ИНФОРМАЦИОННОЕ И НАУЧНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНОВ _ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ДЕМИДОВ,
доктор юридических наук, член коллегии МВД России, начальник ГУОООП МВД России
О ТЕКУЩИХ ЗАДАЧАХ И ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТАХ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МВД РОССИИ
Проанализированы проблемы, существующие в субъектах охраны общественного порядка, определены задачи, которые необходимо решить для повышения эффективности деятельности территориальных органов МВД России в рассматриваемой сфере, а также меры по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
Ключевые слова: охрана общественного порядка, организация служебной деятельности, нормативно-правовая и методологическая база, стабильность оперативной обстановки, оптимизация численного состава.
Y.N. Demidov, DSc (Law), Member of Russia MI Board, Head, Russia MI Chief Agency of the Organizing Public Order Protection; e-mail: [email protected], tel.: 8 (495) 667-64-28.
On the current tasks and problematic aspects in the sphere of organizing police activities in protecting public order of the territorial Russia MI units.
Problems existing in the subjects of public order protection are analyzed, tasks which are necessary to solve for enhancing efficiency of the territorial Russia MI units in the sphere concerned, and also measures of law enforcement and public safety, are determined.
Key words: public order protection, organization of service activities, normative-and-legal and methodological base, stability of the operative conditions, optimization of numerical strength.
Современный этап функционирования си- четверти всей численности органов внутренних
стемы органов внутренних дел Российской дел - в общей сложности более 225 тыс. сотруд-
Федерации характеризуется рядом значимых ников.
процессов, связанных с внедрением инноваци- В абсолютном большинстве направления
онных форм и методов организации служебной их деятельности связаны с непосредственным
деятельности, совершенствованием структуры общением с гражданами, что в первую очередь
управления, модернизацией нормативно-право- формирует мнение населения о работе органов
вой и методологической базы, оптимизацией внутренних дел. Это - основополагающий крите-
численного состава. рий современной системы оценки, утвержденной
Стратегический приоритет - завершение приказом МВД России № 1310 2011 г Из 21 пара-
во взаимодействии с ВНИИ МВД России, обра- метра 6 характеризуют состояние работы в сфе-
зовательными учреждениями МВД России раз- ре компетенции ГУОООП МВД России. работки нормативов штатной численности под- Основным результатом с точки зрения обе-
разделений полиции по охране общественного спечения правопорядка и общественной без-
порядка, к их личному составу относится около опасности можно назвать сохранение стабиль-
ности оперативной обстановки в большинстве регионов страны.
Главная задача - совершенствование организации патрулирования улиц, других общественных мест, оперативного реагирования на правонарушения.
Завершается подготовка концептуального приказа по деятельности комплексных сил полиции в охране общественного порядка. Приоритет отдан единому руководству всеми наружными нарядами из дежурной части территориального органа внутренних дел.
Несмотря на сокращение более чем на четверть (на 25,9%) численности патрульно-постовой службы полиции - основного звена, обеспечивающего правопорядок на улицах, - результативность ее работы снизилась незначительно - на 3,9%, вклад в борьбу с преступностью остается стабильным - на уровне 6,3% (от всех раскрытых преступлений в Российской Федерации). В 2012 году ее сотрудниками раскрыто свыше 88,2 тыс. преступлений и пресечено около 4 млн административных правонарушений.
К сожалению, сохраняются и негативные тенденции.
Так, на фоне снижения регистрируемых преступлений (на 4,3%) уличная преступность выросла на 13% (до 466,1 тыс.). Наибольший прирост - вымогательства (+21,8%), кражи (+20,6%) (в том числе транспортных средств (+24,1%)), причинение тяжкого вреда здоровью (+10,9%), хулиганство (+9,0%), убийства и покушения на убийства (+8,1%), изнасилования и покушения на изнасилования (+4,7%), тяжкие и особо тяжкие преступления (+2,6%), разбои (+1,8%).
Факторы, повлиявшие на рост статистики:
1) необоснованное отнесение преступлений к категории уличных.
Например, при выборочной проверке в УМВД России по Курской области выявлено 6 краж на объектах, которые включены в госстатистику как уличные, в том числе хищение машинки для стрижки в парикмахерской, кирпичей в поликлинике, мобильного телефона в раздевалке школы.
В Архангельской области как уличные преступления учтены дача заведомо ложных показаний в районном суде, по 3 факта растраты и сбыта похищенного имущества, 2 случая нарушения правил безопасности на объектах атомной энергетики. И такие факты неединичны;
2) изменение порядка учета в соответствии с совместным указанием Генеральной прокуратуры и МВД России (от 24 февраля 2010 г. № 66/85/1).
Характерный пример - Республика Ингушетия, где зарегистрирован двадцатикратный рост
уличной преступности после устранения выявленных нарушений (с 6 до 126);
3) учет инициативно выявленных преступлений.
К примеру, в Брянской области, где уличная преступность выросла на 81,3%, сотрудниками полиции инициативно выявлено 61 1 преступлений, или более половины (54,6%) уличных преступлений;
4) проблемы в расстановке наружных нарядов, использовании комплексных сил. Маршруты патрулирования разрабатываются без учета реальной обстановки.
Так, в г. Архангельске из 100 зарегистрированных за 2 недели января (с 10 по 23 января 2013 г.) уличных преступлений только два были совершены в зонах постов и маршрутов ППСП. В 2012 г. нарядами ППСП на постах и маршрутах раскрыто всего 6% от общего числа раскрытых преступлений;
5) нецелевое использование личного состава.
Например, во Владимирской области из 900
сотрудников ППСП по списку 38 чел. (или 4,2%) используются на службе, не связанной с охраной общественного порядка (18 музыкантов оркестра при УМВД, 14 спортсменов, 6 водителей);
6) командирование дополнительных сил и средств для обеспечения правопорядка и общественной безопасности при проведении крупномасштабных массовых мероприятий всероссийского и международного характера.
Какие могут быть приняты меры?
Прежде всего, альтернативные формы организации службы:
1) смешанные наряды с добровольными народными дружинами, казачеством, работниками ЧОП. Заслуживает внимания опыт подобной работы в г. Северодвинске Архангельской области;
2) передвижные пункты полиции. Например, в МВД по Республике Мордовия сформирован сводный наряд в составе сотрудников ППСП, УУП, ЛРР, дознания на базе автобуса, оборудованного АРМ с мобильным устройством удаленного доступа к базам данных;
3) опыт ГУ МВД России по г. Москве, где для патрулирования улиц выделяется по 80 сотрудников оперативных полков полиции в свободное время от обеспечения правопорядка при проведении массовых мероприятий;
4) усиление патрулирования улиц в вечернее время в конце рабочей недели с привлечением в установленном порядке сотрудников, не являющихся полицейскими, - на примере г. Иркутска, других крупных населенных пунктов.
Подготовлены предложения по расширению использования потенциала кавалерийских под-
разделений полиции. На сегодняшний день численность кавалерийских подразделений полиции территориальных органов МВД России составляет всего 727 единиц.
Следующий момент - внедрение современных информационно-телекоммуникационных технологий.
За прошедшие пять лет в субъектах Российской Федерации в основном сформирован правоохранительный сегмент АПК «Безопасный город», включающий подсистемы видеонаблюдения, экстренной связи «Гражданин-полиция», позиционирования подвижных объектов и систем удаленного доступа АПК «Барс» и ПМД «Радиус».
По поступившим из территориальных органов сведениям, с использованием видеосистем выявлено около 26 тыс. преступлений (2011 г. - 17,1 тыс.) и более 26 млн (2011 г. - 10,9 млн) административных правонарушений. Профилактический эффект очевиден. МВД России разработаны проекты концепции дальнейшего развития комплекса и единых технических требований к элементам его оборудования.
С использованием систем удаленного доступа выявлено 16,3 тыс. преступлений, составлено 44,1 тыс. протоколов об административных правонарушениях, задержано 638 лиц, находящихся в розыске, и обнаружено 50 ед. похищенного автотранспорта.
Актуальная проблема - рост преступлений, совершенных в состоянии алкогольного - на 19,6% и наркотического - на 36,4% опьянения. Каждое четвертое преступление совершается в состоянии алкогольного опьянения (25,1% -314,8 тыс.).
Не способствует нормализации обстановки ликвидация ранее существовавших в системе МВД России медицинских вытрезвителей.
Алгоритм действий, определенный приказом МВД России от 23 декабря 2011 г. № 1298, согласованным с Минздравом России, в полной мере не срабатывает: лиц, находящихся в сильной степени опьянения, зачастую доставлять просто некуда.
Данная проблематика стала предметом отдельного рассмотрения на заседании Правительственной комиссии по профилактике правонарушений в феврале 2013 г. Выработан комплекс практических рекомендаций по созданию в субъектах Российской Федерации специализированных медицинских и социальных учреждений для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии опьянения.
В целом инструментарий Правительственной комиссии по профилактике правонарушений, аналогичных координационных совещательных
органов в регионах страны стал более активно использоваться для решения вопросов охраны правопорядка, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Важный сегмент в комплексе мер по обеспечению правопорядка и общественной безопасности - публичные и иные массовые мероприятия, которые в разных масштабах проходят по всей стране. К сожалению, правонарушения при их проведении нередки и стали объективной реальностью.
Укрепление законности и правопорядка в указанной сфере рассматривается в числе приоритетных задач. Важность этой работы подчеркивается вынесением обсуждения данной тематики на заседание коллегии МВД России в апреле 2013 г.
На особом контроле - протестные акции, характеризующиеся все более масштабным и системным характером, повышением степени их общественной опасности, применением новой тактики действий, таких как установка палаточных городков в общественных местах, проведение «флэшмобов», автопробегов, «сидячих демонстраций», «контрольных прогулок», «живых цепочек».
Следует отметить, что принятые меры в рамках применения норм Федерального закона от 8 июня 2012 г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» и Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» объективно способствовали снижению правонарушений при проведении публичных мероприятий. Число несогласованных акций снизилось на 11,6%, количество нарушений - на 12,7%.
Приоритетное внимание уделяется вопросам соблюдения законности и служебной дисциплины, умения вести правовой диалог с участниками мероприятий, грамотной квалификации их действий в соответствии с законодательством, формирования качественной доказательственной базы выявленных правонарушений. Это должно стать основой обучения сотрудников для подразделений полиции по охране общественного порядка.
Беспокоит ситуация при проведении спортивных мероприятий.
Складывающаяся на футбольных аренах страны ситуация далека от нормальной и заставляет территориальные органы МВД России задействовать практически все имеющиеся резервы во время проведения матчей с участием команд РФПЛ, тем самым вынужденно снижая численность наружных нарядов полиции на ули-
цах и в других общественных местах. Между тем в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» органы внутренних дел обязаны лишь оказывать содействие организаторам массовых мероприятий в обеспечении правопорядка при их проведении.
За счет более активного привлечения работников контрольно-распорядительной службы удалось сократить число задействованных на стадионах сотрудников полиции на 6%. Наиболее эффективно эти меры применялись ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Пермскому краю, МВД по Кабардино-Балкарской Республике, где достигнуто 25-процентное сокращение использования личного состава. Обратная картина - в Московской и Самарской областях.
Важный момент - создание за счет перераспределения численности сотрудников специальных подразделений по работе с болельщиками или закрепление постоянных сотрудников в тех субъектах, где есть профессиональные футбольные клубы.
Активно ведется работа на площадке Госдумы по сопровождению внесенного в ноябре 2012 г. проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий или спортивных мероприятий», разработанного Минспортом совместно с МВД России.
Готовится проект постановления Правительства о порядке обеспечения правопорядка и безопасности при проведении спортивных мероприятий. Нормализации обстановки должны способствовать четкая регламентация правил поведения болельщиков, разграничение сфер ответственности между организаторами мероприятий, спортивными клубами, администрацией спортивных сооружений и правоохранительными органами.
Особенно актуальны эти вопросы в свете проведения предстоящей зимней Олимпиады в Сочи, чемпионата мира по футболу 2018 г В этот период будет командировано большое количество приданных сил из числа сотрудников подразделений полиции по охране общественного порядка из других регионов страны. Их профессиональная подготовка - один из основных приоритетов.
Во многом оценку населением деятельности полиции в целом определяет обеспечение правопорядка в жилом секторе, где совершается практически четверть всех преступлений. Этому вопросу было посвящено заседание коллегии МВД России в мае 2012 г.
Ключевая роль в этой сфере принадлежит службе участковых уполномоченных полиции. Подготовлен приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166, определяющий их новый функционал. Максимально проработаны вопросы исключения несвойственных им функций. Сокращено количество служебной документации, введена возможность электронного документооборота. Категории подучетных лиц приведены в соответствие с Федеральным законом «О полиции».
На профилактических учетах состоят около 3 млн граждан, контролируется 593 тыс. лиц, освобожденных из мест заключения, 537 тыс. осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также десятки тысяч семейных дебоширов, алкоголиков и наркоманов.
Участковыми уполномоченными установлены лица почти по 347 тыс. преступлений, или четверти (24,6%) всех раскрытых органами внутренних дел. Рассмотрено около 7,5 млн обращений и заявлений граждан, заметно увеличилось количество принятых решений о привлечении правонарушителей к административной ответственности и о принятии мер профилактического воздействия.
Один из приоритетов - разработка целевой программы «Сельский участковый». Ее реализация должна способствовать повышению уровня профессиональной подготовки участковых, их материально-технического обеспечения и решению социально-бытовых вопросов.
Центральным звеном системы предупреждения правонарушений в жилом секторе должны стать общественные пункты охраны порядка. Оптимальный вариант - совмещение их с участковыми пунктами полиции. Подобная практика уже существует и оправдывает себя в республиках Татарстан, Чувашия, Саха (Якутия), Архангельской, Брянской, Курской, Ульяновской, Томской, Тюменской областях и ряде других регионов.
В 2012 г. приняты активные меры по укреплению института административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы и имеющими непогашенную судимость. В настоящее время под административным надзором состоит почти 35 тыс. человек.
Активизация мер в этой сфере позволила минимизировать до 4,3% число поднадзорных, совершивших преступления, на фоне роста на 12,7% количества лиц, повторно преступивших закон.
Вместе с тем, ситуация далека от идеала: поднадзорными лицами совершено 55 убийств в основном на бытовой почве, 99 деяний по причинению тяжкого вреда здоровью, 29 преступлений против половой неприкосновенности, 284 грабе-
жа, 75 разбоев и еще более 1,4 тыс. иных умышленных преступлений.
Требует дальнейшего совершенствования взаимодействие с другими субъектами профилактики правонарушений.
Издан приказ МВД России от 30 июня 2012 г. № 657 «О внесении изменений в порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», определяющий порядок взаимодействия органов внутренних дел с подразделениями ФСИН по учету и обмену информацией по организации административного надзора.
Завершается разработка совместного приказа МВД России и ФМС России в целях организации эффективного контроля за поведением лиц, подлежащих установлению за ними административного надзора.
Осуществляется подготовка пакета законодательных инициатив, направленных на усиление ответственности - вплоть до уголовной - лиц, состоящих под административным надзором, за неоднократное совершение ими правонарушений, посягающих на общественный порядок. Это должно повысить эффективность профилактических мер в отношении поднадзорных лиц и предупредить более тяжкие последствия их противоправного поведения.
Особое место в системе общей и индивидуальной профилактики правонарушений занимает работа, проводимая среди несовершеннолетних.
Подростковая преступность снижена на 10,6% (до 64 тыс. преступлений), удельный вес преступлений, совершенных лицами данной возрастной категории, составил 5,1% - это один из самых низких показателей последних лет.
Данная работа - комплексная, находящаяся в компетенции не только подразделений по делам несовершеннолетних, как это происходит в большинстве случаев. Особенно сейчас, когда численность ПДН сокращена почти на 30%, а в отдельных регионах - более чем на половину.
На данное обстоятельство указано в представлении Генеральной прокуратуры по результатам проверки исполнения законодательства в этой сфере в декабре 2012 г.
Особое внимание уделено совершенствованию нормативной базы в этой сфере. Сейчас активно дорабатывается проект Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в современных условиях с учетом ряда замечаний, высказанных ГУУР МВД России.
В недостаточной степени применяется такая профилактическая мера, как помещение трудных
подростков в центры временного содержания несовершеннолетних, - всего в 20% от имеющихся возможностей. На сегодняшний день в России существует 79 таких центров. ГУОООП МВД России выступило с инициативой, касающейся перспективы использования ЦВСНП для содержания находящихся под следствием подростков за преступления небольшой и средней тяжести, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.
С учетом либерализации уголовного законодательства, декриминализации ряда статей Уголовного кодекса первостепенное значение приобретает административная практика полиции.
Главная задача - законность в работе, и это -основной критерий оценки.
Количество отмененных постановлений по делам об административных правонарушениях (при увеличении выявленных правонарушений до 51,4 млн) (+1,3%) снизилось на 3,1% (без учета правонарушений в области дорожного движения). Их удельный вес составляет менее пяти сотых (0,04%) в общем объеме рассмотренных дел.
Подписан приказ МВД России от 29 декабря 2012 г. № 1156, утверждающий типовые положения о подразделениях по исполнению административного законодательства, где определены их функциональные обязанности. Предстоит работа по формированию оптимальной структуры этих подразделений, укреплению профессионального ядра, прежде всего на районном уровне.
В плане оптимизации структурного построения территориальных органов принято решение о переподчинении спецприемников для административно арестованных подразделениям организации деятельности спецучреждений и охран-но-конвойной службы.
На фоне активизации применения административного ареста проблемный вопрос - недостаточное количество специальных приемников. В результате более 50% арестованных в административном порядке лиц содержатся в ИВС.
В рамках совместной с Минюстом России работы по приведению регионального административного законодательства в соответствие с требованиями Федерального закона «О полиции» исключено около 350 не свойственных полиции составов. В 26 субъектах несоответствия устранены полностью, в 16 - исключены частично, в 35 - подготовлены соответствующие законопроекты.
Принят Федеральный закон от 10 июля 2012 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», наделивший полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях начальников пунктов полиции,
что особенно важно для отдаленных и труднодоступных районов страны.
Подготовлен пакет предложений о расширении компетенции участковых уполномоченных по рассмотрению административных правонарушений, связанных с распитием спиртных напитков и появлением в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, в сфере миграции - в части соблюдения режима пребывания и трудовой деятельности.
Приоритетным является обеспечение полного и объективного учета и анализа результатов административной практики, в том числе формирование единого автоматизированного информационного банка данных о лицах, привлеченных к административной ответственности.
На первом плане также стоит работа по взысканию административных штрафов - важнейший принцип неотвратимости наказания. В целом по России этот показатель составил 57,9%.
Эффективная мера - административное выдворение.
Участковые уполномоченные напрямую заинтересованы в оздоровлении криминогенной ситуации на административном участке, связанной с незаконной миграцией. Предоставление таких полномочий позволит полиции существенно увеличить количество направляемых в суды материалов на выдворение нелегальных мигрантов.
Позитивной динамике результатов должны способствовать меры, определенные решениями совместного заседания коллегий ФМС России и МВД России от 30 ноября 2012 г. по вопросам взаимодействия в сфере миграции.
В 2013 г. должна быть завершена передача ФМС России функций по содержанию в специальных помещениях органов внутренних дел иностранных граждан, подлежащих административному выдворению.
Принятый 23 ноября 2012 г. Государственной Думой Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» принципиально решил эту проблему.
Существенные изменения законодательства и реорганизация системы МВД России потребовали оптимизации деятельности спецучреждений полиции и охранно-конвойной службы органов внутренних дел.
Приняты необходимые меры по устранению правового пробела - отсутствия законодательного закрепления существующего порядка содержания, конвоирования, охраны задержанных и заключенных под стражу лиц. Ведется активная работа по сопровождению соответствующего за-
конопроекта в профильном комитете Госдумы и Совете Федерации Российской Федерации.
Впервые МВД России утверждена Концепция развития изоляторов временного содержания на 2012-2014 гг. Ее цель - создание условий для содержания под стражей лиц, соответствующих принципам и нормам российского и международного права. Определены сроки строительства и реконструкции 159 ИВС в 63 субъектах Российской Федерации.
В условиях проведения оптимизации подразделений органов внутренних дел в субъектах Российской Федерации в период с 2010 по 2012 г. количество ИВС снизилось на 15,4%, а строевых подразделений охраны и конвоирования - на 43,7%, при этом число содержащихся в ИВС лиц в среднем уменьшилось на 13,3%, отконвоированных лиц - на 13,5%.
В результате принятых мер чрезвычайные происшествия, связанные с содержанием, охраной и конвоированием задержанных и заключенных под стражу лиц, снижены на 33% (со 136 до 91).
Ситуация в сфере соблюдения законности и прав граждан, содержащихся в ИВС, предметно рассмотрена на заседании Правительственной комиссии по профилактике правонарушений 25 марта 2013 г. Определен комплекс дополнительных мер по обеспечению правопорядка и предупреждению правонарушений в этих учреждениях, а также укреплению дисциплины и повышению ответственности личного состава.
Почти 3/4 государственных услуг и функций в системе МВД России реализуются подразделениями лицензионно-разрешительной работы органов внутренних дел. Изданы 29 административных регламентов в этой сфере.
В связи с этим обеспечение подразделений ЛРР материально-техническими средствами для качественного оказания услуг, в том числе в электронном виде, должно осуществляться на приоритетной основе, пропорционально объемам возложенных задач.
Злободневная тема последнего времени - рост резонансных преступлений, связанных с применением зарегистрированного оружия, в том числе так называемого травматического действия. Стоит только вспомнить громкие события со «стреляющими свадьбами» в Москве.
Рост преступлений, совершенных с применением огнестрельного и газового оружия, составил 15,6% (3431), в том числе 63,8% - оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел (с 216 до 354). Минимизации подобных происшествий должно способствовать принятие подготовленных МВД России поправок к Федеральному закону
«Об оружии», направленных на установление дополнительных ограничений, запретов и обязанностей субъектов общественных отношений в сфере оборота оружия, в том числе огнестрельного оружия ограниченного поражения.
Важным вопросом является формирование и использование банков данных АИПС «Оружие-МВД».
Вместе с тем, в ряде случаев подразделения лицензионно-разрешительной работы районного звена нерегулярно передают сведения о своих объектах учета в базы данных на региональном уровне. Как следствие, количество владельцев оружия, нарушивших сроки его перерегистрации, превышает 30% в МВД по республикам Калмыкия, Дагестан, Коми, Тыва, Хакасия, Чувашской Республике, ГУ МВД России по Пермскому краю, УМВД России по Приморскому, Забайкальскому краям, Астраханской, Кировской, Магаданской, Мурманской, Пензенской, Ярославской областям.
В сфере частной охранной и детективной деятельности проблемным остается качество оказываемых услуг. Этому вопросу было посвящено отдельное заседание Правительственной комиссии по профилактике правонарушений 26 марта 2012 г.
Криминогенная обстановка здесь остается сложной. Из 409 зарегистрированных нападений на охраняемые объекты только в нескольких случаях работникам охранных структур удалось оказать противодействие преступникам. В результате нападений погибло 3 и ранено 18 охранников в основном из-за их непрофессиональных действий.
Совершенствованию мер в данной области должен способствовать Координационный совет при МВД России по взаимодействию с частными охранными организациями и частными детективами, образованный приказом МВД России от 30 октября 2012 г. № 983 «О создании координационного органа» в качестве постоянно действующего совещательного, экспертно-консул ьта-тивного коллегиального органа.
Организованы всесторонние проверки законности получения статуса частного охранника работниками охранных организаций. Выявлено свыше 300 фактов использования документов с признаками подделки. Однако уголовные дела по ч. 3 ст. 327 УК РФ возбуждены всего в 116 случаях.
Необходимо максимально использовать потенциал федеральных банков данных для оперативного получения информации о законности получения гражданами статуса частного охранника
и обеспечить сбор материалов для привлечения к ответственности лиц, незаконно осуществляющих охранную деятельность.
И последнее. Несмотря на принимаемые меры по укреплению дисциплины и законности, отбор и переаттестацию личного состава, качественного улучшения ситуации добиться не удалось.
Целый ряд чрезвычайных происшествий связан с пережитками «палочной системы», что побуждало сотрудников к злоупотреблениям с целью улучшения показателей. К сожалению, подобная практика не искоренена.
Это говорит о том, что мы не смогли донести до личного состава современных требований. В результате люди работают по старинке, стремясь любыми средствами повысить количественные показатели.
И если в вопросах пресечения фактов взяточничества, служебного подлога, халатности должны приниматься самые жесткие меры, то более взвешенной наша позиция должна быть в случаях возбуждения уголовных дел в отношении сотрудников полиции в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей.
В 2012 г. в инициативном порядке проведен анализ складывающейся ситуации и за подписью первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации в территориальные органы МВД России направлено обзорное указание по данной проблематике о приоритетном внимании вопросам оказания консультационной, методической и практической помощи сотрудникам полиции по защите чести, достоинства и деловой репутации.
Одна из наиболее актуальных задач - выработка принципиально иных подходов к созданию эффективной системы подготовки кадров с первоначального обучения вновь принятых на службу сотрудников и до подготовки квалифицированных специалистов в учреждениях высшего образования МВД России. Крайне важно, чтобы образовательные программы были максимально ориентированы на практику, соответствовали реальной ситуации и учитывали тенденции развития оперативной обстановки.
Все перечисленные новации должны не только повысить уровень правопорядка на улицах, в общественных местах, в жилом секторе, но и способствовать восстановлению доверия со стороны населения к деятельности полиции.
Для выполнения этих основных требований сегодняшнего времени необходимы высокая ответственность сотрудников полиции, профессионализм и неукоснительное соблюдение закона.