Научная статья на тему 'Основные положения Концепции развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга на период до 2020 года'

Основные положения Концепции развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга на период до 2020 года Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОРИЕНТИР / ПРИОРИТЕТЫ И ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INDUSTRIAL COMPLEX OF ST. PETERSBURG / RESOURCES’ PROVISION / THE CONCEPT OF DEVELOPMENT / A STRATEGIC GUIDELINE / PRIORITIES AND INDICATORS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бодрунов Сергей Дмитриевич, Карлик Александр Евсеевич, Мейксин Максим Семенович, Ткаченко Елена Анатольевна

Обоснована необходимость разработки нового варианта концепции развития промышленного комплекса (ПК) Санкт-Петербурга и сформулирована ее цель. Обоснованы приоритетные направления развития экономики СПб. Предлагается базовый сценарий развития ПК, в рамках которого предусмотрены меры поддержки приоритетных отраслей. Рассматриваются механизм реализации Концепции, социально-экономический эффект от выполнения намеченных мероприятий, вопросы кадрового и финансового обеспечения, возможные риски реализации Концепции и методы их нейтрализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main points of industrial complex development Concept in St. Petersburg till 2020

The necessity of a new version creation of the industrial complex development Concept in St. Petersburg is stated. Its purpose is set. Economic development priorities of St. Petersburg are concerned. The main ideas of industrial complex development are proposed. Within the framework of these ideas there is a support of priority sectors. It is a discussion of the Concept implementation mechanism, social and economic effect of the planned actions, issues of its financial security and staffing, the possible risks of the Concept implementation and ways of overcoming them.

Текст научной работы на тему «Основные положения Концепции развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга на период до 2020 года»

ПО ПУТИ К ВОЗРОЖДЕНИЮ

С.Д. Бодрунов1, А.Е. Карлик2, М. С. Мейксин3, Е.А. Ткаченко4

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Основой многоотраслевого промышленного комплекса Санкт-Петербурга традиционно являются предприятия, выпускающие сложную высокотехнологичную наукоемкую продукцию и использующие, как правило, разработки научных организаций, также расположенных в Санкт-Петербурге. Базовые отрасли научно-производственного комплекса представлены энергетическим машиностроением, электротехнической промышленностью, судостроением, радиоэлектроникой, приборостроением, автопромом [1]. Эти отрасли, а также пищевая и отдельные подотрасли легкой промышленности формируют основу социально-экономического развития Санкт-Петербурга [2].

Санкт-Петербург вышел из финансового кризиса 2008-2009 гг. без сравнительно больших потерь [3] именно благодаря развитому промышленному комплексу [4, 5]. Хотя промышленный комплекс и восстановился в посткризисный период, тем не менее, для обеспечения его сохранения и интенсивного экономического роста необходима системная концепция, предусматривающая механизмы адресной поддержки приоритетных направлений развития промышленности и приоритетных проектов в целях обеспечения ее комплексной модернизации.

Принятая Промышленным советом Санкт-Петербурга в 2010 г. «Концепция развития промышленности Санкт-Петербурга до 2020 года» в принципиальном плане [6, 7, 8] отразила все основные тенденции развития городского индустриального комплекса, характерные в тот период [9,10,11]. Однако за истекшие годы произошли многие события, наложившие новые черты на промышленный облик города: изменилась экономическая конъюнктура, произошло вступление России в ВТО и т.д. Это требует существенного уточнения, а в ряде позиций — пересмотра концептуальных подходов к развитию промышленного комплекса Санкт-Петербурга [12, 13].

Цель разработки нового варианта Концепции — определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2014-2020 гг. и далее) устойчивого развития промышленного комплекса как основы социально-экономического развития Санкт-Петербурга и одного из ключевых факторов создания комфортной среды обитания и повышения качества жизни населения с учетом нового институционального и фактического состояния городской экономики.

1 Сергей Дмитриевич Бодрунов, директор Института нового индустриального развития (ИНИР), д-р экон. наук, профессор.

2 Александр Евсеевич Карлик, проректор по научной работе и инновациям Санкт-Петербургского государственного экономического университета, д-р экон. наук, профессор, e-mail: karlik@finec.ru

3 Максим Семенович Мейксин, председатель Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, канд. экон. наук.

4 Елена Анатольевна Ткаченко, профессор кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента Санкт-Петербургского государственного экономического университета, д-р экон. наук.

В соответствии с этой целью в концепции формулируются:

• основные приоритеты развития промышленности Санкт-Петербурга;

• стратегии достижения поставленных целей, реализации приоритетов;

• формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества, включая перечень основных мер, обеспечивающих комплексную модернизацию и развитие промышленности.

Таким образом, под Концепцией развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга (далее — Концепция) понимается взаимоувязанная по задачам, срокам реализации и ресурсам система представлений о стратегических целях, приоритетах развития промышленной политики Санкт-Петербурга и направлениях развития промышленности, а также средствах их реализации, включающая в себя набор целевых функций и решений, реализуемых в программах и планах мероприятий правового, экономического, научно-технического, организационного характера, в рамках государственных программ, в отдельных проектах. Концепция определяет основные принципы и направления, обеспечивающие эффективное динамичное развитие промышленного комплекса Санкт-Петербурга, и отвечает общей идеологии развития российской экономики, предусмотренной в решениях Президента и Правительства Российской Федерации.

Системный подход к разработке Концепции позволяет развивать промышленность в соответствии с целями и принципами, определенными Законом Санкт-Петербурга «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга», в рамках Стратегии социальноэкономического развития Санкт-Петербурга до 2030 г., сохраняя преемственность с «Концепцией развития промышленности Санкт-Петербурга до 2020 года», утвержденной Промышленным советом Санкт-Петербурга в октябре 2010 г.

1. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Генеральной целью реализации Концепции является обеспечение стратегической конкурентоспособности и устойчивого развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга путем выявления и поддержки приоритетных отраслей промышленности, видов производств и проектов с учетом действующих правовых норм и финансовых возможностей бюджета, на основе комплексной модернизации промышленных предприятий, с учетом сложившегося научно-технического, инновационного и производственного потенциала города и его геополитического положения, а также места промышленности Санкт-Петербурга в мировой экономической системе.

Необходимость обеспечения стратегической конкурентоспособности промышленного комплекса Санкт-Петербурга обусловлена ролью и местом промышленного комплекса в процессе социально-экономического развития Санкт-Петербурга и России. В настоящее время существует некоторое системное несоответствие состояния основных структурных элементов промышленного комплекса (структуры производимой продукции, организационнотехнической и технологической структуры, инфраструктурных характеристик, структуры кадрового потенциала) требованиям возрастающей конкуренции в условиях открытого рынка.

Промышленный комплекс (ПК) является основой экономики Санкт-Петербурга, обеспечивая 29% валового регионального продукта и создавая рабочие места для более чем 17% общей численности занятых в экономике Санкт-Петербурга. В Санкт-Петербурге расположено более 730 крупных и средних и 22 000 малых промышленных предприятий, тесно взаимодействующих с научно-инновационной сферой Санкт-Петербурга. Дополнительно охарактеризовать значимость ПК, в том числе для России, можно следующими данными:

— доля Санкт-Петербурга в объеме отгруженной промышленной продукции по России — 6,3% (2012 г.);

— доля промышленности Санкт-Петербурга в государственном оборонном заказе РФ — 12% (2013 г.);

— доля в налоговых отчислениях в консолидированный бюджет РФ — 41,0%;

— доля в налоговой составляющей доходной части бюджета Санкт-Петербурга — 20%;

— численность занятых — 348 тыс. чел. [14].

Мировой экономический кризис существенно повлиял на показатели деятельности обрабатывающих отраслей промышленности Санкт-Петербурга. Несмотря на некоторую положительную динамику, большинство экономических параметров свидетельствует о весьма длительном периоде выхода из кризиса. В этих условиях выживание и развитие промышленного комплекса зависят от эффективности мер, направленных на его модернизацию и повышение конкурентоспособности предприятий [15].

Промышленный комплекс Санкт-Петербурга, несмотря на определенные потери в период глобального финансового кризиса, имеет значительный стартовый социально-экономический потенциал, позволяющий при эффективном его использовании рассчитывать на успешную модернизацию промышленности, стабилизацию, а далее — подъем экономики и ее расширенное воспроизводство, а также относительно быстрое формирование кластерных структур, всестороннюю адаптацию города к новым экономическим и социальным вызовам, формирующимся под воздействием глобальных и локальных экономико-политических тенденций.

Это связано со следующими факторами:

— удобным географическим и благоприятным транспортным положением города;

— диверсифицированной структурой хозяйства;

— развитой базой энергетики;

— развитостью и значительным конкурентным потенциалом ряда предприятий обрабатывающих отраслей промышленности;

— наличием основных предпосылок функционирования рыночных механизмов (конкурентная среда, развитый сектор малого бизнеса, наличие элементов рыночной инфраструктуры, развитая банковская система и т.д.);

— высококвалифицированными кадрами — учеными, конструкторами, проектировщиками, технологами, рабочими;

— высоким инвестиционным потенциалом;

— мощным комплексным инфраструктурным обеспечением промышленного производства (энергетическая, транспортная, информационная, финансовая инфраструктура);

— высоким уровнем концентрации научно-технического потенциала. В городе представлены все сектора науки (академическая, отраслевая, вузовская, заводская);

— наличием значительного количества наукоемких и высокотехнологичных производств — предприятия ОПК, фармацевтические предприятия, предприятия, занимающиеся разработками и производством новых средств телекоммуникаций, радиоэлектроники, приборостроения и машиностроения;

— наличием предпосылок формирования кластеров как основы развития экономики города.

При этом надо учитывать, что:

— Санкт-Петербург является структурообразующим центром обширной территории, реализуя при этом функции транспортного, делового, торгового, промышленного и культурного центра Северо-Запада и обслуживая внешнеэкономические связи практически всех регионов России;

— профильные отрасли промышленности города (судостроение, энергомашиностроение и отрасли ОПК) являются существенной частью бюджетного потенциала Санкт-Петербурга, а также значительной частью производственного и научного потенциала России, а следовательно, имеют не только региональное, но в первую очередь национальное значение;

— динамика развития основных предприятий Санкт-Петербурга: ОАО «Силовые машины», ОАО «Ижорские заводы», ОАО «Кировский завод», ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «Звезда», ОАО «Авангард», ОАО «Светлана», ОАО «Красный Октябрь», ОАО «Климов», ОАО

«Судостроительный завод «Северная верфь», ОАО «Объединенный авиаприборостроительный консорциум» [16] и других определяет в большой степени стабильность предприятий-смежников, находящихся в других регионах, в том числе и Северо-Запада России.

Особую роль играет промышленный потенциал Санкт-Петербурга с зарождающейся, пока несовершенной, но потенциально значимой кластерной инфраструктурой. В настоящее время в ПК Санкт-Петербурга можно идентифицировать ряд формирующихся кластеров, находящихся на разных стадиях развития — от эмбриональной (фармацевтический кластер, кластер машиностроения и металлообработки, кластер станкостроительной и инструментальной промышленности, протокластер легкой промышленности) до стадии роста, на которой находятся кластерные образования в следующих отраслях:

— энергетическое машиностроение;

— судостроение и судоремонт;

— автомобилестроение, включая производство комплектующих изделий; транспортное машиностроение;

— радиоэлектронная промышленность и приборостроение;

— фармацевтическая промышленность;

— пищевая промышленность.

Функция одного из крупнейших промышленных центров России за Санкт-Петербургом останется во всей реально обозримой перспективе. При этом, хотя промышленность Санкт-Петербурга нуждается в фундаментальной модернизации, но сама является экономической и материально-технической базой модернизации экономики города, Северо-Запада, России в целом.

С учетом объективных факторов и ограничений в основу долгосрочной стратегии развития Санкт-Петербурга должен быть положен ряд важнейших стратегических приоритетов, в первую очередь развитие города и его промышленности, осуществляемое в контексте структурных преобразований хозяйства субъектов РФ, входящих в состав Северо-Запада России на основе перехода на преимущественно инновационное развитие на основе высоких и ресурсосберегающих технологий.

2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ,

ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ КОНЦЕПЦИИ

Приоритетными направлениями развития экономики Санкт-Петербурга, учитывая ее мультифункциональный характер и многоотраслевую специализацию, является развитие:

— обрабатывающих отраслей промышленности, в первую очередь судостроения, энергомашиностроения, радиоэлектроники и приборостроения, авиаприборостроения, транспортного машиностроения, машиностроения и металлообработки как обеспечивающих отраслей и др.;

— информационных и коммуникационных технологий;

— фармацевтики, биотехнологий;

— транспортно-логистических систем;

— науки.

Учитывая значительный (по сравнению с другими субъектами Федерации) потенциал научной сферы: сложившийся комплекс фундаментальной науки; неиспользуемый потенциал вузовской и отраслевой науки; сосредоточение в городе наукоемких производств, ПК Санкт-Петербурга можно интерпретировать как научно-промышленный комплекс, а одним из стратегических направлений считать его развитие на инновационной основе, в перспективе — формирование элементов экономики знаний в промышленном комплексе Санкт-Петербурга.

За кризисные годы реальный инновационный потенциал города существенно снизился. Основными причинами его сокращения являются: отток научных кадров; старение научных кадров; фактическая ликвидация ряда отраслевых научно-исследовательских структур; длительные сроки коммерциализации инновационных идей, вызванные недостатком финансирования, и т.п.

Учитывая ограниченность имеющихся ресурсов, в первую очередь финансовых, целесообразно перечень перспективных направлений инновационного развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга ограничить ключевыми позициями, обладающими максимальным потенциалом на текущий момент.

В составе промышленного комплекса Санкт-Петербурга наибольшим потенциалом развития обладают:

— отрасли, производящие конкурентоспособную продукцию для регионального, российского и зарубежного рынка;

— отрасли, связанные с производством продукции и оказанием услуг производственного характера для оборонно-промышленного комплекса России;

— отрасли, ориентированные на местный рынок;

— отрасли, по которым приняты федеральные программы поддержки развития.

Можно говорить о том, что при условии эффективной модернизации перспективными

рынками обеспечена продукция следующих отраслей ПК Санкт-Петербурга:

— судостроение — отрасль находится на фазе роста спроса на судостроительную продукцию; по существующим оценкам, фаза продлится около 10 лет, до момента стабилизации спроса. В соответствии со Стратегией развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года увеличение объема выпуска продукции российского судостроения в денежном выражении предполагается к 2030 г. в 7 раз по отношению к 2008 г., а среднегодовое увеличение капитальных вложений в модернизацию и реконструкцию судостроительных предприятий планируется в 13,3% [17];

— крупное, среднее и малое энергомашиностроение [18];

— транспортное машиностроение;

— производство автомобилей и автокомплектующих;

— производства с использованием лазерных и электронно-ионно-плазменных технологий и информационно-телекоммуникационных систем — годовой темп роста рынка 10...12% даже в условиях кризиса;

— опто-, радио- и акустоэлектроника, оптическая и сверхвысокочастотная связь — стабильный рост рынка 5.10%;

— техника для информационно-коммуникационных и мультимедийных систем — прогнозные темпы роста 25% в год;

— биотехнологии (рост рынка до 15% в год, в основном за счет европейских потребителей) и др.

3. БАЗОВЫЙ СЦЕНАРИЙ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Развитие промышленности предполагает использование сценария, соответствующего инновационному варианту развития российской экономики до 2020 г. (Минэкономразвития России), инновационной динамике инвестиционного процесса и высокой инновационной активности. Данный сценарий, сохраняя преемственность инновационного сценария развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга, предусмотренного концепцией развития промышленности города, принятой Промышленным советом в 2010 году, принимается как базовый при разработке Концепции.

В рамках базового сценария (в том числе соответствующего базовому сценарию социальноэкономического развития Санкт-Петербурга до 2030 г.) предусматриваются меры поддержки приоритетных отраслей и видов производств промышленности Санкт-Петербурга, в том числе:

— содействие привлечению инвестиций в промышленность Санкт-Петербурга;

— содействие технологическому перевооружению и модернизации производства в промышленности Санкт-Петербурга;

— содействие реструктуризации промышленности Санкт-Петербурга с учетом необходимости формирования и развития кластеров;

— содействие развитию инженерного, энергетического и транспортного обеспечения промышленности Санкт-Петербурга;

— содействие развитию производственных зон в Санкт-Петербурге;

— содействие кадровому обеспечению промышленности Санкт-Петербурга;

— содействие продвижению продукции субъектов промышленной деятельности на рынках сбыта, в том числе через размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, развитие внутрирегиональной кооперации, внешнеэкономических связей с другими субъектами Российской Федерации и государствами, а также через развитие выставочно-ярмарочной деятельности для субъектов промышленной деятельности;

— содействие проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам развития промышленности Санкт-Петербурга;

— содействие передаче (трансферу) технологий;

— содействие развитию инновационной деятельности, связанной с промышленностью Санкт-Петербурга;

— содействие субъектам промышленной деятельности в проведении сертификации систем менеджмента на соответствие национальным и (или) международным стандартам.

4. ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Представляется целесообразным установить целевые показатели, характеризующие развитие промышленного комплекса Санкт-Петербурга в 2020 г. в следующих границах:

— доля промышленности в ВРП Санкт-Петербурга в 2020 г.— 29%;

— доля Санкт-Петербурга в объеме отгруженной промышленной продукции по России в 2020 г.— 6,5%;

— удельный вес высокотехнологичных отраслей в общем объеме отгруженной продукции в обрабатывающих производствах в 2020 г.— 14%;

— доля работников, занятых в промышленности, к общей численности занятых в экономике Санкт-Петербурга в 2020 г.— 17%;

— рост объема отгруженной промышленной продукции в 2020 г. к 2012 г.— 160%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— рост производительности труда в промышленности в 2020 г. к 2012 г.— 200%;

— коэффициент обновления основных фондов в обрабатывающих производствах в 2020 г.— 15%;

— энергоемкость продукции в обрабатывающих производствах в 2020 г. к 2012 г.— 85%;

— доля продукции, отгруженной на экспорт, в общем объеме отгруженной продукции в промышленности в 2020 г.— 9%;

— рост объема продукции, выпущенной в рамках государственного оборонного заказа, в 2020 г. к 2012 г.— 200%;

— численность работников, занятых в промышленности в 2020 г.,— 330 тыс. чел.;

— доля высокотехнологичных рабочих мест в общей численности замещенных рабочих мест в промышленности в 2020 г. — 29%;

— количество территорий нежилых зон, обеспеченных документацией по планировке в 2020 г.,— 32 ед.;

— количество территорий нежилых зон, в отношении которых обеспечена комплексная инженерная подготовка в 2020 г.,— 8 ед.;

— темп роста объема отгруженной инновационной продукции по Санкт-Петербургу в 2020 г. к 2012 г.— 220%;

— удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем количестве обследованных организаций Санкт-Петербурга в 2020 г.— 33%;

— удельный вес инновационной продукции в общем объеме продукции в обрабатывающих производствах в 2020 г.— 25%;

— количество сформировавшихся региональных кластеров в 2020 г.— 8 ед.;

— доля продукции, отгруженной организациями, входящими в состав кластеров, в общем объеме промышленной продукции — 20%.

5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ.

ГОРИЗОНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И СИСТЕМА ПРОГНОЗОВ И ПЛАНОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

В процессе развития промышленного комплекса должны учитываться перспективы научнотехнического и технологического развития. Модернизация промышленного комплекса представляет собой самовоспроизводящийся процесс, нуждающийся в корректировке приоритетов и направлений развития с учетом будущих изменений, вызванных инновационными процессами. Концепция предусматривает следующие горизонты планирования и прогнозирования:

— концепция развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга (на 7 лет) с учетом результатов технологического прогноза;

— государственная программа развития промышленного комплекса (на 6 лет), направленная на реализацию Концепции.

В настоящее время задачи развития промышленного комплекса реализуются в рамках комплексной программы «Наука. Промышленность. Инновации» на 2012-2015 гг.

Для обеспечения устойчивого развития промышленного комплекса должна быть разработана и утверждена в соответствии с установленным регламентом государственная программа «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса».

6. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММ

Реализация намеченных мероприятий будет способствовать активизации инвестиционного процесса, стимулировать техническое перевооружение и повышение конкурентоспособности предприятий промышленного комплекса Санкт-Петербурга, обеспечение устойчивого и эффективного развития промышленности на основе совершенствования экономического механизма поддержки основных отраслей и видов производств, развития финансового менеджмента и создания привлекательного инвестиционного климата.

Будет обеспечено повышение экономической и стратегической безопасности государства, достигнуты защищенность российского производителя от импорта, главным образом от контрабандной и контрафактной продукции, повышение уровня продовольственной безопасности города.

Сформируются цивилизованный рынок и рыночная инфраструктура, производственные предприятия Санкт-Петербурга будут вовлечены в развитие цепочек международного технологического сотрудничества, в систему кооперационных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

В ближайшие годы будет сокращено, а затем и преодолено, технологическое отставание от зарубежных производителей и развиты конкурентные преимущества петербургских производителей, способствующие завоеванию ими лидерства на внутреннем и внешнем рынках инновационной продукции.

Будут обеспечены инновационная привлекательность основных отраслей, рост количества предприятий, осваивающих инновации в технологическом процессе, ежегодное увеличение доли петербургских предприятий в общем объеме промышленного производства наукоемкой продукции.

Технологические платформы позволят консолидировать научные разработки в единых национальных центрах инновационных технологий, поднять роль отечественной науки и обеспечить на инновационно развивающихся предприятиях к 2020 г. получение устойчиво положительного финансового результата [19]. Создание, как минимум, двух полюсов конкурентоспособности (в судостроении и энергомашиностроении) создаст предпосылки для дальнейшего развития промышленности.

Будет достигнут рост производственного потенциала промышленного комплекса Санкт-Петербурга, технической оснащенности предприятий и их конкурентного уровня до мировых стандартов, обеспечен рост производительности труда.

Предполагается рост коэффициента обновления активной части ОПФ, рост производственных мощностей и повышение уровня их использования. Кроме того, замена устаревшего оборудования приведет к улучшению условий труда, снижению интенсивности и монотонности труда, что приведет к достижению соответствующих социальных эффектов.

Развитие существующих и формирование новых кластеров завершит структурную трансформацию промышленного комплекса Санкт-Петербурга.

Промышленный комплекс, выходя на устойчивую траекторию развития, существенным образом улучшит экономические и финансовые показатели, что позволит получить синергетический эффект в экономической, внешнеэкономической, экологической, инновационнотехнологической и социальной сферах. Государство получит значительный источник пополнения бюджета, а потребители — продукцию, соответствующую мировым стандартам качества.

На основе роста поступлений от промышленности в бюджет Санкт-Петербурга будут созданы условия повышения качества жизни населения Санкт-Петербурга до уровня стандартов жизни высокоразвитых стран мира. Развитие Санкт-Петербургской агломерации обеспечит возможности развития не только промышленности и инфраструктуры, в частности формирования районов массовой малоэтажной застройки с соответствующей социальной инфраструктурой, но и реализации единой социальной политики, что приведет к формированию единого социального пространства с едиными стандартами качества жизни.

7. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

7.1. Кадровое обеспечение реализации Концепции

Увеличение объемов выпуска конкурентоспособной продукции в 2020 г. по сравнению с 2012 г. в 1,6 раза может быть реализовано только при наличии квалифицированных кадров.

Среднесписочная численность работников промышленного комплекса Санкт-Петербурга к концу 2020 г. по сравнению с 2010 г. несколько снизится и составит примерно 330 тыс. чел. Снижение численности будет компенсировано повышением их профессионального мастерства, позволяющего повысить производительность труда на каждой стадии технологического процесса.

Создание новых, в том числе инновационных, рабочих мест, обеспечение занятости экономически активного населения, развитие трудовой мобильности высвобождаемых работников промышленного комплекса Санкт-Петербурга, улучшение условий труда и повышение социального обеспечения работающих повысят привлекательность основных видов промышленной экономической деятельности и обеспечат приток молодых специалистов.

Развитие интеллектуального потенциала промышленного комплекса будет реализовываться, в том числе за счет использования следующих мероприятий:

— стимулирования создания общественных организаций, научных обществ, интеллектуальных клубов, постоянно действующих рубрик, проектов и программ в средствах массовой информации, способствующих повышению престижа науки, возбуждению интереса к фундаментальным знаниям, личностям выдающихся ученых, азарту научного поиска и технических открытий;

— создания льготных условий для привлечения молодых специалистов в сферу науки;

— формирования системы ранней профессиональной ориентации;

— создания благоприятных условий жизнеобеспечения для ученых и специалистов необходимого территории профиля;

— создания системы (через серию организационных проектов) выявления, отбора и развития талантов разных возрастных категорий с использованием инструментов именных муниципальных стипендий, инициирования и политической поддержки получения грантов, публичного поощрения;

— организации совместно с соответствующими структурами системы переобучения и переподготовки кадров, составляющих реально невостребованную часть специалистов научно-инновационной сферы, с целью наиболее рационального их использования в других сферах деятельности;

— содействия установлению партнерских связей между учебными заведениями и работодателями в целях обеспечения притока молодых специалистов как непосредственно в научно-инновационную сферу, так и в другие отрасли и виды деятельности, находящиеся в числе приоритетов муниципальной власти.

7.2. Финансовое обеспечение реализации Концепции

Оказание финансовой поддержки субъектам промышленной деятельности может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджета Санкт-Петербурга путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных гарантий Санкт-Петербурга по обязательствам субъектов промышленной деятельности.

В случае если предполагаемый объем финансовой поддержки субъекту промышленной деятельности превышает 10 миллионов рублей, приоритетной по отношению к субсидиям формой финансовой поддержки является предоставление бюджетных инвестиций субъекту промышленной деятельности в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Законами Санкт-Петербурга могут быть установлены льготные условия налогообложения субъектов промышленной деятельности в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Концепция предусматривает ежегодное формирование пакета предложений по мерам поддержки промышленности, который в форме поручения Губернатора Санкт-Петербурга учитывается при формировании бюджета Санкт-Петербурга.

Для успешного решения задачи построения новой жизнеспособной модели промышленного комплекса Санкт-Петербурга и реализации мероприятий Концепции необходимы инвестиции в основной и оборотный капитал. Финансовое положение предприятий промышленного комплекса является существенным ограничением для ее успешной реализации.

Реализацию мероприятий Концепции предстоит обеспечить посредством решения следующих задач:

1. Задачи формирования нормативно-правовых условий развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга:

— анализ действующего федерального и регионального законодательства и формирование предложений по его доработке в части решения задач промышленной политики.

2. Задачи технологического развития и модернизации промышленных предприятий:

— привлечение инвестиций в промышленность, в том числе финансовых ресурсов институтов развития (Внешэкономбанка, Инвестиционного фонда РФ, Российского фонда технологического развития, ГК «Роснанотех», Российский банк развития и др.), а также федеральных целевых программ;

— предоставление налоговых льгот предприятиям, осуществляющим вложения в основные средства для производственных целей;

— финансовая поддержка предприятий, осуществляющих технологическое перевооружение и модернизацию производства, путем предоставления субсидий для возмещения части затрат, связанных с приобретением оборудования в лизинг;

— финансовая поддержка предприятий в связи с проведением сертификации систем менеджмента на соответствие национальным и международным стандартам, в том числе систем экологического менеджмента.

3. Задачи стимулирования инновационной активности предприятий:

— содействие участию петербургских предприятий в реализации федеральных целевых программ и инновационных проектов;

— предоставление финансовой поддержки субъектам промышленной деятельности для возмещения затрат на проведение НИОКР;

— стимулирование инновационной деятельности, в том числе организация конкурса на лучший инновационный продукт;

— информационная поддержка субъектов промышленной деятельности, в том числе организация конференций, семинаров и «круглых столов» по научно-техническим проблемам в промышленности, в том числе по вопросам инновационного развития.

4. Задачи формирования и развития инновационной инфраструктуры:

— развитие в Санкт-Петербурге особой экономической зоны технико-внедренческого типа;

— развитие инновационной инфраструктуры (технопарков, бизнес-инкубаторов, нанотехнологического центра).

5. Задачи развития территорий производственных зон:

— мониторинг объектов недвижимости и земельных участков в границах производственных зон;

— разработка проектов планировки и проектов межевания территорий производственных зон;

— инженерная подготовка территорий производственных зон для размещения промышленных объектов;

— разработка и реализация мероприятий по развитию улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, обеспечивающих доступность территорий производственных зон, перспективных для освоения.

6. Задачи кадрового обеспечения предприятий:

— реализация комплекса мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для приоритетных направлений развития промышленности Санкт-Петербурга, в том числе создание кластерных центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

— финансовая поддержка субъектов промышленной деятельности путем предоставления субсидий для возмещения части затрат, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации кадров;

— организация и проведение стажировок студентов и молодых ученых в зарубежных компаниях;

— проведение мероприятий, направленных на повышение престижности профессий в промышленности и привлечение кадров в промышленность, в том числе проведение открытых уроков, дней открытых дверей на промышленных предприятиях;

— модернизация учебно-лабораторной базы государственных образовательных учреждений начального профессионального образования в целях повышения качества подготовки кадров рабочих специальностей силами промышленных предприятий.

7. Задачи по развитию интеграционных процессов между субъектами промышленности, научными организациями и учреждениями образования:

— содействие развитию взаимодействия субъектов промышленной деятельности, научных организаций и высших учебных заведений Санкт-Петербурга в рамках технологических платформ, формируемых в порядке, определенном Правительством РФ;

— создание благоприятных условий для развития кластеров в Санкт-Петербурге;

— поддержка участия субъектов промышленной деятельности в международных проектах и программах сотрудничества.

8. Задачи по поддержке и продвижению продукции предприятий на внутреннем и внешнем рынках сбыта:

— привлечение на предприятия города заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга, в том числе содействие внедрению инновационных проектов, результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ субъектов промышленной деятельности для нужд городского хозяйства Санкт-Петербурга;

— содействие субъектам промышленной деятельности в вопросах продвижения высокотехнологичной продукции на федеральном уровне, в том числе привлечение их к участию в программах инновационного развития федеральных государственных корпораций и компаний с государственным участием;

— содействие субъектам промышленной деятельности в продвижении их продукции в другие регионы;

— содействие предприятиям и организациям оборонно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга в своевременном заключении государственных контрактов и обеспечении финансирования работ по Государственному оборонному заказу;

— содействие предприятиям и организациям в их участии в реализации федеральных целевых программ;

— проведение мероприятий, направленных на локализацию в Санкт-Петербурге производств крупнейших иностранных компаний;

— развитие конгрессно-выставочной деятельности.

9. Задачи по внедрению ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий в промышленности:

— финансовая поддержка субъектов промышленной деятельности для возмещения части затрат на проведение энергетического обследования;

— финансовая поддержка субъектов промышленной деятельности для возмещения части затрат, связанных с реализацией программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по приобретению и внедрению энергетического оборудования;

— популяризация вопросов внедрения энергосберегающих технологий;

— установление льготных условий налогообложения «зеленых» субъектов промышленной деятельности, осуществляющих эффективные меры по энергосбережению и обеспечению «чистого» производства.

8. РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ И МЕТОДЫ ИХ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ

Развитие промышленного комплекса подвержено различного рода внутренним и внешним рискам, приводящим к возможности недостижения установленных целевых показателей и поставленных задач.

Общим системным риском является замедление темпов развития экономики, вплоть до рецессии, ожидаемое сокращение расходной части бюджетов всех уровней. В этих условиях наиболее ярко проявляются следующие риски:

— дефицита финансовых ресурсов, выражаемый в нехватке оборотных средств вследствие необоснованного повышения банками ранее доступных процентных ставок на закупку сырья

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и материалов и немотивированного отказа в выдаче долгосрочных кредитов на осуществление технического перевооружения;

— потери внутреннего рынка из-за значительного притока импортных товаров и роста незаконного производства продукции промышленного комплекса Санкт-Петербурга.

— снижения покупательского спроса;

— социальный риск, являющийся следствием всех вышеупомянутых рисков.

Наиболее существенное влияние на реализуемость Концепции оказывают внутренние

риски, непосредственно связанные с реализацией мероприятий, обеспечивающих достижение целевых показателей, к числу которых относятся:

— инновационный риск — как риск инновационной деятельности, проявляется в неблагоприятном осуществлении процесса реализации нововведения и получении отрицательного результата от его внедрения;

— производственный риск — риск технического состояния производства, испытательного и опытного оборудования;

— коммерческий риск — риски, связанные с падением и неустойчивостью спроса на конкретную продукцию, и риски невыполнения обязательств по коммерческим сделкам;

— маркетинговый риск — связанный с неполнотой и необъективностью собранной информации о конъюнктуре рынка, с просчетами в анализе рынка, а также с ошибками в выборе участников реализации Концепции;

— социальный риск, связанный с нехваткой рабочей силы, профессиональной непригодностью, вредностью производства, травматизмом, скрытой безработицей, низкой зарплатой и др.

Основными мерами, позволяющими нейтрализовать последствия риска или снизить вероятность его наступления, являются:

— развитие нормативно-правовой базы реализации Концепции;

— использование инструментария риск-менеджмента на региональном и микроуровнях;

— организация мониторинга процесса реализации Концепции с целью выявления негативных тенденций;

— диверсификация направлений и инструментов поддержки развития промышленного комплекса.

Список литературы

1. Бодрунов, С. Д. Состояние и тенденции развития Санкт-Петербургского автопромышленного кластера/С.Д. Бодрунов// Мир авионики.— 2009.— № 2.— С. 11-14.

2. Бодрунов, С. Д. Цели разработки, задачи и механизмы реализации региональной концепции развития промышленности (на примере Санкт-Петербурга) /С.Д. Бодрунов//Сб. «Аэрокосмическое приборостроение России». Сер. 1. «Экономика авиаприборостроения». Вып. 10.— СПб.— НААП.— 2010.— С. 5-11.

3. Бодрунов, С. Д. Итоги социально-экономического развития Санкт-Петербурга в 2008 году свидетельствуют — город живёт нормальной жизнью/С.Д. Бодрунов//Мир авионики.— 2009.— № 2.— С. 19-27.

4. Бодрунов, С. Д. Анализ посткризисного состояния промышленности Санкт-Петербурга и результаты реализуемой промышленной политики/С.Д. Бодрунов, В. Н. Княгинин, В. В. Жел-това//Современное экономическое и социальное развитие: проблемы и перспективы. Выпуск XIV. Сб. науч. труд. под ред. Бодрунова С. Д.— СПб.— ИНИР,— 2010.— С. 149-159.

5. Бодрунов, С. Д. Промышленность Санкт-Петербурга — анализ посткризисного состояния/ С. Д. Бодрунов, В. Н. Княгинин, В. В. Желтова// Сб. «Аэрокосмическое приборостроение

России». Сер. 1. «Экономика авиаприборостроения». Вып. 10.— СПб.— НААП.— 2010.— С. 33-43.

6. Бодрунов, С. Д. Принципы построения региональной концепции развития промышленности/С.Д. Бодрунов, К. А. Соловейчик, П. Г. Плавник, И. В. Илюхин, М. Н. Ман-дрик//Сб. «Аэрокосмическое приборостроение России». Сер. 1. «Экономика авиаприборостроения». Вып. 10.— СПб.— НААП.— 2010.— С. 12-18.

7. Бодрунов, С. Д. Индикаторы развития регионального промышленного комплекса для оценки эффективности его модернизации/С.Д. Бодрунов, А. Е. Карлик, Е. А. Ткаченко// Сб. «Аэрокосмическое приборостроение России». Сер. 1. «Экономика авиаприборостроения». Вып. 10.— СПб.— НААП.— 2010.— С. 30-32.

8. Бодрунов, С. Д. Сценарии долгосрочного развития научно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга/С.Д. Бодрунов, А. И. Амосов, А. Е. Карлик, В. Н. Княгинин//Сб. «Аэрокосмическое приборостроение России». Сер. 1. «Экономика авиаприборостроения». Вып. 10.— СПб.— НААП.— 2010.— С. 19-29.

9. Бодрунов, С. Д. Формирование стратегического выбора мегаполиса/С.Д. Бодрунов, А. Г. Комаров, В. Е. Рохчин//Экономические науки.— 2011.— № 5 (78).— С. 110-116.

10. Бодрунов, С. Д. Концепция развития промышленности Санкт-Петербурга: цели разработки, задачи и механизмы реализации /С.Д. Бодрунов// Современное экономическое и социальное развитие: проблемы и перспективы. Выпуск XV. Сб. науч. труд. под ред. Бодру-нова С. Д.— СПб.— ИНИР— 2011.— С. 510-516.

11. Бодрунов, С. Д. Механизм реализации концепции развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга/С.Д. Бодрунов, Ю. А. Кулик, В. Д. Морозова// Экономические науки.— 2012.— № 2 (87).— С. 204-207.

12. Концепция развития промышленности Санкт-Петербурга до 2020 года/Промышленный совет Санкт-Петербурга.— 19.10.2010.— Санкт-Петербург.

13. Концепция стратегического развития промышленности города: научное обеспечение и опыт разработки/под ред. А. Е. Карлика и В. Е. Рохчина.— СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.— 206 с.

14. Промышленность и инновации Санкт-Петербурга 2013. Комитет по промышленной политике и инновациям. [Электронный ресурс]. Код доступа [http://gov.spb.ru/static/writable/

ckeditor/uploads/2013/08/12/Promiinnov Spb.pdf]

15. Бодрунов, С. Д. Вступление России в ВТО. Первые шаги. Проблемы. Решения/С.Д. Бодрунов//Современное экономическое и социальное развитие: проблемы и перспективы. Выпуск XVI. Сб. науч. труд. под ред. Бодрунова С. Д.— СПб.— ИНИР,— 2013.— С. 5-15.

16. Отчет о НИР «Оценка технологического состояния и возможности коммерциализации технологий, принадлежащих группе связанных предприятий ОАО «Объединенный авиаприборостроительный консорциум» //Институт нового индустриального развития.— СПб.— 2012.— 88 с.

17. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2010 г. № 2205р «О Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года». [Электронный ресурс]. Код доступа: [http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/2073572/]

18. Приложение № 4 к Энергетической стратегии России на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. Код доступа [http://minenergo.gov.ru/activity/energostrategy/pr_4.php]

19. Бодрунов, С. Д. Роль региональных кластеров в реиндустриализации России/С.Д. Бодрунов//Институт нового индустриального развития (ИНИР).— СПб.— 2013.— 30 с.

Статья представлена в научно-редакционный совет 11.11.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.