Научная статья на тему 'Основные проблемы функционирования государственной службы, возможные пути их решения'

Основные проблемы функционирования государственной службы, возможные пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цыплакова М. С., Кузьмина Д. А.

В государственной службе как системе можно выделить ряд проблем, отрицательно сказывающихся на результативности управления. В данной статье подробно рассмотрены некоторые из них, а также исследованы возможные пути их решения, способные вывести государственную службу на новый уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы функционирования государственной службы, возможные пути их решения»

2. Балдин К.В., Гапоненко Н.П., Орехов В.И. Антикризисное управление. - М.: Инфра-М, 2008.

3. Абурахманов М.И., Баришполец В.А., Манилов В.Л., Пирумов B.C. Основы национальной безопасности России. - М.: Друза, 1998.

4. Экономическая безопасность России. - М.: Дело, 2005.

5. Круглов А.А. Приоритетные сферы и механизмы обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации: автореферат. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2007.

6. Фирсов В.А. Особенности экономической безопасности России в условиях перехода на инновационный тип развития: автореферат дис. ... канд. экон. наук. - М., 2011.

7. http://www.pravda.ru/news/politics/04-12-2014/1238594-putin-0/

© Д.С. Урутин, В.И. Федоренко, Э. Э. Шамилева, 2015

УДК 338.001.36

А.А. Устемирова

Магистрантка, специальность финансы АО «Университет КАЗГЮУ», г.Астана, Казахстан

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА ПО РАСХОДАМ ОРГАНАМИ КАЗНАЧЕЙСТВА ЗА 2012-2014 ГОДЫ

Аннотация

В статье проведен анализ затрат республиканского бюджета за 2012-2014 года через систему казначейства.

Ключевые слова

республиканский бюджет, расходы, затраты, бюджетные кредиты, казначейство.

С момента создания органов казначейства на них была возложена функция предварительного и текущего контроля, т.е. в момент проведения расчетно-кассовых операций проверяется соответствие назначения оплачиваемых расходов выделенным лимитам и перечню определенных экономической классификацией расходов.

Исполнение бюджета по расходам - это обеспечение не только своевременного и полного финансирования предусмотренных в расходной части бюджета программ и мероприятий но и целевое их направление.

Рассмотрим в таблице 1 и 2 сравнительный анализ расходов в республиканский бюджет в разрезе 20122013 года и 2013-2014 года

Таблица 1

Сравнительный анализ расходов республиканского бюджета за 2012-2013 годы в млрд. тенге

Наименование План на 2012 год Исполнение за % исполнен ия План на Исполнение на % исполнен ия

2012 год 2013 год 2013 год

РАСХОДЫ 5 837,3 5 795,7 99,2 6 033,4 5 990,5 99,3

Затраты 5 301,0 5 259,4 99,2 5 743,7 5 700,8 99,3

Бюджетные кредиты 174,5 174,5 100,0 122,1 122,1 100

Приобретение финансовых 361,7 361,7 100,0 167,5 167,5 100

активов

Источник: Составлена авторам по данным Министерства финансов РК [1]

Как видно из таблицы 1, расходы республиканского бюджета за 2012 год составили 5 795,7 млрд.тенге или исполнены на 99,2 % к плану финансирования по платежам на отчетный год в сумме 5 837,3 млрд.тенге.

В том числе, затраты составили 5 259,4 млрд.тенге или 99,3 % к плану в сумме 5301,0 млрд.тенге, бюджетные кредиты - 174,5 млрд.тенге или 100,0 %, приобретение финансовых активов - 361,7 млрд.тенге или 100,0 % к плану.

Расходы республиканского бюджета за 2013 год исполнены на 99,3 % к плану финансирования по платежам на отчетный период в сумме 6 033,4 млрд.тенге и составили 5 990,5 млрд.тенге, или на 194,8 млрд. тенге больше, чем за 2012 год.

В том числе, затраты составили 5 700,8 млрд.тенге или 99,3 % к плану в сумме 5 743,7 млрд.тенге, бюджетные кредиты - 122,1 млрд.тенге или 100,0 %, приобретение финансовых активов - 167,5 млрд.тенге или 100,0 % к плану. По сравнению с 2012 годом их рост составил 441,4 млрд.тенге.

Анализ причин неосвоения показывает, что практически у каждого администратора имели место правоотношения с поставщиками, связанные с невыполнением договорных обязательств, не предоставлением актов выполненных работ, и вытекающими судебными разбирательствами [1]. Дефицит республиканского бюджета составил 718,0 млрд.тенге, или 2,1% к ВВП при плане 2,3% к ВВП.

Таблица 2

Сравнительный анализ расходов республиканского бюджета за 2013-2014 годы в млрд тенге

Наименование План на 2013 год Исполнение на 2013 год % исполнен ия План на 2014 год Исполнение за 2014 год % исполнен ия

РАСХОДЫ 6 033,4 5 990,5 99,3 7 109,6 7069,7 99,6

Затраты 5 743,7 5 700,8 99,3 6 497,6 6 471,2 99,6

Бюджетные кредиты 122,1 122,1 100 118,5 118,5 100,0

Приобретение финансовых активов 167,5 167,5 100 493,4 480,0 97,3

Источник: Составлена авторам по данным Министерства финансов РК

Как видно из таблицы 2, расходы республиканского бюджета за 2014 год исполнены на 99,4 % к плану финансирования по платежам на отчетный период в сумме 7 109,6 млрд.тенге и составили 7 069,7 млрд.тенге или 17,6% к ВВП, или на 1 079,2 млрд. тенге больше, чем за 2013 год.

В том числе, затраты составили 6 471,2 млрд.тенге или 99,6 % к плану в сумме 6 497,6 млрд.тенге, бюджетные кредиты - 118,5 млрд.тенге или 100,0 %, приобретение финансовых активов - 480,0 млрд.тенге или 97,3 % к плану.

Отставание фактического исполнения республиканского бюджета от плана составило 39,9 млрд.тенге, из которых: 28,9 млрд. тенге - неосвоение по объективным причинам, не зависящим от администраторов республиканских бюджетных программ. Дефицит республиканского бюджета на 1 января 2015 года составил 1 081,2 млрд. тенге или 2,7 % к ВВП

Рассмотрим структуру расходов, приведенную в таблице 3.

Таблица 3

Сравнительный анализ затрат республиканского бюджета за 2012-2014 годы.

Показатели 2012 2013 2014

сумма, млрд тг уд вес, % сумма, млрд тг уд вес, % сумма, млрд тг уд вес, %

ЗАТРАТЫ, всего 5 259,4 100% 5 700,8 100% 6 471,2 100%

Госуслуги общего характера 245,0 4,7% 285,70 5,0% 391,6 6,1%

Оборона 324,7 6,2% 388,10 6,8% 413,0 6,4%

Общественный порядок, безопасность 462,0 8,8% 508,70 8,9% 477,7 7,4%

Продолжение таблицы 3

Образование 438,9 8,3% 453,20 7,9% 464,5 7,2%

Здравоохранение 453,0 8,6% 499,40 8,8% 641,7 9,9%

Социальная помощь и социальное обеспечение 1 144,2 21,8% 1 261,00 22,1% 1 441,7 22,3%

ЖКХ 217,9 4,1% 244,40 4,3% 283,3 4,4%

Культура, спорт, туризм и информационное пространство 93,6 1,8% 93,90 1,6% 106,3 1,6%

ТЭК 111,7 2,1% 102,80 1,8% 94,8 1,5%

Сельское хозяйство и связанные с ним отрасли 224,1 4,3% 183,90 3,2% 161,1 2,5%

Промышленность и строительство 12,3 0,2% 15,20 0,3% 22,3 0,3%

Транспорт и коммуникации 368,9 7,0% 384,00 6,7% 474,4 7,3%

Прочие 152,6 2,9% 237,20 4,2% 288,7 4,5%

Обслуживание долга 129,7 2,5% 177,30 3,1% 232,0 3,6%

Трансферты 880,6 16,7% 865,80 15,2% 978,0 15,1%

Источник: Составлена авторам по данным Министерства финансов РК

Как видно из данных таблицы, затраты республиканского бюджета на 2012-2014 года увеличиваются с 5259,4 млрд. тенге в 2012 году, 5700,8 млрд. тенге в 2013 году до 6471,2 млрд. тенге в 2014 году соответственно.

Преобладающей функциональной группой затрат является «Социальное обеспечение и социальная помощь» на долю которой приходится 21,8 % в 2012 году, 22,1% в 2013 году и 22,3% в 2014 году всех затрат, поэтому бюджет можно считать социально-ориентированным. Так в 2012 и 2013 годах повышены размеры солидарных пенсий на 9 %, размеры социальных пособий увеличены на 7 % [2, с 118].

Несколько другая ситуация сложилась при рассмотрении расходов на сельское хозяйство, поскольку с каждым годом идет снижение его финансирования. Так если в 2012 году было выделено 224,1 млрд тенге, в 2013 году -183,9 млрд. тенге, к 2014 году - уже 161,1 млрд. тенге [2, с119].

Таким образом, механизм исполнения расходной части республиканского бюджета через систему государственного казначейства имеет неоспоримые преимущества: ускоряет расчеты между субъектами хозяйствования обеспечивает своевременное финансирование расходов и контроль за целевым использованием бюджетных средств.

Основным принципом финансирования становится финансирование в соответствии с плановыми назначениями. Это повышает требования к процессу планирования расходов с точки зрения их обоснованности.

Список использованной литературы:

1. Официальный сайт Министерства финансов РК www.minfin.kz

2. Жунусова Р.М., Жусупова А.К., Утибаева Г.Б. «Сравнительный анализ прогнозных показателей республиканского бюджета на 2014-2016 годы» // Журнал «Вестник науки» - 2014. - №2 (81) - 115-123с.

© А.А. Устемирова, 2015

УДК338.001.36

А.Ю. Федорова

студентка 2 курса кредитно-экономического факультета ФУ при Правительстве РФ, г. Москва, РФ

СРАВНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ДО И

ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Аннотация

Статья посвящена изучению особенностей экономических показателей до и послевоенной экономики Российской Империи, сравнению хозяйства со странами-участницами Первой Мировой войны, а также детерминации экономики нашей страны во время революции.

Ключевые слова

Первая Мировая война, революция, 1914-1918 год, экономика, ВВП, бюджетный дефицит, ВПК.

Накануне первой мировой войны Российская Империя была одной из ведущих мировых экономических держав. Государство занимало 4-5 место после США, Англии, Австрии, Германии и находилась примерно на одном уровне в Австро - Венгрией5. Российская Империя имела такие же показатели в промышленности, что и Австро-Венгрия, однако, не стоит забывать о несопоставимых размер двух государств. Кроме того, Империя являлась крупнейшим мировым заемщиком. Золотой рубль имел фиксированный обменный курс, а российские ценные бумаги активно покупались и продавались во всех мировых фондовых центрах. Транснациональные компании конца 19 - начала 20 века: «Зингер», «Сименс», «Крупп» - вели дела в России. Нельзя не сказать, что деловое законодательство в России было достаточно стабильно, чтобы привлекать инвестиции. На международных рынках государство активно обменивало лес, пшеницу, нефть и текстиль на машины и оборудование, предметы быта и авто. Экономика развивалась безумными темпами до 1914 года. Усовершенствования в топливной энергетике, а также растущая металлургия способствовала возникновению новых отраслей в экономике, таких как химическая промышленность и электромашиностроение. Процесс модернизации финансировался, в большинстве своем, иностранными инвесторами из Франции, Англии, Бельгии, Германии. Бурное развитие строительных дорог позволяло создать всеобъемлющую систему для транспортировки природных материалов из труднодоступных районов обширной империи. В то же время, сельское хозяйство России находилось в неутешительном состоянии: неурожай зерновых вызвал кризис в крестьянском хозяйстве. К началу первой мир крестьяне владели 47 % всей земли, включая поля и леса6. Большинство наделов культивировались крестьянскими дворами с земельными коммунами, перед которой стояла задача перераспределения обрабатываемых земель (например, в зависимости от изменения кол-ва членов семьи). Вспоминаются едкие высказывания немецких критиков, назвавших данный передел процессом, «обеспечивающим равные права на голодную смерть». Цены на русском рынке преимущественно диктовались мировым ареной. ВВП также было тесно связано с показателями других стран. Единственный видимый разрыв в Российских ценах от мировых можно заметить в 1890-92 годах, вызванный неурожаями в стране. Иными словами, к 1914 году российская экономика была глубоко интегрирована в мировую. Но началась война.

Главная особенность первой мировой войны была в том, что не было военного поражения Империи, были проблемы экономического характера. В первую очередь это было связано с увеличением спроса на сельскохозяйственные продукты: необходимо питание для мобилизованных сил, работников тыла, гражданского населения военнопленных и беженцев из западных районов. В то же время, за счет мобилизации крестьян в армию, происходит сокращение трудовых ресурсов в русской деревне и удорожание сельскохозяйственного производства. Таким образом, падают и посевные площади, и валовой сбор, а

5 M.E. Falkus, the Industrialization of Russia, 1700-1914 ( London and Bagistone: Macmillan 1972) p. 11-19

6 Olga Crisp, Studies in the Russian Economy before 1914 (London and Bagistone: Macmillan)

307

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.