УДК 343.985
doi 10.24411/2221-0458-2024-01-65-77
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЕРАТИВНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ
Ондар А-Х.Э.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
BASIC PRINCIPLES OF ORGANIZING PREVENTIVE MEASURES AGAINST
CRIMES ON PROPERTY
A-Kh.E. Ondar Tuvan State University, Kyzyl
Аннотация. Предметом исследования данной статьи являются основные принципы, определяющие эффективность проведения оперативно-профилактических операций, направленных на борьбу с преступлениями против собственности. Объектом исследования являются отношения, возникающие в связи с организацией и проведением оперативно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений имущественного характера. В частности, изучены вопросы повышения эффективности проведения оперативно-профилактических мероприятий, направленных на борьбу с кражами, грабежами и разбоями территориальными органами МВД России по Республике Тыва. Рассматривалось понятие оперативно-профилактических операций, мероприятий, выработанных ранее различными учеными правоведами, занимающимися исследованиями в рассматриваемой области юридических знаний. Также рассмотрены структурные элементы системы оперативно-профилактических мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию хищений чужого имущества. При проведении исследования использовались такие методы как общенаучные методы, формально юридические методы, специальные методы исследований. Контент анализ документов, эмпирические методы исследования, анкетирование, интервьюирование, анализ, синтез и др. Основными выводами исследования по мнению авторов, являются выработка основных принципов организации оперативно-профилактических мероприятий, направленных на борьбу преступлений против собственности. Данные принципы
составляют основу оперативно-профилактических мероприятий (операций), направленных на предупреждение пресечение и раскрытие краж, грабежей и разбойных нападений. В частности, в первые авторы, на основе полученных эмпирических данных сделали вывод об основных принципах организации оперативно-профилактических мероприятий таких как "организованность", "единство аппарата управления", "функциональность групп", "комплексность операции" и "своевременность". По мнению авторов, данные принципы составляют основу оперативно-профилактических мероприятий и являются гарантом эффективности проводимых операций, нацеленных на предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений против собственности в современных условиях нашей страны.
Ключевые слова: кражи, статистические данные, органы внутренних дел, оперативно-профилактические мероприятия, оперативно-розыскные мероприятия, Республика Тыва, оперативная обстановка, функциональная группа, организация управления, подозреваемые лица
Annotation. The subject of the article is the basic principles that determine the effectiveness of operational and preventive operations aimed at combating crimes against property. The object of the study is the relations arising in connection with the organization and conduct of operational and preventive measures aimed at preventing, suppressing, detecting and disclosing property crimes. In particular, the issues of improving the effectiveness of operational and preventive measures aimed at combating thefts, robberies and robberies by the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Republic of Tuva were studied. The concept of operational and preventive operations, measures developed earlier by various legal scholars engaged in research in the field of legal knowledge under consideration, was considered. The structural elements of the system of operational and preventive measures for the prevention, suppression and disclosure of theft of other people's property are also considered. During the research, general scientific methods, formal legal methods, and special research methods were used. Content analysis of documents, empirical research methods, questionnaires, interviews, analysis, synthesis, etc. The main conclusions of the study are the development of basic principles for the organization of operational and preventive measures aimed at combating crimes against property. These principles form the basis of operational and preventive measures (operations) aimed at preventing, suppressing and uncovering thefts, robberies and assaults. In particular, the first authors, based on the empirical data obtained, concluded about the basic principles of
organizing operational and preventive measures such as "organization", "unity of the management apparatus", "functionality of groups", "complexity of the operation" and "timeliness". According to the authors, these principles form the basis of operational and preventive measures and are a guarantee of the effectiveness of operations aimed at preventing, suppressing, detecting and solving crimes against property in modern conditions of our country.
Keywords: theft, statistical data, internal affairs bodies, operational and preventive measures, operational-search activities, Republic of Tuva, operational situation, functional group, management organization, suspects
Преступления, связанные с хищением чужого имущества, являются одними из самых распространенных преступлений в современной России. Так, по сведениям Министерства внутренних дел Российской Федерации, за январь -июнь 2023 года количество рассматриваемой категории преступлений превышает более половины всех
преступлений, зарегистрированных на территории России. В частности, следует отметить, что, согласно данным МВД Российской Федерации, удельный вес краж в структуре общей преступности составляет - 28,9%; мошенничеств -21,4%; грабежи, разбои - 1,3% (см. Рис. 1) [1].
СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С i <ЛУК 1VHA ЛРСС IУПИОС ГИ fil "*] ■Я— Ifflfi
Л - ивпиинц па
? ■ .■uvj.iy-sirf.irwî гртышш,
tïcrtujra im^i шьк> И^и^ш a*ni
3 ■ 1)№ГМ Ilü
* ■ miHnuntim;» V* ¡>®
S У^Щ**Л1|ИИ ТДОчСГСДОмыМ ГВЛИ ■ £.«.10Ннм4
огмовшц гчпшоерпс^тии cifl/uru гм г ммаму
№ - иадо-аамяе прЭнЛ деДОигэшго лрти.ташил
И ЭШЛПуШГШ*« TpÜMCfKlpTMUi ¿(ИДО-Т*
/ - гр*0*ж. (МпОГя» 9 ■ ит ЕЧ" !№■
Рис. 1. Состояние преступности в Российской Федерации 2023 г.
Согласно Конституции России, российское государство признает и защищает право собственности наравне с другими естественными правами человека и гражданина на всей территории Российской Федерации. Преступное посягательство на имущество граждан причиняет крупный ущерб собственникам и разрушает экономические устои общества, тем самым препятствуя планомерному и последовательному развитию общественных экономических связей. В этой связи борьба с преступлениями корыстного характера является одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности. По мнению интервьюированных практических работников правоохранительной сферы, эффективным средством борьбы с имущественными преступлениями является оперативно-профилактическая операция. Прежде чем приступить к более детальному изучению данного вопроса, разберемся, что именно понимается под термином «операция». Под «операцией» в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова понимается как «1. Ряд военных действий, объединенных одной целью. Обходная о. Наступательная о. 2. Отдельное действие в ряду других подобных (офиц.). Банковая о. Почтовая о. Отделочная о.» [2]. В учебнике «Оперативно-розыскная
деятельность» под «специальном операцией» понимается совокупность боевых действий и мероприятий оперативно-розыскного характера,
направленных на задержание или ликвидацию преступников и
осуществляемых специально
сосредоточенными для решения этой задачи силами [3]. Из представленных определений можно заметить, что под операцией авторы понимают совокупность различных боевых, оперативно-розыскных действий, направленных на задержание или ликвидацию преступников. Однако, если обратить внимание на другое определение, закрепленное в
ведомственном нормативном акте -приказе МВД России от 13 августа 2002 г. № 772, утвердившем Инструкцию об организации проведения комплексных оперативно-профилакти-ческих операций в системе МВД России, то пункт 2 указанной инструкции определяет, что «комплексная оперативно-
профилактическая операция -
совокупность оперативно-розыскных, контрольно-надзорных, предупредительно-профилактических и иных мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел (при необходимости с другими федеральными органами исполнительной власти) в соответствии с
законодательными и иными
нормативными актами Российской Федерации в масштабах страны, одного или нескольких субъектов Российской Федерации по единому замыслу для достижения конкретной цели» [4], по смыслу текста не понятно, какую именно цель преследуют такие операции, по сравнению с предыдущим определением, где указывается конкретная цель ликвидация и задержание лиц. По мнению Г.Л. Данькова, «оперативно-профилактические мероприятия» и «оперативно-профилактические операции» - понятия тождественные, и «оперативно-
профилактические операции» могут существовать без слова «оперативно» и понимаются как максимально
скоординированные действия служб и подразделений органов внутренних дел, направленные на решение одной или нескольких задач с использованием учетно-справочной, регистрационной, оперативно-розыскной, контрольно-
надзорной, предупредительно-
профилактической и иной деятельности, объединенной единым замыслом и временем в целях профилактики любого вида преступлений, воздействия на криминальную ситуацию, в целях стабилизации криминальной обстановки [5]. Принимая во внимание мнение автора, стоит отметить, что ученый указывает о направлении оперативно-
профилактических мероприятий на решение нескольких задач, но при этом выделяя единый замысел операции с целью профилактики любого вида преступлений, воздействия на
криминальную ситуацию, в целях стабилизации криминальной обстановки. Перечисленные цели операции по своей сути не отличаются друг от друга, они все направлены на предупреждение и пресечение преступлений. По своему содержанию любая операция, будь она оперативно-профилактическая, специальная военная, хирургическая и т.д., направлены именно на предотвращение наступления каких-либо тяжких последствий, которые могут произойти в силу усугубления криминогенной обстановки, гуманитарных вопросов или прогрессирования заболевания, в связи с чем, по нашему мнению, перечисление в определении частных целей операции не обязательно, более того, с учетом оснований проведения оперативно-профилактических мероприятий можно предположить, что их возможно будет очень много. По мнению других авторов оперативно-профилактическая операция представляет собой комплекс правовых, организационных, информационных и иных мер профилактического характера, которые осуществляются в целях недопущения совершения преступлений на
определенной территории при
неблагоприятном прогнозе развития криминогенной обстановки или отдельных видов преступлений, с использованием возможностей различных субъектов профилактики правонарушений и лиц, в ней участвующих[6]. При этом ученые акцентируют внимание именно на профилактической функции операции, что на наш взгляд, является не верным и сужает основное содержание понятия оперативно-профилактического мероприятия, которое помимо
профилактики правонарушений,
предназначено еще и выявлять, и раскрывать уже совершенные
преступления. Поскольку в ходе проведения оперативно-профилактических мероприятий должностные лица, его осуществляющие нацелены именно на поиск и обнаружение лиц, причастных к совершению преступления, а также вещей и предметов, запрещенных или ограниченных в гражданском обороте. С точки зрения А. С. Усковой оперативно-профилактическая операция и оперативно-профилактические мероприятия не тождественные понятия ввиду того, что «соотносятся между собой данные понятия как общее и частное, поскольку во время проведения операций реализуются различные оперативно-профилактические мероприятия. Например, в рамках
проведения операции «Курорт», как правило, проводится мероприятие «Подросток» и др.» [7]. Стоит отметить, что в ходе проведения одной операции нельзя проводить другую операцию внутри ее, в связи с тем, что каждое оперативно-профилактическое мероприятие имеет свои цели и задачи, на выполнение которых должны быть задействованы максимальное количество личного состава. В условиях многозадачности, в связи с проведением нескольких операций одновременно, эффективность проводимых мероприятий сводится к нулю. Так же и в данной ситуации, в рамках операции «Курорт» недопустимо проводить другую операцию «Подросток», поскольку вопросы обеспечения защиты прав
несовершеннолетних должны быть одной из задач, реализуемых в рамках операции «Курорт», но никак не еще одной операцией. Следовательно, оперативно-профилактические мероприятия и операция тождественные понятия, поскольку как бы они не назывались, в рамках данной деятельности проводятся контрольно-надзорные, оперативно-
розыскные, профилактические и иные мероприятия, именуемые в целом оперативно-профилактическими. Представленные определения термина «операция» позволили авторам
сформулировать собственное видение понятия «операция», под которой следует понимать заранее согласованный по времени и месту проведения операции, комплекс оперативно-розыскных,
контрольно-надзорных, профилактических и иных мероприятий, осуществляемых одним или несколькими компетентными органами (подразделениями),
объединившими усилия под единой целью, для достижения которого необходимы средства и ресурсы взаимодействующих в операции субъектов. Сформулированное определение дает нам возможность утверждать, что проведение операции требует соблюдения некоторых
принципов, которые, по нашему мнению, могут существенно повлиять на эффективность оперативно-
профилактических мероприятий. Во-первых, согласно определению, имеется необходимость задействования в проведении оперативно-профилактических мероприятий большого количества сил и средств, которые в свою очередь требуют эффективного управления ими. Поскольку грамотная организация мероприятия повысит вероятность достижения поставленных целей операции. В связи с чем, нами выдвигается на первое место принцип «организованности», суть которого заключается в рациональном и планомерном распределении сил и
средств, задействованных в проведении оперативно-профилактических мероприятий, направленных на борьбу с преступлениями имущественного характера. Рациональное распределение сил и средств должно быть произведено с учетом оперативной обстановки и других имеющих значение для операции факторов. Кроме этого, необходимо более детализировано обозначить функции и задачи должностных лиц, принимающих участие в проведении операции. Во-вторых, на наш взгляд, необходимо обратить внимание на аппарат управления, поскольку все задействованные силы и средства должны находиться в подчинении единого руководителя. Единоначалие является одним из главных принципов эффективного управления органов правоохранительной сферы, обеспечивающих порядок и дисциплину в их деятельности. В отсутствие единоначалия органы и подразделения, участвующие в оперативно-профилактических мероприятиях, не будут в должной мере осознавать важность возложенных на них обязанностей, соответственно, будут действовать самостоятельно, хаотично, без четко слаженных действий и организованности, что не приведет достижению поставленных целей операции. Кроме этого, единое руководство должно понимать функцию
каждого участника операции и обеспечить взаимодействие между всеми группами, участвующими в оперативно-
профилактических мероприятиях, при этом на него возлагается функция координатора оперативных групп, участвующих в операции. Таким образом, принцип «Единоначалия» является еще одним обязательным принципом в данной деятельности. Третьим принципом, по нашему мнению, является «функциональность групп». Под функциональностью понимается возложение конкретных обязанностей и наделение необходимыми правами должностных лиц, или группы лиц, для выполнения ими функций по решению конкретных задач, направленных на достижение поставленных целей операции. Т.е. каждая группа должна выполнять отдельную функцию, возложенную на нее, поскольку без четкого распределения между группами их задач и обязанностей получится хаос, следовательно, каждый будет действовать, исходя из сложившихся перед ним обстоятельств. Например, группа, занимающаяся выявлением лиц, находящихся в розыске, или лиц, совершающих или совершивших преступления корыстного характера, обнаружила группу подозрительных лиц с предметами, похожими на краденные. Действуя по обстоятельствам,
функциональная группа вынуждена покинуть свое место патрулирования и доставить обнаруженных лиц в орган внутренних дел для дальнейшего установления их личностей и выяснения легальности находящихся при них вещей. Вероятно, доставленные лица окажутся не причастны к какому-либо преступлению и это грозит потерей времени, соответственно в это же время, на патрулируемом ими участке, возможно, будет допущено совершение другого преступления. Следовательно, при таких последствиях эффективность проведения подобных операций ставится под сомнение. Поэтому, по нашему мнению, каждая группа должна выполнять только свои функциональные обязанности. Обязанностью руководителя операции является обеспечение грамотной диверсификации функциональных
обязанностей, чтобы каждая задача выполнялась отдельной группой. Например, поиск и обнаружение лиц, совершивших преступление в конкретном участке населенного пункта, одной группой, доставление в орган внутренних дел предполагаемых подозреваемых, второй группой, проверка их причастности к преступлениям должна осуществляться, третьей группой. Информационное обеспечение оперативно-
профилактических мероприятий -
следующей группой и т.д. Четвертый принцип — это принцип «обеспечения комплекса сил и средств». В оперативно-профилактических мероприятиях должны быть задействованы максимальное количество территориальных органов и подразделений системы МВД России, способных обеспечить достижение поставленных целей операции. В первую очередь это подразделения полиции, которые будут находиться на конкретных участках населенного пункта и осуществлять оперативно-поисковые и профилактические мероприятия. Каждый конкретный район города или сельская территория, например, в период роста хищений скота, особенно в осенне-зимний период, при проведении операции должна быть прикрыта определенной группой сотрудников полиции. При обнаружении подозрительных лиц, имеющих признаки причастности к преступлениям, обнаружившие должны передать данных лиц группе, осуществляющей доставление подозреваемых в орган внутренних дел. Последние обязаны доставить их в территориальный орган МВД России группе, занимающейся проверкой причастности доставленных лиц к конкретным преступлениям. При подтверждении их причастности к совершенному преступлению, к процедуре уголовного преследования необходимо
подключить и дежурную следственно-оперативную группу для проведения процессуальных и иных действий, а также возбуждения уголовного дела и принятия его к производству. Оперативно-профилактические мероприятия должны быть информационно и материально-технически обеспечены. Информационное и материально-техническое обеспечение включает: предоставление необходимой информации по возможным подозреваемым; оснащение функциональных групп переносной радиостанцией и другими средствами связи, например, для передачи мультимедийной информации и т.д. Максимальное оснащение групп позволяет не доставлять каждого в территориальный орган внутренних дел, потому как современные средства передачи информации могут дистанционно идентифицировать лицо и подтвердить, или опровергнуть, его причастность к какому-либо преступлению. Пятый принцип — это принцип
«своевременности операции», требующий при проведении оперативно-
профилактических мероприятий выбора определенного времени с учетом анализа и прогнозирования будущего состояния преступности. Проведенное интервьюирование в территориальных органах внутренних дел по Республике Тыва показало, что результативность подобных
операций повышается в определенные периоды времени года, дни недели или суток. Например, кражи
сельскохозяйственных животных
учащаются в осенне-зимний период, когда скот еще остается упитанным, а на улице достаточно низкая температура воздуха, позволяющая хранить мясо в бытовых условиях. Кроме этого, скотокрады для реализации своего преступного замысла выбирают такие дни, когда прогнозируется снегопад, поскольку после выпадения снега уже невозможно обнаружить следы похищенных животных. Поэтому оперативно-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение краж сельскохозяйственных животных, необходимо запланировать в указанные периоды времени. По разбоям и грабежам оперативно-профилактические мероприятия следует планировать в вечернее и ночное время. Поскольку, как показывает анализ статистических данных, зачастую рассматриваемый вид преступлений совершается в вечернее и ночное время суток, на неосвещенных участках улиц, в темных подъездах многоквартирных домов или в отношении лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, по пути домой, после увеселительных мероприятий. В связи с чем, целесообразно оперативно-профилактические мероприятия по
выявлению и пресечению грабежей и разбоев проводить в вечернее и ночное время. По мнению интервьюированных сотрудников, рост количества краж, совершаемых в общественных местах, а также карманных краж наблюдается в период предпраздничные и праздничные дни в зимнее время, когда люди одеты в более толстую зимнюю одежду и не чувствуют чужих рук, вытаскивающих с их карманов вещи. Следовательно, оперативно-профилактические мероприятия, направленные на
предупреждение, пресечение и раскрытие краж из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем, необходимо проводить в период предпраздничные и праздничные дни. В это время подобные операции наиболее эффективны и целесообразны. Таким образом, в заключение стоит отметить, что оперативно-профилактические мероприятия, направленные на борьбу с преступлениями против собственности наиболее эффективны, когда при их проведении учитываются названные нами пять основных принципов, имеющих значение для операции. Первый принцип — это принцип «организованности», суть которого заключается в рациональном и планомерном распределении сил и средств, задействованных в проведении оперативно-профилактических мероприя-
тий, направленных на борьбу с преступлениями имущественного
характера. Второй принцип — принцип «единоначалия», который является одним из главных принципов эффективного управления органов правоохранительной сферы, обеспечивающих порядок и дисциплину в данных структурах. Третьим принципом является «функциональность групп», под которой понимается возложение обязанностей и наделение необходимыми правами должностных лиц, или группы лиц, для выполнения ими функций по решению конкретных задач, направленных на достижение
поставленных целей операции. Четвертый принцип — это принцип «обеспечения комплекса сил и средств», суть которого заключается в задействовании операции максимального количества территориальных органов и подразделений системы
Библиографический список
1. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - июнь 2023 года // Министерство внутренних дел Российской Федерации : [сайт]. URL: https : // МВД РФ /reports/item/40116049/ (дата обращения: 15.02.2024).
2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. Москва : Оникс, 2018. 736 с.
МВД России, способных обеспечить достижение поставленных целей операции. Пятый принцип — это принцип «своевременности операции», требующий при проведении оперативно-
профилактических мероприятий выбора определенного времени с учетом анализа и прогнозирования будущего состояния преступности. При организации подобных оперативно-профилактических мероприятий следует принять во внимание и другие обстоятельства, которые сложились в определенном субъекте Российской Федерации в зависимости от региональных особенностей, поскольку географические, культурные, религиозные и другие аспекты, могут повлиять на выбор конкретных форм и методов проведения оперативно-профилактических мероприятий.
3. Оперативно-розыскная деятельность : учебник / под редакцией К. К. Горяинова [и др.]. Москва. 2004. 321 с.
4. О совершенствовании организации комплексных оперативно-профилактических мероприятий в системе МВД России : электронный ресурс : приказ МВД России от 13 августа 2002 г. № 772. (в ред. приказов МВД России от 20 ноября 2003 г. № 900, от 9 декабря 2008 г. № 1075, от 24
декабря 2015 г. № 1226). Доступ из справочно-правовой системы
«Консультант Плюс».
5. Даньков Г. Л. Сущность и понятие оперативно-профилактических мероприятий, проводимых органами внутренних дел // Труды академии управления МВД России. Москва. 2010. №4. С. 129-131.
6. Титушкина Е. Ю. Комплексная оперативно-профилактическая операция: проблемы правового закрепления // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 4 (56). С. 163-169.
7. Ускова, А. С. О некоторых формах правоохранительной деятельности // Государственная служба и кадры. 2020. № 1. С.146 -150.
References
1. Brief description of the state of crime in the Russian Federation for January - June 2023. // Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: [online] Available at: https://mvd.rf/reports/item/40116049/ (access date: 02/15/2024). (In Russian)
2. Ozhegov S.I. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the Russian language] / Under. ed. prof. L. I. Skvortsova. 27th ed., revision. M., 2018. (In Russian)
3. Operativno-rozysknaya deyatel'nost': uchebnik [Operational investigative
activities: textbook] / ed. K. K. Goryainov, V. S. Ovchinsky, G. K. Sinilova, A. Yu. Shumilov. 2nd ed., revised. and additional M., 2004. (In Russian)
4. On improving the organization of complex operational and preventive measures in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia [Electronic resource]: order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated August 13, 2002 No. 772. (as amended by orders of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated November 20, 2003 No. 900, dated December 9 2008 No. 1075, dated December 24, 2015 No. 1226). Access from the reference and legal system "Consultant Plus". (In Russian)
5. Dankov G. L. Sushchnost' i ponyatie operativno-profilakticheskikh meropriyatiy, provodimykh organami vnutrennikh del [The essence and concept of operational and preventive measures carried out by internal affairs bodies] // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. M., 2010. No. 4 P. 129131. (In Russian)
6. Titushkina E.Yu., Ishchuk Ya.G. Kompleksnaya operativno-profilakticheskaya operatsiya: problemy pravovogo zakrepleniya [Complex operational-preventive operation: problems of legal reinforcement] // Proceedings of the Academy of Management of the
Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 4 (56) pp. 163-169. (In Russian) 7. Uskova A.S. O nekotorykh formakh pravookhranitel'noy deyatel'nosti [On
some forms of law enforcement activity] // Public service and personnel. 2020. No. 1 P. 146 -150. (In Russian)
Ондар Алдын-Херел Эзир-оолович, кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права и процесса, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия, эл. адрес: [email protected]
Aldyn-Kherel Ezir-oolovich Ondar, Candidate in Law, Assistant Professor, Department of Criminal Law and Procedure, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.03.2024