Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ'

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
результаты оперативно-розыскной деятельности / уголовно-процессуальное законодательство / требования законодательства к доказательствам.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Парамонов Сергей Игоревич

в настоящее время существует ряд проблем по вопросам использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательства по уголовному делу. Так, для использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательства они должны соответствовать требованиям, которые установлены законодательством по отношению ко всем доказательствам. В данной статье рассматриваются критерии, по которым устанавливается возможность использования результатов ОРД в качестве доказательства, а также нормативно-правовое регулирование данного аспекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ»

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ

СУДОПРОИЗВОДСТВЕ Парамонов С.И.

Парамонов Сергей Игоревич - студент, магистр, юридический факультет, Московский университет им. С.Ю. Витте, г. Москва

Аннотация: в настоящее время существует ряд проблем по вопросам использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательства по уголовному делу. Так, для использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательства они должны соответствовать требованиям, которые установлены законодательством по отношению ко всем доказательствам. В данной статье рассматриваются критерии, по которым устанавливается возможность использования результатов ОРД в качестве доказательства, а также нормативно-правовое регулирование данного аспекта.

Ключевые слова: результаты оперативно-розыскной деятельности, уголовно-процессуальное законодательство, требования законодательства к доказательствам.

Вопрос использования сведений, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности, в качестве доказательств по уголовному делу существовал в течение длительного промежутка времени был не разрешён, из-за отсутствия законодательной базы, которая регулировала бы данный аспект. Первые изменения по данному вопросу были ознаменованы принятием в 1995 г. Закона об ОРД, который впервые в истории гласно узаконил основы возможности использования результатов ОРД.

Использование сведений, полученных в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, в качестве основания для возбуждения уголовного дела или доказательства по уголовным делам можно лишь в случае, когда необходимые сведения были получены при соблюдении норм действующего законодательства, а также требований, которые закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах.

Полученные в ходе оперативно-розыскной деятельности результаты предоставляются в двух возможных ситуациях: либо по инициативе органов, которые непосредственно проводили оперативно-розыскные мероприятия, или же в случае, когда оперативные органы выполняли какие-либо поручения от других правоохранительных органов, у которых в производстве находятся уголовные дела, которые требуют проведения соответствующих оперативных мероприятий, например, такими органами являются органы дознания, следствия и др. Далее вышеуказанные результаты реализуются в рамках расследования уголовного дела в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, а также в зависимости от их отражения в материалах уголовного дела. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 11 Закона об ОРД указанные результаты могут использоваться в следующих направлениях1:

для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;

для проведения оперативно-розыскных мероприятий по каким-либо причинам;

для принятия решения о достоверности сведений, которые подаются государственными или муниципальными служащим или гражданами, которые претендуют на должность судьи; в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовного дела;

в доказывании по уголовным делам, не идет в разрез с нормами действующих в РФ законов. Конституционный Суд РФ вынес разъяснение относительно рассмотрения сведений, полученных в результате ОРМ. Из данного разъяснения следует, что вышеуказанные сведения не обретают статус доказательства, а являются только сведениями об источниках получения данных, и которые могут получить статус доказательства лишь в случае полу лучения их с соблюдением всех установленных законом требований, после их закрепления согласно регламентированному порядку2.

Из вышеизложенного можно заключить, что к любой информации, которой получают в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, предъявляют требование прохождения ее легитимности посредством оперативно-розыскных или уголовно-процессуальных мероприятий. Результаты осуществления оперативно-розыскной деятельности должны быть оформлены в установленной законом форме, также они должны пройти через скрупулезную и многогранную проверку, а также последующую

1 Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/. (дата обращения 20.04.2021 г.)

2 Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999 г. № 19-0 «По жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»».

оценку в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно, они должны быть оценены с точки зрения основных критериев, предъявляемых и к другим доказательствам в соответствии с УПК. Такими критериями выступают относимость, достоверность, допустимость, достаточность. Итак, рассмотрим данные критерии более подробно.

Рассмотрим критерий относимости первым. Относимость- это правовое требование, которое нацелено на суть самого доказательства. Оно содержится в том, что доказательство выступает средством по установлению реальных данных по конкретному уголовному делу. Вернее, можно отметить, что доказательства должны быть обращены к определенному уголовному делу, следовательно, важным элементом данного критерия выступает наличие взаимосвязи между содержанием доказательств и обстоятельствами конкретного уголовного дела, которые подлежат доказыванию. Наличие вышеуказанное связи делает возможным воссоздать истинную обстановку произошедшего инцидента благодаря полученным сведениям и доказательствам.

Перефразируя, относимость - это способность признавать либо низвергать реальные обстоятельства, которые характеризуют объективную сторону определенного преступления, а также установлению последовательности событий, как предшествующих преступлению (например его приготовления, в случае его наличия), так и его совершению. В вышеуказанном случае оценка оперативных данных, не имеет каких-либо отличий от оценки других сведений и материалов, которые уже имеются в материалах уголовного дела, которые были получены до возбуждения уголовного дела.

Рассмотрим следующий критерий- допустимость. Допустимость содержит в себе, как смысл, так и форму доказательств, а также предписывает придерживаться всех требований, которые установлены действующими нормативно-правовыми актами. При анализе допустимости предоставленных оперативными подразделениями сведений в результате осуществления их профессиональной деятельности, важную роль играет законность осуществления их ОРМ по конкретному делу. Если их признают допустимыми, то на их основании возбуждают уголовное дело или же в случае недостаточности имеющихся сведений выносят решение о проведении дополнительной проверки для получения большего количества сведений, которые также характеризовались бы критерием допустимости. Также решение о проведении дополнительной проверки может быть вынесено в случае каких-либо сомнений в допустимости полученных сведений.

Согласно действующим нормативно-правовым актам доказательства являются недопустимыми3, когда они получены с нарушением требований действующих нормативно-правовых актов. Сведения, полученные в результате осуществления ОРД, также, как и доказательства не могут быть использованы в материалах уголовного дела, если они будут признаны недопустимыми.

Еще одним требованием, которое предъявляют к сведениям, получаемым в результате ОРД, которое также применительно и к любому другому доказательству, является требование достоверности. Данное требование состоит в соответствие вышеуказанных сведений существующей реальности. Данный критерий включает в себя необходимое присутствие в оперативных сведениях признаков, которые характеризуют совершенное преступление с объективной стороны. Стоит уделить особое внимание на том факте, что оперативные данные в преобладающем большинстве носят относительно вероятный характер. Достоверность поступивших сведений о признаках совершенного или же только совершаемого преступления и следующее за получением данных сведений решение о возбуждении уголовного дела на основе полученных данных предполагает возможность последующего их использования в качестве доказательств. Бывают ситуации, когда на основе имеющихся сведений невозможно возбудить уголовное дело. Такие ситуации имеют место быть, когда невозможно подтвердить получение данных сведений или их источника.

Из всего вышесказанного следует, что основным требованием, которое предъявляют к сведениями, получаемым в результате оперативных мероприятий, которые в последующем обретут статус доказательства по уголовному делу, является соответствие требованиям, которые установлены действующими нормативно-правовыми актами. Необходимо уточнить, что вышеуказанные сведения должны содержать следующие данные: данные, которые играют роль для установления каких-либо обстоятельств по уголовному делу; источник получения сведений, которые в последующем получат статус доказательства; данные, которые могут дать возможность установить достоверность полученных сведений.

Статус доказательства могут получить любые сведения и материала, в том числе полученные в результате осуществления оперативной деятельности, в случае, когда, они были получены в соответствии с установленным законодательством порядке и из легитимных источников, путем проведения следственных и судебных действий. При соблюдении всех условий они могут быть приобщены к материалам уголовного дела.

Решение об использовании в процессе доказывания материалов ОРД принимается лицом, которое руководит проведением следственных действий, например, органами дознания, следствия и др. Следует

3 ст. 75 "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 13.04.2021). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/. (дата обращения 20.04.2021 г.)

обратить особое внимание на то, что вышеперечисленные органы первоочередно обязаны осуществить проверку имеющихся сведений процессуальными способами в установленном законодательством порядке.

Следует отметить, что результаты ОРМ, которые были получены с ограничением прав, установленных Конституцией РФ, примером такого права может служить право граждан на тайну переписки, могут использоваться только, когда они были получены легитимно, т.е. по полученному раннее разрешению суда на их проведение.

На настоящий момент с учётом постоянно растущего уровня преступности для своевременной защиты личности, общества и государства от каких-либо противоправных посягательств необходимо использование результатов ОРД. Ведь в случае, когда сведениям, которые были получены оперативными подразделениями, не было уделено достаточное внимание, увеличивается количество нераскрытых уголовных дел, возврат уголовных дел на дополнительное расследование, прекращения уголовных дел, вследствие недооценённой оперативной информации.

Список литературы

1. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/. (дата обращения 20.04.2021 г.)

2. Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999 г. № 19-0 «По жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»».

3. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 13.04.2021). [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/. (дата обращения 20.04.2021 г.)

4. Дубоносов Е.С. Оперативно-розыскная деятельность : учебник и практикум для вузов /

Е. С. Дубоносов. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 420 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15604-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/509161 (дата обращения: 06.09.2022).

5. Зуев С.В. Основы оперативно-розыскной деятельности : учебное пособие для вузов / С. В. Зуев. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 191 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13607-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа Режим доступа: https://urait.ru/bcode/496625 (дата обращения: 06.09.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.