Научная статья на тему 'НЕЗАКОННАЯ РУБКА ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ'

НЕЗАКОННАЯ РУБКА ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
260
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННАЯ РУБКА ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ И ПРОВЕДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ / ILLEGAL LOGGING OF FOREST STANDS / ADMINISTRATIVE INVESTIGATION / RULING ON THE INITIATION OF AN ADMINISTRATIVE OFFENSE CASE AND CONDUCTING AN ADMINISTRATIVE INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Москвина Юлия Валентиновна, Яковлева Татьяна Афанасьевна

В статье обозначены проблемы, возникающие при возбуждении дела об административном правонарушении в случае обнаружения незаконной рубки лесных насаждений должностными лицами лесной охраны при патрулировании лесов и плановых (рейдовых) осмотрах лесных участков, и предложены пути их решения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Москвина Юлия Валентиновна, Яковлева Татьяна Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ILLEGAL LOGGING OF FOREST STANDS: ADMINISTRATIVE AND PROCEDURAL ASPECTS

The article identifies the problems that arise when initiating a case on an administrative offense in case of detection of illegal logging of forest stands by forest protection officials during forest patrolling and planned (raid) inspections of forest areas and suggests ways to solve them

Текст научной работы на тему «НЕЗАКОННАЯ РУБКА ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ»

НЕЗАКОННАЯ РУБКА ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

ILLEGAL LOGGING OF FOREST STANDS: ADMINISTRATIVE AND PROCEDURAL ASPECTS

В статье обозначены проблемы, возникающие при возбуждении дела об административном правонарушении в случае обнаружения незаконной рубки лесных насаждений должностными лицами лесной охраны при патрулировании лесов и плановых (рейдовых) осмотрах лесных участков, и предложены пути их решения.

The article identifies the problems that arise when initiating a case on an administrative offense in case of detection of illegal logging of forest stands by forest protection officials during forest patrolling and planned (raid) inspections of forest areas and suggests ways to solve them.

Среди экологических преступлений незаконная рубка лесных насаждений занимает одно из ведущих мест. В статистике всех видов нарушений лесного законодательства доля незаконной рубки составляет 70% [1]. По данным Рослесхо-за, благодаря принятым мерам в 2018 г. достигнуто снижение объема незаконной рубки на 37% [2]. При этом существующие независимо друг от друга официальные статистические данные и экспертные оценки отличаются друг от друга на порядок [1].

В России среди политических, социальных и экономических причин незаконных рубок лесных насаждений отмечают несовершенство лесного законодательства и практики его применения [3, 4], а также недостаточный государственный лесной надзор [2].

Справедливости ради стоит отметить, что в юридической литературе уделяется внимание особенностям квалификации состава преступле-

ния незаконной рубки, применения норм уголовной ответственности, а также вопросам разграничения состава административного правонарушения и преступления незаконной рубки лесных насаждений [5—9]. Тем не менее вопросов меньше не становится.

Лес в Лесном кодексе Российской Федерации (далее — ЛК РФ) [10] определяется как экологическая система или как природный ресурс. При рассмотрении леса как экологической системы будет превалировать экологический подход, где лес — компонент природной среды, сохранивший свои природные свойства, необходимый для обеспечения благоприятной окружающей среды и подлежащий охране. С точки зрения природного ресурса лес рассматривается в качестве экономической категории — имущества, принадлежащего государству как публичному собственнику. Такой подход законодателя характеризует двойственность понятия «лес» [11]. Государство

как публичный собственник разрешает рубку лесных насаждений в порядке освоения лесов, предусмотренном ЛК РФ.

Незаконной является рубка насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов, либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки [12], то есть всё, что выходит за пределы допустимого законом и правилами осуществления рубок лесных насаждений.

Незаконная рубка лесных насаждений влечет за собой административную или уголовную ответственность, возмещение причиненного вреда лесам и находящимся в них природным объектам (гл. 13 ЛК РФ).

Административная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений в лесах предусмотрена ч. 1 и ч. 2 ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) [13].

Признаками разграничения составов правонарушений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 8.28 КоАП РФ, являются место и способ рубки.

Так, в ч.1 ст. 8.28 КоАП ответственность предусмотрена за незаконную рубку лесных насаждений в лесах без применения механизмов и техники, т.е. топором, ручной пилой, лопатой, ножом и т.п. Для каждой группы лесов лесным законодательством определены возможные способы, формы и виды рубок лесных насаждений. За уничтожение лесных насаждений, занесенных в красные книги Российской Федерации и субъектов Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, административная ответственность наступает в соответствии со ст. 8.35 КоАП РФ.

В ч. 2 ст. 8.28 КоАП РФ установлены повышенные санкции за незаконную рубку лесных насаждений:

1) с применением механизмов и техники;

2) в лесопарковом зеленом поясе независимо от способа рубки.

Создание лесопарковых зеленых поясов предусмотрено главой 9.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [14]. Особенности осуществления рубок лесных и иных насаждений в лесопарковой зеленой зоне предусмотрены в ст. 62.5 ФЗ «Об охране окружающей среды» и приказом Минприроды России [15].

По ч. 1 и ч. 2 ст. 8.28 КоАП РФ административная ответственность наступает при отсутствии признаков преступления. Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений установлена ст. 260 Уголовного кодекса РФ [16].

Полномочия должностных лиц лесной охраны в области федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) определены в ч. 3 ст. 96 ЛК РФ, среди которых осуществление патрулирования лесов и производство по делам об административных правонарушениях. Проведение плановых (рейдовых) осмотров территорий (лесного участка) предусмотрено ст. 13.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля» [17].

Законодательством не определены соотношение и взаимосвязь между такими мероприятиями, как «патрулирование лесов» и «плановые (рейдовые) осмотры лесных участков».

При обнаружении данных, указывающих на событие административного правонарушения, уполномоченным должностным лицом принимаются меры в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Законодательством предусмотрены следующие виды контроля и надзора за соблюдением требований лесного законодательства: плановые и внеплановые проверки деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, плановые (рейдовые) осмотры лесных участков, патрулирование лесов.

Означает ли это, что при плановых (рейдовых) осмотрах лесных участков осуществляется контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а в случае патрулирования лесов — контроль за деятельностью граждан? В законах это однозначно не определено.

Оформление результатов плановых (рейдовых) осмотров лесных участков урегулировано приказом Минприроды России от 31.08.2015 № 373 [18], в соответствии с которым в результате указанных мероприятий составляется акт планового (рейдового) осмотра территории (лесного участка), в нем фиксируются сведения о выявленных нарушениях требований лесного законодательства. Минприроды России разработан проект порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, в соответствии с которым патрулирование лесов осуществляется на основании задания, утвержденного и выданного руководителем (его заместителем) уполномоченного органа. При утверждении указанного проекта будет введен порядок составления акта осмотра территории [19].

В ходе осуществления контрольно-надзорных мероприятий в случае выявления нарушений требований лесного законодательства должностные лица лесной охраны уполномочены

пресекать правонарушения и осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях: составлять протокол об административном правонарушении и применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренные КоАП РФ.

Рассмотрим особенности возбуждения дела об административном правонарушении в случае обнаружения незаконной рубки лесных насаждений должностными лицами лесной охраны при патрулировании лесов и плановых (рейдовых) осмотрах лесных участков.

Возбуждение дела об административном правонарушении выступает относительно обособленной стадией производства, которая характеризуется конкретными задачами, особым кругом участников процессуальной деятельности, спецификой процессуальной формы и видом принимаемых решений. И только при достаточности данных принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении [20].

В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении — незаконной рубке лесных насаждений — считается возбужденным с момента:

1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведения административного расследования.

Все эти процессуальные документы составляются в присутствии лица, совершившего правонарушение, и при установлении его личности. Документом, удостоверяющим личность гражданина РФ, является в большинстве случаев паспорт.

При установлении личности нарушителя на месте выявления незаконной рубки лесных насаждений протокол составляется немедленно. Однако не каждый человек, собираясь в лес, берет с собой документы, удостоверяющие личность. Закон позволяет составить протокол в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

В целях установления личности нарушителя для составления протокола об административном правонарушении гражданин может быть доставлен в полицию или иное служебное помещение. Доставить нарушителя могут должностные лица федерального государственного лесного надзора

(лесная охрана). Реализовать эти полномочия указанные должностные лица смогут только в случаях, когда правонарушители добровольно соглашаются проследовать в полицию или иное служебное помещение. Довольно часто лица, осуществляющие незаконную рубку, не выполняют законные требования указанных должностных лиц, скрываются с места совершения административного правонарушения, что делает невозможным составление какого-либо протокола, так как согласно требованиям КоАП РФ все процессуальные документы составляются в отношении конкретного лица и в его присутствии, за исключением случаев неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено надлежащим образом о времени и месте составления протокола.

В некоторых случаях обнаружение незаконной рубки лесных насаждений в лесах при патрулировании лесов, плановых (рейдовых) осмотрах лесных участков является основанием для возбуждения уголовного дела.

В случае если незаконная рубка лесных насаждений произведена группой лиц или лицом с использованием своего служебного положения (например, директором лесничества, его заместителем и др.), данные действия содержат признаки уголовно наказуемого деяния, предусмотренного п. «а» и «в» ч. 2 ст. 260 УК РФ. При выявлении признаков преступления должностные лица обязаны информировать правоохранительные органы.

Вопрос о правовой основе возбуждения дела об административном правонарушении в случае отсутствия лица, совершившего незаконную рубку лесных насаждений, на месте совершения правонарушения либо при оставлении лицом места совершения административного правонарушения (незаконной рубки лесных насаждений) остаётся безответным.

На месте незаконной рубки лесных насаждений остаются следы, которые необходимо зафиксировать и возбудить дело об административном правонарушении.

Для установления события административного правонарушения требуется фиксация следующих сведений:

- вид незаконно срубленных лесных насаждений (деревья, кусты, лианы), видовой (породный) состав (хвойные, лиственные), допускается или не допускается заготовка древесины из данных видов лесных насаждений, результаты измерения диаметра ствола деревьев, количество незаконно срубленных лесных насаждений и другие сведения, необходимые для исчисления размера вреда, причиненного лесам;

- способ незаконной рубки (с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники либо без применения таковых);

- место совершения правонарушения.

Указанные сведения необходимы не только

для фиксации самого события административного правонарушения, но и для квалификации состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 ст. 8.28 КоАП РФ.

Целесообразно было бы вынести определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, но при отсутствии на месте незаконной рубки лица, её совершившего, законных оснований для вынесения такого определения нет.

В соответствии с ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования должно содержать: дату и место составления определения; должность, фамилию и инициалы лица, составившего определение; повод для возбуждения дела; данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; статью КоАП РФ, устанавливающую ответственность. Сведения о лице, в отношении которого выносится определение, в этом перечне отсутствуют, но согласно ч. 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ копия определения должна быть вручена лицу, в отношении которого возбуждено дело, под расписку либо выслана ему по почте в течение суток с момента возбуждения дела. То есть определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования выносится в отношении определённого, установленного лица.

Проведение административного расследования представляет собой получение и фиксацию доказательств по делу об административном правонарушении.

Установление лица, совершившего незаконную рубку лесных насаждений и скрывшегося с места совершения этого административного правонарушения, должно быть одним из оснований для вынесения определения о возбуждении дела од административном правонарушении и проведении административного расследования. Действующее административное законодательство такой возможности не предусмотрело.

Похожие проблемы возникают и в производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, в случае оставления места дорожно-транспортного происшествия водителем, являвшимся его участником [21]. Следовательно, проблема относится не к узкому кругу дел.

В отношении лица, совершившего незаконную рубку лесных насаждений, могут быть применены такие меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как доставление (ст. 27.2 КоАП РФ), личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ст. 27.7 КоАП РФ), досмотр транспортного средства (ст. 27.9 КоАП РФ), изъятие вещей и документов (ст. 27.10 КоАП РФ) и другие. В случае необходимости применяются фото-и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

В случае необходимости осуществления экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (ч.1 ст. 28.7 КоАП РФ). Экспертиза может быть назначена для определения видового (породного) состава (ботаническая), возраста незаконно срубленных лесных насаждений (дендрохроно-логическая), а также в случае необходимости биологическая, почвоведческая, лесотехническая, трасологическая и др.

Назначение и проведение экспертизы регулируется ст. 25.9 КоАП РФ (регламентирует правовой статус эксперта), ст. 25.12 и ст. 25.13 Ко-АП РФ (определяют обстоятельства, исключающие возможность участия эксперта в производстве по делу об административном правонарушении и возможность отвода эксперта), ст. 26.4 КоАП РФ (устанавливает порядок и основание проведения экспертизы). В соответствии со ст. 25.6 КоАП РФ заключение эксперта является доказательством по делу об административном правонарушении.

Назначение экспертизы не является обязательным, т.к. в границах лесных участков и лесничества проводится таксация лесов. При таксации лесов осуществляются установление границ лесотакса-ционных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов (ст. 69.1 ЛК РФ).

Какие иные процессуальные действия, кроме экспертизы, должны быть произведены в процессе проведения административного расследования, законодателем не уточняется. Многие ученые-административисты отмечают, что административное расследование как элемент производства по делам об административных правонарушениях не имеет однозначного законодательного регулирования, что обусловливает ряд трудностей, воз-

никающих при его проведении [22], и считают необходимым определить понятие административного расследования, цели его проведения, перечень возможных процессуальных действий, которые могут совершаться должностными лицами в период его проведения [23—25].

При отсутствии лица на месте совершения административного правонарушения, в отсутствие признаков уголовно наказуемого деяния, лицо, совершившее незаконную рубку лесных насаждений в лесах, остается безнаказанным только потому, что законом не предусмотрен порядок установления лица, подлежащего к привлечению к административной ответственности. Розыском лиц, нарушивших закон, занимаются сотрудники органов внутренних дел (полиции).

Как уже отмечалось, в КоАП РФ не предусмотрен порядок возбуждения дела об административном правонарушении в отношении неустановленного лица, совершившего административное правонарушение, а также не определен порядок установления его личности.

Одним из путей решения существующей проблемы является установление возможности вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования при отсутствии лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, на месте выявления признаков административного правонарушения.

Для этого следует дополнить: ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ таким основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, как «установление лица, подлежащего привлечению к административной ответственности»; ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ — абзацем: «Если при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования лицо, подлежащее административной ответственности, не было установлено, права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, разъясняются ему после его установления при вручении копии определения»; ч. 3.1 ст. 28.7 КоАП РФ — абзацем: «Если при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования лицо, подлежащее административной ответственности, не было установлено, копия этого определения вручается ему под расписку либо высылается после его установления».

Кроме того, необходимо урегулировать в совместном регламенте механизмы межведомственного взаимодействия должностных лиц органов лесной охраны с органами внутренних дел (полицией) для решения совместных задач в целом и для установления лиц, совершивших незаконную рубку лесных насаждений, в частности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кузьмичев Е. П., Трушина И. Г., Лопатин Е. В. Объемы незаконных рубок лесных насаждений в Российской Федерации // Лесхоз.информ. : электронный сетевой журнал. — 2018. — № 1. — С. 63—77. — URL: http://lhi.vniilm.ru/

2. Ярошенко А. Причина сокращения объемов незаконных рубок в разрушении остатков лесной охраны? // ЛесПромИнформ. — 2019. — № 2 (140). — URL: https://lesprominform/ru

3. Сухаренко А. Под властью топора // ЭЖ-юрист. — 2014. — № 27. — URL: http://base.garant.ru.

4. Деткова Т. А., Андреев Е. И. Проблемы ответственности за незаконную рубку лесных насаждений в Российской Федерации // Уголовная юстиция. — 2018. — № 12. — С. 132—135.

5. Янина Е. Ю. Незаконная рубка лесных насаждений, совершенная путем посредственного причинения: особенности квалификации // Актуальные проблемы российского права. — 2018. — № 9 (94). — С. 154—160.

6. Юрков С. А., Мельникова А. М. Проблемы квалификации незаконной рубки лесных насаждений // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2018. — № 5-2.

7. Васильева Я. Ю. Незаконная рубка лесных насаждений: вопросы квалификации и наказания // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2018. — № 8.

8. Романова Н. Л., Никитина Л. К. Вопросы применения норм об ответственности за незаконную рубку лесных насаждений (по материалам Иркутской области) // Вестник ВосточноСибирского института МВД России. — 2019. — № 2 (89). — С. 94—103.

9. Чураков Д. Новеллы в регулировании лесопользования // Законность. — 2009. — № 8.

10. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // СПС «Консуль-тантПлюс».

11. По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений постановления Правительства Российской Федерации «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Заполярнефть» : по-

становление Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 № 12-П // РГ. — 2015. — 18 июня.

12. О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 // СПС «КонсультантПлюс».

13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

14. Об охране окружающей среды : федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ // СПС «Кон-сультантПлюс».

15. Об утверждении особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в лесопарковых зеленых поясах : приказ Минприроды России от 02.05.2017 № 214 // http://www.pravo.gov.ru

16. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

17. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ // СПС «Консуль-тантПлюс».

18. Об утверждении Порядка оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований лесных участков, порядка оформления результатов таких осмотров, обследований : приказ Минприроды России от 31.08.2015 № 373 // СПС «КонсультантПлюс».

19. Об утверждении Порядка проведения мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах, а также Формы и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах : проект приказа Минприроды России (подготовлен Минприроды России 19.06.2018) // www.pravo.gov.ru

20. Дугенец А. С., Масленников М. Я. Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое участковыми уполномоченными милиции : лекция. — М. : ВНИИ МВД России, 2009. — С. 9.

21. Москвина Ю. В. Административная ответственность за нарушения Правил дорожного движения, повлекшие причинение материального и физического вреда : монография. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2017. — С. 89.

22. Калюжный Ю. Н. Административное расследование в механизме производства по делам об административных правонарушениях : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2005. — С. 5.

23. Сандалов Л. В. Административные производства в деятельности ГИБДД МВД России. Проблемы правового регулирования : дис. ... канд. юрид. наук. — Омск, 2004. — С. 170.

24. Беляков Е. Н. Административная ответственность и административная юрисдикция : монография. — М. — Н. Новгород : МЮИ при Министерстве юстиции РФ, 2007. — С. 267.

25. Клоков Е. А. Административное расследование в органах внутренних дел : авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2002. — С. 11, 12.

REFERENCES

1. Kuz'michev E. P., Trushina I. G., Lopatin E. V. Ob"emy nezakonnyh rubok lesnyh nasazhdenij v Rossijskoj Federacii // Leskhoz.inform. : elektronnyj setevoj zhurnal. — 2018. — № 1. — S. 63—77. — URL: http://lhi.vniilm.ru/

2. Yaroshenko A. Prichina sokrashcheniya ob"emov nezakonnyh rubok v razrushenii ostatkov le-snoj ohrany? // LesPromInform. — 2019. — № 2 (140).

— URL: https://lesprominform/ru

3. Suharenko A. Pod vlast'yu topora // EZH-yurist.

— 2014. — № 27. — URL: http://base.garant.ru.

4. Detkova T. A., Andreev E. I. Problemy ot-vetstvennosti za nezakonnuyu rubku lesnyh nasa-zhdenij v Rossijskoj Federacii // Ugolovnaya yus-ticiya. — 2018. — № 12. — S. 132—135.

5. YAnina E. Yu. Nezakonnaya rubka lesnyh nasazhdenij, sovershennaya putem posredstvennogo prichine-niya: osobennosti kvalifikacii // Aktual'nye

problemy rossijskogo prava. — 2018. — № 9 (94). — S. 154—160.

6. Yurkov S. A., Mel'nikova A. M. Problemy kvalifikacii nezakonnoj rubki lesnyh nasazhdenij // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestven-nyh nauk. — 2018. — № 5-2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Vasil'eva Ya. Yu. Nezakonnaya rubka lesnyh nasazhdenij: voprosy kvalifikacii i nakazaniya // Gu-manitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshche-stvennye nauki. — 2018. — № 8.

8. Romanova N. L., Nikitina L. K. Voprosy primeneniya norm ob otvetstvennosti za neza-konnuyu rubku lesnyh nasazhdenij (po materialam Irkutskoj oblasti) // Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii. — 2019. — № 2 (89). — S. 94—103.

9. Churakov D. Novelly v regulirovanii leso-pol'zovaniya // Zakonnost'. — 2009. — № 8.

10. Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 4 de-kabrya 2006 g. № 200-FZ // SPS «Konsul'tant-Plyus».

11. Po delu o proverke konstitucionnosti chasti 2 stat'i 99, chasti 2 stat'i 100 Lesnogo kodeksa Rossijskoj Federacii i polozhenij postanovleniya Pravi-tel'stva Rossijskoj Federacii «Ob ischislenii razmera vreda, prichinennogo lesam vsledstvie narusheniya lesnogo zakonodatel'stva» v svyazi s zhaloboj ob-shchestva s ogranichennoj otvetstvennost'yu «Zapo-lyarneft'» : postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 02.06.2015 № 12-P // RG. — 2015. — 18 iyunya.

12. O primenenii sudami zakonodatel'stva ob otvetstvennosti za narusheniya v oblasti ohrany okruzhayushchej sredy i prirodopol'zovaniya : postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 18.10.2012 № 21 // SPS «Konsul'tantPlyus».

13. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ // SPS «Konsul'tantPlyus».

14. Ob ohrane okruzhayushchej sredy : feder-al'nyj zakon ot 10.01.2002 № 7-FZ // SPS «Kon-sul'tant-Plyus».

15. Ob utverzhdenii osobennostej ispol'zovani-ya, ohrany, zashchity, vosproizvodstva lesov, raspolozhennyh v lesoparkovyh zelenyh poyasah : prikaz Minprirody Rossii ot 02.05.2017 № 214 // http://www.pravo.gov.ru

16. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ // SPS «Konsul'tantPlyus».

17. O zashchite prav yuridicheskih lic i individ-ual'nyh predprinimatelej pri osushchestvlenii gosu-darstvennogo kontrolya (nadzora) i municipal'nogo kontrolya : federal'nyj zakon ot 26 dekabrya 2008 g. № 294-FZ // SPS «Konsul'tantPlyus».

18. Ob utverzhdenii Poryadka oformleniya i soderzhaniya planovyh (rejdovyh) zadanij na

provedenie planovyh (rejdovyh) osmotrov, obsledo-vanij lesnyh uchastkov, poryadka oformleniya rezu-l'tatov takih osmotrov, obsledovanij : prikaz Minprirody Rossii ot 31.08.2015 № 373 // SPS «Konsul'tantPlyus».

19. Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya meropriyatij po kontrolyu (patrulirovaniyu) v lesah, a takzhe Formy i soderzhaniya zadanij na provedenie meropriyatij po kontrolyu (patruliro-vaniyu) v lesah : proekt prikaza Minprirody Rossii (podgotovlen Minprirody Rossii 19.06.2018) // www.pravo.gov.ru

20. Dugenec A. S., Maslennikov M. Ya. Pro-izvodstvo po delam ob administrativnyh prav-onarushe-niyah, osushchestvlyaemoe uchastkovymi upolnomochennymi milicii : lekciya. — M. : VNII MVD Rossii, 2009. — S. 9.

21. Moskvina Yu. V. Administrativnaya ot-vetstvennost' za narusheniya Pravil dorozhnogo dvizheniya, povlekshie prichinenie material'nogo i fizicheskogo vreda : monografiya. — Voronezh : Voronezhskij institut MVD Rossii, 2017. — S. 89.

22. Kalyuzhnyj Yu. N. Administrativnoe rassle-dovanie v mekhanizme proizvodstva po delam ob ad-ministrativnyh pravonarusheniyah : dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2005. — S. 5.

23. Sandalov L. V. Administrativnye proizvod-stva v deyatel'nosti GIBDD MVD Rossii. Problemy pravovogo regulirovaniya : dis. ... kand. yurid. nauk. — Omsk, 2004. — S. 170.

24. Belyakov E. N. Administrativnaya ot-vetstvennost' i administrativnaya yurisdikciya : monografya. — M. — N. Novgorod : MYUI pri Ministerstve yusticii RF, 2007. — S. 267.

25. Klokov E. A. Administrativnoe rassledo-vanie v organah vnutrennih del : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2002. — S. 11, 12.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Москвина Юлия Валентиновна. Старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел. Кандидат юридических наук. Воронежский институт МВД России. E-mail: juli313@yandex.ru

Россия, 394065, Воронеж, проспект Патриотов, 53. Тел. (473) 200-52-97.

Яковлева Татьяна Афанасьевна. Доцент кафедры арктического права и права стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Кандидат юридических наук.

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова. E-mail: tanyakovleva@mail.ru

Россия, 677027, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, д. 42. Тел. (4112) 49-69-92.

Moskvina Yuliya Valentinovna. Senior lecturer of the chair of Administrative Activities of Internal Affairs Bodies. Candidate of Law.

Voronezh Institute of the Ministry of the Interior of Russia. E-mail: juli313@yandex.ru

Work address: Russia, 394065, Voronezh, Prospect Patriotov, 53. Tel. (473) 200-52-97.

Yakovleva Tatyana Afanasyevna. Associate Professor of the chair of Arctic Law and Rights of Countries in the Asia-Pacific Region. Candidate of Law.

North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov.

E-mail: tanyakovleva@mail.ru

Work address: Russia, 677027, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Kulakovskogo Str., 42.

Tel. (4112) 49-69-92.

Ключевые слова: незаконная рубка лесных насаждений; административное расследование; определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Key words: illegal logging of forest stands; administrative investigation; ruling on the initiation of an administrative offense case and conducting an administrative investigation

УДК 349.6; 342.95

ИЗДАНИЯ ВОРОНЕЖСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

Насонова И. А.

Начальник подразделения дознания в уголовном судопроизводстве России : учебное пособие / И. А. Насонова, Т. А. Красноруцкая. — Воронеж : Воронежский институт МВД России, 2020. — 76 с.

В учебном пособии проанализированы основные направления процессуальной деятельности начальника подразделения дознания в уголовном судопроизводстве России; исследованы процессуальные полномочия начальника подразделения дознания в уголовном судопроизводстве России; разработана система принципов осуществления полномочий начальником подразделения дознания; выявлены проблемы осуществления полномочий начальника подразделения дознания в уголовном судопроизводстве России, а также предложены пути их решения. Предназначено для курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей, научных сотрудников образовательных организаций МВД России, практических работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.