Научная статья на тему 'Основные преимущества развития интермодальных перевозок'

Основные преимущества развития интермодальных перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
539
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННЫЕ / ИНТЕРМОДАЛЬНЫЕ / ПЕРЕВОЗКИ / ТРАНСПОРТНАЯ ЕДИНИЦА / ТРАНСПОРТНЫЙ РЫНОК / ISO КОНТЕЙНЕР / СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малевич Владимир Дмитриевич, Пешина Эвелина Вячеславовна

В статье анализируются основные преимущества и экономические выгоды использования интермодальных перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные преимущества развития интермодальных перевозок»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕРМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК Малевич В.Д.1, Пешина Э.В.2

1Малевич Владимир Дмитриевич - магистрант, направление подготовки: экономика, Уральский государственный университет путей сообщения;

2Пешина Эвелина Вячеславовна - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, кафедра государственных и муниципальных финансов, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье анализируются основные преимущества и экономические выгоды использования интермодальных перевозок.

Ключевые слова: смешанные, интермодальные, перевозки, транспортная единица, транспортный рынок, ISO контейнер, стандартизация.

Интермодальные грузовые перевозки включают перевозку грузов в интермодальном контейнере или транспортной единице с использованием нескольких видов транспорта (например, железнодорожного, морского и автомобильного) без какой-либо обработки самого груза при смене режима. Метод уменьшает погрузочно-разгрузочные операции, что повышает безопасность, уменьшает ущерб и потери, а также позволяет транспортировать грузы быстрее. Сокращение расходов на автомобильные перевозки является ключевым преимуществом для межконтинентального использования.

Существует связь между транспортными издержками, расстоянием и выбором транспортного средства, которая отчетливо наблюдается. Автомобильные перевозки обычно используются на короткие расстояния (менее 500 км), железнодорожный транспорт на средних расстояниях (от 500 до 750 км) и морской транспорт на большие расстояния (свыше 750 км). Наблюдаются вариации модального выбора и в зависимости от географического положения. Однако интермодальность предлагает возможность комбинировать режимы и находить менее дорогостоящую альтернативу, чем перевозка на одном виде транспорта. Это также связано с более высокой средней стоимостью перевозимого груза, поскольку интермодальные перевозки связаны с более сложными цепочками создания стоимости.

Стоимость интермодальных перевозок подразумевает рассмотрение нескольких видов транспортных расходов для перевозки грузов от его происхождения до места назначения, что связано с различными видами отгрузки, перевалки и складирования. Многочисленные технические усовершенствования в морском судоходстве и лучшая интеграция между железнодорожным и автомобильным транспортом, были направлены на сокращение расходов на обмен грузом между режимами перевозки, но контейнеризация остается самым значительным фактором снижения стоимости. Однако развитие контейнерных перевозок создало и диспропорцию, связанную с морскими и внутренними транспортными системами. В то время как компании настаивают на более крупных морских судах, перевалочные и внутренние системы распределения пытаются справиться с увеличением количества контейнеров. Несмотря на значительное сокращение стоимости морского транспорта, стоимость перевалки и складирования, создание необходимой инфраструктуры, а также перевозки на наземном транспорте остается значительной. На долю сухопутного транспорта приходится от половины до двух третей общих транспортных расходов на 1 TEU (Один TEU равен полезному объёму стандартного двадцатифутового контейнера длиной 20 футов (6,1 м), шириной 8 футов (2,44 м) и высотой 2,59 м.).

Стандартизация является главным преимуществом контейнеризации, поскольку она обеспечивает повсеместную совместимость с системой распределения и снижает риски капиталовложений в режимы и терминалы.

К тому же контейнер благодаря своим размерам достаточно гибок, в нем можно транспортировать широкий ассортимент товаров, начиная от сырья, промышленных товаров и автомобилей до замороженных продуктов, перевозки жидкостей и скоропортящихся продуктов в специализированных контейнерах.

Бурное развитие крупных компаний, занимающихся морскими перевозками, благодаря контейнеризации привело к развитию новых транспортно-логистических услуг, которые стали использовать интермодальные возможности и предлагать клиентам услуги «от двери до двери», интегрируя услуги железных дорог и местных грузовых автомобильных перевозок. Для этого они арендовали поезда, управляли железнодорожными терминалами, а в некоторых случаях покупали автоперевозчиков. Таким образом, они могут обслуживать клиентов по всей стране, предлагая услуги «от двери до двери» от поставщиков, расположенных по всему миру.

Перемещение внутри страны также привело к некоторым значительным изменениям, стали появляться специализированные вагоны и прицепы для перевозки контейнеров, а в США и вовсе развилась практика двойной укладки контейнеров на железнодорожных вагонах. Это создало важные конкурентные преимущества для смешанных железнодорожных перевозок и способствовало развитию внутренних терминалов, но также потребовало и существенных затрат на модернизацию железнодорожных линий из-за увеличения верхнего габарита вагона.

Немаловажную роль в развитии интермодальных перевозок играет государственная политика, обычно она направлена на сокращение преобладающего положения автомобильного транспорта в условиях модальной конкуренции и вытекающих из этого проблем в отношении перегруженности автомобильных дорог, безопасности перевозки и ухудшения состояния окружающей среды. В Европе была введена политика, направленная на то, чтобы побудить перемещение грузов и пассажиров с автотранспорта на режимы, которые являются экологически более эффективными. Интермодальные перевозки рассматриваются как решение, которое может работать в определенных ситуациях. В Швейцарии, например, законы предусматривают, что все грузовые перевозки через страну должны быть размещены на железных дорогах, чтобы попытаться уменьшить загрязнение воздуха в альпийских долинах. Европейский союз пытается продвигать интермодальные альтернативы, субсидируя железнодорожные перевозки, а также транспортную инфраструктуру.

Таким образом, использование разных видов транспорта позволяет получить преимущества каждого из них, подстегнуть развитие конкуренции и транспортного рынка в целом.

Список литературы

1. Григорий Левкин. Организация интермодальных перевозок. Москва: Директ-Медиа, 2015.

2. Гринёв А.А., Евреенова Н.Ю. Мультимодальные перевозки: Конспект лекций. М.: МИИТ, 2013. 175 с.

3. Левиков ГА., Тарабанько В.В. Смешанные перевозки (состояние, проблемы, тенденции). Москва: РосКонсульт, 2004.

4. Милославская С.В., Плужников К.И. Мультимодальные и интермодальные перевозки. Учебное пособие. Москва: РосКонсульт, 2001.

5. Экономика и организация внешнеторговых перевозок. Учебник под. ред. проф. Холопова К.В. Москва, Юристъ: 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.