Научная статья на тему 'К вопросу о реиндустриализации российской экономики в условиях ВТО'

К вопросу о реиндустриализации российской экономики в условиях ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ / КЛАСТЕРЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТ / INNOVATION-BASED ECONOMY / THE FEDERAL CONTRACT SYSTEM / TECHNOLOGICAL PLATFORMS / CLUSTERS / INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бодрунов Сергей Дмитриевич

В статье изложены основные пути реиндустриализации российской экономики в условиях ВТО. Рассмотрены основные задачи и перспективы использования современных институтов модернизации промышленности (федеральная контрактная система, технологические платформы, кластеры, интеллектуальная собственность.) как условие инновационного развития и обеспечения конкурентоспособности России в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бодрунов Сергей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of re-industrialization of the Russian economy in WTO

The article contains the main ways of re-industrialization of the Russian economy in the WTO. The main tasks and prospects of modern industrial modernization institutes using (the federal contract system, technological platforms, clusters, intellectual property) as a way of innovative development and competitiveness of Russia in the WTO are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о реиндустриализации российской экономики в условиях ВТО»

С. Д. Бодрунов 1

К ВОПРОСУ О РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В УСЛОВИЯХ ВТО

В 2012 г. Россия после 15 лет переговоров стала полноправным членом Всемирной торговой организации. В преддверии вступления в ВТО был принят целый ряд концепций и стратегий, направленных на инновационное развитие. Некоторые из них связаны с реформированием российской экономики в условиях интеграции страны в мировое экономическое пространство.

Ключевым документом, закрепившим основные параметры инновационного развития России, стала Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года2.

В Концепции прокламируется переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному, социально ориентированному типу развития. Подчеркивается, что ведущими факторами формирования инновационной экономики, экономического роста и национальной конкурентоспособности являются интеллект, творческий потенциал человека.

В то же время Концепция содержит ряд системных противоречий, а некоторые ее положения не соответствуют уже принятым в других стратегических документах.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года была принята в 2011 г.3 В качестве приоритетного направления использования инновационного потенциала государственных закупок в Стратегии рассматривается формирование в Российской Федерации комплексной федеральной контрактной системы (ФКС), включающей не только стадию размещения заказа, но и стадию планирования и контроля за исполнением контрактов.

В Стратегии отмечается важная роль технологических платформ в совершенствовании регулирования и настройке инструментов стимулирования инноваций. Предусматривается создание в Российской Федерации сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, а также формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров. Предлагается комплекс мер по вовлечению в оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при финансовой поддержке государства.

В то же время в стратегии развития отдельных сфер хозяйственной деятельности не заложено использование таких институтов, как ФКС, технологические платформы и кластеры.

С учетом сказанного рассмотрим основные задачи и перспективы использования современных институтов модернизации отечественной промышленности преимущественно

1 Сергей Дмитриевич Бодрунов, директор Института нового индустриального развития (ИНИР), вице-президент Вольного экономического общества России, Президент национальной Ассоцивции авиаприборостроителей России (НААП), д-р экон. наук, профессор.

2 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

3 Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р // Собрание законодательства РФ. 2012. № 1. Ст. 216.

на основе отечественных технологий как условие инновационного развития и обеспечения конкурентоспособности России в ВТО.

1. Целью федеральной контрактной системы (ФКС) является реализация единого цикла формирования, размещения государственного заказа и исполнения государственных контрактов. Это позволяет обеспечить выполнение публичных обязательств государства; высокое качество поставляемых товаров, работ и услуг; эффективное использование ресурсов; надежное управление технологическими и экономическими рисками; существенное снижение коррупции в государственном секторе.

Создание ФКС позволит повысить эффективность государственного заказа на основе:

• использования современных инновационных методов управления государственными закупками (государственно-частное партнерство, информационно-аналитическая система, управление рисками и т. д.);

• постоянно действующей обратной связи от исполнителя к заказчику, федеральным органам исполнительной власти, обществу на основе мониторинга жизненного цикла государственного контракта;

• методического обеспечения системы заключения и исполнения государственных контрактов;

• своевременного выявления контрактов с существенными отклонениями от параметров аналогичных государственных контрактов, оценки и принятия мер по повышению их экономической эффективности.

Поскольку Российская Федерация не присоединилась к соглашениям ВТО по государственным закупкам, она может вводить любые преференции для госзакупок на федеральном, региональном, муниципальном уровнях вплоть до запрета закупки импортной продукции, поддерживая таким образом отечественного производителя. В рамках ФКС необходимо предусмотреть льготы и преференции в отношении конкурентоспособных отечественных технологий.

Формирование ФКС и государственного рынка товаров, работ и услуг на основе системы поддержки отечественного производителя позволит оптимизировать затраты федерального бюджета в условиях жесткой экономии государственных средств и высокой конкуренции на мировых рынках. Кроме того, опыт зарубежных стран свидетельствует, что такая система, напрямую подчиненная высшему руководству страны, обеспечивает достаточно надежную защиту от коррупции.

В ближайшей перспективе важно разработать механизм быстрого взаимодействия и реагирования отечественных организаций (в первую очередь технологических платформ, инновационных и производственных кластеров) на последствия снижения пошлин из-за присоединения к ВТО; меры по ограничению импорта на отдельные товары на среднесрочную перспективу (4...8 лет) и механизм тарифной защиты соответствующего сектора отечественной экономики или производителей отечественных технологий [1].

2. Технологические платформы являются объектами инновационной инфраструктуры. Они способствуют интеграции отечественной науки и бизнеса в мировую экономику и концентрации ресурсов и отечественных технологий на приоритетных направлениях научно-технологического развития.

Отметим, что формирование технологических платформ как института модернизации отечественной промышленности происходит в условиях стратегических вызовов, потребности в создании научно-производственных связей и преодоления отраслевых и ведомственных барьеров [2].

Для модернизации отечественной промышленности в основном на основе отечественных технологий необходимо создать технологические платформы в каждом федеральном округе. Это позволит отслеживать передовые отечественные технологии и сформировать условия для инвестирования в данные платформы на уровне субъектов Российской Федерации.

В ближайшей перспективе следует разработать систему критериев результативности функционирования технологических платформ в условиях ВТО. Одними из важнейших критериев должны стать уровень и качество использования отечественных технологий.

3. Реализация кластерной политики способствует росту конкурентоспособности бизнеса за счет эффективного взаимодействия участников кластера благодаря их близкому расположению, расширению доступа к инновациям, технологиям и ноу-хау, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, снижению трансакционных издержек, а также реализации совместных кооперационных проектов [3].

Формирование и развитие кластеров — эффективный механизм привлечения прямых иностранных инвестиций и интеграции российских кластеров в мировой рынок высокотехнологичной продукции [4]. Это позволит существенно улучшить технологическую базу, а также ускорить экономический рост за счет повышения конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера, на международном рынке; приобретения и внедрения новейших технологий и оборудования, а также получения доступа к современным методам управления [5].

Содействие развитию кластеров предполагает инициирование и поддержку создания центров кластерного развития, а также деятельности по стратегическому планированию их развития, информационному взаимодействию между их участниками и стимулированию сотрудничества между ними.

4. Отметим, что несформированность полноценного рынка прав на современные разработки существенно снижает потенциал инновационного развития России. «Формирование современного цивилизованного рынка интеллектуальной собственности — одно из ключевых условий инновационного развития и комплексной модернизации экономики России и других государств СНГ».4

Для подготовки и принятия грамотных управленческих решений в этой сфере необходимо создание четырех баз данных (БД) в каждой отрасли и каждом регионе:

• БД результатов интеллектуальной деятельности учреждений, образования и науки, предприятий, казны отрасли/региона для формирования нематериальных активов и объекта отраслевого/регионального рынка интеллектуальной собственности;

• БД запросов на инновационные технологии предприятий отрасли/региона — для уточнения тематики НИОКР с учетом интересов модернизации бизнеса;

• БД технологических площадок для создания малых инновационных предприятий с целью минимизации затрат при проведении ОКР;

• БД специалистов инновационного цикла для формирования отраслевого/регионального заказа на подготовку кадров.

Следует также разработать единый стандарт распределения прав между госзаказчиком, заказчиком, генеральным подрядчиком и исполнителями. Это особенно важно при использовании ранее созданных результатов интеллектуальной деятельности при создании новых результатов [6].

4 Путин В.В. Из выступления на Международном форуме «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности» (2010 г.)

В целях обеспечения конкурентных преимуществ и защиты интеллектуальной собственности представляется актуальной реализация следующих мер [7]:

1. Введение единого правового режима формирования, распределения, коммерциализации, управления и защиты интеллектуальной собственности в вузах, научных учреждениях, наукоемких организациях и на предприятиях отрасли (на основе технологии методического комплекса документов — МКД).

2. Отработка на примере 2-3 проектов в рамках международного сотрудничества пилотных моделей по разрешению проблемных вопросов в сфере интеллектуальной собственности, а также пилотной модели управления интеллектуальной собственностью в интересах отечественных организаций и предприятий.

3. Обеспечение эффективной защиты законных интересов и прав отечественных правообладателей интеллектуальной собственности, особенно при международном сотрудничестве в рамках ВТО.

И, наконец, для успешной реиндустриализции России в процессе ее инновационного развития требуется совершенствование системы правового регулирования и государственного управления.

Президент России В. В. Путин в своем послании о бюджетной политике в 20122014 гг. в качестве одной из основных проблем назвал проблему управления интеллектуальной собственностью. Президент предлагает расширить сферу применения механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов модернизации производства и внедрения инноваций. В частности, продолжить поддержку (в том числе безвозмездную) инновационного предпринимательства, и прежде всего патентования, стандартизации и коммерциализации разработок; завершить создание агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций; обеспечить практическое начало работы российского фонда прямых инвестиций в целях снижения рисков долгосрочных стратегических инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики.

В современном федеральном законодательстве упоминания об инновациях носят эпизодический и разрозненный характер. При этом в более чем 60 субъектах РФ приняты региональные законы об инновационной деятельности, которые из-за разных по смыслу и применению правовых норм не обеспечивают единое правовое пространство рынка инноваций и интеллектуальной собственности.

В связи с этим в первую очередь представляется необходимым совершенствование [8]:

• налогового законодательства в целях стимулирования инноваций на основе анализа эффективности применения налоговых льгот и преференций;

• бюджетного законодательства, например введение возможности использования в плановом периоде бюджетных средств, неизрасходованных в текущем периоде, уточнение понятия «грант» для целей бюджетного законодательства и пр.;

• экологического регулирования — стимулирование развития технологий, отвечающих экологическим требованиям;

• государственного регулирования в сфере промышленной безопасности в целях стимулирования инновационной деятельности предприятий (упорядочение разных видов регулирования, введение единых процедур пересмотра действующих и принятия новых регулирующих актов, отмена норм, тормозящих технологическое развитие и не обеспечивающих повышение безопасности);

• таможенного регулирования, механизмов экспортного и валютного контроля, прежде всего снижение барьеров для внешнеэкономической деятельности инновационных предприятий;

• законодательства о закупках для государственных нужд в рамках ФКС (расширение форм и способов размещения заказа, дополнение критериев конкурсной оценки, введение процедур планирования государственных закупок (в том числе в отношении инновационной и высокотехнологичной продукции) на среднесрочный период и пр.).

По-прежнему актуальны разработка и принятие пакета законодательных актов, обеспечивающих эффективное и качественное правовое регулирование в интересах инновационного развития через рынок интеллектуальной собственности. В области государственного управления интеллектуальной собственностью в России необходимы четкое определение сферы ответственности и достаточно жесткая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Список литературы

1. Бодрунов, С. Д. Модернизация российской экономики: от поддержки спроса к стимулированию предложения//Современное экономическое и социальное развитие: проблемы и перспективы. Выпуск XV. Сб. науч. трудов под ред. Бодрунова С. Д. — СПб.: ООО «СПАН», 2011.

2. Бодрунов, С. Д. Экономический рост и проблемы конкурентоспособности российской промышленности//«Мир авионики», № 2, 2012.

3. Бодрунов, С. Д. Состояние и тенденции развития Санкт-Петербургского автопромышленного кластера//«Мир авионики», № 2, 2009.

4. Бодрунов, С. Д. Механизм реализации концепции развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга/С. Д. Бодрунов, Ю. А. Кулик, В. Д. Морозова//«Экономические науки», № 2 (87), 2012.

5. Бодрунов, С.Д., Принципы построения региональной концепции развития промышленности/С. Д. Бодрунов, И. В. Илюхин, М. Н. Мандрик, П. Г. Плавник, К. А. Со-ловейчик//Сб. «Аэрокосмическое приборостроение России». Сер. 1. «Экономика авиаприборостроения». Вып. 10. СПб., НААП, 2010.

6. Бодрунов, С. Д. Анализ состояния отечественного машиностроения и императивы нового индустриального развития (научный доклад). — СПб.: ИНИР, 2012-67 с.

7. Бодрунов, С.Д., Инновационная активность компаний в условиях перехода российской экономики к инновационному типу развития/С. Д. Бодрунов, А. С. Бодрунова, А. А. Зо-лотарёв//Современное экономическое и социальное развитие: проблемы и перспективы. Выпуск XV. Сб. науч. трудов под ред. Бодрунова С. Д. — СПб.: ООО «СПАН», 2011.

8. Бодрунов, С.Д. Россия: состояние и тенденции развития машиностроения//Научные труды Вольного экономического общества России. Т. 158, М., ВЭО России, 2012.

The list of the literature

1. Bodrunov, S. D. Modernization of the Russian economy: from support of demand to supply stimulation//Current economic and social development: problems and prospects. Issue XV. Collection of scientific abstracts/Bodrunov S. D. — St. Petersburg, «SPAN» LLC, 2011.

2. Bodrunov, S. D. Economic growth and problems of Russian industry competitiveness//«The world of avionics», 2012, № 2.

3. Bodrunov, S. D. State and ways of development of St. Petersburg automotive cluster//«The world of avionics», 2009, № 2.

4. Bodrunov, S.D. The way of St. Petersburg industrial complex development concept realization/S. D. Bodrunov, Y. A. Kulik, V. D. Morozova//«Economic sciences», 2012, № 2 (87).

5. Bodrunov, S. D. Principles of regional concept of industry development building/ S. D. Bodrunov, I. V. Ilyukhin, M. N. Mandryk, P. G. Plavnik, K. A. Soloveitchik,//Collection of abstracts «Russian Aerospace Equipment» Series 1. «Economics of aircraft instrument building». No. 10. St. Petersburg, NAIMA, 2010.

6. Bodrunov, S. D. Analysis of domestic mechanical engineering state and the imperatives of the new industrial development (scientific report). St. Petersburg, NIDI, 2012-67 p.

7. Bodrunov, S.D. Innovative activity of companies in the transition of the Russian economy to the innovative type of development/S. D. Bodrunov, A. S. Bodrunova, A. A. Zolotarev// Current economic and social development: problems and prospects. Issue XV. Collection of scientific abstracts/S. D. Bodrunov. — St. Petersburg, «SPAN» LLC, 2011.

8. Bodrunov, S. D. Russia: state and trends of mechanical engineering//Collection of abstracts of Free Economic Society of Russia, V. 158, Moscow, FEO, 2012.

Статья представлена в научно-редакционный совет 22.05.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.