Научная статья на тему 'Основные положения методики формирования готовности к взаимопомощи в детском фольклорном музыкальном ансамбле'

Основные положения методики формирования готовности к взаимопомощи в детском фольклорном музыкальном ансамбле Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
404
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОРНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ / ДЕТИ / ГОТОВНОСТЬ К ВЗАИМОПОМОЩИ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абашева Элина Сергеевна

В статье рассмотрены особенности методики формирования готовности к взаимопомощи в детском фольклорном музыкальном ансамбле. Раскрываются понятие готовность к взаимопомощи, ее компоненты, содержательные направления взаимопомощи, актуальные для деятельности данного коллектива. Методика реализуется через соответствующий репертуар: жанры игрового, устно-поэтического, обрядового и музыкального фольклора, непосредственно отражающие ценности взаимопомощи, а также методы народной музыкальной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные положения методики формирования готовности к взаимопомощи в детском фольклорном музыкальном ансамбле»

ВОСПИТАНИЕ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

УДК 784. 4-052

Абашева Элина Сергеевна

Старший преподаватель кафедры хорового дирижирования, Пермского государственного института искусства и культуры, abashevaelina@yandex.ru, Пермь

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ВЗАИМОПОМОЩИ В ДЕТСКОМ ФОЛЬКЛОРНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ АНСАМБЛЕ

В статье рассмотрены особенности методики формирования готовности к взаимопомощи в детском фольклорном музыкальном ансамбле. Раскрываются понятие готовность к взаимопомощи, ее компоненты, содержательные направления взаимопомощи, актуальные для деятельности данного коллектива. Методика реализуется через соответствующий репертуар: жанры игрового, устно-поэтического, обрядового и музыкального фольклора, непосредственно отражающие ценности взаимопомощи, а также методы народной музыкальной педагогики.

Ключевые слова: фольклорный музыкальный ансамбль, дети, готовность к взаимопомощи, методика.

Abasheva Elina Sergeevna

Senior teacher of department of the choral conducting, Perm state institute of art and culture, abashevaelina@yandex.ru, Perm

SUBSTANTIVE PROVISIONS OF METHODOLOGY OF FORMING OF READINESS TO MUTUAL HELP IN CHILD’S FOLKLORE MUSICAL ENSEMBLE

The article examines the procedure of formation of readiness for mutual assistance in the children’s folk musical ensemble. Expanded the concept of readiness for mutual, its components, substantive areas of mutual assistance, relevant to the activities of the community. Ways to implement procedures implemented through an appropriate repertoire: genres of gaming, oral-poetic, ceremonial and musical folklore, directly reflecting the values of mutual assistance, as well as the methods of the folk musical pedagogy.

Keywords: folklore musical ensemble, children ready for mutual support methodology.

Рубеж ХХ-ХХ1 вв. отмечен повышением внимания народов нашей страны к традиционной культуре и истории. В учреждениях системы основного и дополнительного образования организуется работа по освоению отечественного народного наследия, традиций народной культуры в различных формах учебной, художественно-творческой и досуговой деятельности. Современный детский фольклорный музыкальный ансамбль представляет собой:

- специфическую форму дополнительного музыкального образования детей, ориентированную на освоение и трансляцию ценностей народной музыкальной культуры, где

осваиваемый репертуар является носителем народных традиций отношения к окружающему миру, человеческих взаимоотношений, воспитания и образования;

- учреждение дополнительного музыкального образования, учебный процесс в котором ориентирован на создание и демонстрацию зрителям художественных (музыкально-исполнительских) продуктов высокого уровня, сочетает стационарную учебную деятельность с выездами на гастроли, конкурсы, в фольклорные экспедиции;

- детский творческий коллектив, взаимоотношения в котором складываются и регулируются не только в процессе совместной

музыкально-исполнительской деятельности, но и в совместном быту в выездных условиях.

Однако деятельность детских фольклорных музыкальных ансамблей в современных условиях сопряжена с рядом проблем. Результаты проведенного нами обследования свидетельствуют о том, что дети, поступающие в фольклорные музыкальные ансамбли, как правило, не владеют народной певческой манерой, не знают сути народных обычаев и обрядов, незнакомы с народным костюмом. Все это в значительной степени осложняет процесс освоения ими базового концертного репертуара и вхождения в жизнь творческого коллектива. Ситуация осложняется тем, что участники фольклорных музыкальных ансамблей нередко подвергаются прямому или косвенному осуждению со стороны сверстников и взрослых, противопоставляющих их занятиям народным пением иные, более «современные» направления искусства и дополнительного музыкального образования. Наблюдаются случаи неприятия «старожилами» ансамбля его «новичков»; последние, в свою очередь, не всегда с должным вниманием относятся к сложившимся в коллективе традициям и взаимоотношениям. Учащиеся нередко проявляют нетерпимость по отношению к тем, кто совершает какие-либо ошибки или неправильные действия, сказывающиеся на уровне музыкального исполнения, влекущие за собой организационные и бытовые проблемы, в особенности в выездных условиях. Встречаются ситуации, когда участники ансамбля, обучающиеся в одном классе или живущие по соседству, отказываются сотрудничать в ансамбле с другими детьми. В сложившихся условиях представляется актуальным ставить вопрос о целенаправленном формировании у участников фольклорного музыкального ансамбля готовности к взаимопомощи.

В психолого-педагогических источниках готовность человека к чему-либо рассматривается как состояние, способность, совокупность физиологических и психологических особенностей, установка на совершение каких-либо действий. Взаимопомощь - взаимная помощь, помощь друг другу [10] - включает в себя такие нравственные позиции, как заботливость, внимательность к другому человеку, желание ему помочь, оказать содействие, проявить

сочувствие [9]. Приобретение опыта подобного позитивного взаимодействия возможно только в условиях коллектива - одновозрастного (где формируются навыки взаимоотношений со сверстниками) и разновозрастного (где осваивается модель человеческих взаимоотношений в целом). В работах современных исследователей определены сущность, структура и уровни готовности ребенка к взаимопомощи [1], классифицированы разновидности детской помощи [9], находят освещение различные содержательные аспекты формирования готовности к взаимопомощи у дошкольников, младших школьников, подростков и старшеклассников с учетом усложнения содержания и вариативности условий совместной деятельности. Однако исследования, непосредственно посвященные проблеме формирования готовности к взаимопомощи в детских музыкально-исполнительских коллективах системы дополнительного музыкального образования, в том числе в фольклорных музыкальных ансамблях, еще не проводились.

При разработке методики формирования готовности к взаимопомощи у участников детского фольклорного музыкального ансамбля мы исходили из предположения о том, что условия, характеризующие деятельность ансамбля, являются благоприятными для формирования искомой готовности: во-первых, в нем может быть создан широкий спектр педагогических ситуаций, способствующих формированию готовности к взаимопомощи (в различных видах деятельности, в стационарных и выездных условиях, на фольклорном и современном материале и т. п.); во-вторых, в процессе поиска вариантов решения данных ситуаций может устанавливаться преемственность между способами взаимопомощи, запечатленными в фольклоре, и способами, практикующимися в наши дни.

В опоре на положения о сущности и структуре готовности к взаимопомощи, представленные в работе П. В. Андреева [1], мы считаем возможным рассматривать готовность к взаимопомощи, формируемую в условиях детского фольклорного музыкального ансамбля, как установку участников музыкально-творческого коллектива на содействие в процессе освоения народного певческого репертуара, создания и демон-

страции зрителям завершенных художественных (музыкально-исполнительских) продуктов, осуществляющееся в стационарных и выездных условиях, при котором действия каждого ребенка направлены на поддержку и облегчение действий других детей, способствуют эффективному и психологически комфортному решению музыкально-образовательных, концертно-исполнительских и бытовых проблем. Когнитивный компонент формируемой готовности включает представления о взаимопомощи (в историческом и современном контекстах), ее содержательных направлениях, видах, путях и способах оказания. Мотивационный компонент включает спектр мотивов оказания помощи: виртуальной - героям фольклорных произведений и персонажам педагогических ситуаций, реальной - друг другу в ситуациях, складывающихся в ансамбле в процессе учебной, репетиционной, концертно-исполнительской деятельности, а также в быту при выездах. Эмоциональный компонент включает эмоции и чувства детей (по отношению к героям фольклорных произведений, персонажам педагогических ситуаций, участникам ансамбля), побуждающие их к содействию, оказанию виртуальной и реальной поддержки и помощи. Деятельностный компонент включает овладение конкретными способами оказания помощи друг другу в моделируемых и реальных ситуациях из жизни ансамбля и их практическую реализацию.

В логике исследования Е. А. Кудрявцевой [9], классифицировавшей разновидности детской помощи, мы выделяем организационно-содержательные направления взаимопомощи, актуальные для выполнения музыкально-исполнительским коллективом возложенных на него задач и посильные для участников разного возраста, с разным стажем занятий в ансамбле: 1) взаимопомощь в освоении музыкального репертуара (овладение народной певческой манерой; разучивание произведений базового репертуара и новых произведений с сопутствующими элементами танца и театрализации, сценическими костюмами и аксессуарами; поиск вокального и сценического решения художественного образа); 2) взаимопомощь в обеспечении условий учебной и репетиционной работы (поддержание порядка в

аудиториях, подготовка рабочего места, организация чаепития); 3) взаимопомощь в концертных выступлениях (сценический костюм, грим, прическа; возможная замена солистов; оперативное исправление ошибок в ходе выступления); 4) взаимопомощь в быту при выездах (ситуативное обеспечение товарища необходимыми бытовыми принадлежностями, элементами сценического костюма и др.); 5) взаимопомощь в соблюдении традиций коллектива (поддержание принятых норм этикета; подготовка поздравлений и праздничных мероприятий; пополнение архива ансамбля и др.).

В основу методики формирования готовности к взаимопомощи положен соответствующий музыкальный репертуар.

В богатейшем народном педагогическом наследии ценности взаимопомощи последовательно осваивались ребенком на различных этапах его взросления в играх, при выполнении усложняющихся трудовых обязанностей, в процессе общения на вечёрках и посиделках и т. п. Важнейшую роль в организации жизни общины играли традиции непосредственного оказания помощи тем, кто в ней объективно нуждался (традиции поддержки «миром» вдов, сирот, стариков, семей ратников, семей с больными работниками, погорельцев и т. п.), а также специальный обычай «Помочи» - коллективное выполнение какой-либо работы (рубка дома, гумна, битье печей, строительство, косьба, молотьба, толока льна и др.) для нуждающейся семьи, имеющее праздничную окраску, сопровождающееся песнями, танцами, играми, угощением [4-6].

Исходя из сказанного, на занятиях широко используется детский игровой фольклор, регулирующий взаимодействие со сверстниками; музыкальный материал подростковых и юношеских вечёрок и посиделок; игры-песни, посредством которых усваиваются нормы отношений между людьми (поклоны как выражение уважения, способы доброжелательного, не травмирующего отказа, опыт тактильных контактов и др.); песни, эксплицирующие способы взаимоотношений человека с окружающей природой и другими людьми, запечатлевшие идеальные образы мужчины и женщины, утверждающие высокие нравственные идеалы (добро, сила, здоровье, красота и т. д.); загадки, пого-

ворки, пословицы - эффективные средства умственного и нравственного воспитания; сказки, в процессе сопереживания героям которых у детей появляется импульс к содействию, помощи, защите [2; 7; 8].

Воспроизведение обычая «Помочи» в условиях детского фольклорного вокального ансамбля подразумевает персонификацию действующих лиц и социальных групп в контексте обозначенной жизненной ситуации (кто, по какой причине и в какой помощи нуждается; кто и как эту помощь оказывает) с соответствующим распределением ролей; имитацию трудовых процессов посредством игрового моделирования с включением трудовых песен и толочных припевок, носящих заклинательно-магическую направленность, возгласов-кличей, благопожеланий; задействование различных музыкальных и хореографических номеров в рамках празднества, завершающего коллективное трудовое дело.

В процессе усвоения участниками ансамбля ценностей взаимопомощи и освоения способов оказания помощи друг другу используются:

- методы общей педагогики: рассказ (о народных традициях и обычаях, о различных ситуациях в жизнедеятельности детского фольклорного вокального ансамбля), этическая беседа (организованная целенаправленно или возникшая спонтанно), игровое моделирование ситуаций из народной жизни, жизнедеятельности профессионального и любительского музыкально-исполнительского коллектива;

- методы народной педагогики: воспитание примером, косвенное воздействие, намек, укор, запреты-табу («не высмеивать», «не одергивать» и т. п.), наставничество (в качестве наставников могут выступать наиболее опытные участники ансамбля) [2; 3; 5];

- методы народной музыкальной педагогики: вслушивание, подлаживание [2].

Гармонизации отношений в детском коллективе способствуют ритуалы общения, практиковавшиеся в народной среде - при-ветствие-ручкание (поздороваться за руку во время движения по кругу), расставание-кумление (древнерусский обряд братания), хоровод-единение; правила, сформулированные на основе запретов-табу.

Успешной реализации обозначенных позиций способствует опора на существую-

щие в ансамбле традиции приема новичков, поздравления старших участников, передачи репертуара, шефства и т. п.; традиции совместного проведения досуга в формах, характерных для народной жизни (вечёрки, посиделки).

Процесс реализации методики охватывает учебный год и включает три этапа: на пропедевтическом этапе дети знакомятся с народными традициями взаимопомощи и получают представление о содержательных направлениях взаимопомощи, актуальных для деятельности фольклорного музыкального ансамбля; на деятельностно-практическом этапе дети упражняются в соблюдении этикетных норм, оказывают друг другу помощь знакомыми способами и осваивают новые способы, в том числе практикуемые в народной музыкальной педагогике; на обобщающем этапе дети реализуют свои знания и умения в процессе создания и демонстрации зрителям коллективного художественного продукта, непосредственно транслирующего ценности взаимопомощи (воспроизведение народного обычая «Помочи»).

Формируя у детей готовность к взаимопомощи, педагог действует в соответствии со следующим алгоритмом: 1) создание педагогической ситуации на фольклорном или жизненном материале; 2) пробуждение эмоционального отклика по отношению к герою фольклорного произведения, персонажу рассказанной истории, участнику ансамбля; 3) поиск аналогов и ассоциаций (для ситуации из фольклорного произведения - в современной жизни, для реальной ситуации - в народных обычаях и обрядах); 4) определение сути требуемой виртуальной или реальной помощи и последовательности действий по ее оказанию; 5) оказание требуемой помощи, повторение и закрепление действий в аналогичных ситуациях.

Библиографический список

1. Андреев П. В. Психолого-педагогические условия развития психологической готовности дошкольников к взаимопомощи: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Самара, 2008. - 29 с.

2. Беляева Л. С., Васильева В. В. Русская народная музыкальная педагогика: вопросы теории и практики: учеб. пособие для преподавателей и студентов пед. вузов и колледжей. - Мурманск:

МГПИ, 2001. - 78 с.

3. Бережнова Л. Н., Набок И. Л., Щеглов В. И.

Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М.: Академия, 2007. - 240 с.

4. Бузин В. С. Этнография русских: учеб. пособие. - СПб.: СПбГУ, 2007. - 421 с.

5. Волков Г. Н. Этнопедагогика / под ред. И. Г. Огородникова. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1974. - 375 с.

6. Громыко М. М. Мир русской деревни. -М.: Мол. гвардия, 1991. - 446 с.

7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказ-котерапии. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.

8. Зыкова М. Н. Фольклор как средство пси-холого-педагогического воздействия на развитие самоидентификации школьника // Мир психологии. - 2004. - № 3. - С. 72-85.

9. Кудрявцева Е. А. Развитие индивидуальности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе коллективных взаимоотношений [Электронный ресурс]: монография // Образование: исследовано в мире: Междунар. науч. пед. интернет-журнал с библиотекой-депозитарием / дизайн В. Рудаков. - Электрон. дан. -М., 2000-2006. - Режим доступа: http://www. oim. ru/reader@nomer=315. asp. - Загл. с экрана.

10. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. чл. - кор. АН СССР Н. Ю. Шведовой. -18-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1986. - 797 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.