УДК 159.9
Н. В. Жигинас
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ОБЩЕСТВА
Проблема развития подростка представлена как комплексное понятие, сопряженное с психическим здоровьем личности вообще и социальным здоровьем общества в целом. В этом контексте автор представляет свой взгляд на проблемы патогенеза, классификации (систематики), структуры, клинической динамики и исходов психогенных образований у подростков. Дан анализ современного состояния мультидисциплинарного подхода к исследованию и коррекции психического здоровья подростковой популяции. Определены социально-психологические критерии проблемы на современном этапе во взаимосвязи с психическим здоровьем. Систематизируются направления комплексного подхода к психопрофилактике как к задаче глобального, государственного характера, поскольку из здоровья отдельных микросоциальных групп, из здоровья населения отдельных регионов страны складывается психическое здоровье всей нации - как основы безопасности будущего процветания России.
Ключевые слова: психическое здоровье, социальное сиротство, микросоциально-средовые факторы, социализация подростков.
В век научно-технического прогресса весьма важно осознавать, что моральные категории составляют неотъемлемую сферу личности (наряду с интеллектуальной, эмоциональной и волевой): даже при самых тягостных психогенных потрясениях опора на «нравственный костыль» смягчает душевную боль, а переключение на творческий процесс способствует заживлению психотравмиру-ющих ран [1]. Процесс контаминации (очищения) морального климата, усиления и утверждения нравственных сил должен стать первоочередной целью перестройки общественного уклада, гармонизации конкретных индивидов, избегания социальной «коррозии» личности и ее саморазрушающегося поведения. Особенно актуален этот процесс в свете проблем развивающейся личности.
В связи с сохраняющимся социально-экономическим кризисом в стране, проявляющимся в нарастании социальной напряженности и социально-правовой незащищенности у населения, отмечается рост социальных девиаций: семьи лиц, страдающих наркоманией, алкоголизацией, токсикоманией; социальные фобии (безработные, бездомные, неполные семьи); экологические фобии и последствия техногенных катастроф и военных конфликтов; изменение качества жизни (феномены банкротства, насилия, агрессии, социальной и правовой незащищенности); усиление и углубление де-виантного поведения у детей и подростков, в том числе с социопатиями.
Важнейшей социальной задачей современного цивилизованного общества является укрепление психического здоровья и обеспечение гармоничного развития подрастающего поколения. Она должна решаться мультидисциплинарными усилиями медиков, педагогов, психологов, социологов, общественных деятелей, юристов, всех тех, кто ответственен за создание благополучных условий для нормального психофизиологического созрева-
ния ребенка и последующего становления полноценной, образованной личности [2].
Здоровье детей и подростков не может рассматриваться в отрыве от оценки благополучия всего населения страны, а должно изучаться с помощью научно-методологических подходов, одним из которых является эволютивный, онтогенетический. За последние полтора-два десятилетия в России, и в первую очередь в Сибирском регионе, произошло выраженное ухудшение состояния здоровья детей и подростков. Оно характеризуется ростом частоты психодезадаптивных состояний (ПДАС), суицидов, асоциальных и антисоциальных форм поведения (проявлений агрессии и вандализма), злоупотребления психоактивными веществами и др. Распространенность психических расстройств выше среди детей-сирот и детей из хронически конфликтных семей. За 2013 г. было выявлено 68 770 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них детей-сирот - 12 649 [2] (у 43,7 % из них определяются психосоматические расстройства, у 23,0 % - стойкие отклонения поведения и патохарактерологические реакции) [3].
Растут показатели детской беснадзорности и беспризорности, что объясняется последствиями кризиса, который переживает российская семья, увеличивается число «отказных детей» и рожденных вне брака, ухудшается отношение к детям внутри семьи, отмечается незаинтересованность родителей в судьбе ребенка. Дети, воспитанные вне семьи, составляют весьма специфическую популяцию: более половины выпускников детских школ не могут создать собственную семью, не в состоянии адаптироваться к самостоятельной жизни. Согласно данным Российского детского фонда, 80 % выпускников интернатных учреждений опускаются «на дно», 10 % совершают суицид, лишь 10 % «выбиваются в люди». По данным, приводимым в публикации Г. Черезовой (Российская газе-
та. 2014. № 53), в Новосибирской области официально насчитывается 12,5 тыс. детей-сирот (показатель, превышающий даже послевоенные годы), причем у 93 % из них биологические родители сидят в тюрьмах, лишены родительских прав или уклоняются от воспитания детей. Социальное сиротство неуклонно растет, и, если мы не начнем предпринимать превентивных действий, проблема будет усугубляться.
Условия семейного микроклимата во многом определяют уровень эмоционального благополучия подрастающей личности. Именно в этом направлении нами получены значительные фундаментальные и клинические результаты. Они представлены в постановке правомерности выделения новых научных направлений - валеопсихология семьи, общая и клиническая персонология, превентивная психиатрия (Семке В. Я., 1991, 1995, 1999), педагогическая психиатрия, оценка психического здоровья участников педагогического процесса. Характер взаимоотношений родителей и ребенка оказывает формирующее влияние на детскую психику. Общеизвестно высказывание чешского психиатра В. Вондрачека о том, что «родители отягощают своих детей не только плохой наследственностью, но и дурным воспитанием». В нашей совместной с безвременно ушедшим академиком РАМН В. Я. Семке работе («Психическое здоровье семьи». Томск, 2013) представлены основные формы «социальной ситуации развития» (Выготский Л. С., 1984), определяемые межличностными особенностями родителей, стилем их взаимодействия, функционированием семьи как системы («младенцы групп риска» в диаде «родитель - ребенок»), установлена патогенетическая связь между типом неправильного семейного воспитания (ситуация гипоопеки, безнадзорности, «золушки», «кумира семьи», гиперопеки и др.) и формирующейся аномальной структурой личности (истерического, психастенического, возбудимого и иного складов), а также дифференциально-диагностическими критериями становления преневротических и патохарактерологических состояний, микросоциально-педагогической запущенности [4].
В последние годы все более явственно обнажается значимость социально-психологической трагедии в виде подросткового суицида. Современный суицид зачастую не обеспечивает должного воспитания, поддерживающего и здорового окружения, в котором дети могут расти и развиваться [5]. Среди факторов, приводящих к подростковому суициду, наиболее существенны депрессия, эмоциональная изоляция, потеря уважения к себе, сильный стресс, романтические фантазии, злоупотребление наркотиками, отсутствие устойчивого характерологического «стержня». В рамках изучения генеалогиче-
ских факторов риска развития пограничных психических расстройств были детально обследованы 111 учащихся школы-интерната и 175 учащихся средней школы. При этом обнаружены более частые и выраженные отклонения в состоянии психического здоровья учащихся интерната (53,2 %) при сопоставлении и учащимися средней школы (33 %), где количество учащихся с «нормальной структурой психики» в два раза выше. Клинико-генеалогиче-ское исследование семей школьников установило в 1-й группе 60 % различных нервно-психических расстройств, во 2-й - 15 % родственников с психопатологией (в 64 раза меньше) [6, 7].
Выявленный конституционально-биологический, генетически обусловленный тип нервно-психического реагирования организма сложно взаимосвязан с влиянием психологических и социальных факторов. Среди них немаловажное значение имеет бытовое насилие, совершаемое над детьми в семейных условиях.
Старая истина, что «колыбелью неврозов» является детский возраст, привела к идее формирования направления «Психическое здоровье участников педагогического процесса» (речь идет о здоровье в цепочке «ребенок - родители - педагог») [8]. Применительно к учебному процессу психическое здоровье является функцией нравственного здоровья учителя. По данным И. Л. Левиной (2004), из 100 конфликтов в школе между учителем и учениками 69 возникают по вине педагога; дидактические неврозы составляют 3,5 % всех детских неврозов. Отсюда вытекает необходимость вооружения воспитателей, родителей «педагогикой здоровья». Этот, казалось бы, частный аспект приобретает глобальный, государственный характер, поскольку из здоровья отдельных микросоциальных групп, из здоровья населения отдельных регионов страны складывается психическое здоровье всей нации как основы безопасности будущего процветания России.
Системное понимание психологии и наркологическая ситуация в Сибири отражает общие тенденции напряженности в стране, но превосходит их по темпу нарастания заболеваемости и количеству учтенных больных. Такой же тревожной рисуется динамика количества ВИЧ-инфицированных на территории Томской области: до 80 % наркоманов заражены той или иной формой вирусного гепатита, который является благоприятным фоном для культивирования ВИЧ.
Действенное реформирование современной психологической и психотерапевтической помощи в стране должно ускорить решение важнейшей социальной задачи цивилизованного общества -обеспечение гармонического развития формирующейся личности. Межведомственная интеграция и
взаимодействие государственных служб, имеющих отношение к психическому здоровью подрастающего поколения, с негосударственными профессиональными и благотворительными организациями должно содействовать решению глобальной задачи по повышению интеллектуального и нравственного потенциала российской нации. Нужно отчетливо осознавать, что государственные планы и программы ценны ровно настолько, насколько они реализованы на практике.
Требуются соответствующие социальные, законодательные и нравственные обязательства на на-
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Жигинас Н. В., доктор психологических наук, зав. кафедрой. Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: zhiginas@mail.ru
циональном и региональном уровнях, чтобы достичь признания приоритетного статуса процесса охраны психического здоровья народа, в первую очередь его будущего - подрастающего поколения. Возвращение системы семейных ценностей является важнейшей проблемой по предотвращению деструктивных процессов в общественном развитии страны. Социально-экономические условия современной жизни диктуют выбор активной модели социально-позитивного поведения всех лиц, ответственных за психическое здоровье подрастающего поколения.
Список литературы
Семке В. Я. Психогении современного общества. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. 408 с.
Семке В. Я. Психическое здоровье подрастающего поколения как показатель социального благополучия общества // Сиб. вестн. психиатрии и наркологии. 2004. № 3 (33). С. 3-7. Мониторингнсид.рф/пешз/71 (дата обращения: 02.09.2015 г.)
Жигинас Н. В., Семке В. Я. Психическое здоровье семьи. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. 272 с.
Змановская Е. В. Структурно-динамическая концепция девиантного поведения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 5 (133). С. 189-194.
Левина И. Л. Распространенность, типология, клиническая динамика и профилактика школьной дезадаптации: дис. ... д-ра мед. наук. Томск, 2004. 194 с.
Дроздовский Ю. В. Клиника формирующихся расстройств личности у подростков с нарушением поведения (динамический, социально-психологический, профилактический аспекты): дис. ... д-ра мед. наук. Новокузнецк, 2003. 176 с.
Жигинас Н. В., Аксенов М. М. Особенности влияния микросоциальных условий на формирование личностных черт, поведенческих расстройств и гендерной идентичности подростков // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 2 (53). С. 47-50.
Материал поступил в редакцию 13.09.2015.
N. V. Zhiginas
MENTAL HEALTH OF ADOLESCENTS AS A SOCIAL PROBLEM OF SOCIETY
In the article the problem of adolescent development is presented as a complex concept, combined with the mental health of individuals in general, and social health of society as a whole. In this context, the author presents his view on the problem of the pathogenesis, classification (taxonomy), structure, clinical dynamics and outcomes of psychogenic formations of adolescents. Provides the analysis of the current state of a multidisciplinary approach to the study of mental health and correction of the adolescent population. Defined social and psychological criteria for the problem at present stage in relation to mental health. Systematized the directions of a complex approach to the psycho-prophylaxis as a problem of global, state nature, because the health of individual microsocial groups, the health of different regions of the country makes the mental health of the whole nation - as the basis for the security of the future prosperity of Russia.
Key words: mental health, social orphanhood, micro-social-environmental factors, socialization of adolescents.
References
1. Semke V. Ya. Psikhogenii sovremennogo obshchestva [Psychogeniuses of modern society]. Tomsk, Izd-vo Tom. un-ta Publ., 2003. 408 p. (in Russian).
2. Semke V. Ya. Psikhicheskoye zdorov'e podrastayushchego pokoleniya kak pokazatel' sotsial'nogo blagopoluchiya obshchestva [Mental health of the younger generation as an indicator of social well-being of society]. Sibirskiy vestnik psikhiatrii i narkologii - Siberian Gerald of Psychiatry and Addiction Psychiatry, 2004, no. 3 (33), pp. 3-7 (in Russian).
3. Monitoringnsid.rf/news/71 (02.09.2015 г.)
4. Zhiginas N. V., Semke V. Ya. Psikhicheskoye zdorov'e sem'i[Mental health of family]. Tomsk, Izd-vo TGPU Publ., 2013. 272 p. (in Russian).
5. Zmanovskaya E. V. Strukturno-dinamicheskaya kontseptsiya deviantnogo povedeniya [Structural and dynamic concept of deviant behavior]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta- TSPUBulletin, 2013, vol. 5 (133), pp. 189-194 (in Russian).
6. Levina I. L. Rasprostranennost', tipologiya, klinicheskaya dinamika iprofilaktika shkol'noy dezadaptatsii. Diss. dokt. med. nauk [Structural and dynamic concept of deviant behavior. The prevalence, types, clinical dynamics and prevention of school maladjustment. Thesis of doct. med. sci.]. Tomsk, 2004. 196 p. (in Russian).
7. Drozdovskiy Yu. V. Klinika formiruyushchikhsya rasstroystv lichnosti u podrostkov s narusheniem povedeniya (dinamicheskiy, sotsial'no-psikhologicheskiy, profilakticheskiy aspekty). Dis. dokt. med. nauk [Clinic of emerging personality disorders in adolescents with conduct disorder (dynamic, socio-psychological, preventive aspects). Thesis of doct. med. sci.]. Novokuznetsk, 2003. 176 p. (in Russian).
8. Zhiginas N. V., Aksenov M. M. Osobennosti vliyaniya mikrosotsial'nykh usloviy na formirovaniye lichnostnykh chert, povedencheskikh rasstroystv i gendernoy identichnosti podrostkov [Particularities of the influence microsocial conditions upon forming personality features, behavioral disorders and gender identity of teenagers]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2006, vol. 2 (53), pp. 47-50 (in Russian).
Zhiginas N. V.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: zhiginas@mail.ru