Научная статья на тему 'Основные принципы работы исполнителя вокалиста в процессе освоения репертуара музыкального театра'

Основные принципы работы исполнителя вокалиста в процессе освоения репертуара музыкального театра Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
31
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
артист / музыкальный театр / вокал / профессиональное мастерство / artist / musical theater / vocals / professional skills

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ефимов Николай Федорович, Ларионова Александра Германовна

Профессиональный вокальный звук есть результат взаимодействия и управления дыханием, гортанью, вибрацией голосовых складок, резонаторов. В статье приводится пример начала сольной творческой деятельности одного из артистов хора «Государственного театра оперы и балета им. Суоруна Омоллоона», как фактор профессионального становления начинающего исполнителя вокалиста. Концертно-исполнительская адаптация исполнителя, развитие артистических и регулятивных качеств, способствующих саморегуляции вокалиста в процессе публичного выступления, преодоление эстрадного волнения являются центральными в процессе подготовки исполнителя к концертной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional vocal sound is the result of interaction and control of breathing, larynx, vibration of vocal folds, and resonators. The article gives an example of the beginning of the solo creative activity of one of the artists of the choir of the State Opera and Ballet Theater named after. Suoruna Omolloon” as a factor in the professional development of a novice performer vocalist. The performer's concert and performing adaptation, the development of artistic and regulatory qualities that contribute to the self-regulation of the vocalist in the process of public performance, and overcoming stage anxiety are central in the process of preparing the performer for concert activity.

Текст научной работы на тему «Основные принципы работы исполнителя вокалиста в процессе освоения репертуара музыкального театра»

DOI: 10.24412/cl-37114-2023-1 -145-149 Ефимов Николай Федорович, ст.МТИ

Ларионова Александра Германовна, к.п.н., доцент КИТМ ВШМ РС(Я)

шштшш-^штт-шшттшш

жттттк v.a.

ш&шжшшмттштФхшшъшт

Основные принципы работы исполнителя вокалиста в процессе освоения репертуара музыкального театра

Аннотация. Профессиональный вокальный звук есть результат взаимодействия и управления дыханием, гортанью, вибрацией голосовых складок, резонаторов. В статье приводится пример начала сольной творческой деятельности одного из артистов хора «Государственного театра оперы и балета им. Суоруна Омоллоона», как фактор профессионального становления начинающего исполнителя - вокалиста. Концертно-исполнительская адаптация исполнителя, развитие артистических и регулятивных качеств, способствующих саморегуляции вокалиста в процессе публичного выступления, преодоление эстрадного волнения - являются центральными в процессе подготовки исполнителя к концертной деятельности. Ключевые слова: артист, музыкальный театр, вокал, профессиональное мастерство. Abstract. Professional vocal sound is the result of interaction and control of breathing, larynx, vibration of vocal folds, and resonators. The article gives an example of the beginning of the solo creative activity of one of the artists of the choir of the State Opera and Ballet Theater named after. Suoruna Omolloon" as a factor in the professional development of a novice performer - vocalist.

The performer's concert and performing adaptation, the development of artistic and regulatory qualities that contribute to the self-regulation of the vocalist in the process of public performance, and overcoming stage anxiety are central in the process of preparing the performer for concert activity.

Key words: artist, musical theater, vocals, professional skills.

Проблема совершенствования концертного мастерства у исполнителей является одной из важнейших, что предопределяется ростом требований к профессиональной подготовке вокалиста, которая должна учитывать получение важнейших навыков и технологий, направленных на профессиональную самореализацию, самосовершенствование. Концертно-исполнительская адаптация исполнителя, развитие артистических и регулятивных качеств, способствующих саморегуляции вокалиста в процессе публичного выступления, преодоление эстрадного волнения - являются центральными в процессе подготовки исполнителя к концертной деятельности.

Независимо от того, какая музыка исполняется - хоровая, эстрадная, оперетта, оперная ария, камерная классическая музыка, - исполнитель должен владеть голосом, знать приёмы пения, чтобы основное внимание сосредоточить на исполнительстве и актёрском воплощении. Профессиональный вокальный звук есть результат взаимодействия и управления дыханием, гортанью, вибрацией голосовых складок, резонаторов.

Театр оперы и балета им. Суоруна Омоллоона - один из важнейших очагов культурной жизни республики, центр просветительства в области классического ис-

кусства и национального композиторского творчества - первый театр подобного статуса в Дальневосточном федеральном округе РФ, один из четырех театров оперы и балета Сибири и Дальнего Востока.

В нашей работе мы приведем пример начала сольной творческой деятельности автора исследования, одного из артистов хора «Государственного театра оперы и балета им. Суоруна Омоллоона», как фактор профессионального становления начинающего исполнителя - вокалиста.

Небольшая одноактная опера «Луна» - одно из самых интригующих сочинений К.Орфа. На фоне музыкальной жизни нашего века музыка Карла Орфа звучит необычно. Ее не возносят на щит за приверженность традициям и не обстреливают за отсутствие авангардистских крайностей. В ней заложено редкое качество - она проста той благородной простотой, которая покоряет любую аудиторию. Книги о композиторе скупы биографическими данными. В 1937-1938 годах Орф пишет оперу «Луна» на сюжет, заимствованный у сказочников братьев Гримм. Это история о том, как четыре парня украли луну, принесли в свою деревню и зажили припеваючи, получая за освещение по талеру в неделю от населения. Все шло хорошо. Но вот один из четырех умер, завещая свою волю: в гроб к нему положить принадлежащую ему четверть луны. За первым последовал второй, затем - третий, четвертый, и вся луна по частям оказалась на том свете. Там четыре друга встретились, склеили небесное светило и стали допивать недопитое на земле. Да так основательно, что апостол Петр отнял у них луну и водворил ее, к радости людей, на место. «Луна» по существу не опера, а музыкальный спектакль, поначалу даже задуманный для кукольного театра.

Это не драматический спектакль и не опера. Это универсальный синтетический музыкальный спектакль, использующий элементы различных театральных форм. Среди них преобладают старинные, «дооперные» формы, связанные с уличными карнавалами, средневековыми мистериями, итальянской комедией масок, театром марионеток, элементами хореографии, пантомимы, оратории. Музыка в этом спектакле играет очень важную роль, но при этом выступает на равных правах с другими искусствами. Неоклассицистские тенденции получают у Орфа самобытное, индивидуальное претворение. Они имеют мало общего с тем вариантом неоклассицизма, который дает творчество Пауля Хиндемита с его ориентацией на инструментальную культуру барокко. У Орфа принципы неоклассицизма теснейшим образом взаимодействуют с фольклорным материалом. Композитор говорил о «Луне»: «Это не детская сказка, наподобие «Гензель и Гретель», и не традиционная опера, в которой перемежаются сентиментальные арии, хоры и ансамбли. Это театр с музыкой, музыкальный театр. Сам сюжет о луне, украденной четырьмя братьями, чтобы скрасить беспросветную ночь своей жизни, очень старой. Его можно найти еще в финском национальном эпосе «Калевала». Современному зрителю эта легенда совершенно неизвестна. Но она полна жизни и движения, что и привлекло меня в этой фантастической истории».

В опере К. Орфа «Луна», по мотивам сказки Братьев Гримм, автор исследования исполнил роль Рассказчика и одного из главных героев (третьего брата) в одном лице. Согласно содержанию, четверо братьев в поисках лучшей жизни находят «ту самую Луну», которая дарует изобилие и счастье. Узнав всю необходимую информацию по эксплуатации данного «источника жизни», они решаются похитить Луну. Похитив, сперва живут в достатке и благополучии, но вскоре алчность характеров сыграла с ними злую шутку, и они один за другим попадают в ад. Но хитрые братья и там умудряются найти выход из, казалось бы, безвыходной ситуации. Вскоре, не выдержав шума и криков, спускается с небес Апостол Петр с целью угомонить веселую толпу, но все же поддается соблазну и сам вливается в эту пучину азарта и чревоугодия. Позже, осознав свой проступок, все-таки решает вернуть Луну на небо.

Герой младшего брата характеризуется довольно двояко - с одной стороны он умен, добр и благоразумен, а с другой - малодушен и легко поддается дурному влиянию старших братьев. Например, в сцене, когда три брата требуют все больше и больше денег, алчно хлопая ладонями по карманам, младший брат стоит в недоумении, ведь он лично не преследовал цель именно обогатиться за счет обеднения других жителей деревни. Позже он все таки в какой степени принимает правила игры остальных братьев и начинает сам веселиться и принимать все радости распутной жизни. Но в момент, когда все возвращаются восвояси, вдруг осознает свои ошибки и вновь становится умным и добрым. В конечном итоге младший брат исполнил роль положительного персонажа, именно он понимает в конце, что Луну необходимо вернуть.

Вокальная партия Рассказчика написана для лирического тенора, довольно широкий диапазон звука, требуется довольно высокий голос, так как высоких нот в партии значительно больше.

Для того, чтобы весь диапазон звучал ровно необходимо тщательно разогреться, распеться. От поиска центра звука (в закрытом звучании) постепенно переходим в открытые слоги с обязательным использованием согласных. Они помогают в формировании правильного опертого звука, дают импульс для посыла звука в пространство.

В постановке оперы «Юко и Анэкэ» Н. Михеева (реж. Костас Марсаан) автор исследования исполнил комедийную эпизодическую роль Свата. Несложная в вокальном плане, средняя тесситура тенора, но сложная в игровом - комедийные роли априори даются сложнее.

Играть в комедии намного сложнее, чем это может казаться. Одним из ключевых элементов в игре является не «выдаивать» из аудитории смех. У Вас может быть великолепный сценарий, но если Вы играете, постоянно ожидая, что публика должна смеяться, Вы конечно же убьете спонтанность и естественность того мира, который Вы создаете своей игрой.

С аналогичной проблемой артист встречается при исполнении партии Тиэхэ Тиэхээнэ в оперетте Г. Григоряна «Цветок севера» («Хотугу сибэкки»).

Тиэхэ Тиэхээн - фотокорреспондент из газеты, очень шустрый, находчивый, шутливый человек, который ни дня не может прожить, не подколов, ни подшутив над кем-либо. Любит петь и танцевать, да так, что признается в этом Татыйык: «Если я не танцую - живот болит, а если не пою - в груди болит!..»

Вокальная партия написана для характерного тенора в скрипичном ключе, диапазон звучания небольшой, но сложный в нюансировке - из-за переменчивого и энергичного характера персонажа темпы и динамика пения резко меняются.

Тиэхэ Тиэхээн является одним из главных персонажей, и уж точно - связующим звеном между остальными участниками спектакля. Например, на всем протяжении оперетты он контактирует со всеми солистами, с Татыйык знакомится просто как с другом, с Мотуо желает сойтись как с потенциальной спутницей жизни. А с директором опытной станции Малардыровым Мироном Саввичем у него все получается спонтанно - ввязывается в авантюру с так называемым компроматом, когда тайком фотографирует любовную сцену между Хобороос и Малардыровым, а сам директор опытной станции боится раскрыть личную жизнь перед рабочим контингентом. Переодевается в девушку и соблазняет Мирона Саввича, впоследствии попадается Хобороос и вынужден под страхом расправы отдать пленку с компроматом Малар-дырову.

Таким образом, артист, который берется за роль Тиэхэ Тиэхээнэ, должен быть оснащен всеми навыками, необходимыми для исполнения данной партии - артистизмом, энергичностью, мастерством вокалиста, четкой сценической речью, приветствуется умение импровизировать. Для того, чтобы собрать в себе все эти навыки, артисту надлежит отнестись ответственно, заблаговременно выучить все вокальные номера, диалоги, движения.

Совершенствование профессиональной подготовки исполнителя-вокалиста представляет совокупность технической и художественно-образной стороны исполняемых произведений, которая несет в себе традиции и новации в русле интерпретации замысла композитора, формы и содержания, стиля и жанра сочинений, раскрывая творческий) потенциал личности певца на уровне эстетического сознания (интересы, вкусы, потребности, способности, ценностные ориентации, мировоззрение), эстетической деятельности.

Ссылки на источники

1. Багрунов В. П. Азбука владения голосом. - Санкт-Петербург: Композитор - Санкт-Петербург, 2010. - 218 с.

2. Боровик Л.Г. Научные основы постановки голоса. - Челябинск, 2014. - 106

3. Головнева Н.И. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры. - Новосибирск, 1994 - 377с.

4. Емельянов В. В. Развитие голоса: координация и тренинг. -СПб. : Лань, 2004 .- 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.