Научная статья на тему 'Основные принципы организации пейзажного мотива на пленэре'

Основные принципы организации пейзажного мотива на пленэре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЙЗАЖ / КОМПОЗИЦИЯ / ЭТЮД / ГАРМОНИЯ / КОЛОРИТ / НАБРОСОК / ЗАРИСОВКА / ПЛЕНЭР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баймуханов Г.С.

В статье рассматриваются основные принципы организации пейзажного мотива на пленэре, описываются цели и задачи пленэрной практики, выявляются типичные ошибки, допускаемые студентами в процессе поиска композиции и цветового решения. Раскрывается значение краткосрочных этюдов в процессе обучения студентов в условиях пленэрной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC PRINCIPLES OF THE ORGANIZATION OF THE LANDSCAPE MOTIF AT THE PLEIN-AIR

The article discusses the basic principles of the organization of the landscape motif at the plein-air, describes the goals and objectives of the plein-air practice, reveals the typical mistakes that students make when searching for a composition and color solution. The significance of short-term studies in the process of teaching students in conditions of plein-air practice is revealed.

Текст научной работы на тему «Основные принципы организации пейзажного мотива на пленэре»

3. Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. М. : Просвещение, 2012. 191 + 175 с.

4. Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. М. : Просвещение, 2013. 223 с.

5. Русский язык. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. [Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]. М. : Просвещение, 2014. 271 с.

УДК 378.147.75

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕЙЗАЖНОГО МОТИВА НА ПЛЕНЭРЕ

В статье рассматриваются основные принципы организации пейзажного мотива на пленэре, описываются цели и задачи пленэрной практики, выявляются типичные ошибки, допускаемые студентами в процессе поиска композиции и цветового решения. Раскрывается значение краткосрочных этюдов в процессе обучения студентов в условиях пленэрной практики.

Ключевые слова: пейзаж, композиция, этюд, гармония, колорит, набросок, зарисовка, пленэр.

Выполнение композиции учебных постановок на пленэре имеет свою особенность. Оно активно развивает у студентов образное мышление, помогает обобщать и острее замечать все происходящие явления жизни непосредственно на природе. Как краткосрочный этюд, набросок, рисунок, так и работа над длительными постановками с натуры служат непосредственным введением в изучение композиции картины большого художественного произведения, в отличие от механического изображения, бездумного списывания и ремесла. Постановки на пленэре близки к естественной среде, нежели аудиторные постановки, которые в какой-то мере более искусственны.

Знакомясь с местностью и получая задание выполнить композицию бытового натюрморта, студент стремится увидеть все это в жизни через свое творческое воображение, а не в готовом виде. Выбор мотива в работе над этюдом, с точки зрения учебной постановки, должен соответствовать замыслу и цели. Поэтому развитие творческих способностей студентов зависит от того, как правильно он организует свою работу на пленэре, а также от систематической помощи со стороны педагога. Каждый выполненный этюд, пусть и краткосрочный, набросок или рисунок, должен быть направлен на решение одной главной задачи: передаче состояния природы, изучению конструкции предметов, воздушной и линейной перспективы, что не исключает учебно-творческих задач.

6. Русский язык. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. [Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]. М. : Просвещение, 2014. 207 с.

7. Цыбулько И. И. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по русскому языку. М., 2017. URL: http://www.fipi.ru/sites/default/files/ document/1503666460/russkiy_yazyk_2017.pdf (дата обращения: 24.10.2017).

© Астафьева И. А., 2017

r. C. BauMyxaHOB G. S. Baimukhanov

THE BASIC PRINCIPLES OF THE ORGANIZATION OF THE LANDSCAPE MOTIF AT THE PLEIN-AIR

The article discusses the basic principles of the organization of the landscape motif at the plein-air, describes the goals and objectives of the plein-air practice, reveals the typical mistakes that students make when searching for a composition and color solution. The significance of short-term studies in the process of teaching students in conditions of plein-air practice is revealed.

Keywords: landscape, composition, etude, harmony, color, outline, sketch, plein-air.

Обычно на пленэре студентов больше всего привлекает пейзаж. В пейзаже задача и сложнее, и в то же время проще. Сложность заключается выборе наиболее подходящей точки зрения. Надо также остерегаться выбора однообразных мотивов в работе над этюдами, простого неосмысленного копирования. На первых курсах не следует браться за пейзажи с широким пространством, с многочисленными планами, необходимо ставить задачи конкретно, как например, определение основных отношений (отношение земли к небу, воды к земле и т. д.). Насколько точно будет определены задачи этюда, настолько же будет эффективным результат, способствующий развитию творческих способностей студентов. Студентам, не имеющим большого опыта, не следует в начале пленэра писать этюды против света, изображать подряд несколько этюдов с похожими мотивами и при одинаковом состоянии погоды. Это неизбежно приведет к заучиванию определенного состава красочных сочетаний. Многие студенты увлекаются изображением деталей, что превращает хорошую композицию в дробную, разобщенную работу, не позволяющую увидеть за этой детализацией главного.

Работая на пленэре, следует помнить, что освещение, особенно в солнечную яркую погоду, быстро меняется, т. е. меняется направление теней, их насыщенность и т. д., поэтому нужно рекомендовать студентам писать этюды как можно быстрее, не тратя время на несущественные детали.

Гуманитарные исследования • 2017 • №4 (17)

103

Но не стоит забывать, что иногда какую-то деталь необходимо подчеркнуть для более выразительного решения. Также не стоит увлекаться переписыванием одной и той же детали или работы, к успешному результату это не приведет, этюд только потеряет свежесть, станет скучным и тяжелым.

Необходимо чередовать длительные этюды с краткосрочными, быстрые зарисовки с рисунками, направленными на изучение конструкции предметов. В пейзажном этюде необходимо начинать писать с целого, а не с деталей, следуя принципу: от общего к деталям, с последующими обобщениями. Изначально нужно проложить общие цветовые отношения, затем, когда все собрано в цветовое пятно, можно переходить к проработке деталей. Длительные этюды пишутся по несколько часов в одно и то же время дня, при одинаковом состоянии погоды, три-четыре сеанса и более, все зависит от сложности сюжета и размера этюда. Продолжительность сеанса зависит от состояния погоды: при солнечной погоде продолжительность может составить не более трех часов, так как солнечное, вечернее или утреннее состояния непродолжительны, в пасмурный день сеанс может продолжится четыре или пять часов, в зависимости от размера этюда и индивидуальных особенностей самого живописца.

В этюде нужно уметь обращать внимание на простые, кажущиеся несложными решения поставленных перед собой задач. Задачи в этюде целесообразно ставить несложные и решения их, как композиционные, так и колористические, должны быть лаконичными. Главным для студента должно быть сосредоточение на достижении поставленных задач, с использованием всех свои знаний, умений и навыков в живописи и композиции. Конечно, диапазон работы с натуры огромен: от фрагмента до панорамы, от натюрморта до интерьера. Выбор мотива положения фигуры в пейзаже требует от студента фантазии, изобретательности, вкуса. Работа с натуры - сложный и единый процесс, имеющий композиционную основу и полное сходство с композиционным творчеством. Композиционное начало этюда может быть в самой природе изображения, оно не ограничивается лишь размещением на листе, а продолжается до последней стадии работы. Однако натура не подсказывает, когда наступает это стадия. Студенту сложно иногда определить завершающий момент самому, тогда на помощь может прийти опытный педагог. Работу над композицией студент начинает после знакомства с местностью, собирая необходимый материал в течение всей практики.

Как следует начинать работу над натурой? Начинается работа с выбора мотива, далее следует композиционное размещение объектов в формате листа, но в любой стадии работы над натурой может возникнуть необходимость уточнения, перераспределения пятен на поверхности этюда. Для этого рекомендуется выполнить несколько вариантов композиционных эскизов. На этом этапе решаются задачи поиска соотношения группы предметов с фоном, композиционной уравновешенности всех компонентов как в линейном построении, так и по распределению основных тональных и цве-

товых масс. Осуществляется поиск взаимодействия контрастирующих темных и светлых, ярких и блеклых цветовых тонов, распределение светотени. Еще до начала работы над этюдом художник должен мысленно увидеть его в законченном виде, это является обязательным условием успешного выполнения живописного этюда. Успех не будет случайным, он будет результатом сознательно направленных усилий для осуществления задуманного этюда. Такое умение - ясно представлять себе будущий этюд, приходит не сразу, необходимо развивать его с самого начала обучения живописи. В своих воспоминаниях Аркадий Александрович Рылов, говоря о наставлениях своего учителя Архипа Ивановича Куинд-жи, высказался так: «Только на природе надо черпать впечатления, только на этюдах с натуры - учиться живописи. Этюд надо писать с таким вниманием, чтобы потом все осталось в памяти. Он советовал писать этюды небольшого размера, чтобы легко можно было переписывать неудавшиеся места. Картину следует писать «от себя» не связывая свободное творчество с этюдами. Писать наизусть на основании знаний, приобретенных на этюде. В картине должно быть «внутреннее» - любил говорить он, то есть мысль, художественное содержание. Композиция и техника должны быть подчинены этому внутреннему. Ничто не должно отвлекать зрителя от главной мысли. Не заполнять пустые места на холсте не относящимися к содержанию предметами» [1, с. 76].

Студенту следует различать два вида выполнения тематических композиций: первое - по собранным этюдным материалам, полученным впечатлениям, второе -сбор этюдного материала для задуманной композиции. Возможны и такие варианты, когда собран материал для задуманной композиции, но не хватает дополнительных этюдов, рисунков, набросков. Таким образом, роль композиции в работе над натурой, навыки, полученные в этом виде изобразительной деятельности, окажут студентам огромную помощь в работе по памяти и представлению, будут способствовать творческой активности в сочинении тематических композиций, что является завершающим этапом обучения. Надо понимать, что не все хорошие задумки студентов могут получить должное развитие. Причины бывают разные, в том числе и та что по истечении времени пропадает острота впечатлений. Педагогу необходим большой такт в решении этого вопроса и знание индивидуальных черт характера, возможностей студентов, чтобы помочь студенту в выборе темы дипломной работы. При правильном решении этой проблемы знакомство с той или иной темой будет полезно студенту в изучении, углублении знаний и, в конечном счете, способствовать расширению кругозора, активизации творческого мышления, повышению творческих способностей.

1. Рылов А. А. Воспоминания. Л. : Художник РСФСР, 1977. 288 с.

© Баймуханов Г. С., 2017

104

Гуманитарные исследования • 2017 • № 4 (17)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.