ПАНТЮРКИЗМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 327.39
В последнее время тема пантюркизма все реже упоминается как в научной сфере, так и в публицистике. Действительно, по сравнению с активной пантюркистской деятельностью Турции в 1990-е гг. сейчас мы наблюдаем период снижения интереса к этому вопросу. Некоторые авторы объясняют это поведением новых тюркских государств, которые, принимая материальную помощь от Анкары, не желают какой-либо политической интеграции с ней. Другие считают, что внешнеполитическая ориентация Турции изменилась в связи с приходом к власти умеренно-исламистской Партии справедливости и развития.
Однако, если обратиться к событиям, столь мало освещаемым СМИ нашей страны, то станет очевидно, что сторонники пантюркизма активно продолжают свою деятельность. С 1991 г. свои функции активно осуществляет Всемирная ассамблея тюркских народов, на последнем форуме которой в 2007 г. было принято решение о создании общетюркского языка и рассматривались проекты экономической и политической интеграции тюркских стран. Также эти вопросы обсуждаются и на высшем государственном уровне в рамках международных тюркских курултаев и Содружества тюркских государств, которое в 2009 г. создало свой орган - Тюркский совет. Значительным шагом вперед в этом вопросе стало подписание в 2008 г. соглашения о создании Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран. В деятельности всех перечисленных организаций принимают активное участие представители тюркских народов России, Украины, Китая. Более того, даже правительства независимых тюркских государств видят в пантюркизме угрозу своему суверенитету. Так, например, в Узбекистане в феврале 2010 г. была арестована группа последователей религиозного движения «Нур», занимающегося распространением панисламистских и пантюркистских идей. Все задержанные ранее обучались в узбекско-турецких лицеях, большинство из которых сейчас закрыты [8]. Все это ярко демонстрирует, что проблема отнюдь не исчезла, а угроза для независимости и тер-
С.А. ВАСИЛЬЕВА
риториальной целостности стран региона остаётся.
Турецкие амбиции сегодня распространяются на важнейшие регионы Евразии: Балканы, район Черного и Эгейского морей, Восточное Средиземноморье, Ближний и Средний Восток, Кавказ, Крым, Поволжье, часть Урала, юг Сибири, Центральную Азию и Восточный Туркестан (Синьцзян). В книге «Турция и пантуранизм» отмечается: «Скрытая цель пантюркистов - создать единое государство, в которое вошли бы разрозненные ныне тюркские народности. Под чьей же рукой должно объединиться это новое огромное государство? Конечно... Турции» [4].
Однако, чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо прежде всего обратиться к понятию «пантюркизм» и точно обозначить основные позиции этой идеологии. Пантюркизм - это идейно-политическое течение, в основу которого положена мысль об объединении тюркских народов и создании государства Великий Туран. Здесь, однако, необходимо отметить, что один из основоположников доктрины крымско-татарский просветитель Исмаил Гаспринский (Гаспралы), понимал пантюркизм как культурное движение, нацеленное на достижение большей степени единства между тюркскими народами во всем мире. Для этого он разработал единый тюркский язык (на основе упрощённого турецкого языка с элементами татарского языка) и призывал тюркскую интеллигенцию приложить все силы для сохранения культурной самобытности тюркских народов. Однако в скором времени идеи Гаспринского были перенесены в политическую сферу и стали применяться для объяснения действий сначала Османской империи, а затем и Турецкой Республики на Кавказе и в Центральной Азии.
Одной из важнейших фигур в истории развития пантюркистского движения стал Зия Гёкальп, который в своих произведениях заложил основы идеологии и выделил основные этапы создания Великого Турана. Первый этап - тюркизм в самой Турции -что означает ассимиляцию или, в случае от-
каза от нее, удаление нетурецких элементов; параллельно с этим - очищение турецкого языка от арабских примесей и приближение его к туранским корням, а также создание турецкой национальной культуры.
Вторым этапом является так называемый огузианизм, т.е. объединение стран, населенных потомками Огуза - Турции и двух Азербайджанов (вторым Азербайджаном пантюркисты называют территорию, расположенную к югу от Аракса, в Иране).
Наконец, что касается других тюркских народностей (татар, киргизов, башкир, якутов, алтайцев и др.), то Гёкальпом допускает, что они стремятся к созданию собственных культур. Но все же и они, в конце концов, должны войти в общую «туранскую федерацию» [10].
Эта теория, сформулированная Гёкаль-пом в книге «Основные принципы тюркизма» в 1923 году, во многом объясняет позицию Мустафы Кемаля Ататюрка, первого президента Турецкой Республики, провозгласившего базовым положением внешней политики своего государства «Мир в стране, мир во всём мире», подразумевая под этим невмешательство в дела других государств. Все силы Ататюрк направил на создание турецкой нации и усиление мощи национального турецкого государства, что полностью соответствует первому этапу написанного Гёкальпом плана создания Великого Турана.
Но первый этап, о котором идёт речь, по мнению современных пантюркистов, завершился, и настала пора переходить к более активным действиям по объединению тюркских народов. Распад Советского Союза и создание новых независимых тюркских государств стали стимулом для активизации деятельности пантюркистов не только на Кавказе и в Центральной Азии, но и территориях с преимущественно тюркским населением, входящих в состав других государств (России, Китая, Ирана и др.). Следует отметить несколько особенностей деятельности пантюркистов в этот период. Во-первых, пантюркистские идеи были, наконец, институционально и законодательно закреплены в результате создания Агентства по тюркскому сотрудничеству и развитию (ТИКА) при Министерстве иностранных дел Турции.
При этом официальная власть Турции отрицает всякую свою причастность к реализации пантюркистских планов в своей внешней политике. Единственная политическая структура в стране, официально подтверждающая свои пантюркистские взгляды, - Партия националистического
действия, неизменно имеющая большое число сторонников. Так, на парламентских выборах 1999 г. ПНД получила почти 18% голосов избирателей, в 2002 г. - около 8,5% (худший показатель за последние 10 лет), в 2007 г. снова вошла в парламент, набрав свыше 14% голосов, а в 2011 г. -13% (что в абсолютных числах превышает 5,5 млн чел.).
Следующая особенность указанного периода - формирование общественного мнения собственного населения Турции и тюркских народов стран СНГ в националистическом ключе, создание протурецкого лобби за рубежом, поддержание различных периодических и академических изданий, трактующих историю мира и России в пантюркистском духе. Одним из самых известных произведений стала книга Мура-да Аджи «Европа, тюрки, Великая Степь», в которой автор утверждает, что древних славян как оригинальной этнической группы в истории не было, а славяне - это часть тюрок, обособившаяся от них и наименее развитая. Это же касается и немцев, венгров, англичан и некоторых других народов [1, с. 103].
Инструментом реализации турецкой внешней политики стали средства массовой информации. В регионах транслируется турецкое телевидение, распространяются книги, журналы, другого рода издания националистического содержания.
Однако деятельность пантюркистов не ограничивается лишь независимыми тюркскими государствами. Значительные средства Турция направляет на налаживание отношений с тюркскими народами в составе Российской Федерации.
При этом современный пантюркизм, в отличие от акций начала ХХ века, продолжает использовать исключительно мирные методы, в первую очередь экономическую и культурную экспансию, что, однако, не означает отсутствия политической подоплеки. Показательными в этом плане являются слова Сабирджана Бадретдина, опубликованные в «Татарской газете»: «Важно
сменить имидж пантюркизма в мир,.....
избавиться от представления пантюркизма как инструмента политических амбиций Анкары. По крайней мере в ближайшее время движение должно сконцентрироваться на языке, культуре и правах человека» [3, с. 2].
Видимо, на территории России пантюркизм внедряется именно по этой программе. Полную непричастность к политике, невмешательство во внутренние дела России и самые благородные цели декларируют дей-
ствующие на территории тюркских республик Российской Федерации турецкие общественные организации: фонд «Толеранс», организация «Серхат», образовательный фонд «Уфук» и многие другие, контролируемые и спонсируемые религиозным объединением «Нурджулар». Их представители рассуждают о необходимости освободиться от «последствий колониализма» [5, с. 12] в Татарстане, Башкирии, Чувашии, пропагандируют переход на латинский алфавит для языков российских тюрок, за отказ от русского языка в образовательном процессе в этих республиках. При этом А.Сваранц утверждает, что все эти организации действуют под строгим контролем и руководством турецких спецслужб [7, с. 32].
Отдельную роль в распространении пантюркистских идей играют турецкие учебные заведения, лицеи на территории всех тюркских республик. Сейчас на территории России функционирует более 30 лицеев, колледжей, школ, финансируемых экстремистской турецкой сектой «Нурджулар». В странах СНГ развернуто порядка 200 учебных заведений, которые контролируются сектой.
Обучение во всех этих турецких школах проводится в ярко выраженном пантюр-кистском духе. В доказательство достаточно привести несколько строк из учебника истории, по которому обучаются дети в этих школах: «...Жить в бесконечной борьбе не на жизнь, а на смерть - качества, присущие далеко не всем нациям, а вот у тюрок они видны невооруженным глазом. Поэтому и была поставлена цель взять весь мир под спокойную и надежную гегемонию тюркского племени... Согласно современным историкам тюрки, научившись управлять стадами скота, навыки эти перенесли на людей, заложив основу современной цивилизации» [6, с. 3]. Также в качестве учебного пособия используется изданная на многих языках воображаемая карта будущего великого «тюркского мира».
Подобные учебные заведения на территории России неоднократно закрывались, но вскоре вновь возникали в другом городе или области. Преподавателям и руководителям школ периодически запрещается въезд на территорию России на основании того, что они занимаются «деятельностью, выходящей за рамки функциональных обязанностей преподавателей лицея» [2, с. 15], т.е. шпионажем.
Турция играет немалую роль и в работе Ассамблеи тюркских народов (АТН), учрежденной в 1991 году в Казани и бази-
рующейся в настоящее время в Казахстане. АТН регулярно проводит встречи в столицах тюркских государств и состав ее членов представляет большинство тюркских наций и этнических групп в мире. Кроме того, турецкий след явно просматривался в отдельных акциях, проводимых боевиками во время первой и второй чеченских войн.
Однако на сегодняшний день мы всё же можем с уверенностью констатировать, что пантюркистская политика Турции на Кавказе и в Центральной Азии потерпела поражение, одной из основных причин которого стало нежелание новых независимых государств отказываться от только что приобретённого суверенитета и переходить из-под опеки одного «старшего брата» (России) к другому (Турции).
Поэтому турецкие пантюркисты обращают своё внимание на ещё одну «проблемную» тюркскую территорию - Синьцзян-Уйгурский автономный район, не отказываясь, впрочем, от ранее поставленных целей на территории бывшего СССР.
Особенность ситуации, сложившейся в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, заключается в том, что, с одной стороны, этот регион входит в состав одного из самых мощных государств современности, а с другой стороны, является тем самым фактором, который может разрушить хорошо налаженную государственную машину Китая. Так, на фоне свыше миллиарда ханьцев, проживающих в Китае, 8 миллионов уйгуров выглядят совершенно незначительно, но при этом за более чем двухтысячелет-нюю историю соседствования ханьцы так и не сумели ассимилировать их или хотя бы снизить уровень сепаратистских настроений среди уйгуров. Не смогла этому помочь и коммунистическая идеология, внедрённая в Китае с 1949 года. На протяжении всего ХХ века в Восточном Туркестане (как его именуют пантюркисты) периодически возникали народные волнения, которые превращались в столкновения с китайским правительством.
Особенное внимание Пекин стал уделять уйгурам после распада СССР и возникновения независимых центральноазиатских республик, когда в регионе заметно активизировали свою деятельность пантюркисты. Осознавая угрозу усиления пантюркистских настроений, пекинское правительство начинает проводить политику постепенной ассимиляции уйгурского населения, главным элементом которой стало переселение ханьцев в Синьцзян-Уйгурский автономный район, расселение уйгуров по другим про-
винциям Китая и поощрение смешанных браков.
Однако и уйгурская оппозиция с этого времени стала действовать более грамотно и организованно (во многом благодаря помощи Турции и других государств). Так, в 1992 году в Стамбуле была создана первая уйгурская организация, получившая название Национальный конгресс Восточного Туркестана. Спустя шесть лет в декабре 1998 года, также в Стамбуле, эта организация была переименована в Восточно-Туркестанский Национальный Центр (ВТНЦ). Изначально штаб-квартира ВТНЦ была в Турции, но под давлением Китая центр перебазировался в Мюнхен. 16 апреля 2004 года ВТНЦ был преобразован во Всемирный Уйгурский Конгресс, объединив все группы изгнанных уйгуров.
Идеологической базой Всемирного Уйгурского Конгресса является уйгурский национализм и пантюркизм, однако Конгресс выступает не за получение независимости района, а ставит целью достижение подлинной автономии СУАР в рамках КНР. Лидеры Конгресса заявляют, что принципиально придерживаются ненасильственных методов борьбы, с чем, однако, категорически не согласно китайское руководство, обвинившее Всемирный Уйгурский Конгресс в развязывании конфликта между уйгурами и ханьцами в июле 2009 года.
В 2008-2009 годах ситуация в Синь-цзяне резко обострилась: летом 2008 года происходили столкновения митингующих уйгуров с полицией, взрывы в общественном транспорте и избиения ханьцев, а в
2009 году волнения в г. Урумчи привели к огромным жертвам (около 200 погибших, свыше 1500 раненых и 30 приговорённых к смертной казни). Пекин смог «успокоить» уйгуров только путём ввода в город свыше тысячи военных и полной изоляции района от внешнего мира (отключения сотовой связи и Интернета).
Возникшая угроза политической стабильности Китая позволила чётко увидеть расстановку политических сил в регионе. Пекин обвинил в эскалации конфликта «внешние силы», подразумевая под этим как организации, так и отдельные страны. В свою очередь премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал происходящее в Восточном Туркестане «геноцидом» [9]. Позицию Китая поддержали союзники по ШОС и, в первую очередь, Россия, также обеспокоенная усилением тюркского сепаратизма в регионе.
Таким образом, пантюркизм сегодня продолжает оставаться значимым явлением для политической жизни огромного региона. Несмотря на преграды, с которыми столкнулись пантюркисты при налаживании отношений с новыми независимыми тюркскими странами, активная деятельность в этом направлении продолжается. Причем субъектами этой деятельности выступают не только отдельные тюркские организации, но и руководство Турции (хотя и не заявляет об этом открыто). Поэтому для России, Китая и Украины пантюркизм продолжает оставаться угрозой целостности государства, а для тюркских государств Кавказа и Центральной Азии - угрозой суверенитету.
1. Аджи, М. Европа. Тюрки. Великая Степь [Текст] / М. Аджи. - М., 1998.
2. Амелина, Я. «Пятая колонна» Турции [Текст] / Я. Амелина // Русский дом. - 2004. - №7.
3. Сабирджан, Б. Пантюркизм: прошлое, настоящее и будущее [Текст]/ Б. Сабирджан // Татарская газета. - 2000. - №№ 3-4.
4. Зареванд. Турция и пантуранизм [Электронный ресурс] / Зареванд // Третья эра. - 2001. - №5. -Режим доступа: Ийр://шшш.к^аЬхапа.огд/5^е/?пате=уюш&раде=1&й=382 (дата обращения 25.03.2008).
5. Котошихин, Г. Призрак Великого Турана (Есть ли в Приволжье пантюркизм?) [Текст] / Г. Котошихин // Век. - 2002. - №№ 1-2.
6. Метелева, С. Аллах с нами [Текст] / С. Метелева // Московский комсомолец. - 2002. - № 275.
7. Сваранц, А. Пантюркизм во внешнеполитической стратегии Турции в 90-х годах [Текст] / А. Сваранц // Армянский вестник. - 2000. - №№ 1-2.
8. Строители тюркского государства «от Сибири до Балкан» получили сроки. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://lenta.ru/news/2009/02/17/uz/ (дата обращения 06.03.2010).
9. Шакур, А. Восточный Туркестан: независимость не исключена? Россию пугает «призрак пантюркизма» [Электронный ресурс] / А. Шакур. - Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=124768980o (дата обращения 06.03.2010).
10. Gokalp, Ziya. Тигк$й1й|йп Esaslaп [Электронный ресурс] / Z. Gokalp. - ши http://www.iskenderiyekutuphanesi. com/2009/10/ziya-gokalp-turkculugun-esaslari/#comments (дата обращения 23.03.2008).