Научная статья на тему 'Правовая составляющая определения новых потенциально опасных психоактивных веществ для целей уголовного законодательства и экспертной деятельности'

Правовая составляющая определения новых потенциально опасных психоактивных веществ для целей уголовного законодательства и экспертной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1366
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ПРОИЗВОДНЫЕ И АНАЛОГИ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ / НОВЫЕ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ПРИЗНАКИ НОВЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ / РЕЕСТР НОВЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ / ЭКСПЕРТИЗА НОВЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ / PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / NARCOTIC DRUGS / PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / DERIVATES AND ANALOGUES OF NARCOTIC DRUGS / NEW POTENTIALLY DANGEROUS PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / ATTRIBUTES OF NEW POTENTIALLY DANGEROUS PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / THE REGISTER OF NEW POTENTIALLY DANGEROUS PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / THE EXAMINATION OF NEW POTENTIALLY DANGEROUS PSYCHOACTIVE SUBSTANCES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федоров Александр Вячеславович

В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением новых потенциально опасных психоактивных веществ для целей уголовного законодательства и экспертной деятельности, в том числе рассматривается правовая составляющая определения таких веществ; анализируются их физические, медицинские, социальные и юридические признаки, вытекающие из определения новых потенциально опасных психоактивных веществ, данного в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах»; обосновываются предложения по совершенствованию российского законодательства в части, касающейся определения новых потенциально опасных психоактивных веществ, в том числе обусловленные упразднением ФСКН России и определением МВД России федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Делается вывод о наличии двух содержательно отличающихся друг от друга видов экспертного исследования новых потенциально опасных психоактивных веществ: экспертного исследования на предмет установления у изымаемого из оборота психоактивного вещества всех признаков, позволяющих включить его в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, и экспертного исследования изымаемых из оборота психоактивных веществ на предмет установления того, относятся ли они к включенным в Реестр новым потенциально опасным психоактивным веществам или нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECT OF DEFINITION OF NEW POTENTIALLY DANGEROUS PSYCHOACTIVE SUBSTANCES FOR THE PURPOSE OF CRIMINAL LEGISLATION AND EXAMINATION ACTIVITIES

The article covers the aspects concerning definition of new potentially dangerous psychoactive substances, including legal aspect of definition of such substances, material, medical, social and legal attributes resulting from definition of new potentially dangerous psychoactive substances that is set in the Federal law “On narcotic drugs and psychotropic substances” are analyzed, suggestions on enhancement of Russian legislation to the extent applicable to definition of new potentially dangerous psychoactive substances are explained including those concerning Federal Drug Control Service of the Russian Federation elimination and affirmation of Ministry of Internal Affairs as an executive authority exercising functions on elaboration and execution of public policy and legal and regulatory framework in sphere of control over narcotic drugs, psychotropic substances and precursor traffic. In conclusion the author claims the existence of two diverse expert researches of new potentially dangerous psychoactive substances: the expert research of fixation of all the attributes of withdrawing psychoactive substance, which allow to include it on the Register of new potentially dangerous psychoactive substances, and the expert research of withdrawing psychoactive substances with view to define whether they are included on the Register of new potentially dangerous psychoactive substances or not.

Текст научной работы на тему «Правовая составляющая определения новых потенциально опасных психоактивных веществ для целей уголовного законодательства и экспертной деятельности»

УНИВЕРСИТЕТА Правовая составляющая определения новых потенциально опасных психоактивных ^^^^

имени о. е. кутафина (мгюа) веществ для целей уголовного законодательства и экспертной деятельности ' '

ПРАВОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОВЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1

В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением новых потенциально опасных психоактивных веществ для целей уголовного законодательства и экспертной деятельности, в том числе рассматривается правовая составляющая определения таких веществ; анализируются их физические, медицинские, социальные и юридические признаки, вытекающие из определения новых потенциально опасных психоактивных веществ, данного в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах»; обосновываются предложения по совершенствованию российского законодательства в части, касающейся определения новых потенциально опасных психоактивных веществ, в том числе обусловленные упразднением ФСКН России и определением МВД России — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Делается вывод о наличии двух содержательно отличающихся друг от друга видов экспертного исследования новых потенциально опасных психоактивных веществ: экспертного исследования на предмет установления у изымаемого из оборота психоактивного вещества всех признаков, позволяющих включить его в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, и экспертного исследования изымаемых из оборота психоактивных веществ на предмет установления того, относятся ли они к включенным в Реестр новым потенциально опасным психоактивным веществам или нет. Ключевые слова: психоактивные вещества, наркотические средства, психотропные вещества, производные и аналоги наркотических средств и психотропных веществ, новые потенциально опасные психоактивные вещества, признаки новых потенциально опасных психоактивных веществ, Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, экспертиза новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Александр

Вячеславович

ФЕДОРОВ,

кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, заместитель председателя Следственного комитета

Российской Федерации, главный редактор журнала

«Наркоконтроль» (г. Москва) 1956af@mail.ru

Статья подготовлена на основе тезисов выступления на круглом столе «Экспертизы в судопроизводстве: законодательство и проблемы его унификации» в рамках совместной Международно-практической конференции «Стратегия национального развития и задачи российской юридической науки» и Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения».

© А. Ф. Федоров, 2016

1И О.Е. Кугафина (МПОА)

FEDOROV A. V.,

PhD in Lav, Professor, Honoured Lawyer of the Russian Federation Deputy Chairman of the Investigative Committee The Russian Federation, Honoured Lawyer of the Russian Federation (Moscow)

LEGAL ASPECT OF DEFINITION OF NEW POTENTIALLY DANGEROUS PSYCHOACTIVE SUBSTANCES FOR THE PURPOSE OF CRIMINAL LEGISLATION AND EXAMINATION ACTIVITIES

The article covers the aspects concerning definition of new potentially dangerous psychoactive substances, including legal aspect of definition of such substances, material, medical, social and legal attributes resulting from definition of new potentially dangerous psychoactive substances that is set in the Federal law"On narcotic drugs and psychotropic substances" are analyzed, suggestions on enhancement of Russian legislation to the extent applicable to definition of new potentially dangerous psychoactive substances are explained including those concerning Federal Drug Control Service of the Russian Federation elimination and affirmation of Ministry of Internal Affairs as an executive authority exercising functions on elaboration and execution of public policy and legal and regulatory framework in sphere of control over narcotic drugs, psychotropic substances and precursor traffic. In conclusion the author claims the existence of two diverse expert researches of new potentially dangerous psychoactive substances: the expert research of fixation of all the attributes of withdrawing psychoactive substance, which allow to include it on the Register of new potentially dangerous psychoactive substances, and the expert research of withdrawing psychoactive substances with view to define whether they are included on the Register of new potentially dangerous psychoactive substances or not.

Keywords: psychoactive substances, narcotic drugs, psychotropic substances, derivates and analogues of narcotic drugs, new potentially dangerous psychoactive substances, attributes of new potentially dangerous psychoactive substances, the Register of new potentially dangerous psychoactive substances, the examination of new potentially dangerous psychoactive substances.

Ф

едеральным законом от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ Уголовный кодекс Российской Федерации (далее по тексту — УК РФ) дополнен новой статьей - 2341 «Незаконный оборот новых потенциально опасных пси-

хоактивных веществ» 2.

См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 6. Ст. 885.

™^ЕСТНИК

в Я УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Федоров А. В.

Правовая составляющая определения новых потенциально опасных психоактивных веществ для целей уголовного законодательства и экспертной деятельности

С вступлением в действие этого закона не только появилась в УК РФ еще одна статья, устанавливающая ответственность за преступления против здоровья населения и общественной нравственности, но и появился новый, ранее неизвестный российскому уголовному праву предмет преступления, определенный как «новые потенциально опасные психоактивные вещества» 3. Соответственно, появился и новый предмет экспертизы4, под которым, в широком смысле толкования указанного термина, понимается объем сведений, определяющих компетенцию судебного эксперта в области производства экспертиз соответствующего рода, включающую объем знаний об объектах исследования и их свойствах, экспертных задачах, методах и методиках исследования.

С учетом изложенного представляется весьма актуальным рассмотрение правовой составляющей определения новых потенциально опасных психоактивных веществ для целей уголовного законодательства и экспертной деятельности.

Под психоактивными веществами традиционно принято понимать весьма широкий круг веществ естественного или искусственного происхождения, употребление которых оказывает влияние на функционирование центральной нервной системы человека5.

Употребление отдельных психоактивных веществ, таких как чай, кофе, табак, алкоголь, вошло в повседневную жизнь людей. И хотя чрезмерное употребление этих веществ может повлечь за собой вредные последствия, они не столь разрушительны, чтобы запрещать их оборот.

Большая же часть психоактивных веществ (в том числе наркотические средства, психотропные вещества6, их производные7 и аналоги8, обычно именуемые обобщенно как наркотики) в случае немедицинского употребления формирует

3 Новая статья УК РФ уже стала предметом ряда научных исследований. См.: Батыршин И.И., Корчагин О. Н, Чирков Д. К. Правовые механизмы борьбы с незаконным оборотом новых потенциально опасных психоактивных веществ как элемент национальной системы раннего выявления и предупреждения новых видов наркотиков и наркомании // Наркоконтроль. 2015. № 2. С. 16-21 ; Зиновьев В. В. О необходимости совершенствования уголовного законодательства в связи с принятием статьи 2341 Уголовного кодекса Российской Федерации «Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ» // Наркоконтроль. 2015. № 2. С. 21-25 ; Лихолетов А. А., Решняк О. А. Противодействие новым потенциально опасным психоактивным веществам: проблемы правоприменения // Наркоконтроль. 2015. № 2. С. 26-30 ; Федоров А. В. О криминализации оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ // Антинаркотическая безопасность. 2015. № 2 (5). С. 5-16 ; Федоров А. В. Вопросы криминализации и квалификации оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ // Антинаркотическая безопасность. 2016. № 1 (6). С. 5-14.

4 О понятии предмета экспертизы см.: Корухов Ю. Г. Понятие «предмет экспертизы» и его

практическое значение // Эксперт-криминалист. 2013. № 1. С. 15—17.

Апель А. Л., Бобянская Н. С. Классификация психоактивных веществ, наркотиков в систе- °

ме ПАВ // Антинаркотическая безопасность. 2013. № 1. С. 25—29. "о

Об этих средствах и веществах см.: Федоров А. В. Определение наркотических средств и психотропных веществ в конвенциях ООН и его значение для уголовного законодательства // Наркоконтроль. 2012. № 4. С. 2—22. д

См.: Федоров А. В. Определение производных наркотических средств и психотропных ве- ч

ществ для целей уголовного законодательства // Теория и практика судебной экспертизы.

2013. № 1(29). С. 50-61. к

См.: Федоров А. В. Юридически значимые признаки аналогов наркотических средств и пси- ^

хотропных веществ // Теория и практика судебной экспертизы. 2012. № 4(28). С. 34-49. науки

8/2016

>

1И О.Е. Кугафина (МПОА)

болезненное пристрастие к ним, ведет к поражению мозга и такой психической и физической зависимости, при которой жизнедеятельность организма поддерживается только при условии постоянного (как правило, все увеличивающегося) приема этих веществ и, как следствие, к разрушающим организм и личность человека заболеваниям (наркомании и токсикомании).

Указанные обстоятельства привели к необходимости установления уголовной ответственности за незаконное распространение такого рода веществ. В Российской Федерации к 2015 г. сложился системный дифференцированный подход к выделению отдельных групп психоактивных веществ, определению мер контроля за ними и уголовной ответственности за их незаконный оборот (ст. 2261 и ст. 228-234 УК РФ), при котором перечни (списки) таких веществ определяются нормативными правовыми актами.

В то же время, учитывая, что процедура внесения в указанные нормативные правовые акты изменений, связанных с включением в них новых веществ, весьма продолжительна по времени, на нелегальном рынке стало появляться большое количество неподконтрольных психоактивных веществ, не включенных в указанные акты.

Широкое распространение неконтролируемого оборота новых психоактивных веществ, обусловленное сложностью и длительностью по времени решения вопроса о включении их в число контролируемых9, недопустимо. Согласно данным ФСКН России в 2013-2014 гг. на территории Российской Федерации выявлено свыше 700 такого рода веществ10. Среди специалистов они получили наименование «новые психоактивные вещества» (далее по тексту - новые ПАВ). Новые ПАВ распространяются в виде курительных смесей («спайсов»), биологически активных добавок, солей для ванн, благовоний и т.д.11

Вредные последствия потребления новых ПАВ сопоставимы с последствиями потребления наркотических средств и психотропных веществ. Кроме того, с распространением психоактивных веществ связаны формирование девиант-ного поведения и рост преступности12.

В Российской Федерации выходом из сложившейся ситуации стало нормативное определение Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» еще одной категории контролируемых психоактивных веществ, получивших наименование «новые потенциально опасные психоактивные вещества», закрепление упрощенной процедуры включения

9 Сыромятников С. В., Сарычев И. И. Производные наркотических средств и психотропных веществ // Наркоконтроль. 2011. № 2. С. 21-25.

10 Зиновьев В. В. К вопросу о необходимости ограничения оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ // Российский следователь. 2015. № 2. С. 34.

11 Тихомирова В. В. Правовые вопросы регулирования незаконного оборота синтетических наркотиков // Наркоконтроль. 2013. № 4. С. 22.

12 См.: Федоров А. В. Взаимосвязь незаконного потребления наркотиков и их незаконного оборота // Наркоконтроль. 2013. № 3. С. 5-13 ; Федоров А. В. Наркокриминология как одно из направлений криминологии // Наркоконтроль. 2013. № 1. С. 4-27.

УНИВЕРСИТЕТА Правовая составляющая определения новых потенциально опасных психоактивных Q1

имени o.e. куч1фина(мгюА) веществ для целей уголовного законодательства и экспертной деятельности ^^ '

этих веществ в специальный Реестр, а также установление ответственности за их незаконный оборот ст. 2341 УК РФ.

Согласно положениям Федерального закона от 9 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», в редакции от 3.02.2015 г. (далее по тексту - Федеральный закон № 3-ФЗ), ими признаются вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен (далее - Реестр).

При этом в Реестр включаются вещества, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом. Включение вещества в реестр осуществляется при получении должностными лицами уполномоченных органов сведений о его потреблении, которые должны быть подтверждены результатами медицинского освидетельствования лиц, находящихся под воздействием этого вещества, проведенного в соответствии со ст. 44 Федерального закона № 3-ФЗ.

Исходя из этих положений закона можно констатировать, что конкретное вещество может быть признано новым потенциально опасным психоактивным веществом (то есть отнесено к предметам наркоконтрабанды, ответственность за которую предусмотрена ст. 2341 УК РФ) только в случае наличия следующих признаков, которые можно разделить на 4 группы: физические, медицинские, социальные и юридические.

1. Физические признаки новых потенциально опасных психоактивных

веществ

Из данного законом определения следует, что новым потенциально опасным психоактивным веществом могут быть признаны вещества синтетического или естественного происхождения.

1.1. Понятие «вещество» является базовым для определения нового потенциально опасного психоактивного вещества.

Вещество - это вид материи, то, из чего состоит физическое тело. Вещество имеет массу и объем. Оно может находиться в одном из трех агрегатных состояний: твердом, газообразном или жидком. Имеются разные классификации веществ. Так, например, в химии вещества принято подразделять на простые (образованные атомами одного химического элемента) и сложные (химические соединения).

1.2. Понятие «происхождение» также следует рассматривать как базовое для определения нового потенциально опасного психоактивного вещества. В данном случае, на наш взгляд, термин «происхождение» в определении новых потенци-

1.3. Возникает вопрос, относится такой признак, как «новизна», к физиче-

5 р и

ально опасных психоактивных веществ используется для обозначения источника появления таких веществ. По источнику появления новые потенциально опасные Д

психоактивные вещества делятся на вещества синтетического и естественного происхождения. Е

П К

ским признакам новых потенциально опасных психоактивных веществ. На наш

взгляд — нет, так как из данного законом определения новых потенциально науки

8/2016

>

1И О.Е. Кугафина (МПОА)

опасных психоактивных веществ не следует, что под ними надо понимать совершенно новые вещества, ранее никогда не существовавшие. Новизна относится к социальным признакам таких веществ.

2. Медицинские признаки новых потенциально опасных психоактивных

веществ

Медицинские признаки таких веществ, как следует из Федерального закона № 3-ФЗ, обусловлены их психоактивностью, способной вызывать у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья.

2.1. Новым потенциально опасным психоактивным веществом может быть признано только вещество, относящееся к числу психоактивных, т.е. обладающее психоактивностью (способностью оказывать психоактивное действие). Как отмечается в специальных исследованиях, психоактивное действие (психоактивность) веществ с медицинских позиций выражается в способности «изменять чувства, мысли и поведение людей»13, «стимулировать, вызывать эйфорию, возбуждать, вызывать галлюцинации или, наоборот, оказывать снотворный эффект, успокаивать и т. п.»14.

2.2. Помимо психоактивности, рассматриваемые вещества, согласно Федеральному закону № 3-ФЗ, должны обладать способностью вызывать у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения.

При этом указание закона на то, что новые потенциально опасные психоактивные вещества могут вызывать состояние наркотического опьянения, нельзя признать обоснованным. Исходя из положений Федерального закона № 3-ФЗ наркотическим опьянением можно признать опьянение, вызванное потреблением наркотических средств или психотропных веществ, но не новыми потенциально опасными психоактивными веществами.

Для устранения указанного противоречия можно было бы дополнить Федеральный закон № 3-ФЗ определением наркотического опьянения, из которого должно однозначно следовать, что наркотическое опьянение может быть вызвано и потреблением веществ, не являющихся наркотическими средствами и психотропными веществами. Но тогда сотрется грань между наркотическим и токсическим опьянением по такому критерию разграничения, как определение того, от употребления какого именно вещества наступает соответствующее опьянение.

На наш взгляд, необходимо рассматривать токсическое опьянение как более широкое понятие по отношению к наркотическому опьянению (наркотическое опьянение как частный случай токсического опьянения) и применительно к новым потенциально опасным психоактивным веществам говорить исключительно об ином токсическом (не являющимся наркотическим) опьянении.

Если в последующем новое потенциально опасное психоактивное вещество будет признано наркотическим средством или психотропным веществом либо аналогом наркотического средства или психотропного вещества, тогда вызыва-

13 См.: Бабаханян Р. В., Бушуев Е. С., Варданян Ш. А, Афанасьев В. В. Наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества. СПб. : Реноме, 2008. С. 8.

См.: Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ : учеб. пособие / под ред. А. Н. Сергеева. М. : УБНОН МВД России ; Московская академия МВД России ; ЩИТ-М, 2000. С. 196.

емое им опьянение можно будет признавать наркотическим, но пока этого не произошло, вызываемое новыми потенциально опасными психоактивными веществами опьянение может рассматриваться только как токсическое (не являющееся алкогольным и наркотическим) опьянение.

Такой подход соответствует и ст. 63 УК РФ, пункт 11 которой предусматривает возможность признания отягчающим обстоятельством совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя — алкогольное опьянение, наркотических средств — наркотическое опьянение, других одурманивающих веществ (в том числе новых потенциально опасных психоактивных веществ) — иное токсическое (не являющееся алкогольным и наркотическим) опьянение.

2.3. Для отнесения вещества к категории новых потенциально опасных психоактивных веществ необходимо, чтобы вызываемое им токсическое опьянение было опасно для жизни и здоровья человека.

Как следует из установленных законом требований к включению вещества в Реестр, сведения о его потреблении и вызываемом им опьянении опасным для жизни и здоровья человека должны быть подтверждены результатами медицинского освидетельствования лица, находящегося под воздействием этого вещества.

При этом, на наш взгляд, по аналогии с ситуацией, разъяснение которой дано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29, опьянение может быть признано опасным для жизни и здоровья человека, если оно повлекло причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью потребителя, а также причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

3. Социальные признаки новых потенциально опасных психоактивных

веществ

Социальные признаки новых потенциально опасных психоактивных веществ заключаются в том, что эти вещества находятся в незаконном обороте с целью злоупотребления ими, являются новыми в том смысле, что они ранее не использовались для злоупотребления и что в результате их приема наступают последствия, имеющие социальную значимость (опасность).

Согласно сложившейся практике отнесения веществ к другими видам контролируемых психоактивных веществ, необходимы достаточные свидетельства того (применительно к новому потенциально опасному психоактивному веществу - получение сведений о его потреблении, подтвержденных результатами медицинского освидетельствования лиц, находящихся под воздействием этого вещества), что имеет место злоупотребление данным веществом или существует вероятность такого злоупотребления, которое представляет или может представить собой проблему для здоровья населения и социальную проблему, дающие Р основания для применения к этому веществу мер контроля (в данном случае — запрет оборота).

К социальным признакам, как уже отмечено, относится новизна рассматри- Е

ваемых веществ, то есть то, что это новое потенциально опасное психоактивное вещество (новое в смысле того, что оно ранее не являлось предметом злоупотребления в целях опьянения). науки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1И О.Е. Кугафина (МПОА)

Социальным признаком является и его потенциальная опасность. При этом и единичные факты злоупотребления таким веществом могут представлять значительную опасность, имеющую потенциальный характер, так как без запрета их оборота злоупотребление такими веществами может стать массовым. 4. Юридические признаки новых потенциально опасных психоактивных

веществ

Юридические признаки заключаются в том, что конкретное вещество может быть признано новым потенциально опасным психоактивным веществом только после того, как будет включено в Реестр.

4.1. В соответствии с действующим законодательством не могут быть признаны новыми потенциально опасными психоактивными веществами такие вещества, в отношении которых установлены санитарно-эпидемиологические требования.

При этом под санитарно-эпидемиологическими требованиями применительно к таким веществам, в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», понимаются обязательные требования к продукции, процессам ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

Также в соответствии с действующим законодательством не могут быть признаны новыми потенциально опасными психоактивными веществами такие вещества, в отношении которых установлены меры контроля за их оборотом.

Установление меры контроля за оборотом таких веществ связано с их отнесением к контролируемым веществам, то есть признание наркотическим средством, психотропным веществом либо их прекурсором или аналогом, сильнодействующим или ядовитым веществом.

Таким образом, одним из юридических признаков нового потенциально опасного психоактивного вещества является то, что в отношении этого вещества уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за его оборотом.

4.2. В статье 1 Федерального закона № 3-ФЗ новые потенциально опасные психоактивные вещества определяются как вещества, оборот которых в Российской Федерации запрещен.

Оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ, согласно пункту 2 ст. 2.2 названного Федерального закона, а также их потребление, согласно ст. 40 этого Федерального закона, в Российской Федерации запрещены. Однако, по нашему мнению, запрет оборота нельзя отнести к юридическим признакам новых потенциально опасных психоактивных веществ, ибо не существует абсолютного запрета на их оборот.

Фактически запрещен лишь незаконный оборот таких веществ, тогда как допускается их легальный оборот - использование уполномоченными органами в целях осуществления научной, учебной и экспертной деятельности, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 3 ст. 2.2 Федерального закона № 3-ФЗ).

Таким образом, данный признак, хотя и содержится в законодательном определении новых потенциально опасных психоактивных веществ, обязательным признаком таких веществ не является.

Более того, раз имеет место вышеуказанный легальный (незапрещенный) оборот указанных веществ, необходимо установление правил легального оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ. В настоящее время такие правила отсутствуют, нет и указания на необходимость принятия в будущем правил оборота указанных веществ.

4.3. Основным юридическим признаком новых психоактивных веществ является то, что они включены в Реестр (Реестр новых потенциально опасных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен).

При принятии решения о включении конкретного вещества в Реестр должно быть установлено, что ему присущи все вышерассмотренные признаки новых потенциально опасных психоактивных веществ.

4.4. Включение в Реестр возможно только при соблюдении установленных Федеральным законом № 3-ФЗ требований. Порядок формирования и содержания Реестра утвержден Приказом ФСКН России от 18 февраля 2015 г. № 69.

Как уже было отмечено ранее, включение вещества в реестр осуществляется при получении должностными лицами уполномоченных органов сведений о его потреблении, которые должны быть подтверждены результатами медицинского освидетельствования лиц, находящихся под воздействием этого вещества, проведенного в соответствии со ст. 44 № 3-ФЗ.

Отнесение веществ к категории новых потенциально опасных психоактивных веществ ограничено определенным временем, а именно — двумя годами.

Так, согласно ст. 2.2 Федерального закона № 3-ФЗ в течение двух лет со времени включения вещества в Реестр должно быть принято уполномоченным органом решение об установлении в отношении этого вещества санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом.

После установления в отношении соответствующего вещества санитарно-эпидемиологических требований или мер контроля за его оборотом это вещество утрачивает статус нового потенциально опасного психоактивного вещества и исключается из Реестра15.

Время покажет, насколько эффективно принятое решение о криминализации деяний с новыми потенциально опасными психоактивными веществами.

Практики идентификации веществ как предмета преступления, предусмотренного ст. 2341 УК РФ, еще нет, и какой она будет, можно только прогнозировать. е

В то же время уже сейчас можно сделать вывод о наличии двух содержательно отличающихся друг от друга видов экспертного исследования. о

"0

й

15 Более подробно о признаках новых потенциально опасных психоактивных веществ см.:

Федоров А. В. Изменения в законодательстве об ответственности за незаконный оборот Е

новых психоактивных веществ // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2015. Т. 9 № 2. С. 324-333 ; Федоров А. В. Уголовная ^ ответственность за оборот новых потенциально-опасных психоактивных веществ // Наркоконтроль. 2015. № 2. С. 3-16 ; Федоров А. В. Новые потенциально опасные психоактивные вещества как предмет преступления // Расследование преступлений: проблемы и пути их й решения. 2015. № 2(8). С. 12-24. науки

1И О.Е. Кугафина (МПОА)

Первый вид — экспертное исследование на предмет установления у изымаемого из оборота психоактивного вещества всех проанализированных выше признаков, что делает возможным его включение в Реестр.

Второй вид — экспертное исследование изымаемых из оборота психоактивных веществ на предмет установления того, относятся ли они к включенным в Реестр новым потенциально опасным психоактивным веществам или нет.

При проведении указанных видов экспертиз необходимо учитывать происходящие изменения в законодательстве.

В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации уполномочивает специально образованные федеральные органы или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Своим Указом от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Президент Российской Федерации с 5 апреля 2016 г. упразднил Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) и передал ее функции и полномочия Министерству внутренних дел Российской Федерации (МВД России), установив, что последнее является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, правопреемником ФСКН России.

Указанное обстоятельство имеет существенное значение для отнесения конкретных веществ к категории новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Согласно Федеральному закону № 3-ФЗ порядок формирования и содержание Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Этот же орган принимает решение о включении вещества в Реестр.

С упразднением ФСКН России утратил силу ее приказ от 19 февраля 2015 г. № 69 «Об утверждении Порядка формирования и содержания Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен». Таким образом, ст. 2341 «Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ» УК РФ в настоящее время не может применяться. Нет нормативно-правовых оснований и для проведения соответствующих видов экспертиз. В связи с этим необходимо принятие МВД России нормативного правового акта, утверждающего Порядок формирования и содержания Реестра, а также включение МВД России в этот Реестр в соответствии с установленным Порядком новых потенциально опасных психоактивных веществ.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Апель, А. Л., Бобянская, Н. С. Классификация психоактивных веществ, наркотиков в системе ПАВ / А. Л. Апель, Н. С. Бобянская // Антинаркотическая безопасность. — 2013. — № 1. С. 25—29.

2. Бабаханян, Р. В. Наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества / Р. В. Бабаханян [и др.]. — СПб. : Реноме, 2008. — 276 с.

3. Батыршин, И. И., Корчагин, О. Н., Чирков, Д. К. Правовые механизмы борьбы с незаконным оборотом новых потенциально опасных психоактивных веществ как элемент национальной системы раннего выявления и предупреждения новых видов наркотиков и наркомании / И. И. Батыршин, О. Н Корчагин, Д. К. Чирков // Наркоконтроль. — 2015. — № 2. — С. 16-21.

4. Зиновьев, В. В. К вопросу о необходимости ограничения оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ / В. В. Зиновьев // Российский следователь. — 2015. — № 2. — С. 34- 38.

5. Зиновьев, В. В. О необходимости совершенствования уголовного законодательства в связи с принятием статьи 2341 Уголовного кодекса Российской Федерации «Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ» / В. В. Зиновьев // Наркоконтроль. — 2015. — № 2. — С. 21-25.

6. Корухов, Ю. Г. Понятие «предмет экспертизы» и его практическое значение / Ю. Г. Корухов // Эксперт-криминалист. — 2013. — № 1. — С. 15-17.

7. Лихолетов, А. А., Решняк, О. А. Противодействие новым потенциально опасным психоактивным веществам: проблемы правоприменения / А. А. Лихолетов, О. А. Решняк // Наркоконтроль. — 2015. — № 2. — С. 26-30.

8. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: учебное пособие / под ред. А. Н. Сергеева. — М. : УБНОН МВД России, Московская академия МВД России, ЩИТ-М, 2000. - 580 с.

9. Сыромятников, С. В., Сарычев, И. И. Производные наркотических средств и психотропных веществ / С. В. Сыромятников, И. И. Сарычев // Наркоконтроль. — 2011. — № 2. — С. 21-25.

10. Тихомирова, В. В. Правовые вопросы регулирования незаконного оборота синтетических наркотиков / В. В. Тихомирова // Наркоконтроль. — 2013. — № 4. — С. 22.

11. Федоров, А. В. Взаимосвязь незаконного потребления наркотиков и их незаконного оборота / А. В. Федоров // Наркоконтроль. — 2013. — № 3. — С. 5-13.

12. Федоров, А. В. Вопросы криминализации и квалификации оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ / А. В. Федоров // Антинаркотическая безопасность. — 2016. — № 1 (6). — С. 5-14.

13. Федоров, А. В. Изменения в законодательстве об ответственности за незаконный оборот новых психоактивных веществ / А. В. Федоров // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и пра- й ва. — 2015. — Т. 9 — № 2. — С. 324-333. Д

14. Федоров, А. В. Наркокриминология как одно из направлений криминологии / А. В. Федоров // Наркоконтроль. — 2013. — № 1. — С. 4-27. Е

15. Федоров, А. В. Новые потенциально опасные психоактивные вещества как

предмет преступления / А. В. Федоров // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. — 2015. — № 2(8). — С. 12-24. науки

1И О.Е. Кугафина (МПОА)

16. Федоров, А. В. О криминализации оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ / А. В. Федоров // Антинаркотическая безопасность. — 2015. — № 2 (5). — С. 5-16.

17. Федоров, А. В. Определение наркотических средств и психотропных веществ в конвенциях ООН и его значение для уголовного законодательства / А. В. Федоров // Наркоконтроль. — 2012. — № 4. — С. 2-22.

18. Федоров, А. В. Определение производных наркотических средств и психотропных веществ для целей уголовного законодательства / А. В. Федоров // Теория и практика судебной экспертизы. — 2013. — № 1(29). — С. 50-61.

19. Федоров, А. В. Уголовная ответственность за оборот новых потенциально-опасных психоактивных веществ / А. В. Федоров // Наркоконтроль. — 2015. — № 2. — С. 3-16.

20. Федоров, А. В. Юридически значимые признаки аналогов наркотических средств и психотропных веществ / А. В. Федоров // Теория и практика судебной экспертизы. — 2012. — № 4(28). — С. 34-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.