Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ'

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое воспитание / дошкольный возраст / всестороннее развитие личности / physical education / preschool age / comprehensive personality development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гебенова Аида Джандаровна

Принципы физического воспитания, в соответствии с которыми складываются закономерности, правила и требования, предъявляемые к воспитателю, определяют его деятельность по всесторонней физической подготовке ребенка к будущей жизни, раскрытию у него жизненно важных сил, гармоническому развитию. В физическом воспитании наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности, доступности и т.д.) имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания. Целью образования дошкольников в области физической культуры является формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями. Физическая культура это не только мышечные упражнения, освоение гигиенических навыков, но и культура чувств, внимания, воли, красоты, характера. Выделение физического воспитания в особую отрасль диктуется исключительно педагогическими соображениями и особыми методами воздействия на телесные силы ребенка с целью его укрепления. Это связано с укреплением и повышением работоспособности всего организма. Физическое воспитание в широком смысле слова должно охватить все стороны детской жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principles of physical education, in accordance with which the laws, rules and requirements imposed on the educator are formed, determine his activities for the comprehensive physical preparation of the child for the future life, the disclosure of his vital forces, harmonious development. In physical education, along with general pedagogical didactic principles (consciousness and activity, visibility, accessibility, etc.), there are special ones that express specific patterns of physical education. The purpose of education of preschoolers in the field of physical culture is to form a healthy, cheerful, physically developed child who has knowledge about physical culture available to his age and who has a desire to engage in physical exercises. Physical education this is not only muscle exercises, the development of hygiene skills, but also the culture of feelings, attention, will, beauty, character. The allocation of physical education into a special branch is dictated solely by pedagogical considerations and special methods of influencing the child's bodily strength in order to strengthen it. This is due to the strengthening and improvement of the working capacity of the whole organism. Physical education in the broadest sense of the word should cover all aspects of children's life.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

теплой атмосфере отношений между детьми. Благоприятный климат в группе - это когда дети чувствуют себя раскованно и свободно, когда их слышат и ценят, хвалят и корректно дают замечания. Хороший воспитатель умеет сделать так, что ребенок чувствует себя значимым в коллективе сверстников, сохраняя индивидуальность. У ребенка таким образом формируется чувство собственного достоинства и веры в себя.

Ключевые слова: социальное развитие, дошкольный возраст, всестороннее развитие личности.

Annotation. Preschool age of a child is a period of formation of social development and behavior, an important stage of his social upbringing. The social development of a child is the assimilation of the traditions of society, culture, the environment in which the baby grows, the formation of his values, communication skills. Even in infancy, the child establishes the first contacts with the world around him. Over time, the child learns to establish contacts with adults and trust them, manage his body and actions, build his speech and formalize it with words. To form a harmonious social development of the child, it is necessary to give him and his curiosity maximum time and attention. This is communication, explanations, reading, games, in a word, arming the child with maximum information about the human environment, rules and norms of communication, behavior. The social development of a child in kindergarten can only take place in the warm atmosphere of relations between children created by the educator. A favorable climate in a group is when children feel relaxed and free, when they are heard and appreciated, praised and correctly commented. A good educator knows how to make a child feel significant in a team of peers, while maintaining individuality. The child thus develops a sense of self-esteem and self-belief.

Keywords: social development, preschool age, comprehensive personality development.

Литература:

1. Беляева, Т.К. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольников: постановка проблемы / Т.К. Беляева, Н.Д. Базарнова // КНЖ. - 2020. - №3 (32). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-sotsialno-lichnostnogo-razvitiya-doshkolnikov-postanovka-problemy

2. Логачева, Л.Р. Особенности реализации социального развития дошкольников / Л.Р. Логачева, Т.А. Черникова // СДО. -2021. -№3 (105). -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-realizatsii-sotsialnogo-razvitiya-doshkolnikov

УДК 373

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Гебенова АидаДжандаровна воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «ТЕРЕМОК» (с. КостаХетагурова)

Постановка проблемы. Физическое воспитание в детском саду способствует развитию основных двигательных навыков. Фундаментальные двигательные навыки рассматриваются как строительные блоки для последующего приобретения двигательных навыков, связанных со специфическими доя спорта движениями и мастерством. Более того, если общее двигательное развитие не освоено, дети могут всю жизнь испытывать трудности с последующим приобретением двигательных навыков. Таким образом, приобретение основных двигательных навыков имеет решающее значение, но, несмотря на его важность, к сожалению, развитие основных двигательных навыков упускается из виду многими, кто работает с дошкольным образованием.

Изложение основного материала исследования. Причин, по которым приобретению основных двигательных навыков уделяется мало внимания, может быть много, но основная причина исходит из предположения, что созревание будет лежать в основе развития основных двигательных навыков. Несомненно, взросление играет важную роль в ходе моторного развития и скорости усвоения, но его нельзя считать единственным фактором, способствующим развитию двигательных навыков.

На самом деле идея о том, что взросление является движущей силой, ответственной за раннее приобретение двигательных навыков, является ошибочным представлением, которое ограничивает наше понимание ранних процессов, лежащих в основе моторного развития. Более того, поскольку считалось, что созревание является движущей силой раннего приобретения двигательных навыков, этим навыкам не требовалось обучать в ходе ежедневных занятий физкультурой в детском саду и даже в начальной школе.

Описанное выше заблуждение, связано с тем фактом, что развитию моторики у младенцев раннего возраста не нужно обучать: младенцы учатся сидеть, стоять и ходить, например, самостоятельно, а позже то же самое происходит с малышами младшего возраста, которые бегают, прыгают и бросают. Поскольку эти ранние приобретения навыков, по-видимому, не требуют обучения или структурированной практики, ошибочное представление о том, что взросление является единственной движущей силой, проникло в понимание раннего двигательного развития.

Несмотря на то, что это происходит без специального обучения и практики, некоторые исследователи подвергают сомнению факторы, отличные от созревания, влияющие даже на так называемый фундаментальный двигательный паттерн, и даже предположили, основываясь на неопубликованных данных, что результаты этих и других исследований указывают на то, что на фазу фундаментального двигательного развития большое влияние оказывают факторы окружающей среды, которые мы можем добавить, например, структурированную практику и инструкции, предоставляемые учителем.

Физическое воспитание в начальной школе - это единственное место, где дети могут быть проинструктированы и подвергнуты вмешательству для достижения мастерства в основных двигательных моделях.

Недавние объяснения моторного развития подчеркивают, что моторные навыки изменяются в результате интерактивных процессов между индивидом и окружающей средой. С такой точки зрения, несмотря на изменения, происходящие во многих биологических системах, которые приводят к некоторым изменениям в развитии, наше биологическое наследие постоянно модулируется нашим взаимодействием с окружающей средой, что обеспечивает нам адаптацию и обучение. Многие факторы окружающей среды могут повлиять на раннее приобретение двигательных навыков, но структурированная практика и инструкции должны быть предоставлены всем детям от детского сада до средней школы. Более того, эти условия должны быть созданы в такой последовательности и сообразности, чтобы помочь детям приобрести и, что более важно, усовершенствовать свои двигательные навыки. Таким образом, роль физического развития и активности в раннем школьном возрасте имеет решающее значение для уровня двигательного развития детей.

Несмотря на всю его важность, результаты раннего физического воспитания как части дошкольной программы все еще нуждаются в демонстрации. Одна из трудностей при этом заключается в том, что двигательное развитие в течение первых лет претерпевает драматические изменения, которые значительно усложняют оценку прогресса. Более того, двигательное развитие в эти ранние годы следует оценивать в первую очередь по общей структуре двигательных навыков, а не по

количественным показателям двигательной активности. Тестом, который может быть использован для оценки раннего моторного развития, среди многих других, является тест общего моторного развития. В нескольких исследованиях тест общего моторного развития использовался для оценки уровня владения основными двигательными навыками у типичных и задержанных в развитии детей, а также у детей с особыми потребностями.

Учитывая, что тест общего моторного развития может предоставить полезную информацию относительно общего двигательного развития детей и его прогресса на протяжении всего школьного возраста и что влияние занятий физической культурой на двигательное развитие детей все еще нуждается в изучении.

Сейчас из-за общего ухудшения здоровья детей дошкольного возраста широко используются протоколы физкультуры, поскольку они являются наиболее эффективной, интересной формой активного отдыха дошкольников во время занятий. Дети всегда рады выполнять краткосрочные физические упражнения в процессе обучения и между занятиями.

Цель физического воспитания, прежде всего - это повышение и поддержание умственной активности детей и их успеваемости. Нужно обеспечить короткий динамичный отдых, когда организм ребенка испытывает большую нагрузку. Органы слуха и зрения, мышцы туловища, особенно спины, руки рабочих рук - все отдыхает и требует регулярного кратковременного отдыха.

Смысл физического воспитания состоит в том, чтобы организованно изменить деятельность ребенка с помощью физической активности, что снимет усталость и восстановит положительное психоэмоциональное состояние.

Свежий воздух - обязательное условие для комплексных занятий физкультурой в детском саду.

Особенно детям нравятся занятия физкультурой с музыкальным сопровождением, они становятся более интересными и эмоциональными. Выполняя простые танцевальные шаги, дети могут спеть несколько куплетов из знакомых им песен -например, сесть, повернуться, слегка наклониться.

Как и все области образования, физическое воспитание также обеспечивает понимание посредством накопления знаний и понимания. Благодаря физическому воспитанию человек понимает важность принципов здоровья и движения в жизни.

Любое занятие по физическому воспитанию представляет собой социальный опыт и часто вызывает эмоции. Благодаря этим занятиям у личности появляется возможность выразить свои чувства: агрессию, гнев, застенчивость, ревность и т. д. Это позволяет освободить свои эмоции и контролировать их.

Занятия физической культурой также способствуют саморазвитию. Занятия физической культурой влияют на личность; Занятия учат таким привычкам, как соблюдение правил, уважение прав других, помощь друг другу и образ жизни, основанный на сотрудничестве.

Методы и приемы, используемые на занятиях физической культурой в детском образовательном учреждении направлены на улучшение физического развития и спортивных навыков учащихся. Физическая активность, упражнения в быстром темпе, упражнения на гибкость, упражнения на координацию и упражнения на выносливость составляют основные элементы курсов. Кроме того, на занятиях преподаются также основные приемы видов спорта, командных игр и индивидуальных видов спорта. Эти методы и приемы улучшают у учащихся не только физические навыки, но и уверенность в себе, дисциплину и навыки командной работы. Курсы физического воспитания и спорта - важная область образования, которая помогает учащимся развиваться как физически, так и умственно.

Принципы физического воспитания дошкольников основаны на основных педагогических принципах, которые в первую очередь призваны помочь в достижении этой цели. Только единство всех составляющих обеспечивает развитие ребенка на нужном уровне. Таким образом, основные принципы физического воспитания детей дошкольного возраста на общепедагогической основе:

1. Принцип внимательности призван укрепить целеустремленное отношение ребенка к спортивным упражнениям и играм на свежем воздухе.

2. Принцип деятельности подразумевает развитие качеств: инициативность, самостоятельность, креативность.

3. Принцип согласованности. Он реализуется в дошкольном возрасте с определенной регулярностью, планированием и непрерывностью.

4. Принцип повторения двигательных навыков. Именно повторение обеспечивает усвоение движений и формирование двигательных навыков.

5. Принцип постепенности, подразумевающий наличие вариантов изменения сложившегося стереотипа подвижных действий.

6. Принцип доступности является ключом к правильному физическому воспитанию. Учитывая разный уровень сложности упражнений, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, назначая физические нагрузки.

7. Принцип уникальности предполагает обращение к природным данным дошкольников, для чего педагог составляет еще один план улучшения их физического развития.

Постепенность, дальновидность, доступность, индивидуальность - это другие общие педагогические принципы

Следует иметь в виду, что каждый из этих принципов в совокупности обеспечивает формирование здоровой и развитой личности. Несоблюдение хотя бы одного из них снижает вероятность правильного достижения цели.

Современные требования к обучению требуют строгого соблюдения всех правил обучения для систематического достижения поставленной цели.

Выводы. Дошкольный возраст - это первый этап профильного образования. И в это время крайне важно соблюдать все принципы физического воспитания, чтобы при переходе на новый образовательный уровень у ребенка были необходимые двигательные навыки, физическое мышление и другие показатели физически развитой личности. Принципы, которым необходимо следовать в этой области образования, включают:

1. Принцип непрерывности, который является одним из самых важных. Они определяют порядок проведения сеансов, связь между ними, а также то, как часто и как долго они должны проводиться. Занятия - это ключ к правильному физическому развитию дошкольника.

2. Принцип системного чередования отдыха и нагрузок. Для того чтобы повысить эффективность занятий, необходимо сочетать высокую активность и отдых ребенка в различных двигательных видах деятельности. Этот принцип выражается в динамическом изменении форм и содержания функциональных нагрузок от одного этапа к другому.

3. Принцип постепенного увеличения развивающих и тренировочных воздействий определяет последовательное увеличение нагрузок. Такой подход усиливает развивающий эффект, усиливает и обновляет воздействие упражнений на организм в ходе данного направления обучения.

4. Принцип цикличности предусматривает повторяющуюся последовательность занятий, что позволяет повысить их эффективность, улучшить физическую подготовку дошкольника.

Воспитатель обязан строго соблюдать каждый принцип, чтобы воспитание личности дошкольника было максимально эффективным.

Аннотация. Принципы физического воспитания, в соответствии с которыми складываются закономерности, правила и требования, предъявляемые к воспитателю, определяют его деятельность по всесторонней физической подготовке ребенка к будущей жизни, раскрытию у него жизненно важных сил, гармоническому развитию. В физическом воспитании наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности, доступности и т.д.) имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания. Целью образования дошкольников в области физической культуры является формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями. Физическая культура - это не только мышечные упражнения, освоение гигиенических навыков, но и культура чувств, внимания, воли, красоты, характера. Выделение физического воспитания в особую отрасль диктуется исключительно педагогическими соображениями и особыми методами воздействия на телесные силы ребенка с целью его укрепления. Это связано с укреплением и повышением работоспособности всего организма. Физическое воспитание в широком смысле слова должно охватить все стороны детской жизни.

Ключевые слова: физическое воспитание, дошкольный возраст, всестороннее развитие личности.

Annotation. The principles of physical education, in accordance with which the laws, rules and requirements imposed on the educator are formed, determine his activities for the comprehensive physical preparation of the child for the future life, the disclosure of his vital forces, harmonious development. In physical education, along with general pedagogical didactic principles (consciousness and activity, visibility, accessibility, etc.), there are special ones that express specific patterns of physical education. The purpose of education of preschoolers in the field of physical culture is to form a healthy, cheerful, physically developed child who has knowledge about physical culture available to his age and who has a desire to engage in physical exercises. Physical education - this is not only muscle exercises, the development of hygiene skills, but also the culture of feelings, attention, will, beauty, character. The allocation of physical education into a special branch is dictated solely by pedagogical considerations and special methods of influencing the child's bodily strength in order to strengthen it. This is due to the strengthening and improvement of the working capacity of the whole organism. Physical education in the broadest sense of the word should cover all aspects of children's life.

Keywords: physical education, preschool age, comprehensive personality development.

Литература:

1. Неъматов, Б.И. Основные формы организации физического воспитания в детском саду / Б.И. Неъматов // The Newman in Foreign policy. - 2019. - №47 (91). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-formy-organizatsii-fizicheskogo-vospitaniya-v-detskom-sadu

УДК 373.66

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТЬЮ (ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ)

Едиханова ЮлияМансуровна кандидат психологических наук, доцент Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогическийуниверситет» (г. Шадринск);

Спицына Оксана Александровна кандидат психологических наук, доцент Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогическийуниверситет» (г. Шадринск)

Исследование проведено в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ на выполнение фундаментальной научно-исследовательской работы по теме «Стратегии и тактики развития педагогической одарённости старшеклассников»№ 073-00022-23-02 от 31.07.2023 г.

Постановка проблемы. Основной задачей государственной политики в области образования является ранее выявление и сопровождение развития педагогически одаренных школьников, оказание поддержки обучающимся, являющимися возможными будущими студентами педагогических вузов, планирующим осваивать сферу педагогической деятельности. Для решения обозначенной задачи была сформирована сеть профильных психолого-педагогических классов, имеющих целью выявление педагогически одаренных школьников и формирование у них готовности к профессионально-личностному самоопределению, интеграцию педагогически одаренных школьников в профессиональное сообщество на этапе обучения в школе. В настоящее время остро стоит вопрос психолого-педагогического сопровождения педагогически одаренных школьников.

В отечественных исследованиях педагогическая одаренность рассматривается в двух ракурсах: как проявление высокого уровня развития педагогических способностей (H.A. Аминов, Ф.Н. Гоноболин, Д.В. Ушаков) и как предпосылка развития педагогических способностей в деятельности (Е.Ю. Илалтдинова, Г.И. Руденко, Т.М. Хрусталева), при этом исследователи сходятся во мнении, что педагогическая одаренность складывается из сложного взаимодействия универсальных и специальных компонентов.

Ранняя педагогическая одаренность представляет собой совокупность общих и специальных способностей школьника, составляющих потенциал его психического развития, благоприятных для педагогического труда и являющуюся предпосылкой развития способностей более высокого уровня - педагогических способностей и педагогического мастерства. Педагогическая одаренность формируется в педагогическое мастерство и педагогический талант в процессе реализации педагогической деятельности. Разработанная нами структура ранней педагогической одаренности включает универсальные и специальные компоненты. Универсальные компоненты предполагают высокий или выше среднего уровень интеллектуальных и творческих способностей ребенка, которые позволяют ему успешно справляться с решением учебных задач различной степени сложности и вариативности, в частности задач, требующих нестандартного решения. Специальные компоненты проявляются в высоком или выше среднего уровне способностей к социальному взаимодействию, который создает возможности достижения успеха в сфере общения за счет высокоразвитых коммуникативных и организаторских склонностей, а также речевых способностей. Нами также предложен третий компонент педагогической одаренности -личностный потенциал, которые предполагает высокий уровень развитости личностных свойств и состояний, благоприятствующих педагогической деятельности, а также стойкий интерес к педагогике и психологии.

Изложение основного материала исследования. Развитие ранней педагогической одаренности - это системный, целенаправленный и планомерный процесс создания психолого-педагогических условий для раскрытия личностного,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.