УДК 37
Баум А.П.
Филиал
Ставропольский государственный педагогический институт
(г. Ессентуки, Россия)
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОБЖ
Аннотация: в статье рассматриваются основные принципы патриотического воспитания на уроках ОБЖ. Акцентируется внимание на формировании у молодёжи патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, ОБЖ, принципы, цели, задачи, молодёжь, образование, общество.
Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
В современных условиях «важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства» [1].
Также формирование патриотических качеств у обучающихся рассматривается с точки зрения национальной безопасности, что в настоящее время является приоритетным направлением государственной политики.
Перейдем к сущности процесса формирования патриотических качеств у обучающихся.
В философии сущность формирования патриотических качеств
понимается как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».
В педагогической же науке процесс формирования патриотических качеств рассматривается как целостный социально-педагогический феномен, сущность которого - целенаправленное создания педагогических условий для формирования патриотического поведения, переводе социально- нравственных ценностей в личностные ориентиры.
А.Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарцев определяют сущность патриотизма следующим образом: «Патриотизм - составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» [2, с. 54].
Патриотизм является могучим источником прогресса каждого человека, коллектива и страны в целом. При формировании патриотических качеств не стоит забывать об особенностях российского патриотизма, которому свойственны:
- гуманность,
- терпимость к вероисповеданию,
- потребность к коллективной жизни,
- особая любовь к родной природе.
По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения» [2, с. 54].
Система формирования патриотических качеств у обучающихся включает в себя следующие направления:
• Духовно - нравственное
• Историко - краеведческое
• Гражданско - правовое
• Военно - патриотическое
• Спортивно - патриотическое
• Культурно - патриотическое
Давайте рассмотрим, каким образом выше перечисленные направления могут отражаться при проведении уроков ОБЖ и влиять на формирование патриотических качеств у обучающихся.
Духовно-нравственное направление напрямую связано с формированием патриотических качеств у обучающихся на уроках ОБЖ. Выше уже говорилось о том, что патриотические качества личности являются частью духовно-нравственных качеств. Формирование и развитие духовно- нравственного начала у обучающихся переплетаются с развитием самосознания обучающихся, с осознанием ими своих национальных корней, потребности любви к Родине и народу.
Историко-краеведческое направление точно также связано с развитием такого патриотического качества, как любовь и гордость за малую Родину. И не только. Не смотря на то, что на уроках ОБЖ не изучают историю, однако в курс включены такие темы, как «Память поколений — дни воинской славы России», «История создания Вооруженных Сил Российской Федерации» на которых можно делать акцент на истории местного края (герои, события и т.д.). Тем самым воспитывать чувство любви, восхищения, благодарности к нашим предкам, к таланту русского народа, который является не только гордостью России, но и достоянием мировой цивилизации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вороненко А.Г. Из истории патриотического воспитания в России. Методические рекомендации для учителей и педагогов дополнительного образования. М.: ИОО МО РФ. - 2004;
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М.: Просвещение. - 1991;
3. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе// Вопросы психологии. - 1963. - №5;
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Просвещение. -1986;
5. Лесняк В.И. Методологические основы героико-патриотического воспитания: Учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во «Центр анализа и прогнозирования». - 2006
Baum A.P.
Stavropol State Pedagogical Institute (Essentuki, Russia)
BASIC PRINCIPLES OF PATRIOTIC EDUCATION IN LIFE SAFETY LESSONS
Abstract: the article discusses the basic principles of patriotic education in the lessons of life safety. Attention is focused on the formation of patriotic consciousness among young people, a sense of loyalty to their Fatherland, readiness to fulfill civic duty and constitutional duties to protect the interests of the Motherland.
Keywords: patriotic education, life safety, principles, goals, objectives, youth, education,
society.