контроль является регуляторной характеристикой, основным свойством, которое составляет основание для развития остальных, более частных свойств личности, представляя собой результат осмысления окружающего мира и своего места в нем.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что существует общесистемное качество, которое характеризует одновременно и степень открытости человека навстречу изменениям, обеспечивающим саморазвитие, и степень устойчивости системы, сохраняющей свою специфику, которые обеспечивают сам факт открытости системы. Показателем этого общесистемного качества является континуум «ригид-ность-флексибильность». Представление о степени открытости-закрытости распространяется также и на субъективный контроль, внутренний и внешний уровни которого формируют
Библиографический список
границы континуума «интернальность-экстернальность». Человек считается более открытым для изменений, если он флексибилен и интернален, и наоборот, закрытость его определяется ригидностью и экстернальностью. Ригидность-флек-сибильность характеризует открытость с позиции готовности человека к переструктурированию опыта, сложившихся поведенческих стереотипов, а интернальность-экстернальность с точки зрения большего или меньшего осознания себя субъектом самоосуществления. Принимая во внимание, что ригидность личности описывается в качестве интегрального, наиболее общего показателя степени открытости (или закрытости) психологической системы нами предполагается, что имеет место взаимосвязь между субъективным контролем и параметрами личностной ригидности, которую возможно установить в исследовании.
1. Рохлин, Л.Л. Проблема личности в психиатрическом аспекте // Проблемы личности: материалы симпозиума. - М., 1970.
2. Rojers, K. Persons or science? A philosophical question // American Psychologist. - 1955. - V.10.
3. Allport, G.W. Pattern and growth in personality. - New York: Holt, Rinehart and Winston, 1961.
4. Клочко, В.Е. Культурно-историческая психология и психосинергетика // Образование в информационном обществе: пособ. для студентов гуманитарных вузов. - Бийск, 2000.
5. Черников, А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики // Тематическое приложение к журналу «Семейная психология и семейная психотерапия». - М., 1997.
6. Дружинин, Д.Л. Синергетика и методология системных исследований / Д.Л. Дружинин, В.Г. Ванярхо // Системные исследования. Ежегодник. - М., 1989.
7. Делокаров, К.Х. Синергетика и образовательные ценности / К.Х. Делокаров, Ф.Д. Демидов [Э/р]. - Р/д: http://www.biophys.msu.ru /awse /confer /NCE 00/197. html- 3K. - 08.08.2000.
8. Клочко, В.Е. Инициация мыслительной деятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1991.
9. Краснорядцева, О.М. Психологические механизмы возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1996.
10. Клочко, В.Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики // Образование и социальное развитие региона. - Барнаул. - 1995. - № 3-4.
11. Галажинский, Э.В. Ригидность как общесистемное свойство человека и самореализация личности // Человек в психологии: ориентиры исследования в новом столетии: Материалы межвузовской научной конференции. - Караганда, 2001.
12. Залевский, Г.В. Филогенетические основы фиксированных форм поведения // Сибирский психологический журнал. - 1999. - Вып. 11.
13. Лукьянов, О.В. Проблема идентичности и психическая ригидность в психологической образовательной практике: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Томск, 1999.
14. Галажинский, Э.В. Системная детерминация самореализации личности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Барнаул, 2002.
Bibliography
1. Rokhlin, L.L. Problema lichnosti v psikhiatricheskom aspekte // Problemih lichnosti: materialih simpoziuma. - M., 1970.
2. Rojers, K. Persons or science? A philosophical question // American Psychologist. - 1955. - V.10.
3. Allport, G.W. Pattern and growth in personality. - New York: Holt, Rinehart and Winston, 1961.
4. Klochko, V.E. Kuljturno-istoricheskaya psikhologiya i psikhosinergetika // Obrazovanie v informacionnom obthestve: posob. dlya studentov gumanitarnihkh vuzov. - Biyjsk, 2000.
5. Chernikov, A.V. Integrativnaya modelj sistemnoyj semeyjnoyj psikhoterapevticheskoyj diagnostiki // Tematicheskoe prilozhenie k zhurnalu «Semeyjnaya psikhologiya i semeyjnaya psikhoterapiya». - M., 1997.
6. Druzhinin, D.L Sinergetika i metodologiya sistemnihkh issledovaniyj / D.L. Druzhinin, V.G. Vanyarkho // Sistemnihe issledovaniya. Ezhegodnik. - M., 1989.
7. Delokarov, K.Kh. Sinergetika i obrazovateljnihe cennosti / K.Kh. Delokarov, F.D. Demidov [Eh/r]. - R/d: http://www.biophys.msu.ru /awse / confer /NCE 00/197. html- 3K. - 08.08.2000.
8. Klochko, V.E. Iniciaciya mihsliteljnoyj deyateljnosti: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. - M., 1991.
9. Krasnoryadceva, O.M. Psikhologicheskie mekhanizmih vozniknoveniya i regulyacii mihshleniya v realjnoyj zhiznedeyateljnosti: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. - M., 1996.
10. Klochko, V.E. Predmet sovremennoyj psikhologii: chelovekoobrazovanie i psikhologicheskoe obespechenie smihslovoyj pedagogiki // Obrazovanie i socialjnoe razvitie regiona. - Barnaul. - 1995. - № 3-4.
11. Galazhinskiyj, Eh.V. Rigidnostj kak obthesistemnoe svoyjstvo cheloveka i samorealizaciya lichnosti // Chelovek v psikhologii: orientirih issledovaniya v novom stoletii: Materialih mezhvuzovskoyj nauchnoyj konferencii. - Karaganda, 2001.
12. Zalevskiyj, G.V. Filogeneticheskie osnovih fiksirovannihkh form povedeniya // Sibirskiyj psikhologicheskiyj zhurnal. - 1999. - Vihp. 11.
13. Lukjyanov, O.V. Problema identichnosti i psikhicheskaya rigidnostj v psikhologicheskoyj obrazovateljnoyj praktike: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Tomsk, 1999.
14. Galazhinskiyj, Eh.V. Sistemnaya determinaciya samorealizacii lichnosti: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. - Barnaul, 2002.
Статья поступила в редакцию 10.07.14
УДК 159.9 + 378.178
Bokova O.A., Chebulin A.A. BASIC PRINCIPLES AND DIRECTIONS OF COGNITIVE-BEHAVIORAL CONSULTING OF ORPHAN STUDENTS. The article describes the main areas of psychological assistance to orphan students, who have mental health disorders. The assistance is fulfilled in the course of consultations. The consulting is viewed as a possible form of assistance to orphanage home leavers. The authors conclude that the cognitive-behavioral consulting of orphan students can be directed to correction of delinquent behavior, development of constructive thinking, teaching sociably accepted ways of communication and self-control.
Key words: cognitive-behavioral counseling, orphan students, processing of experience of socialization, responsible behavior, analysis of behavior and a problem, guiding principles of cognitive-behavioral consulting.
О.А. Бокова, доц. каф. психологии ФГБОУ ВПО «Алтайская гос. педагогическая академия», г. Барнаул, E-mail: [email protected]; А.А. Чебулин, педагог-психолог КГБОУ СПО «Барнаульский техникум сервиса и дизайна одежды», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ-СИРОТ
В статье представлено описание основных направлений оказания психологической помощи студентам-сиротам, имеющим нарушения психического здоровья посредством когнитивно-бихевиорального консультирования, раскрыты его возможности применительно к специфике развития выпускников детских домов. Авторы приходят к выводу о том, что когнитивно-поведенческое консультирование студентов-сирот должно специализироваться на исправлении делинквентного поведения, ориентироваться на личность подростка и совершаемые им поступки, а также развивать в нём конструктивный образ мыслей, обучать его навыкам социально приемлемого поведения и самоконтролю.
Ключевые слова: когнитивно-бихевиоральное консультирование, студенты-сироты, переработка опыта социализации, ответственное поведение, поведенческий и проблемный анализ, ведущие принципы когнитивно-поведенческого консультирования
Социализация, защита и обеспечение прав и законных интересов, а также профессиональное образование воспитанников детских домов относятся к актуальным проблемам современной России. Вхождение воспитанников детских домов в окружающий их социум основывается на всевозможных доступных им способах, в том числе и противоправных. Исследования отечественных и зарубежных психологов показывают, что в условиях детского учреждения интернатного типа формируется совершенно иной, в отличие от условий семейного воспитания, тип личности человека. Особенности физического, психического и социально-правового статуса выпускников детских домов являются следствием их неблагополучной истории, что существенно сказывается на состоянии их психического здоровья, а также затрудняет получение профессионального образования.
Когнитивно-поведенческое консультирование основано на изменении мышления, убеждения, установок и делинквент-ного поведения, что является особенно важным в случае с выпускниками детских домов. Дж. Бонта и Р.В. Кормьер (J. Bonta and R.B. Cormier, 1999) правомерно замечают, что «исследование эффективности применения когнитивно-бихе-виоральных стратегий в работе делинквентами привели к повсеместному принятию этого подхода как наиболее удобного метода коррекционной работы с проступочным поведением. Более традиционные методы консультирования (например, центрированный на клиенте или психодинамические подходы) постепенно утрачивают свое значение среди клиницистов, работающих с делинквентами» [1, с. 344]. Популярность консультирования реальностью частично обусловлена прямолинейностью подхода и его легкими для понимания процедурами. В сущности, когнитивно-поведенческое консультирование направлено на обучение делинквентных выпускников детских домов ответственному поведению. Главный упор консультирования реальностью делает на характере делинквентнос-ти, вместо того, чтобы рассматривать её как результат некоего пограничного расстройства личности. Важными предшественниками когнитивно-поведенческого консультирования являются теория личностных конструктов Дж. Келли (1955), ра-ционально-эмотивная терапия А. Эллиса (1962) и когнитивная терапия А. Бека (1970) [2].
М. Лайнен замечает, что «когнитивно-поведенческое консультирование опережает все другие, подчеркивая необходимость обучения клиентов принятию себя и своего мира таким, какие они есть в настоящий момент» [2, с. 49].
Преимущества когнитивного консультирования в работе со студентами-выпускниками детских домов:
1. Помогает клиенту лучше приспособиться и изменить недостаточно адаптивное поведение, что особенно актуально для профилактики социально-психологической дезадаптации.
2. Обучает продуктивным реакциям, устраняет дефицит в поведенческих репертуарах, развивает эффективные социальные навыки и способность к саморегулированию, позволяет устанавливать конкретные цели и подцели, достигая их, устраняет изнурительные реакции тревоги, развивает способность расслабляться, свойственные сиротам, что в определенной степени позволяет снижать трудности их социализации и проявления девиантного поведения.
Общие принципы когнитивного консультирования:
1. Многие симптомы и поведенческие проблемы являются следствием пробелов в обучении, образовании и воспитании.
2. Имеются тесные взаимоотношения между поведением и средой. Выявление источника нарушений (стимулов) - важный этап метода.
3. Нарушения поведения являются квази-удовлетворени-ем базисных потребностей в безопасности, принадлежности, достижении, свободе.
4. Когнитивный компонент является решающим в процессе научения. Считается, что поведение может быть изменено в результате наблюдения за ним и устранения когнитивного дефицита или когнитивных искажений.
5. Прогноз и результативность психологического консультирования определяются в параметрах наблюдаемого улучшения поведения [1].
Цели когнитивно-поведенческого психологического консультирования представляются следующим образом: проведение функционального поведенческого анализа; изменение представлений о себе; коррекция дезадаптивных форм поведения и иррациональных установок; развитие компетентности в социальном функционировании.
Основные принципы проведения консультационной сессии.
Поведенческий и проблемный анализ считается наиболее важной диагностической процедурой в когнитивно-поведенческом консультировании. Информация должна отражать следующие моменты: конкретные признаки ситуации (облегчающие, утяжеляющие условия для поведения-мишени); ожидания, установки, правила; поведенческие проявления (моторика, эмоции, когниции, физиологические переменные, частота, дефицит, избыток, контроль); временные последствия (краткосрочные, долгосрочные) с различным качеством (позитивные, негативные) и с различной локализацией (внутренние, внешние).
Помощь в сборе информации оказывает наблюдение за поведением в естественных ситуациях и экспериментальных аналогиях (например, ролевой игре), а также вербальные сообщения о ситуациях и их последствиях.
Цель поведенческого анализа - функциональное и структурно-топографическое описание поведения. Поведенческий анализ помогает осуществить планирование психологического консультирования и его ход, а также учитывает влияние на поведение микросоциального окружения.
При проведении проблемного и поведенческого анализа существует несколько схем. Первая и наиболее отработанная заключается в следующем.
1. Описать детальные и зависимые от поведения ситуативные признаки. Улица, дом, школа - это чересчур глобальные описания. Необходима более тонкая дифференцировка.
2. Отразить поведенческие и относящиеся к жизни ожидания, установки, определения, планы и нормы; все когнитивные аспекты поведения в настоящем, прошлом и будущем. Они нередко скрыты, поэтому на первом сеансе их трудно обнаружить даже опытному психологу-консультанту.
3. Выявить биологические факторы, проявляющиеся через симптомы или отклоняющееся поведение.
4. Наблюдать моторные (вербальные и невербальные), эмоциональные, когнитивные (мысли, картины, сны) и физи-
ологические поведенческие признаки. Глобальное обозначение (например, страх, клаустрофобия) мало применимо для последующего психологического консультирования. Необходимо качественное и количественное описание признаков.
5. Оценить количественные и качественные последствия поведения.
В качестве задач интервью можно назвать и такие, как демонстрация клиенту его способа избирательной фиксации негативной информации и получения ложных выводов; подчеркивание наиболее важных проблем, которые могли бы послужить ключом к психологическому консультированию; установление степени устойчивости к стрессу, выяснение способов совладания со стрессорами; выяснение «условной приятности» симптома; получение информации о мотивации клиента к изменениям; подробный анализ влияния микросоциального окружения; психопатологическое исследование, поиск ресурсов личности [3].
Г.В. Лаут отмечает, что «эффективность психологического консультирования составляет примерно 10%, так как «согласно оценкам, доля рецидивов у делинквентных подростков составляет от 70 до 90%. В исследованиях эффективности поведенческого психологического консультирования или мультимодальных подходов в работе с делинквентами, как правило, регистрируется только сокращение неадекватного поведения в течении короткого периода, а новые проступки (например, по прошествии трех лет) в исследованиях эффективности не всегда фиксируются» [4, с. 231].
Поведенческий и проблемный анализ считается наиболее важной диагностической процедурой в когнитивно-поведенческом консультировании. Информация должна отражать следующие моменты: «конкретные признаки ситуации (облегчающие, утяжеляющие условия для поведения-мишени); ожидания, установки, правила; поведенческие проявления (моторика, эмоции, когниции, физиологические переменные, частота, дефицит, избыток, контроль); временные последствия (краткосрочные, долгосрочные) с различным качеством (позитивные, негативные) и с различной локализацией (внутренние, внешние)» [1, с. 676].
Основные принципы проведения сессий когнитивно-поведенческого консультирования. В деятельности психолога-консультанта при оказании им психологической помощи существуют некоторые принципы и требования, реализация которых является обязательной. Существование различных этических кодексов деятельности психолога-профессионала в различных странах и психологических сообществах связано с тем, что не существует однозначных и простых ответов на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Эти принципы необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также социально приемлемым. Ведущими принципами когнитивно-поведенческого консультирования является: объективность, поведенческая оценка, системность и сотрудничество.
Принцип объективности предполагает ориентацию преимущественно на внешне проявляемые и измеряемые переменные. Это могут быть: эмоциональные реакции, высказывания, жесты, физиологические проявления (сердцебиение, покраснение, дрожь), двигательные реакции, симптомы (головокружение, спазм мышц, страхи), мысли, конкретные действия и поступки. Поведенческие проявления должны фиксироваться максимально конкретно (объективно) и систематически.
Другой важный принцип - поведенческой оценки - указывает на необходимость проведения функционального анализа поведения клиента. Поведенческая оценка проводится при первой же встрече, а также впоследствии для оценки эффективности работы или изменения тактики воздействия. Она может осуществляться в форме заполнения таблицы с тремя колонками, каждая из которых, соответственно, содержит: стимулы и ситуации (что предшествовало поведению); поведенческие реакции личности (как реагировала личность); результаты и последствия данных реакций (что следовало сразу за поведением).
Например, агрессивное поведение фиксируется каждый раз, как только возникает, с отметкой о форме, силе и продолжительности во втором столбце. В первый столбец зано-
сятся пометки о конкретной ситуации, в которой разворачивалось поведение, и стимулах, его вызывающих, например: время, окружение, конкретная фраза начальника. В третью графу помещают данные о последствиях данного агрессивного поведения - переживания и мысли самого человека или реакции окружающих людей.
Поведенческую оценку обычно проводят в ходе интервью с клиентом или людьми, хорошо его знающими. Другой распространенной формой анализа поведения является дневник самонаблюдения клиента. Также используются: прямое наблюдение за клиентом; получение информации от других специалистов; организация ролевых игр. Дополнительными источниками данных, необходимых для оценки, могут быть: медицинская информация, результаты анкетирования и тестирования, экспертные оценки.
Следующий принцип обязывает рассматривать отклоняющееся поведение личности в системе ее значимых отношений. Принцип системности предполагает оценку роли делинк-вентного поведения в различных социальных системах и жизни личности в целом. Важно понимать, какую функцию симптоматическое поведение выполняет в различных ситуациях и системах (в семье, группе сверстников, учебно-профессиональной группе). Необходимо также оценить, как сами системы поддерживают дисфункциональное поведение. Полученные данные позволяют определить: в чем суть проблем, как они возникают и что способствует их закреплению. При этом важное значение имеет оценка функционального значения отклоняющегося поведения - той психологической «выгоды», которую человек из него извлекает и которая самоподкрепляет данное поведение.
В результате поведенческого анализа формулируются цели помощи, а также способы контроля ее эффективности. Поскольку у клиентов обычно бывает несколько проблемных областей, необходимо выявить степень опасности каждой из них, в соответствии с чем спланировать последовательность работы. Поведенческая интервенция оценивается как достаточно авторитарная система, предполагающая контроль специалиста за поведением другого человека. Для личности с поведенческими проблемами возникает реальная опасность передачи ответственности за свое поведение специалисту.
Когнитивно-бихевиоральное психологическое консультирование выпускников детских домов имеет, с нашей точки зрения, ряд особенностей. Для делинквентов, которыми являются большая часть сирот, как правило, проблемой является не собственное поведение, а внешние реакции на него и санкции со стороны общества. Поэтому важно понимание механизмов неадекватного поведения, для того чтобы в рамках консультативного процесса делинквент смог ответить, почему и зачем он совершал свои поступки, и принял решение о необходимости изменения своего поведения.
Работа психолога-консультанта с делинквентным студентом ведется по следующему алгоритму. Анализ выгод и потерь. Наиболее действенным будет письменное составление выгод и потерь клиента в связи с нарушением поведения. Необходимо заострить внимание на его долгосрочных вредных последствиях для последующей жизни и внутреннего мира подростка. Пробуждение чувства стыда за совершенный проступок и его последствия для жертвы. Этот метод особенно эффективен в рамках группового психологического консультирования, которое с искренним возмущением вынуждают провинившегося лицом к лицу конфронтировать с последствиями содеянного («горячее кресло» в рамках тренинга антиагрессивности).
Модификация вредных дисфункциональных мыслей. В поле зрения психолога должны находится причины тех чувств, которые подросток испытывал в процессе своего развития, накануне или во время совершения наказуемого деяния или неадекватного поведения (например, ярость из-за неспособности к вербальному разрешению конфликтов или по поводу несправедливости каких-либо ограничений). С помощью когнитивных моделей поведенческого психологического консультирования можно подвести подростков к осознанию, что имеются возможности справиться с конфликтами, ограничениями и негативными переживаниями, например, в связи с разочарованием в людях). Ролевые игры (например, с целью обучения вежливому устойчивому реагированию на кри-
тику со стороны носителя авторитета), упражнения в реальной обстановке (например, сознательное принятие к сведению негативной реакции на свои поступки окружающих людей, уменьшение в себе «дурных настроений» с помощью новых когнитивных моделей или сознательная регистрация положительного реагирования окружающих людей), снижение негативного настроения на основе нового стиля мышления, фокусировка внимания на позитивных изменениях, в реакциях окружающих после переработки прежних способов поведения подкрепляют клиента в его готовности следовать новым способам поведения и мышления.
Переработка прошлого опыта социализации: если главной причиной делинквентного поведения является негативный опыт социализации, то психолог проводит с подростком работу, направленную на принятие им своего прошлого (например, в форме фиктивной переписки с обремененным негативным воспоминанием референтным лицом). При этом речь идет о том, что подросток не может по своему желанию изменить тех или иных близко стоящих к нему людей. Опыт клиента в качестве жертвы злоупотреблений или насильственных действий перерабатывается как травматический (например, с помощью методов рационально-эмотивного и когнитивного консультирования).
Тренинг социальных навыков. Сообщение знаний (на специальных занятиях) и пробные действия в процессе записываемых на видеокамеру ролевых игр призваны повысить способность клиента к вербализации проблемных ситуаций и нахождению правильных решений (в частности, умению выражать свои чувства и высказывать критику). Трудные бытовые ситуации, которые до сих пор заставляли клиента испытывать чувства стыда, страха или вызывали у него стрессовую реакцию, преодолеваются с помощью систематической десенсибилизации [9]; подростки должны убедиться в том, что другие могут относиться толерантно к их небезупречному поведению («Опозориться ещё не значит потерпеть катастрофу»). Во время таких пробных действий подросток убеждается на собственном опыте, что реакция на них окружения вполне сносна. Путем обучения более конструктивному социальному поведению снижается склонность компенсировать страх и чувство собственной неполноценности.
Повышение самооценки: на когнитивном уровне студенту-сироте важно осознать, что слабости и неудачи (связанные, в частности, с недостаточным умением путем переговоров улаживать конфликтные ситуации) вовсе не являются свидетельством малоценности или никчемности человека как личности в целом. Кроме того, ценность личности не может определяться другими людьми. Сообщение этих сведений клиенту важно, в частности, для того, чтобы избежать симп-
Библиографический список
томов стресса во время тренинга социальной компетентности, если не всё будет получаться хорошо. Успешность в овладении социальными навыками, естественно, повышает самоценность личности. Эффективными, особенно применительно к младшим подросткам, могут быть педагогические мероприятия, направленные на развитие эмоциональной сферы или поощрение к конструктивному времяпровождению (спорт, хореография, хор, музицирование, моделирование). Если игнорировать проблему в сфере самоценности, то, как показывает опыт, существует опасность сдвига симптоматики (например, в результате тренинга клиент «перестает» вести себя агрессивно, но у него появляется стремление принимать психоактивные средства).
Содействие развитию продуктивности и успешности. Эта мера способна повысить самоценность выпускников детских домов, совершившего проступок, и укрепить его позиции в обществе. Помимо повышения уровня информированности подростка следует работать над повышением его устойчивости к фрустрациям. На когнитивном уровне модифицируется иррациональное убеждение (в школах школьным психологом), готовность к обучению повышается путем положительного подкрепления («жетонное подкрепление»).
Улучшение самоконтроля. Содействие формированию социальных навыков активизирует развитие способности к самоконтролю, поскольку в распоряжении клиента оказывается выбор нескольких альтернатив при определении способов поведения. Кроме того, эффективно проведение специальных провокационных тестов, направленных на десенсеби-лизацию к критике.
Таким образом, когнитивно-поведенческое консультирование студентов-сирот должно быть теоретически и эмпирически обосновано, специализироваться на исправлении де-линквентного поведения, ориентироваться на личность подростка и совершаемые им поступки, а также развивать в нём конструктивный образ мыслей, обучать его навыкам социально приемлемого поведения и самоконтролю. Успешность когнитивно-поведенческого консультирования, по нашему мнению, тем выше и продолжительнее, чем активнее к его проведению привлекается ближайшее социальное окружение: классные руководители, воспитатели и наставники. Вместе с тем, следует отметить, что когнитивно-поведенческое консультирование достаточно проблематично при наличии нарушений интеллектуальной деятельности. Однако основное преимущество когнитивно-бихевиорального консультирования в работе с студентами-выпускниками детских домов заключается в возможности обучения их продуктивным поведенческим реакциям, а также развитии эффективных социальных навыков и способности к саморегулированию.
1. Глэддинг, С. Психологическое консультирование. - СПб., 2002.
2. Лайнен, М. Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности. - М., 2008.
3. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 1998.
4. Лаут, Г.В. Коррекция поведения детей и подростков. - М., 2005.
5. Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология. - М., 1982.
Bibliography
1. Glehdding, S. Psikhologicheskoe konsuljtirovanie. - SPb., 2002.
2. Layjnen, M. Kognitivno-povedencheskaya terapiya pogranichnogo rasstroyjstva lichnosti. - M., 2008.
3. Deti-sirotih: konsuljtirovanie i diagnostika razvitiya / pod red. E.A. Strebelevoyj. - M., 1998.
4. Laut, G.V. Korrekciya povedeniya deteyj i podrostkov. - M., 2005.
5. Velichkovskiyj, B.M. Sovremennaya kognitivnaya psikhologiya. - M., 1982.
Статья поступила в редакцию 10.07.14
УДК 159+101
Sokolovskaya I.E. MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE OF RELIGIOUS PEOPLE. The research has proved that the spectrum of methods of psychological defense considerably varies depending on the degree of religiosity of a person. The work shows that religiosity has a function of additional protection for a person and fulfills a compensatory function.
Key words: religious, mechanisms of psychological defense of a person.
И.Э. Соколовская, канд. психол. наук, доц. НОУ ВПО «ПСТГУ», докторант каф. социальной педагогики и психологии МПГУ, г. Москва, E-mail: [email protected]