УДК 316.35 DOI: 10.12737/24808
Никитенко Алексей Иванович, кандидат политических наук, магистрант, Среднерусский институт управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Российская Федерация, г. Орел) e-mail: [email protected]
ПОНЯТИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ
В статье анализируется понятие молодежной политики в зарубежных странах и отечественной политической науке. Автор приходит к выводу о том, что в настоящее время в политической науке отсутствует понятие унифицированной политологической категории «молодежная политика». На основе различных трактовок молодежной политики в европейских странах обобщается понятие «молодежная политика» как интегральной системы внутренней молодежной кооперации в рамках общественно-политической системы, где прослеживается тесное сотрудничество молодежных структур с государственными институтами, неправительственными организациями, другими социальными слоями населения и государством в целом.
Ключевые слова: молодежная политика, молодежь, политологическая категория.
NIKITENKO A.I., Candidate of Political Sciences, Master student, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel) e-mail: [email protected]
CONCEPT OF YOUTH POLICY AS A POLITOLOGICAL CATEGORY
The article analyzes the concept of youth policy in foreign countries and domestic political science. The author concludes that currently in political science there is no concept of a unified politological category of "youth policy". On the basis of the different interpretations of youth policy in Europe the concept of "youth policy" is generalized as an integral system of internal youth cooperation within the framework of the socio-political system, where there is a close cooperation of youth organizations with governmental institutions, non-governmental organizations, other social layers of the population and the state in whole.
Keywords: youth policy, youth, politological category.
Молодежная политика в развитом демократическом государстве является ключевой интегральной частью общей политики государства, главной целью которой является поддержание соответствующего общественного статуса, качества жизни молодежи.
В условиях активно протекающих интеграционных процессов в глобализирующемся мире одной из ключевых причин формирования молодежной политики как одного из векторов социальной политики является проблематика социализации молодежи и ее адаптация к современным общественно-политическим усло-
виям и реалиям. С целью вовлечения как можно большей массы молодых людей в общественно-политические процессы и их дифференциации по соответствующим маргинальным группам государство и общество предпринимают в данном направлении значительные усилия.
Абсолютное большинство государств мира признают первостепенное значение и особую значимость работы с молодым поколением общества, поскольку именно оно в первую очередь призвано стать носителем новых гражданских устремлений и политического качества.
Тем не менее, в настоящее время в современной науке до сих пор нет универсального определения категориальной единицы «молодежная политика». Как правило, основные концепции молодежной политики базируются на двух стратегиях, дифференцирующихся степенью участия в разработке и практической реализации молодежной политики государственных и негосударственных институтов: основанной на доминантной роли государства в молодежной политике и на паритетной роли государства и институтов гражданского общества в вопросах молодежной проблематики.
Следует отметить, что в различных странах мира понятие «молодежной политики» понимается по-разному (а многими специалистами сводится к понятию «молодежная работа»1).
Так, например, в Нидерландах под молодежной политикой понимается отход от проблемно-ориентированных каналов связи и переход к политике, ориентированной на возможности; переход от государственной политики к политике социальной, что требует значительных трансформаций в структуре, функциях, факторах социализации (в Голландии к категории «молодежь» относят всех молодых людей в возрасте от 0 до 25 лет) 2.
В Люксембурге молодежная политика характеризуется в большей степени периферийной, нежели «центристской» политикой, ориентирована на молодых людей в возрасте от 12 до 25 лет и фокусируется на переходе молодежи к своей социально-экономической независимости в сфере рынка труда, социальной политики, жилищного обеспечения и пр. вопросов (и, следовательно, тесно пересекается с политикой, проводимой по отношению к взрослому населению)3.
1 См., например: Coussee F., Verschelden G., Williamson H. The History of Youth Work in Europe: Relevance for Youth Policy Today, Volume 3. - Strasbourg, 2012. -P. 7- 30.
2 Nissen C. Youth Policy in the Netherlands: A Report. -Strasbourg, 2000. - P. 17- 18.
3 Demanuele J. Youth Policy in Luxembourg: Report by an International Panel of Experts Appointed by the Council of Europe. - Strasbourg, 2002. - P. 15- 17.
В Бельгии под молодежной политикой понимается трансверсальная политика, затрагивающая не только сферы культуры, спорта и средств массовой информации, но и такие вопросы, как занятость, здравоохранение, социальная вовлеченность, жилищное обеспечение и пр4.
Во Франции под термином «молодежная политика» рассматривается социальная политика, которая на всех уровнях власти и во всех сферах принимает во внимание современную ситуацию, нужды и чаяния молодого поколе-ния5.
Понятие молодежной политики в Норвегии означает обеспечение безопасных условий проживания и окружающей среды для детей и молодых людей в возрасте от 12 до 29 лет вплоть до их взросления и сводится к обеспечению возможностей для независимости и са-моразвития6. При этом норвежский специалист в сфере публичной политики Ф. Денстад под термином «молодежная политика» отмечает не только обязательство государства по обеспечению молодежи приемлемыми условиями проживания, но и необходимость обеспечения государственными органами целого ряда различных возможностей для развития молодого поколения норвежцев7.
В Швеции под молодежной политикой понимается межведомственная политика государственных органов, затрагивающая целый ряд сфер, выраженная в политическом стремлении по созданию благоприятных жизненных условий для молодежи8.
В Молдавии, где руководство страны в качестве одной из приоритетных задач выделило
4 Pudar G., Suurpää L., Williamson H., Zentner M. Youth policy in Belgium. - Strasbourg, 2014. - P.22-23.
5 Les jeunes, cogneurs ou souffre-douleurs? / Rapport de la Commission fédérale de la jeunesse. - Paris, 1998. - P. 15.
6 Wolf M. Youth Policy in Norway: Report by the International Team of Experts Appointed by the Council of Europe. - Strasbourg, 2004. - P. 19.
7 Denstad F.Y. Youth Policy Manual: How to Develop a National Youth Strategy. - Strasbourg, 2009. P. 13.
8 Introduction to Youth Policy: Swedish and Turkish Perspectives. - Oslo, 2009. - P. 5- 7.
«выравнивание» молодежной политики и соответствие с европейскими стандартами, понятие «молодежная политика» означает интеграцию молодежного движения Республики Молдова в европейские структуры посредством развития межгосударственного сотрудничеств (возрастные рамки молдавской молодежи - от 16 до 30 лет)1.
Следует обратить внимание на то, что в ряде европейских государств нет четкого определения составному понятию молодежной политики - категории «молодежь», ее возрастным рамкам (например, в Греции, где согласно ЕС, в группу молодежь попадает категория населения от 15 до 29 лет, в то время как Европейский Центр знаний в сфере молодежной политики2 в качестве верхней границы отмечает возраст в 35 лет; а когда речь идет о «молодых фермерах», граница и вовсе сдвигается к отметке 40 лет)3. Следовательно, отсутствует национальная молодежная политика как таковая, в частности, в виду того, что является кросс-секторальной сферой различных министерств и ведомств4.
Анализируя понятие «молодежной политики» в отечественной науке и практике, российский политолог Д.А. Маяцкий в качестве ключевой проблемы молодежной политики в России выделяет отсутствие в Конституции РФ самой дефиниции «молодежная политика», что дает основание для самых различных толкований данной категории, а также затрудняет формирование четкой и ясной концепции государственной молодежной политики5.
1 Vanhee J. Youth Policy in Moldova: An International Review: Conclusions of the Council of Europe International Review Team. - Strasbourg, 2009. - P. 23- 25.
2 См. подробнее об организации на ее официальном сайте. URL:// http://pjp-eu.coe.int
3 См.: Petkovic S., Williamson H. Youth policy in Greece: Council of Europe international review. - Strasbourg, 2015.
4 См. подробнее на сайте, посвященному молодежной политики всех стран мира. - URL: http://www.youthpolicy.org/factsheets/country/greece/
5 Маяцкий Д.А. Политическая социализация
российской молодежи в контексте государственной
молодежной политики: дисс. канд. полит.н. - М.,
2007. - С. 121.
В отечественной науке одним из первых определений понятию «молодежь» дал В. Лисовский, который видел в ней «поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции6.
Другой отечественный исследователь -А. Гайдин - понимает под молодежной политикой как широкую многофункциональную политику, которая включает меры, косвенно или прямо затрагивающие интересы молодежи, так и работу самих государственных и муниципальных органов в сфере молодежной проблематики, а также образовательную политику молодежи7.
А. Шаронов видит в молодежной политике систему мер по «завоеванию», удерживанию и поддержанию социально-политического положения молодого поколения, чтобы те, в свою очередь, не попали в трудную жизненную ситуацию, отстаивали бы свои права и были в состоянии без внешнего участия решать возникающие проблемы8.
Рассматривая сущность молодежной политики, следует выявить три ее основных измерения: политологическое, правовое и социологическое9.
Правовой аспект выражен в законодательном толковании молодежной политики и ее доктринальном закреплении соответствующими органами. Вместе с тем этот аспект является достаточно узким и противоречивым вследствие незавершенности формирования нормативно-правовой базы отечественной молодеж-
6 Цит. по: Чирун С.Н. Молодежная политика в ситуации постмодерна. Модели, механизмы, риски. -М., 2014. - С. 189.
7 Гайдин А.Ю. Региональная молодежная политика: социокультурные аспекты: дис. канд. полит. наук. -Саратов, 2002. - С. 45-46.
8 Шаронов А.В. Молодежная политика в свете концепции устойчивого развития // Социально-политический журнал. 1996. - №6. - С. 143- 149.
9 Нигматуллина Т.А. Механизмы формирования современной российской молодежной политики: региональный аспект. - М., 2013. - С. 10- 14.
ной политики1. В рамках социологического подхода молодежная политика рассматривается в качестве элемента системы социальной политики. С точки зрения политической науки сфера молодежной политики предстает в виде деятельности политических акторов и направлена на молодежь для обеспечения ее лояльности/нелояльности к политическим институтам, режиму, системе и т.п. Таким образом, молодежная политика в данном контексте - это деятельность государственных органов власти, направленная на воздействие на социализацию и социальное развитие молодого поколения общества.
По мнению отечественных исследователей А. Ковалевой и В. Лукова молодежная политика предстает в виде деятельности государственных и общественных структур, направленной на социализацию молодежи, их социокультурное и социополитическое развитие, реализуется с целью укрепления государственной власти и позиций в молодежном сообществе2.
Другой отечественный исследователь -О. Суворова - отмечает, что молодежная политика не может рассматриваться лишь под углом зрения применения системы социальных технологий, и следует учитывать культурно-цивилизационные основания развития обще-ства3.
Исследователю С. Чируну молодежная политика представляется в виде идеократически детерминируемой, исторически дифференцируемой, многоуровневой системы взаимодействия молодежи с институтами и агентами социализации, с акторами, представляющими видовое разнообразие4.
1 Чирун С.Н. Молодежная политика: теория и практика взаимодействия. - Кемерово, 2008. - С. 28.
2 Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. - М., 1999. С. 111- 112; 302.
3 Суворова О.В. Политическая социализация российской молодежи в условиях трансформации общества: дис. д. полит. наук. - Саратов, 2006. -С. 238.
4 Чирун С.Н. Молодежная политика России в современном методологическом экскурсе // Вестник Поволжской Академии государственной службы. -№4 (21). 2009. - С. 132.
Таким образом, исходя из плюрализма взглядов отечественных и зарубежных исследователей в отношении понятия «молодежная политика» как политологической категории, можно констатировать, что молодежная политика предстает, во-первых, в виде интегральной системы внутренней молодежной кооперации в рамках той или иной общественно-политической системы, во-вторых, в виде тесного сотрудничества молодежных структур с государственными институтами и неправительственными организациями, и, в-третьих, в рамках взаимодействия с другими социальными слоями населения и государством в целом.
Библиография:
1. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. - М., 1999.
2. Нигматуллина Т.А. Механизмы формирования современной российской молодежной политики: региональный аспект. - М., 2013.
3. Чирун С.Н. Молодежная политика: теория и практика взаимодействия. - Кемерово, 2008.
4. Чирун С.Н. Молодежная политика России в современном методологическом экскурсе // Вестник Поволжской Академии государственной службы. - 2009. - №4 (21).
5. Чирун С.Н. Молодежная политика в ситуации постмодерна. Модели, механизмы, риски. - М., 2014.
6. Шаронов А.В. Молодежная политика в свете концепции устойчивого развития // Социально-политический журнал. - 1996. - №6.
7. Coussee F., Verschelden G., Williamson H. The History of Youth Work in Europe: Relevance for Youth Policy Today, Volume 3. - Strasbourg, 2012.
8. Demanuele J. Youth Policy in Luxembourg: Report by an International Panel of Experts Appointed by the Council of Europe. - Strasbourg, 2002.
9. Denstad F.Y. Youth Policy Manual: How to Develop a National Youth Strategy. - Strasbourg, 2009.
10. Introduction to Youth Policy: Swedish and Turkish Perspectives. - Oslo, 2009.
11. Les jeunes, cogneurs ou souffre-douleurs?/ Rapport de la Commission fédérale de la jeunesse. - Paris, 1998.
12. Nissen C. Youth Policy in the Netherlands: A Report. - Strasbourg, 2000.
13. Petkovic S., Williamson H. Youth policy in Greece: Council of Europe international review. -Strasbourg, 2015.
14. Pudar G., Suurpàà L., Williamson H., Zentner M. Youth policy in Belgium. - Strasbourg, 2014.
15. Vanhee J. Youth Policy in Moldova: An International Review: Conclusions of the Council of Europe International Review Team. - Strasbourg, 2009.
16. Wolf M. Youth Policy in Norway: Report by the International Team of Experts Appointed by the Council of Europe. - Strasbourg, 2004.
References:
1. Kovaleva, A.I., Lukov, V.A. (1999) Sociologiya molodezhi. Teoreticheskie voprosy [Sociology of Youth. Theoretical Issues]. (In Russ)
2. Nigmatullina, T.A. (2013) Mehanizmy formi-rovaniya sovremennoj rossijskoj molodezhnoj poli-tiki: regionalnyj aspekt. [Mechanisms of the Formation of Modern Russian Youth Policies: Regional Aspect] (In Russ)
3. Tchirun, S.N. (2008) Molodezhnaya politika: teoriya i praktika vzaimodejstviya. [Youth Policies: Theory and Practice of cooperation] (In Russ)
4. Tchirun, S.N. (2009) Molodezhnaya politika Rossii v sovremennom metodologicheskom ek-skurse [Youth Policies of Russia in a Modern Methodological Digression] // Vestnik Povolzhskoj Akademii gosudarsvennoj sluzhby. №4(21). (In Russ)
5. Tchirun, S.N. (2014) Molodezhnaya politika v situacii postmoderna. Modeli, mehanizmy, riski. [Youth Policies in a Situation of Postmodern. Models, Mechanisms, Risks] (In Russ)
6. Sharonov, A.V. (1996) Molodezhnaya politi-ka v svete koncepcii ustojchivogo razvitiya [Youth Policies in a View of a Concept of Sustainability] // Socialno-politicheskij zhurnal. - No 6. (In Russ)
7. Coussée, F., Verscheiden, G., Williamson, H. (2012) The History of Youth Work in Europe: Relevance for Youth Policy Today, Volume 3.
8. Demanuele, J. (2002) Youth Policy in Luxembourg: Report by an International Panel of Experts Appointed by the Council of Europe.
9. Denstad, F.Y. (2009) Youth Policy Manual: How to Develop a National Youth Strategy.
10. Introduction to Youth Policy: Swedish and Turkish Perspectives. (2009)
11. Les jeunes, cogneurs ou souffre-douleurs? (1998) / Rapport de la Commission fédérale de la jeunesse.
12. Nissen, C. (2000) Youth Policy in the Netherlands: A Report.
13. Petkovic, S., Williamson, H. (2015) Youth policy in Greece: Council of Europe international review.
14. Pudar G., Suurpää L., Williamson H., Zentner M. (2014) Youth policy in Belgium.
15. Vanhee J. (2009) Youth Policy in Moldova: An International Review: Conclusions of the Council of Europe International Review Team.
16. Wolf M. (2004) Youth Policy in Norway: Report by the International Team of Experts Appointed by the Council of Europe.