АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 351.74 ББК 67.7
© 2021 г. Пестов Роман Аркадьевич,
доцент кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России
кандидат юридических наук.
E-mail: [email protected]
Копыл Дмитрий Владимирович,
старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел
Краснодарского университета МВД России кандидат исторических наук.
E-mail: [email protected]
Новичкова Елена Евгеньевна,
доцент кафедры административного права и административной деятельности
органов внутренних дел Восточно-Сибирского института МВД России.
E-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННЫМ РУБКАМ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ
В статье рассматривается проблема незаконной рубки лесных насаждений, дается нормативно-правовая регламентация деятельности участковых уполномоченных полиции по противодействию незаконным рубкам лесных насаждений. Анализируются мнения ученых, формулируется авторская позиция о содержании такой деятельности, особое внимание уделяется совершенствованию взаимодействия между участковыми уполномоченными полиции и природоохранными органами, в том числе в части юрисдикционных правомочий.
Ключевые слова: административная деятельность полиции; участковый уполномоченный полиции; производство по делам административных правонарушениях; функции и полномочия полиции, природные ресурсы, лес, защита леса, рубка лесных насаждений.
Pestov Roman Arkadevich - Associate Professor, the Administrative Law Department, the Rostov Law Institute
of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.
Kopyl Dmitry Vladimirovich - Senior Lecturer, the Department of Administrative Activities of Internal Affairs
Bodies, the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in History.
Novichkova Elena Evgenievna - Associate Professor, the Department of Administrative Law and Administrative
Activities of Internal Affairs Bodies, the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
IMPROVING THE LEGAL SUPPORT OF THE ACTIVITIES OF THE DISTRICT POLICE OFFICERS
TO COUNTERACT ILLEGAL LOGGING OF FOREST PLANTATIONS
The article deals with the problem of illegal logging of forest plantations, provides regulatory and legal regulation of the activities of district police officers to counteract illegal logging of forest plantations; analyzes the opinions of scientists, formulates the author's position on the content of such activities, pays special attention to improving the interaction between district police officers and environmental authorities, including in terms of jurisdictional powers.
Keywords: administrative activity of the police; district commissioner of the police; proceedings on cases of administrative offenses; functions and powers of the police, natural resources, forest, forest protection, logging of forest plantations.
Рациональное использование природных ресурсов является актуальной проблемой всего человечества. Частью природных ресурсов является лес, который влияет на всю мировую экосистему, это тем бо-
лее становится актуальным в свете того, что в Российской Федерации лесом занято более 46 % территории [1 с. 4], что относит наше государство в мировые лидеры по площади лесов.
Социальная актуальность темы обусловлена тем, что состояние окружающей среды напрямую влияет на здоровье человека, а воспроизводство лесов является длительным временным процессом.
Практическая актуальность статьи связана с экономическим и экологическим ущербом, причиняемым в результате незаконной вырубки леса, а также латентностью и коррумпированностью в этом сегменте лесной промышленности.
В настоящее время вопрос экологического благополучия, связанный с охраной лесных ресурсов, становится предметом внимания на самом высоком уровне [2].
Этого требует модернизируемая экономика, базирующаяся на идеях сохранения имеющихся ресурсов [3, с. 11]. Кузьмина Е.С. и И.С. Зиновьева справедливо замечают, что в стране, которая наделена столь объемными лесными ресурсами, имеются факторы, представляющие значительную угрозу развитию лесопромышленного комплекса. К таковым относятся лесные пожары, незаконные вырубки лесов, слабая модернизация или отсутствие перерабатывающего древесину оборудования, производимого на внутреннем рынке, контрпродуктивность механизма доступа к лесным ресурсам [4, с. 141-142].
Как подчеркивают А.И. Писаренко и В.В. Страхов, наблюдается тенденция увеличения поступающей на зарубежные рынки российской древесины, легальность происхождения которой вызывает вопросы. В этом ключе все этапы пользования лесом являются ресурсом для добычи незаконных доходов [5, с. 252]. А.Н. Грешневиков в связи с этим утверждает, что ежегодные убытки от незаконного оборота древесины в стране оцениваются в один миллиард долларов [6, с. 18].
Обстоятельное изучение проблемы обеспечения сохранности леса и его ресурсов позволяет констатировать, что формы и методы контроля и противодействия посягательствам в этой сфере, система и структура органов, осуществляющих контроль за состоянием окружающей природной среды в Российской Федерации, до сих пор окончательно не устоялись.
Несмотря на глубокие теоретические изыскания, проведенные А.В. Королевым, А.А. Никифоровым и рядом других исследователей, до сих пор нуждаются в тщательной разработке вопросы эффективного противодействия специализированных правоохранительных органов правонарушениям и преступлениям, состоящим в незаконной вырубке лесных насаж-
дений [7; 8; 9].
Известно, что функции, связанные с осуществлением охраны прав человека и гражданина, в том числе влияющие и на благоприятную окружающую среду, частью которой являются леса и лесные насаждения, располагаются в предметной области исполнительной и распорядительной деятельности органов внутренних дел. Выполняя функции общего надзора, выявляя преступления и административные правонарушения, привлекая правонарушителей к ответственности, полиция тем самым не только выполняет правоохранительную и карательную функции [10], но и создает условия для компенсации вреда, причиненного окружающей природной среде. Таким образом, в административной, уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел прослеживаются не только соответствующие правоохранительные, но и природоохранительные полномочия. Вместе с тем если охрана прав выделяется в нормах Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [11] как основная компетенция этого органа, то охрана природы, и, в частности, лесов, не представлена там вовсе.
О наличии косвенных правомочий полиции в области противодействия незаконным рубкам лесных насаждений, можно судить лишь, анализируя нормативный материал смежных, отраслевых законов: Лесного кодекса РФ [12] и ряда других нормативных правовых актов Российской Федерации и ее субъектов, изданных в пределах их компетенции.
Положение о МВД России от 21 декабря 2016 г. № 699 в п. 4 содержит установление об основных задачах Министерства, среди которых четко выделяется задача обеспечения общественной безопасности. Расширительное толкование приведенного установления включает в себя экологическую безопасность, экологические права и свободы граждан, на которые посягают преступления и административные правонарушениям, в числе которых предусмотренные ст. 8.28 КоАП РФ и ч. 1 ст. 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений». Так, в силу норм п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, сотрудники ОВД составляют протоколы об административных правонарушениях по правонарушениям, установленным ч.ч. 1, 2 и ч. 3 (в части перевозки заведомо незаконно заготовленной древесины) ст. 8.28 КоАП.РФ.
Органы внутренних дел в лице должностных лиц - представителей органа дознания, участковых уполномоченных полиции,
дознавателей наделены согласно положениям ст. 150 и 151 УПК РФ полномочиями по проведению проверки и расследованию уголовных дел об экологических преступлениях в форме дознания, в том числе, по преступлениям, предусмотренным ст. 260 УК РФ.
Итогом расследования может стать привлечение правонарушителей к уголовной ответственности и компенсация причиненного вреда окружающей природной среде. Выполняя функции общего надзора, выявляя преступления и правонарушения, привлекая правонарушителей к ответственности, органы внутренних дел тем самым компенсируют вред, причиненный окружающей природной среде, выполняя одновременно правоохранительные и природоохранительные функции в указанных границах.
Как известно, особую роль в реализации функций МВД России играет ведомственный институт участковых уполномоченных полиции (далее - УУП) - сотрудников, работающих непосредственно с населением. Именно по результатам их работы во многом судят об успешности деятельности полиции и МВД России в целом [13, с. 333-336].
Территория Российской Федерации, особенно в природных зонах, где расположены основные лесные ресурсы, представляется в основном малолюдной сельской местностью, на территории которых десятилетиями сложились своеобразные традиции, обычаи и жизненные устои. Это влечет весьма существенные особенности реализации правоохранительных и правоприменительных функций ОВД, накладывает ограничения на использование сил и средств для обнаружения правонарушений и преступлений [14, с. 238-243]. Такие особенности влекут необходимость возложения функций противодействия незаконной рубке лесных насаждений на участкового уполномоченного полиции, который в силу правил, установленных в п. 9.1 Инструкции по исполнению УУП служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке, обязан принимать меры, направленные на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений [15].
Необходимость эффективного противодействие незаконной рубке лесных насаждений в деятельности УУП влечет потребность как в соответствующем нормативном регулировании, так и в рекомендациях относительно выявления правонарушений и преступлений, их эффективного пресечения и привлечения правонарушителей к ответственности.
Структурный анализ незаконных рубок [16, с. 98-109] позволяет в наиболее общем виде по формальным признакам выделить две разновидности правонарушителей:
1) осуществляющие выборочные рубки и вывозящие лесные ресурсы из лесов на личном грузовом или легковом подсобном (мотоколяски, сани) транспорте, вместимостью до 10-20 тонн (в том числе, осуществляющие неоднократные вывоз порубленного);
2) осуществляющие сплошные рубки, как правило, под «прикрытием» коррумпированных чиновников и вывозящие похищенный лес в промышленных объемах постоянно или периодически на крупнотоннажной технике.
В этом аспекте участковым уполномоченным полиции необходимо постоянно оптимизировать формы и методы надзорной деятельности, а также брать на вооружение передовые достижения науки и техники. Это особенно актуально в суровых климатических условиях или непроходимой тайге. Так в Красноярском крае сотрудники полиции активно используют данные дистанционного мониторинга, полученные из космоса. Пролетающие над регионом спутники делают снимки, которые потом УУП проверяют вместе с работниками лесничеств.
Кроме того, сведения об обнаруженных «черных» порубках лесничества сообщают в полицию, которая также использует беспилот-ники (дроны) и авиацию. Это помогает выявить нарушения границ лесосек и определить законность рубок.
Следует отметить, что качество взаимодействия между УУП и природоохранными органами можно улучшить посредством создания новых совместных форм проведения проверок; создания новых специальных программ (алгоритмов) совместных проверок; открытия для УУП данных экологического мониторинга; упрощения в целом инструктивного порядка взаимодействия; получения УУП от представителей природоохранных ведомств годового графика проверок с последующим участием УУП в такой проверочной деятельности.
Практика показывает, что при выявлении незаконных рубок создается специальная поисковая (оперативно-подвижная) группа (в нее входят дознаватель или участковый уполномоченный полиции, реже - оперативный работник ЭБ и ПК, специалист-криминалист, специалист по применению фото- и видеотехники, сотрудники ППСП, работники лесничества) а также мобильные оперативно-розыскные, заградительные и иные
группы различного назначе-ния: захвата, блокирования, применения технических средств, контрольно-пропускные посты (пункты) полиции, заслоны.
Применение управляемых дронов с видеокамерами позволяет заметить нарушителей с воздуха, а мобильным группам задержать их на месте рубки. Далее, после пресечения правонарушения, УУП составляется протокол об административном правонарушении. При обнаружении в деяниях «черных лесорубов» признаков преступления к месту происшествия доставляется следственная группа, которая производит дальнейшее документирование противоправного деяния.
Использующие в своей работе элементы оперативно-розыскной деятельности УУП, применяющие «личный сыск», нередко вынуждены активно использовать фотоловушки - специальные приборы, которые производят фото- и видеофиксацию. Устройство с датчиком движения скрыто устанавливаются в лесу на месте предполагаемой рубки, фиксирует все происходящее. Если злоумышленники начнут незаконно рубить лес, информация об этом попадет через сотовую и спутниковую связь на пульт дежурного территориального ОВД или УУП.
Помогают пресекать сезонные незаконные рубки деревьев, ежегодные оперативно-профилактические мероприятия «Лес». В ходе их проведения специализированные группы сотрудников полиции, участковые уполномоченные и представители лесничеств выдвигаются в удаленные и труднодоступные места, где задерживают правонарушителей «с поличным».
Как показывает практика административной деятельности полиции, наиболее эффективно противодействие, оказываемое УУП собственными силами, а также с привлечением с последующей координацией действий на обслуживаемом административном участке других УУП (в составе оперативно-профилактических сил), помощников УУП, сотрудников ППСП, ГИБДД (для контроля вывозящего лесные ресурсы транспорта), представителей общественности. Пресечение незаконных рубок наиболее эффективно выявляется в ходе целе-
Литература
1. Косых В.А. Незаконный оборот леса и лесоматериалов в Российской Федерации: сущность, детерминация, проблемы противодействия // дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2020.
вых «рейдовых мероприятий». Так, в течение 2019 г. сотрудниками ГУ МВД России по Краснодарскому краю проведено 45 рейдов, в сфере незаконного оборота леса составлено 519 (+143, +28,0 %) протоколов об административных правонарушениях [17].
Изученная практика администрирования деятельности по охране природы показывает, что такой вид государственно-властной исполнительно-распорядительной деятельности, как выявление преступлений и правонарушений в области охраны окружающей природной среды, и тем самым, реализация правоохранительных функций, не предусмотрен в законодательстве и иных актах как одно из направлений природоохранительной деятельности. Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация: государственные органы, которые занимаются этим весьма важным делом, фактически не являются органами, уполномоченными законом на охрану окружающей природной среды.
Сложившаяся ситуация позволяет поставить вопрос об их правомочиях в этой области. Считаем, что для устранения обозначенной проблемы необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Представляется актуальным включение в него положения о том, что правоохранительные органы, уполномоченные в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях в области окружающей природной среды, выявлять преступления и проводить по ним расследование в пределах своей компетенции, являются органами, уполномоченными государством в области охраны окружающей природной среды.
Реализация сформулированной рекомендации подчеркнет, что, занимаясь правоохранительной деятельностью, данные органы осуществляют и природоохранительную деятельность, выявляя правонарушения, привлекая к ответственности правонарушителей и создавая условия для компенсации (восстановления) причиненного окружающей природной среде вреда.
Bibliography
1. Kosykh V.A. Illegal turnover of timber and timber products in the Russian Federation: essence, determination, problems of counteraction. Dis. ... PhD in Law. SPb., 2020.
2. URL: https://iz.ru/1070263/2020-10-06/pu-tin-zaiavil-o-nevozmozhnosti-bolshe-terpet-kh-ishchnicheskuiu-vyrubku-lesa.
3. Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития: монография / отв. ред. Н.Г. Жаворонкова. М., 2014.
4. Кузьмина Е.С., Зиновьева И.С. Проблема незаконной вырубки леса в ЦентральноЧерноземном районе РФ // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 7—1.
5. Писаренко А.И., Страхов В.В. О лесной политике России. 2-е изд. М., 2012.
6. Грешнивиков А.Н. Спасем русский лес. Хроника лесной политики Российской Федерации. XX-XXI вв. М., 2011.
7. Королев А.В. Расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом леса и лесопродукции // дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.
8. Никифоров А.А. Природоохранная деятельность полиции в странах Северной Европы и России (сравнительно-правовое исследование) // дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015.
9. Габричидзе Б.Н., Столяренко В.М. О роли полиции в охране природной среды / Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 10.
10. Лубский А.В., Лубкий Р.А, Пестов Р.А. Особенности рефлексивных и нерефлексивных структур правового поведения в современном российском обществе // Философия права. 2019. № 1.
11. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7. Ст. 900.
12. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 11.12.2006, № 50. Ст. 5278.
13. Фаткуллин Б.Х., Садрисламов А.К. Исторические тенденции Развития института участковых уполномоченных полиции // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 6.
14. Джемелинский В.А. Актуальные вопросы совершенствования планирования в деятельности участкового уполномоченного полиции // Общество и право. 2015. № 2.
15. URL: http://www.pravo.gov.ru.
16. Фомина И.А. Понятие «Незаконной рубки»: проблемы квалификации и критерии отграничения от административных деяний данной категории // Сибирский юридический вестник. 2008. № 3.
17. URL: https://23.xn—b1aew.xn—p1ai/fold-er/19758562.
2. URL: https://iz.ru/1070263/2020-10-06/pu-tin-zaiavil-o-nevozmozhnosti-bolshe-terpet-kh-ishchnicheskuiu-vyrubku-lesa.
3. Natural resource legislation in the context of the modernization of the Russian economy: modern problems of development: monograph / ed. by N.G. Zhavoronkov. M., 2014.
4. Kuzmina E. S., Zinovieva I.S. The problem of illegal logging in the Central Chernozem region of the Russian Federation. 2014. № 7-1.
5. Pisarenko A.I., Strakhov V.V. On the Forest Policy of Russia. 2-nd ed., M., 2012.
6. Greshnivikov A.N. Let's save the Russian Forest. Chronicle of the Forest Policy of the Russian Federation. The end of the XX-XXI century. M., 2011.
7. Korolev A.V. Investigation of crimes related to illegal turnover of forest and forest products. Dis. ... PhD in Law. M., 2009.
8. Nikiforov A.A. Environmental protection activities of the police in the countries of Northern Europe and Russia (comparative legal research). Dis. ... PhD in Law. M., 2015.
9. Gabrichidze B.N., Stolyarenko V.M. On the role of the police in the protection of the natural environment / Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. № 10.
10. Lubsky A.V., Lubkiy R.A., Pestov R.A. Features of reflexive and non-reflexive structures of legal behavior in modern Russian society. 2019. № 1.
11. Federal Law of 07.02.2011 No. 3-FL «On the Police2 // Collection of Legislation of the Russian Federation, 14.02.2011, № 7, Art. 900.
12. Forest Code of the Russian Federation of 04.12.2006 № 200-FL // Collection of Legislation of the Russian Federation, 11.12.2006, № 50, Art. 5278.
13. Fatkullin B.Kh. Sadrislamov A.K. Historical trends in the Development of the Institute of district police commissioners // Gaps in Russian legislation. 2011. № 6.
14. Dzhemelinsky V.A. Actual issues of improving planning in the activities of the district commissioner of the police // Society and Law. 2015. № 2.
15. URL: http://www.pravo.gov.ru.
16. Fomin I.A The Concept of «Illegal logging»: problems of qualification and criteria for the delimitation of administrative acts this category // Siberian legal Bulletin. 2008. № 3.
17. URL: https://23.xn—b1aew.xn—p1ai/fold-er/19758562.