Научная статья на тему 'Коммуникационные практики и кадровый потенциал Российской молодежной политики (социологический анализ)'

Коммуникационные практики и кадровый потенциал Российской молодежной политики (социологический анализ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
389
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC YOUTH POLICY / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / PERSONNEL POTENTIAL / КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ / COMMUNICATIVE PRACTICIANS / ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / INFORMATION MAINTENANCE OF YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Казакова Екатерина Олеговна, Малышев Максим Алексеевич

В статье рассматривается проблема коммуникационного и кадрового обеспечения современной российской государственной молодежной политики. Выделены основные меры, предпринимаемые государственными органами для повышения эффективности проводимой работы с молодежью. Отмечена тенденция к созданию механизмов обратной связи в системе молодежной политики, а также развитию профессиональных компетенций специалистов, реализующих ее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE PRACTICES AND PERSONNEL POTENTIAL OF THE RUSSIAN YOUTH POLICY (SOCIOLOGICAL ANALYSIS)

In the article communication and staffing problem of modern Russian public youth policy is investigated. The main measures undertaken by public authorities to get increase in efficiency of work carried-out with youth are allocated. The tendency to creation of feedback mechanisms in system of youth policy, and also to development of professional competences of the experts realizing it is noted.

Текст научной работы на тему «Коммуникационные практики и кадровый потенциал Российской молодежной политики (социологический анализ)»

■ ■ ■ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ И КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Авторы: КАЗАКОВА Е.О., МАЛЫШЕВ М.А.

КАЗАКОВА Екатерина Олеговна - ассистент кафедры культурологии, истории, молодежной политики и рекламы Московского авиационного института (МАИ).

Адрес: 121552, Российская Федерация, Москва, ул. Оршанская, д.3. E-mail: [email protected]

Малышев Максим Алексеевич - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии управления факультета государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Адрес: 119991, Российская Федерация, Москва, Ленинские горы, д. 1. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается проблема коммуникационного и кадрового обеспечения современной российской государственной молодежной политики. Выделены основные меры, предпринимаемые государственными органами для повышения эффективности проводимой работы с молодежью. Отмечена тенденция к созданию механизмов обратной связи в системе молодежной политики, а также развитию профессиональных компетенций специалистов, реализующих ее. DOI 10.21453/2311-3065-2016-4-6-196-205

Ключевые слова: государственная молодежная политика, кадровый потенциал, коммуникативные практики, информационное сопровождение молодежной политики.

Специфика современного этапа развития российской государственной молодежной политики связана с неравномерным развитием трех ее системообразующих аспектов (политико-правового, организационно-управленческого и инфраструктурного). В начале 2010-х в рамках каждого из них выделились ключевые тенденции: децентрализация системы молодежной политики, связанная с развитием нормативно-правовой базы в субъектах РФ, сопровождающаяся расширением полномочий региональных органов по делам молодежи, а также качественным преобразованием структурных компонентов инфраструктуры (создание сети учреждений разных типов, разработка и внедрение вариативных направлений работы).

Основной задачей в связи с этим становится усиление финансового, технического, информационного и кадрового оснащения сферы молодежной политики. Обеспечение достойного финансирования моло-

дежной политики как самостоятельного направления государственного управления остается за рамками социологического анализа, ровно также, как и дальнейшее оснащение новейшими информационными технологиями. Поэтому основное внимание должно быть сосредоточено на коммуникативном и кадровом потенциале отрасли.

Коммуникационное сопровождение российской молодежной политики

Современная молодежная политика остро нуждается в полноценном информационном обеспечении. Этот аспект реализации государственной работы с молодыми людьми в настоящее время находится на особом контроле со стороны органов исполнительной власти. Так, в рамках заседания Коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации, посвященного вопросу совершенствования реализации молодежной политики в Российской Федерации (июнь 2013 года), директором Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи была обозначена одна из актуальных проблем - незаинтересованность средств массовой информации в освещении практики реализации государственной молодежной политики [1].

В этой связи значительное внимание в рамках реализации молодежной политики должно быть уделено созданию механизмов, обеспечивающих доступ молодежи клюбой информации, а также осуществления постоянного информационного обмена и интерактивного взаимодействия государства и молодежи.

Возрастающая роль средств массовой коммуникации в социализации молодежи и формировании ее мировоззрения не должна быть проигнорирована в ходе осуществления молодежной политики.

Для борьбы с негативным влиянием неконтролируемого информационного потока со стороны средств массовой информации, а также в целях нивелирования маргинализирующих и люмпенизирующих факторов социализации младшей возрастной молодежной группы посредством СМИ необходимо создание молодежных медиаресурсов (печать, ТВ, радио, Интернет), транслирующих основные идеологические константы проводимой государством молодежной политики.

В целях обеспечения информационной безопасности детей и молодежи был принят федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [2].

Чрезвычайно актуальным становится формирование позитивно ориентированной, основанной на российских национально-культурных традициях и ценностях детско-молодежной информационной среды. Важным становится увеличение в СМИ доли социальной рекламы, пропа-

гандирующей здоровый образ жизни, традиционные семейные ценности, идеалы гражданственности и патриотизма.

Международный опыт показывает, что «один из важнейших аспектов успешных программ заключается в особом внимании к системам поддержки, которые связывают взрослых и подростков в самых разнообразных формальных и неформальных системах социальных отношений» [3, с. 268 - 269]. Известный исследователь С. Бекски, отмечает, что американские молодежные программы ставят перед собой цель снижения уровня преступности среди молодежи [4, с. 48]. Часть этих программ, нацелена на предоставление возможностей профессиональной подготовки для самых бедных молодых людей, нуждающихся в базовом образовании, приобретении профессиональных навыков, а также профориентации [5].

Совет Европы инициировал несколько специальных международных исследований, посвященных мерам поддержки молодежной культуры [6, р. 7-11]. В Евросоюзе также были предприняты усилия для разработки специальной системы индикаторов, позволяющих более полно оценить положение молодежи [7]. Доклад Европейской Комиссии (2012), посвященный состоянию дел в области молодежной политики [8], стал важным шагом на пути изучения и анализа современной ситуации. Рамочная программа сотрудничества стран-членов ЕС в сфере молодежной политики на 2010-2018 гг. в числе прочих включает такие аспекты, как образование и профессиональная подготовка, культура и креативность [9]. В Европе молодежная политика имеет своей целью обеспечить молодежи непосредственный доступ к полномочиям благосостоянию и информации, привлечь ее к международному сотрудничеству и участию в различных сферах общественной жизни [10, р. 104-106].

Таким образом, целесообразно выработать коммуникационную стратегию государственной молодежной политики, направленной на сотрудничество с существующими СМИ, созданием детских и молодежных СМИ. Целью коммуникации должно стать формирование любви к родному краю и своей стране, ответственности за судьбу страны, активизации молодежных инициатив в экономике, культуре, науке и спорте. Важным направлением этой коммуникации должно стать освещение созидательных возможностей молодых людей в рамках проводимой молодежной политики.

Последний из принятых в рамках государственной молодежной политики нормативно-правовой акт - «Об Основах государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» [11] - выделяет в качестве одной из приоритетных задач «формирование информационного поля, благоприятного для развития молодежи, интенсификация механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными объединениями и молодежью, а также повышение эффективности

использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического и гражданского воспитания молодежи». С целью ее решения планируется создавать условия для повышения культуры информационной безопасности в молодежной среде как эффективного инструмента профилактики экстремизма и дискриминации; а также формирование эффективных механизмов информирования молодежи о направлениях и мероприятиях молодежной политики, а также организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов реализации молодежной политики.

В качестве механизмов информационного обеспечения реализации молодежной политики предусмотрено: размещение информации о реализации молодежной политики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и средствах массовой информации и развитие государственных и муниципальных информационно-аналитических систем, а также реализация обратной связи молодых граждан с органами государственной власти и управления. Последний механизм может свидетельствовать о желании государства реализовы-вать молодежную политику в рамках принципов социального управления, что в перспективе должно повысить ее эффективность.

Кадровое сопровождение российской молодежной политики

Одним из важнейших условий реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации является образовательный потенциал специалиста, занятого в данной сфере, уровень его управленческой, психологической, педагогической и проектной компетентности, личностные качества и ценностные основания.

На протяжении последних пятнадцати лет велась работа по созданию системы развития кадрового потенциала молодежной политики.

Специальные программы подготовки и переподготовки специалистов по работе с молодежью были включены в состав федеральных целевых программ «Молодежь России» (1994 - 1997 гг., 1998 - 2000 гг., 2001 -2005 гг.).

На заседании Правительственной комиссии по делам молодежи в декабре 2001 года был рассмотрен вопрос «О кадровом обеспечении государственной молодежной политики в современных условиях».

Вместе с тем, эффективная система развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации не была создана.

Это обстоятельство обусловливало необходимость разработки новых методологических и технологических основ проектирования и реализации программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы работы с молодежью на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В этих целях в 2008 году была разработана Концепция развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации (далее - Концепция) [12].

Концепция определяла принципиально новый подход к развитию кадрового потенциала молодежной политики, цель, принципы, приоритетные направления, основные понятия и механизмы подбора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы молодежной политики.

Согласно Концепции, основной целью развития кадрового потенциала молодежной политики являлось создание условий для оптимального обеспечения сферы молодежной политики профессионально подготовленными кадрами, обеспечивающими развитие и реализацию потенциала молодежи в интересах России. Однако рекомендательный характер предложенных в Концепции мер не принес желаемого изменения в системе подготовки специализированных кадров в области молодежной политики.

Несмотря на то, что с 2003 года стала возможна подготовка специалистов по работе с молодежью [13], кадровый состав сферы государственной молодежной политики и в настоящее время формируется за счет работников органов по делам молодежи. В основном это работники органов местного самоуправления; сотрудники учреждений и организаций, работающих с молодежью; работники учреждений негосударственного сектора, оказывающих социальные услуги молодежи; активисты молодежных общественных объединений; преподаватели и консультанты образовательных учреждений, реализующих программы среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в сфере государственной молодежной политики.

По данным выборочного исследования кадрового потенциала региональных органов молодёжной политики, проведённого по заказу Федерального агентства по образованию и Министерства образования и науки Российской Федерации в 2008 году, более чем в половине субъектов Российской Федерации свыше 40% сотрудников не имели специального образования в области молодёжной политики.

Каждый третий из числа руководителей и их заместителей - без специального образования, из числа рядовых специалистов - каждый второй. По данным опроса, среди специалистов, работающих в организации молодёжной политики, 59% респондентов имеют гуманитарное образование, 15% техническое, 6% -естественнонаучное, 9% экономическое [14, с. 165].

Представленные специалисты не имеют профильного образования, не владеют необходимыми в сфере молодежной политики компетенциями, что существенно снижает эффективность реализуемых мер.

Дополнительно проведенные социологические исследования выявили ряд кадровых проблем, препятствующих успешной реализации молодежной политики.

Исследование «Формирование и развитие кадрового потенциала государственной молодежной политики» (2008 г.) (далее - исследование) [15, с.22-26] показало, что работники органов по молодежной политике при трудоустройстве ориентировались, прежде всего, на содержание будущей деятельности. Так, на мотив «интересной работы» указали 45,0% респондентов, на «желание решать проблемы молодежи» — 32,2%. Уже в процессе профессиональной деятельности повышение оплаты труда стало значимым стимулом для 62,7% работников.

Данное исследование также выявило достаточно высокий уровень неудовлетворенности специалистов условиями своей работы по многим параметрам. Относительное большинство респондентов удовлетворено лишь содержанием своей деятельности и ее полезностью для общества (50,0% и 41,67% соответственно).

По результатам исследования было установлено, что в формировании кадрового потенциала молодежной политики велика роль случайных факторов. Значительная часть работников (до одной пятой) оказались сотрудниками органов по делам молодежи потому, что «представилась такая возможность».

Таким образом, анализ качественного состояния кадров показывает, что у значительной части сотрудников молодежных структур отсутствует необходимая профессиональная квалификация и практический опыт. Проблема усиливается и несоответствием количественного состава работников органов по делам молодежи, объему и характеру решаемых ими задач, масштабам и темпам социальных перемен.

В связи с этим очевидна актуальность и важность создания единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих в сфере государственной молодежной политики.

Совершенствование системы управления государственной молодежной политикой на федеральном и региональном уровнях предполагает формирование системы кадрового обеспечения нового качества, которое обеспечивается высоким уровнем профессиональной компетентности, наличием социальных мотиваций деятельности и социально-технологической культурой специалистов по работе с молодежью.

Уже упоминаемое ранее постановление правительства «Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» предполагает ряд мероприятий, который должен способствовать росту кадрового потенциала данной сферы. В частности, планируется «развитие компетенций работников, занимающихся вопросами молодежи, в том числе имеющих квалификацию «специалист по организации работы с молодежью»». Однако то, каким образом будет проводиться данная деятельность, остается без ответа.

Специфика организации государственного управления и жизнедеятельности социума в информационном (постиндустриальном) обществе,

процесс построения которого активно разворачивается в современной России, требует качественно нового подхода к реализации основных направлений деятельности органов власти. Особенно это касается сферы социальной политики, к которой может быть отнесена государственная молодежная политика.

Этот подход помимо обеспечения должного материально-технического уровня подразумевает огромную роль развития коммуникационных технологий и квалификации привлекаемых к разработке и осуществлению управленческих решений. Слабое развитие коммуникативных практик, используемых как на федеральном, так и региональном уровне государственной молодежной политики, низкая степень соответствия квалификации сотрудников органов по делам молодежи кругу поставленных перед ними задач вкупе с неразработанностью критериев оценки эффективности реализуемых мер являются ключевыми проблемами, препятствующими здоровому функционированию этой системы управления.

Выделенные меры, сформулированные в рамках «Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года», на наш взгляд, могут поспособствовать положительному разрешению обозначенных проблем.

Список литературы:

1. Материалы заседания Коллегии Министерства образования и науки РФ от 18.06.2013// Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. Режим доступа: 1тНр://минобрнауки.рф/коллегия/решения/коллегия_18_июня_2013

2. Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. от 02.07.2013) // СПС КонсультантПлюс.

3. lanni, F. A. J. The search for structure. A report on American youth today. New York. The Free Press. 1989.

4. Jugend und Jugendhilfe in den USA: Gesellschaftliche Rahmenbedinungen, Institutionen und Organizationen. Weinheim und Munchen. Juventa Verlag. 1986.

5. Anderson, B. E. How much did the programs help minorities and youth? // Employing the unemployed. New York. Basic Books. 1980.

6. Robinson K. Culture, Creativity and the Young: Developing Public Policy. Council of Europe. Cultural Policies Research and Development Unit. Strasbourg. 1999.

7. Commission Staff Working Document on EU Indicators in the Field of Youth. European Commission. Brussels. 2011.

8. EU Youth Report: COMMISSION STAFF WORKING DOCUMENT: Results of the first cycle of the Open Method of Coordination in the youth field (2010-2012). European Commission. Brussels. 2012. URL: http://ec.europa.eu/youth/documents/national_ youth_reports_2012/eu_youth_report_swd_results_of _eu_youth_strategy_2010-2012. pdf (дата обращения: 19.10.2016).

9. Council Resolution of 27 November 2009 on a Renewed Framework for European Cooperation in the Youth Field (2010-2018). URL: http://ec.europa.eu/youth/pdf/ doc1648_en.pdf (дата обращения: 18.10.2016).

10. Laaksonen A. Making Culture Accessible: Access, Participation and Cultural Provision in the Context of Cultural Rights in Europe. Council of Europe. Strasbourg. 2010.

11. Распоряжение правительства РФ от 29.11.2014 №2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года» // Официальный сайт Правительства РФ.

12. Приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 23.12.2008 № 72 «Об утверждении концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации», часть I Концепции // СПС Консуль-тантПлюс.

13. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 12 августа 2003 г N 3310 «Об эксперименте по созданию специальности «Организация работы с молодежью» // СПС КонсультантПлюс.

14. Бабинцев В.П., Реутов Е.В. Кадровые ограничения государственной молодежной политики // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. № 4. С.163-169.

15. Формирование системы кадрового обеспечения государственной молодежной политики. Информационно-аналитический отчет по итогам социологического исследования. М., Белгород. БИГМУ. 2008.

16. Казакова Е.О. Кадровый потенциал российской молодежной политики // Материалы межвузовской научно-практической конференции. Сборник научных статей. Под редакцией Ростовской Т.К., Фоминой С.Н. М., 2016. С. 107-110.

17. Гегель Л.А., Казакова Е.О. Ключевые проблемы развития молодежной политики в Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания. №3. 2015. С.161-174.

■ ■ ■ COMMUNICATIVE PRACTICES AND PERSONNEL POTENTIAL OF THE RUSSIAN YOUTH POLICY (SOCIOLOGICAL ANALYSIS)

Authors: KAZAKOVA E.O., MALYSHEV M.A.

KAZAKOVA Ekaterina Olegovna, assistant at the Department of culturology, history, youth policy and advertising, Moscow Aviation Institute (National Research University).

Address: 121552, Russian Federation, Moscow, Orshanskay st., 3.

MALYSHEV Maxim Alekseevich, candidate of sociological sciences, associate professor of sociology of management, Faculty of public administration, Lomonosov Moscow State University.

Address: 119991, Russian Federation, Moscow, Lenin mountains, 1.

Abstract. In the article communication and staffing problem of modern Russian public youth policy is investigated. The main measures undertaken by public authorities to get increase in efficiency of work carried-out with youth are

allocated. The tendency to creation of feedback mechanisms in system of youth policy, and also to development of professional competences of the experts realizing it is noted.

Keywords: public youth policy, personnel potential, communicative practicians, information maintenance of youth policy.

References:

1. Materialy zasedaniya Kollegii Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 18.06.2013// Oficial'nyj sajt Ministerstva obrazovaniya i nauki RF. Rezhim dostupa: http://minobrnauki. rf/kollegiya/resheniya/kollegiya_18_iyunya_2013 [Materials of a meeting of Board of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 18.06.2013//Official site of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Access mode: http:// минобрнауки.рф/коллегия/решения/коллегия_18_июня_2013].

2. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2010 goda № 436-FZ «O zashchite detej ot informacii, prichinyayushchej vred ih zdorov'yu i razvitiyu» (v red. ot 02.07.2013) // SPS Konsul'tantPlyus [The federal law of December 29, 2010 No. 436-FZ «About protection of children from information doing harm to their health and development» (in an edition of 02.07.2013)//Union of Right Forces ConsultantPlus].

3. Ianni, F. A. J. The search for structure. A report on American youth today. New York. The Free Press. 1989.

4. Jugend und Jugendhilfe in den USA: Gesellschaftliche Rahmenbedinungen, Institutionen und Organizationen. Weinheim und Munchen. Juventa Verlag. 1986.

5. Anderson, B. E. How much did the programs help minorities and youth? // Employing the unemployed. New York. Basic Books. 1980.

6. Robinson K. Culture, Creativity and the Young: Developing Public Policy. Council of Europe. Cultural Policies Research and Development Unit. Strasbourg. 1999.

7. Commission Staff Working Document on EU Indicators in the Field of Youth. European Commission. Brussels. 2011.

8. EU Youth Report: COMMISSION STAFF WORKING DOCUMENT: Results of the first cycle of the Open Method of Coordination in the youth field (2010-2012). European Commission. Brussels. 2012. URL: http://ec.europa.eu/youth/documents/national_ youth_reports_2012/eu_youth_report_swd_results_of _eu_youth_strategy_2010-2012. pdf (дата обращения: 19.10.2016).

9. Council Resolution of 27 November 2009 on a Renewed Framework for European Cooperation in the Youth Field (2010-2018). URL: http://ec.europa.eu/youth/pdf/ doc1648_en.pdf (дата обращения: 18.10.2016).

10. Laaksonen A. Making Culture Accessible: Access, Participation and Cultural Provision in the Context of Cultural Rights in Europe. Council of Europe. Strasbourg. 2010.

11. Rasporyazhenie pravitel'stva RF ot 29.11.2014 №2403-r «Osnovy gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii do 2025 goda» // Oficial'nyj sajt Pravitel'stva RF [Order of the Government of the Russian Federation of 29.11.2014 No. 2403-r «Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation till 2025»//Official site of the Government of the Russian Federation].

12. Prikaz Ministerstva sporta, turizma i molodezhnoj politiki RF ot 23.12.2008 № 72 «Ob utverzhdenii koncepcii razvitiya kadrovogo potenciala molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii», chast' I Koncepcii // SPS Konsul'tantPlyus [The order of the Ministry of Sport, Tourism and Youth Policy of the Russian Federation of 23.12.2008 No. 72 «About approval

of the concept of development of personnel potential of youth policy in the Russian Federation», part I of the Concept//Union of Right Forces ConsultantPlus].

13. Prikaz Ministerstva obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 12 avgusta 2003 g. N 3310 «Ob ehksperimente po sozdaniyu special'nosti «Organizaciya raboty s molodezh'yu» // SPS Konsul'tantPlyus [The order of the Ministry of Education of the Russian Federation of August 12, 2003 N 3310 «About an experiment on creation of specialty «Organization of Work with Youth»//Union of Right Forces ConsultantPlus].

14. BabincevV.P., ReutovE.V. Kadrovye ogranicheniya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki // Nauchnye vedomosti BelGU. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Pravo. 2008. № 4. S.163-169. [Babintsev V. P., Reutov E.V. Personnel restrictions of the state youth policy// Scientific sheets of BELGU. Series: Philosophy. Sociology. Law. 2008. No. 4. Page 163-169].

15. Formirovanie sistemy kadrovogo obespecheniya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki. Informacionno-analiticheskij otchet po itogam sociologicheskogo issledovaniya. M., Belgorod. BIGMU. 2008 [Forming of system of staffing of the state youth policy. The information analytical report following the results of social research. M, Belgorod. BIGMU. 2008].

16. Kazakova E.O. Kadrovyj potencial rossijskoj molodezhnoj politiki // Materialy mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sbornik nauchnyh statej. Pod redakciej Rostovskoj T.K., Fominoj S.N. M., 2016. S. 107-110 [Kazakova E. O. Personnel potential of the Russian youth policy//Materials of an interuniversity scientific and practical conference. Collection of scientific articles. Under the Rostovskay T.K.'s edition, Fomina S. N. M., 2016. Page 107-110].

17. Gegel'L.A., Kazakova E.O. Klyuchevye problemy razvitiya molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii // Social'no-gumanitarnye znaniya. №3. 2015. S.161-174 [Gegel L. A., Kazakova E. O. Key problems of development of youth policy in the Russian Federation// Social and humanitarian knowledge. No. 3. 2015. Page 161-174].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.