И. А. Сотниченко
ПОЛИТИКА ПАНТЮРКИЗМА НА КАВКАЗЕ В НАЧАЛЕ XX в.
В конце XIX в., несмотря на поражение в последней войне с Россией, Османская империя не только не отказалась от своих территориальных претензий, но и наоборот начала активное продвижение в Кавказском направлении. Подобные действия были обусловлены резким политическим и экономическим ослаблением российского влияния в данном регионе, а также рядом идеологических факторов, важнейшим из которых стало зарождение и развитие пантюркистского движения.
Возникновение идеологии и становление политической доктрины пантюркизма на рубеже Х1Х-ХХ вв. предопределило последующую геостратегию Турции. В начальный период своего развития (1879-1908 гг.) пантюркизм ставил перед собой задачи формирования идеологических, социальных, национальных и культурных основ интеграции тюркоязычных народов под властью Османской империи. Главными политическими причинами становления пантюркизма стали результаты русско-турецкой войны 1877-1878 гг., вмешательство великих держав во внутренние дела Османской империи, общегосударственный кризис, возникновение национального капитала, где турки контролировали всего 12 % производства, развитие национально-освободительных движений подвластных народов, угроза развала территориальной целостности империи.
Пантюркисты ограничивали свой интерес территориями, населенными тюркской группой народов: Сибирью, Центральной Азией, Поволжьем, Черноморьем, Кавказом, Ираном и Турцией. Национальное самосознание и осознание принадлежности к определенной национальной группе у тюркских народов стало зарождаться только в конце XIX в. До этого времени национальной идеи как таковой в Османской империи не существовало: на первый план всегда выходила религиозная принадлежность народов. Пантюркизм должен был определить тот уровень национального самосознания, который привел впоследствии к пониманию этнокультурной общности между анатолийскими турками, крымскими, кавказскими, поволжскими татарами, среднеазиатскими узбеками и киргизами. Идеологи пантюркизма Зия Гек Альп, Абдуллах Джевдет, Ахмед Риза-бей в работах начала XX в. вырабатывали основные положения данной националистической программы, акцентируя внимание на национальном вопросе.
Один из основоположников и идеологов пантюркизма Зия Гек Альп в своих трудах обобщил главные принципы пантюркистских идеалов, делая упор на факторе исторического развития народа, его языка, культуры и религии1. Политика тюркизма, принятая на съезде младотурецкой партии «Иттихад ве тераки» в 1910 г., предполагала укрепление социально-экономического развития Турции на базе сильного и динамично развивающегося тюркского государства в целях обеспечения последующей интеграции тюркских и туран-ских народов при центральном положении анатолийских турок и Турции в целом. Пан-тюркисты стремились в итоге достичь объединения всех тюркских народов (анатолийских турок, азербайджанцев, кумыков, ногайцев, балкарцев, карачаевцев, гагаузов, казанских и крымских татар, башкир, якутов, алтайских турок, чувашей, хакасов, казахов, киргизов,
© И. А. Сотниченко, 2009
туркменов, узбеков) и других народов туранского происхождения (мари, монголов, мордвы) в «Великий Туран» — общую федерацию под эгидой Турции2. Власть Турции как центра тюркских народов должна была распространиться от места рождения прародителя турок Эртогрула до родины «серого волка»3, охватывая территории Алтая и пустыни Синьцзян.
В конце XIX в. Кавказский регион, населенный значительным количеством тюркских народов и являющийся своеобразным мостом в Центральную Азию, приобрел функцию такого центра, контроль над которым позволял получить влиятельную роль в межнациональной политике и экономике Ближневосточного региона, а также приоритетное положение перед странами-соперниками. Именно поэтому Османская империя сразу же с началом формирования идеологии и стратегии пантюркизма стала распространять его идеи как на Южном, так и Северном Кавказе, где всегда была особенно напряженная национальная ситуация.
После 1878 г. зародившаяся еще во время Крымской войны идея о «Кавказском доме» — экономическом и политическом единстве кавказских народов — получила свое дальнейшее развитие. В начале 80-х гг. XIX в. Исмаил Гаспринский разработал концепцию объединения тюрко-татарских народов Османской и Российской империй в единую федерацию4. В это же время в крупных кавказских центрах стали издаваться газеты про-турецкой направленности, активно пропагандирующие со своих страниц националистические взгляды пантюркистов. В Казани издавались газеты «Казан Мухпири», «Ильдыз», в Бахчисарае — «Терджюман», в Баку — «Айат», «Каспий», в Тифлисе — «Кавказ». Большой популярностью среди националистически настроенной интеллигенции пользовались публикации И. Гаспринского, призывающие к национальным объединениям.
В начале XX в. на территории Кавказского региона возникают пантюркистские движения, которые изначально немногим отличались от обычных национальных движений малых народов Российской империи. И т. к. в первую очередь национальное чувство захватило лишь верхние образованные слои тюркского общества, то ставка тогда была сделана на культурно-просветительскую работу. В Татарстане, Центральной Азии, Азербайджане, Дагестане повсеместно появлялись литературные кружки национальной направленности 5.
Революция 1905 г. дала толчок к развитию национальных идей на территории Российской империи, что открыло широкие возможности для пропаганды пантюркизма. Национальное движение охватило значительные круги российских тюрок — татар, узбеков, башкир, туркменов и т. п., в среде которых пантюркизм сочетался с идеями исламской консолидации под властью султана. В августе 1905 г. под прикрытием ярмарки в Нижнем Новгороде был созван первый мусульманский конгресс. Впоследствии подобные конгрессы и конференции, целью которых было установление тесной связи с Турцией, стали проводиться регулярно. На них в первую очередь обсуждались проблемы единения народов, культуры и языка. В российских тюркских школах, которые действовали в основном на Кавказе и в Центральной Азии, предполагалось ввести школьную программу Турции, а преподавание турецкого языка сделать обязательным6. В регионах проживания тюркских народов стали создаваться различные мусульманские организации типа «Мусульманское благотворительное общество», официальными задачами которых являлись оказание материальной помощи бедным слоям мусульманских народов и содействие в организации учебы тюрко-исламской молодежи как в России, так и в Турции7.
Благодаря активной деятельности тюрко-исламского движения на Кавказе и при поддержке со стороны Османской империи широкий размах приобрело строительство новых мечетей, мектебе и медресе (средняя и высшая мусульманская школа). Перед первой мировой войной количество новых мечетей и школ на Кавказе доходило до двух тысяч8.
Несмотря на активную просветительскую и пропагандистскую работу, связанную напрямую с религиозным сознанием людей, ставить в один ряд проблемы пантюркизма и исламизма нельзя. Мусульманский историк Энаят-олла Реза утверждал, что исламизм в Османской империи выступал лишь орудием, служащим пантюркизму9. В действительности же с ослаблением Османской империи перед первой мировой войной панисламские элементы постепенно стали уступать место откровенным пантюркистским воззрениям. По мнению Зии Гек Альпа Кавказский фронт должен был сыграть главную роль на пути к осуществлению идеала пантюркизмаІСІ. Для достижения своей цели на идеологическом фронте пантюркисты использовали сущность ислама, облекая обычный национализм в религиозную форму. С помощью религии они пытались стимулировать фанатизм, сепаратизм, экстремизм, нетерпимость к другим нациям и конфессиям.
Манипулируя таким образом одновременно национальным и религиозным сознании, Турция во время и после первой мировой войны смогла укрепить свои позиции на территории Кавказского региона, сокращая пространственный разрыв с «тюркским миром». Подобная политика способствовала также тому, что нетюркские народы (вайнахские народы на Северном Кавказе) зачастую присоединялись к национальным тюркским движениям за счет присутствия в них исламского элемента. Активная турецкая пропаганда и религиозно-просветительская работа среди населения обеспечили Османской империи определенный тыл на Кавказском фронте и перспективы дальнейшего продвижения вглубь региона для возможного обеспечения контроля над стратегическими торговыми и военными коммуникациями на Кавказе.
1 Gokalp Ziya. Turkle§mek, islamla§mak, muasirla§mak. istanbul, 2QQ5.
2 Gokalp Ziya. Eserlerinden Set^meler. istanbul, 1992. S. 2Q5.
3 Серый волк — почитаемый символ туранистов, который согласно легенде вывел из опасных мест племя Огуза, указав дорогу Бурточину — основателю тюркской расы. Благодаря этому тюрки-огузы оказались в Закавказье и Малой Азии.
4 Червоннaя С. М. Идея национального согласия в сочинениях Исмаила Гаспринского // Отечественная история. М., 1992. С. 31—34.
5 Зaревaнд. Турция и пантуранизм. Париж, 193Q. С. 168.
6 Зaревaнд. Турция и пантуранизм. Париж, 193Q. С. 17, 18.
7 Cвaрaнц А. Пантюркизм в геостратегии Турции на Кавказе. М., 2QQ2. С. 112.
8 Mameeee В. А. Ислам в российской геополитике на Кавказе во второй половине XIX — начале XX в. // Кавказ: проблемы геополитики и национально-государственные интересы России: научные чтения к 70-летию академика Е. С. Троицкого (апрель 1998 г.). Ростов н/Д., 1998. С. 17, 18.
9 Бaлaян З. Г. Между адом и раем. М., 1995. С. 367.
1Q Karabekir K. Cihan harbine neden girdik, nasil girdik, nasil idare ettik. ikinci kitab. istanbul, 1938. S. 26.