Научная статья на тему 'Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства'

Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5749
1098
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства»

зора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не только в организациях, но и у индивидуальных предпринимателей;

• регламентировать порядок обращения в судебные и административные органы, чтобы исключить возможность принятия этими органами решений, противоречащих друг другу.

Примечания

1 Об основах охраны труда: Федеральный закон РФ № 181-ФЗ от 17.07.99 г. // Бюл. Минтруда РФ. 1999. № 8.

2 Положение о федеральной инспекции труда: Утв. Постановлением Правительства РФ № 78 от 28 января 2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 6. Ст. 760; Положение о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации: Утв. Приказом Минтруда РФ № 65 от 29 февраля 2000 г // Рос. газ. 2000. 4 мая.

3 Международная организация труда: Конвенции и рекомендации.1919 - 1956. Т. 1.

4 О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора): Федеральный закон РФ от 11.08.2001 г. // Рос. газ. 2001.11 авг.

5 См.: Лыгин Р.Н., Толмачев А.П. Трудовое право: (Конспект лекций). М., 2000. С. 9.

6 См.: Доклад Государственной инспекции труда в Челябинской области о работе по надзору и контролю за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда в

2001 г

7 См. : Савельева Т.А. Способы защиты трудовых прав работника // Защита безопасности личности, общества, государства: Материалы науч.-практ конф. Челябинск, 2002. С. 145 - 146; Абалдуев В.А. Основная защита государственной инспекции труда - правовая защита работников // Юрист. 2001. № 7. С. 33 - 40; Миронов В.И. Обуздание инспектора законом // Трудовое право. 2001. № 5. С. 7 - 27; Петров С. Правовой статус инспекции труда // Охрана труда и соц. страхование. 2002. № 8. С. 71 - 74; Сон А. Новый закон противоречит Конвенции МОТ? // Там же. 2001. № 12. С. 17 - 19.

8 Панкратов В. В поисках истины // Там же. № 10. С. 14 - 15.

9 См.: Передерин С.В. Процедурно-процессуальные правовые средства и способы обеспечения трудовых прав работников: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. С. 9 и др.; Скобелкин В.Н., Передерин С.В. и др. Трудовое процедурнопроцессуальное право: Учеб. пособие / В.Н. Скобелкин, С.В. Передерин, С.Ю. Чуча,

Н.Н. Семенюта / Под ред. В.Н. Скобелкина. Воронеж, 2002.

С.В. Ханжина

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Под юридической ответственностью за нарушение лесного законодательства следует понимать основанную на нормах лесного права обязанность субъекта лесных отношений претерпевать неблагоприятные последствия в виде лишений личного или материального характера за совершенное правонарушение в области ис-

пользования и охраны лесов в соответствии с санкцией нарушенной нормы права.

Целью юридической ответственности за нарушение лесного законодательства является обеспечение соблюдения лесопользователями и иными участниками лесных отношений правил, условий, сроков лесопользования, а также возмещение вреда, причиненного лесному фонду и лесам, не входящим в лесной фонд.

Юридическая ответственность за нарушение лесного законодательства выполняет ряд основных функций:

- стимулирующую, которая проявляется в наличии экономических и правовых стимулов, понуждающих к соблюдению норм лесного законодательства;

- компенсационную, направленную на возмещение потерь лесного хозяйства;

- превентивную, обеспечивающую предупреждение новых правонарушений в области использования и охраны лесов;

- карательную (штрафную), заключающуюся в наказании лица, виновного в совершении лесного правонарушения.

Для привлечения лица к ответственности необходимо наличие следующих предпосылок: 1) норм, предусматривающих условия, порядок привлечения к юридической ответственности и ее меры; 2) правонарушение как основание привлечения лица к ответственности; 3) процессуальный или процедурный акт применения норм права 1.

Итак, основанием возложения юридической ответственности в рассматриваемой сфере служит правонарушение в области использования и охраны лесов.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, является Лесной кодекс Российской Федерации от 22 января 1997 г. 2 Однако Лесной кодекс Российской Федерации не содержит норм, непосредственно предусматривающих юридическую ответственность за лесные правонарушения. В нем сказано, что за нарушение лесного законодательства Российской Федерации виновные лица несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.110 ЛК РФ), а также устанавливается ответственность граждан и юридических лиц за причинение ущерба лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам (ст. 111 ЛК РФ). Составы уголовных и административных правонарушений и соответствующие им меры ответственности предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Имущественная ответственность, как за нарушения прав собственника, так и за нарушения обязательств, предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации и иными специальными правовыми актами лесного законодательства.

Нарушением лесного законодательства, то есть лесонарушением, следует считать противоправное виновное действие или бездействие, наносящее вред лесам как природному объекту, ущерб лесному хозяйству или нарушающее установленный порядок использования защиты, охраны и воспроизводства лесов. Ответственность за нарушение лесного законодательства наступает при наличии состава правонарушения, то есть четырех его элементов: 1) противоправного поведения, результатом которого стали 2) вредные последствия; при этом должна присутствовать

3) прямая связь между действием (бездействием) и наступившим вредом; и, наконец, 4) вина правонарушителя. Если нет в наличии какого-либо из этих четырех

элементов, то и не может быть ответственности 3. Например, если лесник неправильно указал гражданину, получившему лесорубочный билет, место заготовки древесины, заклеймил для рубки не те деревья, то в лесонарушении виновен лесник, а не гражданин, так как в данном случае в действиях гражданина нет его вины.

По мнению Б.В. Ерофеева 4, нарушение лесного законодательства можно подразделить на следующие группы:

1) нарушения права государственной собственности на леса: купля-продажа, дарение, залог, самовольный обмен участков лесного фонда, а также самовольная переуступка права лесного пользования и другие сделки, в явной или скрытой форме нарушающие право государственной собственности;

2) нарушения установленного порядка использования лесосечного фонда: заготовки и вывоза древесины и других требований, вытекающих из Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации 5;

3) противоправные действия, посягающие на порядок ведения лесного хозяйства: уничтожение, повреждение ограничительных знаков в лесах, нарушение правил и инструкций по улучшению ведения лесного хозяйства и использованию спелой древесины; самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам;

4) лесонарушения, причиняющие вред лесу или создающие угрозу такого причинения: уничтожение или повреждение лесных деревьев и кустарников, саженцев, лесных культур, загрязнение лесных массивов сточными водами, отходами, химическими, нефтяными и иными вредными веществами; уничтожение других элементов лесного комплекса (самовольное сенокошение и выпас скота, уничтожение полезной для леса фауны) (ст. 8.24-8.32 КоАП РФ).

Административная ответственность. Правовым основанием такой ответственности является административное правонарушение. Это виновное противоправное действие или бездействие физического или юридического лица, нарушающее установленный правопорядок в сфере лесных отношений, за которое законом предусмотрена административная ответственность.

Административное взыскание за лесонарушения наступает в виде штрафа. Субъектами административной ответственности являются граждане, достигшие возраста 16 лет, должностные лица и юридические лица.

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях 6 за нарушение лесного законодательства должностные лица и граждане подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке за совершение следующих нарушений законодательства об использовании и охране лесов:

- самовольное занятие участков лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд;

- самовольная переуступка права лесопользования или самовольный обмен участка лесного фонда, участка леса, не входящего в лесной фонд;

- нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд;

- нарушение правил лесопользования;

- нарушение правил осуществления побочного лесопользования;

- нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений;

- незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан;

- нарушение требований к охране лесов;

- нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Основанием для возбуждения производства об административной ответственности является протокол о лесонарушении, лесном пожаре, составляемый должностным лицом Государственной лесной службы Министерства природных ресурсов РФ. Протокол об обнаруженном лесонарушении вправе составлять также работники милиции.

Протокол должен содержать сведения о конкретном виде и объеме (размере) лесонарушения (например, при незаконной порубке деревьев указываются их порода, количество и кубатура, а также другие фактические данные, необходимые для исчисления размера ущерба). В протоколе указывается количество (объем) изъятой незаконно добытой лесной продукции, место ее хранения и лицо, ответственное за ее сохранность.

В соответствии со ст. 23.24 КоАП РФ дела об административных правонарушениях в области использования и охраны лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд рассматривают органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда (в настоящее время - Государственная лесная служба Министерства природных ресурсов Российской Федерации 7).

Уголовная ответственность. Уголовная ответственность наступает за преступления в сфере лесного законодательства, предусмотренные ст. 260, 261, 262 Уголовного кодекса Российской Федерации, который был введен в действие с 1 января 1997 г. Они включены в группу экологических преступлений, имеющих общий родовой объект посягательства - окружающую природную среду в целом. Составы экологических преступлений объединены в самостоятельной, 26-й главе Кодекса.

Уголовная ответственность - это наиболее строгий вид юридической ответственности, учитывая санкции, предусмотренные УК РФ в сфере экологопользова-ния, и в частности лесопользования: от 50 минимальных заработных плат до 8 лет лишения свободы.

Рассматривая уголовную ответственность за нарушение лесного законодательства как один из видов юридической ответственности, хотелось бы выделить некоторые ее особенности:

1) уголовная ответственность в сфере лесопользования является особой формой защиты общества от преступлений в области использования и охраны лесов, имеющих наивысшую степень общественной опасности;

2) уголовная ответственность в сфере лесопользования применяется только судом и после проведения предварительного следствия или дознания специально уполномоченными на то лицами в особом процессуальном порядке, определенном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации 8. Единственным основанием назначения уголовного наказания за преступление в области использования и охраны лесов является приговор суда;

3) уголовная ответственность предусматривает более суровые меры ответственности для нарушителей в сфере лесопользования по сравнению с иными видами ответственности. Например, лишение свободы, штраф, в несколько раз превышаю-

щий размер, установленный при административных взысканиях, лишение права занимать определенные должности, исправительные работы и др. (ст. 44 УК РФ);

4) к уголовной ответственности не могут привлекаться организации и их структурные подразделения, субъектом ответственности могут быть лишь вменяемые физические лица, достигшие возраста привлечения к уголовной ответственности (ст. 20 и 21 УК РФ).

Таким образом, уголовная ответственность в области лесного законодательства наступает за совершение предусмотренных уголовным законодательством преступлений в области использования и охраны лесов, представляющих наивысшую общественную опасность, в соответствии с требованиями уголовного процесса и только по приговорам суда.

Следует иметь в виду, что преступления в сфере лесных отношений по фактическому составу схожи с административными правонарушениями, однако представляют более повышенную социальную опасность в силу значительности ущерба либо посягательства на особо режимные лесные объекты (леса первой группы защитно-сти, заповедники, национальные парки и т.п.). Например, по объективной стороне ст. 8.28 КоАП и ст. 260 УК предусматривают ответственность за схожие правонарушения - незаконную порубку деревьев и кустарников. Если последствием этих действий стало наступление ущерба в значительном размере, то наступает уголовная ответственность, а не административная. Значительным размером признается исчисленный в установленном порядке ущерб, в 20 раз превышающий минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления.

Ст. 260 нового Уголовного кодекса состоит из двух частей, каждая из которых содержит отдельные составы преступлений. Общим признаком для обеих частей является способ преступного посягательства - незаконная порубка или повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан.

Целью данной нормы является обеспечение порядка лесопользования, предотвращение повреждения и уничтожения лесов и иной растительности путем незаконной порубки, а тем самым - обеспечение рационального использования и охраны лесов, т.е. многоцелевого, научно обоснованного, непрерывного неистощитель-ного пользования лесным фондом для удовлетворения потребностей общества и граждан в древесине и другой продукции, а также эффективного ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, сбережения и защиты лесов, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов 9.

Сфера применения статьи - деятельность предприятий, организаций и учреждений, а также граждан, осуществляющих заготовку и вывозку древесины и иной лесной продукции, и другие виды пользования лесосечным фондом.

Объектом преступления являются общественные отношения в области охраны и использования лесов в процессе ведения лесного хозяйства.

Согласно ст. 7 ЛК РФ лесной фонд Российской Федерации образуют все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и населенных пунктов, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью. В соответствии со ст. 11 ЛК РФ в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается

древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства; землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог); землях поселений, в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов); землях водного фонда (на полосах отвода каналов); землях иных категорий.

Предметом преступного посягательства являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий. Не являются предметом данного правонарушения: деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных дачных и садовых участках; ветровальные деревья и древостои, поваленные с корнями ветром; буреломные деревья, сломанные ветром; валежник; деревья и кустарники, заготовленные и складированные в процессе заготовки древесины 10.

Ст. 260 УК говорит о незаконной порубке. Незаконной порубкой признается любой способ отделения дерева и кустарника от корня (срубание, спиливание, корчевание и т.п.) без разрешения. Право на порубку дает лесорубочный билет, ордер, лесной билет (ст. 42 ЛК). Незаконной признается порубка хотя бы и при наличии разрешения, но произведенная не на отведенном участке, не в том количестве, не тех пород деревьев, какие указаны в разрешении, до или после сроков, указанных в нем, деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда 11.

В ч. 2 ст. 260 УК РФ указаны квалифицирующие признаки преступления. Это совершение незаконной порубки группой лиц; неоднократность, т.е. совершение незаконной порубки два и более раз; совершение порубки лицом с использованием своего служебного положения; либо в крупном размере.

Оконченным преступление признается с момента полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня либо с момента повреждения их до степени прекращения роста (гибели), если эти деяния совершены в значительном размере.

Субъективная сторона - прямой умысел в отношении незаконной порубки, поскольку лицо осознает общественно опасный характер своих действий и желает наступления последствий, и косвенный - в отношении повреждения до степени прекращения роста деревьев и кустарников, лиан, когда лицо осознает общественно опасный характер своих действий, допускает причинение вреда, но относится к его наступлению безразлично.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста, а по п. «б» ч.2 ст.260 УК - соответствующее должностное лицо.

Ст. 261 УК РФ предусматривает ответственность за уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, а также путем поджога, иным общеопасным способом в результате загрязнения вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами.

Целью данной нормы является предотвращение гибели лесной и внелесной

растительности, сохранение лесов как национального достояния России и важного в хозяйственном отношении природного ресурса.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 данной статьи, характеризуется указанным в диспозиции действием - неосторожным обращением с огнем или с иными источниками повышенной опасности, заключающемся в несоблюдении виновным необходимых мер предосторожности, в результате чего возникает лесной пожар (например, разведение костра и оставление его непотушенным, использование машин и оборудования на территории лесного фонда, дающих искру при работе, оставление механизмов невыключенными, что приводит к перегреву и возгоранию и т. п.), а также последствиями - уничтожением или повреждением лесов и иных насаждений в результате вызванного пожара - и причинной связью

__ __ 19

между указанным действием и последствиями 12.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 данной статьи, состоит из действий - поджог леса, производство взрывных работ, загрязнение вредными веществами, отходами, выбросами или отбросами, а также последствий -уничтожение или повреждение лесов и насаждений, не входящих в лесной фонд, и причинной связи между ними.

В случае загрязнения леса по неосторожной вине (легкомыслию, небрежности) уголовная ответственность по ч. 2 ст. 261 УК исключается, хотя результатом явилось уничтожение или повреждение деревьев, кустарников, насаждений. Такой вывод вытекает из указания ч. 2 ст. 24 УК. В ней сказано, что деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением только в том случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части Кодекса. Как видим, ч. 2 ст. 261 УК не содержит такого указания. Если вредные вещества относятся к источникам повышенной опасности (радиоактивные, ядовитые), то действия виновного подлежат квалификации по ч. 1 ст. 260 УК 13.

Преступление по ст.261 УК считается оконченным с момента наступления вредных последствий - уничтожения или повреждения лесов. При этом, в отличие от ст. 260 УК, закон не требует в качестве обязательного признака состава преступления наступление ущерба в значительном или крупном размерах. Объясняется это чрезвычайно общественно опасным характером деяния с использованием огня и других общеопасных способов.

Ст. 262 УК является новеллой в российском уголовном законодательстве. Она предусматривает уголовную ответственность за нарушение режима особо охраняемых территорий и природных ресурсов. К ним относятся государственные природные заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, санаторные, курортные и другие особо охраняемые территории, изъятые из хозяйственного или иного общедоступного использования решениями органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации,

Правовые режимы таких природных территорий и объектов установлены в Федеральном законе от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» 14, в соответствующих положениях о заповедниках, национальных парках и т.п.

Значит, при решении вопроса об уголовной ответственности правонарушителя следует обратиться к нормативно-правовым актам, утвердившим правовой режим защитности названных территорий и объектов. Например, на территориях на-

циональных парков запрещено размещение огородов, садоводческих и дачных участков, въезд и стоянка механизированных транспортных средств, если это не связано с обслуживанием парков.

Обязательным условием для данного преступления является наступление значительного ущерба. В отличие от ст.260 УК значительность ущерба определяется не в денежном выражении, а в экологическом вреде: утере значения территории, природной ценности объекта, гибели ценных видов животных и растений и т.п. Преступление совершается в форме умысла - прямого или косвенного и считается оконченным с момента реального причинения такого ущерба.

Гражданско-правовая ответственность. Возмещение вреда, причиненного лесным правонарушением, производится на основании соответствующих норм Гражданского кодекса РФ и лесного законодательства. В правоохранительных отношениях по возмещению вреда они взаимосвязаны. Гражданский кодекс содержит основные принципы, основания и условия имущественной ответственности юридических лиц и граждан, а лесное законодательство - соответствующие правила и методику исчисления имущественного вреда, причиненного лесонарушением (понятие и перечень лесных правонарушений, таксы для подсчета ущерба, размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований и т.п.). В своем применении нормы Гражданского кодекса являются нормами общего характера, а нормы лесного законодательства - нормами специального характера.

В. Романов 15 выделяет определенные принципы, присущие гражданско-правовой ответственности за лесонарушения и отличающие ее от других видов компенсационной ответственности, например, материальной. Они всецело относятся и к отношениям по возмещению вреда, причиненного лесному хозяйству. Это следующие принципы.

1. Обязанность правонарушителя возместить имущественный вред, причиненный противоправным поведением. Правонарушитель освобождается от возмещения, если докажет, что вред возник не по его вине. В ГК этот принцип закреплен в ст.393 и 401 - при договорных обязательствах, ст.1064 и других главы 59 - при деликтном причинении вреда. Из этого принципа вытекает правило, что привлечение лица к административной, уголовной, дисциплинарной ответственности не освобождает его от обязанности возмещения вреда.

2. Возмещение вреда в полном объеме. Это означает, что на причинителя вреда закон возлагает обязанность возместить потерпевшему как реальный ущерб, так и убытки в целом. Их понятия даются в ст. 15 ГК. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Например, в результате пожара сгорела шишкосушилка. Лесхоз имел договор на поставку семян сосны и кедра другим хозяйствам. При исчислении размера вреда учитываются не только реальный ущерб - стоимость сушилки, оборудования, заготовленного сырья и семян, но и упущенная выгода - сумма неполученного дохода, который был бы получен лесхозом от продажи семян.

3. Ответственность юридических лиц и граждан-работодателей за вред, причиненный их работниками. Нередко правонарушения совершаются гражданами при

выполнении ими своих трудовых (служебных) обязанностей. Например, при заготовке леса рабочие организации-лесопользователя оставили неснятыми зависшие деревья. Виновны в лесонарушении, конечно, рабочие, но имущественную ответственность за их действия несет работодатель (ст. 402, 1068 ГК).

Можно выделить три формы гражданско-правовой ответственности 16.

Во-первых, это признание совершенной сделки недействительной по основаниям, указанным в ГК РФ (ст. 166, 168) и иных правовых актах. В частности, Лесной кодекс РФ в ст. 112 говорит о том, что сделки, совершенные с нарушением лесного законодательства Российской Федерации, являются недействительными. Какие это сделки? Кодекс их не называет. Следовательно, чтобы проверить законность совершенной сделки, необходимо обратиться к Гражданскому кодексу и дать анализ лесного законодательства. Так, в соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона, является недействительной.

Во-вторых, возможно возмещение причиненного вреда, вытекающего из договорных отношений, то есть из сделки. В данном случае речь идет, в первую очередь, о договорах аренды и концессии участков лесного фонда. Например, ст. 83 ЛК РФ предусматривает обязанность лесопользователей соблюдать правила эколого-пользования, не наносить вреда окружающей природной среде, лесу и др. Поэтому при нарушении этих правил или иных условий договора лесопользователь будет обязан возместить лесному хозяйству все причиненные по его вине убытки и потери. Договорными отношениями также является лесопользование на основании лесорубочного билета, ордера, лесного билета. Субъектами ответственности являются граждане и юридические лица - лесопользователи.

Третьей формой гражданско-правовой ответственности, которая является наиболее распространенной, является возмещение причиненного вреда, возникшего из внедоговорных отношений. В данном случае убытки возмещаются по самому факту совершения правонарушения. Убытки могут быть возмещены как в натуральной форме (ст. 1082 ГК РФ), так и в денежной, что более характерно.

Внедоговорную ответственность несут все лица, причинившие вред лесному хозяйству. Они не состоят в договорных отношениях по лесопользованию с органами лесного хозяйства, правоотношение ответственности возникает в связи с лесо-нарушением. Это так называемая деликтная имущественная ответственность. Общие основания такой ответственности предусмотрены в ст.1064 ГК РФ 17.

В зависимости от характера правонарушения возмещение имущественного вреда, причиненного лесному хозяйству, осуществляется двумя способами:

1) посредством взыскания с лесопользователей неустойки за нарушение лесохозяйственных требований при заготовке древесины, второстепенных лесных материалов и побочном пользовании;

2) путем взыскания таксовой стоимости ущерба, причиненного лесонаруше-нием гражданами и юридическими лицами. Ответственность наступает на деликтных основаниях.

Согласно гражданскому праву неустойка относится к средствам обеспечения исполнения обязательств, выступает в денежном выражении (ст.330 ГК).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В лесных отношениях неустойка установлена законодательством, а потому она называется законной и применяется независимо от соглашения сторон (ст.332 ГК). Ее размеры определены применительно к таксовой стоимости древесины, отпуска-

емой на корню, как правило, в кратных размерах. Неустойка побуждает лесопользователя к надлежащему соблюдению установленных правил лесопользования.

В настоящее время действуют Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г.18, которые перечисляют более 27 видов нарушений лесохозяйственных требований, за которые взыскивается неустойка. Правила устанавливают размеры неустоек за различные нарушения в размере от 2 до 30 ставок лесных податей. Уплата неустоек не освобождает лесопользователей от обязанности устранить допущенные ими нарушения (если это возможно), а также от административной и иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. При невыполнении этих требований в установленный срок неустойка взимается повторно вплоть до полного устранения нарушений.

Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2001 г. утверждены таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации 18. В нем предусматривается 19 составов лесонарушений, влекущих имущественную ответственность: уничтожение или повреждение сеянцев либо саженцев в лесных питомниках; незаконная порубка, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников, кустарничков и лиан; незаконное присвоение (хищение) древесины срубленных с корня деревьев и др.

Такса - условная единица исчисления ущерба, причиненного природным объектам. Она устанавливается с учетом не только материального, но и экологического вреда, причиненного природной среде. Такса включает в себя долю затрат государства на охрану природы и штрафной элемент.

Взыскание имущественного вреда, причиненного лесному хозяйству, производится в судебном порядке. Срок исковой давности - 3 года (ст. 196 ГК).

Примечания

1 См.: Калинин И.Б. Природоресурсное право: Основные положения. Томск, 2000.

С. 105.

2 Лесной кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 610.

3 См.: Комментарий к Лесному кодексу РФ / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 1997.

4 См.: Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учеб. М., 2002. С. 512.

5 Постановление Правительства от 1 июня 1998 г. № 551 «Об утверждении Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации» (с изм. от 24 сент.

2002 г.) // СЗ РФ. 1998. № 23. Ст. 2553.

6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. // Рос. газ. 2001. 31 дек.

7 Приказ МПР РФ от 10 июня 2002 г. № 353 «Об утверждении Положения о государственной лесной службе Министерства природных ресурсов Российской Федерации» // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2002. № 5 - 6.

8 См.: СЗ РФ. 2001. № 52 (Часть 1). Ст. 4921.

9 См.: Дубовик О.Л. Экологические преступления: Комментарий к гл. 20 УК РФ. М., 1998. С. 322.

10 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.98 № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» (п. 11) // Бюл. Верховн. Совета РФ. 1999. № 1.

11 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2001.

12 См.: Дубовик О.Л. Указ. соч. С. 345.

13 См.: Романов В. Административная и уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства // Рос. юстиция. 1998. № 5.

14 Федеральный закон от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» // СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

15 Романов В. Гражданско-правовая ответственность за нарушение лесного законодательства Российской Федерации // Рос. юстиция. 1998. № 9. С. 45.

16 См.: Ерофеев Б.В. Указ. соч. С. 360.

17 Романов В. Указ. соч. С. 46.

18 СЗ РФ. 2001. № 22. Ст. 2236.

М. Д. Дзугаев

КАРАБАШ - ГОРОД «ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БЕДСТВИЯ»

Технологическая мощь человека в сочетании с неумением решать экологические и социальные проблемы обернулась жестким глобальным экологическим кризисом, реальность которого подтверждается множеством наблюдаемых изменений окружающей среды. Дальнейшее развитие кризиса, если оно не будет остановлено скоординированными действиями всех стран мира, может иметь только один результат - глобальную экологическую катастрофу.

Карабаш - город областного подчинения с населением 15,7 тыс. человек - находится в Челябинской области.

Поселение на этом месте (пос. Саймоновский) возникло в начале XIX в. как центр добычи россыпного золота. Вскоре, в связи с открытием медноколчеданных руд, было основано медеплавильное производство. С тех пор, до 1989 г., оно непрерывно расширялось. В отдельные периоды Карабаш поставлял до половины всей российской меди. В начале ХХ в. здесь были освоены технологии комплексной переработки полиметаллических руд с извлечением из них цинка, свинца и драгметаллов. Это привело к значительному увеличению объемов переработки руд, в том числе и привозных.

Непрерывно действующее и постоянно расширяющееся на протяжении без малого двух веков горнометаллургическое производство, изначально не ориентированное на сохранение, защиту и восстановление природы, в конце XX столетия привело к экологическому бедствию. И если меры, уже запоздавшие, не будут приняты сейчас, следующему поколению придется иметь дело с экологической, гуманитарной и генетической катастрофой, чреватой вырождением и физической гибелью данного социума российских граждан.

Город Карабаш расположен в восточных предгорьях Уральского хребта. Местность представляет собой увалисто-холмистую равнину с амплитудой рельефа от 310 м (Богородский пруд) до 612 м (г. Золотая). Вершины увалов, окаймля-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.