УДК 331
Тарасова А.Ю. студент 3 курс Институт Экономики и Управления Научный руководитель: Ларионова Н.А. доцент кафедры государственного и муниципального управления ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»,
Россия, г. Ставрополь ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: В данной статье выявляется степень значимости малого и среднего бизнеса в современной российской экономике. Рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкивается малый и средний бизнес в современной России. Также определяются основные барьеры, которые стоят на пути развития предприятий малого и среднего бизнеса. Раскрываются основные причины данных проблем.
Ключевые слова: малый бизнес, средний бизнес, проблемы малого и среднего бизнеса в России, развитие экономики, барьеры.
Tarasova A. Y. bachelor's student, 3 year, Institute of economics and management Scientific adviser: Larionova N., docent of the department
state and public administration Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education
North-Caucasus Federal University Stavropol, Russia
THE MAIN PROBLEMS SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN THE
RUSSIAN FEDERATION
Abstract: This article reveals the degree of importance of small and medium-sized businesses in the Russian economy, while considering the main problems faced by small and medium-sized businesses in modern Russia. It also identifies the main barriers that stand in the way of development of small and medium-sized businesses. Key words: small business, medium business, problems of small and medium business in Russia, economic development, barriers.
Предпринимательская деятельность - это специфический вид экономической деятельности, основанный на самостоятельной инициативе, связанной с риском, ответственностью и внедрением новаторской идеи, в основе которого лежит цель получения прибыли. Предпринимательство - это организация производства, сбыта и распределения произведённых товаров и услуг в рамках апробированного вида деятельности.
В условиях XXI века, предпринимательство, вне зависимости от своего удельного веса в экономике любой страны, оказывает на неё значительное воздействие. Ежегодно растущие темпы увеличения числа предприятий
малого и среднего бизнеса во всём мире задают общемировую тенденцию развития данного сектора экономики [2, с. 49].
С момента своего зарождения, предпринимательские структуры выступают главной движущей силой для формирования и развития института частной собственности, роста местного и регионального спроса и предложения, увеличения числа внедряемых в производство инноваций и создания высоко конкурентной среды в экономике рыночного типа.
Проблемы предприятий малого и среднего бизнеса особо актуальны для современной российской экономики, которая на данный момент находится в условиях непрерывной модернизации. В последнее время, российская экономика всё чаще сталкивается с застойными явлениями, помочь преодолеть которые сможет малый и средний бизнес, формирующийся и развивающийся в России на протяжении более 25 лет.
В России малый и средний бизнес является достаточно самоорганизующимся явлением, что означает самостоятельное возникновение и отмирание предпринимательских структур и соответствующей инфраструктуры. В силу политических и экономических особенностей России и её экономической сферы, малый и средний бизнес сталкивается с рядом основных, характерных для него проблем. К числу основных проблем можно отнести:
1. Нестабильный характер темпов роста числа предприятий малого и среднего бизнеса. По данным Федеральной налоговой службы, темпы роста количества предприятий малого и среднего бизнеса в федеральных округах с 2016 по 2017 год составляют: предприятия малого бизнеса - СКФО: +4,5%, ЮФО: +0,09%, ЦФО: -1,5%, СЗФО: -1,6%, ПФО: -2,8%, УФО: -1,5%, СФО: -2,1%, ДВФО: -2,3%. Предприятия среднего бизнеса - СКФО: +13%, ЮФО: -0,6%, ЦФО: -7,4%, СЗФО: -2,9%, ПФО: -3,4%, УФО: -6,9%, СФО: -0,4%, ДВФО: -3,2%. В результате чего, лишь в отдельных федеральных округах наблюдается положительная динамика, в большинстве присутствует отрицательная динамика [5].
Такие явления вызваны нестабильностью экономики и неблагоприятными стечениями обстоятельств, а именно экономическими барьерами, к числу которых относят периодическое повышение цен на сырьё, нестабильный курс национальной валюты, стагнационные явления.
2. Высокая доля предприятий, осуществляющих деятельность в сфере торговли, ведёт посредническую деятельность.
В Российской Федерации существует определённая особенность - многие предприятия регистрируются как производственные, однако осуществляют торгово-посредническую деятельность, которая становится для них основным видом экономической деятельности.
3. Несовершенство налогового и правового законодательства. Налоговая политика идёт в разрез с общемировой практикой и тенденциями развитиями экономики. Налогообложение малых и средних предприятий в России является высоким, в результате чего предприятия вынуждены тратить
большую часть доходов на уплату налогов, а не на развитие и совершенствование производства.
С каждым годом все больше прослеживается налоговое давление на предприятия малого и среднего бизнеса, а именно изменён размер страховых взносов в сторону увеличения с 26 до 34% для предприятий малого бизнеса, осуществляющих уплату налогов по общей схеме. Для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и единый налог на временный доход, - с 14 до 34%. Важно отметить, что высокие налоговые ставки заставляют уходить предприятия малого бизнеса в «теневой» сектор экономики.
4. Существование «теневого» сектора. Данная проблема имеет исторические корни, уходящие в 1990-е года, когда в стране существовали такие явления, как налоговая, административная и экономическая нестабильность, закрытость рынков сырья и материалов, гиперинфляция. Всё это привело к тому, что многие предприниматели «уводили» бизнес в улично -палаточную торговлю и «теневой» сектор экономики [2, с. 51].
5. Трудность с получением банковских кредитов. Один из основополагающих факторов, определяющих темпы роста количества предприятий малого и среднего бизнеса - это обеспечение для них лёгкого доступа к финансовым ресурсам. Однако, зачастую не все предприятия малого и среднего бизнеса могут получить должное финансовое обеспечение в необходимых размерах.
Данная ситуация парадоксальна: для ухода от налогов предприятия малого и среднего бизнеса показывают в отчётных документах нулевую прибыль, из-за этого, банки отказываются выделять им кредиты.
6. Отсутствие полноценного механизма оказания государственной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса. Исторически, данная проблема уходит корнями в 1990-ые годы, когда из-за резкого перехода от командной экономической системы к рыночной, государство не смогло оперативно адаптироваться и создать необходимый механизм поддержки. В настоящее время Правительством Российской Федерации решается проблема несовершенства механизмов оказания государственной поддержки.
7. Наличие административных барьеров. Большинство предпринимателей сталкивается с административными барьерами при входе на конкурентный рынок. В большинстве случаев наблюдаются расхождения с основными законодательными актами: реальные сроки регистрации индивидуальных предпринимателей на практике отличаются, а, стоимость регистрации, зачастую, превышает установленный размер государственной пошлины.
К числу административных барьеров можно также отнести и большое количество проверяющих организаций, которые проводят различные проверки, в том числе и внеплановые.
8. Социальная защита деятельности предприятий малого и среднего бизнеса. Ранее существовала государственная система социальных гарантий и
социального обеспечения предприятий малого и среднего бизнеса на основании распределения общественных фондов в условиях текущей ситуации в экономики государства. Однако, такая система оказалась надломленной.
Таким образом, процесс развития малого и среднего предпринимательства оказывает значительное влияние на определение темпов экономического роста страны, что определяет значимость этого сектора для национальной экономики в условиях ее развития на современном этапе. На сегодняшний день процесс формирования сектора малого и среднего бизнеса в России до сих пор не завершён, что обусловлено рядом проблем, из-за которых сегодня предприятия малого и среднего бизнеса оказываются успешными крайне редко, однако, эти проблемы будут постепенно ликвидированы в перспективе, которая, по прогнозам большинства специалистов, является достижимой.
Использованные источники:
1. Коваленко С. В., Шарипова А. Р. Проблемы малого бизнеса в России // Молодой ученый, 2016. - №10. - С. 743-746.
2. Смирнова А. В Отечественный и зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса / А.В. Смирнова. - М.: Лаборатория книги, 2013. - 101 с.
3. Чернышева Ю. В. Проблемы развития малого бизнеса// Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов// Перемены в России: прошлое, настоящее и будущее. - Изд. "Таглимат" ИЭУП, 2007. - С. 51.
4. Чечина В. А., Шнякин К. В. Основные проблемы малого и среднего предпринимательства в России // VII Международная студенческая электронная научная конференция, 2014. - №1 (29). - С. 179-184
5. Федеральная налоговая служба // https://rmsp.nalog.ru/