Региональные проблемы. 2010. Том 13, № 1. С. 120-122.
УДК 630*93(571.6)
К ВОПРОСУ О НАРУШЕНИИ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ РЕГИОНЕ
В.В. Паршута
Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск
В статье освещаются проблемные вопросы о нарушении лесного законодательства в Дальневосточном регионе, а так же приводится краткий алгоритм процессуальных действий по возбуждению, расследованию и принятию решения по делу об административном правонарушении в сфере охраны и защиты леса.
Существенные социально-экономические и политические преобразования, произошедшие в России в последние годы, оказали значительное влияние на динамику и структуру преступности. Несмотря на общую стабилизацию криминальной обстановки в стране, ситуация продолжает оставаться сложной по количеству ежегодно совершаемых преступлений и административных правонарушений, в частности в сфере лесного хозяйства. Данный вопрос особенно остро стоит в регионах Дальнего Востока, а в особенности в Хабаровском крае (788 тыс. км2), население которого составляет 1,4 млн чел. Ведущими секторами его экономики являются промышленность (свыше 20 %), транспорт и связь (около 20 %), торговля и строительство. Основными отраслями специализации промышленности являются топливно-энерге-тический комплекс (25 %), машиностроительный комплекс (около 20 %), добыча полезных ископаемых (около 13 %), металлургическое производство (около 12 %), лесозаготовки и деревообработка (свыше 12 %), производство пищевых продуктов (около 10 %) [4]. Представляется, что лесная отрасль является одной из важнейших составляющих в структуре промышленного производства не только Хабаровского края, но и всего Дальневосточного региона.
Запасы лесных насаждений Дальневосточного региона составляют 20348,4 млн м3, 27 % от запаса лесных насаждений Российской Федерации [1].
Значительные запасы высококачественного сырья, недостаток перерабатывающих мощностей и близость стран импортеров обусловливают ориентацию лесной отрасли региона на экспорт необработанной древесины. Неэффективность контроля над лесозаготовками и перевозкой древесины, недостаточный уровень взаимодействия между лесной службой, милицией и таможней, а также близость китайской границы создают все условия для развития лесного браконьерства. Количество незаконных заготовок древесины в регионе год от года возрастает, если в 2004 г. это составило 1293 единицы, то в 2008 г. уже 1633. Экономический ущерб от выявленных незаконных рубок, по официальным данным, ежегодно увеличивается на 7-10 %,. Если в 2004 г. он составлял 1138,7 млн руб., то в 2008 г. 3427,9 млн руб. [1]. Многие
мелкие и средние лесозаготовительные фирмы находятся под криминальной «крышей». Криминальные структуры занимаются и организацией самовольных рубок, выводя в тайгу без разрешительных документов технически хорошо оснащенные бригады вальщиков [ 1 ].
Учитывая, что большая часть добываемой на территории Дальнего Востока древесины идет на экспорт, вопросы борьбы с контрабандой леса и лесоматериалов находятся на постоянном контроле в управлении Генеральной прокуратуры РФ в ДФО, а также у прокуроров субъектов округа. Об этом сообщается на сайте Управления Генеральной прокуратуры [2].
Прокуратурой Хабаровского края проанализированы причины вынесения оправдательных приговоров в отношении лиц, обвиняемых в незаконной рубке лесных насаждений «ч. 3 ст. 260 УК РФ». За 10 месяцев 2009 г. судами края оправдано 40 человек, приговоры в отношении 21 вступили в законную силу. Наибольшее количество оправдательных приговоров - 7, или 17,5 % вынесено в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 260 УК РФ за правонарушение в сфере охраны лесов.
Анализ причин вынесения оправдательных приговоров показал, что они связаны с неполнотой предварительного следствия, которую не всегда можно восполнить в суде; с нарушениями УПК РФ при производстве следственных действий, что приводит к утрате доказательств обвинения [3].
Одной из проблем, характерных для большинства областей региона, является общий рост преступности, неблагоприятный прогноз ее развития в целом и в лесной сфере в частности.
Преступность в лесной сфере достаточно разнообразна по своей структуре и включает в себя неправомерные деяния как в области лесопользования, так и в области реализации лесных ресурсов. В качестве объектов преступных посягательств выступают самые различные общественные отношения, сложившиеся в сфере экологии, порядка управления, экономической деятельности государства и т.д.
Высокий уровень преступности в отношении природных ресурсов в последнее время вызывает повышенный
интерес экологов, ученых-правоведов, представителей общественности. В целях борьбы с этим негативным явлением в Российской Федерации был предпринят ряд мер по решению данной проблемы. В частности, в соответствии с реалиями современной России были внесены изменения в Лесной кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ Кодекс РФ об административных правонарушениях.
На территории Дальневосточного региона совершаются различного рода преступления и правонарушения в сфере лесного хозяйства. Среди них преобладают преступления, совершаемые в сфере оборота леса и лесопродукции, предусмотренные ст. 159, 171, 188, 199, 260 УК РФ. Помимо этого, в сфере оборота леса и лесопродукции распространены должностные преступления, квалифицируемые по ст. 201,285,286,290, 292 УК РФ.
Перечень преобладающих лесонарушений, влекущих административную ответственность виновных, приведен в ст. 7.9,7.10,8.1,8.12,8.24-8.37 Кодекса об административных нарушениях.
Однако правоприменительная деятельность по расследованию правонарушений в сфере заготовки, оборота и реализации лесопродукции была и остается одной из наиболее сложных. Вопросы, связанные с борьбой с подобными видами правонарушений, продолжают оставаться весьма актуальными и требуют скорейшего разрешения. Иначе Дальний Восток с его неисчерпаемыми природными богатствами и запасами сырья может вскоре из-за бездумного и безответственного отношения людей превратиться в источник крупных проблем, в том числе носящих характер общенациональной катастрофы.
Отсутствие действительного механизма надзора за соблюдением законности привело к росту теневого лесного сектора. Организации и физические лица, осуществляющие заготовку и переработку древесины, зачастую не исполняют требования действующего законодательства, чем наносят непоправимый ущерб нашему государству. Именно поэтому одним из приоритетных направлений является проведение органами милиции мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия правонарушений в лесопромышленном комплексе, а также выявления лиц, их совершивших, совершающих либо подготавливающих преступление.
До настоящего времени расследование дел об административном правонарушении в сфере охраны и защиты леса проводится недостаточно квалифицированно, что существенно снижает эффективность предупредительной деятельности, а также полноту и всесторонность борьбы с правонарушениями в сфере охраны и защиты леса.
По нашему мнению, эффективность предупредительной деятельности существующих органов в рассматриваемой сфере зависит от качества процессуальных действий, являющихся основой законного привлечения виновных к юридической ответственности. Одно из них -применение административно-юрисдикционных полномочий, связанных с выявленными фактами административного правонарушения в сфере охраны и защиты леса. Это касается правонарушений, подпадающих под составы таких статей, как ст. 8.25,8.27,8.28 КоАПРФ.
Приведем краткий авторский алгоритм процессуальных действий по возбуяедению, расследованию и принятию решения по делу об административном правонарушении в сфере охраны и защиты леса:
1. Составление протокола об административном правонарушении при наличии повода и основания. Поводом являются поступившие данные о совершенном правонарушении или обнаружение их непосредственно субъектами административной юрисдикции. Основанием является подтверждение факта противоправного события субъектами административной юрисдикции. Это осуществляется путем оповещения специалистов лесхозов (лесничеств) о факте нарушения закона в целях составления последними акта (протокола) лесонарушения.
1.1. Если обнаружена техника, которая использовалась для вырубки, составляется протокол изъятия (ст. 27.10 Ко АП РФ) или протокол ареста транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 Ко АП РФ). Если причастность техники к незаконной рубке или перевозки не очевидна, необходимо произвести экспертизу. Проведение экспертизы оформляется определением, выносимым должностным лицом, в производстве которого находится дело. Это обстоятельство указывает на составление на месте совершения правонарушения не протокола об административном правонарушении, а определения об административном расследовании, по итогам которого после проведения экспертизы должностным лицом, расследующим дело, составляется протокол об административном правонарушении.
1.2. В случае, если составление протокола об административном правонарушении на месте невозможно, в силу необходимости проведения экспертизы лесорубочной и иной техники, составления акта лесонарушения и иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, проводится административное расследование. Последнее оформляется по правилам, предусмотренным ст. 28.7 КоАП РФ. Следует иметь ввиду, что начало течения срока производства по делу определяется моментом составления первого процессуального документа, в том числе протокола об административном правонарушении и определения об административном расследовании
2. Передача протокола и акта (протокола) лесонарушения, а также наличие акта экспертизы, протокола изъятия или ареста техники, определения об административном расследовании осуществляется органами, уполномоченными рассматривать дело об административном правонарушении. К ним отнесены лица, указанные в ст. 23.24 и ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ. Если совершено правонарушение по часть 1 ст. 8.28 КоАП РФ - это должностные лица природоохраны, если по части 2 ст. 8.28 КоАП РФ -это судьи.
3. Принятие по делу решения в виде административного штрафа и (или) конфискации орудия и предметов совершения административного правонарушения или направление дела для устранения недостатков, обнаруженных в процессуальных документах, или направление дела компетентному субъекту административной юрисдикции.
По нашему мнению, приведенный краткий алгоритм процессуальных действий по возбуждению, расследованию и принятию решения по делу об административном правонарушении в сфере охраны и защиты леса может быть полезен органам, призванным бороться с нарушениями лесного законодательства, квалифицированно и эффективно предупреждать нарушения лесного законодательства.
В заключение необходимо отметить, что государство, в том числе и лесные регионы, обречены терять громадные средства до тех пор, пока кардинальным образом не будет пересмотрен доступ к такому стратегическому сырью, как лес.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Пресс-служба МПР России. Режим доступа http:// www.mnr.gov.ru/part/?pid= 17.
2. Сайт Управления Генеральной Прокуратуры РФ режим доступа http://genproc.gov.ru/.
3. Сайт Прокуратуры Хабаровского края режим доступа http://prokuror.hbr.ru/.
4. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р.
The article sheds light on the problem of forest legislation infringement in the Russian Far East. It also provides a short algorithm of legal proceedings on investigating, decision-making, bringing suits against administrative violation in the sphere offorest preservation and protection.