Научная статья на тему 'Основные результаты коррекции психического здоровья студентов-сирот'

Основные результаты коррекции психического здоровья студентов-сирот Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИП ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ / TYPE OF PERSONALITY FORMATION / ПСИХИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / MENTAL AND PSYCHOLOGICAL HEALTH / ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / INDICATORS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH / АДЕКВАТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ / ADEQUACY OF A PERSON'S PERCEPTION OF HIMSELF / ПОЗИТИВНОСТЬ (НЕГАТИВНОСТЬ) ОЖИДАНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО БУДУЩЕГО / POSITIVE (NEGATIVE) EXPECTATIONS ABOUT THE FUTURE / БАЗИСНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА / BASIC STRATEGIES OF HUMAN BEHAVIOR / НАЛИЧНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / AVAILABLE MENTAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бокова О.А.

В статье представлены результаты динамики выделенных авторами показателей психического здоровья студентов-сирот, которые трансформируются под влиянием индивидуального и группового психологического консультирования в контексте когнитивно-бихевиоральной теории. При анализе литературных источников по проблеме психического здоровья автор обращает внимание на то, что представлены разнообразные подходы для его определения и рассмотрения, также представлены основные проблемы в развитии выпускников детских домов, влияющих на низкий уровень их психического здоровья. Также раскрыто преимущество когнитивно-бихевиорального консультирования в работе с выпускниками детских домов заключается в возможности обучения их продуктивным поведенческим реакциям, а также развитии эффективных социальных навыков и способности к саморегулированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN RESULTS OF CORRECTION OF MENTAL HEALTH OF ORPHANS AMONG STUDENTS

The article presents the results of the dynamics of the indicator of mental health of orphans, identified by the authors, that are transformed under the influence of individual and group psychological counseling in the context of cognitive behavior theory. When analyzing literary sources on the problem of mental health, the author draws attention to the fact that a variety of approaches for its definition and consideration are presented, and the main problems in the development of graduates of orphanages that affect their low level of mental health are also presented. The advantage of cognitive-behavioral counseling in working with graduates of orphanages is also revealed in the possibility of teaching them productive behavioral responses, as well as developing effective social skills and the ability to self-regulate.

Текст научной работы на тему «Основные результаты коррекции психического здоровья студентов-сирот»

УДК 159.9: 61

Bokova O.A., Cand. of Sciences (Рsychology), senior lecturer, Department of Рsychology, Altai State Pedagogical University

(Barnaul, Russia), E-mail: bokova_oa@altspu.ru

THE MAIN RESULTS OF CORRECTION OF MENTAL HEALTH OF ORPHANS AMONG STUDENTS. The article presents the results of the dynamics of the indicator of mental health of orphans, identified by the authors, that are transformed under the influence of individual and group psychological counseling in the context of cognitive behavior theory. When analyzing literary sources on the problem of mental health, the author draws attention to the fact that a variety of approaches for its definition and consideration are presented, and the main problems in the development of graduates of orphanages that affect their low level of mental health are also presented. The advantage of cognitive-behavioral counseling in working with graduates of orphanages is also revealed in the possibility of teaching them productive behavioral responses, as well as developing effective social skills and the ability to self-regulate.

Key words: type of personality formation, mental and psychological health, indicators of psychological health, adequacy of a person's perception of himself, positive (negative) expectations about the future, basic strategies of human behavior, available mental resources.

О.А. Бокова, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»,

г. Барнаул, E-mail: bokova_oa@altspu.ru

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ-СИРОТ

В статье представлены результаты динамики выделенных авторами показателей психического здоровья студентов-сирот, которые трансформируются под влиянием индивидуального и группового психологического консультирования в контексте когнитивно-бихевиоральной теории. При анализе литературных источников по проблеме психического здоровья автор обращает внимание на то, что представлены разнообразные подходы для его определения и рассмотрения, также представлены основные проблемы в развитии выпускников детских домов, влияющих на низкий уровень их психического здоровья. Также раскрыто преимущество когнитивно-бихевиорального консультирования в работе с выпускниками детских домов заключается в возможности обучения их продуктивным поведенческим реакциям, а также развитии эффективных социальных навыков и способности к саморегулированию.

Ключевые слова: тип формирования личности, психическое и психологическое здоровье, показатели психологического здоровья, адекватность восприятия человеком самого себя; позитивность (негативность) ожиданий относительно будущего; базисные стратегии поведения человека; наличные психические ресурсы.

Социализация, защита и обеспечение прав и законных интересов, а также профессиональное образование воспитанников детских домов относятся к актуальным проблемам современной России. Вхождение воспитанников детских домов в окружающий их социум основывается на всевозможных доступных им способах, в том числе и противоправных. Исследования отечественных и зарубежных психологов показывают, что в условиях детского учреждения интернатного типа формируется совершенно иной, в отличие от условий семейного воспитания, тип личности человека. Особенности физического, психического и социально-правового статуса выпускников детских домов являются следствием их неблагополучной истории, что существенно сказывается на состоянии их психического здоровья, а также затрудняет получение профессионального образования [1].

В литературных источниках по проблеме психического здоровья представлены разнообразные подходы для его определения и рассмотрения. В нашей практической работе мы опираемся на его понимание как отсутствие выраженных (проявленных и зафиксированных в виде медицинского диагноза) психических расстройств, определенный резерв сил для преодоления неожиданных затруднений, состояние внутриличностного равновесия между человеком и окружающим миром.

Следует отметить, что процесс социализации ребёнка специфической ситуации развития в учреждении интернатного типа (детский дом) способствует формированию особого типа депри-вированного развития личности. Особенности физического, психического и социально-правового статуса детей, оставшихся без попечения родителей, являются следствием неблагополучной физического и социально-психологического статуса ребёнка в связи с патологиями наследственного и приобретенного характера, отсутствием родителей, нередко с наличием неблагополучного социального окружения.

Анализ литературных источников позволяет выделить следующие основные проблемы в развитии выпускников детских домов, влияющих на низкий уровень их психического здоровья: проблемы интеллектуального, эмоционально-волевого и нравственного развития, половой идентификации, влияющие на особенности совместной деятельности и общение со сверстниками и социализации подростков-сирот. Вместе с тем, наш опыт показывает продуктивность индивидуально ориентированного когнитивно-бихевиорального консультирования данного контингента.

Суть когнитивно-бихевиорального направления психологического консультирования состоит в объяснении того, каким образом личность интерпретирует и прогнозирует свой жизненный опыт, предвосхищает (конструирует) будущие события, управляет переживаемыми событиями. Преимущество данного вида консультирования в работе с выпускниками детских домов заключается в возможности обучения их продуктивным поведенческим реакциям, а также развитии эффективных социальных навыков и способности к саморегулированию.

Общая цель проведенного нами экспериментального исследования - выявление возможностей психологического консультирования (в рамках бихевиорально-когнитивной теории) в процессе коррекции нарушений психического здоровья выпускников детских домов.

Для исследования психического здоровья нами были выделены следующие его показатели: адекватность восприятия человеком самого себя; позитивность (негативность) ожиданий относительно будущего; базисные стратегии поведения человека; наличные психические ресурсы.

В процессе экспериментальной работы дли изучения показателей психического здоровья нами использованы следующие диагностические методики: тест «Кто Я?» (Тест двадцати высказываний М. Куна, Т. Макпартленд, модификация Т.В. Румянцевой) [3]; тест диспозиционного оптимизма (русскоязычный вариант ТДО - Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин) [2]; методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан, адаптирована на русском языке Н.А. Сиротой и В.М. Ялтонским) [3]; мини-опросник «Самооценка трудностей и ресурсов», составленный для изучения наличных психических ресурсов студентов-сирот (составитель А.А. Чебулин). Результаты по каждой методике нами систематизированы для экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп, а также констатирующего и контрольного этапов исследования.

Анализ динамики показателя психического здоровья «Адекватность восприятия человеком самого себя» по методике «Кто Я?» (таблица 1). Динамика коррекции идентичности и адекватности восприятие человеком самого себя на контрольном этапе исследования является положительной и свидетельствует о качественной и количественной трансформации признака: самооценка выпускников детских домов стала более адекватной, снизилась её неустойчивость, идентичность выражается более прямо и преобладает субъективно-положительное или нейтральное

Таблица 1

Динамика адекватности восприятия самих себя выпускниками детского дома (в % от общего количества опрошенных)

№ Параметры методики М.Куна «Кто Я» Констатирующий этап Контрольный этап

п/п ЭГ КГ ЭГ КГ

1 Самооценка

Адекватная 0 0 40 8

Неадекватно завышенная 30 31 20 34

Неадекватно заниженная 20 19 15 24

Неустойчивая 50 57 25 34

2 Идентичность

Выражена прямо 3 0 40 10

Выражена косвенно 57 64 48 60

Не выражена 40 36 12 30

3 Субъективное отношение к идентичности

Эмоционально-положительное 15 25 34 10

Эмоционально-отрицательное 48 41 13 19

Нейтральное 0 0 43 12

Отчужденное 37 34 10 50

её восприятие. Нейтральность восприятия идентичности может свидетельствовать о её переходном этапе в сторону позитивной.

Рассматривая динамику адекватности идентификационных характеристик (компонентов идентичности) выпускников дет-

ского дома, можно сделать вывод о её позитивном преобразовании (таблица 2). Отдельно следует отметить трансформацию деятельного и перспективного Я в сторону увеличения и снижения проблемной идентичности. В контрольной группе также

Таблица 2

Ol 1= Параметры методики М.Куна «Кто Я» Констатирующий этап Контрольный этап

ЭГ КГ ЭГ КГ

1 Социальное Я

прямое обозначение пола 100 97 100 92

сексуальная роль 100 100 80100

учебно-профессиональная ролевая позиция 40 31 68 34

семейная принадлежность, проявляющаяся через обозначение семейной роли 24 35 46 34

этническо-региональная идентичность 29 27 42 30

мировоззренческая идентичность 0 0 25 0

групповая принадлежность 47 54 65 55

2 Коммуникативное Я

восприятие себя членом группы друзей 70 68 80 60

общение или субъект общения 40 48 67 48

3 Материальное Я

описание своей собственности 75 79 70 84

оценку своей обеспеченности 80 86 85 80

отношение к внешней среде 29 34 44 37

4 Физическое Я

субъективное описание своих физических данных, внешности 70 81 80 82

фактическое описание своих физических данных 30 44 49 40

пристрастия в еде, вредные привычки 90 85 57 80

5 Деятельное Я

занятия, деятельность, интересы, увлечения, опыт 62 70 75 72

самооценка способности к деятельности 23 28 52 34

6 Перспективное Я

профессиональная перспектива 13 15 41 20

семейная перспектива 59 64 69 60

групповая перспектива 42 47 59 44

коммуникативная перспектива 58 60 77 60

материальная перспектива 80 70 80 75

физическая перспектива 45 50 68 54

деятельностная перспектива 24 29 59 36

персональная перспектива 10 8 40 17

оценка стремлений 10 12 57 20

Динамика адекватности идентификационных характеристик (компонентов идентичности) выпускников детского дома

(в % от общего количества опрошенных)

7 Рефлексивное Я

персональная идентичность 20 27 41 30

глобальное, экзистенциальное «Я» 0 0 10 0

8 Самостоятельные показатели

проблемная идентичность 87 90 42 86

ситуативное состояние 25 34 30 48

произошли некоторые позитивные изменения, наличие которых говорит о возможности трансформации выбранных нами показателей психического здоровья.

Следует отметить, что в связи с небольшим сроком реализации программы консультирования студентов-сирот, динамика результатов, возможно, меньше, чем при более длительной работе, учитывая сложность психологического статуса выпускников детских домов.

Анализ динамики показателя психического здоровья «Наличные психические ресурсы» показал изменение результатов экспериментальной группы по сравнению с контрольной (таблица 3). При первичном анализе можно сделать вывод о том, что у студентов возросли трудности, но в реальности произошла трансформация уровня самоанализа в сторону его роста, и высветилось реальное состояние дел, которое может быть сложным. При грамотном обучении навыкам решения сложных жизненных ситуаций, субъективное чувство трудностей будет снижаться за счет имеющихся ресурсом само и взаимоподдержки. Вместе с тем отмечается снижение напряженности в отношениях с преподавателями и одногруппниками и улучшение эмоционального фона.

В контрольной группе результаты диагностики не претерпели существенных изменений.

Интересной представляется динамика ресурсов, значимых для выпускников детских домов экспериментальной группы: снизилось значение компьютерных игр, увеличился ресурс от встреч с психологом, что вполне естественно при реали-

зации программы, и возрос ресурс будущего, что указывает на положительное изменение психического здоровья (таблица 4).

Анализ динамики копинг-стратегий выпускников детского дома как показателя психологического здоровья: базисные стратегии поведения человека (таблица 5). Результаты изучения динамики эффективности показывают, что в контрольной группе она незначительно, в то время как в экспериментальной достаточно существенна, что мы прямо связываем именно с влиянием когнитивно-бихевиорального консультирования, оказывающее направленное влияние именно на поведение.

Вместе с тем, специфика психологического статуса выпускников детских домов свидетельствует о возможности рецидивов деструктивного поведения и поэтому данный показатель нуждается в дополнительном изучении его устойчивости.

Следует отметить, что существенно снизилась стратегия избегания (динамика показателя 48%) и увеличилась стратегия поиска поддержки (42%), что мы прямо связываем с обучением данному навыку и пониманием продуктивности использования всех личностных ресурсов для поиска возможных способов эффективного разрешения проблемы и обращении за помощью и поддержкой к окружающей его среде, чаще всего это воспитатели общежития и психолог.

Мы считаем, что наиболее эффективным является использование всех трёх поведенческих стратегий, в зависимости от ситуации. В некоторых случаях человек может самостоятельно справиться с возникшими трудностями, в других ему требуется

Таблица 3

Динамика трудностей выпускников детских домов по результатам самооценивания (в % от общего количества опрошенных)

№ Трудности Констатирующий этап Контрольный этап

п/п ЭК КГ ЭК КГ

1 С учебной деятельностью 12 15 54 20

2 В отношениях вообще 40 42 30 65

3 В отношениях с одногруппниками 57 52 27 54

4 В отношениях с преподавателями 60 67 39 65

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 В самоорганизации собственной жизни 12 0 47 10

6 В поведении 0 6 47 10

7 Сниженное настроение 80 76 45 74

8 Недостаточный уровень самостоятельности 57 54 36 57

9 Неудовлетворенность собой 60 51 45 50

10 Отсутствие жизненных планов 20 14 51 20

Таблица 4

Динамика ресурсов выпускников детских домов по результатам самооценивания (в % от общего количества опрошенных)

№ Ресурсы Констатирующий этап Контрольный этап

п/п ЭК КГ ЭК КГ

1 Разговоры с друзьями 82 85 90 80

2 Музыка 77 80 58 84

3 Просмотр фильмов 80 76 70 87

4 Танцы 65 60 60 62

5 Компьютерные игры 92 89 40 90

6 Общение в интернете 94 90 54 87

7 Встречи с психологом 10 12 67

8 Домашние животные 27 20 40 27

9 Размышления о будущем 8 6 43 12

Таблица 5

Динамика копинг-стратегий выпускников детского дома (в % от общего числа опрошенных)

№ п/п Копинг-стратегии Этапы исследования Прирост показателя

Контрольный этап Констатирующий этап ЭГ КГ

ЭГ КГ ЭГ КГ

1 Стратегия разрешения проблем 14 17 20 10 20 7

2 Стратегия поиска социальной поддержки 12 15 54 13 42 2

3 Стратегия избегания 74 68 26 77 48 51

Таблица 6

Динамика диспозиционного оптимизма выпускников детского дома (в % от общего числа опрошенных)

Этапы исследования Прирост показателя

№ п/п Шкалы ТДО Контрольный этап Констатирующий этап ЭГ КГ

ЭГ КГ ЭГ КГ

1 Позитивные ожидания 38 40 57 44 19 4

2 Негативные ожидания 62 60 38 59 - 24 - 1

поддержка окружающих, в третьих он просто может избежать столкновения с проблемной ситуацией, заранее подумав о её негативных последствиях. В связи с этим предполагаем, что наиболее результативным является когнитивно-бихевиораль-ное обучение студентов поиску продуктивных форм копинг-по-ведения.

Анализ динамики диспозиционного оптимизма выпускников детских домов как показателя психологического здоровья: позитивность (негативность) ожиданий относительно будущего.

Согласно модели поведенческой саморегуляции, люди совершают усилия, направленные на преодоление трудностей для достижения поставленных целей, лишь до тех пор, пока их ожидания будущих успехов достаточно благоприятны. Ощущение приближения к желаемым целям связано с преобладанием позитивного аффекта, и, напротив, при возникновении существенных проблем на пути к достижению целей возникает негативный аффект.

Такой взгляд на поведение и эмоции может быть применен в контексте анализа прогноза поведенческого риска под влиянием разного рода событий, свойственного сиротам, т. е. оптимизм или пессимизм могут являться достаточно достоверными критериями эффективности коррекционной работы по формированию психологического здоровья. Высокий уровень оптимизма, проявляющийся в позитивном эмоциональном настрое и мышлении, существенно снижает опасность отклонений и является действенным практическим средством. И наоборот, пессимизм как доминирующий эмоциональный фон существенно снижает оптимальную саморегуляцию, провоцируя деструктивность. Именно поэтому тест диспозиционного оптимизма использовался нами в процессе индивидуального психологического консультирования.

По результатам диагностики можно выявить, каким образом человек реагирует на происходящие с ним события: с позиции позитивных или негативных ожиданий. Динамика показателей диспозиционного оптимизма выпускников детских домов представлена в таблице 6.

Библиографический список

В контексте данного исследования отрицательный прирост показателя демонстрирует снижение указанного признака и общую положительную динамику процесса.

Данные начала реализации программы психологического консультирования показывали, что негативные ожидания (62%) у большинства опрошенных экспериментальной группы доминируют над позитивными (38%), определенным образом структурируя личность человека и его деятельность: преобладает сниженный фон настроения, апатичность или, наоборот, взвинченность и аффектированность, возможна словесная агрессия и пренебрежение нормами воспитанности; жизненные перспективы блокируются негативными мыслями и снижением самооценки либо преобладанием неадекватно завышенного уровня притязаний.

После реализованной с выпускниками детских домов индивидуальной и групповой работы по показаниям наблюдается увеличение количества позитивных ожиданий и снижения негативных: студенты более конструктивно решают возникающие задачи собственной жизни, в том числе учебные проблемы, по косвенным признакам (походка, выражение лица, мимика, позитивная семантическая наполненность высказываний и т. д.) можно сделать вывод о наметившейся тенденции выхода из трудной жизненной ситуации, определенной гармонизации эмоционально-волевой сферы, ослаблении кризисной ментальной блокады. Прямой и обратный прирост показателя позитивных и негативных ожиданий также свидетельствует об эффективности и результативности проведенной коррекционно-развивающей работы с данной группой целевой аудитории. В контрольной группе ситуация трансформируется незначительно.

Таким образом, полученные нами сравнительные данные результатов диагностических методик выборок экспериментальной и контрольной групп подтвердили наше предположение о том, что коррекция нарушений психического здоровья выпускников детских домов будет эффективна при реализации индивидуальной и групповой форм психологического консультирования (в рамках бихевиорально-когнитивной теории).

1. Бокова О.А., Чебулин А.А. Основные принципы и направления когнитивно-поведенческого психологического консультирования студентов-сирот. Мир науки, культуры, образования. 2014; 4 (47): 43 - 46.

2. Гордеева Т.О. Сычев О.А., Осин Е.Н. Тест диспозиционного оптимизма. Психологическая диагностика. 2010; 2: 36 - 64.

3. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: «БАХРАХ-М», 1998.

References

1. Bokova O.A., Chebulin A.A. Osnovnye principy i napravleniya kognitivno-povedencheskogo psihologicheskogo konsul'tirovaniya studentov-sirot. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 4 (47): 43 - 46.

2. Gordeeva T.O. Sychev O.A., Osin E.N. Test dispozicionnogo optimizma. Psihologicheskaya diagnostika. 2010; 2: 36 - 64.

3. Rajgorodskij D.Ya. Prakticheskaya psihodiagnostika. Metodikii testy. Uchebnoe posobie. Samara: «BAHRAH-M», 1998.

Статья поступила в редакции. 27.09.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.