места соответствующих статей об ответственности за преступления, состоящие в незаконном обороте наркотиков, в главе «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» УК РФ, опасность ПАВ прежде всего следует связывать со способностью причинять вред совокупному физическому и психическому здоровью многих лиц, т.е. населению. Поскольку алкоголь, никотин, кофеин и даже танин в чае в больших дозах тоже вредны для организма человека, вряд ли кто-то будет отрицать, что они также потенциально опасны для здоровья. Потенциальную опасность представляют химические вещества, содержащиеся в ацетоне, клеях, морилках и другие вещества, потребляемые токсикоманами. Тем не менее перечисленные ПАВ не могут быть отнесены к предмету рассматриваемого преступления, т.к. помимо потенциальной опасности для здоровья они должны обладать еще одним признаком — их оборот в России должен быть запрещен. Статья 1, ч. 2 ст. 2.2, ст. 40 Федерального закона от 08.01.1998 № З-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.02.2015 № 7-ФЗ) устанавливают запрет на потребление без назначения врача и оборот новых потенциально опасных ПАВ, которые включены в реестр таких веществ. Таким образом, новые потенциально опасные ПАВ отличаются от «старых» формальными признаками: «старые» — это те, которые включены в указанный выше перечень наркотиков, а «новые» — те, которые не входят в него, и включены в реестр таких веществ. Таким образом, правоприменителю, по сути, нечего ломать голову и так глубоко анализировать содержание предмета преступления, достаточно изучить соответствующий реестр.
Часть 6 ст. 2.2 Закона № 3-ФЗ устанавливает, что порядок формирования и содержание реестра устанавливаются федеральным органом исполнительной > власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ^ т.е. ФСКН РФ. Этот же орган принимает решение о включении вещества в реестр I (ч. 4 ст. 2.2). А часть 5 данной статьи предусматривает, что включение вещества 1 в реестр осуществляется при получении должностными лицами органов, пере- р численных в п. 1 ст. 53 этого Закона (прокуратуры, Следственного комитета Рос- ^ сийской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и И
7 Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня т
наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих конт-
ПРИМЕНЕНИЯ
ролю в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 09.04.2015)
7/2015
>
108 ЗАКОН И ПРАКТИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ П5);
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
психотропных веществ, органов внутренних дел, таможенных органов, органов федеральной службы безопасности в пределах своей компетенции) сведений о его потреблении, которые должны быть подтверждены результатами медицинского освидетельствования лиц, находящихся под воздействием этого вещества, проведенного в соответствии со ст. 44 рассматриваемого Закона. Очевидно, эти органы должны передать имеющиеся у них сведения ФСКН, которая решит вопрос о включении соответствующего вещества в реестр. Предстоит разработать и утвердить соответствующим нормативным актом вопросы координации деятельности указанных органов в этой сфере.
Решение федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ о включении вещества в реестр может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 8 ст. 2.2 Закона № 3-ФЗ).
Новое потенциально опасное ПАВ можно исключить из реестра. Исключение осуществляется по решению ФСКН после установления в отношении этого вещества санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом.
Решение об установлении в отношении нового потенциально опасного психоактивного вещества, включенного в реестр, санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом должно быть принято уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации не позднее двух лет со дня включения такого вещества в реестр (ч. 10 ст. 2.2 Закона № 3-ФЗ). Однако после установления в отношении такого ПАВ санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом разве такое вещество перестанет быть потенциально опасным или разве прекратится его потребление? Вместе с тем исключение вещества из реестра означает, что оно перестает быть предметом преступления, предусмотренного ст. 234.1 УК РФ, и ответственность за его незаконный оборот по этой статье более невозможна. Быть может, в случае установления в отношении данного ПАВ указанных мер оно впоследствии должно быть включено в перечень наркотических средств и психотропных веществ? Однако данное решение также было бы небезупречным. Неизбежно возникают вопросы: включено в качестве какого вещества (наркотического средства, психотропного вещества, их аналога), возможен ли переход предмета одного преступления в предмет другого, причем более тяжкого? Думается, ситуация с исключением также должна быть оговорена в законе.
Другая неясность связана с вопросом о запрете оборота новых потенциально опасных ПАВ на территории России. Как и следовало ожидать, запрет не является полным. Гражданам разрешается иметь их в обороте по назначению врача. Кроме того, «использование новых потенциально опасных психоактивных веществ разрешается в целях осуществления научной, учебной и экспертной деятельности Следственным комитетом Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти по таможенным делам, федеральной службой безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, судебно-экспертными организациями федерального органа
// Ц )УНИВЕРСИТЕТА Незаконный оборот новых потенциально опасных ^^^
/ —У именио.Е.кутаФина(мгюА) психоактивных веществ (комментарий к ст. 234.1 УК РФ]
исполнительной власти в области юстиции, судебно-медицинскими экспертными организациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность» (ч. 3 ст. 2.2 Закона № 3-ФЗ).
Мы не случайно дословно процитировали данный речевой оборот. Из текста следует, что разрешение на использование новых потенциально опасных ПАВ в указанных целях дается Следственным комитетом Российской Федерации, ФСКН, МВД и другими названными органами. Кому они должны давать такие разрешения? Своим сотрудникам, осуществляющим такую деятельность? Или также другим органам и юридическим лицам, не указанным в списке уполномоченных давать разрешения? Не слишком ли много тогда набирается таких уполномоченных органов, как и кем будет координироваться их работа?
Правомерно выдвинуть версию, что здесь в текст закона закралась техническая ошибка, и не эти органы должны кому-то давать разрешения, а им дано право использовать потенциально опасные новые ПАВ без специального разрешения для проведения научной, экспертной и учебной деятельности. Так же как экспертным подразделениям этих органов, в отличие от всех прочих юридических лиц, разрешается проведение экспертиз с использованием наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или для их идентификации без специального разрешения — лицензии (ст. 35 Закона № 3-ФЗ).
Что касается отличия новых потенциально опасных ПАВ от аналогов наркотических и психотропных веществ, то, как заключают многие авторы, установленное в ст. 1 Закона № 3-ФЗ определение аналогов требует серьезной доработки. Во-первых, неясно, почему они определяются только как «вещества синтетического или естественного происхождения». Таким образом, в контексте Закона № 3-ФЭ к ним не относятся растения, препараты и природные материалы. Во-вторых, к аналогам могут быть отнесены лишь те вещества, которые сходны с наркотическими средствами или психотропными веществами и по структуре, и по свойствам. Вместе с тем для целого ряда синтетических веществ и особенно для веществ естественного происхождения и растений такая связь может и не прослеживаться8. Не будем вдаваться в решение этого вопроса по существу, поскольку он является темой самостоятельного исследования. Представляется, что, разграничивая новые потенциально опасные ПАВ и аналоги, на практике также необходимо использовать формальный критерий: аналоги сходны по структуре и по свойствам (и воспроизводят психоактивные действия) с наркотическими средствами или пси- >
хотропными веществами, включенными в перечень таких средств и веществ, а
Аналоги наркотических средств и психотропных веществ // Законность. 2009. № 10.
7/2015
Л
□
ПАВ — в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот
которых в РФ запрещен. Однако при этом не исключены и правовые коллизии. На- 1
пример, вещество включено в реестр, но по конкретным уголовным делам его бу- р
дут признавать производным или аналогом и с учетом соответствующего размера ^
содеянное квалифицировать, например, по ст. 228 УК РФ. И
8 Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных ве-
□
ПРИМЕНЕНИЯ
ществ : учеб.-метод. пособие / под ред. А. Н. Сергеева. М., 2005. С. 227 ; Иванова Е. В. □
>
ЛЛО ЗАКОН И ПРАКТИКА ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ [¡Зу.
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
И последнее относительно предмета рассматриваемого преступления. Имеет ли ст. 234.1 УК РФ обратную силу в отношении деяний, которые выразились в незаконном обороте веществ, ныне отнесенных к новым потенциально опасным ПАВ? Ответ, думается, следует дать положительный.
К примеру, лицо привлекается к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 228.1 УК РФ за незаконный сбыт аналогов наркотических средств и психотропных веществ. Вещество, которое было сбыто, ныне попало в реестр новых потенциально опасных ПАВ. Поскольку новый закон существенно улучшил положение виновного (санкции ст. 234.1 гораздо мягче санкций ст. 228.1 УК РФ), то в силу действия обратной силы закона применению подлежит ст. 234.1 УК РФ со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями (сроки давности, судимости, сроки и размеры наказания и т.д.).
Размеры новых потенциально опасных ПАВ для целей ст. 234.1 УК РФ значения не имеют и на квалификацию их незаконного оборота по этой статье не влияют
Признаки объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 234.1 УК РФ, схожи с признаками соответствующих составов преступлений, состоящих в незаконном обороте наркотиков (ст. 228, 228.1, 228.2 и др.). Они достаточно подробно описаны в литературе, изложены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 № 1 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» и в целом не должны вызывать трудностей при их толковании на практике. Вместе с тем отдельные из них вызывают непонимание.
Во-первых, в ст. 234.1 УК РФ имеет место плеоназм: «Незаконные производство, изготовление ... новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых запрещен...». Слово «незаконное» здесь излишне. Помимо этого, как указывалось выше, для ряда государственных органов оборот новых потенциально опасных ПАВ вопреки указанию закона, что оборот таких ПАВ на территории России запрещается, не запрещен и не является незаконным.
Во-вторых, неясно, как толковать понятие «незаконные ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации.». Напрашиваются три варианта: 1) аналогично ст. 228.2 УК РФ как ввоз—вывоз с нарушением установленных правил, но при наличии разрешения (лицензии) на производство таких действий; 2) как контрабанда таких ПАВ, поскольку они не являются предметом ст. 229.1 УК РФ; 3) как действия, указанные в п. 1 и 2. Кроме того, мы не смогли обнаружить какого-либо нормативного акта, регламентирующего порядок ввоза в Российской Федерации и вывоза из Российской Федерации указанных ПАВ. Такие документы еще предстоит разработать. Между тем в отношении наркотиков, психотропных веществ, их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ такие нормативные акты есть9. Думается, что с появлением понятия новых потенциально опасных ПАВ появятся в скором времени и документы, регламентирующие порядок их ввоза в Россий-
Например: постановление Правительства РФ от 18.08.2007 № 527 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».
"Т^ЕСТНИК жевлак0в э.н. ^
С1 УНИВЕРСИТЕТА Незаконный оборот новых потенциально опасных III
/ —У именио.Е.кутаФина(мгюА) психоактивных веществ (комментарий к ст. 234.1 УК РФ]
скую Федерацию и вывоза за пределы Российской Федерации. Относительно контрабанды таких веществ в уголовном законе возник пробел, и его следует ликвидировать внесением соответствующих изменений в ст. 229.1 УК РФ, дополнив диспозицию ч. 1 после слов «психотропных веществ» словами «..., новых потенциально опасных психоактивных веществ, — ...», соответствующие изменения внести и в название статьи.
В-третьих, незаконные производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен, должны быть осуществлены, согласно прямому указанию закона, в целях сбыта. Если таковой цели нет (либо она не доказана), состав преступления отсутствует. Уголовная ответственность предусмотрена также и за сам незаконный сбыт указанных веществ.
Следуя логике, законодатель в случае совершения действий по незаконному обороту новых потенциально опасных ПАВ без цели сбыта должен бы был установить за эти действия административную ответственность. Однако она не установлена. Такая непоследовательность вызывает удивление.
А как быть, если незаконный оборот таких ПАВ осуществляется без цели сбыта и эти ПАВ содержат вещества, которые могут быть определены как аналоги наркотических средств или психотропных веществ, в значительном, крупном или особо крупном размерах? Отсутствие поправок к существующим расплывчатым формулировкам относительно аналогов и производных наркотических средств и психотропных веществ порождает неопределенность в решении вопроса. Представляется, что в этом случае возможно применение ст. 228 УК РФ.
Окончено преступление с момента совершения хотя бы одного из перечисленных в законе действий. Состав преступления по конструкции формальный.
Следует отметить, что с субъективной стороны, вопреки некоторым появившимся комментариям, умысел у виновного лица может быть не любым, а только прямым. Лицо осознает, что совершает указанные в законе действия, преследуя цель сбыта новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен, и желает эти действия совершить.
Субъект общий, ответственность за рассматриваемое преступление предусмотрена с 16 лет
Квалифицированный состав преступления, указанного в ч. 2 ст. 234.1 УК РФ, предусматривает ответственность за деяния, перечисленные в ч. 1 данной статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо повлекшие по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, а состав, указанный в ч. 3 ст. 234.1, — за деяния, перечисленные в ч. 1 и 2 данной статьи, но совершенные организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть человека.
Представляется, что изложенным не ограничиваются возможности дальнейшего исследования положений ст. 234.1 УК РФ, которая порождает больше вопросов, чем ответов. Автор лишь в первом приближении высказал свое видение решения ряда спорных вопросов, которое не исключает и иных точек зрения.