ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕРМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК Малевич В.Д.1, Пешина Э.В.2
1Малевич Владимир Дмитриевич - магистрант, направление подготовки: экономика, Уральский государственный университет путей сообщения;
2Пешина Эвелина Вячеславовна - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой, кафедра государственных и муниципальных финансов, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Аннотация: в статье анализируются основные преимущества и экономические выгоды использования интермодальных перевозок.
Ключевые слова: смешанные, интермодальные, перевозки, транспортная единица, транспортный рынок, ISO контейнер, стандартизация.
Интермодальные грузовые перевозки включают перевозку грузов в интермодальном контейнере или транспортной единице с использованием нескольких видов транспорта (например, железнодорожного, морского и автомобильного) без какой-либо обработки самого груза при смене режима. Метод уменьшает погрузочно-разгрузочные операции, что повышает безопасность, уменьшает ущерб и потери, а также позволяет транспортировать грузы быстрее. Сокращение расходов на автомобильные перевозки является ключевым преимуществом для межконтинентального использования.
Существует связь между транспортными издержками, расстоянием и выбором транспортного средства, которая отчетливо наблюдается. Автомобильные перевозки обычно используются на короткие расстояния (менее 500 км), железнодорожный транспорт на средних расстояниях (от 500 до 750 км) и морской транспорт на большие расстояния (свыше 750 км). Наблюдаются вариации модального выбора и в зависимости от географического положения. Однако интермодальность предлагает возможность комбинировать режимы и находить менее дорогостоящую альтернативу, чем перевозка на одном виде транспорта. Это также связано с более высокой средней стоимостью перевозимого груза, поскольку интермодальные перевозки связаны с более сложными цепочками создания стоимости.
Стоимость интермодальных перевозок подразумевает рассмотрение нескольких видов транспортных расходов для перевозки грузов от его происхождения до места назначения, что связано с различными видами отгрузки, перевалки и складирования. Многочисленные технические усовершенствования в морском судоходстве и лучшая интеграция между железнодорожным и автомобильным транспортом, были направлены на сокращение расходов на обмен грузом между режимами перевозки, но контейнеризация остается самым значительным фактором снижения стоимости. Однако развитие контейнерных перевозок создало и диспропорцию, связанную с морскими и внутренними транспортными системами. В то время как компании настаивают на более крупных морских судах, перевалочные и внутренние системы распределения пытаются справиться с увеличением количества контейнеров. Несмотря на значительное сокращение стоимости морского транспорта, стоимость перевалки и складирования, создание необходимой инфраструктуры, а также перевозки на наземном транспорте остается значительной. На долю сухопутного транспорта приходится от половины до двух третей общих транспортных расходов на 1 TEU (Один TEU равен полезному объёму стандартного двадцатифутового контейнера длиной 20 футов (6,1 м), шириной 8 футов (2,44 м) и высотой 2,59 м.).
Стандартизация является главным преимуществом контейнеризации, поскольку она обеспечивает повсеместную совместимость с системой распределения и снижает риски капиталовложений в режимы и терминалы.
К тому же контейнер благодаря своим размерам достаточно гибок, в нем можно транспортировать широкий ассортимент товаров, начиная от сырья, промышленных товаров и автомобилей до замороженных продуктов, перевозки жидкостей и скоропортящихся продуктов в специализированных контейнерах.
Бурное развитие крупных компаний, занимающихся морскими перевозками, благодаря контейнеризации привело к развитию новых транспортно-логистических услуг, которые стали использовать интермодальные возможности и предлагать клиентам услуги «от двери до двери», интегрируя услуги железных дорог и местных грузовых автомобильных перевозок. Для этого они арендовали поезда, управляли железнодорожными терминалами, а в некоторых случаях покупали автоперевозчиков. Таким образом, они могут обслуживать клиентов по всей стране, предлагая услуги «от двери до двери» от поставщиков, расположенных по всему миру.
Перемещение внутри страны также привело к некоторым значительным изменениям, стали появляться специализированные вагоны и прицепы для перевозки контейнеров, а в США и вовсе развилась практика двойной укладки контейнеров на железнодорожных вагонах. Это создало важные конкурентные преимущества для смешанных железнодорожных перевозок и способствовало развитию внутренних терминалов, но также потребовало и существенных затрат на модернизацию железнодорожных линий из-за увеличения верхнего габарита вагона.
Немаловажную роль в развитии интермодальных перевозок играет государственная политика, обычно она направлена на сокращение преобладающего положения автомобильного транспорта в условиях модальной конкуренции и вытекающих из этого проблем в отношении перегруженности автомобильных дорог, безопасности перевозки и ухудшения состояния окружающей среды. В Европе была введена политика, направленная на то, чтобы побудить перемещение грузов и пассажиров с автотранспорта на режимы, которые являются экологически более эффективными. Интермодальные перевозки рассматриваются как решение, которое может работать в определенных ситуациях. В Швейцарии, например, законы предусматривают, что все грузовые перевозки через страну должны быть размещены на железных дорогах, чтобы попытаться уменьшить загрязнение воздуха в альпийских долинах. Европейский союз пытается продвигать интермодальные альтернативы, субсидируя железнодорожные перевозки, а также транспортную инфраструктуру.
Таким образом, использование разных видов транспорта позволяет получить преимущества каждого из них, подстегнуть развитие конкуренции и транспортного рынка в целом.
Список литературы
1. Григорий Левкин. Организация интермодальных перевозок. Москва: Директ-Медиа, 2015.
2. Гринёв А.А., Евреенова Н.Ю. Мультимодальные перевозки: Конспект лекций. М.: МИИТ, 2013. 175 с.
3. Левиков ГА., Тарабанько В.В. Смешанные перевозки (состояние, проблемы, тенденции). Москва: РосКонсульт, 2004.
4. Милославская С.В., Плужников К.И. Мультимодальные и интермодальные перевозки. Учебное пособие. Москва: РосКонсульт, 2001.
5. Экономика и организация внешнеторговых перевозок. Учебник под. ред. проф. Холопова К.В. Москва, Юристъ: 2000.