Научная статья на тему 'Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен: вопросы нормативно-правового регулирования'

Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен: вопросы нормативно-правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3536
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ ПСИХОАКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА / СПАЙСЫ / РЕЕСТР НОВЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ / ОБОРОТ КОТОРЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАПРЕЩЕН / NEW POTENTIALLY HARMFUL PSYCHOACTIVE SUBSTANCES / PSYCHOTROPIC SUBSTANCES / SPICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Темботова Марьяна Арсеновна

В статье с учетом актуальности правового регулирования вопросов формирования Реестра и исключения из Реестра веществ даны рекомендации по дальнейшему совершенствованию этой работы с учетом реально сложившейся обстановки. Высказывается мнение о необходимости принятия МВД России нормативного правового акта, утверждающего Порядок формирования и содержания Реестра, а также включение МВД России в этот Реестр в соответствии с установленным Порядком новых потенциально опасных психоактивных веществ. Автор приходит к выводу, что для включения нового потенциально опасного психоактивного вещества в Реестр недостаточно результатов медицинского освидетельствования требуется проведение специальных исследований, направленных на определение опасности для жизни и здоровья опьянения, вызванного употреблением такого вещества, а именно проведение судебно-медицинских экспертиз, в рамках которых психоактивные вещества, содержащие, например, естественные и синтетические каннабиноиды, подлежат идентификации и определению их степени опасности для жизни и здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Темботова Марьяна Арсеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Register of New Potentially Dangerous Substances Subject to Illegal Turnover in the Russian Federation: Issues of Legal and Regulatory Framework

The article, taking into account the relevance of the legal regulation of issues of formation of the Register and exclusions from the Register of the substances the author provides recommendations for further development of this work, considering the real situation. The author believes that the Ministry of the Interior of Russia needs to adopt a normative legal act approving the procedure for the formation and maintenance of the Register, as well as the inclusion of the Ministry of the Interior of Russia in the Register in accordance with the established Procedure for New Potentially Dangerous Psychoactive Substances. The author concludes that the results of the medical examination are not sufficient for the inclusion of new potentially harmful psychoactive substances into the Register. Special studies to identify risks for the life and health caused by the use of such substances are required, in particular implementation of forensic examinations, in which psychoactive substances containing, for example, natural and synthetic cannabinoids are subject to identification and determination of their risks to life and health.

Текст научной работы на тему «Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен: вопросы нормативно-правового регулирования»

М. А. Темботова*

Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен: вопросы нормативно-правового регулирования

Аннотация. В статье с учетом актуальности правового регулирования вопросов формирования Реестра и исключения из Реестра веществ даны рекомендации по дальнейшему совершенствованию этой работы с учетом реально сложившейся обстановки. Высказывается мнение о необходимости принятия МВД России нормативного правового акта, утверждающего Порядок формирования и содержания Реестра, а также включение МВД России в этот Реестр в соответствии с установленным Порядком новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Автор приходит к выводу, что для включения нового потенциально опасного психоактивного вещества в Реестр недостаточно результатов медицинского освидетельствования — требуется проведение специальных исследований, направленных на определение опасности для жизни и здоровья опьянения, вызванного употреблением такого вещества, а именно проведение судебно-медицинских экспертиз, в рамках которых психоактивные вещества, содержащие, например, естественные и синтетические каннабиноиды, подлежат идентификации и определению их степени опасности для жизни и здоровья.

Ключевые слова: новые потенциально опасные психоактивные вещества, психотропные вещества, спайсы, Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен.

001: 10.17803/1994-1471.2018.87.2.139-143

В России, как и во всем мире, наблюдается лавинообразное распространение новых потенциально опасных психоактивных веществ под названием «спайсы» либо «курительные смеси». Новые виды таких синтетических психоактивных веществ представляют чрезвычайную опасность для здоровья лиц, допускающих их потребление, в первую очередь в связи с абсолютной непредсказуемостью их воздействия на организм человека. Некото-

рые из этих веществ обладают сильнейшими отравляющими свойствами. Вредное влияние спайса на организм и психику людей может быть значительно опаснее, чем действие других наркотиков растительного происхождения.

По общим наблюдениям медиков, можно сказать о том, что спайс очень мощно воздействует на психику. У многих пациентов наркологических клиник, одурманенных высокой дозой спайса, наблюдались галлюцинации, несвязная

© Темботова М. А., 2018

* Темботова Марьяна Арсеновна, аспирантка кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

речь, граничащая с бредом, сильное нервно-навязчивое состояние тревоги, доходящей до паники. Зафиксировано много случаев, когда люди кончали жизнь самоубийством под действием спайса либо пытались это сделать, чаще всего выпрыгивая из окон домов или нанося себе ранения режущими предметами. Выжившие нередко объясняли это спонтанным порывом, который нельзя было контролировать, либо сильным чувством ничем не объяснимого панического страха. Бывшие наркоманы, продолжительное время употреблявшие спайсы, говорят, что достаточно лишь маленькой дозы, чтобы получить сильный эффект1.

Федеральным законом от 03.02.2015 № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2 в УК РФ внесена новая статья — 234.1 «Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ».

В статье 1 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон № Э-ФЗ) определено, что новые потенциально опасные психоактивные веществе (далее — НПОПВ) — «это вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен» (далее — Реестр).

Следует обратить внимание, что ст. 234.1 УК РФ в настоящее время не применяется, так как в Реестр еще не включено ни одно вещество, признанное новым потенциально опасным психоактивным веществом.

В статье будут рассмотрены проблемы, возникающие в сфере нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с включением в Реестр и исключением из Реестра НПОПВ.

Согласно принятым актам включение вещества в Реестр осуществляется при получении должностными лицами органов прокуратуры,

Следственного комитета РФ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внутренних дел, таможенных органов, органов федеральной службы безопасности сведений о его потреблении, которые должны быть подтверждены результатами медицинского освидетельствования лиц, находящихся под воздействием этого вещества.

Очевидно, что эти органы должны передавать имеющиеся у них сведения МВД России, которое решит вопрос о включении соответствующего вещества в Реестр. Предстоит разработать и утвердить соответствующим нормативным актом вопросы координации деятельности указанных органов в этой сфере.

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) упразднена Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» и передал ее функции и полномочия Министерству внутренних дел Российской Федерации (МВД России).

МВД России, являясь федеральным органом исполнительной власти и правопреемником ФСКН России, будет исполнять функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Порядок включения веществ в Реестр определяется приказом ФСКН России от 18.02.2015 № 69 «Об утверждении Порядка формирования и содержания Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен»3. Представляется, что упразднение ФСКН России, а также недостаточно полное регулирование вопросов включения новых потенциально опас-

1 См.: Влияние спайса на организм человека // URL: http://www.vrednovsyo.ru/index.php?newsid=139 (дата обращения: 16.02.2017).

2 Российская газета. 06.02.2015.

3 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 31.

ных психоактивных веществ в Реестр4 диктуют необходимость разработки нового Реестра.

При разработке МВД России соответствующих актов и наполнении Реестра целесообразно решение следующих вопросов.

Распоряжение о включении вещества в Реестр, «безусловно, является нормативным правовым актом», а следовательно, издается «на основе и во исполнение, как это имеет место в данном случае, федеральных законов». Далее по процедуре прохождения нормативных правовых актов «проект такого нормативного правового акта должен направляться в Министерство экономического развития Российской Федерации для оценки регулирующего воздействия в порядке, установленном Правительством РФ»5.

Проводится общественное обсуждение проекта правового акта, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, что занимает не менее 15 дней.

Длительность и сложность процедуры включения вещества в Реестр привела к тому, что Реестра как такового нет, а ст. 234.1 УК РФ не работает.

Несомненно, МВД РФ необходимо совершенствовать Порядок включения веществ в Реестр на предмет его упрощения.

Нельзя не согласиться с мнением А. В. Федорова, что «необходимо и дальнейшее совершенствование нормативно-правового регулирования в указанной сфере, в том числе с учетом поручения Президента РФ по итогам заседания Президиума Государственного Совета РФ 17 июня 2015 г. по формированию единых подходов государств — участников ОДКБ и ЕАЭС в отношении государственной регистрации новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также в части, касающейся установления ад-

министративной и уголовной ответственности за их незаконный оборот»6.

Включение вещества в Реестр осуществляется при получении уполномоченными должностными лицами сведений о его потреблении, которые должны быть подтверждены результатами медицинского освидетельствования лиц, находящихся под воздействием этого вещества, проведенного в соответствии со ст. 44 Закона № З-ФЗ. Таким образом, чтобы поставить опасное вещество под запрет, необходим его потребитель, согласившийся пройти медицинское освидетельствование.

Таким образом, для включения в Реестр нового психоактивного вещества необходимо наличие одновременно следующих обстоятельств:

— вещество должно вызывать у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения;

— вызванное опьянение должно быть опасным для жизни и здоровья;

— в отношении вещества отсутствуют санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за его оборотом;

— факт потребления должен быть подтвержден результатами медицинского освидетельствования лица, находящегося под воздействием этого вещества7.

Однако, как считают А. А. Лихолетов и О. А. Решняк, «в процессе медицинского освидетельствования невозможно определить наличие опасности для жизни и здоровья человека со стороны нового психоактивного вещества», поскольку в «лаборатории химико-токсикологического исследования специалисты проводят исследование только на предмет установления состояния опьянения, вызванного тем или иным веществом»8.

Федоров А. В. Вопросы криминализации и квалификации оборота новых потенциально опасных психо-

активных веществ// Антинаркотическая безопасность. 2016. № 1. С. 7. Указ. соч. С. 7.

Федоров А. В. Вопросы криминализации и квалификации оборота новых потенциально опасных психо-

активных веществ // Антинаркотическая безопасность. 2016. № 1. С. 8.

Лихолетов А. А., Решняк О. А. Противодействие новым потенциально опасным психоактивным веществам: проблемы правоприменения// Наркоконтроль. 2015. № 2. С. 28. Лихолетов А. А., Решняк О. А. Указ. соч.

4

5

6

7

8

Возникает необходимость проведения судебно-медицинских экспертиз, в рамках которых психоактивные вещества, содержащие, например, естественные и синтетические кан-набиноиды, подлежат идентификации и определению их степени опасности для жизни и здоровья.

В то же время, по мнению В. В. Тихомировой, «описания клинической фармакодинамики и фармакокинетики новых потенциально опасных психоактивных веществ в специальной литературе по причине их новизны отсутствуют. Отсутствуют и примеры проведения фармакологических судебных экспертиз по материалам уголовных дел, связанных с употреблением психоактивных веществ»9.

По мнению специалистов, «для установления факта потребления нового потенциально опасного психоактивного вещества необходимы специальные реактивы, способствующие выявлению в биологических образцах человека ранее не известного токсического или иного вещества, которые в силу тех же причин в распоряжении специалиста отсутствуют»10.

Мы склонны разделить мнение ученых, которые считают, что для включения нового по-

тенциально опасного психоактивного вещества в Реестр недостаточно результатов медицинского освидетельствования, требуется проведение специальных исследований, направленных на определение опасности для жизни и здоровья опьянения, вызванного употреблением такого вещества.

Исключение нового потенциально опасного психоактивного вещества возможно по решению МВД России после установления в отношении этого вещества санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом не позднее двух лет со дня включения такого вещества в Реестр согласно ч. 10 ст. 2.2 Закона № Э-ФЗ.

Закономерна постановка вопроса о последствиях исключения НПОПВ из Реестра. Согласимся с Э. Н. Жевлаковым в том, что «ситуация с исключением также должна быть оговорена в законе»11.

Подводя итог, еще раз отметим, что законодательство и нормативно-правовое регулирование вопросов формирования Реестра и исключения из Реестра НПОПВ требуют дальнейшего совершенствования с учетом реально сложившейся обстановки.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. ЖевлаковЭ. Н. Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ (комментарий к ст. 234.1 УК РФ) // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2015. — № 7.

2. Лихолетов А. А., Решняк О. А. Противодействие новым потенциально опасным психоактивным веществам: проблемы правоприменения // Наркоконтроль. — 2015. — № 2.

3. Тихомирова В. В. Правовые механизмы борьбы с незаконным оборотом синтетических психоактивных веществ // Эксперт-криминалист. — 2014. — № 2.

4. Федоров А. В. Вопросы криминализации и квалификации оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ // Антинаркотическая безопасность. — 2016. — № 1.

Материал поступил в редакцию 21 июня 2017 г.

9 Тихомирова В. В. Правовые механизмы борьбы с незаконным оборотом синтетических психоактивных веществ // Эксперт-криминалист. 2014. № 2. С. 25—28.

10 Лихолетов А. А., Решняк О. А. Указ. соч. С. 28.

11 Жевлаков Э. Н. Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ (комментарий к ст. 234.1 УК РФ) // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2015. № 7. С. 7.

REGISTER OF NEW POTENTIALLY DANGEROUS SUBSTANCES SUBJECT TO ILLEGAL TURNOVER IN THE RUSSIAN FEDERATION: ISSUES OF LEGAL AND REGULATORY FRAMEWORK

TEMBOTOVA Mariana Arsenovna — Postgraduate of the Department of Criminal Law, Kutafin

Moscow State Law University (MSAL)

[email protected]

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9

Abstract. The article, taking into account the relevance of the legal regulation of issues of formation of the Register and exclusions from the Register of the substances the author provides recommendations for further development of this work, considering the real situation.

The author believes that the Ministry of the Interior of Russia needs to adopt a normative legal act approving the procedure for the formation and maintenance of the Register, as well as the inclusion of the Ministry of the Interior of Russia in the Register in accordance with the established Procedure for New Potentially Dangerous Psychoactive Substances.

The author concludes that the results of the medical examination are not sufficient for the inclusion of new potentially harmful psychoactive substances into the Register. Special studies to identify risks for the life and health caused by the use of such substances are required, in particular implementation of forensic examinations, in which psychoactive substances containing, for example, natural and synthetic cannabinoids are subject to identification and determination of their risks to life and health.

Keywords: new potentially harmful psychoactive substances; psychotropic substances; spices; Register of New Potentially Harmful Psychoactive Substances, the Turnover of which is Forbidden in the Russian Federation (hereinafter referred to as the Register).

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. ZhevlakovE'. N. Nezakonnyj oborot novyx potencial'no opasnyx psixoaktivnyx veshhestv (kommentarij k st. 234.1 UK RF) // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA). - 2015. - № 7.

2. Lixoletov A. A., Reshnyak O. A. Protivodejstvie novym potencial'no opasnym psixoaktivnym veshhestvam: problemy pravoprimeneniya // Narkokontrol'. — 2015. — № 2.

3. Tixomirova V. V. Pravovye mexanizmy bor'by s nezakonnym oborotom sinteticheskix psixoaktivnyx veshhestv // E'kspert-kriminalist. — 2014. — № 2.

4. Fedorov A. V. Voprosy kriminalizacii i kvalifikacii oborota novyx potencial'no opasnyx psixoaktivnyx veshhestv // Antinarkoticheskaya bezopasnost'. — 2016. — № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.