Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ'

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
патриотическое воспитание / ОБЖ / принципы / цели / задачи / молодёжь / образование / общество / patriotic education / life safety / principles / goals / objectives / youth / education / society

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баум А.П.

В статье рассматриваются основные принципы патриотического воспитания на уроках ОБЖ. Акцентируется внимание на формировании у молодёжи патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC PRINCIPLES OF PATRIOTIC EDUCATION IN LIFE SAFETY LESSONS

The article discusses the basic principles of patriotic education in the lessons of life safety. Attention is focused on the formation of patriotic consciousness among young people, a sense of loyalty to their Fatherland, readiness to fulfill civic duty and constitutional duties to protect the interests of the Motherland.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ»

УДК 37

Баум А.П.

Филиал

Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ессентуки, Россия)

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ

Аннотация: в статье рассматриваются основные принципы патриотического воспитания на уроках ОБЖ. Акцентируется внимание на формировании у молодёжи патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, ОБЖ, принципы, цели, задачи, молодёжь, образование, общество.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

В современных условиях «важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства» [1].

Также формирование патриотических качеств у обучающихся рассматривается с точки зрения национальной безопасности, что в настоящее время является приоритетным направлением государственной политики.

Перейдем к сущности процесса формирования патриотических качеств у обучающихся.

В философии сущность формирования патриотических качеств

понимается как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».

В педагогической же науке процесс формирования патриотических качеств рассматривается как целостный социально-педагогический феномен, сущность которого - целенаправленное создания педагогических условий для формирования патриотического поведения, переводе социально- нравственных ценностей в личностные ориентиры.

А.Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарцев определяют сущность патриотизма следующим образом: «Патриотизм - составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» [2, с. 54].

Патриотизм является могучим источником прогресса каждого человека, коллектива и страны в целом. При формировании патриотических качеств не стоит забывать об особенностях российского патриотизма, которому свойственны:

- гуманность,

- терпимость к вероисповеданию,

- потребность к коллективной жизни,

- особая любовь к родной природе.

По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения» [2, с. 54].

Система формирования патриотических качеств у обучающихся включает в себя следующие направления:

• Духовно - нравственное

• Историко - краеведческое

• Гражданско - правовое

• Военно - патриотическое

• Спортивно - патриотическое

• Культурно - патриотическое

Давайте рассмотрим, каким образом выше перечисленные направления могут отражаться при проведении уроков ОБЖ и влиять на формирование патриотических качеств у обучающихся.

Духовно-нравственное направление напрямую связано с формированием патриотических качеств у обучающихся на уроках ОБЖ. Выше уже говорилось о том, что патриотические качества личности являются частью духовно-нравственных качеств. Формирование и развитие духовно- нравственного начала у обучающихся переплетаются с развитием самосознания обучающихся, с осознанием ими своих национальных корней, потребности любви к Родине и народу.

Историко-краеведческое направление точно также связано с развитием такого патриотического качества, как любовь и гордость за малую Родину. И не только. Не смотря на то, что на уроках ОБЖ не изучают историю, однако в курс включены такие темы, как «Память поколений — дни воинской славы России», «История создания Вооруженных Сил Российской Федерации» на которых можно делать акцент на истории местного края (герои, события и т.д.). Тем самым воспитывать чувство любви, восхищения, благодарности к нашим предкам, к таланту русского народа, который является не только гордостью России, но и достоянием мировой цивилизации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вороненко А.Г. Из истории патриотического воспитания в России. Методические рекомендации для учителей и педагогов дополнительного образования. М.: ИОО МО РФ. - 2004;

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Просвещение. - 1991;

3. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе// Вопросы психологии. - 1963. - №5;

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Просвещение. -1986;

5. Лесняк В.И. Методологические основы героико-патриотического воспитания: Учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во «Центр анализа и прогнозирования». - 2006

Baum A.P.

Stavropol State Pedagogical Institute (Essentuki, Russia)

BASIC PRINCIPLES OF PATRIOTIC EDUCATION IN LIFE SAFETY LESSONS

Abstract: the article discusses the basic principles of patriotic education in the lessons of life safety. Attention is focused on the formation of patriotic consciousness among young people, a sense of loyalty to their Fatherland, readiness to fulfill civic duty and constitutional duties to protect the interests of the Motherland.

Keywords: patriotic education, life safety, principles, goals, objectives, youth, education,

society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.