Научная статья на тему 'Государственный долг как способ влияния на экономику страны'

Государственный долг как способ влияния на экономику страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
999
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фоменко В. В., Коковин К. В.

Целью статьи является изучение государственного долга как одного из макроэкономических показателей. Авторы стремятся не только раскрыть суть данной экономической категории, но и показать влияние государственного долга на экономику страны. На основе анализа представлены виды и цели государственного долга, способы контроля над ним, а также выявлены положительные и отрицательные стороны изменения его уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственный долг как способ влияния на экономику страны»

УДК 339.972

Д.С. Урутин

студент 4 курса ВШЭиБ Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского г. Симферополь, Российская Федерация

В.И. Федоренко студент 4 курса ВШЭиБ Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского г. Симферополь, Российская Федерация Научный руководитель: Э. Э. Шамилева К.э.н., доцент кафедры «Экономики предприятия и отраслевых рынков» ВШЭиБ Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского г. Симферополь, Российская Федерация

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

В данной статье рассмотрены основные тенденции в сфере экономической безопасности Российской Федерации с момента распада СССР, выявлены причины, послужившие причиной этих тенденций и показаны изменения в данной сфере за данный период.

Ключевые слова экономика, экономическая безопасность, Российская Федерация

Актуальность: В условиях усиливающихся геополитических и экономических противоречий и общей напряжённости между различными государствами в последние годы проблема безопасности государства становится всё более значимой и актуальной.

Анализ исследований и публикаций: данная тема является актуальной и востребованной среди современных ученых. Исследованием этой проблемы занимались следующие экономисты: В.А.Фирсов [1], М.А. Шевченко [2] К.В. Балдин [3], Н.П.Гапоненко [3], М.И. Абурахманов [4] В.А. Баришполец [4], И.Я Богданов [6] и другие. Все они сходятся в том, что экономическая безопасность государства представляет собой такое состояние его экономики и активов, при котором обеспечивается их наиболее эффективное использование вместе с защитой от внешних и внутренних угроз различного характера, в том числе экономического.

Цель статьи: заключается в характеристике экономической безопасности государства и в частности -в характеристике экономической безопасности Российской Федерации.

Основные результаты исследования.Экономическая безопасность государства является сложной и многоэлементной конструкцией. Она является составляющим элементом национальной безопасности государства и является основой для укрепления безопасности в военной, технологической, научной, продвольственной политической и других сферах.

Опираясь на факты и опыт, можно утверждать, что грамотно спланированная и построенная система экономической безопасности сможет обеспечить суверенитет государства и его независимость в принятии решений. В результате государство сможет эффективно развиваться и действовать в соответствии со своими экономическими интересами.

Самым эффективным и оптимальным оружием в наше время являются экономическое воздействие на другие страны (экономические методы). Большинство стран не имеют собственных высокоразвитых технологий и техники, так же не все страны обладают научно - техническим потенциалом, что является методом воздействия на них другими более высокоразвитыми государствами путём позитивного (кредитование, предоставление технологий и инвестиций) и негативного (санкции, эмбарго и др.) воздействия. Россия входит в десятку самых развитых стран, но тем не менее существует некоторая зависимость от политики других стран и таких финансовых организаций как МВФ и МБРР.

Стоит отметить, что экономика Советского Союза в период с 60-х до середины 80-х не отставала по технико-экономическому уровню от капиталистических и других развитых стран. Но после начала политических, экономических и социальных реформ второй половины 80-х годов, СССР стал терять свои позиции. [3] Открытая, рыночная экономика дала возможность зарубежным производителям захватывать рынки и, тем самым, все сильнее снижать уровень экономической безопасности и независимости РФ.

Первые 10-15 лет независимости, в России наблюдался серьёзный экономический спад. [4, с.120] Производство продукции и усуг в нашей стране стояло на грани исчезновения из-за сложностей переходного периода и смены экономической модели государства, наблюдалось резкое снижение уровня благосостояния населения и уровня жизни в целом, а сама экономическая безопасность РФ оказалось под угрозой. Причиной этому послужило кризисное состояние экономики. [5 с.18]

Экономическая безопасность зарубежными экономистами рассматривается уже давно. Основателем же термина «экономическая безопасность» стал Ф. Рузвельт в 1934 году и тем самым положил начало развития этой сферы [3 с.14], однако и в СССР изучение данного вопроса не стояло на месте. Фундаментальным различием подходов к определению экономической безопасности у ученых СССР и капиталистических стран состояло в том, что западные учёные более узко и конкретно понимали вопрос экономической безопасности, связывая его в первую очередь с защитой от внешних угроз в виде действий враждебных государств, либо же государств-соперников. [3 с.22]

На протяжении длительного периода Правительство России не уделяло должного внимания задачам экономической безопасности РФ. Имело место быть создание федеральных органов, занимавшихся лишь мониторингом и наблюдением за этими проблемами (Комитет по защите экономических интересов России при Президенте, Рабочая группа по экономической безопасности при Правительстве РФ). Согласно результатам работы этих органов и их отчётам, миссия выявления и мониторинга проблем экономической безопасности РФ была выполнена в значительной мере. Однако, эти органы не предпринимали каких-либо действий для решения этих проблем ввиду отсутствия полномочий. [1, с.22] В данный момент началось формирование системы экономической безопасности, что продиктовано новыми событиями в мировой экономике и попытками других стран воздействовать на РФ с помощью экономических методов, таких как санкции, в частности Президент РФ Владимир Путин заявил: "Мы должны снять критическую зависимость от зарубежных технологий и промышленной продукции, в том числе имею в виду станко- и приборостроение, энергетическое машиностроение, оборудование для освоения месторождений и арктического шельфа". [7, с.1]

Осознание того, что слабая и хрупкая система экономической безопасности несет крупномасштабную угрозу и потенциальный урон для страны и граждан, делают проблему экономической безопасности актуальной в общественной жизни. Так ослабление экономики и игнорирование экономических угроз привело в 90е годы к тому, что зарубежные производители привели к банкротству множество отечественных предприятий, которые не могли выдержать конкуренции без защиты со стороны государства. [3, с.120]

Нужно учитывать также сложность переходного периода в постсоветское время, но тем не менее у России есть достаточные возможности и огромный потенциал для обеспечения как внешней, так и внутренней экономической безопасности. Государственная стратегия должна заключаться в разумном, рациональном международном разделении труда, с участием РФ в мировых хозяйственных организациях и объединениях, а также устранение зависимости государства от возможного экономического и технического воздействия извне. [7]

Таким образом, можно утверждать, что стратегия экономической безопасности является неотъемлемой частью системы национальной безопасности государства, главной целью которого является обеспечение высокого уровня жизни населения, своевременное решение его социальных и экономических проблем, а также воздействие на мировые процессы с учётом собственных интересов государства, а также защита государственного суверенитета и независимости.

Список использованной литературы: 1 . Фирсов В.А. Меры по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации // Вестник РАГС при Президенте РФ. - 2008. - № 2

2. Балдин К.В., Гапоненко Н.П., Орехов В.И. Антикризисное управление. - М.: Инфра-М, 2008.

3. Абурахманов М.И., Баришполец В.А., Манилов В.Л., Пирумов B.C. Основы национальной безопасности России. - М.: Друза, 1998.

4. Экономическая безопасность России. - М.: Дело, 2005.

5. Круглов А.А. Приоритетные сферы и механизмы обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации: автореферат. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2007.

6. Фирсов В.А. Особенности экономической безопасности России в условиях перехода на инновационный тип развития: автореферат дис. ... канд. экон. наук. - М., 2011.

7. http://www.pravda.ru/news/politics/04-12-2014/1238594-putin-0/

© Д.С. Урутин, В.И. Федоренко, Э. Э. Шамилева, 2015

УДК 338.001.36

А.А. Устемирова

Магистрантка, специальность финансы АО «Университет КАЗГЮУ», г.Астана, Казахстан

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИСПОЛНЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА ПО РАСХОДАМ ОРГАНАМИ КАЗНАЧЕЙСТВА ЗА 2012-2014 ГОДЫ

Аннотация

В статье проведен анализ затрат республиканского бюджета за 2012-2014 года через систему казначейства.

Ключевые слова

республиканский бюджет, расходы, затраты, бюджетные кредиты, казначейство.

С момента создания органов казначейства на них была возложена функция предварительного и текущего контроля, т.е. в момент проведения расчетно-кассовых операций проверяется соответствие назначения оплачиваемых расходов выделенным лимитам и перечню определенных экономической классификацией расходов.

Исполнение бюджета по расходам - это обеспечение не только своевременного и полного финансирования предусмотренных в расходной части бюджета программ и мероприятий но и целевое их направление.

Рассмотрим в таблице 1 и 2 сравнительный анализ расходов в республиканский бюджет в разрезе 20122013 года и 2013-2014 года

Таблица 1

Сравнительный анализ расходов республиканского бюджета за 2012-2013 годы в млрд. тенге

Наименование План на 2012 год Исполнение за % исполнен ия План на Исполнение на % исполнен ия

2012 год 2013 год 2013 год

РАСХОДЫ 5 837,3 5 795,7 99,2 6 033,4 5 990,5 99,3

Затраты 5 301,0 5 259,4 99,2 5 743,7 5 700,8 99,3

Бюджетные кредиты 174,5 174,5 100,0 122,1 122,1 100

Приобретение финансовых 361,7 361,7 100,0 167,5 167,5 100

активов

Источник: Составлена авторам по данным Министерства финансов РК [1]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.