Васильева С.А. ©
Преподаватель, кафедра политологии и регионоведения, Челябинский государственный
университет
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПАНТЮРКИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ И ИХ
ЭВОЛЮЦИЯ
Аннотация
В статье выделяются основные принципы пантюркитской идеологии, которые группируются автором по сферам общественной жизни. Также автор уделяет внимание рассмотрению понятия «нация» в трактовке пантюркистов.
Ключевые слова: пантюркизм, Турция, Великий Туран, тюркизация, исламизация. Keywords: Pan-Turkism, Turkey, Great Turan, Turkization, Islamization.
Результаты последних парламентских выборов в Турецкой Республике, прошедших в июне 2011 г., подтвердили положение трёх основных политических партий страны, входящих в состав парламента с 2002 г. Но если умеренно исламистская Партия справедливости и развития и кемалистская Народно-республиканская партия широко известны как верные сторонницы названных идеологий, то Партия националистического действия, получившая около 13% голосов избирателей, является приверженицей менее изученного в отечественной науке пантюркизма. В связи с этим, для более полной классификации политических сил, действующих в республиканской Турции, необходимо чётко сформулировать основные принципы пантюркистской идеологии. Это связано с тем обстоятельством, что большая часть турецких политических организаций и объединений, поддерживающих идеи пантюркизма, по различным причинам официально не называют себя пантюркистскими. Для того чтобы разрешить этот вопрос необходимо сравнить программные положения этих политических сил с базовыми принципами пантюркизма.
Прежде всего, необходимо отметить, что пантюркистские политические организации часто именуют себя националистическими, вкладывая при этом особый смысл в понятие нация. Почти все идеологи пантюркизма так или иначе обращались к данному вопросу. Ю. Акчура понимал тюркский мир как неделимый организм, обладающий явными признаками как культурных (язык, история, обычаи), так и материальных связей (кровь и раса). По его мнению, термин «тюрок» относится ко всем народам тюркского происхождения, которых он называет «нацией» и призывает действовать во имя общего блага [7, 45]. С Акчурой соглашается Гёкальп, который особенно подчёркивает культурные связи нации: «Абсурдно <...> основывать национальную общность только на родовом признаке. Для национальной идентификации весьма существенны общие принципы воспитания и национальных идеалов» [3, 124]. Кроме того, отсутствие культурных связей может привести к распаду нации или отделению от неё некоторых частей. Нихаль Атсыз долгое время отстаивал идею расового единства, согласно которой проблема национальной принадлежности должна решаться, в первую очередь, исходя из кровного родства. Каждый, именуемый тюрком, должен быть тюркского происхождения. Атсыз выделяет особые черты характера тюрок, неприсущие другим нациям: особые способности к военному делу, физическую силу, воинственный дух. Впоследствии Атсыз начинает трактовать понятие «нация» более расширительно: «тюркская нация - это человеческая общность, состоящая из людей тюркского происхождения и людей полностью тюркизировавшихся под влиянием тюркской культуры. <...> Мы не тюркский народ, мы - тюркская нация» [1, 172]. Таким образом,
© Васильева С.А., 2012 г.
пантюркисты включают в понятие родственные народы, обладающие языковой, культурной и исторической общностью. Включение в состав нации представителей нетюркских народов возможно только при условии их полной тюркизации под влиянием тюркской культуры.
Основными принципами реформирования тюркского общества во всех сферах, отстаиваемыми пантюркистами, можно назвать тюркизацию, исламизацию и модернизацию, которые подразумевают возрождение древнетюркских традиций и ценностей и их распространение в современном тюркском обществе, исламизацию духовной жизни общества при секуляризации других сфер и модернизацию экономики и социальной сферы по западному образцу.
В политической сфере основным идеалом пантюркистов является создание государства Великий Туран, границы которого могут даже выходить за пределы территорий с преимущественно тюркским населением. Еще в XIX в. Моис Кохен предлагал два варианта осуществления пантюркистской программы: «программа-минимум» предполагала создание Малого или Нового Турана в границах от Байкала до Стамбула и от Монголии до Казани. «Программа-максимум» подразумевала создание «Великого Турана в границах от Японских вод до Скандинавских гор и от Ледовитого океана до Тибетского плато» [2, 46].
Создание Турана большинством авторов рассматривается как поэтапный процесс, в рамках которого можно выделить этап туркизма или анатолианизма (формирование национального турецкого государства), пантюркизма или огузианизма (объединение тюркских народов) и туранизма или пантуранизма (присоединение нетюркских туранских народов). С точки зрения политической организации этапы создания Великого Турана подразумевают независимость тюркских народов, формирование культурной общности между ними и создание тюркского союза на основе волеизъявления этих народов.
Одним из основных принципов построения государства пантюркисты считают доминирование государства и общества над индивидом: «Идея личного благополучия, связанного с безусловным эмоциональным подчинением группе, коллективу, становится главной чертой национализма в республиканской Турции» [3, 132]. Дж. Сарачоглу подтверждает, что пантюркисты относятся к государству с особым почтением, потому что считают его «сакральной и вездесущей организацией, по отношению к которой все тюрки должны демонстрировать уважение и лояльность»[8]. Также к важнейшим характеристикам пантюркизма в политической сфере следует отнести активное использование образа врага и признание демократического режима в стране при условии будущего перехода к авторитаризму.
Экономические принципы пантюркизма касаются, прежде всего, социально ориентированной экономики (принципы солидаризма и социетализма), в которой существуют все виды собственности при преобладании государственной собственности. Например, экономическая программа А. Тюркеша называется «Трёхосновная смешанная экономика» [9, 11-13], в рамках которой предполагается существования трёх видов собственности: частный сектор, общественный сектор и государственный сектор. Право на частную собственность провозглашается неотъемлемым. Также Тюркеш выделяет шесть социальных слоёв, которые, объединяясь, будут создавать предприятия, относящиеся к общественному сектору: крестьяне, рабочие, предприниматели, служащие, ремесленники и представители свободных профессий. Модернизация экономической сферы предполагает, с одной стороны, развитие промышленности и торговли, а с другой стороны, провозглашается принцип рурализма, призванный возродить сельское хозяйство.
В правовой сфере основными идеями пантюркистов являются секуляризация, равноправие и модернизация по западному образцу. Первым этим вопросом занялся И. Гаспринский, который отстаивал права женщин. Он выступал за равенство женщин с
мужчинами в вопросах заключения брака, развода и наследования. З. Гёкальп выделил три основных принципа, на основе которых должно осуществляться реформирование правовой сферы: во-первых, полная секуляризация, во-вторых, принцип равенства прав всех граждан и, в-третьих, принцип модернизации семейного права («создавая новую семью мы создадим и новое избирательное право» [4]) .
Социальные вопросы раскрываются в принципе социетализма, т.е. создания социальных фондов для поддержки всех нуждающихся слоёв населения, а также принципах реформирования языка и системы образования. Социетализм в социальной сфере, по мнению Тюркеша [9, 14-15], был призван обеспечить создание государственных органов социальной поддержки (таких как служба занятости и фонды опеки), а также обеспечить возможность получения доступной медицинской помощи образования для всех граждан страны.
Особое место в процессе реформирования социальной сферы занимает реформа языка. Трёхступенчатое реформирование языка (тюркизация, исламизация, модернизация) должно было создать базис для формирования общетюркской культуры. В 1918 г. Гёкальп сформулировал программу реформирования турецкого языка на основе общих принципов реформирования пантюркизма: «Как с точки зрения содержания необходимо модернизировать наш язык, а в религиозной сфере нужно его исламизировать, также следует провести тюркизацию грамматики, порядка слов и правил правописания. <...> Достаточно «новых понятий» нашей эпохи, «религиозных терминов» и национальных выражений - «слов» [5, 36-37]. В то же время, модернизация системы образования не только обеспечит тюркское государство необходимыми трудовыми ресурсами, но и гарантирует их идеологическое воспитание через принципы тюркизации и исламизации.
Большое внимание пантюркисты уделяют духовной сфере жизни общества, так как считают её определяющей в формировании личности «настоящего тюрка». Особое место в пантюркистской концепции занимает религия. На заре пантюркизма Исмаил Гаспринский уделял большое внимание исламу как неотъемлемому элементу тюркской нации. Один из исследователей деятельности Гаспринского Хакан Кырымлы отмечает, что «Исмаил Гаспринский стремился согласовать и свести воедино традиционную религиозную личность и современную национальную личность. <...> Для того чтобы ответить на современные требования он стремился показать связь ислама с культурной, социальной и, конечно, политической солидарностью и единством» [6]. Таким обрзом, духовная сфера, по мнению пантюркистов, должна базироваться на религиозных и национальных ценностях, совокупность которых определяет «истинного тюрка». При этом религия не должна выходить за рамки духовной сферы и распространяться на политику.
Пантюркистская программа в духовной сфере распространяется и на искусство. В данной области определяющими принципами также становятся тюркизация и частичная европеизация. Так, Гёкальп рекомендует возвращаться к традиционным формам (народные промыслы, поэзия, литература) или синтезировать народные традиции с западными (музыка) [4]. Этой цели также служили турецкие очаги, в которых создавались новые музыкальные и танцевальные коллективы, изучалась история Турции, а также достижения Запада.
Подводя итог, следует отметить, что пантюркизм - это националистическая идеология, которая трактует понятие нация как совокупность родственных народов с общим языком, историей и культурой. При этом можно выделить три основных принципа, на которые опирались пантюркисты в процессе разработки проектов реформирования страны: тюркизация, исламизация и модернизация. Идеалами пантюркизма выступают имерия тюркских народов Великий Туран, социально ориентированная экономика,
активная социальная поддержка со стороны государства и возвращение к исконно тюркским традициям в культуре и искусстве.
Литература
1. Мухамметдинов, Р.Ф. Зарождение и эволюция тюркизма / Р.Ф. Мухамметдинов. -Казань: Заман, 1996. - 270 с.
2. Сваранц, А.А. Пантюркизм в геостратегии Турции на Кавказе / А.А. Сваранц. - М.: Изд-во «Гуманитарий», 2002. - 600 с.
3. Фадеева, И.Л. От империи к национальному государству. Идеи турецкого социолога Зии Гёк Алпа в рестроспективе ХХ века / И.Л. Фадеева. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 214 с.
4. Gökalp, Z. Türk9ülügün esaslari [Elektronik kaynak] / Z. Gökalp. - Eri§im modu: http://www.scribd.com/doc/27507585/Turkculugun-Esaslari.
5. Gökalp, Z. Türkle§mek, islämla§mak, Muasirla§mak / Z. Gökalp. -istanbul: Bordo Siyah Klasik Yayinlar, 2008. - 110 s.
6. ismail Bey Gaspirali Belgeseli [Elektronik kaynak]. - Eri§im modu: http://www.ismailgaspirali.org/ana.htm.
7. Landau, J. Pan-Turkism: from Irredentism to Cooperation / J. Landau. - London, 1995. -276 p.
8. Sara9oglu, C. Nihal Atsiz's World-View and Its Influences on the Shared Symbols, Rituals, Myths and Practices of the Ülkücü Movement [Elektronik kaynak] / C. Sara9oglu. -Eri§im modu: http://edoc.bibliothek.uni-halle.de/servlets/MCRFileNodeServlet/HALCoRe_derivate_00003221/nihal_atsiz.pdf.
9. Türke?, A. Dokuz I§ik / A. Türke?. - istanbul: C.K.M.P. Eminönü il9esi, 1967. - 24 s.