Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

К ПРОБЛЕМАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МВД РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алиуллов Рашид Рахимуллович

В статье рассмотрены вопросы взаимодействия подразделений полиции в составе территориальных органов МВД России при осуществлении деятельности по противодействию преступлениям в сфере агропромышленного комплекса. Обусловлена значимость данного взаимодействия, которая является одной из функций управленческой деятельности. Рассмотрены формы, принципы и субъекты взаимодействия, а также проблемные вопросы, возникающие при организации их совместной работы. Высказано мнение о том, что без систематизации, рационализации целей, задач, принципов, форм и методов взаимодействия подразделений и структуры органов внутренних дел, невозможно их эффективное функционирование, а также оценка их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алиуллов Рашид Рахимуллович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTERACTION OF POLICE UNITS IN COUNTERING CRIMES IN THE FIELD OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

The article deals with the issues of interaction of police units within the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the implementation of activities to combat crimes in the field of the agro-industrial complex. The significance of this interaction is determined, which is one of the functions of management activities. The forms, principles and subjects of interaction, as well as problematic issues that arise when organizing their joint work are considered flaccidity. The opinion is expressed that without the systematization, rationalization of goals, objectives, principles, forms and methods of interaction between units and the structure of internal affairs bodies, their effective functioning, as well as an assessment of the effectiveness of their activities, is impossible.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

DOI 10.47643/1815-1329_2020_10_148

К ПРОБЛЕМАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

АЛИУЛЛОВ Рашид Рахимуллович,

доктор юридических наук, начальник кафедры административного права, административной деятельности и управления органов внутренних дел

ФГКОУ ВО «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации». E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: в статье рассмотрены вопросы взаимодействия подразделений полиции в составе территориальных органов МВД России при осуществлении деятельности по противодействию преступлениям в сфере агропромышленного комплекса. Обусловлена значимость данного взаимодействия, которая является одной из функций управленческой деятельности. Рассмотрены формы, принципы и субъекты взаимодействия, а также проблемные вопросы, возникающие при организации их совместной работы. Высказано мнение о том, что без систематизации, рационализации целей, задач, принципов, форм и методов взаимодействия подразделений и структуры органов внутренних дел, невозможно их эффективное функционирование, а также оценка их деятельности.

Abstract: the article deals with the issues of interaction of police units within the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the implementation of activities to combat crimes in the field of the agro-industrial complex. The significance of this interaction is determined, which is one of the functions of management activities. The forms, principles and subjects of interaction, as well as problematic issues that arise when organizing their joint work are considered flaccidity. The opinion is expressed that without the systematization, rationalization of goals, objectives, principles, forms and methods of interaction between units and the structure of internal affairs bodies, their effective functioning, as well as an assessment of the effectiveness of their activities, is impossible.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, продовольственная безопасность, организация деятельности, взаимодействие подразделений полиции, экономические преступления, территориальные органы МВД России.

Keywords: agro-industrial complex, food security, organization of activities, interaction of police units, economic crimes, territorial bodies of the Interior Ministry of Russia.

Вопросы обеспечения экономической безопасности государства всегда относились к числу приоритетных задач и являлись объектом повышенного интереса со стороны научного сообщества. Противодействие преступлениям подобного рода является одной из важнейших задач, так как данного рода преступления могут посягать на экономические основы государства, способствовать созданию теневого рынка, развитию коррупционных связей, и, как следствие, ослаблению экономической мощи государства [5, С. 3].

К числу важнейших государственных интересов, от которых напрямую зависит благополучие населения, следует отнести вопросы обеспечения продовольственной безопасности [2], основные принципы которой отражены в Доктрине продовольственной безопасности [3]. Достижение поставленных целей предусматривает развитие и успешное функционирование агропромышленного комплекса страны (далее - АПК).

АПК, как один из важнейших секторов экономики, с учетом сложившихся внутриполитических и внешнеполитических процессов, испытывает на себе колоссальные нагрузки, связанные с обеспечением страны необходимым продовольствием, рынком труда и иными ресурсами, в условиях пандемии короновирусной инфекции и импортоза-мещения сельскохозяйственных товаров. На сегодняшний день, для устойчивого развития АПК, в рамках национальных проектов и государственных программ, выделяются значительные бюджетные ассигнования, главной целью которых является развитие и поддержка отраслей АПК.

Большое значение в развитии АПК играют правоохранительные органы, которые являются неотъемлемой составляющей публичной власти государства, и призваны обеспечивать защиту прав и свобод граждан, интересов общества и государства, в том числе, сохранность бюджетных средств, выделенных на развитие АПК. Системе органов внутренних дел, как одной из разновидности социальных систем, присущи свойственные только ей особенности, связанные с эффективной организацией деятельности подразделений полиции и правовому регулированию этой деятельности.

Как любой вид деятельности, деятельность по противодействию преступлениям в сфере АПК, нуждается в постоянном совершенствовании механизмов управления, в числе которых, наряду с функциями прогнозирования, планирования, организации и контроля, автором предлагается рассмотреть вопросы взаимодействия между подразделениями полиции при решении оперативно-служебных задач по противодействию преступлениям в сфере АПК.

МВД России, как часть единой централизованной системы правоохранительных органов осуществляет деятельность по выявлению, пресечению, раскрытию и предупреждению (профилактике) преступлений в рассматриваемой сфере. Основная нагрузка при осуществлении данной деятельности, безусловно, ложится на подразделения экономической деятельности и противодействия коррупции (далее - ЭБ и ПК), функционирующих в составе территориальных органов МВД России, однако не следует недооценивать роль иных подразделений полиции, участвующих в

процессах по декриминализации сферы АПК.

Систематизация, рационализация целей, задач, принципов, форм и методов взаимодействия подразделений полиции является основой их функционирования и оценки эффективности их деятельности. Взаимодействие является одной из функций управленческой деятельности, оно обеспечивает разделение компетенций и согласованность действий, позволяет экономить ресурсы. Таким образом, процесс взаимодействия - это объективно-обусловленный факт, направленный на эффективное использование сил и средств для достижения цели.

Управление взаимодействием в борьбе с преступностью предполагает наличие определенного режима данного взаимодействия; поддержание этого режима в заданном состоянии; постоянное его совершенствование в целях обеспечения все большей эффективности непосредственной правоохранительной деятельности [6, С. 42-44.].

Согласно Федерального закона «О полиции» [1, ст. 10], в качестве важнейшего принципа деятельности органов внутренних дел в целом и полиции в частности закрепляет принцип взаимодействия и сотрудничества, который означает, что полиция решает поставленные перед ней задачи во взаимодействии с другими правоохранительными, а также государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Взаимодействие в правоохранительной сфере -это согласованная по месту и времени, основанная на законах и подзаконных актах совместная комплексная деятельность субъектов правоохраны, осуществляемая в пределах их компетенции в определенных формах, с использованием имеющихся сил, средств и методов, в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, выполнения совместных общих задач, поставленных перед взаимодействующими сторонами. Взаимодействие всегда, в любой социальной системе, содержит ряд обязательных элементов: это взаимный обмен информацией, совместная выработка и принятие управленческих решений и осуществление этих решений [9].

Рассматривая вопросы взаимодействия подразделений полиции по противодействию преступлениям в сфере АПК, среди субъектов данного взаимодействия следует назвать:

- подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБ и ПК);

- подразделения уголовного розыска

(УУР);

- службу участковых уполномоченных полиции

(УУП);

- патрульно-постовая служба полиции (ППСП);

- штабные подразделения, в части организации информационно-аналитической работы в управленческой деятельности органов внутренних дел;

Компетенция по противодействию преступлениям в сфере АПК возложена на подразделения ЭБ и ПК, так как рассматриваемая категория преступлений, в своей сущности, относится к преступлениям экономической направленности. Вероятно, в данном случае следует больше говорить о совершенствовании межведомственного взаимодействия с другими правоохранительными структурами и государственными органами, наделенными полномочиями в сфере сельского хозяйства, однако ранее упоминалось, что деятельность органов внутренних дел не может быть достаточно эффективной без организации должного взаимодействия внутренних служб и подразделений внутри самой системы.

Рассматривая деятельность вышеуказанных подразделений полиции при решении задач по противодействию преступлениям в сфере АПК, следует отметить, что данная функция управления может быть реализована при соблюдении определённых принципов взаимодействия [4, с. 186]. Несмотря на общественный интерес к принципам как научной категории, принципы реализации отдельных функций управления до сих пор нуждаются в уточнении. Под принципами управления традиционно принято понимать объективно обусловленные, являющиеся отражением законов и закономерностей управления и закрепленные в нормативных правовых актах руководящие правила и нормы поведения, в соответствии с которыми должен формироваться и развиваться механизм управления. Принципы управления - основные правила, которые должны соблюдаться субъектами управления при принятии различного рода управленческих решений. Принципы являются основной формой целенаправленного использования объективных законов в практике управления [10, с. 72].

Нами ранее предлагалось классифицировать принципы управления по двум основным группам, в том числе:

- функциональные принципы, т.е. принципы, формирующие основы функционирования механизма управления (законность, разграничение полномочий, баланс прав и обязанностей субъектов управления, ответственность субъектов за принятое решение или за неприятие должного решения, соответствие занимаемой должности и т.д.);

- структурные принципы, т.е. принципы, определяющие организационно-структурное построение аппарата управления (приоритетность функции при формировании органа управления, основного исполнительного звена, формирование органа в пределах его компетенции и т.д.).

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 10(190)

Подобным образом строится и классификация принципов взаимодействия, однако, по нашему мнению, видится целесообразным выделение в самостоятельную группу общих принципов, отражающих основные функции управления. То есть, под принципами взаимодействия как функции управления понимаются основные правила и нормы поведения субъектов взаимодействия в процессе механизма управления, которые предлагается подразделять на три группы:

- общие принципы, характеризующие сущностное предназначение взаимодействия;

- функциональные принципы, отражающие взаимодействие как функцию управления;

- структурные принципы, определяющие организацию процесса взаимодействия.

Реализация вышеперечисленных принципов существенно осложняется спецификой преступлений, совершенных в сфере АПК. Современное понимание эффективности взаимодействия, в первую очередь, отталкивается от уровня его рациональности и оптимизации затрачиваемых на эту деятельность сил и средств. В теоритическом аспекте эффективность взаимодействия напрямую зависит о его непрерывности и постоянного совершенствования. В практической же деятельности территориальных органов МВД России, взаимодействие подразделений полиции по противодействию преступлениям в сфере АПК ограничено временными рамками, и, как правило, осуществляется в рамках комплексных оперативно-профилактических операций (КОПО) и оперативно-профилактических мероприятий (ОПМ). На это справедливо обращали внимание И.П. Можаева, О.С. Кубанов, рассматривая особенности организация подготовки и проведения органами внутренних дел КОПО и ОПМ в сфере АПК [8].

Не смотря на важность декриминализации преступлений в сфере АПК, каждое подразделение полиции (УУР, УУП, ППСП и др.), параллельно должно выполнять свои прямые функции, с учетом свойственной им специфики. Кроме того, не секрет, что документирование экономических преступлений требует определенной профессиональной подготовки, ввиду их сложной специфики, латент-ности и высокого интеллекта лиц, совершивших эти преступления. Специфика преступлений, совершенных в сфере АПК отличается своей государственной значимостью, размером причиненного ущерба и наносят вред экономике в целом, а не отдельно взятому гражданину. К числу преступлений, выявляемых указанными подразделениями так же можно отнести факты незаконного хранения оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ на территории ферм и животноводческих комплексов, но опять-таки, данные престу-

пления не относятся к сфере АПК.

Необходимо отметить, что сотрудники полиции не в полной мере осведомлены о разграничении их компетенций с другими органами и должностными лицами. Все это еще раз свидетельствует о том, что одной лишь требовательностью к качеству работы сотрудников полиции наладить взаимодействие между различными органами и подразделениями невозможно. Больше внимания следует уделять повышению их профессионализма [9]. В этой связи, оперативные подразделения ЭБ и ПК, зачастую, остаются единственным подразделением полиции, которое осуществляет выявление, пресечение, раскрытие и предотвращение (профилактику) преступлений в сфере АПК. Иные подразделения полиции (УУР, УУП, ППСП и др.), играют значимую роль при противодействии преступлениям в сфере АПК, но скорее вспомогательную по отношению к подразделениям ЭБ и ПК.

Несмотря на вышеуказанную проблематику, связанную с отсутствием реальной возможности постоянного, длительного взаимодействия подразделений полиции при противодействии преступлениям в сфере АПК, принципы взаимодействия всегда должны соблюдаться, в их числе:

принцип законности - взаимодействие основывается на нормах права и состоит в реализации законов, защищает конституционные права и свободы человека и гражданина. Решение задач, использование форм, средств и методов, предусмотренных законом;

принцип комплексности - организация взаимодействия является управленческим воплощением комплексного подхода к использованию сил и средств в целях своевременного и эффективного решения задач, что на данный момент затруднительно в связи со структурной разобщенностью подразделений полиции;

принцип научности - организация и совершенствование взаимодействия основывается на современных достижениях наук и технологий. Обусловливает необходимость использования и умения пользоваться в деятельности возможностями информационно-телекоммуникационных систем, позволяющих действовать быстро, оперативно, с экономией времени и ресурсов;

принцип целевой направленности - субъекты должны четко и ясно знать цель взаимодействия и каждого шага; без намеченной цели все действия будут обречены на провал или бесполезность. Процесс взаимодействия должен быть целенаправленным - это означает его ориентированность на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед органами внутренних дел. Также следует подчеркнуть обязательное наличие общих целей, задач, направлений деятельности взаимодействующих подразде-

лений полиции.

принцип разграничения компетенции объектов и субъектов - предполагает четкое разделение прав, обязанностей, полномочий, функций и взаимных обязательств между субъектами, осуществление взаимодействия возможно только в пределах предоставленных субъектам полномочий;

принцип персональной ответственности исполнителей - предполагает личную ответственность субъектов в рамках компетенции, направлен на исключение «коллективной безответственности» при выполнении поставленных задач;

принцип полного ресурсного обеспечения возложенных функций - эффективное функционирование подразделений возможно при их достаточном материально-техническом, финансовом, информационном и т.д. обеспечении;

принцип рационального использования сил и средств, эффективности - предполагает распределение целей по функциям субъектов, исключение дублирования и параллелизма в процессе взаимодействия.

принцип слаженности ресурсов - все основные направления деятельности должны быть регламентированы по предмету, содержанию, объему и способу осуществления;

принцип непрерывности - процесс взаимодействия должен быть предметным, плановым, постоянным, развиваться и совершенствоваться в формах, методах, правовом регулировании;

принцип оптимизации - минимизация структур

Библиография:

при реализации функций;

принцип компетентности и профессионализма -при недостаточности квалифицированных кадров от субъектов взаимодействия требуется владение необходимыми знаниями и навыками на высоком уровне.

С учетом вышеперечисленных принципов взаимодействия возможно выделить формы организации совместной деятельности: совместно-индивидуальная деятельность, при которой субъект взаимодействия осуществляет свою часть общей работы независимо от другого; совместно-последовательная деятельность - общая задача выполняется последовательно каждым участником; совместно-взаимодействующая деятельность, характеризуется одновременным взаимодействием всех субъектов.

Таким образом, несогласованность элементов системы может дезорганизовать ее деятельность. Поэтому требование их взаимозависимости означает обеспечение надлежащей организации, поддержание взаимодействия структурных подразделений и координацию их усилий со стороны субъекта управления. В органах внутренних дел это должно находить выражение, прежде всего, в точном определении и четком разграничении функций структурных подразделений и функциональных обязанностей отдельных сотрудников, их соподчиненности и ответственности.

В заключении хотелось бы отметить, что учитывая специфику преступлений в сфере АПК, руководителю и подчиненному ему аппарату управления следует активно задействовать инструмент научно-методического обеспечения, что на наш взгляд будет способствовать эффективному взаимодействию и росту профессионализма сотрудников полиции.

1. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3- ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.

2. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 №683 // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 1 (часть 2). - Ст. 212.

3. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 20 // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 4. - Ст. 345.

4. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций / Г. В. Атаманчук. - М.: Юр. литература, 1997.

5. Бастрыкин, А.И. Следственный комитет Российской Федерации как субъект противодействия преступлениям в сфере экономики // Материалы Международной научно-практической конференции «Противодействие преступлениям в сфере экономики», (Москва, 24 апреля 2015 г.). М. 2015. 390 с.

6. Вердичевский Ф. Ю. Взаимодействие органов следствия и дознания как организованная система / Ф. Ю. Вердичевский //Советское государство и право. - 1977. - № 7.

7. Кононов А.М. Захватов И.Ю. Организация управления органами внутренних дел: учебник, 2-е издание, дополненное и переработанное / под общей редакцией доктора юридических наук, профессора А.М. Кононова и кандидата юридических наук, доцента И.Ю. Захватова. - М.: Академия управления МВД России, 2017. - С. 319.

8. Можаева И.П., Кубанов О.С. Организация подготовки и проведения органами внутренних дел Российской Федерации комплексных оперативно-профилактических операций и оперативно-профилактических мероприятий в сфере агропромышленного комплекса // Аргарное и земельное право. № 9(189). 2020. С. 142-145.

9. Рыжаков А.П. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ. - М. - 2011.

10. Саетгараев В.Ф. Алиуллов Р.Р. Сущность и основные принципы взаимодействия подразделений полиции в сфере реализации оперативно-служебных задач // Вестник Казанского юридического института. - 2015. - № 2 (20).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.