Научная статья на тему 'Промышленная политика в судостроении России: особенности, Состояние, проблемы'

Промышленная политика в судостроении России: особенности, Состояние, проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / СУДОСТРОЕНИЕ / УРОВНЕВЫЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / СТРАТЕГИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / INDUSTRIAL POLICY / SHIPBUILDING / LEVEL AND FUNCTIONAL CHARACTER / STRATEGY / PERFORMANCE / PROBLEMS / DEVELOPMENT DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ветрова Елена Николаевна

Представлены результаты исследования промышленной политики в судостроении, выявлены ее особенности, состояние и проблемы. Показано, что промышленная политика в судостроении обладает практически всеми присущими ей атрибутами: объект, субъект, предмет, стратегии, программы, научное обеспечение и т.д. Что относится к различным уровням и функциональным областям промышленной политики в судостроении. Вместе с тем эффективность реализации промышленной политики низкая (значительных изменений конкурентоспособности предприятий отрасли нет), следовательно, необходимо ее развитие с точки зрения используемых инструментов и методов, а также научного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industrial policy in the Russian shipbuilding industry: characteristics, status, problems

The article presents the results of a study of industrial policy in the shipbuilding industry, which revealed its features, status and problems. Revealed that industrial policy in the shipbuilding industry has almost all its inherent attributes: object, subject, object, strategies, programs, scientific support, etc., which refers to the different levels and functional areas of industrial policy in the shipbuilding industry. However, the effectiveness of the implementation of industrial policy is low (significant change industry competitiveness is not), hence the need for its development in terms of instruments and methods, as well as scientific support.

Текст научной работы на тему «Промышленная политика в судостроении России: особенности, Состояние, проблемы»

Е. Н. Ветрова1

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА В СУДОСТРОЕНИИ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ, СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ

Основы промышленной политики в рамках государственной экономической политики заложены в трудах классиков экономической теории, например К. Р. Макконнелла и С. Л. Брю, выделивших пять экономических функций государства: обеспечение правовой основы и социального климата; поддержка конкуренции; перераспределение доходов и материальных благ; регулирование распределения ресурсов для обеспечения общественными товарами и корректировки побочных эффектов; стабилизация экономики [4].

В теоретическом плане выделяют два основных типа промышленной политики: общесистемную, направленную на создание условий, благоприятствующих развитию промышленности (макроэкономическую), и селективную, направленную на определенные группы субъектов рынка (микроэкономическую) [1].

Промышленную политику следует рассматривать по уровням ее субъектов, поскольку она формируется как на уровне государства, так и на уровнях регионов, местных органов самоуправления, муниципалитетов, хозяйственных систем в промышленности и предприятий, и по функциональному признаку (социальная, структурная, инвестиционная, региональная, научно-техническая, налоговая, ценовая, внешнеэкономическая, конкурентная и др.).

Вопросам формирования государственной промышленной политики посвящены работы С. Д. Бодрунова [1], А. В. Соколова [9 - 11]. Разработка направлений формирования и совершенствования государственной политики в рамках федеральных округов представлена в трудах А. Е. Карлика, В. Е. Рохчина, Е. А. Ткаченко и других авторов [6, 7, 8, 13]. Проблемы региональной политики и направления их преодоления в глобальном аспекте развития транспортной системы Балтийского региона исследуются Е. Г. Ефимовой [3]. На уровне Санкт-Петербурга основные направления формирования основ развития промышленности, определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2010-2020 гг.) динамичного развития научно-промышленного комплекса города как стабильной основы для перевода экономики на новый технологический уровень и решения задач социально-экономического развития Санкт-Петербурга обозначены в работах и докладах С. Д. Бодрунова [2].

В судостроении промышленная политика осуществляется в соответствии с общими положениями государственной промышленной политики, основной целью которой является повышение конкурентоспособности российской судостроительной продукции на мировом рынке2.

1 Елена Николаевна Ветрова, доцент кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента Санкт-Петербургского государственного экономического университета, канд. экон. наук, e-mail. vetrovaelenik@gmail.com

2 Об основных направлениях государственной промышленной политики и ее реализации в судостроительной промышленности: тезисы выступления министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко в Государственной Думе РФ 14 февраля 2007 г. // Морская биржа. — 2007. — № 1 (19). http://www. maritimemarket.ru/article.phtml?id=174

Приоритетными направлениями государственной политики в сфере судостроения являются:

• создание конкурентоспособной специализированной морской техники, в том числе судов и плавательных средств для освоения континентального шельфа и Северного морского пути; создание высокотехнологичных среднетоннажных транспортных судов и судов обеспечения, высокотехнологичных рыбопромысловых судов, морских и речных научно-исследовательских и научно-экспедиционных судов;

• проведение институциональных преобразований в отрасли на основе интеграции, создание интегрированных структур в судостроении по выпуску судового оборудования, развитие лизинга морской и речной техники;

• развертывание программ содействия технологической модернизации и продвижению продукции на рынки.

Особенности, промышленной политики в судостроении:

• стратегический характер (судостроение участвует в решении вопросов обеспечения обороноспособности и безопасности морских границ РФ);

• уровневый характер (регулирование осуществляется на глобальном, макро-, мезо- и микроэкономическом уровнях в рамках международного, государственного, регионального, отраслевого, кластерного и местного срезов промышленной политики);

Функциональные элементы промышленной политики: финансовая, налоговая,

бюджетная, инвестиционная, инновационная, структурная, внешнеэкономическая, конкурентная, класстерная, экологическая, социальная

Инструменты: стратегирование, программирование, технологические платформы, свободные экономические зоны, ГЧП...

Государственная промышленная (ГПП) политика

обще-государствен ная отраслевой срез региональный срез местный срез

Региональная промышленная политика (РПП)

Обще-региональная Отраслевой срез Региональный срез Местный срез

Промышленная политика на местном уровне (МПП)

Общая местная Отраслевой срез Местный срез Местный срез

/

Промышленная политика СК

Собственная Срез ГПП Срез ОПП Срез РПП Срез МПП

Инфраструктурная политика: информационная, транспортная, энергетическая, минерально-сырьевая.

Методы: прямые и косвенные; административные, экономические и институциональные

Промышленная политика судостроительного предприятия, комплекса

техническая инновационная ассорти-ме нт ная производствен-ная интеграционная маркетинговая финансовая кадровая конкурентная

Формирование промышленной политики в судостроении

• воздействие на судостроение промышленной политики в смежных сферах (приборостроение, металлургия и др.) и инфраструктурных областях (энергетика, транспорт и др.);

• сильное влияние военной и оборонной политики, а также политики экономической безопасности;

• наличие специфического набора инструментов и методов, например, системные и специальные методы, подробно описанные в докладе В. Христенко3.

Авторское представление о содержании промышленной политики в судостроении, отражающее ее уровневый и функциональный характер, а также влияние политики смежных с судостроением отраслей и инфраструктурной политики, что определяет многообразие инструментов и методов регулирования, показано на рисунке.

На основе анализа содержания, структуры, инструментов и методов промышленной политики в судостроении сформулировано следующее определение: промышленная политика в судостроении — система отношений (на федеральном, региональном и местном уровнях) между органами управления и хозяйствующими субъектами по поводу отраслевой и региональной структур хозяйствования, инновационной и инвестиционной деятельности, занятости, условий конкуренции, внешнеэкономических связей и т.д., обеспечения обороноспособности, развития военно-технического сотрудничества (на мировом уровне) с учетом ее инфраструктурных элементов (транспорт, энергетика, экология и др.) и смежных областей (металлургия, машиностроение) в целях повышения эффективности и конкурентоспособности российского судостроения и обеспечения национальной безопасности морских границ.

В табл. 1 представлены основные составляющие промышленной политики и дана их оценка для судостроения.

Таблица 1

Основные элементы промышленной политики в судостроении

Элементы Состояние в судостроении

Объекты — предприятия, корпорации, отрасли Судостроительные комплексы, отдельные предприятия

Субъекты — государственные, региональные и местные органы самоуправления В полном объеме

Международная промышленная политика

Требования ОЭСР: соглашение относительно нормальных условий конкуренции в судостроении (гражданском) Ограничивает размеры государственного субсидирования, кредита и его сроки, запрещает прямую финансовую поддержку

3 Христенко, В. Цит. соч.

Продолжение табл. 1

Элементы Состояние в судостроении

Общегосударственная промышленная политика

Подготовка нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности деятельности акционерных обществ, контролируемых государством; предусматривающих внедрение в них современных моделей управления, независимого аудита, увязку оплаты труда должностных лиц со снижением издержек, повышением энергоэффективности и производительности труда, с результатами внедрения передовых технологий и инноваций1 Множество документов, методических указаний общегосударственного и отраслевого характера, противоречащих друг другу

Реализация организациями с государственным участием мероприятий по разработке программ энергосбережения и повышения энергоэффективности2 Реализуется

Разработка совместно с компаниями с государственным участием требований к программам инновационного развития этих компаний, включающих определение содержания таких программ и показателей эффективности их реализации; утверждение процедуры рассмотрения отчетов о реализации компаниями таких программ, а также обеспечение через представителей Российской Федерации в органах управления компаний с государственным участием увеличения расходов компаний на исследовательские работы и модернизацию технологий3 Реализуется, но имеют место противоречия в методах и показателях эффективности

Мониторинг внешних заимствований российских компаний с государственным участием4 Реализуется

Мероприятия по корректировке инвестиционных программ субъектов естественных монополий, государственных корпораций и крупных акционерных обществ с преобладающим государственным участием, в отношении которых принимаются меры государственной поддержки, в части увеличения закупок продукции российского производства, в том числе путем преимущественного приобретения новой техники за счет уменьшения расходов на ремонт устаревших образцов5 Реализуется, но в связи с вступлением в ВТО имеются определенные противоречия

Расширение практики избрания представителями Российской Федерации в органах управления акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности, независимых директоров из числа лиц, не являющихся государственными служащими6 Реализуется

Продолжение табл. 1

Элементы Состояние в судостроении

Осуществление мер, направленных на ограничение размеров вознаграждений (премий, бонусов, иных стимулирующих выплат) руководителей, заместителей руководителей, членов советов директоров (наблюдательных советов) и исполнительных органов, руководителей структурных подразделений, а также других менеджеров государственных корпораций, акционерных обществ с преобладающим государственным участием, федеральных государственных унитарных предприятий, получающих различные виды государственной поддержки7 Реализуется

Государственная отраслевая промышленная политика

Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 г.: распоряжение Правительства РФ № 2205-р от 8 декабря 2010 г., Стратегия реформирования судостроительной отрасли России: распоряжение Правительства РФ от 26 октября 2006 г. (Сборник документов МО РФ и ВМФ. — СПб.: Изд-во ГУНИО МО РФ, 2006) Планируемые на данном этапе показатели не достигнуты

Государственная программа Российской Федерации «Развитие судостроительной промышленности» Принята к реализации с 2013 г.

Государственная программа развития вооружений на 2007-2015 годы (ГПВ-2015) Реализуется, но на предприятиях отрасли существуют значительные проблемы

Финансирование: федеральные целевые программы (Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 гг., Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 гг., Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 гг., Развитие транспортной системы и др.), средства предприятий, банковское кредитование Условия финансирования не вполне соответствуют требованиям ОЭСР

Методы регулирования: прямые и косвенные Требования ОЭСР, ВТО, имеются противоречия

Окончание табл. 1

Элементы Состояние в судостроении

Региональная промышленная политика (на примере Архангельской области)

Концепция региональной промышленной политики Архангельской области Реализуется

Региональная кластерная политика: Пилотный проект судостроительного инновационного территориального кластера Архангельской области Реализуется

Концепция ОЭПЗ — Северодвинский морской порт 8 Поставленные цели на данном этапе не достигнуты

Местная промышленная политика (на примере Северодвинска)

Прогноз социально-экономического развития МО «Северодвинск» на 2012-2014 гг.9 Судостроение — градообразующая отрасль экономики города

1 Поручение Президента Российской Федерации от 15 ноября 2009 г. № Пр-3035.

2 Поручение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № ИШ-П9-7894.

3 Поручение Президента Российской Федерации от 4 января 2010 г. № Пр-22.

4 Поручение Правительства Российской Федерации от 12 января 2010 г. № ИШ-П13-107.

5 Поручение Президента Российской Федерации от 6 марта 2009 г. № Пр-524ГС.

6 Поручение Президента Российской Федерации от 22 апреля 2008 г. № Пр-746.

7 Поручение Президента Российской Федерации от 6 апреля 2009 г. № Пр-825.

8 Концепция ОЭПЗ — Северодвинский морской порт. Протокол № 2 от 22 июня 2007 г. Учредительного собрания инициативной группы по созданию Особой экономической припортовой зоны «Северодвинский морской порт» на территории г. Северодвинск Архангельской области.

9 Официальный сайт администрации Северодвинска http://www.severodvinsk.info/? idmenu=53

Исследование содержания нормативно-правовых и методических документов показывает, что промышленная политика в судостроении обладает практически всеми присущими ей атрибутами (объект, субъект, предмет, стратегии, программы, научное обеспечение и т.д.), носит многоаспектный характер, имеет уровневое и функциональное строение, реализуется достаточно активно, но противоречива как во внутренних аспектах (методические материалы, подзаконные акты), так и во внешних (требования ОЭСР и ВТО).

В табл. 2 представлена характеристика основных инструментов промышленной политики и их использования в разрезе ее функциональных составляющих на примере судостроения.

Таблица 2

Характеристика инструментов экономической политики [12]

Подсистема Инструменты, используемые в промышленной политике Полнота использования в судостроении Резервы

Бюджетная политика Финансирование сферы материального производства, науки, финансирование ВЭД государства, инвестирование в развитие производственной базы, «точек экономического роста», дотации, субсидии, субвенции, финансирование приоритетных производственных и социально-эконо-мических мероприятий Используется, находится в процессе изменений Повышение эффек-тивности использования

Налоговая политика Установка государством величины (ставки) налогов и порядка налогообложения, определение базы налогообложения и его субъектов, льготы по налогообложению, ускоренный порядок амортизации, налоговые скидки и налоговые освобождения Недостаточно используется Необходимы изменения

Денежно-кредитная политика Операции на открытом рынке (фондовом, валютном), регулирование учетной ставки, установление норм обязательных резервов коммерческих банков, контроль и ограничения по отдельным видам кредитов

Финансовая политика Выдача ссуд на развитие производства, регулирование и контроль финансовых рынков и финансовых обращений

Институциональная политика Лицензии, нормативы, нормотворчество, формирование эффективных организационно-хозяйственных структур, преобразование отношений собственности, обеспечение рыночных процессов соответствующей правовой базой, Используется, находится в процессе изменений Совершенствование и повышение эффективности

Окончание табл. 2

Подсистема Инструменты, используемые в промышленной политике Полнота использования в судостроении Резервы

разработка правовых основ создания, функционирования и ликвидации предприятий

Внешнеэкономическая политика Меры стимулирования экспортеров, импортные или экспортные ограничения, меры по привлечению или ограничению доступа иностранных инвестиций в экономику страны, изменение торговых пошлин, членство в международных экономических организациях, создание особых таможенных режимов и преференций, таможенные союзы

Инвестиционная и инновационная политика Прямое государственное финансирование, законодательное обеспечение инвестиционного процесса, государственные заимствования, налоговые льготы, амортизационная политика, развитие рыночных институтов (фондовый рынок, венчурные фонды, инвестиционные банки), стимулирование совместных с иностранными партнерами инвестиционных инновационных проектов и т. д. Недостаточно используется Необходимы изменения

Как показывают данные исследований, несмотря на активные преобразования, происходящие в экономике России, необходимо совершенствование практически всех составляющих промышленной политики в судостроении.

Сравнительный анализ целевых показателей стратегии развития судостроения и госпрограммы развития судостроительной промышленности, а также текущего состояния российского судостроения свидетельствует о значительном разрыве между фактическим (текущим) и планируемым (перспективным) состоянием. Это касается таких значимых для предприятий СК показателей, как износ основных фондов (предполагается сокращение износа на 10%), фондоотдача и производительность труда (планируется рост в 1,4 и 4,5 раз соответственно), а также доля рынка (перемещение с 21 на 5—6-е место на мировом рынке). Если учесть, что состояние мирового судостроения на сегодняшний день характеризуется избыточными мощностями, отказами клиентов и приостановкой заказов практически на всех верфях мира, то достижение целевых показателей проблематично, необходимы изменения, в том числе в области промышленной политики.

Данные сравнительного анализа текущего и перспективного состояния судостроения, а также основных документов, регулирующих промышленную политику в отрасли, указывают на необходимость уточнения:

• программ и проектов развития отрасли в части целевых показателей и приведения их в систему;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• мер государственного регулирования в разрезе функциональных элементов промышленной политики, что особенно актуально в условиях присоединения России к ВТО.

Основные приоритеты в развитии промышленной политики в судостроении приведены в табл. 3.

Таблица 3

Приоритеты промышленной политики с позиции уровневого и функционального подходов

Элемент политики Глобальный Макроуровень Отраслевой уровень Региональный уровень Местный уровень Уровень предприятия

Правовая

Финансовая

Инвестиционная

Бюджетная

Налоговая

Инновационная

Социальная

Экологическая

Структурная

Конкурентная

Кластерная

Инфраструктурная

Для обеспечения целевых показателей программы на сегодняшний день в России действуют два нормативных документа, которые в совокупности создали благоприятные условия для размещения заказов на российских верфях:

• постановление правительства РФ № 383 от 22 мая 2008 г. «Об утверждении Правил предоставления субсидий российским транспортным компаниям и пароход-ствам на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2008-2012 годах на закупку гражданских судов, а также лизинговых платежей по договорам лизинга, заклю-

ченным в 2008-2012 годах с российскими лизинговыми компаниями на приобретение гражданских судов» (с изменениями и дополнениями), которое позволяет российским судоходным компаниям субсидировать две трети процентной ставки по кредитам и лизинговым платежам при строительстве судов на российских верфях;

• Федеральный закон 305-ФЗ от 07.11.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства», позволяющий регистрировать новые теплоходы речного и «река—море» плавания в Российском международном реестре судов и предоставляющий владельцам таких судов серьезные налоговые и прочие преференции.

Этот закон разрабатывался при активном участии представителей российского бизнеса с учетом успешного опыта тех стран, которые сегодня являются мировыми лидерами судостроения. Принятием этих документов государство фактически создало действенный механизм стратегического развития отрасли. У судоходных компаний появилась реальная заинтересованность в размещении судостроительных заказов на российских верфях, а последние получили возможность проводить модернизацию верфей, снижать себестоимость и увеличивать производительность4.

Отметим, однако, что присоединение России к ВТО предусматривает:

• взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле;

• взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;

• регулирование торговли преимущественно тарифными методами;

• отказ от использования количественных и иных ограничений;

• транспарентность торговой политики;

• разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и др.

Таким образом отменяются существующие преференции для отечественного производителя, поскольку предполагается предоставление равных прав всем участникам соглашения. В судостроительной отрасли по окончании семилетнего переходного периода под запретом окажутся субсидии для снижения стоимости строительства судов на экспорт и субсидии, выдаваемые при использовании в их строительстве отечественных товаров и услуг. Кроме этого, в противоречие с нормами ВТО может вступить прямое ограничение возможности закупки судов иностранного производства, действующее в отношении судов для специальных целей, например для разработки шельфовых месторождений5.

Следует отметить и преимущества от членства в ВТО для судостроительных предприятий РФ:

• более благоприятные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность их внешнеэкономической политики;

• устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами;

• возможность реализации текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли;

4 http://www.interfax-russia.ru/Povoljie/print.asp?id=327875&type=exclusive

5 http://wto-inform.ru/news/shipbuilding_industry

• снятие таможенных ограничений на закупку импортных комплектующих;

• возможность привлечения прямых иностранных инвестиций, необходимых для развития судостроения.

И в заключение сделаем некоторые выводы о состоянии промышленной политики в судостроении и факторах, мешающих ее развитию:

1 — к объективным факторам относится, например, кризис перепроизводства в мировом судостроении, к субъективным — системные проблемы ресурсного обеспечения предприятий отрасли;

2 — существуют проблемы научного обеспечения методического характера, в частности, рассогласованность ряда документов, регламентирующих промышленную политику в судостроении;

3 — необходимо расширение спектра инструментов и методов промышленной политики в судостроении, например, развитие государственно-частного партнерства в отрасли.

Список литературы

1. Бодрунов, С.Д. Модернизация российской экономики на современном этапе/С. Д. Бо-друнов//Экономическое возрождение России.— 2012.— № 3 (33).

2. Бодрунов, С.Д. Основные цели и задачи региональной концепции развития промышленности (на примере Санкт-Петербурга) / С. Д. Бодрунов//Информационно-библиотечный комплекс Уральского государственного экономического университета. URL: http://lib. usue.ru/resource/free/12/s298.pdf.

3. Ефимова, Е. Г. Транспортные проблемы международной торговли и внешнеторговых связей стран ЕврАзЭС/Е. Г. Ефимова, С. Ф. Сутырин//Евразийская интеграция: экономика, право, политика.— 2007.— № 2.

4. Макконнелл, К.Р. Экономикс/К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю.— М., 1992. — Т. 2.

5. Региональная и социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности: учеб.— метод. пособие/Авт. коллектив под рук. д-ра техн. наук, профессора С. М. Вертешева, д-ра экон. наук, профессора В. Е. Рохчина.— СПб.: Изд-во СпбГПУ, 2003.

6. Рохчин, В. Е. Формирование механизма реализации стратегических приоритетов и целей развития экономики в федеральном округе/В. Е. Рохчин, Р. Б. Ротенберг//Вест-ник Российской академии естественных наук.— 2012.— № 4.

7. Рохчин, В. Е. Обоснование сценария стратегического развития промышленности в Северо-Западном федеральном округе России/В. Е. Рохчин, А. Е. Карлик/Экономические науки.— 2012.— № 3.

8. Рохчин, В. Е. Стратегическое планирование промышленного развития в федеральных округах России: методологический аспект/В. Е. Рохчин, А. Е. Карлик//Вопросы экономики и права. — № 2.— 2012.

9. Соколов, А.В. Государственное регулирование в развитии промышленного сектора экономики России/А. В. Соколов//Экономические науки.— 2011.— № 4 (77).

10. Соколов, А.В. Антикризисная промышленная политика/А. В. Соколов [и др.].— М.: ЗАО «Изд-во Экономика», 2004.

11. Соколов, А. В. Особенности и основные направления реструктуризации судостроительной промышленности в России/А. В. Соколов.— М.: ЗАО «Изд-во Экономика», 2009.

12. Соколов, А.В. Промышленная политика: новое прочтение старой темы/А. В. Соколов, Е. Н. Ветрова//Мир экономики и права.— 2011.— № 3.

13. Ткаченко, Е. А. Стратегические аспекты управления промышленным комплексом региона/Е. А. Ткаченко, А. С. Соболев//Экономические науки.— 2011.— № 8 (81).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.