Научная статья на тему 'Основные проблемы коммерциализации результатов инновационной деятельности'

Основные проблемы коммерциализации результатов инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1361
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ / ИНВЕСТОР / ИЗОБРЕТЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зяблицева Ольга Владимировна, Галимова Маргарита Петровна

В статье рассмотрены вопросы формирования условий для развития инновационных производств в России. Рассмотрены основные этапы процесса коммерциализации технологий, выявлены проблемы, препятствующие развитию процессов в области коммерциализации результатов научно-технических разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы коммерциализации результатов инновационной деятельности»

5. Греченюк О.Н., Греченюк А.В., Мелихов В.Ю., Хаустова Е.В. Инвестиционная активность и ее роль в социально-экономическом развитии регионов России // монография / Российский гос. социальный ун-т, Курский ин-т социального образования (фил.) РГСУ. Москва, 2010.

ORGANIZATIONAL INNOVATION IN RUSSIA: STATE AND TRENDS

Grechenyuk Olga Nikolaevna, Cand.Econ.Sci., associate professor South West State University, Kursk, Russia (e-mail: [email protected])

Grechenyuk Anton Vladimirovich, Cand.Econ.Sci., associate professor Kursk Academy of State and Municipal Service, Kursk, Russia (e-mail: [email protected])

Abstract. This article is devoted to research of innovative activity of Russian companies in the field of organizational innovations in dynamics for 2010-2015. The authors have identified the situation and the tendencies of further organizational innovation development in Russia in general and in the context of federal districts and sectors. The authors carried out an international comparison and defined the place of Russia by level of innovative activity in the field of organizational innovation among the leading foreign countries.

Keywords: innovation, innovative activity, non-technological innovation, organizational innovation.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Зяблицева Ольга Владимировна, студент (e-mail: [email protected]) Галимова Маргарита Петровна, к.э.н., доцент (e-mail: [email protected]) Уфимский государственный авиационный технический университет,

г. Уфа, Россия

В статье рассмотрены вопросы формирования условий для развития инновационных производств в России. Рассмотрены основные этапы процесса коммерциализации технологий, выявлены проблемы, препятствующие развитию процессов в области коммерциализации результатов научно-технических разработок.

Ключевые слова: конкурентоспособность, инновационная деятельность, коммерциализация технологий, инвестор, изобретение.

В настоящее время одной из приоритетных задач, обозначенных в стратегии развития России до 2020 года, является создание конкурентоспособной отечественной продукции.

Ключевым фактором конкурентоспособности предприятия, региона, отрасли, страны является высокий уровень инновационной активности. Если под конкурентоспособностью понимается «способность производить товары или услуги, которые могут конкурировать на рынке», а под инновацией

понимается «внедрение новой или существенно улучшенной идеи, товара, услуги, процесса или практики, предназначенной для получения преимущества в результате», то взаимосвязь очевидна[3]. Тем не менее, хозяйствующие субъекты демонстрируют низкий уровень внедрения инноваций, недостаточную эффективность инновационной деятельности.

Основными причинами такого положения можно назвать:

- недостаточность финансирования научных исследований, особенно со стороны частных инвесторов;

- отсутствие спроса на новые разработки со стороны новых субъектов экономической деятельности;

- неразвитость инновационной инфраструктуры, которая зависит от эффективной реализации всех циклов инновационного процесса;

- отсутствие нового типа «инновационного менеджера», способного довести идею до коммерческого результата;

- недостаточно эффективные механизмы взаимодействия предприятий и власти.

Практически все эти проблемы решаются в рамках механизмов коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, являющейся результатом инновационной деятельности (РИД)[2].

Коммерциализация РИД, в которых воплощена интеллектуальная собственность, представляет процесс превращения знаний в интеллектуальный капитал, превращения нематериальных активов в материальные активы, превращения интеллектуальной собственности (ИС) в конкурентоспособный продукт, приносящие прибыль владельцу прав на ИС. Коммерциализация возможна на основе создания эффективной бизнес-модели, позволяющей привлечь рисковые инвестиции для вывода на рынок и успешных продаж инновационных продуктов и услуг.

Целью коммерциализации является генерирование максимального денежного потока в конкурентоспособные сроки, позволяющего окупить инвестиции и развиваться инновационному бизнесу в долгосрочной перспективе [2].

Важным является содействие государства в создании инновационной инфраструктуры. В связи с этим в России проводится активная политика по развитию инновационной инфраструктуры, по стимулированию частных инвесторов, а также по стимулированию развития субъектов малого и среднего предпринимательства научно-технической сферы.

Для того, чтобы понять, какие механизмы и инструменты необходимо использовать для активизации инновационного процесса и получения коммерческого результата от внедрения новых технологий и других результатов РИД необходимо проанализировать структуру процесса коммерциализации.

Первый этап включает в себя отбор научных разработок, идей с точки зрения коммерческой выгоды. Для этих целей нужно тщательно изучить рынок, потенциальных потребителей, востребованность предлагаемого

продукта[1]. Анализ рынка должен помочь выделить функциональные характеристики продукта, на которые предъявляется платежеспособный спрос. Этот этап часто проводится формально, так как сложно изучать рынок продуктов, потребность в которых еще не сформировалась. Поэтому здесь важно использовать результаты научно-технического прогнозирования (форсайта), результаты публикационной и патентной активности.

На данном этапе новаторы часто игнорируют оценки экономической эффективности, так как недостаточно полно понимают область применения нового изобретения. Научные разработки, изобретения являются продуктами творческого труда и представляют собой качественно новое оригинальное решение, которое позволяет удовлетворить имеющуюся практическую потребность. Экономическая полезность изобретений, новшеств, рационализаторских предложений объясняется способностью обеспечить более эффективное использование рабочей силы, сырья, капитальных вложений.

На данном этапе коммерциализации наиболее часто возникают следующие проблемы:

• проблема адекватной оценки коммерческой привлекательности технологии.

• нерациональное использование интеллектуальных и финансовых ресурсов за счет недостаточного внимания патентным исследованиям, технологическому аудиту, исследованиям рынка, конъюнктуры, маркетинговым исследованиям.

• проблема обеспечения инновационной сферы кадровым потенциалом.

Согласно данным Госкомстата (табл. 1), численность персонала, занятого НИОКР, с 2010 по 2015 гг. сократилась на 16,7%.

Таблица 1 - Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, по категориям по РФ, человек

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Численность персонала - всего 887729 813207 736540 727029 732274 738857

в том числе:

исследователи 425954 391121 368915 369015 373905 379411

техники 75184 65982 59276 61401 63168 62805

вспомогательный персонал 240506 215555 183713 175365 173554 174056

прочий персонал 146085 140549 124636 121248 121647 122585

Источниками формирования и потребителями инноваций служат люди. Следовательно, необходимо развивать и поддерживать человеческий капи-

тал. Для этого необходимо развивать механизмы мотивации новаторов с учетом их стимульных требований.

• проблема организации инновационной деятельности. Необходим новый тип «инновационного менеджера» с компетенциями и разработчика и управленца.

На втором этапе процесса коммерциализации предполагается аккумулирование необходимых финансовых средств для реализации технологии и доведения ее до массового или серийного производства.

Освоение нововведений - весьма многоплановый, дорогостоящий и рискованный процесс, так как на выходе появляется интеллектуальный про-дукт[5]. В связи с этим также возникают некоторые трудности.

Частные инвесторы не готовы вкладывать капитал в разработки, находящиеся на стадиях зарождения идеи, их интересует уже освоенная и практически применимая технология. Поэтому необходимо развивать институт инвесторов, поддерживающих новации на ранних стадиях[6]. В качестве потенциальных инвесторов на данном этапе могут выступать:

• государственные и международные фонды и программы, оказывающие значительное влияние на развитие отечественной науки, предоставляя помощь в процессе коммерциализации научно-технических разработок, выделяя при этом значительный объем финансовых средств;

• гранты, целевые программы, средства негосударственных фондов, международные проекты;

• венчурные фонды, осуществляющие финансовую поддержку разработчиков взамен полной или частичной передачи прав на результаты исследований и разработок;

• промышленные предприятия, финансирующие научные исследования с целью их дальнейшего использования в собственной деятельности [6].

Интересен опыт Европейского Союза. В странах Европы существует множество структур, оказывающих поддержку коммерциализации технологий и созданию новых высокотехнологичных компаний. К ним относятся: агентства регионального развития, офисы трансфера технологий, инкубаторы и научные парки, подразделения по коммерциализации в университетах и научно-исследовательских организациях, а также ряд частных и государственных организаций, предоставляющих финансирование, включая специализированные фонды венчурного капитала и фонды поддержки новых высокотехнологичных компаний. При этом главную роль в этих странах играет государство, оказывающее различную поддержку в стимулировании инновационной деятельности через различные механизмы поддерж-ки[7].

В наиболее развитых странах, таких как США, Швеция этот процесс стал самостоятельной движущей силой и сейчас уже не зависит от государственного финансирования.

Последняя стадия процесса коммерциализации предполагает непосредственный выпуск в производство.

Как правило, до последней стадии доходит значительно меньшая часть идей, то есть имеет место проблема незавершенности большинства исследований и недоведенности до самой разработки. Это означает, что существует базовый вариант товара-разработки с рядом функциональных характеристик, которые подлежат обработке для придания всех необходимых свойств товара с точки зрения маркетинга. Имеющийся образец в таком случае отображает основные характеристики и свойства будущего продукта, но не определяет конкурентоспособность продукта по сравнению с аналогичными товарами или товарами-заменителями, что, соответственно, снижает ценность самой разработки.

Выход из подобной ситуации - это проведение рыночных исследований, выявление основных свойств разработки, которые интересны для потенциальных покупателей подобной продукции, и доработки научно-технической продукции в соответствии с выявленным потенциальным спросом, проводимые на первом этапе.

Кроме того на данном этапе существует проблема защиты прав на интеллектуальную собственность. Во многом, выбор формы защиты ИС зависит от выбранной бизнес-модели трансфера технологий.

В настоящий момент основной формой охраны объектов интеллектуальной собственности является патент (или другой охранный документ, удостоверяющий титул интеллектуальной собственности), а формой передачи прав на использование объектов интеллектуальной собственности - лицензионный договор. Вместо понятий «внедрение» и «использование» были введены понятия «исключительное право на использование» и «передача права на использование» объектов интеллектуальной собственности. Это означает включение в хозяйственный оборот продукта, изготовленного с использованием запатентованного результата интеллектуальной деятель-ности[4].

В случае самостоятельного использования разработки за авторами закрепляются все права, включающие: организацию производства, выведение на рынок, передача прав пользования как самой разработкой, так и оборудованием, использующимся для ее производства. Данный способ обладает большими рисками, но в тоже время в случае успешного позиционирования на рынке сулит разработчикам наибольшие доходы. Кроме того для реализации и выпуска продукции необходимы значительные финансовые вливания, которые достаточно долго окупаются.

В случае продажи разработчиками части интеллектуальных прав в виде лицензий, франчайзинга, подряда на совместную разработку, передачи секретов производства авторы затрачивают сравнительно небольшие средства, и в тоже время риск в связи с переуступкой части прав становится гораздо меньше.

При полной передаче интеллектуальных прав на разработку или продаже патентных прав, как правило, на определенный срок, авторы несут невысокий уровень затрат и малую вероятность рисков. Однако в данном случае существуют расходы, связанные с поиском покупателя, юридической консультации. Кроме того появляется риск, связанный с недополучением значительной части финансовых средств от разработки в будущем.

Таким образом, первые два способа коммерциализации инноваций находят наибольшее применение при разработке технологий узкоцелевой направленности [5]. В случае третьей схемы, то она наиболее применяема для случаев, когда разработчику по каким-то причинам проблематично в будущем использовать разработку в коммерческих целях и экономически целесообразней направить усилия на создание новой продукции, а не на организацию серийного или массового производства уже созданного товара.

Итак, для инновационного развития экономики необходимы минимум две составляющие: мощные интеллектуальные центры - генераторы инноваций и эффективный инновационный механизм, позволяющий субъектам экономики подхватывать новые разработки и интегрировать их в свои процессы, продукты и услуги. Поэтому с целью активизации инновационной деятельности и решения проблем коммерциализации технологий должна быть выработана новая инновационная политика, представляющая собой совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание в России благоприятного инновационного климата, необходимого для успешного инвестирования в экономику. Она должна объединять общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансовую систему, образование и быть ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики [2].

Для создания инновационного механизма, необходимо трансформировать инновационную инфраструктуру - систему институтов, которые позволят новаторским идеям быстро проходить путь от научной лаборатории до той стадии, когда их можно использовать в технологических процессах работающих на рынке компаний.

В целом, решению проблем коммерциализации результатов научных исследований и стимулированию инновационной деятельности в России будут способствовать следующие меры:

• поощрение сотрудничества между государственной научной организацией и бизнесом, дальнейшее сотрудничество с институтами. Эффективным механизмом здесь могут стать институты государственно-частного партнерства, кластерные механизмы, кооперационные цепочки;

• стимулирование частных инвестиций через систему налогового льготирования или налоговых каникул, создание особых зон развития;

• реализация венчурных проектов;

• прямые субсидии в сферу коммерциализации;

• устранение барьеров при входе на рынок и обеспечение согласованности действий всех участников процесса коммерциализации на федеральном, региональном и местном уровнях;

• квалифицированный инжиниринг, консалтинг и аудит.

Кроме того необходимо предусмотреть обеспечение защиты прав на результаты интеллектуального труда, развитие малого научно-инновационного предпринимательства, то есть благоприятных экономических, правовых, организационных и других условий для возникновения новых фирм, занятых созданием и коммерциализацией научно-технических нововведений. Список литературы

1. Асаул А. Н., Посяда Н. И. Инвестиционная привлекательность региона / под ред. А. Н.Асаула. - СПб: СПбГАСУ, 2008. - 120 с.

2. Галимова М.П., Балбабян А.В. Современные бизнес-модели коммерциализации новых технологий // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления// Материалы XI Международной научно-практической конференции, Курск, 2016, с.73-78

3. Галимова М.П., Аболмазова А.И Развитие методов оценки взаимосвязи инновационного потенциала и конкурентоспособности промышленного предприятия // В сборнике: Управление экономикой: методы, модели, технологии четырнадцатая международная научная конференция: сборник научных трудов. 2014. С. 81-84.

4. Цуканова О.А., Шашкова Е.В. особенности коммерциализации научно-технической продукции в России // Современные проблемы науки и образования. -2013. - № 2.; [Электронный ресурс] URL: http://www.science-education.ru/

5. Мазенин А.М.Факторы коммерциализации инновационных продуктов в российских условиях // Волгоградский государственный технический универси-тет[Электронный ресурс]и^: http://www.marka-volga.ru/resursy/

6. Коммерциализация результатов НИОКР [М. П. Галимова и др.]; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования УГАТУ. Уфа, 2008

7. Исмагилова Л.А., Худец О., Галимова М.П. Управление инновациями и институты региональной инновационной системы // Л.А. Исмагилова, О. Худец, М. П. Галимова; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования УГАТУ. Уфа, 2009.

MAIN PROBLEMS OF INNOVATION COMMERCIALIZATION

Zyablitseva Olga, student

(e-mail: [email protected])

Ufa State Aviation Technical University, Ufa, Russia

Galimovа Margarita Petrovna, Cand.Ec.Sci., аssociate Professor

(e-mail: [email protected])

The article discusses the formation of conditions for the development of innovative industries in Russia. The main stages of the process of technology commercialization, revealed problems hindering the development ofprocesses in the area of commercialization of scientific and technical developments.

Keywords: competitiveness, innovation, technology commercialization, the investor, the invention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.