ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОСНОВА ИНТЕРМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК - ISO КОНТЕЙНЕР Малевич В.Д.1, Пешина Э.В.2
1Малевич Владимир Дмитриевич - магистрант, направление подготовки: экономика;
2Пешина Эвелина Вячеславовна - доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики транспорта, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург
Аннотация: в статье анализируется история возникновения, особенности, основные преимущества и эффект от внедрения ISO контейнера, а также систематизируются его основные виды.
Ключевые слова: интермодальные, перевозки, транспортная единица, ISO контейнер, стандартизация, стандартный контейнер, контейнер для резервуаров, открытый контейнер, плоский контейнер, рефрижераторный контейнер, двадцатифутовый эквивалент TEU.
Интермодальные грузовые перевозки включают перевозку грузов в интермодальном контейнере или транспортной единице с использованием нескольких видов транспорта (например, железнодорожного, морского и автомобильного) без какой-либо обработки самого груза при смене режима. Метод уменьшает погрузочно -разгрузочные операции, что повышает безопасность, уменьшает ущерб и потери, а также позволяет транспортировать грузы быстрее.
К 1950-м годам коммерческое использование контейнерных перевозок в Соединенных Штатах возглавлял Малколм Маклин. Концепция была простой: использовать металлические транспортные контейнеры, аналогичные тем, которые использовались военными США, но по размерам, которые были бы более крупными, но все еще способными перевозиться грузовиком или поездом (интермодальным).
В 1950-х годах новый стандартизованный стальной интермодальный контейнер, основанный на спецификациях Министерства обороны Соединенных Штатов, получил широкое распространение и начал резко развивать грузовые перевозки.
К 1960-м годам интермодальные перевозки стали предпочтительным видом перевозки грузов со стандартизованными размерами, весом и конструкцией контейнеров. Но это потребовало и широкомасштабных инвестиций в стандартизацию и развитие инфраструктуры.
Затем Международная организация по стандартизации (ISO) выпустила стандарты, основанные на стандартах Министерства обороны США, между 1968 и 1970 годами.
Контейнеры, также известные как интермодальные контейнеры или контейнеры ISO, поскольку размеры были определены ISO, являются основным типом оборудования, используемого в интермодальных перевозках. Стандартные контейнеры имеют ширину 2,44 м (8 футов) и высоту 2,59 м (8 футов) или 2,90 м (9 футов). Наиболее распространенные длины - 6,1 м (20 футов), 12 м (40 футов). Так же существуют и другие длины 14 м (45 футов), 15 и 16 м (48 и 53 фута).
Несмотря на то, что идея возникновения интермодальных перевозок возникла достаточно давно, воплотиться в жизнь она смогла только в середине прошлого века благодаря развитию экономики и глобализации. Такое достаточно простое изобретение привело к революции в мировой экономике, послужило толчком к развитию международной торговли и глобального производства. Таким образом, хотя контейнер
был предназначен для сокращения расходов в портах и повышения скорости загрузки и выгрузки товаров, он навсегда изменил мир, в котором мы живем.
Именно благодаря контейнерам грузовые интермодальные перевозки развились так сильно, поэтому необходимо дать им краткую характеристику.
Стандартный контейнер. Контейнер предназначен для перевозки широкого спектра грузов. Груз загружается и выгружается через двойную дверь.
Контейнер для резервуаров. Контейнер предназначен для перевозки жидкостей (химических веществ или пищевых продуктов). Он состоит из резервуара, окруженного конструкцией, что делает его того же размера, что и стандартные 20 -футовые контейнеры, включая четыре фиксирующие точки.
Открытый контейнер. Контейнер с открытой крышей и предназначен для перевозки грузов, которые слишком велики для загрузки через стандартные дверцы для контейнеров, такие как машины. Контейнер загружается сверху и накрывается брезентом.
Плоский контейнер. Контейнер с открытой крышей и боковыми сторонами, предназначенный для перевозки тяжелых и негабаритных грузов. Перевозимый груз остается открытым.
Рефрижераторный контейнер. Контейнер предназначен для перевозки грузов с контролируемой температурой. Он изолирован и оснащен холодильной установкой, поддерживающей постоянную температуру.
Для описания вместимости контейнера и контейнерных терминалов часто используется двадцатифутовый эквивалент (TEU от англ. twenty-foot equivalent unit). Данная условная единица измерения равна объёму 20-футового (6,1 метра) интермодального ISO-контейнера. Один TEU равен полезному объёму стандартного двадцатифутового контейнера длиной 20 футов (6,1 м), шириной 8 футов (2,44 м) и высотой 2,59 м.
Глобализация и контейнеризация тесно взаимосвязаны. По данным ЮНКТАД, в период с 1970 по 1990 год на меры по упрощению процедур торговли приходилось 45% роста мировой торговли, тогда как членство в глобальной торговой организации, такое как ГАТТ / ВТО, составляло еще 285%. А вот благодаря развитию контейнерных перевозок рост составил дополнительно 790%, что превысило все другие факторы роста торговли. Диффузия и адаптация транспортных процессов к контейнеризации - это непрерывный процесс, который в конечном итоге достигнет уровня насыщения.
Таким образом, контейнеры стали самым важным компонентом для развития железнодорожных и морских интермодальных перевозок. Остается проблема выбора цепи интермодальных перевозок, а также минимизации затрат и задержек, связанных с перемещением контейнеров между разными видами транспорта.
Список литературы
1. Левкин Григорий. Организация интермодальных перевозок. Москва: Директ-Медиа, 2015.
2. Гринёв А.А., Евреенова Н.Ю. Мультимодальные перевозки: Конспект лекций. М.: МИИТ, 2013. 175 с.
3. Левиков ГА., Тарабанько В.В. Смешанные перевозки (состояние, проблемы, тенденции). Москва: РосКонсульт, 2004.
4. Милославская С.В., Плужников К.И. Мультимодальные и интермодальные перевозки. Учебное пособие. Москва: РосКонсульт, 2001.
5. Холопова К.В. Экономика и организация внешнеторговых перевозок. Учебник. Москва: Юристъ, 2000.