Научная статья на тему 'Пути совершенствования контейнерных перевозок'

Пути совершенствования контейнерных перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2224
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕЙНЕР / КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗОК / КОНТЕЙНЕРИЗАЦИЯ / РЫНОК КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК / АНАЛИЗ РЫНКА КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК / CONTAINER / CONTAINER TRANSPORTATION / CONTAINERIZATION / CONTAINER TRANSPORTATION MARKET / ANALYSIS OF THE CONTAINER TRANSPORT MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смольянинова Елена Николаевна, Голубева Ирина Алексеевна

Статья посвящена изучению рынка контейнерных перевозок. Для того, чтобы успешно перевести груз необходимо обеспечить ему сохранность, при помощи соблюдения необходимых режимов перегрузочных работ, рационального размещения в грузовых помещениях и формирования условий сохранения качества грузов при перевозке. В технологии и организации перевозки грузов главным направлением считается контейнеризация перевозочного процесса. Перевозки грузов контейнерами уже довольно давно успешно применяются на международных, а также на внутренних транспортных системах. Суть системы контейнерных перевозок грузов заключено в том, что груз перевозят с начального до конечного пункта в единой грузовой емкости контейнере, который в пунктах перевалки передается с одного вида транспорта на другой. В логистической отрасли благодаря применению контейнеров данный вид транспортировки, бесспорно, завоевал лидерство. Контейнерные перевозки становятся выгодными за счет автоматизации процесса перевозки, снижения транспортных расходов и ухода от тяжелого физического труда, повышения сохранности грузов от отправителя до грузополучателя. В данной статье выделены причины низкого уровня контейнеризации Российской Федерации, а также предложены мероприятия по решению проблем контейнерных перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смольянинова Елена Николаевна, Голубева Ирина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE CONTAINER TRANSPORTATION

The article is devoted to the study of the market of container traffic. In order to successfully transfer the cargo, it is necessary to ensure its safety by observing the necessary modes of transshipment, rational placement in the cargo rooms and creating conditions for maintaining the quality of the goods during transportation. In the technology and organization of transportation of goods, the mainstreaming is considered the containerization of the transportation process. Container shipments have long been successfully used on international as well as domestic transport systems. The essence of the system of container transportation of goods lies in the fact that cargo is transported from the initial to the final point in a single cargo container container, which is transferred from one type of transport to another in transshipment points. In the logistics industry, thanks to the use of containers, this type of transportation has undoubtedly won the lead. Container transportation becomes profitable by automating the transportation process, reducing transportation costs and avoiding heavy physical labor, increasing the safety of goods from the sender to the consignee. This article highlights the reasons for the low level of containerization of the Russian Federation, as well as proposed measures to address the problems of container traffic.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования контейнерных перевозок»

экономические науки

Смольянинова Елена Николаевна, Голубева Ирина Алексеевна ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ ...

УДК 338.137.22

DOI: 10.26140/anie-2019-0803-0034

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК

© 2019

Смольянинова Елена Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международного маркетинга и торговли» Голубева Ирина Алексеевна, студент 4 курса, кафедра международного маркетинга и торговли Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: irohka.kosmos@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена изучению рынка контейнерных перевозок. Для того, чтобы успешно перевести груз необходимо обеспечить ему сохранность, при помощи соблюдения необходимых режимов перегрузочных работ, рационального размещения в грузовых помещениях и формирования условий сохранения качества грузов при перевозке. В технологии и организации перевозки грузов главным направлением считается контейнеризация перевозочного процесса. Перевозки грузов контейнерами уже довольно давно успешно применяются на международных, а также на внутренних транспортных системах. Суть системы контейнерных перевозок грузов заключено в том, что груз перевозят с начального до конечного пункта в единой грузовой емкости контейнере, который в пунктах перевалки передается с одного вида транспорта на другой. В логистической отрасли благодаря применению контейнеров данный вид транспортировки, бесспорно, завоевал лидерство. Контейнерные перевозки становятся выгодными за счет автоматизации процесса перевозки, снижения транспортных расходов и ухода от тяжелого физического труда, повышения сохранности грузов от отправителя до грузополучателя. В данной статье выделены причины низкого уровня контейнеризации Российской Федерации, а также предложены мероприятия по решению проблем контейнерных перевозок.

Ключевые слова: контейнер, контейнерные перевозок, контейнеризация, рынок контейнерных перевозок, анализ рынка контейнерных перевозок.

WAYS TO IMPROVE CONTAINER TRANSPORTATION

© 2019

Smolyaninova Elena Nikolaevna, Ph.D in Economics, associate professor of «International Marketing and Trade» department Golubeva Irina Alekseevna, 4th year student, Department of International Marketing and Trade Vladivostok State University of Economics and Service (690062, Russia, Vladivostok, Gogol street, 14, e-mail: irohka.kosmos@mail.ru)

Abstract. The article is devoted to the study of the market of container traffic. In order to successfully transfer the cargo, it is necessary to ensure its safety by observing the necessary modes of transshipment, rational placement in the cargo rooms and creating conditions for maintaining the quality of the goods during transportation. In the technology and organization of transportation of goods, the mainstreaming is considered the containerization of the transportation process. Container shipments have long been successfully used on international as well as domestic transport systems. The essence of the system of container transportation of goods lies in the fact that cargo is transported from the initial to the final point in a single cargo container container, which is transferred from one type of transport to another in transshipment points. In the logistics industry, thanks to the use of containers, this type of transportation has undoubtedly won the lead. Container transportation becomes profitable by automating the transportation process, reducing transportation costs and avoiding heavy physical labor, increasing the safety of goods from the sender to the consignee. This article highlights the reasons for the low level of containerization of the Russian Federation, as well as proposed measures to address the problems of container traffic.

Keywords: container, container transportation, containerization, container transportation market, analysis of the container transport market.

Наша страна имеет развитую транспортную систему, которая включает водный, автомобильный, железнодорожный, трубопроводный и воздушный транспорт. Основной задачей государства в сфере развития и функционирования транспортной системы России считается «формирование условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономки и качества жизни населения через доступ к качественным и безопасным транспортным услугам, превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество» [1].

У каждого вида транспорта есть своя материально - техническая база, документация и технико-эксплуатационные показатели работы. В зависимости от типа транспортного средства и характера груза, перевозки осуществляются различными способами: в контейнерах (цистернах), в кузовах, на открытых платформах и прочими.

Грузовой контейнер - это единица транспортного оборудования многократного применения. Конструкция грузового контейнера обеспечивает сохранную перевозку одним или несколькими видами транспорта. Типы и основные размеры крупнотоннажных универсальных контейнеров регламентируются стандартами ИСО 668 «Грузовые контейнеры. Наружные размеры и максимальная масса брутто» и ГОСТ 18477 «Контейнеры

универсальные. Типы, основные параметры и размеры». Все контейнеры для грузоперевозок по своему назначению подразделяются на универсальные и специализированные. Универсальный контейнер - контейнер любого типа, не используемый для грузоперевозок по воздуху, для перевозки особых грузов (газов, жидкости и др.). Универсальный контейнер - это полностью закрытый ящик с жесткими стенами и крышей из гофрированного железа, дозволяющие выдержать сильные удары и большие нагрузки. Среди универсальных крупнотоннажных контейнеров общего назначения самое большое распространение получили 20-футовые стандартные контейнеры (dry freight), 40-футовые стандартные контейнеры (dry freight) и 40-футовые контейнеры повышенной высоты и вместимости (high cube) [2]. В специализированных контейнерах обычно перевозятся какие-то отдельные виды грузов (жидкие, сыпучие, скоропортящиеся, чувствительные к температуре либо опасные). Данные контейнеры подразделяются на группы по типу материала, из которого они изготавливаются.

В основном контейнерные перевозки используют на водном и железнодорожном транспорте. Железнодорожный транспорт возник в начале XIX века и к середине века стал самым важным транспортом промышленных стран того времени. В наши дни роль железных дорог, особенно в перевозке массовых грузов, тоже

Smolyaninova Elena Nikolaevna, Golubeva Irina Alekseevna economic

WAYS TO IMPROVE CONTAINER ... sceinces

довольно велика. Это объясняется надежностью, большой грузоподъемностью, относительно высокой скоростью железнодорожного транспорта. Помимо этого, современные скоростные и высокоскоростные магистрали железнодорожного транспорта стали серьезным конкурентом авиалиний на небольших расстояниях. Намного экологичнее автомобильного транспорта электрофи-цированные железные дороги. Введение контейнеров, которые облегчают перегрузку, в значительной степени повысило конкурентоспособность железных дорог.

Самым древним видом транспорта считается водный транспорт. На данное время 60-67 % всего мирового грузооборота осуществляется при его помощи. Преимуществом водного транспорта считается низкая себестоимость перевозки, недостатком - небольшая скорость и ограниченная функциональность [3].

В настоящее время в России рынок контейнерных перевозок быстро развивается и набирает популярность. Контейнерные перевозки грузовладельцу предоставляют возможность освободить его от необходимости упаковки груза и нанесения транспортной маркировки, уменьшают затраты на складские и погрузочно-раз-грузочные работы при помощи смешанного сообщения. Помимо этого, контейнерные перевозки - экономичный и экологичный вид транспортной перевозки грузов [4].

Система контейнерных перевозок является в настоящее время самым распространенным видом организации интермодальных перевозок грузов [5].

Контейнерные перевозки становятся наиболее выгодными, так как использование контейнеров дает возможность увеличить производительность труда в среднем от 4 до 6 раз, а на морском транспорте - до 30 раз по сравнению с производительностью труда при ручной обработке грузов, комплексно автоматизировать и механизировать погрузочноразгрузочные и складские операции, полностью исключить тяжелую ручную работу, в 7-10 раз уменьшить себестоимость погрузочно-разгру-зочных работ, в 1,5-2 раза уменьшить затраты на тару, поднять сохранность перевозимой продукции, активизировать на 25-30% доставку перевозимых грузов.

В отчете компании «ТрансКонтейнер», крупнейшего оператора рынка контейнерных перевозок, сообщается. что в России в 2018 г. объем железнодорожных перевозок контейнеров вырос на 14,4% и составил 4,441 млн. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент, TEU). Рост в основном произошел из-за увеличения объема международных перевозок. При этом наибольшее увеличение наблюдалось в сегментах импорта (22%) и транзита (35,1%) [6].

Согласно данным сервиса SeaNews ПОРТСТАТ, кон-тейнерооборот российских морских портов в 2018 году по сравнению с аналогичным перодом 2017 года также вырос на 9,9% [7].

Итак, контейнерные перевозки являются одним из наиболее перспективных секторов транспортной отрасли в России. Согласно прогнозам компании «ТрансКонтейнер», рынка контейнерных перевозок России продолжит увеличение объемов и к 2020 году сможет достигнуть 4 млн. TEU [6].

Специалисты международного рейтингового агентства Fitch дают прогноз о том, что, несмотря на восстановление контейнерного рынка в России, его будущий рост, вероятнее всего, будет довольно сдержанным из-за имеющихся проблем его развития [8].

Россия кроме общих проблем (падение ставок, избыток тоннажа), испытывает свои специфические трудности.

В настоящее время довольно острой проблемой на рынке контейнерных перевозок морским транспортом является высокий удельный вес «возрастных» судов РФ (рис. 1).

На рынке морских контейнерных перевозок требуется обновление и полная реструктуризация уже имеющегося транспорта, ведь большинство из них 150

ется более 30-ти лет, а это не соответствует стандартам и быстро изменяющимся технологическим требованиям.

России [9]

Следующей проблемой является ужесточение экологических требований, которые предъявляются к морскому флоту международными организациями. Оно привело к тому, что судовладельцы увеличили свои дополнительные издержки. С 1 января 2015 года Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ) ужесточила требования о содержании серы в судовом топливе и ограничила его долю в размере 0,1% по массе в зоне специального экологического контроля SECA. Введенное ограничение по факту означало запрет на использование традиционного дизельного топлива и мазута [10].

Для дальнейшего развития рынка контейнерных перевозок необходимо расширять и обновлять мощности основных портов РФ. Компании, которые занимаются разгрузкой и погрузкой судов (стивидорные предприятия) и портовые власти уже провели анонс собственных инвестиционных планов, которые направлены на то, чтобы развить инфраструктуру портов. Экспертами предполагается, что исполнение данных проектов поможет увеличить общую мощность контейнерных портовых терминалов РФ к 2020 году более чем на 2 раза. Федеральной программой Министерства транспорта РФ, которая направлена на то, чтобы развить транспортную систему России в 2010-2020 гг. было предусмотрено финансирование для того, чтобы развивать портовую инфраструктуру. В программе также рассматривается развитие автомобильных и железнодорожных подъездных путей к товарным портам, которые имеют контейнерные терминалы.

На рынке контейнерных перевозок железнодорожным транспортом предлагается перейти от плана организации контейнеров и плана формирования вагонов с контейнерами к плану, который направлен на то, чтобы создать контейнерные поезда. Это

Даст дополнительные объемы контейнерных перевозок, которые компенсируют затраты на отправление частично заполняемых поездов. Так же нужно заметить тот факт, что вероятность назначения этих поездов к дополнительной загрузке главных грузовых направлений не приведет [10].

Имеющийся потенциал сухопутных и морских контейнерных перевозок, которые являются оптимальным транзитным мостом между рынками Азии и Европы, значителен, но до настоящего времени так и не был реализован не в полной мере.

Подведем итоги. Рынок контейнерных перевозок России имеет как преимущества, так и недостатки. Объем рынка ежегодно увеличивается, он имеет большие перспективы, на которые могу повлиять имеющиеся проблемы. Среди основных следует отметить устаревший транспорт, ужесточение экологических требований. Операторам рынка необходимо расширять мощности и обновлять имеющееся оборудование.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 г. [Электронный

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2019. Т. 8. № 3(28)

экономические науки

ресурс] [утв. распоряжением Прав-ва РФ от 22.11.2008 № 1734- р]: офиц. текст /Минтранс РФ. — Режим доступа: rosavtodor.ru

2. Тихонов С. Контейнерный клин / С. Тихонов // Эксперт. — 2014.

- № 20. — С. 80

3. Транспортная логистика : учеб. пособие / Д.И. Кочнева [и др.].

— Екатеринбург : УрГУПС, 2015. — С. 36.

4. Ярополов В.А., Барченко С.Г. Развитие контейнерных перевозок в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elibrary. ru/item.asp?id=21402789

5. Анисимов И.А. Анализ основных преимуществ и недостатков контейнерных перевозок [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27566905

6. Официальный сайт компании «ТрансКонтейнер» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vestifinance.ru/articles/113392

7. Официальный сайт аналитического сервиса SeaNews ПОРТСТАТ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://seanews. ru/2019/02/18/ru-kontejnernye-itogi-2018-infografika/

8. Fitch прогнозирует продолжение восстановления контейнерного рынка в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.finmarket.ru/themes/augurs/?sec=&id=4945165

9. Возрастная структура морских судов торгового флота [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/ b08_55/IssWWW.exe/Stg/2-52.htm

10. Бердник Ю.А., Макарова Е.М., Суворова С.Д. Анализ и основные тенденции развития рынка контейнерных перевозок в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=32343805

Статья поступила в редакцию 21.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

Смольянинова Елена Николаевна, Голубева Ирина Алексеевна ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТЕЙНЕРНЫХ ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.