Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В АПК РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ'

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В АПК РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В АПК РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ»

Батршина С.А.

студент 5 курса специальности «Финансы и кредит»

Экономический Факультет МГУ им Н.П. Огарева РФ, г.Саранск

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В АПК РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики Республики Мордовия, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. Для определения цели, задачи, направления развития сельского хозяйства на перспективу, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности была введена Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2013-2020 годы (далее -Государственная программа), разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 1101 - р, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 234 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия».

С 2008 года ОАО «Росагролизинг» является исполнителем Государственной программы по обеспечению сельхозтоваропроизводителей племенным скотом, животноводческим оборудованием и сельхозтехникой в комплексе. За 2008-2012 годы сельхозтоваропроизводителями Республики Мордовия закуплено через ОАО «Росагролизинг» 4917 голов племенного скота.

Государственная программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и сфер деятельности агропромышленного комплекса Республики Мордовия с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО). Одновременно выделяются 2 уровня приоритетов. [1]

К приоритетам первого уровня относятся:

- в сфере производства -скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая преимущества республики, в первую очередь, наличие достаточных площадей сельскохозяйственных угодий;

- в экономической сфере - повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов республики;

- в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;

- в институциональной сфере - развитие интеграционных связей в агропромышленном комплексе;

- в научной и кадровой сферах - обеспечение формирования инновационного агропромышленного комплекса. [1]

Приоритеты второго уровня включают такие направления, как:

- развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства;

- экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

- наращивание вывозного потенциала сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими республиканского рынка;

- минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции с учетом рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности.

Государственная программа состоит из пяти подпрограмм -приоритетных направлений развития АПК РМ. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Основным направлением подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» является осуществление перехода на инновационный путь развития в ближайшей перспективе. Под «инновационным путем развития» подразумевается ускоренный переход к использованию новых высокопроизводительных, ресурсосберегающих технологий, связанный с переводом сельхозпредприятий на новые агротехнологии, базирующиеся на применении более эффективных методов производства, новых моделей техники, внесения оптимального количества минеральных удобрений на посевные площади. Среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства в период до 2020 г. должен составить не менее 2,8 -3%. Одновременно возрастут ресурсы сельскохозяйственной продукции и продовольствия для реализации на внешнем рынке. Кроме зерна и продуктов его переработки на внешний рынок республика сможет поставлять такие продукты, как сахар, сыр и сырную продукцию, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты. Для достижения заданных целей ОАО «Росагролизингу» необходимо предоставить услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям Республики Мордовия по приобретению

сельскохозяйственной техники со скидкой в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, на оплату договоров, вознаграждение по которым не превышает 1 процента.

Второй составляющей Государственной программы является подпрограмма «Развитие отрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства». Основным приоритетным направлением деятельности ОАО «Росагролизинг» в данной подпрограмме является комплексная модернизация материально-технической базы производства продукции животноводства и ее переработки, а как результат -увеличение объемов производства и переработки продукции животноводства, а также повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для рентабельного ведения отрасли. В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов при одновременном их импортозамещении. Это связано с оптимистическими тенденциями развития свиноводства и птицеводства.

Третья приоритетная подпрограмма - «Развитие мясного скотоводства». В Республике Мордовия на базе ООО «Подсобное хозяйство» Темниковского района совместно с ОАО «Росагролизинг» и при непосредственном участии Всероссийского научно-исследовательского института племенного дела, создается селекционно-генетический центр, который позволит создать современную, отвечающую мировым стандартам племенную базу. Здесь планируется проводить не только отбор и подбор сочетающихся линий и семейств, но и генетическую оценку племенного материала. Планируется создать лабораторию по получению и хранению эмбрионов от особо ценных племенных животных.

По некоторым оценкам, к 2020 году поголовье специализированного мясного и помесного скота достигнет 46,1 тыс. голов. Производство высококачественной говядины от специализированного мясного скота составит в структуре общих объемов производства говядины более 30% .

Следующая подпрограмма - «Поддержка малых форм хозяйствования»: поддержание и дальнейшее развитие сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и улучшения качества жизни в сельской местности.

В Мордовии наибольшее количество вновь созданных крестьянских (фермерских) хозяйств приходилось на середину 90-х годов. Однако в последующие годы на фоне системного кризиса в экономике, дефицита финансовых средств, ослабления государственной поддержки их число постепенно сокращалось. С 2010 года наблюдается незначительное увеличение их числа по сравнению с периодом 2002-2008 гг. На 1 января 2011 года численность крестьянских (фермерских) хозяйств по данным Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия составило 1133.

В рамках основного мероприятия по поддержке начинающих фермеров осуществляется предоставление грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств. Выделение грантов будет осуществляться в соответствии с правилами распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (далее - правила).

За счет гранта может осуществляться:

- разработка проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм;

- строительство, реконструкция или модернизация семейных животноводческих ферм;

- строительство, реконструкция или модернизация производственных объектов по переработке продукции животноводства;

- комплектация семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж;

- приобретение сельскохозяйственных животных.

Последним приоритетным направлением в реализации Государственной программы является подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие». В связи с усилением конкуренции на мировых продовольственных рынках, низкой конкурентоспособностью производителей продукции агропромышленного комплекса республики, недостаточным уровнем развития и темпов роста агропромышленного комплекса для решения проблемы продовольственной безопасности, возникает необходимость обновления научно-

информационной, технической и технологической базы агропромышленного комплекса на качественно новой основе, перехода к инновационному типу развития.

В конце 2009 года был создан Информационно-консультационный центр агропромышленного комплекса Республики Мордовия (ИКЦ АПК РМ).

Основными направлениями деятельности ИКЦ АПК РМ являются:

- обучение специалистов и работников сельхозпредприятий, фермеров и студентов аграрных специальностей;

- оказание консультационных услуг сельхозтоваропроизводителям по вопросам организации и ведения растениеводства, молочного скотоводства и свиноводства.

В республике создано также 4 районных информационно-консультационных центра (ИКЦ) в форме муниципальных учреждений при администрациях муниципальных районов (МУ «Ардатовский ИКЦ», МУ «Краснослободский ИКЦ», МУ «Кочкуровский ИКЦ», МУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и

муниципальных услуг в Рузаевском муниципальном районе»), оказывающих услуги информационного характера, а также консультации в сфере развития малых форм хозяйствования на селе.

Кроме того, информационно-консультационные услуги оказывают образовательные, научно-исследовательские учреждения и

производственные организации (ИКС «Агро-Консультант», ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», ИКО «Консультант-Агро» ФГБОУ ДПОС «Мордовский институт переподготовки кадров агробизнеса», ИКЦ ГНУ «Мордовский научно-исследовательский институт сельского хозяйства», ИКС ООО «Ресурс-Консалтинг» Агрохолдинг «Мордовзерноресурс», ИКС ООО «Управляющая компания «Агросоюз-Центр»).

Несмотря на динамичное развитие сельскохозяйственного консультирования существует ряд проблем, требующих решения. Основными причинами, сдерживающими развитие эффективной консультационной поддержки различных категорий сельскохозяйственных товаропроизводителей в современных условиях являются:

- отсутствие единой системы информационно-консультационного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- относительно узкий спектр информационно-консультационных услуг;

- недостаточный охват потенциальных потребителей данного вида услуг.

Приоритетами государственной политики в сфере реализации подпрограммы являются:

- обновление парка сельскохозяйственной техники;

- разработка технологий и технических средств для устойчивого функционирования мелиоративных комплексов, обеспечивающих высокую продуктивность и экологическую стабильность агроландшафтов, сохранение плодородия почв, защиту их от эрозии;

- реализации перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе;

- развитие и внедрение энергосберегающих технологий в сельскохозяйственное производство.

- развитие информационно-консультационных центров АПК.

Основной задачей открытого акционерного общества "Росагролизинг" в

рамках реализации подпрограммы в части технической и технологической модернизации сельского хозяйства будет поставка новой сельскохозяйственной техники и оборудования, технологических комплексов в составе силовых агрегатов с прицепной сельскохозяйственной техникой, оборудования для мелиорации и орошения, оборудования для точного земледелия.

Количество инновационных проектов, включая ресурсосберегающие технологии за 2015 - 2020 годы, составит:

- в растениеводстве, по инновационным проектам стоимостью 30 млн. рублей - 1 единица.

- в животноводстве, по инновационным проектам стоимостью 50 млн. рублей - 1 единица.

ОАО «Росагролизинг» является главным субъектом, обеспечивающим сельхозтоваропроизводителей современной сельскохозяйственной техникой, высокотехнологичным животноводческим оборудованием и

высокопродуктивным племенным скотом по системе федерального лизинга. В результате реализации Государственной программы будет обеспечено достижение установленных значений по большинству основных показателей АПК. Валовой сбор зерна повысится к 2020 году до 1400 тыс. тонн против 900 тыс. тонн в 2012 году (оценка), или на 56%, сахарной свеклы - до 900 тыс. тонн против 750 тыс. тонн в 2012 году (оценка), или на 20 %. Этому будут способствовать меры по улучшению использования земель сельскохозяйственного назначения, обеспечению развития элитного семеноводства. Производство скота и птицы (в живом весе) к 2020 году возрастет по сравнению с 2012 годом (оценка) до 176,3 тыс. тонн, или на 27,1%, молока - до 575 тыс. тонн, или на 21%. Основной прирост будет получен в общественном секторе за счет роста продуктивности скота на основе улучшения породного состава.

Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве увеличится до 23,5тыс. руб., или до 75% среднего ее уровня по экономике республики.

Для этих целей предполагается обеспечить ежегодный прирост инвестиций в сельское хозяйство в размере 5,2%, создать условия для достижения уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях не менее 13-17% (с учетом субсидий).

Таким образом, динамика развития агропромышленного комплекса на период до 2020 года будет формироваться под воздействием с одной стороны мер, которые были приняты в последние годы по повышению устойчивости агропромышленного производства республики, с другой -сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.

Использованные источники:

1. Перечень основных мероприятий Государственной программы Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2013 - 2020годы)

2. Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)";(в ред. Федеральных законов от 29.01.2002 N 10-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 18.07.2005 N 90-ФЗ, от 26.07.2006 N 130-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ)

3. Рамазанов Н.Г., Коваленко Н.Я. Эффективность использования агролизинга при различных формах финансирования // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2012. - №6

4. Назаров, В. Л. Лизинг - эффективный и доступный способ модернизации и развития / В. Л. Назаров; В. Л. Назаров// Национальные проекты. - 2010. -N 6. - С. 42-45. - 1 фот.

Бекбулатова Д. Ф. слушатель MBA IBS Almaty КАЗАХСТАН

СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ ЛИКВИДНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность, свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Положение предприятия зависит от результатов его деятельности. Если все намеченные планы выполняются, то это положительно влияет на платежеспособность предприятия и ликвидность его баланса. И наоборот, при невыполнении планов снижаются показатели, ухудшается состояние предприятия и его платежеспособность. Вследствие чего предприятие может потерять доверие банков, партнеров и клиентов.

Непременным условием полного качественного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является умение читать финансовую отчетность, и, в частности, основную ее форму - бухгалтерский баланс. Важно понимать экономическое содержание каждой балансовой статьи, способов ее оценки, роли в деятельности предприятия, характера изменений сумм по той или иной статье и значение этих изменений для оценки экономики предприятия. Умение читать бухгалтерский баланс дает возможность только на основании изучения балансовых статей получить значительный объем информации о предприятии.

Цель анализа состоит не только в том, чтобы оценить ликвидность баланса или платежеспособность, но и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на их улучшение. Анализ ликвидности баланса, платежеспособности показывает, по каким направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявить важнейшие аспекты и наиболее слабые позиции в проведенном анализе. В соответствии с этим результаты анализа дают ответы на вопросы, каковы важнейшие способы улучшения состояния предприятия. Но главное является своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности, находить резервы улучшения его платежеспособности [ Малашихина Н.Н., Белокрылова О.С. Риск-менеджмент: Учеб. пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004].

Экономический потенциал предприятия не сводится лишь к имущественной компоненте; не менее важна и финансовая его сторона, суть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.