Научная статья на тему 'Сущность интермодальных перевозок'

Сущность интермодальных перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2293
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМБИНИРОВАННЫЕ (СМЕШАННЫЕ) / ИНТЕРМОДАЛЬНЫЕ / МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ТРАНСПОРТНАЯ ЕДИНИЦА / ТРАНСПОРТНЫЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малевич Владимир Дмитриевич, Пономарева Мария Сергеевна

В статье анализируются основные преимущества и экономические выгоды использования интермодальных перевозок, а также их основные отличия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность интермодальных перевозок»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

СУЩНОСТЬ ИНТЕРМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК

1 2 Малевич В.Д. , Пономарева М.С.

'Малевич Владимир Дмитриевич - магистрант, направление подготовки: экономика;

2Пономарева Мария Сергеевна - кандидат экономических наук, старший преподаватель,

кафедра экономики транспорта, Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье анализируются основные преимущества и экономические выгоды использования интермодальных перевозок, а также их основные отличия. Ключевые слова: комбинированные (смешанные), интермодальные, мультимодальные перевозки, транспортная единица, транспортный рынок.

Сегодня интермодальные перевозки являются общепризнанным средством сокращения загрязнения и снижения загруженности автомобильной сети. Идеальный транспортный рынок будет использовать все транспортные средства в соответствии с их конкретными преимуществами и во многих случаях приходить к комбинированным (смешанным) перевозкам, как к возможному решению многих транспортных проблем.

В транспортном секторе термин интермодальная перевозка был впервые использован в 1960-х годах в США с появлением контейнеризации, когда были созданы стандартизированные контейнеры, которые могли перевозиться как по железной дороге, так и на автомобильном и водном транспорте. При контейнеризации на передний план выходят индивидуальные преимущества различных видов транспорта, а вот их транспортная цепь становится не так важна, так как при использовании разных видов транспорта можно создать огромное множество маршрутов. Это позволяет создавать различные комбинации соединений между морскими и речными водными судами, дорожными транспортными средствами, железными дорогами, самолетами. Необходимость использования нескольких видов транспортных средств возникает во многих случаях из-за естественных географических ограничений.

Под интермодальной перевозкой понимается перевозка товаров в одной и той же транспортной единице с использованием двух или более транспортных средств, в результате чего происходит только смена подвижного средства, но перегрузка перевозимых грузов не происходит.

Самая распространенная транспортная единица - это контейнер, который перегружается из одного транспорта в другой. Например, контейнер с грузом везут на грузовике в терминал перегрузки, где он перегружается в поезд и затем транспортируется в морской порт. После погрузки на судно, оно перевозит контейнер в следующий порт. Там он снова перегружается на грузовик и наконец доставляется в пункт назначения.

Доставка при таком способе перевозки может занимать больше времени, но перевозка в первую очередь больших объемов груза может быть дешевле. Это особенно актуально при перевозке по железной дороге. Однако подавляющее большинство получателей груза или экспедиторов не имеют собственной инфраструктуры, такой как портовые сооружения или железнодорожные грузовые терминалы. Это означает, что они не могут единолично перегрузить контейнер, поэтому им приходится обращаться к владельцам различных перегрузочных терминалов.

Использование интермодальных перевозок имеет большое значение, поскольку позволяет по максимуму использовать преимущества различных видов транспорта.

Так, морские судна имеют низкую себестоимость перевозки груза. Автомобильный транспорт очень эффективен благодаря своей гибкости, может легко добраться практически до любого грузоотправителя или грузополучателя, но является очень трудоемким, значительно загрязняет окружающую среду, имеет не высокую грузоподъемность, поэтому и большую себестоимость перевозки. Железнодорожный транспорт может перевозить огромное количество груза, имеет низкую себестоимость перевозки, достаточно экологичен, но требует больших затрат в строительство и поддержание инфраструктуры. Авиатранспорт хотя и позволяет перевозить груз на огромные расстояния с максимальной скоростью, но имеет низкую грузоподъемность и огромную себестоимость перевозки грузов.

Интермодальные перевозки - это особая форма мультимодальных перевозок и описывают многоуровневую транспортную цепочку, которая касается как пассажирских, так и грузовых перевозок. В пассажирском транспорте различные транспортные средства связаны в пределах одного маршрута. В грузовом транспорте одна и та же транспортная или погрузочная единица перевозится по меньшей мере двумя различными видами транспорта.

В пассажирском транспорте мультимодальность, с одной стороны, описывает фундаментальную возможность использования различных видов транспорта, а интермодальность дополняет ее возможностью переключения между различными транспортными средствами через пункты передачи во время поездки. Участники дорожного движения, использующие различные виды транспорта в течение определенного периода времени, называются мультимодальными, а те, которые используют несколько видов транспорта на одном маршруте, называются интермодальными. Интермодальность является особой формой мультимодальности.

Термин «интермодальная перевозка» зачастую приравнивается к терминам мультимодальных и комбинированных (смешанных) перевозок. И хотя смыслы каждого определения похожи друг на друга, но все же стоит разграничивать данные понятия, или же использовать более обобщенное и распространенное определение на территории РФ «смешанная перевозка». Подытожить можно определением Европейской конвенции министров транспорта: «Интермодальные перевозки включают в себя перевозку товаров в одном и том же грузовом отсеке или транспортном средстве на двух или более видах транспорта с перемещением погрузочной единицы, но без перегрузки перевозимых грузов». [1]

Таким образом, оптимизация комбинации отдельных видов транспорта позволяет повысить экономическую эффективность перевозок, способствует развитию транспортного рынка и логистики, а также положительно влияет на окружающую среду. Перемещение транспорта на железную дорогу с дорог общего пользования снижает нагрузку на инфраструктуру и уменьшает перегруженность.

Список литературы

1. Европейская интермодальная ассоциация EIA (ред.): Интермодальные перевозки в Европе. Брюссель, 2005.

2. Милославская С.В., Плужников К.И. Мультимодальные и интермодальные перевозки. Учебное пособие. Москва: РосКонсульт, 2001.

3. Левиков ГА., Тарабанько В.В. Смешанные перевозки (состояние, проблемы, тенденции). Москва: РосКонсульт, 2004.

4. Григорий Левкин. Организация интермодальных перевозок. Москва: Директ-Медиа, 2015.

5. Экономика и организация внешнеторговых перевозок. Учебник под. ред. проф. Холопова К.В. Москва, Юристъ: 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.