Научная статья на тему 'Интеграционный потенциал пантюркизма: на примере внешней и внутренней политики Турции'

Интеграционный потенциал пантюркизма: на примере внешней и внутренней политики Турции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
785
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНТЮРКИЗМ / PAN-TURKISM / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / КОНСТРУКТИВИЗМ / ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ТУРЦИИ / TURKEY / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ТУРЦИИ / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Луговой Григорий Андреевич

В статье исследуется интеграционный потенциал идеологии пантюркизма в контексте внутренней и внешней политики Турции. Автор рассматривает пантюркизм как социальный феномен, являющийся формой организации идеологической идентичности в турецком обществе. Подобная идентичность является инструментом интеграции общественных элементов в соответствующие социально-политические структуры. В статье выявляются основные факторы, способствующие развитию пантюркизма, рассматриваются формы его институционализации в современном турецком обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The integration potential of Pan-Turkism ideology

Pan-Turkism is one of the ideological concepts that spread in the Ottoman Empire at the beginning of XX century as a response to separatist nationalist movements on the boarders of Empire. It offered the opportunity to establish new national identity among ethnic Turks living in the Minor and Central Asia. During the XX century the Pan-Turkism ideology transformed from the concept based on the idealistic national views of the Turkish intellectuals into a pragmatic doctrine legitimizing both internal and foreign political and economic processes. Today Pan-Turkism is a form of social integration based on ideological views of its adepts, and as a part of social processes it has roots in social movements existing in Turkish society. The goal of this research is to identify key factors of Pan-Turkism's development in modern Turkish society and its integration potential.

Текст научной работы на тему «Интеграционный потенциал пантюркизма: на примере внешней и внутренней политики Турции»

Г.А. Луговой

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПАНТЮРКИЗМА НА ПРИМЕРЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ ТУРЦИИ

В статье исследуется интеграционный потенциал идеологии пантюркизма в контексте внутренней и внешней политики Турции. Автор рассматривает пантюркизм как социальный феномен, являющийся формой организации идеологической идентичности в турецком обществе. Подобная идентичность является инструментом интеграции общественных элементов в соответствующие социально-политические структуры. В статье выявляются основные факторы, способствующие развитию пантюркизма, рассматриваются формы его институционализации в современном турецком обществе.

Ключевые слова: пантюркизм, идеология, конструктивизм, внутренняя политика Турции, внешняя политика Турции.

Пантюркизм получил распространение в Османской империи на рубеже Х1Х-ХХ вв. с целью противостоять сепаратистским национальным движениям и сформировать новую национальную идентичность среди этнических тюрок, проживавших на территории Малой и Средней Азии. На протяжении XX века данная концепция значительно изменилась под влиянием ряда внутренних и внешних факторов. Из концепции, основанной на идеалистических воззрениях части турецкой интеллигенции, к концу ХХ столетия пантюркизм становится прагматической доктриной, легитимирующей как внутри-, так и внешнеполитические и экономические процессы.

Сегодня пантюркизм - это идеологическая концепция, элементы которой присутствуют в той или иной форме в программных документах практически каждой турецкой партии. Как национа-

© Луговой Г.А., 2012

листическая идеология, пантюркизм предлагает свой вариант национальной и наднациональной идентичности, призванной выступить интегрирующей платформой различных общественных элементов как внутри турецкого общества, так и вне его, для реализации идеологических, пантюркистских целей. Исходя из конструктивистской парадигмы, я пытаюсь выявить основные социально-политические факторы, влияющие на развитие пантюркистской идеологии, его институциональные формы, а также на интеграционный потенциал пантюркизма.

Появление идеологии пантюркизма в середине XIX в. стало логическим следствием развития националистических движений в результате ослабления центральной власти и начала развала Османской империи, обострения «Восточного вопроса». Распространение идей национализма и независимого национального существования среди христианских народов; образование на Балканах независимых и полунезависимых национальных государств из бывших османских провинций; сепаратистские тенденции в среде мусульман-нетурок; зарождение самосознания среди тюркских народов Российской империи; активное вмешательство и манипуляции европейских держав в делах внутренней и внешней политики страны - эти факторы стали причинами появления в среде османской интеллектуальной элиты, пытавшейся осмыслить происходящие вокруг события, активных дискуссий о дальнейшей судьбе и способах спасения Османской империи.

В 1904 г. в газете «Тюрк» появилась статья «Три вида политики», в которой автор татарского происхождения из Симбирска, один из первых идеологов пантюркизма Юсуф Акчура рассматривал три варианта выбора национальной идеологической доктрины для спасения слабеющей империи - пантюркизма, панисламизма и османизма - и доказывал приоритетность пантюркистской идеологии над панисламизмом и османизмом. «Благодаря этой политике все турки, проживающие в Османской империи, смогли бы легко объединиться внутри этнических и религиозных границ, а другие мусульманские нетюркские, но тюркизированные группы смогли бы продолжить ассимилироваться. Те народы, которые не были ассимилированы, но в то же время не имели чувства национальной идентификации, были полностью ассимилированы в рамках данной политики. Однако главное преимущество подобной политики заключается в том, что она объединила бы всех тюрок, проживающих в Азии и в восточных регионах Европы и объединенных единым языком, этничностью и религией»1. В статье Акчура отмечал, что религиозная (исламская) доктрина не могла исполнить роль интегрирующей идеологии ввиду развития сепаратистских движений в

среде не только христианских, но и мусульманских народов Северной Африки и арабского Востока. Гражданская (османская) идентификация теряла свою силу ввиду неудачных попыток развития гражданских институтов и гражданского самосознания со стороны «новых Осман» во второй половине XIX в.

Уже на примере творчества Юсуфа Акчуры можно выделить несколько важных черт, характеризующих пантюркизм как националистическую идеологию. Пантюркизм явился искусственно созданной, рационально разработанной интеллектуальной моделью, выступающей инструментом в целенаправленном создании и формировании новой национальной идентичности. Не менее важно и то, что сама идеология изначально формировалась в условиях угрозы существованию государства извне и выполняла не только интеграционную, но и охранительную функцию с точки зрения определения границ новой национальной идентичности. Впоследствии пантюркизм стал представлять идеологическое движение, стремящееся к политическому и культурному единству всех тюркоязычных народов, апеллируя к близости языка, традиций, культуры и религии тюркских народов. В рамках внутренних процессов в турецкой общественно-политической системе пантюркизм стал органичной частью турецкого национализма, как выражая его империалистические устремления, так и давая фундамент для риторики и привлечения электоральной аудитории националистических политических партий.

В начале ХХ в. раскрывается талант турецкого политика и общественного деятеля Зии Гёкальпа, который вошел в историю турецкой нации как первый национальный социолог и обществовед, идеолог турецкого национализма и пантюркизма, поэт, писатель и активный член младотурецкого движения. По мнению Гёкальпа, на протяжении веков тюрки утеряли многие из своих прежних традиций, воспринимая традиции других народов. Поэтому основной задачей всех тюрков является возвращение к своим корням, «познание самих себя», воссоздание «тюркской души» в чистом виде. При этом он идеализировал доисламское прошлое тюркских народов, их политические и культурные достижения, «героические деяния» Атиллы, Чингиз-хана, Тимура, Бабура и османских султанов. Важнейшим интегрирующим фактором для тюрков должен был являться язык, и в языковой независимости он видел основное условие независимости политической.

В работе 1913 г. «Тюркизироваться, исламизироваться, модернизироваться» Гёкальп отмечал, что задачей тюркизма является создание единой тюркской культуры. Автор обозначал потребность в том, чтобы язык Стамбула стал наднациональным языком

для всего тюркского мира. Родиной тюркской нации должен был стать Туран - идеальная родина, в которой живут тюрки, в которой разговаривают по-тюркски и которая является неким союзом тюркских стран. Огромное пространство Турана географически очерчивалось вверх, к северу от Ирана, и вширь, от Кавказа до Саян. При этом тюркский мир мыслился как ось этого обширного «Турана» - соответственно пантюркизм выступал как концентрированное выражение более широкого и более расплывчатого панту-ранизма. Государство для Гёкальпа фактически являлось синонимом нации, он категорически выступал против многонациональных империй, обреченных, в его понимании, на скорую гибель. Исходя из этого, национальные государства должны поддерживать своих соплеменников в государствах многонациональных2.

Юсуф Акчура и Зия Гёкальп впервые призвали к политическому объединению тюркских народов во главе с Турцией, став первыми, кто перевел пантюркизм из культурно-психологической в общественно-политическую плоскость. Геополитическая сущность тюркизма и пантюркизма была направлена на формирование моноэтничного тюркского государства во главе с Турцией. Предполагалось, что после формирования такого мощного центра начнется формирование империи Туран.

Следующий всплеск развития пантюркистских идей пришелся на годы Второй мировой войны. Невоюющая Турция внимательно и подчас благосклонно выслушивала идеологов и дипломатов рейха о скором крушении СССР и готовности фашистов «поделиться» с Турцией некоторыми советскими территориями на Кавказе, в Крыму и Средней Азии, населенными тюрками. Пантюркистские круги страны получили реальные основания для реализации своих авантюрных планов и требовали от властей вступления Турции в войну на стороне Германии. Один из идеологов пантюркизма периода Второй мировой войны Нихаль Атсыз писал, что «существует издавна, начиная со своего возникновения в Центральной Азии, одно-единственное Тюркское государство, с течением времени меняющее характер своей власти». В июне 1941 г. пантюркистский журнал «Боз курт» в качестве приложения к статье «Тюркизм ждет» опубликовал карту Турана, куда были отнесены все территории с большинством этнического тюркского населения3.

В 1950-60-е годы, вместе с демократизацией политической жизни в Турции, пантюркизм входит в риторику ряда националистических партий. В этот же период пантюркизм получает свое логическое продолжение в работах турецких идеологов национализма Арпаслана Тюркеша, основателя ныне действующей и популярной партии националистического действия (ПНД), и его соратника и

единомышленника Нихаля Атсыза. В работе 1955 г. «Тюркский идеал» Атсыз писал о возможности создания единого тюркского государства, основанного на братстве тюркских народов и близости их языков, религии и истории, и отстаивал реализуемость пантюркистских устремлений. «Пантюркизм - это идеал. Идеалы -моральная пища нации. Нации без идеалов даже в самые светлые времена истории были обречены на гибель. Если нация несчастлива и у нее нет идеалов, она обречена на гибель»4.

В 1969 г. Арпаслан Тюркеш основал ПНД, которая становится первой политической партией, открыто использующей пантюркизм в своей политической программе. Лозунги ПНД носили отчетливый пантюркистский характер. Помимо этого, Тюркеш создает ряд общественных организаций националистического толка, например «Великое идеалистическое общество», «Федерация организаций тюркских эмигрантов и переселенцев» и др. В том же 1969 г. при содействии Тюркеша и ПНД появляется организация «Серые волки», или «Идеалисты». В программе организации обозначалась цель создания Великой Тюркской империи Туран, в которую бы вошли народы Средней Азии, Кавказа и Балкан, а также уйгуры5. Опираясь на работы пантюркистских идеологов, и прежде всего самого Тюркеша и Атсыза, идеалисты подчеркивали свою привязанность к мусульмано-тюркскому миру.

Популярность партии постоянно росла. На выборах 1977 г. ПНД набирает 6,4% голосов избирателей и проводит в парламент 16 депутатов. В коалиционном правительстве 1977 г. от ПНД были представлены пять министров. Спецификой организации являлась ее военизированность и стремление к проведению в жизнь идей пантюркизма с помощью оружия (террористические акты, диверсии, погромы). К 1980 г. ПНД во главе с Тюркешем контролировала 1700 легальных организаций «Идеалистов», насчитывавших 200 тысяч членов, и имела примерно 1 миллион сторонников. Для влияния на общественное сознание под контролем партии находились 37 печатных органов. В распоряжении ПНД находились военизированные лагеря для подготовки террористов и штурмовиков, склады оружия, радиостанции6.

Таким образом, в середине XX в. пантюркизм активно входит во внутреннюю политику страны. Спецификой данного периода стало проявление еще одного аспекта пантюркистской идеологии - она не только легитимировала внешнеполитические устремления, но и выступала под лозунгами противостояния реальным или мнимым угрозам турецкой идентичности извне, принимая охранительную функцию защиты культурных границ нации и формирования в их рамках новых политических сообществ. Как отмечает российский

исследователь Николай Киреев, в 1950-е годы турецкие пан-тюркисты объединялись вокруг антисоветских лозунгов. Уже к 1960-м годам, после вступления Турции в НАТО и ее попадания под политическое, экономическое и культурное влияние союзника по блоку США, их стали заменять антиамериканские настроения.

Развал СССР и появление на карте ряда новообразованных тюркских республик, получивших свободу от советского «ига», было воспринято турецким истеблишментом как сигнал к действию. В 1992 г. при МИД Турецкой Республики создается специальное ведомство - Агентство по сотрудничеству с тюркоязычными государствами (Türk ijbirligi ve Kalkinma Ajansi), являющееся частью аппарата премьер-министра. Агентство наладило издание нескольких журналов - на турецком, английском, казахском, киргизском, туркменском, узбекском языках, приступило к реализации обширной программы сотрудничества с тюркскими республиками. Среди задач организации числятся разработка, поддержка, координация и реализация проектов, способствующих развитию тюркоязычных стран и налаживание экономического, торгового, технического, социального, культурного и образовательного сотрудничества с ними; консалтинговые услуги на высшем уровне в сфере экономики и создание турецких культурных центров с представительствами в 22 странах7.

Одним из высказываний, характерных для риторики турецких лидеров того периода, стало высказывание президента Турции Су-леймана Демиреля на конференции ТИКА в 1992 г.: «Ни в одном из периодов своей истории великое тюркское сообщество, простирающееся от Адриатики до Китайского моря, не существовало как единое государство. Действительно, в этом регионе проживают люди, имеющие с нами одну и ту же историю, культуру, язык, религию, традиции. У нас с ними одни и те же сказки, колыбельные песни, предания, сказы, речь, вера, душа. Если мы называем их нашими братьями, кто может усомниться в этом?.. Поэтому мы хотим, чтобы Республика Казахстан, например, могла стоять на собственных ногах, сама управлять своими делами, сохранять свою независимость. То же самое относится к Киргизии, Узбекистану, Туркменистану, Таджикистану, Азербайджану, Грузии - все они должны стоять на собственных ногах»8.

Именно в 1990-е годы пантюркизм из идеологических концепций части турецкой элиты превращается в риторику для легитимации геополитических и экономических устремлений на территории Средней Азии, куда Турция получила доступ наравне с другими игроками евразийской геополитической карты. Среди основных предлагаемых Турцией мер, направленных на взаимоин-

теграцию экономик тюркских стран, можно выделить введение в тюркских республиках правовых норм, способствующих торговле и инвестициям; передачу этим республикам технологий и опыта современного менеджмента для поднятия конкурентоспособности местной промышленности; установление сфер возможного участия транснациональных компаний, уже действующих в Турции, в республиках Средней Азии и Азербайджане; определение направлений и сфер сотрудничества между Турцией и тюркскими республиками; выдвижение наиболее подходящих турецких банков и страховых компаний для создания благоприятных финансово-экономических условий в этих республиках; создание на паритетных началах совместных судоходных компаний, а также совместных торговых палат и других объединений частного сектора; обложение минимальными таможенными пошлинами товарооборота между Турцией и тюркскими республиками; поощрение деятельности турецких строительно-подрядных фирм в этих республиках; обеспечение обмена информацией между банками Турции и тюркских республик.

Пантюркизм и сегодня продолжает играть заметную роль во внутренней и внешней политике Турции, чему способствует сохранение основных предпосылок, являвшихся социально-политическим основанием для развития этой идеологии на протяжении XX века. Спецификой данного периода является дальнейшая трансформация пантюркизма из идеологии, лежащей в плоскости идеалистических и утопических идей, в логически обоснованную риторику и набор внешнеполитических инструментов, направленных на обслуживание геополитических интересов Турции.

Процессы, влияющие на рост пантюркистских настроений, затрагивают национальную идентичность турок и вызывают негативную социальную реакцию. Среди них можно отметить вступление Турции в ЕС, навязывающий Турции дальнейшие шаги по либерализации общественной жизни, включая болезненный для нее курдский вопрос, а также вопросы других национальных и конфессиональных меньшинств. Интеграция Турции в европейскую политическую систему заставляет ее приступить к разрешению неоднозначных конфликтов с соседними странами, включая Армению, Кипр и Грецию. Помимо этого, стоит упомянуть беспрецедентный для стран - участниц НАТО рост антиамериканских настроений в турецком обществе, вызванный активным вмешательством и манипулятивными действиями США в отношении Турции в период войны в Ираке в 2001 г. В то же время рост экономики страны и позиционирование ее в качестве «энергетического коридора» способствуют заинтересованности власти в развитии культурных и идеологических связей с тюркским регионом.

Развитию пантюркизма и его интеграционному потенциалу способствует сохранение основных предпосылок, являющихся социально-политическим основанием для развития этой идеологии на протяжении ХХ века, и среди них реальные или мнимые угрозы турецкой идентичности, что приводит к неминуемому росту националистических настроений и популярности политических сил - основных носителей пантюркистских идей в современном турецком обществе.

Примечания

1 Akcura Y. Three policies. URL: http://eurasia-research.com/erc/009cam.htm

2 См.: Gökalp Z. Türkgülügün Esaslari. Istanbul, 1996. S. 365.

3 См.: Сваранц А.А. Пантюркизм в геостратегии Турции на Кавказе. М., 2002. С. 145.

4 Atsiz N. Türk ülküsü. Maltepe, 1996. S. 35.

5 www.ulkuocaklari.com.tr

6 См.: Киреев Н.Г. История Турции: ХХ век. М., 2007. С. 332.

7 См.: www.tika.gov.tr

8 Цит. по: Киреев Н.Г. Указ. соч. С. 352.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.