Научная статья на тему 'Основные проблемы государственной молодежной политики в России и пути их решения'

Основные проблемы государственной молодежной политики в России и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
12465
1529
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH / YOUTH POLICY / STATE YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лупачева Нина Сергеевна

В статье рассмотрена историографическая база изучения проблем государственной молодежной политики в Российской Федерации в ее нормативно-правовом, теоретическом и практическом аспектах. Выявлены ключевые исследовательские подходы, проведен анализ основных проблем в данной сфере, предложены пути модернизации существующей системы и ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Лупачева Нина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Issues of the State Youth Policy in Russia

This article explores the historiography basis of the issue of state youth policy in modern Russia^ including its legal, theoretical and practical aspects. The author outlines the main research approaches, provides an analysis of the main problems in the area, and proposes some ways of modernizing the existing policy system.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы государственной молодежной политики в России и пути их решения»

Лупачева Н.С.

Основные проблемы государственной молодежной политики в России и пути их решения

Лупачева Нина Сергеевна — аспирант, исторический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: nina-l upac hcva @ yandex. ru SPIN-код РИНЦ: 5240-9519

Аннотация

В статье рассмотрена историографическая база изучения проблем государственной молодежной политики в Российской Федерации в ее нормативно-правовом, теоретическом и практическом аспектах. Выявлены ключевые исследовательские подходы, проведен анализ основных проблем в данной сфере, предложены пути модернизации существующей системы и ее совершенствования.

Ключевые слова

Молодежь, молодежная политика, государственная молодежная политика.

Большинство современных государств уделяет серьезное внимание вопросу социализации молодежи и ее органичной интеграции в социум. От того, как государство проявляет заботу о молодых людях и их морально-нравственном и профессиональном воспитании, будет зависеть будущее страны, ее экономическое процветание и политический авторитет. Главным инструментом в данном контексте выступает реализуемая государством молодежная политика.

Исследователи называют молодежной политикой особое направление деятельности государства, политических партий, общественных организаций и объединений, других субъектов общественных отношений, целью которого является воздействие на социализацию и социальное развитие молодежи, а через него — на будущее состояние общества1. «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р2, определяют государственную молодежную политику как направление деятельности России, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и

1 Государственная молодежная политика: история и современность: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции (21 мая 2015 г.) / Под ред. П.А Меркулова. Орел: ОФ РАНХиГС, 2015. С. 5.

2 Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 15.12.2014. № 50. Ст. 7185.

духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышения уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене.

Анализом существующей системы государственной молодежной политики в России, теоретических и практических подходов к ее реализации, а также поиском наиболее рациональных путей коммуникации государства и общества занимается ряд российских исследователей. Основные проблемы государственной молодежной политики — нормативно-правовое обеспечение, создание необходимой инфраструктуры, кадровые решения, способствующие формированию резерва надежных и ответственных исполнителей в этой сфере, — рассмотрены такими авторами, как Т.К. Ростовская, В.В. Ткаченко, Р.И. Тимофеева, Ю.А. Зубок, Т.К. Ростовская, Н.Л. Смакотина3 и др.

В следующий круг изучаемых вопросов входит анализ существующей модели молодежной политики в России, история ее зарождения и формирования. Работы М.С. Прошина, А.Ю. Нестерова, А.А. Русановой, О.В. Степанищенко, Б.Л. Рудника, В.В. Романовой, С.Г. Кара-Мурза, П.А. Меркулова, А.А. Зеленина, М.С. Яницкого, О.Ю. Межиной, О.А. Васильевой, Н.Д. Бобковой4 представляют собой совокупность теоретического и практического материала по концептуальным основам и

3 Ростовская Т.К. Три кита управления молодежной политикой в современной России: В 3 т. М.: ФЦОЗ, 2014. Т. 1. Нормативно-правовое обеспечение государственной молодежной политики в современной России; Ткаченко В.В. Исторический опыт формирования и реализации государственной молодежной политики (1991-2009 годы): Монография. Кострома: Авантитул, 2010; Тимофеева Р.И. Правовые основы государственной молодежной политики: Монография. Стерлитамак: Стерлитимакский филиал БашГУ, 2013; ЗубокЮ.А., Ростовская Т.К., Смакотина Н.Л. Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе. М.: Перспектива, 2016.

4 Прошин М.С., Нестеров А.Ю. Молодежная политика как инструмент формирования социальной базы модернизации и укрепления стабильности России (теория, методология, практика): Монография. М.: ИСПИ РАН, 2015; Эффективность реализации государственной молодежной политики: опыт регионов и перспективы развития: Сборник статей IV Международной научно-практической конференции, 2425 апреля 2014 г. / Отв. ред. А.А. Русанова. Чита: ЗабГУ, 2014; Степанищенко О.В. Молодежь как объект государственной политики: Монография. Краснодар: Издательство Кубанского государственного технологического университета, 2011; Рудник Б.Л., Романова В.В. Совершенствование организационно -экономических механизмов реализации молодежной политики города Москвы. М.: ИД ВШЭ, 2014; Кара-Мурза С.Г. Сложные проблемы молодежной политики. М.: Когито-Центр, 2016; Меркулов П.А. Государственная молодежная политика России — исторические этапы формирования. СПб.: Алеф-Пресс, 2013; ЗеленинА.А., ЯницкийМ.С. Организация работы с молодежью: междисциплинарная интеграция теории и технологий: Коллективная монография. Кемерово: ИНТ, 2012; Межина О.Ю., Васильева О.А. Традиции и инновации организации деятельности в сфере молодежной политики на муниципальном уровне. Тюмень: ИП Цветкова, 2012; Бобкова Н.Д.Подготовка специалистов для молодежной сферы в условиях глобализации: историко-методологический аспект. Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2009.

инструментам реализации молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Труды П.П. Ловковой, С.Г. Мироновой, Т.М. Гуриной, Т.А. Ромма, Е.В. Богдановой, А.Я. Кибанова, М.В. Ловчевой, Т.В. Лукьяновой, Н.Ю. Лесконог, М.В. Рейзви, Г.В. Морозовой, В.В. Ткаченко, Т.А. Нигматуллиной, М.В. Юдина5 посвящены исследованию современных проблем реализации государственной молодежной политики и поиску их решения. Актуальность данной проблематики и необходимость рассмотрения отечественной государственной политики в молодежной сфере в сравнении с моделями других стран обосновывается тем, что многократная смена управленческих структур в этой области за последние десятилетия отражает несовершенство органов управления и неэффективность проводимой в настоящее время молодежной политики.

Проблема поиска оптимальных путей реализации и организационного обеспечения государственной молодежной политики в России сегодня стоит очень остро. С начала XXI в. в Российской Федерации происходит сложный процесс формирования и становления нормативно-правовой и институциональной базы государственной молодежной политики. Приняты основополагающие законы и подзаконные акты, которые регулируют реализацию молодежной политики в стране. Они основываются на принципах ответственности государства за соблюдение законных прав и интересов молодых людей, а также приоритетности государственной поддержки духовного, социального, физического и культурного развития молодежи. Выстроена сеть государственных властных структур, которые реализуют молодежную политику в стране.

5 Ловкова П.П., Миронова С.Г., Гурина Т.М. Молодежь России: сборник рефератов статей из периодических изданий за 2008 г. М.: Российская государственная библиотека для молодежи, 2009; Ромм Т.А., Богданова Е.В. Воспитание. Волонтерство. Молодежь: Монография. Новосибирск: Издательство СО РАН; НГТУ, 2015; Кибанов А.Я., Ловчева М.В., Лукьянова Т.В. Реализация молодежной политики в Российской Федерации: Монография. М.: ИНФРА-М, 2012; ЛесконогН.Ю., РейзвихМ.В. Технологии воспитания подростков и молодежи, подготовки кадрового резерва молодежной политики: коллективная монография по итогам проведения Федеральным координационным центром развития кадрового потенциала молодежной политики РФ (МГГУ им. Шолохова) цикла конференций по воспитанию подростков и молодежи, подготовки кадрового резерва молодежной политики. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014; Морозова Г.В. Молодежная политика в Российской Федерации: управление развитием творческого потенциала: Материалы Международного научно-образовательного форума (Казань, 25 марта 2016 г.). Казань: Издательство Казанского университета, 2016; Ткаченко В.В. Указ. соч.; Нигматуллина Т.А. Государственная молодежная политика в федеративной России: инновационные парадигмы. Уфа: Изд-во БИСТ (ф-ла) ОУП ВПО «АТиСО», 2012; Молодежная политика, воспитательная и патриотическая работа практика XXI века: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. М.В. Юдина. М.: РГУТиС, 2013.

Оценивая эффективность государственной молодежной политики в России, следует отметить, что системный подход в ней отсутствует, и меры, принимаемые государственными органами и общественными организациями в отношении молодых людей, зачастую остаются на бумаге. К сожалению, молодежная политика до сих пор не стала приоритетным направлением государственной политики России, несмотря на то, что в нормативно-правовых актах она позиционируется именно таким образом. Большинство постановлений и целевых программ носит декларативный или рекомендательный характер, а финансирование данной сферы производится по остаточному принципу.

Сам процесс формирования молодежной политики в Российской Федерации представляет собой череду многочисленных экспериментов. Как правило, они плохо подготовлены, что отрицательно сказывается на их качестве, концепция и смыслы оказываются менее важны, чем скорость организации и выполнения формальных требований вышестоящих органов власти. Помимо этого, проводимые меры зависят от позиции центральной и региональной власти, а также от наличия необходимых средств в региональных бюджетах, что часто ставит их реализацию под вопрос.

Одним из существенных недостатков существующей модели российской молодежной политики является то, что в ней отсутствуют фундаментальная научная обоснованность на федеральном уровне, что мешает ей стать системой общих мер, направленных на достижение определенной цели6, и универсальная система методических разработок для местных властей с учетом региональных особенностей, что исключает возможность проведения единой для всей страны политики. Другой важной проблемой стала нехватка системного законодательного обеспечения государственной молодежной политики как таковой, а также отсутствие юридического закрепления понятия «молодежь» как группы населения, имеющей легитимный статус на федеральном и региональном уровнях. Также фактором дезорганизации молодежной политики является отсутствие продуманных теоретических и прикладных механизмов ее взаимодействия с другими сферами государственной политики. Кроме того, часто активизация законотворческой деятельности в сфере молодежной политики приходится на периоды предвыборных кампаний или возможной социально-политической нестабильности, т.е. происходит по ситуативным соображениям.

6 Кара-Мурза С.Г. Указ. соч.

Не менее важным и актуальным является кадровый вопрос. Несмотря на то, что в высших учебных заведениях существуют специализированные факультеты и кафедры, подготавливающие специалистов по работе с молодежью, а также широко распространены курсы повышения квалификации в данной сфере, большинство работников, занятых в реализации государственной молодежной политики, не имеет профильного образования и, соответственно, компетенций, необходимых для работы с молодежью.

Еще одним недостатком в области государственной молодежной политики является отсутствие критериев эффективности и оценки качества проведенной работы. Соответственно, итоги произведенной работы не оцениваются и не придаются всеобщей огласке. Отсутствие системы градации успехов не дает стимула для более активной работы и перевыполнения необходимого минимума действий и мероприятий, требуемых в рамках отчетности, что приводит к стагнации процесса реализации государственных мер.

Помимо этого, существует также ряд прикладных проблем, с которыми сталкивается молодежь в процессе интеграции в социум. Ввиду того, что функциональное место молодежи в структуре российского общества и его деятельности на современном этапе не определено, молодым людям приходится самостоятельно искать пути применения своих навыков и талантов, что зачастую вызывает у них большие затруднения. Следствием этого становится высокий уровень безработицы, духовно-нравственный кризис и рост экстремистских настроений среди молодежи. Затруднением в процессе качественной реализации государственной молодежной политики также является отсутствие мест и возможности получения комплексной информации о самореализации для молодежи как на муниципальном и региональном уровнях, так и на федеральном. Молодые люди часто не имеют доступа к информации о потенциально интересующих их проводимых молодежных мероприятиях и программах.

Наконец, серьезной проблемой молодежной политики в России является ее ориентированность на определенные группы молодых людей, а не на молодежь в целом. Обычно конкретные программы или проекты создаются для того, чтобы помочь молодым людям с теми или иными социально-экономическими проблемами (молодежи с девиантным или делинквентным поведением, выходцам из детских домов, безработной молодежи, молодым семьям и т.д.), в то время как все остальные молодежные группы остаются без государственной поддержки и внимания.

Сегодня молодежь воспринимается старшим поколением как социальная группа, которая находится в маргинальном положении, как пассивный и аморфный слой общества, не готовый принимать решения и брать ответственность за свои поступки. Отсюда вытекает особый формат патерналистского отношения к молодым людям со стороны старших, а также менторского — со стороны власти. Государственные органы, реализующие государственную молодежную политику, в большинстве своем опираются на собственное представление о молодежи, которое часто бывает ошибочным. Вследствие этого нормативно-правовая база составляется не в интересах молодых людей, а реализация государственных программ не вызывает у молодежи доверия и желания присоединиться к ним, к тому же, многое из того, что делается в данной сфере, исполняется формально.

Для решения изложенных выше проблем необходимо комплексно подходить к реализации существующей модели государственной молодежной политики и предпринимать конкретные меры, направленные на ее совершенствование.

Во-первых, необходимо активизировать дальнейшее развитие системы государственного управления молодежной политикой, при котором важно учитывать межведомственный характер мероприятий, устанавливать четкий регламент действий, выстраивать коммуникации между различными органами власти, политическими, общественными и другими организациями по работе с молодежью. Только посредством слаженной работы всех ведомственных структур и институтов гражданского общества можно добиться позитивных и качественно новых результатов.

Важнейшей задачей также является совершенствование нормативно-правовой базы, в том числе разработка и принятие закона «О молодежи», активно обсуждаемого в течение последних лет, который сможет обеспечить сферу молодежной политики теоретической базой и заложить общий вектор ее развития. В данном законе необходимо зафиксировать приоритетность развития молодежной сферы в Российской Федерации и заложить основы бюджетирования данной отрасли не по остаточному принципу, а с учетом инвестиционной привлекательности. При этом можно ориентироваться на опыт развитых стран, где для проведения молодежных мероприятий с успехом привлекаются частные инвестиции и другие источники внебюджетного финансирования.

Необходимо укрепление материально-технической базы социальных учреждений, которые занимаются проблемами молодых людей, поддерживают и развивают их таланты, способствуя их органичной интеграции в социум. Кроме того,

необходимо совершенствовать кадровое обеспечение молодежных учреждений, в первую очередь путем подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере молодежной политики. Необходимо нанимать на работу в данной отрасли преимущественно специалистов с профильным образованием и опытом работы в общественных организациях.

Также нельзя забывать про общественную составляющую сферы молодежной политики. Взаимодействие государства с детскими и молодежными организациями, развитие молодежного парламентаризма, поддержка добровольчества и волонтерства, патриотическое воспитание молодежи — меры, необходимые для повышения уровня общественной инициативности, для выработки у молодежи гражданской ответственности, активной жизненной и политической позиции.

Важное условие успешного включения молодых людей в социум — уверенность в том, что их умения, профессиональные навыки и таланты будут востребованы. Именно поэтому необходимо создать централизованную систему социальных лифтов, где будущая работа или участие в проекте будет зависеть от прошлых заслуг и уровня компетенции. На сегодняшний день подобные системы существуют лишь на региональном уровне, например, в Санкт-Петербурге, но и они не действуют должным образом.

Таким образом, в современной России реализация молодежной политики не является приоритетным направлением, и ей не уделяется достаточного внимания со стороны государства. Это обуславливает наличие ряда проблем молодежной политики, решение которых требует проведения целого комплекса мер: совершенствования нормативно-правовой и материально-технической базы, кадрового обеспечения, повышения эффективности социальной работы с молодежью, а также выстраивания гибкой системы коммуникаций между всеми организациями, задействованными в проведении государственной молодежной политики в России.

Список литературы:

1. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 15.12.2014. № 50. Ст. 7185.

2. Бобкова Н.Д. Подготовка специалистов для молодежной сферы в условиях глобализации: историко-методологический аспект. Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2009.

3. Государственная молодежная политика: история и современность: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции (21 мая 2015 г.) / Под ред. П.А Меркулова. Орел: ОФ РАНХиГС, 2015.

4. Зеленин А.А., ЯницкийМ.С. Организация работы с молодежью: междисциплинарная интеграция теории и технологий: Коллективная монография. Кемерово: ИНТ, 2012.

5. Зубок Ю.А., Ростовская Т.К., Смакотина Н.Л. Молодежь и молодежная политика в современном российском обществе. М.: Перспектива, 2016.

6. Кара-Мурза С.Г. Сложные проблемы молодежной политики. М.: Когито-Центр, 2016.

7. Кибанов А.Я., ЛовчеваМ.В., Лукьянова Т.В. Реализация молодежной политики в Российской Федерации: Монография. М.: ИНФРА-М, 2012.

8. Лесконог Н.Ю., Рейзвих М.В. Технологии воспитания подростков и молодежи, подготовки кадрового резерва молодежной политики: коллективная монография по итогам проведения Федеральным координационным центром развития кадрового потенциала молодежной политики РФ (МГГУ им. Шолохова) цикла конференций по воспитанию подростков и молодежи, подготовки кадрового резерва молодежной политики. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014.

9. Ловкова П.П., Миронова С.Г., Гурина Т.М. Молодежь России: сборник рефератов статей из периодических изданий за 2008 г. М.: Российская государственная библиотека для молодежи, 2009.

10. Межина О.Ю., Васильева О.А. Традиции и инновации организации деятельности в сфере молодежной политики на муниципальном уровне. Тюмень: ИП Цветкова, 2012.

11. Меркулов П.А. Государственная молодежная политика России — исторические этапы формирования. СПб.: Алеф-Пресс, 2013.

12. Молодежная политика, воспитательная и патриотическая работа практика XXI века: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. М.В. Юдина. М.: РГУТиС, 2013.

13. Морозова Г.В. Молодежная политика в Российской Федерации: управление развитием творческого потенциала: Материалы Международного научно-

образовательного форума (Казань, 25 марта 2016 г.). Казань: Издательство Казанского университета, 2016.

14. Нигматуллина Т.А. Государственная молодежная политика в федеративной России: инновационные парадигмы. Уфа: Изд-во БИСТ (ф-ла) ОУП ВПО «АТиСО», 2012.

15. Прошин М.С., Нестеров А.Ю. Молодежная политика как инструмент формирования социальной базы модернизации и укрепления стабильности России (теория, методология, практика): Монография. М.: ИСПИ РАН, 2015.

16. Ромм Т.А., БогдановаЕ.В. Воспитание. Волонтерство. Молодежь: Монография. Новосибирск: Издательство СО РАН; НГТУ, 2015.

17. Ростовская Т.К. Три кита управления молодежной политикой в современной России: В 3 т. М.: ФЦОЗ, 2014. Т. 1. Нормативно-правовое обеспечение государственной молодежной политики в современной России.

18. Рудник Б.Л., Романова В.В. Совершенствование организационно-экономических механизмов реализации молодежной политики города Москвы. М.: ИД ВШЭ, 2014.

19. Степанищенко О.В. Молодежь как объект государственной политики: Монография. Краснодар: Издательство Кубанского государственного технологического университета, 2011.

20. Тимофеева Р.И. Правовые основы государственной молодежной политики: Монография. Стерлитамак: Стерлитимакский филиал БашГУ, 2013.

21. Ткаченко В.В. Исторический опыт формирования и реализации государственной молодежной политики (1991-2009 годы): Монография. Кострома: Авантитул, 2010.

22. Эффективность реализации государственной молодежной политики: опыт регионов и перспективы развития: Сборник статей IV Международной научно-практической конференции, 24-25 апреля 2014 г. / Отв. ред. А.А. Русанова. Чита: ЗабГУ, 2014.

Lupacheva N.S. The Main Issues of the State Youth Policy in Russia

Nina S. Lupacheva — graduate student, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: nina-l upac heva @ yandex. ru

Annotation

This article explores the historiography basis of the issue of state youth policy in modern RussiaA including its legal, theoretical and practical aspects. The author outlines the main research approaches, provides an analysis of the main problems in the area, and proposes some ways of modernizing the existing policy system.

Keywords

Youth, youth policy, state youth policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.