Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВОПОРЯДКА'

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВОПОРЯДКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
245
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ / КОЛЛЕКТИВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елесина И. Г.

Правоохранительная деятельность характеризуется определёнными особенностями. К ним относится повышенная конфликтность, что обязывает сотрудников полиции хорошо разбираться в сущности этого психического и нравственного явления. Знание возможных причин возникновения столкновений, механизмов развития и способов предупреждения либо ликвидации конфликтных ситуаций позволит определить наиболее оптимальную линию поведения на пути достижения намеченной цели. Наряду с конфликтной профессиональной деятельностью, достаточно часто возникают конфликтные ситуации в деятельности коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елесина И. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN CAUSES OF CONFLICT SITUATIONS IN THE TEAM OF LAW ENFORCEMENT OFFICERS

Law enforcement activity is characterized by certain features. These include increased conflict, which obliges police officers to understand well the essence of this mental and moral phenomenon. Knowledge of the possible causes of collisions, development mechanisms and ways to prevent or eliminate conflict situations will allow you to determine the most optimal line of behavior towards achieving the intended goal. Along with conflicting professional activities, quite often there are conflict situations in the activities of the team.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВОПОРЯДКА»

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

Научная статья

УДК 159.99

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2022-2-309-311

NIION: 2003-0059-2/22-269

MOSURED: 77/27-003-2022-02-468

Основные причины конфликтных ситуаций в коллективе сотрудников правопорядка

Ирина Геннадьевна Елесина

Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

Аннотация. Правоохранительная деятельность характеризуется определёнными особенностями. К ним относится повышенная конфликтность, что обязывает сотрудников полиции хорошо разбираться в сущности этого психического и нравственного явления. Знание возможных причин возникновения столкновений, механизмов развития и способов предупреждения либо ликвидации конфликтных ситуаций позволит определить наиболее оптимальную линию поведения на пути достижения намеченной цели. Наряду с конфликтной профессиональной деятельностью, достаточно часто возникают конфликтные ситуации в деятельности коллектива.

Ключевые слова: конфликт, профессиональная деятельность, причины конфликтных ситуаций, коллектив

Для цитирования: Елесина И. Г Основные причины конфликтных ситуаций в коллективе сотрудников правопорядка // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 2. С. 309-311. https://doi. org/10.24412/2073-0454-2022-2-309-311.

Original article

The main causes of conflict situations in the team of law enforcement officers

Irina G. Yelesina

Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Saint Petersburg, Russia, [email protected]

Abstract. Law enforcement activity is characterized by certain features. These include increased conflict, which obliges police officers to understand well the essence of this mental and moral phenomenon. Knowledge of the possible causes of collisions, development mechanisms and ways to prevent or eliminate conflict situations will allow you to determine the most optimal line of behavior towards achieving the intended goal. Along with conflicting professional activities, quite often there are conflict situations in the activities of the team.

Keywords: conflict, professional activity, causes of conflict situations, team

For citation: Yelesina I. G. The main causes of conflict situations in the team of law enforcement officers. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022;(2):309-311. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2073-0454-2022-2-309-311.

Основными причинами конфликтных ситуаций в деятельности коллектива сотрудников органов внутренних дел являются:

• недостатки в организации труда, обусловленные спецификой правоохранительной деятельности;

• неритмичность, высокая степень ответственности, постоянные перегрузки, неопределенности компетенции и функциональных обязанностей, издержки морального и материального стимулирования сотрудников;

• несовершенство управления, т. е. неумение рас-

ставить людей в соответствии с их квалификацией и психологическими особенностями, излишнее администрирование со стороны руководства;

причины, связанные с межличностными отношениями в коллективе, между успевающими и отстающими сотрудниками, между молодыми сотрудниками и сотрудниками старшего возраста, психологическая несовместимость людей, недостаточная воспитанность, слабая подготовленность работника к выполнению

© Елесина И. Г., 2022

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

своих функциональных обязанностей, психологический и эмоциональный барьер между общающимися.

Как известно, постоянный дефицит времени специфичен для деятельности органов внутренних дел. То, что в других видах труда свойственно лишь «аварийным ситуациям», считается общепринятым в деятельности сотрудника полиции. При этом необходимо, чтобы его действия соответствовали требованиям закона в любой обстановке. Для дисциплинированного, высоконравственного и профессионально грамотного работника это « обычная повседневная деятельность, требующая постоянной внутренней готовности к квалифицированному исполнению стоящих перед ним задач. Поэтому для такого сотрудника неприемлемы поспешность, торопливость, непрофессионализм и недобросовестность других работников, приводящие к неправильным решениям и действиям, порождающие серьезные ошибки, влекущие за собой нарушения законности и тактических приемов, но вполне оправданные в коллективе со сложившимися негативными традициями. Отсюда и возникает внутренний конфликт, заключающийся, как правило, в противоречии между личностными интересами и запросами, когда в условиях безнаказанности конкретных носителей определенных отрицательных социально-психологических явлений, дисциплинированный оперативный работник вынужден поступать согласно устоявшимся правилам, неся нравственные и психологические потери. Сотрудник, характеризующийся высокой общественной активностью, развитыми социально-положительными интересами, такой конфликт переживает особенно остро, а это влечет за собой снижение уровня оперативной деятельности, отрицательно влияет на становление его профессионального мастерства» [1. с. 4].

Причиной конфликтных ситуаций могут являться также недостатки, заключающиеся в нечетком представлении сотрудниками своих функциональных обязанностей. Нередко слишком обширный перечень обязанностей, необходимость скорейшего решения самых различных задач, стоящих перед подразделением, способствуют столкновению различных точек зрения на поведение руководителя, а также сотрудников по исполнению их обязанностей и служат причиной возникновения конфликта. Разумеется, эти недостатки не всегда порождают резкие обострения отношений между сотрудником и начальником. Во многих случаях их поведение контролируется в соответствии с Дисциплинарным уставом, приказами, инструкциями, этическими нормами, но это не значит, что такого рода конфликты совершенно отсутствуют.

Нередко причиной конфликтных ситуаций может служить материальный фактор. У работника возникает противоречие между самооценкой времени и труда и получаемым за это материальным вознаграждени-

ем. Такого рода конфликт, как правило, ограничивает инициативу, сдерживает усердие в службе. Существующая система оплаты труда в зависимости от занимаемой должности, а не по конкретным результатам труда приводит к «уравниловке» как в оценке труда грамотного профессионала, так и сотрудника, не проявляющего особого усердия в работе, а «добросовестно» отбывающего свой рабочий день.

Причиной возникновения конфликтных ситуаций в коллективе может быть и неправильная практика применения мер поощрения и наказания. В этих случаях поводом для возникновения противоречий становятся не только расхождения в уровнях самооценки, но и психологические условия применения официальной оценки.

В некоторых случаях причина возникновения конфликта (нетактичное замечание, обидный отзыв о работе со стороны руководителя или подчиненного) остается незамеченной одной из сторон. Не всегда, конечно, можно объясниться с человеком, чьи манеры или поведение раздражают, но повлиять на него косвенным образом все же следует.

Конфликт может возникнуть и в связи с психологическим барьером, возникшим между общающимися. Понятие психологического барьера употребляется для обозначения тех трудностей в общении людей, которые связаны с особенностями их психологической структуры, психологического настроя, консервируют скрытый потенциал их активности. Специфика деятельности правоохранительных органов такова, что работник вынужден длительное время находиться в состоянии психологического напряжения, внутренней собранности, служебной замкнутости. Если его психофизические данные не соответствуют требованиям профессии, то он чаще других испытывает подавленность, крайнюю степень возбуждения, что нередко лишает человека возможности понять и осмыслить сущность происходящего и соответственно реагировать на него. Такая ситуация создает благоприятные условия для возникновения психологического эмоционального барьера. В отличие от психологических конфликтов, вызванных психологическим барьером и проходящих, как правило, очень быстро, в деятельности отдельных подразделений бывают конфликтные ситуации резко дезорганизующие систему и препятствующие управлению. Это так называемая психологическая несовместимость, которая является длящимся состоянием и выражается в том, что отдельные работники испытывают друг к другу ничем, казалось бы, необъяснимую антипатию и неприязнь. Причиной психологической несовместимости могут быть индивидуально-психологические свойства, особенности того или иного сотрудника: неспособность в критических ситуациях понять друг друга, «несинхронность» психомоторных реакций, различия во внимании, мышлении, врожден-

310

Вестник Московского университета МВД России

№ 2 / 2022

PSYCHOLOGICAL SCIENCE

ные и приобретенные свойства личности, которые препятствуют совместной деятельности. В связи с этим соответствие содержания труда сотрудника органов внутренних дел, его квалификации и индивидуально-психологических особенностей имеет исключительно важное значение при предотвращении конфликтных ситуаций, появившихся в деятельности сотрудников.

Конфликтные ситуации могут возникать вследствие индивидуальных психологических особенностей руководителей коллективов.

К ним относятся психологическая неподготовленность к регулированию собственного состояния, вызванного «давлением» ответственности, неуверенностью. Другими подобными факторами могут быть недоверие к подчиненным, отсутствие или недостаточная степень увидеть отдельные результаты при общих неудовлетворительных показателях работы сотрудника или отдельной службы, перенос привычек работать в новом коллективе, а также в связи с повышением в должности в том же коллективе; переживание затруднений, связанных с привыканием нового руководителя к городской (сельской) жизни.

Неадекватное восприятие условий жизни, труда, недоброжелательная экспрессия, язвительность и многие другие негативные (субъективные) факторы влияют на формирование деструктивного общения. Ярко характеризует участников конфликта их эмоциональное состояние, взаимная несдержанность, и заражение друг друга отрицательными эмоциями. Вместе с тем в качестве эмоциональных компонентов конфликта могут появиться обоюдная эмоциональная сдержанность, сопереживание, чувство долга, товарищества, положительные правовые чувства, которые способствуют правильной эмоциональной оценке происходящего противодействия, удерживают участников

противоборства от «разжигания» страстей, снижают напряженность стрессовых состояний. В ситуации психологического «взрыва» могут быть раскрыты и преодолены негативные мотивы деятельности сотрудников органов внутренних дел, а также положено начало изменения личностного отношения к службе.

Учитывая вышесказанное можно сделать вывод, что конфликтность профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел в сочетании с конфликтными ситуациями в коллективе отрицательно сказываются на микроклимате в коллективе, на взаимоотношениях конкретных сотрудников и на эффективности служебной деятельности.

Список источников

1. Олейник А. Н. Основы конфликтологии. М. : Наука, 2008.

References

1. Oleynik A. N. Fundamentals of Conflictology. M. : Nauka, 2008.

Библиографический список

1. Грехем Скотт Дж. Конфликты : пути их преодоления, Киев, 1997. 190 с.

2. Панкратов В. Н. Психотехнология управления людьми : практическое руководство. М., 2004. 305с.

Bibliographic list

1. Graham Scott J. Conflicts : ways to overcome them. Kiev, 1997. 190 p.

2. Pankratov V. N., Psychotechnology of human management : practical guide. M., 2004. 305 p.

Информация об авторе

И. Г. Елесина — доцент кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат педагогических наук.

Information about the author I. G. Elesina — Associate Professor of the Department of Legal Psychology of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences.

Статья поступила в редакцию 28.03.2022; одобрена после рецензирования 05.04.2022; принята к публикации 11.04.2022.

The article was submitted 28.03.2022; approved after reviewing 05.04.2022; accepted for publication 11.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.