А.И. Горькавый
О ЦЕЛЯХ, ЭТАПАХ И МЕТОДАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ТУРЕЦКИХ И АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ПАНТЮРКИСТОВ
Данная статья в основном посвящена рассмотрению и систематизации той совокупности методов и средств, которые используются пантюркистами в деле проведения в жизнь их доктрины. Однако не имеет смысла изучение этих методов, если мы не обладаем представлением, для чего они применяются. Поэтому в начале статьи вкратце будут рассмотрены цели пантюркистов.
Надо отметить, что основная цель пантюркистов лежит на поверхности и ее не скрывают даже сами идеологи этой националистической программы. Она заключается в создании межтюркского национально-государственного объединения «Туран» под эгидой Турции. Лидеры и сторонники пантюркизма-туранизма настолько убеждены в своей победе, что даже называют XXI век «золотым веком турок». В случае реализации этой основной цели в рамках пантюркизма, несомненно, произойдет коренной переворот в мировой геополитической системе. Ведь территория этого предполагаемого государства отнюдь не ограничивается самой Турцией. Уже Зия Тёк Альп в начале XX в. отмечал, что «границы турецкой нации шире географических границ Турции». Другой идеолог пантуранизма Ахмед Агаев включил в тюркский мир Балканы, Малую Азию, Месопотамию, Крым, Кавказ, Астрахань, Поволжье, Казань, Уфу, Оренбург, Сибирь, Монголию, Китайский и Русский Туркестан, Бухару, Хиву, Хорасан, русский и персидский Азербайджан, Афганистан.
Имея таковую главную цель, пантюркистская элита (прежде всего турецкая) ставит частные задачи для ее достижения: поиск постоянных (другие тюркоязычные государства) и временных (США, Израиль) партнеров и союзников; подпитывание националистических настроений в тюркской среде; создание институциональных основ мирового тюркского объединения; образование тюркского экономического и общекультурного пространства, проведение активной подрывной деятельности для нейтрализации внешнеполитических соперников (Российская Федерация, славянские балканские государства, Иран, Китай, Армения) и т.д.
Данную программу предполагается решать не сразу, а в несколько этапов. Первоначально пантюркисты стремятся укрепить
позиции турок внутри самой Турции и отуречить национальные меньшинства. Активность турок в этом направлении станет очевидна, если вспомнить политику ассимиляции, проводимую Турцией в отношении курдов, греков, армян, временами граничившую и даже переходившую в античеловечную политику геноцида. На втором этапе предусматривается вхождение ближайших соплеменников анатолийских турок - азербайджанцев в состав турецкого государства. Последним шагом глобальной всетюркской интеграции должно стать собирание всех тюркоязычных народов Азии под эгидой Турции.
В современных условиях пантюркисты используют широкий спектр методов, способов и средств для проведения в жизнь целей, которые были поставлены, как мы видим, уже столетие назад.
Начнем с того, что националисты Турции и других тюрко-язычных стран прекрасно понимают, что у них не получится претворить в жизнь свои идеи, если они не смогут заручиться поддержкой населения собственных государств. Возникает закономерный вопрос: как это сделать. Одно из лучших средств в деле завоевания политического авторитета - организация политических партий. Естественно, пантюркисты не могли не поставить себе на вооружение столь продуктивный способ наращивания политического веса. Так, например, в Азербайджане действует ряд пантюр-кистского толка партий и сочувствующих им. Более того, на наш взгляд, правомерно говорить о том, что многие из них в этой закавказской республике фактически являются местными отделениями, филиалами турецких политических партий. В пользу этого красноречиво говорят хотя бы сами названия. Некоторые из них даже повторяют наименования пантюркистских партий, действующих в Турции. Так, на территории Азербайджанской Республики действуют такие партии, как Народный Фронт Азербайджана (НФА), который был создан при непосредственном участии Партии Националистического Движения (ПНД) (Турция), партия «Дуньяви Боз Курт» («Серые Волки Мира»), которая также именуется Национально-демократической партией Азербайджана и фактически представляет собой боевую организацию в общей структуре НФА. Вряд ли является простым совпадением тот факт, что «тезка» последней - «Серые волки» - имеется и в Турции. Помимо уже упомянутых, проявляют активность в Азербайджане политическая партия «Мусават», созданная в республике при финансовой помощи со стороны своего турецкого аналога; «Общество азербайджан-
ской культуры», в рамках которого действует его дочерняя организация - «Общество карсской культуры»; партия «Ана Ватэн» («Отечество») и иные политические организации и партии.
Вторым внутриполитическим способом продвижения идеологии пантюркизма в массы является формирование общественного мнения тюркоязычных народов в соответствующем националистическом ключе. Для этого пантюркисты, как в Турции, так и в постсоветских тюркоязычных республиках развернули широкомасштабную идеолого-психологическую войну. В рамках ее активно использовались и продолжают применяться телевидение, радио, пресса и иные средства массовой информации. Помимо этого тюркские националисты не чуждаются использовать в качестве метода воздействия откровенное запугивание населения своих государств. Так, например, в Турции (особенно в конце 80-90-х годов) активно муссируются слухи о якобы значительной курдской угрозе. В свою очередь в Азербайджане проповедники пантюркизма-туранизма гротескно подают на публику информацию об армяно-азербайджанской проблеме, касающейся территории Нагорного Карабаха, о притеснениях этнических азербайджанцев, проживающих на территории Ирана (так называемый Иранский, или Южный Азербайджан). Это очевидно хотя бы из слов бывшего лидера азербайджанских пантюркистов и председателя партии НФА Абульфа-за Эльчибея, который указывал, что «продолжается агрессия Армении на нашей (азербайджанской. - Авт.) территории. Азербайджанский народ живет в постоянном страхе, усугубляется экономическое положение».
Помимо внутриполитических инструментов пропантюркист-ски настроенные политики прибегают к использованию обширных средств, но уже на внешнеполитическом уровне. Их первый метод - поиск внешнеполитических союзников, влияние которых можно использовать для реализации узконационалистических целей. Исходя из идеи образования всетюркского союза - государства «Туран» мы приходим к выводу о возможности деления союзников Турции (как основного оплота общетюркской идеи) на временных и постоянных. К первым следует отнести как государства - США, Израиль, так и международные организации - НАТО. Несмотря на взаимные заявления политических деятелей Турции и США о прекрасных отношениях между ними и организации постоянного сотрудничества их межгосударственные связи представляются нам не более как временные. Это можно объяснить, исходя из целей,
которые ставят обе стороны. Турецкие политики-пантюркисты вынашивают идею образования Турана. Это означает, что в случае успеха произойдет объединение тюрок от Средиземного моря до Тихого океана со всеми вытекающими последствиями: появление в мире нового супергосударства с соответствующими аппетитами, концентрация в руках этого образования громадной ресурсной базы (особенно энергоносителей) и, как следствие, передел глобальной политической и экономической системы. Нам видится, что это в корне противоречит планам «отцов» Соединенных Штатов превращения их государства в единого и безальтернативного лидера на Земном шаре, диктующего свою волю остальным странам-марионеткам. Хотя, несомненно, определенную помощь друг другу они могут оказать. Азербайджан, «младший брат» Турции, способен воспрепятствовать России осуществлять монополию на доступ к региону и лишить тем самым северного соседа главного политического рычага влияния на политику новых государств. Опять же, исходя из конечной пантюркистской идеи образования Турана, партнерство Турции с другими тюркоязычными государствами, основанное на этнической общности, является естественным и постоянным, учитывая их предполагаемое объединение. А с учетом продвижения Турции в ЕС это позволит в дальнейшем использовать выгоды от интеграции в деле расширения и укрепления разного типа связей с республиками Кавказа и Центральной Азии.
Другим эффективным и внешне безобидным способом осуществления националистических целей является оформление международных организаций. Так, на территории ряда государств (в том числе и Российской Федерации) действуют такие, как «Кавказский дом», «Исламская конфедерация Кавказа», «Исламская Чечено-Дагестанская конфедерация» и ряд других. Многие из этих организаций, прикрываясь просветительской и культурологической фразеологией, на самом деле являются органами сбора средств для реализации на практике положений пантюркистской доктрины.
Следующий инструмент пантюркистов - целый букет методов подрывной деятельности. Сюда можно отнести тщательно скрываемое участие тюркских националистов в дестабилизации обстановки в ряде регионов за счет подпитки споров, возникающих на почве территориальных и конфессиональных разногласий, межэтнических проблем. Вспомним Нагорный Карабах, Абхазию, Чечню, Ингушетию, Осетию, Дагестан, провокации татар Крыма в отношении славянского населения региона. Кроме того, Турция
активно участвует в идущих вразрез с интересами России программах НАТО и ОБСЕ по урегулированию кавказских конфликтов, где неизменно встает на сторону своих тюркских и мусульманских братьев. Идеологами пантюркизма предусматривается и внесение раскола в российскую общественность на основании национального и религиозного принципов. Здесь имеется ввиду противопоставление радикального крыла исламских священников Российской Федерации, исповедующих фундаментальную ветвь ваххабизма умеренной части Духовного управления мусульман России. В рамках же подрывной деятельности продолжается теоретическое развитие и внедрение пантюркистами политических, экономических, культурных концепций, начало разработки которых было положено еще в конце XIX - начале XX в.
Действенным способом проведения в жизнь элементов общей пантюркистской программы является организация лобби в политической среде других государств. Вспомнить хотя бы, какой ажиотаж был поднят при обсуждении правительством Франции вопроса о признании геноцида армян, бесчеловечная политика которого проводилась Турцией в начале XX в. (хотя угнетение армян продолжалось в течение нескольких веков). Кстати говоря, та же проблема сейчас поднимается и в политических кругах США.
Помимо политических рычагов пантюркистски настроенная правящая верхушка Турции использует и экономические средства. Во-первых, Турция использует собственный экономический потенциал; во-вторых, рыночную систему производственных отношений; в-третьих, финансовую помощь союзников. Турция активно расширяет торгово-экономическое сотрудничество со странами СНГ, особенно тюркоязычными, где мусульманское и тюркское население рассматривается в качестве одного из основных инструментов турецкого регионального влияния. На это же нацелено активное участие Турции в региональных и планетарных экономических проектах и сотрудничестве: «Кавказский общеевразийский рынок, энергетические проекты на Каспии, транспортно-коммуникационные проекты ТЯЛ8ЕСЛ, ШООЛТЕ. Не может остаться незамеченным использование нефтяных и газовых инструментов некоторых постсоветских республик (Азербайджан, Туркменистан, Казахстан) в пользу Турции и США.
Широко используются пантюркистами и средства из сферы образования и культуры. Сами за себя красноречиво говорят попытки введения единого для тюркских народов языка, что не
только не является мечтой пантюркистов, но, напротив, идеей, обсуждавшейся на самом высоком уровне. Так, в октябре 1991 г. на встрече лидеров Турции и пяти государств бывшего СССР президент Турции Т. Озал открыто предложил ввести «общий язык» для тюркоязычных стран. Не остается для пантюркистов в забвении и сфера образования. Проведение националистических идей через школы, университеты, иные образовательные учреждения является действенным способом овладения умами молодого поколения. Активно поддерживаются правительством Турции научно-исследовательские проекты, способные научно обосновать правомочность общетюркской идеи, издание тенденциозных научных работ, как в своей стране, так и за рубежом. Вполне понятно, почему в 1990 г. турецкое правительство пожертвовало 10 тыс. английских фунтов Институту восточных и африканских исследований (SOAS, London University) no программе исследований по современной (на тот момент) Турции.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что на вооружение пантюркисты поставили себе целый спектр политических, экономических, культурно-просветительских методов, инструментов и способов. Это говорит о том, что в Турции существует целая система, включающая политические, экономические и иные институты, деятельность которых направлена на анализ ситуации в мире, поиск путей реализации основоположений пантюркистской доктрины. Угроза пантюркизма для нашей страны и для всего мира является все еще ощутимой. Поэтому, на наш взгляд, не стоит преувеличивать мирный характер идеологии пантюркизма, как это пытаются сделать некоторые исследователи, что, несомненно, играет на руку тюркским националистам. Придание некоторого романтического оттенка пантюркизму, сокрытие его реакционной сущности мешает увидеть волка за овечьей шкурой.
«Запад, Восток, Россия в Средние века, Новое и Новейшее время: История, политика, международные отношения, право», г. Владимир, 2008 г., с. 53-60.