Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОМПЛЕКСНЫХ ОПЕРАТИВНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ И ОПЕРАТИВНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
МОЖАЕВА Ирина Павловна,
доктор юридических наук, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра
Академии управления МВД России.
E-mail: [email protected];
КУБАНОВ Осман Сагитович,
оперуполномоченный по особо важным делам
Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России по Карачаево-Черкесской Республике. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в статье рассмотрены организационно-правовые формы взаимодействия и некоторые проблемные вопросы взаимодействия подразделений органов внутренних дел при проведении комплексных оперативно-профилактических операций (далее - КОПО) и оперативно-профилактических мероприятий (далее - ОПМ), направленных на противодействие преступлениям в сфере агропромышленного комплекса. Предложена модель по распределению компетенций между органами предварительного следствия, оперативных подразделений и строевых служб территориальных органов МВД России при проведении КОПО и ОПМ, направленных на декриминализацию агропромышленного комплекса.
Abstract: the article discusses the organizational and legal forms of interaction and problematic issues between departments of internal affairs bodies during complex operational and preventive operations (hereinafter referred to as KOPO) and operational and preventive measures (hereinafter referred to as OPM) aimed at counteracting crimes in the field of the agro-industrial complex. Proposed a model for the distribution of competencies between the bodies of preliminary investigation, operational units and combat services of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia during the conduct of KOPO and OPM, aimed at decriminalizing the agro-industrial complex.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, комплексная оперативно-профилактическая операция, оперативно-профилактические мероприятия, организация деятельности, территориальные органы МВД России.
Keywords: agro-industrial complex, complex operational and preventive operation, operational and preventive measures, organization of activities, territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Специфика агропромышленного комплекса (далее
так как на них возложены непосредственные задачи по выявлению, пресечению, расследованию, раскрытию и профилактике преступлений в сфере АПК. Вместе с тем, по мнению авторов, при решении задач по противодействию преступлениям в сфере АПК, не в полной мере реализуются ресурсы иных подразделений полиции. Во многом, это обусловлено наличием разногласий в вопросах распределения компетенций подразделений и служб, привлекаемых для противодействия преступлениям в сфере АПК, так как данная линия служебной деятельности является несвойственной для большинства из них, и предполагает задействование материально-технических ресурсов, которыми они, зачастую, не располагают. Именно в таких случаях необходимо комплексное задействование сил и средств подразделений органов внутренних дел.
- АПК), как объекта правоохранительной деятельности, требует от территориальных органов МВД России не только оперативного реагирования на складывающуюся обстановку, но предполагает некий теоретический подход, связанный с научным осмыслением существующих проблем, выработки организационно-правовых форм взаимодействия органов внутренних дел и органов государственной власти, наделенных соответствующими полномочиями в сфере сельского хозяйства, что в свою очередь положительно отразится на профилактике преступлений рассматриваемой категории. Проблемы, возникающие в ходе противодействия преступлениям в сфере АПК достаточно подробно рассматривались с криминалистических и криминологических аспектов [8, с. 75-80; 12], однако вопросы правового регулирования и организации данной деятельности, не смотря на свою актуальность, продолжают оставаться малоизученными.
августа 2002 г. № 772 «О совершенствовании организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России» [3] установлено, что комплексное задействование сил и средств подразделений органов внутренних дел для решения задач противодействия правонарушениям и их профилактики может осуществляться в формах комплексных оперативно-профилактических операций (далее - КОПО) и оперативно-профилактических мероприятий (далее - ОПМ). Организа-
В настоящее время приказом МВД России от 13
Совершенствование организационно-правовых ме-
ханизмов предполагает, в том числе, организацию эффективного взаимодействия между подразделениями и службами территориального органа МВД России. Зачастую, субъектами взаимодействия при решении задач по декриминализации АПК выступают органы предварительного следствия и оперативные подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции (далее - ЭБ и ПК) МВД России,
ция органами внутренних дел КОПО и ОПМ в целом способствует эффективному решению оперативно-служебных задач органов внутренних дел по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, противодействию правонарушениям и их профилактики, оказывает стабилизирующее воздействие на состояние криминальной обстановки в стране [6].
Организация подготовки и проведения органами внутренних дел Российской Федерации КОПО и ОПМ - это деятельность уполномоченных должностных лиц, направленная на упорядочивание и оптимизацию процесса применения органами внутренних дел специальных мер профилактики правонарушений оперативно-розыскного, уголовно-процессуального и административного характера, осуществляемых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае фактического или прогнозируемого осложнения оперативной обстановки в целях предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, выявления и раскрытия преступлений на определенной территории, объекте или в отрасли экономики [10].
Анализ свидетельствует о том, что несмотря на большое количество преступлений, совершенных в сфере АПК (по данным ФКУ «ГИАЦ МВД России» в 2017 г. - 1486 преступлений, в 2018 г. - 1252 преступления, в 2019 г. -1192 преступления), механизмы комплексного задействования сил и средств территориальных органов МВД России, путем проведения КОПО и ОПМ, в рассматриваемой сфере практически не используются.
Деятельность территориальных органов МВД России на региональном уровне, во многом, выстраивается с учетом перечня поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и указаний МВД России, исполнение которых находится на контроле у руководителя территориального органа. Безусловно, в зависимости от скалывающейся оперативной обстановки, руководитель территориального органа МВД России наделен полномочиями о проведении на обслуживаемой территории КОПО и ОПМ, однако усиление роли подразделений центрального аппарата МВД России по данному направлению деятельности благоприятно сказалась бы на криминологической ситуации в сфере АПК.
Указанное обусловлено тем, что в целом, практика проведения КОПО или ОПМ, является достаточно распространенной формой организации оперативно-служебной деятельности, которая активно используется в сфере противодействия преступлениям в сфере потребительского рынка, оборота драгоценных камней и металлов, легкой промышленности, использования объектов животного мира
и водных биологических ресурсов, лесопромышленного комплекса и т.д.
В качестве эмпирической базы исследования при подготовке данной-научной статьи были использованы полученный из Организационно-аналитического департамента МВД России (далее - ОАД) обзор организации проведения в 2018 г. федеральных КОПО и ОПМ [10], предоставленные территориальными органами МВД России документы о проведенных в 2018 г. региональных КОПО и ОПМ, а также результаты опросов, проведенных в период с сентября 2018 г. по июль 2019 г. в подразделениях центрального аппарата, территориальных органах МВД России о практике и проблемах подготовки и проведения КОПО и ОПМ, научно-исследовательская работа, осуществленная Академией управления МВД России совместно с ОАД МВД России в 2018 - 2019 гг. [11].
Согласно изученным материалам следует отметить, что положение дел в сфере организационно-правового, организационно-управленческого и организационно-методического обеспечения проведения КОПО и ОПМ в органах внутренних достаточно сложное и сохраняет актуальность большинство системных недостатков и проблемных вопросов организации и осуществления КОПО и ОПМ. Отсутствие четко сформулированных и научно обоснованных теоретико-прикладных положений и методических рекомендаций по организации КОПО и ОПМ приводит к следующим недостаткам: отсутствие закрепления на законодательном уровне термина «комплексная оперативно-профилактическая операция» и его понятия; отсутствие согласованности нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы функционирования подразделений и служб органов внутренних дел при проведении КОПО и ОПМ; отсутствие критериев, необходимых для принятия решения уполномоченными должностными лицами о проведении КОПО и ОПМ; одновременное проведение нескольких КОПО или ОПМ; наличие формализма и шаблонного подхода; низкий уровень ресурсного обеспечения организации проведения КОПО; недостаточный уровень методического обеспечения организации проведения КОПО и ОПМ; и др.
Отмеченные недостатки, в том числе попытка подмены решения повседневных задач на обслуживаемой территории на проведение многочисленных, не всегда согласованных и неадекватных затрачиваемым силам и средствам КОПО и ОПМ, ведут к снижению эффективности управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел, силами которых организуются и проводятся КОПО и ОПМ. Как справедливо было отмечено Алиулловым Р.Р., взаимодействие подразделений полиции предполагает
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 9(189)
последовательность и длительность проводимых совместных мероприятий [4, с. 20]. Вместе с тем, авторским коллективом, ранее упоминалось, что при привлечении различных служб и подразделений к решению задач по декриминализации АПК между ними могут возникнуть определенные проблемные вопросы, так как поддержание взаимодействия на должном уровне предполагает создание новых алгоритмов совместной деятельности и выработки новых методик оценки деятельности каждого подразделения, с учетом его роли в совместной работе.
При решении задач по выявлению, раскрытию и профилактики преступлений в сфере АПК задействовано минимальное количество подразделений территориального органа МВД России. Представляется очевидным, что более комплексное задействование сил и средств таких подразделений как: уголовный розыск, центры по противодействию экстремизму, участковые уполномоченные полиции, государственная инспекция безопасности дорожного движения, патрульно-постовая служба, путем проведения КО-ПО и ОПМ, благоприятно отразилась на общей декриминализации сферы АПК. Не смотря на разнонаправленность целей и задач, которые поставлены перед указанными подразделениями, при наличии методики оценки эффективности их деятельности по линии АПК, каждое из них могло бы внести существенный вклад в конечный результат, путем проведения следующих мероприятий в период проведения КОПО и ОПМ:
а) органы предварительного следствия, проведение доследственных проверок по материалам, зарегистрированным в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ; расследование уголовных дел по линии АПК, производство следственных действий;
б) оперативные подразделения ЭБ и ПК, документирование фактов преступной деятельности экономической и коррупционной направленности, в сфере хищения бюджетных средств, выделенных в качестве государственной поддержки АПК, мошенничества, взяточничества и другие должностные преступления;
в) оперативные подразделения уголовного розыска (УУР), документирование фактов преступной деятельности в сфере незаконного оборота оружия на территории животноводческих комплексов, краж сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной техники, причинения вреда здоровью и имуществу;
в) оперативные подразделения по противодействию экстремизму (ЦПЭ), в ходе проведения КОПО и ОПМ, документирование фактов преступной деятельности в сфере террористической и экстремистской деятельности лиц, которые могут скрываться на территории отдаленных и
труднодоступных животноводческих комплексов;
г) служба участковых уполномоченных полиции (УУП), в ходе проведения КОПО и ОПМ, используя доверительные контакты с гражданами на сельской местности, на обслуживаемых участках, осуществление выявления преступлений в сфере хищения крупно-рогатого скота, чужого имущества, реализации на территории сельских поседений фальсифицированной алкогольной продукции, оборота наркотических и психотропных веществ;
д) служба государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), в период проведения КОПО и ОПМ, выявление незарегистрированной сельскохозяйственной техники без документов, лиц без прав на управление техническими средствами и соблюдением правил безопасности дорожного движения при перемещении крупногабаритной сельскохозяйственной техники;
е) перед патрульно-постовой службой (ППС) могли быть поставлены задачи по обеспечению охраны общественного порядка, на объектах АПК, объектах сельскохозяйственной промышленности и машиностроения.
При этом, обязательным условием успешного взаимодействия, должно являться активное участие каждого субъекта взаимодействия в процессе документирования противоправной деятельности, не зависимо от ее направленности. Успешное достижение указанных целей и задач всецело зависит от работы руководителя территориального органа, осуществляемой на основе должного организационно-правового, научно-методического и ресурсного обеспечения, выявления и внедрения положительного опыта практической деятельности [5, с. 4].
В связи с этим оптимизация подготовки и проведения КОПО и ОПМ, является одним из обязательных условий повышения эффективности управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел, силами которых организуются и проводятся КОПО и ОПМ. При этом, необходимо свести к минимуму (оптимизировать) документооборот при осуществлении информационного обмена между субъектами взаимодействия.
Резюмируя изложенное, следует отметить, что специфика сферы АПК, как объекта криминальной активности, требует от органов внутренних дел не только оперативного реагирования на складывающуюся обстановку, но предполагает некий теоритический подход, связанный с научным осмыслением существующих проблем, выработки правовых, организационных и научно-методических основ данной деятельности. Совершенствование механизмов проведения КО-ПО и ОПМ в сфере АПК, и их дальнейшее внедрение в управленческую деятельность благоприятно скажется на уровне взаимодействия подразделений полиции и реализа-
ции государственной политики в сфере обеспечения продо- вольственной безопасности страны.
Библиография:
1. Об оперативно-розыскной деятельности : федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33, ст. 3349.
2. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. -2008. - № 52 (часть 1), ст. 6249.
3. О совершенствовании организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России : приказ МВД России от 13.08.2002 № 772 (в ред. от 21.12.2017 № 950) // СПС «Консультант-Плюс».
4. Алиуллов Р.Р. Саетгараев В.Ф. Формы и методы взаимодействия подразделений полиции в сфере реализации оперативно-служебных задач / Р.Р. Алиуллов, В.Ф. Саетгараев // Казанский юридический институт МВД России. 2015. № 3 (21).
5. Болдырев У.К. Начальник территориального органа как организатор правоохранительной деятельности: правовые и организационные аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. М. 2018. - 280 с.
6. Веселов В.Н. Можаева И.П. Организационно-правовые основы проведения комплексных оперативно-профилактических операций в органах внутренних дел // Материалы Международной научно-практической конференции «Следственный комитет Российской Федерации: второе десятилетие на службе Отечеству» (Москва, 7 февраля 2019 г.). М. 2019. - 452 с.
7. Княжев В.Б., Майдыков А.Ф., Грищенко Л.Л. Командно-штабные учения как основа подготовки управленческих кадров органов внутренних дел российской федерации (теория, методика и практика). М., 2018.
8. Мельников К.Н. Особенности выявления преступлений в сфере агропромышленного комплекса // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2012. - № 19.
9. Организация управления органами внутренних дел: учебник, 2-е издание, дополненное и переработанное / под общей ред. А.М. Кононова и И.Ю. Захватова. - М.: Академия управления МВД России, 2017. - 421 с.
10. Письмо ОАД МВД России от 19 марта 2019 г. № 1/2769 «О направлении обзора».
11. Решение Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации В.А. Колокольцева от 03 июля 2018 г. № 6217; заявка ОАД МВД России «Совершенствование правовых и организационно-методических основ проведения органами внутренних дел Российской Федерации комплексных оперативно-профилактических операций и оперативно-профилактических мероприятий» от 28 февраля 2018 г. № 5/2-485.
12. Теунаев А.С.-У. Теоретико-прикладное исследование преступлений, совершаемых в сфере субсидирования агропромышленного комплекса: монография. М.: Проспект, 2020. с. 184.