(№.4
The State Counsellor, 2014
УДК 323.2
__Т.К.Ростовская
Принятие Основ государственной молодежной политики 2025 года: фактор эволюционного развития в современной России
Анализируя Основы государственной молодежной политики 2025 автор обращает внимание на необходимость выработки механизма для постоянного повышения эффективности человеческого капитала, воспитания конкурентоспособного и подготовленного к жизни в глобальном мире молодого поколения россиян. Для решения обозначенной стратегической задачи предлагается совершенствовать институциональную составляющую молодежной политики, основанную на трех важнейших элементах: законодательного, инфраструктурного и кадрового обеспечения реализации государственной молодежной политики.
Особое внимание уделяется унификации понятийного аппарата, используемой в целях реализации молодежной политики.
В этой связи интересен авторский сравнительно-правовой анализ нормативных документов, регламентирующих молодежную политику в части определения молодежи, молодежной политики и особой категории молодежи - молодой семьи.
Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, эффективность человеческого капитала, институциональная составляющая молодежной политики
T.K.Rostovskaia
Adoption the state youth policy 2025:
a factor of evolution in modern Russia
Analyzing the principles of state youth policy 2025, the author draws attention to the need to elaborate a mechanism for continually improving the effectiveness of human capital, competitive education and prepared for life in the global world of the young generation of Russians. To resolve identified strategic objectives it is proposed to improve the institutional component of youth policy, based on three essential elements: legislative, infrastructural and human resources to ensure implementation of state youth policy.
Special attention is given to the unification of the conceptual apparatus used for the implementation of youth policy.
In this connection it is interesting the author's comparative analysis of the regulations governing youth policy in determining youth, youth policy, and a special category of youth -young family.
Keywords: youth, youth policy, efficiency, human capital, institutional component of youth policy
современном российском обществе эволюционное развитие молодежной политики приобретает особую актуальность. Пример тому - разработка рабочей группой, утвержденной Ми-нобрнауки России, проекта Основ государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года (далее - Основы ГМП 2025), который прошел обсуждение на различных площадках с участием представителей государственных и общественных структур и был доработан с учетом имеющихся заме-
Эффективность реализации ГМП современной России зависит от совершенствования институциональной составляющей молодежной политики
чаний.* Радует тот факт, что Основы ГМП 2025, как востребованный и стратегический документ в области реализации государственной молодежной политики на национальном уровне был утвержден Правительством Российской Федерации в ноябре 2014 года.**
Основная задача Основ ГМП 2025 - выработка механизма для постоянного повыше-
* Поручение Президента Российской Федерации В.В. Путина от 22.07.2014 г. № Пр-1768
** Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года
государственный СоВет-ник, 2014
ния эффективности человеческого капитала, воспитания конкурентоспособного и подготовленного к жизни в глобальном мире молодого поколения россиян. Анализируя различные определения человеческого капитала следует отметить, что человеческий капитал молодежи - оценка воплощенной в социальной группе молодежи потенциальной способности приносить доход с учетом врожденных способностей и таланта ее членов (молодых людей в возрасте 14 30 лет), а также полученного ими образования и приобретенной квалификации. В человеческий капитал молодежи включается также доход от ее предпринимательской деятельности, успешность которой связывается с полученным специальным образованием обучением предпринимательству, а также с экономическими, управленческими, правовыми знаниями молодежи [2, с. 153].
При оценке эффективности реализации Основ ГМП 2025 предлагается использовать рост значения человеческого капитала молодежи. Становление и продвижение идеи «человеческого капитала» в обществе способствует формированию нового подхода к государственной молодежной политике, связанным с инвестицией в молодежь как человеческого ресурса общественного развития. Здесь на первое место выходят задачи создания необходимых условий для активизации духовного, интеллектуального, трудового, инновационного потенциала молодого поколения. Инвестиция в молодежь одновременно является социальным проектированием будущего страны и фактически означает широкую практику кредитования (не только в денежном отношении) с перспективой эффективной отдачи в долгосрочной перспективе» [1, с. 153].
С учетом негативного демографического сценария к 2025 году в России произойдет резкое сокращение численности и, соответственно, доли молодежи среди населения. Численность молодежи с существующих 35 млн. человек снизится до 25 млн. человек [2, с. 85.], что окажет крайне негативное влияние на социально-экономическое развитие страны. Таким образом, новая модель государственной молодежной политики, способная определить основные вызовы, стоящие перед современной молодежью, должна быть направлена на их решение в средне- и долгосрочной перспективе.
В этой связи необходимо в первую очередь разработать и утвердить план мероприятий по реализации Основ ГМП 2025 года с целью обеспечения решения целого комплекса задач, направленных на:
формирование системы ценностей в молодежной среде с учетом многонациональной основы нашего государства;
№°4
развитие просветительской, образовательной, воспитательной работы среди молодого поколения;
формирование и повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи;
создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере;
формирование духовно-нравственных и семейных ценностей в молодежной среде, развитие и поддержка института молодой семьи;
повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического и гражданского воспитания российской молодежи.
При этом подчеркнем, что эффективность реализации ГМП в современной России зависит от совершенствования институциональной составляющей молодежной политики, основанной на трех важнейших элементах, составляющих «Три кита управления государственной молодежной политики» [3]:
нормативно-правовое обеспечение реализации государственной молодежной политики;
инфраструктура, обеспечивающая реализацию государственной молодежной политики;
кадровое обеспечение сферы государственной молодежной политики.
Таким образом, в настоящее время назрела необходимость эффективной работы по развитию инфраструктуры государственной молодежной политики, обеспечивающей реализацию потребностей молодежи по всему спектру социально значимых вопросов жизнедеятельности: профессионального и дополнительного образования; труда, карьеры и материального обеспечения; здоровья и здорового образа жизни; семьи; спорта; досуга; коммуникаций. Не случайно одним из приоритетов региональной молодежной политики определена задача по восстановлению и развитию на новом уровне сети региональных и муниципальных учреждений по работе с молодежью. Эффективность деятельности учреждений по работе с молодежью во многом зависит от их кадрового потенциала, в первую очередь от профессионализма руководителей и специалистов, обеспечивающих развитие и реализацию молодежи в национальных интересах. В связи с обозначенным, следует отметить, что в Основах ГМП 2025 впервые на федеральном уровне установлен статус специалиста по работе с молодежью как работника федерального, регионального или муниципального органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, а также организации любой формы собственности,
я№4
The State Counsellor, 2014
имеющего соответствующую профессиональную квалификацию и осуществляющую работу с молодежью. А инфраструктура молодежной политики определена как система государственных, муниципальных организаций и общественных объединений, а также иных организаций всех форм собственности, обеспечивающих возможность для оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на развитие молодежи.
Хочется подчеркнуть, что особое значение в утвержденных Основах ГМП до 2025 года
уделено унификации понятийного аппарата, используемой в целях реализации молодежной политики в настоящее время. В частности, уточнены понятия молодежи, молодежной политики и основных категорий молодежи. В этой связи интересен сравнительно-правовой анализ нормативных правовых документов, регламентирующих молодежную политику за последние десятилетия в части совершенствования понятийного аппарата молодежи, молодежной политики и особой категории молодежи - молодой семьи (см.таблицу).
№ Наименование Определение молодежи, молодежной политики и молодой семьи
1 Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» Молодежь - граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив Молодые семьи - семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста
2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 г. № 1760-р «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» Молодежь - граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
3 Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Обутверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники); Государственная молодежная политика - направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене Молодая семья - семья, состоящая в первом зарегистрированном браке, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых семей возраст участников увеличивается до 35 лет)
Таблица
Сравнительно-правовой анализ понятийного аппарата молодежи, молодежной политики и
молодой семьи
Г^СуарстВеНнЫй СоВетНиК, 2014
Таким образом, сравнивая представленные в таблице определения молодежи, молодежной политики и молодой семьи необходимо отметить следующее.
1. Статус молодого человека остается неизменным и определяется его возрастными и общественно-демографическими особенностями в возрасте от 14 до 30 лет.
2. В действующем определении государственной молодежной политики как приоритетного направления Российской Федерации делается акцент на систему мер, направленных в первую очередь на гражданско-патрио-тическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, а также на расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене.
3. Заслуживает особого внимания определение молодой семьи, данное в Основах ГМП 2025, где впервые в качестве критерия отнесения молодых граждан к категории молодой
№°4
семьи выделяют опыт семейной жизни. В этой связи отметим, что данное определение позволяет не только оказывать государственную адресную поддержку молодым супругам, состоящим в первом зарегистрированном браке, но и пропагандировать в современном российском обществе стабильность семейно-брачных отношений среди молодежи, приветствуя традиционную национальную модель семьи.
Анализируя обозначенные выше позиции, можно говорить о преемственности целей и задач реализации государственной молодежной политики в современной России. Вместе с тем, отметим, что в утвержденных Основах ГМП 2025 ориентиром деятельности государственной молодежной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективы являются обеспечение экономической, социокультурной конкурентоспособности молодежи, увеличение количества молодых людей, идентифицирующих себя со страной, имеющих сформированное целостное мировоззрение, которое включает гражданское участие, ценности патриотизма, семьи, нравственности, правосознания, здорового образа жизни, экологии и инноваций.
1.
2. 3.
2.
3.
ЛИТЕРАТУРА
Луков В.А. Инвестиции в молодежь концепции // Социология молодежи. Энциклопедический словарь / Отв. ред. Ю.А. Зубок и В.И. Чупров. М.: Academia, 2008. 608 с.
Молодежь России 2000-2025: развитие человеческого капитала. М., 2013. 187 с.
Ростовская Т.К. Три кита управления государственной молодежной политикой в современной России: в трех томах. Т.1. Нормативно-правовое обеспечение государственной молодежной политики в современной России. М.: ЦОЗ, 2014. 192 с.
REFERENCES
Lukov V.A. Investitsii v molodezh' kontseptsii// Sotsiologiia molodezhi. Entsiklopedicheskii slovar / Otv. red. Iu.A. Zubok i V.I. Chuprov [Investment in the youth of the concept // the Sociology of youth. Encyclopedic dictionary / Resp. edited Y. A. Zubok and C. I. Chuprov]. Moscow, Academia Publ., 2008. 608 p.
Molodezh' Rossii 2000-2025: razvitie chelovecheskogo kapitala [The youth of Russia 2000 to 2025: the development of human capital]. Moscow, 2013. 187 p.
Rostovskaia T.K. Tri kita upravleniia gosudarstvennoi molodezhnoi politikoi v sovremennoi Rossii: v trekh tomakh. T.1. Normativno-pravovoe obespechenie gosudarstvennoi molodezhnoi politiki v sovremennoi Rossii [Three pillars of management of the state youth policy in modern Russia: in three volumes. So 1. Normative-legal support of the state youth policy in modern Russia]. Moscow, TsOZ Publ., 2014. 192 p.
Информация об авторе:
Ростовская Тамара Керимовна
(Россия, Москва) Профессор, доктор социологических наук, профессор кафедры социальных технологий и организации работы с молодежью Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова E-mail: [email protected]
Information about the author:
Rostovskaia Tamara Kerimovna
(Russia, Moscow) Professor, Doctor of Sociological Sciences, Professor of Department of Social Technology and organization of work with young people Sholokhov Moscow State University
for the Humanities E-mail: [email protected]