Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОЛОСОВЫХ ПОМОЩНИКОВ, БОТОВ И ДРУГИХ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ'

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОЛОСОВЫХ ПОМОЩНИКОВ, БОТОВ И ДРУГИХ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые ресурсы / индивидуализированное обучение / самостоятельное обучение / разговорный русский язык / инновационное образование / digital resources / individualized learning / independent learning / spoken Russian / mobile applications / innovative education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мэн Жоу

Информатизация и цифровизация стали важной частью современного образования. Цифровые платформы и инструменты адаптируются к образовательным пространствам, интегрируются в них и становятся важными в преподавание гуманитарных наук, особенно иностранных языков и их различных предметных областей. Традиционный режим обучения языку с трудом удовлетворяет потребностям людей, которым необходимо говорить по-русски в различных сценариях. В эпоху «Интернет +» появились цифровые ресурсы (в основном мобильные приложения), создающие персонализированный маршрут обучения и автономную среду обучения для обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC PRINCIPLES OF SELF-DIRECTED DESIGN OF AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL PATHWAY USING VOICE ASSISTANTS, BOTS AND OTHER DIGITAL RESOURCES RESOURCES

Informatization and digitalization have become an important part of modern education. Digital platforms and tools are being adapted and integrated into educational fields and are becoming important learning tools, including the teaching of the humanities, especially foreign languages and their various subject areas. The traditional language teaching mode is difficult to meet the needs of people who need to speak Russian in various scenarios. The Internet+ era has seen the emergence of digital resources (mostly mobile apps) that create a personalized learning path and an offline learning environment for learners.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОЛОСОВЫХ ПОМОЩНИКОВ, БОТОВ И ДРУГИХ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ»

ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СТРЕМИТЕЛЬНО МЕНЯЮЩЕГОСЯ МИРА

Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 2, № 4 (86). С. 77-87. Domestic and foreign pedagogy. 2022. Vol. 2, no. 4 (86). P. 77-87.

Научная статья УДК 378

doi: 10.24412/2224-0772-2022-86-77-87

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГОЛОСОВЫХ ПОМОЩНИКОВ, БОТОВ И ДРУГИХ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ

Мэн Жоу

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва, Россия, 1412019926@qq.com

Аннотация. Информатизация и цифровизация стали важной частью современного образования. Цифровые платформы и инструменты адаптируются к образовательным пространствам, интегрируются в них и становятся важными в преподавание гуманитарных наук, особенно иностранных языков и их различных предметных областей. Традиционный режим обучения языку с трудом удовлетворяет потребностям людей, которым необходимо говорить по-русски в различных сценариях. В эпоху «Интернет +» появились цифровые ресурсы (в основном мобильные приложения), создающие персонализированный маршрут обучения и автономную среду обучения для обучающихся.

Ключевые слова: цифровые ресурсы, индивидуализированное обучение, самостоятельное обучение, разговорный русский язык, инноваци-

© Мэн Жоу, 2022

Мэн Жоу

онное образование

Для цитирования: Мэн Жоу. Основные принципы самостоятельного конструирования индивидуального образовательного маршрута с использованием голосовых помощников, ботов и других цифровых ресурсов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 2, № 4 (86). С. 77-87. doi: 10.24412/2224-0772-2022-86-77-87

Original article

THE BASIC PRINCIPLES OF SELF-DIRECTED DESIGN OF AN INDIVIDUAL EDUCATIONAL PATHWAY USING VOICE ASSISTANTS, BOTS AND OTHER DIGITAL RESOURCES RESOURCES

Meng Zhou

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, 1412019926@qq.com

Abstract. Informatization and digitalization have become an important part of modern education. Digital platforms and tools are being adapted and integrated into educational fields and are becoming important learning tools, including the teaching of the humanities, especially foreign languages and their various subject areas. The traditional language teaching mode is difficult to meet the needs of people who need to speak Russian in various scenarios. The Internet+ era has seen the emergence of digital resources (mostly mobile apps) that create a personalized learning path and an offline learning environment for learners.

Keywords: digital resources, individualized learning, independent learning, spoken Russian, mobile applications, innovative education

For citation: Meng Zhou. The basic principles of self-directed design of an individual educational pathway using voice assistants, bots and other digital resources resources. Domestic and Foreign Pedagogy. 2022;2(4):77-87. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2224-0772-2022-86-77-87.

В современном мире быстрое развитие информационных технологий

[10], таких как искусственный интеллект, большие данные и блокчейн, способствует модернизации не только производственной сферы, но и образования. Тесная интеграция передовых информационных технологий в него также коренным образом изменит модели и формы обучения и будет способствовать обновлению образовательных концепций, изменению моделей и трансформации системы образования в целом

[11]. В настоящее время в обучении русскому языку в вузах существует множество проблем, например недостаточное количество учебных часов. Традиционный режим обучения языку ограничивает студентов.

Эпоха «Интернет +» создала учебную среду, в которой учащиеся могут свободно исследовать и учиться самостоятельно, а также получать доступ к различным информационным ресурсам.

Современное китайское обучение русскому языку как иностранному (РКИ) должно изменить традиционную концепцию и режим обучения, органично интегрировать различные новые цифровые ресурсы и сетевые платформы мгновенного общения, изменить традиционный режим обучения устной речи, позволить в этом процессе преодолеть ограничения времени и пространства аудитории и создать все возможности для проникновения аутентичной устной речи в среду студентов. Практика доказала, что только при наличии у учащихся способности к самостоятельному обучению они могут эффективно участвовать в процессе обучения. Министерство образования Китая [2] работает в данном фарватере.

Поэтому в процессе обучения учащихся русскому языку педагоги должны применять соответствующие стратегии и методы для развития навыков учащихся к самостоятельному обучению. Преимущества сетевой среды помогают развивать подобные навыки и умения.

Использование интернета для сбора и систематизации материалов в обучении является незаменимым средством в современном информационном обществе. Многие приложения для изучения русского языка мощно стимулируют этот процесс. Мобильные приложения создали условия для расширения доступа к вариативному образовательному контенту и повышению самостоятельности учащихся, что в большей степени способствует достижению их персональных целей. Мобильные приложения позволяют заниматься изучением русского языка в любое время и в любом месте, где есть интернет, что в определенной степени содействует росту мотивированности обучающихся.

Когда учащиеся приобретают интерес к русскому языку, они в первую очередь рассматривают факторы обучения, связанные с эффективным использованием преимуществ интернета.

Таким образом, преподаватели должны осознать преимущества интернета и изучить, какие сетевые ресурсы будут способствовать улучшению обучения. Преподаватели должны шире использовать методы, связанные с интернет-ресурсами, интегрируя их активнее в процесс обучения.

Что касается использования цифровых ресурсов в курсе русского языка в университетах, мы провели глубинное интервью с четырьмя преподавателями: двумя из университетов России и двумя из универ-

ситетов Китая.

Вопросы для глубинных интервью:

1. Пользуетесь ли Вы современными цифровыми ресурсами в процессе обучения студентов РКИ (цифровыми платформами, голосовыми помощниками, мобильными приложениями, социальными сетями и мессенджерами)?

2. В каких обстоятельствах Вы стали это делать (в условиях пандемии или до нее)?

3. Если у Вас есть предпочтения среди этих инструментов, назовите наиболее удовлетворяющие Ваши потребности и запросы.

4. Какие, с Вашей точки зрения и по результатам практики, цифровые инструменты дают наиболее продуктивные результаты в устных коммуникациях?

5. Если бы Вам пришлось разработать цифровой образовательный ресурс, посвященный развитию разговорной речи на русском языке, какие уникальные функции вы бы в него заложили?

Все четыре преподавателя используют современные цифровые ресурсы в процессе обучения студентов русскому языку, в том числе платформы ZOOM, Dingding, Tencent Conference, Rain Classroom, приложения для связи WhatsApp, WeChat, а также разные онлайн-ресурсы для упражнений (например, для аудирования или отработки грамматических конструкций в речи). Они использовали некоторые цифровые ресурсы до пандемии, но после начала пандемии особенно часто стали использовать и новые современные цифровые ресурсы. Поскольку большая часть автономного обучения должна быть переведена в онлайн, преподавателям постоянно необходимо находить и осваивать новые цифровые ресурсы, чтобы соответствовать особому периоду обучения. В подобные периоды онлайн-платформы для преподавания незаменимы для обучающих, поэтому педагоги отдают предпочтения следующим: ZOOM, Dingding, Tencent Conference и Rain Classroom.

Два преподавателя из российских университетов не смогли конкретно ответить, какой цифровой инструмент наиболее эффективен для устного общения на русском языке, потому что на занятии русского языка у студентов уже есть особая русскоязычная среда, а русские преподаватели думают, что обучающимся нужно только общение с учителями в аудиториях или с носителями русского языка в окружающей среде, что сможет более активно и продуктивно развить устные навыки русского

языка вне занятий. Что касается развития образовательных ресурсов для улучшения устного русского языка, одна из преподавателей российского университета отметила, что, «возможно, хотела бы собрать короткие учебные фильмы для стимулирования речевых высказываний: описания ситуаций, в которых протекает действие, анализа поведения персонажей и дальнейшей дискуссии по проблеме».

Помимо онлайн-платформы для обучения, два китайских преподавателя не использовали специальные цифровые ресурсы, чтобы помочь студентам улучшить свои устные навыки русского языка. Потому что на занятии русского языка основная задача преподавателя в Китае — научить учеников грамматике, а не разговорному языку. Хотя основная задача преподавателя на занятии русского языка в российских университетах — тоже обучать студентов грамматике русского языка, но преподаватели российских университетов — русские, поэтому, пока преподаватель обучает студентов, это также тренирует их навыки аудирования и разговорной речи.

Китайские преподаватели хорошо осведомлены о необходимости преподавания китайским студентам устных коммуникаций по русскому языку. Они признали, что одной пары устного русского языка в неделю недостаточно и эффект от урока не является хорошим, потому что обычно преподаватель должен обучать 30-40 учеников. По этой причине он не может уделять каждому студенту достаточного времени, соответственно, время устной практики коммуникаций каждого студента очень мала.

Китайские преподаватели предлагают, если у учащихся есть сильное желание улучшить свой устный уровень русского языка, они могут приложить усилия вне класса, например поговорить с русскими учениками по обмену или педагогами — носителями языка. Одна из преподавателей китайского упомянула, что использовала Skype для поиска русскоязычных носителей языка и общения с ними.

Что касается предложений по развитию ресурсов для совершенствования устного русского языка, один из китайских преподавателей высказал надежду на появление инструмента, подобного ZOOM, который преподаватели могли было бы использовать в режиме онлайн, а также инструмента, подобного Skype, который может искать людей, говорящих по-русски, по всему миру и имеет опции коммуникации с помощью текста, голоса или видео в любое время и в любом месте.

Другой китайский преподаватель считает, что приложение для тре-

нировки разговорного русского языка должно содержать больше информации о российской культуре и повседневной жизни, с которой можно было бы знакомиться через устные коммуникации, интересные диалоги, короткие видеоролики, пробуждающие интерес студентов к разговору по-русски.

Преподаватели подчеркнули, что наиболее прямой и эффективный способ улучшить разговорный язык — общаться с носителями русского языка непосредственно. Один из китайских преподавателей предложил создание специальной платформы, на которой русские и китайцы могли бы общаться друг с другом и учиться друг у друга. В этом случае учащиеся могут публиковать записанные вопросы и просить друг друга отвечать на них. Однако из-за информационной политики Китая многие аналогичные веб-сайты не работают и может потребоваться специальная сеть (VPN). Кроме того, она отметила, что спрос на русский язык в Китае невелик, поэтому сложно добиться разработки и внедрения подобных ресурсов. Она также внесла предложение, согласно которому различные университеты Китая могут создать веб-сайт на условиях интеграции по официальным каналам для изучения РКИ в Китае.

В итоге можно сделать вывод о том, что большинство цифровых ресурсов, используемых учителями при обучении русскому языку в Китае, представляют собой обучающие платформы, а также мобильные приложения, с помощью которых студенты могут совершенствовать устные коммуникации или развивать навыки правильной речи. Кроме этого, можно констатировать, что все преподаватели осведомлены об уровне развития цифровых ресурсов, которые могут им помочь в процессе обучения русскому языку своих учеников. Однако, несмотря на это, они не владеют достаточной информацией о многообразии цифровых ресурсов, способных улучшить навыки устного русского языка в аудитории и вне ее, и богатстве их функций.

Преподаватели твердо убеждены, что только прямое общение с носителями русского языка может эффективно и быстро улучшить разговорный русский, но невозможно игнорировать тот момент, что не все изучающие русский язык могут легко найти носителей русского языка в реальности. Поэтому необходимо попытаться использовать социальные платформы для общения с носителями русского языка и приложения с различными функциями для улучшения разговорного русского языка, а для этого преподаватели должны пройти соответствующие курсы

повышения квалификации.

Учащиеся должны иметь правильное представление о своем уровне владения языком, ставить разумные цели изучения языка и выбирать подходящие для них материалы и методы, прежде чем приступать к самостоятельному обучению. Из-за индивидуальных различий между учащимися и несбалансированного развития навыков аудирования, говорения, чтения и письма сложность учебных материалов должна измеряться самими учащимися.

Сегодня смартфон есть практически у всех студентов колледжа, и их очень интересуют различные приложения на мобильных платформах. В настоящее время среди широко используемых учащимися приложений для изучения устного русского языка можно выделить пять основных групп, которые аккумулируют различные типы информации:

1) словарные ресурсы,

2) ресурсы по грамматике перевода,

3) ресурсы электронных книг на изучаемом языке,

4) ресурсы для реализации запроса на интерактивное социальное взаимодействие,

5) обучающие курсы, которые можно классифицировать по основным функциям предоставления соответствующих материалов для изучения устных коммуникаций на русском языке.

Первая группа — словарные ресурсы: Hujiang Happy Word Field [15], Drops [3], Wright Russian [4], «Лу говорит на иностранных языках» [5]. Их функции включают в себя память, запрос, просмотр слов, фонетическое чтение и т.д.

Вторая группа обеспечивает грамматику перевода: Google Translate [13], 100 миллиардов словарей [8] и некоторые сайты: slavenica.com [7], orfogrammka.ru [6], wordonline.ru [28], russiangram.com [22], Sokr.ru [25] с такими функциями, как языковой перевод и произношение, перевод веб-страниц, яркий графический словарь, проверка грамматических ошибок, словесного ударения, русских сокращений.

Третья группа — электронные книги: Успех + интерактивный курс [9], Russky.info [23], Love Listening Foreign Language [18] и др., среди которых есть аудиокниги, просмотр и запись аудио, функция устного озвучивания;

Четвертая группа — интерактивное социальное взаимодействие: Tandem [26], HelloTalk [14], Tinder [27] и т.д., где вы можете найти на-

стоящих языковых партнеров для текстового или голосового чата; также есть категории взаимодействия человека с компьютером, такие как Mondly [20], Mondly AR [21], Lingvist [17], Memrise [19] и др., и голосовые помощники: Apple Siri [12], Яндекс Алиса [1] и др. Здесь вы можете поговорить с виртуальным роботом.

Пятая группа — обучающие курсы: ITalki [16], Salad Russian [24] и т.д., с базовым обучением русскому алфавиту, онлайн-обучением для учителей русского языка и другими функциями.

Изучающим разговорный русский язык необходимо выбирать цифровые ресурсы в соответствии со своим уровнем и потребностями.

Для начинающего говорить по-русски первым шагом является изучение русского алфавита, накопление словарного запаса. Salad Russian обеспечивает базовое обучение русскому алфавиту, а интерактивные курсы Успех+ и Russky.info предоставляют учащимся бесплатные аудио-книги для начинающих. Содержание включает в себя фонетику, грамматику, лексическую семантику, устную коммуникацию, социальный язык в различных сценариях и т.д. При этом вы можете использовать сайты slavenica.com, orfogrammka.ru, wordonline.ru, russiangram.com, Sokr.ru и др., вовремя проверять грамматику и ударение.

Учащиеся могут использовать приложения, на которых слушают книги, читают вслух и записывают звук, например Love Listening Foreign Language, или пообщаться с машиной и попрактиковать диалоги с виртуальными системами искусственного интеллекта в различных сценариях, темах, и системы будут оценивать их навыки: Mondly, Mondly AR, Lingvist, Memrise и т.д. В то же время можно использовать Google Translate, Apple Siri, Яндекс Алиса, многократно прослушивать правильное звучание, чтобы улучшить свое произношение.

Учащиеся со средним или высоким уровнем владения русским языком могут напрямую разговаривать с настоящими носителями русского языка, общаться с иностранцами в языковом сообществе и использовать такие приложения, как Tandem, HelloTalk, Tinder и т.д.

Основная причина привлечения студентов колледжей к использованию приложений для изучения иностранного языка заключается в том, что мобильное приложение обладает такими преимуществами, как удобство, профессионализм, полнота, уместность, новизна, простота привлечения интереса и возможность использовать разное время для обучения, время обучения не фиксировано, оно контролируется

учащимся. Эти преимущества мобильного приложения требуются для изучающих русский язык. Цифровые ресурсы могут предоставить учащимся персонализированное повсеместное обучение, доступ к любой необходимой ему информации в любом месте и в любое время.

Персонализированное автономное обучение должно осуществляться самими учащимися, и конечный результат овладения языком зависит от самих учащихся. Уважение индивидуальных различий учащихся и развитие у них навыков индивидуального самостоятельного обучения требует от нас непрерывных исследований и совершенствования практики. Преподаватели должны своевременно обновлять свои навыки по использованию цифровых ресурсов, чтобы помочь учащимся вырабатывать собственные методы самостоятельного обучения и действовать в качестве наставника, что имеет очень важное значение.

Кроме того, преподаватели могут рекомендовать цифровые ресурсы с более продуктивные учебными эффектами, стимулировать учащихся к использованию цифровых инструментов, мобилизовывать личностную инициативу учащихся в обучении и повышать их уверенность в успехе при изучении русского языка. Кроме этого, преподаватели принимают некоторые меры для поощрения использования учащимися цифровых ресурсов для обучения и развития их умений и навыков самостоятельного обучения.

В эпоху больших данных использование цифровых ресурсов и мобильных приложений для обучения стало распространенным явлением. Обучающиеся, использующие мобильные приложения, вырабатывают полезную привычку к самостоятельности действий, что повышает их мотивацию и оптимизирует временные затраты на получение желаемого результата освоения устных коммуникаций на русском языке.

Список источников

1. Алиса Яндекс [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/alice (дата обращения: 10.10.2017).

2. Министерство образования Китайской Народной Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A16/s3342/202111/t20211115_579846.html (дата обращения: 01.11.2021).

3. Drops [Электронный ресурс]. URL: http://www.2265.com/soft/252502.html (дата обращения: 13.05.2015).

4. Wright Russian [Электронный ресурс]. URL: https://www.pc6.com/az/734037.html (дата обращения: 30.05.2014).

5. Лу говорит на иностранных языках [Электронный ресурс]. URL: http://www.lingodeer.cn (дата обращения: 08.08.2018).

6. Орфограммка [Электронный ресурс]. URL: https://softcatalog.info/ru/services/orfogrammka

(дата обращения: 02.11.2013).

7. Славеница [Электронный ресурс]. URL: http://slavenica.com/ (дата обращения: 01.01.2012).

S. Словарь 100 миллиардов [Электронный ресурс]. URL: https://w.qianyix.com (дата обращения: 05.02.2013).

9. Успех+ интерактивный курс [Электронный ресурс]. URL: http://elementaryrussian.spbu. ru/ (дата обращения: 09.02.2014).

10. Хангельдиева И. Г. Цифровая эпоха: возможно ли опережающее образование? // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 201S. № 3. С. 4S-61.

11. Хангельдиева И. Г. Многообразие «скрещенных» и полифонических форм обучения в условиях цифровизации и COVID-19 // Ценности и смыслы. 2021. № 2 (71). С. 6-22.

12. Apple Siri [Электронный ресурс]. URL: https://www.apple.com.cn/siri/ (дата обращения:

13.06.2016).

13. Google Translate [Электронный ресурс]. URL: https://translate.google.com/ (дата обращения: 09.03.2017).

14. HelloTalk [Электронный ресурс]. URL: https://www.hellotalk.com (дата обращения:

27.04.2017).

15. Hujiang Online School [Электронный ресурс]. URL: https://ru.hujiang.com(дата обращения: 01.01.2021).

16. ITalki [Электронный ресурс]. URL: https://www.italki.com/app (дата обращения: 09.04.200S).

17. Lingvist [Электронный ресурс]. URL: https://www.lingvist.com.tw (дата обращения: 01.05.201S).

1S. Love Listening Foreign Language [Электронный ресурс]. URL: https://audio.sflep.com (дата обращения: 01.05.2019).

19. Memrise [Электронный ресурс]. URL: https://www.memrise.com (дата обращения: 1S.07.2015).

20. Mondly [Электронный ресурс]. URL: https://zh.mondly.com (дата обращения: 03.09.201S).

21. Mondly AR [Электронный ресурс]. URL: https://www.sohu.com/aA94423064_599244 (дата обращения: 15.04.201S).

22. Russiangram [Электронный ресурс]. URL: https://russiangram.com/ (дата обращения: 2S.11.2017).

23. Russky.info [Электронный ресурс]. URL: https://russky.info/ru (дата обращения: 11.04.201S).

24. Salad Russian ссылка для скачивания [Электронный ресурс]. URL: https://www.anxz.com/ down/96603.html (дата обращения: 27.05.2020).

25. Sokr.ru [Электронный ресурс]. URL: https://sokr.ru/ (дата обращения: 11.02.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Tandem [Электронный ресурс]. URL: https://tandemcn.cn (дата обращения: 09.03.2015).

27. Tinder [Электронный ресурс]. URL: https://tinder.com (дата обращения: 07.09.2012).

2S. Wordonline [Электронный ресурс]. URL: https://www.linkedin.com/company/wordsonline (дата обращения: 05.05.2003).

References

1. Alisa Yandeks [Elektronnyj resurs]. URL: https://yandex.ru/alice (data obrashcheniya: 10.10.2017).

2. Ministerstvo obrazovaniya Kitajskoj Narodnoj Respubliki [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.moe.gov.cn/srcsite/A16/s3342/202111/t20211115_579S46.html (data obrashcheniya: 01.11.2021).

3. Drops [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.2265.com/soft/252502.html (data obrashcheniya: 13.05.2015).

4. Wright Russian [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.pc6.com/az/734037.html (data obrashcheniya: 30.05.2014).

5. Lu govorit na inostrannyh yazykah [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.lingodeer.cn (data obrashcheniya: 0S.0S.201S).

6. Orfogrammka [Elektronnyj resurs]. URL: https://softcatalog.info/ru/services/orfogrammka (data obrashcheniya: 02.11.2013).

7. Slavenica [Elektronnyj resurs]. URL: http://slavenica.com/ (data obrashcheniya: 01.01.2012).

8. Slovar' 100 milliardov [Elektronnyj resurs]. URL: https://w.qianyix.com (data obrashcheniya: 05.02.2013).

9. Uspekh+ interaktivnyj kurs [Elektronnyj resurs]. URL: http://elementaryrussian.spbu.ru/ (data obrashcheniya: 09.02.2014).

10. Hangel'dieva I. G. Cifrovaya epoha: vozmozhno li operezhayushchee obrazovanie? // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2018. № 3. S. 48-61. [In Rus].

11. Hangel'dieva I. G. Mnogoobrazie «skreshchennyh» i polifonicheskih form obucheniya v uslovi-yah cifrovizacii i COVID-19 // Cennosti i smysly. 2021. № 2 (71). S. 6-22. [In Rus].

12. Apple Siri [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.apple.com.cn/siri/ (data obrashcheniya:

13.06.2016).

13. Google Translate [Elektronnyj resurs]. URL: https://translate.google.com/ (data obrashcheniya:

09.03.2017).

14. HelloTalk [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.hellotalk.com (data obrashcheniya:

27.04.2017).

15. Hujiang Online School [Elektronnyj resurs]. URL: https://ru.hujiang.com(data obrashcheniya: 01.01.2021).

16. ITalki [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.italki.com/app (data obrashcheniya: 09.04.2008).

17. Lingvist [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.lingvist.com.tw (data obrashcheniya:

01.05.2018).

18. Love Listening Foreign Language [Elektronnyj resurs]. URL: https://audio.sflep.com (data obrashcheniya: 01.05.2019).

19. Memrise [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.memrise.com (data obrashcheniya: 18.07.2015).

20. Mondly [Elektronnyj resurs]. URL: https://zh.mondly.com (data obrashcheniya: 03.09.2018).

21. Mondly AR [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.sohu.com/aa94423064_599244 (data obrashcheniya: 15.04.2018).

22. Russiangram [Elektronnyj resurs]. URL: https://russiangram.com/ (data obrashcheniya: 28.11.2017).

23. Russky.info [Elektronnyj resurs]. URL: https://russky.info/ru (data obrashcheniya: 11.04.2018).

24. Salad Russian ssylka dlya skachivaniya [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.anxz.com/ down/96603.html (data obrashcheniya: 27.05.2020).

25. Sokr.ru [Elektronnyj resurs]. URL: https://sokr.ru/ (data obrashcheniya: 11.02.2017).

26. Tandem [Elektronnyj resurs]. URL: https://tandemcn.cn (data obrashcheniya: 09.03.2015).

27. Tinder [Elektronnyj resurs]. URL: https://tinder.com (data obrashcheniya: 07.09.2012).

28. Wordonline [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.linkedin.com/company/wordsonline (data obrashcheniya: 05.05.2003).

Информация об авторе

Мэн Жоу—магистрантка 2 года обучения программы «Управление образованием» факультета педагогического образования (научный руководитель—профессор Хангельдиева И. Г.)

Information about the author

Meng Zhou — 2-year master student, the program "Education Management" of the Faculty of Pedagogical Education (scientific supervisor — Professor Hangeldieva I. G.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.