Значения интегрального компонента адаптационного потенциала личности студентов, вошедших в экспериментальную группу, также существенно повысилось (р<0,01), что свидетельствует о том, что разработанная педагогическая технология оптимизации адаптационного потенциала личности студентов технического вуза на занятиях в спортивной секции бокса является высокоэффективной.
На 99% уровне достоверности у студентов, занимавшихся боксом по экспериментальной педагогической модели, возросли значения следующих критериев адаптационного потенциала личности: работоспособности, общей активности, эмоциональной устойчивости, оптимизма, готовности к мобилизации, степени самоконтроля, настойчивости, направленности на успех, способности к самомотивированию, способности к самоанализу и самокритичности.
На 95% уровне достоверности у студентов возросли значения критериев: способности к прогнозированию, готовности к риску, склонности к доминированию, коммуникативного самоконтроля, уверенности в себе и нормативности поведения. Также с помощью корреляционного анализа обнаружены изменения в степени интеграции показателей адаптационного потенциала личности студентов технического вуза, занимавшихся боксом по экспериментальной педагогической модели (таблица 2).
Таблица 2
Степень интеграции показателей адаптационного потенциала личности студентов
экспериментальной и контрольной группы
Экспериментальная группа Контрольная группа
До После До После
р<0,05 165 174 167 140
р<0,01 109 135 110 78
Всего 274 309 277 218
Установлено значительное сокращение количества связей в контрольной группе студентов. А в экспериментальной группе, напротив, количество связей увеличилось, что свидетельствует о том, что внедрение в педагогический процесс экспериментальной модели формирования адаптационного потенциала личности студентов способствует повышению степени интеграции (целостности) адаптационного потенциала личности, что, безусловно, является крайне позитивным моментом, подтверждающим высокую эффективность предложенной технологии. Таким образом, анализ полученных данных свидетельствует, что разработанная педагогическая модель оптимизации формирования адаптационного потенциала личности студентов технического вуза средствами бокса является высоко эффективной и может быть рекомендована для внедрения в образовательный процесс технических вузов.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.10.2014.
УДК 796.011
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ 5-6 ЛЕТ С ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ХИП-ХОП-
АЭРОБИКИ
Мария Александровна Зайцева, руководитель, Школа танцев и фитнеса «Джем», г. Краснодар
Аннотация
В статье представлены результаты многолетних исследований, характеризующие структуру и содержание базовых модулей экспериментальной методики формирования личностной физической культуры воспитанников ДОУ 5-6 лет с преимущественным использованием средств хип-хоп-аэробики. Эффективность предлагаемого подхода к формированию личностной физической куль-
туры детей в ходе обучения и воспитания в ДОУ доказана в процессе проведения формирующих педагогических экспериментов.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, личностная физическая культура, средства хип-хоп-аэробики, структура и содержание экспериментальной методики.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.10.116.p63-68
STRUCTURE AND THE MAIN CONTENT OF THE PERSONAL PHYSICAL CULTURE FORMATION METHODS AT THE AGE OF 5-6 BY PRIMARY MEANS OF HIP-HOP AEROBICS AT PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Maria Alexandrovna Zaitseva, the head, School of Dance and Fitness «Jam», Krasnodar
Annotation
The results of the long-term investigations defined the structure and the content of the basic modules of the personal physical culture experimental formation method at the age of 5-6 by the primary means of hip-hop aerobics in the preschool educational institutions are described in the article. The effectiveness of the proposed approach to the pupils' personal physical culture formation during the preschool education is proved by the formative pedagogical experiments.
Keywords: preschool children, personal physical culture, means of hip-hop aerobics, structure and content of the experimental method.
Разработке содержания экспериментальной методики предшествовал выбор ее структуры. Результаты анализа научно-методических публикаций свидетельствуют о том, что наиболее актуальной является многоблочная структура, включающая блоки (модули), базовые характеристики которых соответствуют фундаментальным компонентам целостного педагогического процесса [1, 2, 6].
Блок № 1. Базовые проективные установки и планируемые результаты внедрения в учебно-воспитательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях.
Фундаментальной проективной установкой реализации экспериментальной методики является организация учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), обеспечивающая создание разнообразных педагогических условий, способствующих эффективному природосообразному формированию личностной физической культуры детей 5-6 лет в совокупности ее интеллектуального, социально-психологического (мотивационно-потребностного) и собственно-биологического компонентов с преимущественным использованием средств хип-хоп-аэробики с учетом половозрастных особенностей ребенка.
В ходе реализации экспериментальной методики решаются следующие основные группы задач: образовательные, воспитательные, социально-психологические и оздоровительные.
Итоговым результатом внедрения экспериментальной методики является существенное повышение общего уровня личностной физической культуры воспитанников
ДОУ 5-6 лет.
Блок № 2. Формы и содержание процесса повышения квалификации педагогического состава ДОУ и родителей в аспекте реализации экспериментальной методики.
Процесс повышения квалификации педагогического состава ДОУ подразделяется на две составляющие: теоретическую (12 часов) и методическую (18 часов).
Основные формы повышения квалификации: лекции, методические и практические занятия; посещение мастер-классов ведущих специалистов по различным фитнес-программам; обмен профессиональным опытом в ходе специально организованных методических конференций.
Повышение педагогической квалификации родителей осуществляется в ходе методических занятий общим объемом 6 часов.
Основные формы: проведение консультаций индивидуального и коллективного характера; подготовка педагогами методических материалов для родителей; организация телефонных консультаций; посещение родителями занятий, проводимых специалистами
ДОУ.
Блок № 3. Содержание учебного материала и основные формы его реализации в ходе физкультурного воспитания детей.
Интеллектуальные задачи физкультурного воспитания. Теоретическая составляющая процесса физкультурного воспитания детей 5-6 лет в рамках реализации экспериментальной методики состоит из двух компонентов: а) учебного материала из реализуемой в ДОУ конкретной программы обучения и воспитания дошкольников; б) теоретической тематики, отражающей специфику занятий хип-хоп-аэробикой.
Учебный материал из программ обучения и воспитания в ДОУ дополнительных комментариев не требует.
К основным темам, связанным с хип-хоп-аэробикой, относятся: характеристика фитнеса и фитнес-технологий, особенности хип-хоп-аэробики, влияние занятий хип-хоп-аэробикой на организм занимающихся, дефиниции «здоровье» и «принципы здорового образа жизни».
Социально-психологические (мотивационно-потребностные) задачи физкультурного воспитания. При реализации данных задач основную роль играют технологические особенности их решения, которые будут охарактеризованы в четвертом блоке экспериментальной методики.
Собственно-биологические задачи. В основе данного раздела содержательного блока экспериментальной программы лежат базовые танцевальные упражнения, составляющие двигательную основу хип-хоп-аэробики: хореографические элементы, элементы малой акробатики. Их дополняют занятия, направленные на формирование у детей основ актерского мастерства.
Основные формы занятий хип-хоп-аэробикой. Основные формы организации физкультурных занятий с детьми с преимущественным использованием средств аэробики подразделяются на специфические и общепринятые в ДОУ.
К специфическим формам следует отнести:
• Танцевальные занятия, основной целью которых является освоение детьми комплекса двигательных действий.
• Занятия с элементами развития основных физических качеств средствами хип-хоп-аэробики.
• Танцевальные баттлы, сутью которых является поочередное выполнение освоенных танцевальных движений или композиций двумя дошкольниками в соревновательной форме.
• Творческие занятия с целью составления дошкольниками индивидуальных, парных и групповых композиций.
К общепринятым (традиционным) формам относятся основные режимные процессы в ДОУ, базирующиеся на двигательной активности дошкольников, в ходе проведения которых возможно использование средств хип-хоп-аэробики. К ним относятся: утренняя гигиеническая гимнастика; физкультурные паузы и минутки; физкультурные досуги; физкультурно-спортивные праздники; соревнования по хип-хоп композициям.
Блок № 4. Технологическое обеспечение процесса реализации экспериментальной методики.
В данном блоке экспериментальной методики представлены рекомендации по:
- планированию учебно-воспитательного процесса по формированию личностной физической культуры детей 5-6 лет с преимущественным использованием средств
хип-хоп-аэробики;
- методическим подходам к формированию интеллектуального, социально-психологического и собственно-биологического компонента в ходе учебного процесса по физкультурному воспитанию дошкольников.
К основным базовым принципам процесса разработки документов планирования относятся:
• Учет национальных, этнических и других традиций региона проживания дошкольников.
• Соответствие реальному состоянию материально-технической базы учебно-воспитательного процесса.
• Непротиворечивость проективных установок учебно-воспитательного процесса и государственных программно-нормативных документов, регламентирующих его организационные и содержательно-технологические компоненты.
К специфическим принципам процесса разработки документов планирования относятся:
• Комплексные воздействия на процессы формирования и развития базовых компонентов и личностной физической культуры занимающихся в целом.
• Разнообразие с учетом возрастных особенностей развития личности детей используемых методов и методических подходов.
• Обеспечение вариативного содержания домашних заданий.
В соответствии с вышеизложенным сформулированы следующие технологические рекомендации по формированию базовых компонентов личностной физической культуры, доказавшие свою актуальность в ходе формирующих педагогических экспериментов.
Интеллектуальный компонент.
Естественнонаучной базой технологического сопровождения его формирования и развития являются известные положения, свидетельствующие о том, что для детей 5-6 лет характерны в разной степени проявления наглядно-действенное, наглядно-образное и элементы словесно-логического видов мышления [3, 4, 5]. В соответствии с ними, а также общей педагогической классификацией методов обучения, рекомендуется использование словесных, наглядных и практических методов.
Важным технологическим условием повышения качества усвоения теоретических знаний является повышение уровня их заинтересованности данным процессом. В качестве примера следует привести следующие методические приемы: проведение тематических конкурсов, изготовление детьми поделок на физкультурно-спортивную тему, сочинение загадок и организация интеллектуальных игр.
Социально-психологический компонент.
Естественнонаучной базой разработки технологических решений по формированию и развитию социально-психологического (мотивационно-потребностного) компонента являются общепризнанные положения теории образования. В соответствии с ними результативность учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста пропорциональна наличию у них действенных стимулов к освоению определенного объема теоретических знаний, жизненно важных практических умений и навыков.
В связи с вышеизложенным в ходе формирующих педагогических экспериментов выявлена эффективность целого ряда методических приемов. К ним относятся:
• Подбор соответствующих возрасту и индивидуальным предпочтениям детей видов поощрений.
• Использование когнитивного подхода к формированию мотивов и потребностей детей в физкультурно-спортивной деятельности.
• Индивидуализация учебно-воспитательного процесса в части определения темпа освоения каждым ребенком программного материала.
• Учет предпочтений ребенка в контексте выбора партнера для освоения парных композиций и спортивно-танцевальных упражнений в составе группы детей.
• Включение индивидуальных, парных и групповых спортивно-танцевальных композиций в программу как общих физкультурно-спортивных праздников, так и отдельных соревнований и конкурсов.
Собственно-биологический компонент.
В процессе освоения спортивно-танцевальных упражнений хип-хоп-аэробики целесообразно использование сочетания следующих методов обучения:
1. Строго регламентированного упражнения, в соответствии с которым двигательная деятельность детей регулируется четкой программой осваиваемого двигательного действия.
2. Метод стандартно-повторного упражнения, который используется в процессе развития основных физических качеств.
3. Соревновательный метод, используемый, как правило, на стадии достаточного освоения спортивно-танцевальных композиций.
4. Игровой метод, обладающий полифункциональными возможностями в части формирования и развития базовых компонентов и общего уровня личностной физической культуры дошкольников.
Блок № 5. Методика оценки уровня личностной физической культуры детей 5-6 лет.
В ходе разработки содержания данного блока экспериментальной методики была использована трехуровневая схема организации процесса оценки уровня личностной физической культуры дошкольников 5-6 лет.
Первый уровень отражает уровень развития отдельных характеристик детей, входящих в состав показателей физического развития, теоретической, физической и функциональной подготовленности, умственной работоспособности, эмоционально-волевых качеств. Для этого используются шкалы относительной оценки результатов тестирования.
Уровень мотивации детей к физкультурно-спортивной деятельности оценивался по следующему алгоритму:
1) Опрос детей.
2) Анкетирование экспертов по вопросу значимости мотивов детей к физкультур-но-спортивной деятельности.
3) Расчет балльной оценки мотивации детей на основе разработанных пропорциональных шкал.
Целью реализации второго уровня является определение степени развития значений интегральных показателей интеллектуального и социально-психологического, а также суммарного показателя собственно-биологического компонентов личностной физической культуры детей 5-6 лет. Для этого результаты дошкольников в отдельных контрольных заданиях переводятся в баллы на основе пропорциональных шкал и суммируются.
Третий уровень предназначен для формирования итоговой оценки уровня сформи-рованности личностной физической культуры дошкольников на основе двух технологических операций:
• определение абсолютных значений итогового уровня сформированности личностной физической культуры воспитанников ДОУ;
• дифференциация абсолютных значений итогового уровня личностной физической культуры и ее компонентов детей в соответствии с рассчитанными градациями (высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий уровень), а также по их полу и возрасту. Таким образом, проведенные исследования позволили сформировать экспериментальную методику формирования личностной физической культуры детей 5-6 лет с преимущественным использованием средств хип-хоп-аэробики, эффективность которой
доказана в ходе проведенных формирующих педагогических экспериментов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахметов, Р. С. Модель процесса формирования базовой профессионально-прикладной физической культуры курсантов 1-3 курсов вузов МВД России - будущих сотрудников специальных подразделений полиции / Р.С. Ахметов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 25-29.
2. Болотин, А.Э. Педагогическая технология управления развитием коммуникативных способностей у студентов вузов физической культуры / А. Э. Болотин, Н.Л. Стрельникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 2 (108). - С. 21-25.
3. Зайцева, Н. В. Взаимосвязь умственного и физического воспитания детей в дошкольных учреждениях : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Зайцева Н.В. - М., 2003. - 24 с.
4. Каган, В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет / В.Е. Каган // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 65-69.
5. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст) : программно-методическое пособие / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. - М. : Линка-Пресс, 2000. - 296 с.
6. Чернышенко, К.Ю. Формирование физической культуры учащихся младших классов прогимназии на основе идеалов и ценностей олимпизма : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Чернышенко К. Ю. - Краснодар, 2012. - 24 с.
REFERENCES
1. Akhmetov, R. S. (2013), "The formation model of basic professionally-applied physical culture of 1-3 courses' cadets in universities of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation - future members of special police units", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 2529.
2. Bolotin, A.E. and Strelnikova, N. L. (2014), "Pedagogical technology of management development of students' communicative abilities in universities of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 21-25.
3. Zaitseva, N.V. (2003), The interrelation of children's mental and physical education of in preschool institutions, dissertation, Moscow.
4. Kagan, V.E. (2000), "Cognitive and emotional aspects of gender attitudes of 3-7 year old children", Questions of psychology, No. 2, pp. 65-69.
5. Kudryavtsev, V.T. and Egorov, B.B. (2000), Developmental pedagogy of health promotion (preschool age): methodological guide, publishing house "Linka-Press", Moscow.
6. Chernyshenko, K. Y. (2012), Physical culture formation of primary school pupils based on the ideals and values of Olympus, dissertation, Krasnodar.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.10.2014.
УДК 378.147:378.018.43
СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ
Олеся Юрьевна Зайцева, старший преподаватель, Галина Евгеньевна Тюпенькова,
старший преподаватель, Наталья Владимировна Лысенко, старший преподаватель, Людмила Николаевна Хамзина, старший преподаватель, Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический
университет, Краснодар
Аннотация
Статья посвящена моделям и методам диагностики конкурентоспособности как интегральной характеристики выпускника образовательного учреждения. Показано, что модели оценки конкурентоспособности детерминированы потребностями социальных заказчиков. Обосновано, что конкурентоспособность неразрывно связана с социально-профессиональной компетентностью и