Научная статья на тему 'Процессуальная модель системы формирования базовой личностной физической культуры детей дошкольного возраста'

Процессуальная модель системы формирования базовой личностной физической культуры детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ДОШКОЛЬНИКИ / РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворкина Н.И., Лубышева Л.И., Ахметов С.М.

Теоретико-методическими основами построения процесса формирования базовой личностной физической культуры ребенка дошкольного возраста являются: обеспечение учета возможностей детей на этапах онтогенеза при решении задач, применении средств и технологий; опора на ресурс личностной физической культуры родителей и других старших в ходе физического воспитания; применение физического воспитания и формирование базовой личностной физической культуры как направления и средства целостного развития ребенка; обеспечение интеграции процессов физического, двигательного, психологического, интеллектуального, социального развития, физической подготовки в дошкольном онтогенезе; обеспечение единонаправленного воспитательного воздействия всех участников процесса для формирования компонентов базовой личностной физической культуры ребенка дошкольного возраста, охраны его здоровья и жизни; своевременное выявление взрослыми рисков и заболеваний, противодействие им с помощью правильно выстроенной стратегии поведения; обеспечение здорового и правильно организованного жизненного пространства и пространства физического воспитания ребенка в условиях дома и других институтов воспитания. Процессуальная модель системы формирования базовой личностной физической культуры ребенка на этапах дошкольного онтогенеза включает в себя: семью, дошкольные, медицинские и спортивные образовательные учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дворкина Н.И., Лубышева Л.И., Ахметов С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Процессуальная модель системы формирования базовой личностной физической культуры детей дошкольного возраста»

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК/UDC 796.011

Поступила в редакцию 17.08.2015 г.

Информация для связи с автором: dvorkin57@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент Н.И. Дворкина1 Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева2 Доктор педагогических наук, профессор С.М. Ахметов1

1 Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

2 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

PROCEDURAL MODEL OF BASiC PERSONAL PHYSiCAL CULTURE DEVELOPMENT SYSTEM FOR PRESCHOOL CHiLDREN

Associate professor, PhD N.I. Dvorkina1 Dr.Hab., professor L.I. Lubysheva2 Dr.Hab., professor S.M. Akhmetov1

1 Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Krasnodar

2 Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism (GTsOLIFK), Moscow

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Аннотация

Теоретико-методическими основами построения процесса формирования базовой личностной физической культуры ребенка дошкольного возраста являются: обеспечение учета возможностей детей на этапах онтогенеза при решении задач, применении средств и технологий; опора на ресурс личностной физической культуры родителей и других старших в ходе физического воспитания; применение физического воспитания и формирование базовой личностной физической культуры как направления и средства целостного развития ребенка; обеспечение интеграции процессов физического, двигательного, психологического, интеллектуального, социального развития, физической подготовки в дошкольном онтогенезе; обеспечение единонаправленного воспитательного воздействия всех участников процесса для формирования компонентов базовой личностной физической культуры ребенка дошкольного возраста, охраны его здоровья и жизни; своевременное выявление взрослыми рисков и заболеваний, противодействие им с помощью правильно выстроенной стратегии поведения; обеспечение здорового и правильно организованного жизненного пространства и пространства физического воспитания ребенка в условиях дома и других институтов воспитания.

Процессуальная модель системы формирования базовой личностной физической культуры ребенка на этапах дошкольного онтогенеза включает в себя: семью, дошкольные, медицинские и спортивные образовательные учреждения.

Ключевые слова: базовая физическая культура личности, дошкольники, развитие, педагогическая система.

Annotation

Theoretical and methodological foundations for organisation of the basic personal physical culture of a child of preschool age are: taking into account opportunities of children at the stages of ontogenesis in solving problems, applying tools and technologies; relying on the resource of personal physical culture of parents and other elders in the courese of physical education; using physical education and forming the basic personal physical culture as a direction and tool of integral development of the child; ensuring the integration of the processes of physical, motor, mental, intellectual, social and physical training in preschool ontogenesis; providing unidirectional educational influence of all participants of the process to form the basic components of personal physical culture of a preschooler, protecting his health and life; adults' timely identifying of risks and diseases, preventing them with the help of properly structured behavioral strategies; ensuring a healthy and properly organized living space and physical education environment for a child at home and in other educational institutions. The procedural model of the system of formation of the basic personal physical culture of a preschooler at the stages of preschool ontogenesis includes: family, preschool, medical and sports educational institutions.

Keywords: basic personal physical training, preschoolers, development, educational system.

Введение. Социальное развитие личности ребенка в дошкольном онтогенезе представляет собой сложный процесс, который осуществляется в деятельности ребенка. Раскрытие закономерностей и механизмов этой деятельности с учетом каждого возрастного периода дошкольного онтогенеза, выявление характера процесса развертывания социализации личности позволяют более углубленно рассматривать процессы личностного совершенствования и самосовершенствования на этапе роста ребенка - от рождения и до вступления его в школьный период социального развития. В то же время

следует подчеркнуть, что сам процесс выявления и последующей опоры на базовые компоненты физической культуры личности, начиная с младенческого возраста и до завершения дошкольного периода, является проблемой, требующей проведения специальных исследований.

Цель исследования - разработать процессуальную модель системы формирования базовой личностной физической культуры ребенка на этапах дошкольного онтогенеза.

Методика и организация исследования. Экспериментальной базой исследования с 2000 по 2014 г являлись

46

http://www.teoriya.ru

№ 1 • 2016 Январь | January

Адыгейский государственный университет и Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, а также краевая детская поликлиника, перинатальный центр г Краснодара, Детские сады № 211; № 126; № 191 г Краснодара и Детский сад комбинированного типа № 34 и № 15 г Майкопа.

Результаты исследования и их обсуждение. В педагогике и психологии все большое значение придается раскрытию понятия процессуальной модели системы. Понятие процесса впервые стали использовать в физике (А. Г. Асмо-лов, 1996). Последующий этап раскрытия понятия процесса связан с появлением генетических (эволюционных) моделей (О. И. Генисаретский, 1975). Данная модель рассматривается уже не как набор взаимодействующих систем, а как сложно организованное единство системы. В ней развивающаяся деятельность стала наиболее продуктивной при анализе педагогических, биологических или психологических объектов в онтогенезе (Ж. Пиаже, 1994; Л. С. Выготский, 1996; Г. П. Щедровицкий, 1993, 1997). В нашем случае понятие «процессуальная модель системы формирования базовой личностной физической культуры ребенка» логично вытекает из общей теоретической концепции, изложенной выше. Эта модель может рассматриваться как модель педагогического процесса нового типа.

Предлагаемая процессуальная модель системы формирования базовой личностной физической культуры ребенка в дошкольном онтогенезе соответствует следующим трем типам педагогических исследований: первый тип - процессуальная модель строится как выполнение задания, предполагающего авторское продуктивное действие по формированию базовой личностной физической культуры ребенка; второй тип - процессуальная модель формирования базовой личностной физической культуры ребенка строится как необходимость уменьшения разрыва между практическими действиями (отсутствие необходимых знаний, способов решения проблем) и рефлексией (отсутствие адекватного образа объекта деятельности) и третий тип - процессуальный процесс строится как формирование нового представления о базовой личностной физической культуре ребенка: замысел, проект, представление, цель, задачи, система, конкретные заданные условия (Г. Г. Попов, 2011).

Важнейшим условием педагогической деятельности является обеспечение единства требований к процессу охраны жизни и здоровья детей со стороны различных институтов воспитания. С учетом этого обстоятельства в процессуальной модели системы формирования базовой личностной физической культуры ребенка заложен посыл для ее обеспечения, выделены теоретико-методические основы построения процесса формирования базовой личностной физической культуры ребенка дошкольного возраста и основные направления физического воспитания.

Остановимся на структурном построении отдельных частей процессуальной модели системы формирования базовой личностной физической культуры ребенка на этапах дошкольного онтогенеза.

1. Теоретико-методологические основы построения процесса формирования базовой личностной физической культуры ребенка на этапах дошкольного онтогенеза включают в себя следующие педагогические аспекты:

- обеспечение учета возможностей ребенка на этапах онтогенеза при решении задач, применении средств и технологий;

- опора на ресурс личностной физической культуры родителей и других старших в ходе физического воспитания детей дошкольного возраста;

- применение физического воспитания и формирования базовой личностной физической культуры как направления и средства целостного развития ребенка дошкольного возраста;

- обеспечение интеграции процессов физического, двигательного, психологического, интеллектуального, социального развития, физической подготовки в дошкольном онтогенезе;

- обеспечение единонаправленного воспитательного воздействия всех участников процесса на формирование компонентов личностной физической культуры ребенка дошкольного возраста, охраны его здоровья и жизни;

- своевременное выявление взрослыми рисков и заболеваний, противодействие им с помощью правильно выстроенной стратегии поведения;

- обеспечение здорового и правильно организованного жизненного пространства физического воспитания ребенка в условиях дома и ДОУ.

2. Основные направления физического воспитания детей дошкольного возраста осуществляются с опорой на следующие ценности (схема 1):

- целесообразное построение жизненного пространства физического воспитания ребенка, неукоснительное выполнение режима дня и режима питания;

- сохранение жизни, построение здорового образа жизни, правильное и своевременное применение средств физической культуры, обеспечение развития, укрепления и формирования здоровья, коррекция патологических проявлений;

Социаяъные институты физического воспитания и охраны жизни детей дошкольного возраста

Дошкольное образовательное учреждение

f Медицинские

учреждения

изни

=4

чреждения II спорта

Основные направления деятельности по повышению личностной физической культуры и увеличению ресурса

аправления деятельности:

поддержание собственного здоровья для создания ресурса его использования ребенком;

ИР

ия Обе«

^ II реб<

_Ж . наст

к физической культуре на основе потребности; двигательных навыков и умений; навыков, умений и опыта по организации физического самовоспитания; методических навыков и умений, навыков мониторинга;

овладение знаниями о закономерностях развития движения, периодах формирования безусловных рефлексов и основ применения упражнений, состава средств физического воспитания и особенностей методики проведения занятий с детьми;

овладение знаниями о закономерностях физического воспитания и способов противодействия нарушениям здоровья у детей

есурс родителей в виде возможностей:

обеспечения полноденного ухода за ребенком, хорошего, оптимистичного настроения для общения с ним;

построения жизненного пространства и пространства физического воспитания, создания здорового образа жизни семьи;

содействия своевременному развитию «комплекса оживления», реализации потребности организма ребенка в движениях, своевременному формированию моторики и закаливания организма;

своевременного обнаружения и целесообразного поведения в случае проявлений патологий

Состав средств физического воспитания детей дошкольного возраста

(реализуемых в условиях воздушной и водной среды)

Пассивные упражнения

двигатель» ^ которых в Лоснове анаг I рвигателън:

I «реализации

V /исходных менты мае

упражнения,

физические двигательное которых определяется на ^основе анализа естественных питательных действий;

естественных 'исходных положений; элементы массажа

Активные упражнения

постуральные физические упражнения; подготовительные упражнения для освоения естественных видов движений; манипуляционные физические упражнения (с игрушками или специальными снарядами); упражнения, двигательным содержанием которых является реализация естественных исходных положений в совокупности с естественными движениями; игра и ее элементы

Схема 1. Процессуальная модель системы формирования базовой личностной физической культуры ребенка на этапах дошкольного онтогенеза (фрагмент)

№ 1 • 2016 Январь | ^пиагу

http://www.teoriya.ru

Семья

Дошкольное образователь? у ное учреждение

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

1 II Медицинские II "3 г\ учреждения Сх

Учреждения спорта

Педагогические условия (методические основания) построения процесса формирования базовой личностной физической культуры детей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I Дифференцирование в зависимости от возраста:

задач охраны жизни и физического воспитания, состава средств, содержания педагогической деятельности, степени проявления полового диморфизма, материально-пространственной среды жизнедеятельности, содержания знаниевой составляющей процесса физического воспита-

Ингегративное построение процесса:

ния, применяемых форм и др.;

целостное развише личности (физическое, двигательное, психологическое, интеллектуальное, социальное) средствами физического воспитания (и спортивной тренировки в старшем дошкольном возрасте);

Учет доминирующего | I вида деительносги

Преимущественное внимание к развитию биологических компонентов личностной физической культуры

преимущественное применение физических упражнений, основанных на использовании врожденных рефлексов (на первом году жизни), на естественных двигательных действиях, в процессе их освоения, применение игр и игровых заданий, в том числе и спортивно-игровой направленности;

Ориентация на последующие этапы непрерывного многолетнего физического

преимущественное развитие двигательных действии, дви-} гательных качеств, физических качеств, физической подготовленности, функционального и физического развития на начальном этапе с последующим увеличением доли воздействия на другие компоненты

учет задачи подготовки к школе, подготовки к выполнению требований ВФСК ГГО, задач предварительного и начального периода многолетней споргавной подготовки при выборе средств, при определении задач и содержания физического воспитания.

Доминирующее влияя ние семьи на формирование компонентов личностной физической кулыуры:

обеспечение повышения уровня личносгаой физической культуры родителей, обеспечение непрерывности физического воспитания (и при необходимости процесса реабилитации) путем вовлечения в процесс родителей и членов семьи.

Системный эффект: развитие, укрепление и формирование здорового ребенка, обладающего базовыми основами ЛИЧНОСТНОЙ физической культуры

Схема 2. Процессуальная модель системы формирования базовой личностной физической культуры ребенка на этапах дошкольного онтогенеза

- систематическая, непрерывная и квалифицированная забота о здоровье и развитии ребенка;

- овладение знаниями о закономерностях физического воспитания и способах противодействия нарушениям здоровья у детей;

- поддержание собственного здоровья для создания ресурса его использования ребенком;

- формирование активного отношения к физической культуре на основе потребности; двигательных навыков и умений; навыков, умений и опыта организации физического самовоспитания; методических навыков и умений, навыков мониторинга;

- овладение знаниями о закономерностях развития движения, периодах формирования безусловных рефлексов и основах применения упражнений, составе средств физического воспитания и особенностях методики проведения занятий с детьми.

3. Ресурс родителей в виде возможностей проявляется в следующих аспектах:

- реализация потребности организма ребенка в движениях, содействие своевременному формированию моторики, в том числе содействие появлению и развитию «комплекса оживления»;

- закаливание организма ребенка;

- подготовка к принятию идеи о физическом воспитании для развития личности и обеспечения ее готовности к служению Отечеству (через ценности физкультурно-спортивного комплекса ГТО).

4. Основные направления деятельности по повышению личностной физической культуры и увеличению ресурса родителей:

- обеспечение полноценного ухода за ребенком, хорошего, оптимистичного настроения для общения с ним;

- целесообразное построение жизненного пространства и пространства физического воспитания, создание здорового образа жизни семьи;

- содействие своевременному развитию «комплекса оживления», реализации потребности организма ребенка в движениях;

- своевременное формирование моторики и закаливания организма;

- своевременное обнаружение и целесообразное поведение в случае проявлений патологий.

5. Состав средств физического воспитания (реализуемых в условиях воздушной и водной среды), применяемых на этапах дошкольного онтогенеза, следующий:

- пассивные упражнения (физические упражнения, двигательное содержание которых определяется на основе анализа естественных двигательных действий; реализация естественных исходных положений; элементы массажа);

- активные упражнения (постуральные физические упражнения; подготовительные упражнения для освоения естественных видов движений; манипуляционные физические упражнения (с игрушками или специальными снарядами); упражнения, двигательным содержанием которых является реализация естественных исходных положений в совокупности с естественными движениями; игра и ее элементы).

Педагогические условия (схема 2) построения процесса формирования базовой личностной физической культуры ребенка заключаются в следующем:

- в дифференцировании с учетом возраста (задач охраны жизни и физического воспитания, состава средств, содержания педагогической деятельности, степени проявления полового диморфизма, материально-пространственной среды жизнедеятельности, содержания знаниевого составляющего процесса физического воспитания, применяемых форм и др.);

- в интегративном построении процесса: целостное развитие личности (физическое, двигательное, психологическое, интеллектуальное, социальное) средствами физического воспитания и спортивной тренировки в старшем дошкольном возрасте;

- в учёте доминирующего вида деятельности: преимущественное применение физических упражнений, основанных на использовании врожденных рефлексов (на первом году жизни), на естественных двигательных действиях, в процессе их освоения, применение игр и игровых заданий, в том числе и спортивно-игровой направленности;

- в преимущественном внимании к развитию биологических компонентов личностной физической культуры (преимущественное развитие двигательных действий, двигательных качеств, физических качеств, физической подготовленности, функционального и физического развития на начальном этапе с последующим увеличением доли воздействия на другие компоненты).

Направления деятельности:

- поддержание собственного здоровья для создания ресурса его использования ребенком;

- ориентация на последующие за дошкольным возрастом этапы непрерывного многолетнего физического воспитания (учет задачи подготовки к школе, подготовки к выполнению требований ВФСК ГТО, задач предварительного и начально-

48

http://www.teoriya.ru

№ 1 • 2016 Январь | Jaпuary

го периода многолетней спортивной подготовки при выборе средств, при определении задач и содержания физического воспитания;

- доминирующее влияние семьи в формировании компонентов личностной физической культуры (обеспечение повышения уровня личностной физической культуры родителей, обеспечение непрерывности физического воспитания (и при необходимости процесса реабилитации) путем вовлечения в процесс родителей и членов семьи).

На основании изучения идей отечественных психологов Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., а также ведущих педагогов в области физического воспитания выделены базовые направления развития личности ребенка: социально-нравственное, физическое и моторно-двигательное, сенсорное, познавательное, речевое, коммуникативное и трудовое воспитание.

Выводы. Процессуальная модель системы формирования базовой личностной физической культуры ребенка дошкольного возраста представлена в виде ее структурного построения и позволяет получить системный эффект в развитии, укреплении и формировании здорового ребенка, обладающего базовыми основами личностной физической культуры.

Системный эффект оценивается на основе сформирован-ности составляющих базовой личностной физической культуры ребенка, в которой выделяются биологический, когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационно-ценностный и деятельностный компоненты. Совокупность компонентов базовой личностной физической культуры оценивается через формирование представлений о сущности деятельности в области физической культуры, о роли здоровья, высокого уровня физической подготовленности в обеспечении комфортного уровня жизнедеятельности, о здоровом образе жизни и общественном здоровье (как внешнем поле), об образе собственного уровня физической подготовленности и собственного здоровья.

Использованная литература

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов // Акад. пед. и соц. наук. - М.: Психол.-соц. инст.; М.: Изд-во «Институт практической психологии». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 768 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. -М., 1996. - 420 с.

4. Демидова Е.В. Педагогическая система направленного становления личности детей 3-10 лет средствами физической культуры в условиях прогимназии: дис. ... докт. пед. наук / Е.В. Демидова.

- Краснодар, 2004. - 391 с.

5. Кравцов Г.Г. Формирование личности в процессе обучения (дошкольный и младший школьный возраст): дис. ... докт. псх. наук / Г.Г. Кравцов. - М., 1995. - 288 с.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл; Академия, 2004. - 346 с.

7. Лисина М.И. Общение, личность и психическое развитие ребенка / М.И. Лисина / под ред. А.Г. Рузской. - М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЕК»,1997. - 383 с.

8. Макаренко А.С. О воспитании / А.С. Макаренко. - М.: Полит. литер., 1988. - 256 с..

9. Мацковский А.Х. Семья на пороге третьего тысячелетия / А.Х. Мацковский. - М., 1995. - 237 с.

10. Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М., 1994. - 680 с.

11. Попов Г.Г. Реализация ценностного потенциала физической культуры в образовательном процессе детей дошкольного возраста: дис. ... докт. пед. наук / Г.Г. Попов. - Магнитогорск, 2011.

- 350 с.

12. Фельдштейн Д.И. Особенности развития деятельности ребенка в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 1981.

- № 6. - С. 36-46.

13. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология / Д.И. Фельдштейн. - М., 2002. - 432 с.

14. Харитонова И.В. Особенности социального интеллекта старших дошкольников и его развитие средствами психогимнастики: дис. ... канд. псх. наук / И.В. Харитонова. - Краснодар, 2006. - 176 с.

15. Шебеко В.Н. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры: дис. ... докт. пед. наук / В.Н. Шебеко. - М., 2011. - 48 с.

16. Щедровицкий Г.П. Теория деятельности и её проблемы / Г.П Щедровицкий // Философия, наука, методология. - 1997. - С. 245-268.

References

1. Asmolov A.G. Kul'turno-istoricheskaya psikhologiya i konstruirovanie mirov (Cultural-historical psychology and design of worlds) / A.G. Asmolov // Acad. ped. and soc. Sciences. - Moscow: Psychol.-social inst.; Moscow: Publishing House «Institut prakticheskoy psikhologii» ("Institute of Applied Psychology") - Voronezh: MODEK, 1996. - 768 p.

2. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste (Personality and its formation in childhood) / L.I. Bozhovich. -Moscow: Prosveshchenie, 1968. - 464 p.

3. Vygotskiy L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya (Educational Psychology) / L.S. Vygotskiy. - Moscow, 1996. - 420 p.

4. Demidova, E.V. Pedagogicheskaya sistema napravlennogo stanovleniya lichnosti detey 3-10 let sredstvami fizicheskoy kul'tury v usloviyakh progimnazii: dis. ... dokt. ped. nauk (Training system aimed at socialisation of children of 3-10 years of age using physical culture in progymnasium: doctoral thesis (Hab.) / E.V. Demidova. -Krasnodar, 2004. - 391 p.

5. Kravtsov G.G. Formirovanie lichnosti v protsesse obucheniya (doshko-l'ny i mladshiy shkol'ny vozrast): dis. ... dokt. psikh. nauk (Personality formation during learning (preschool and primary school): doctoal thesis (Psych.) / G.G. Kravtsov. - Moscow, 1995. - 288 p.

6. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost' (Activity. Consciousness. Personality) / Ed. by D.A. Leont'ev. - Moscow: Smysl; Akademiya, 2004. - 346 p.

7. Lisina M.I. Obshchenie, lichnost' i psikhicheskoe razvitie rebenka (Communication, personality and mental development of child) / M.I. Lisina // Ed. by A.G. Ruzskaya. - Moscow: In-te pract. psychol.; Voronezh: MODEK,1997. - 383 p.

8. Makarenko, A.S. O vospitanii (Education) / A.S. Makarenko. -Moscow: Polit. liter., 1988. - 256 p.

9. Matskovskiy, A.Kh. Semya na poroge tret'ego tysyacheletiya (Family at the turn of the third millennium) / A.Kh. Matskovskiy. - Moscow, 1995. - 237 p.

10. Piazhe Zh. Izbrannye psikhologicheskie trudy (Selected psychological works) / Zh. Piazhe. - Moscow, 1994. - 680 p.

11. Popov G.G. Realizatsiya tsennostnogo potentsiala fizicheskoy kultury v obrazovatel'nom protsesse detey doshkol'nogo vozrasta: dis. ... dokt. ped. nauk (Physical culture value potential implementation in educational process of preschoolers: doctoral thesis (Hab.) / G.G. Popov. - Magnitogorsk, 2011. - 350 p.

12. Feldstein D.I. Osobennosti razvitiya deyatel'nosti rebenka v ontogeneze (Features of development of child's activity in ontogenesis) / D.I. Feldstein // Voprosy psikhologii. - 1981. - № 6. - p. 36-46.

13. Feldstein D.I. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya (Developemntal and educational psychology) / D.I. Feldstein. -Moscow, 2002. - 432 p.

14. Kharitonova, I.V. Osobennosti sotsial'nogo intellekta starshikh doshkol'nikov i ego razvitie sredstvami psikhogimnastiki: dis. ... kand. psikh. nauk (Specifics of social intelligence of senior preschoolers and its development using psychogymnastics: doctoral thesis (Psych.) / I.V. Kharitonova. - Krasnodar, 2006. - 176 p.

15. Shebeko V.N. Formirovanie lichnosti rebenka doshkol'nogo vozrasta sredstvami fizicheskoy kul'tury: dis. ... dokt. ped. nauk (Preschooler's personality formation using physical culture: doctoral thesis (Hab.) / V.N. Shebeko. - Moscow, 2011. - 48 p.

16. Shchedrovitskiy G.P. Teoriya deyateln'osti i ee problemi (Activity theory and its problems) / G.P. Shchedrovitskiy // Filosofiya, nauka, metodologiya. - 1997. - P. 245-268.

№ 1 • 2016 Январь | January

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.