Научная статья на тему 'Основные положения Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации'

Основные положения Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
7667
759
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные положения Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации»

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ю.Н. Щедрин

Важной составной частью государственной социально-экономической политики является развитие физической культуры и спорта.

Основная цель политики государства в области физической культуры и спорта -эффективное использование их возможностей в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения и достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях.

Характеристика состояния развития физической культуры и спорта

в Российской Федерации

За последние годы в России обострилась проблема с состоянием здоровья населения, увеличилось количество людей, употребляющих наркотики, злоупотребляющих алкоголем и пристрастившихся к курению. К основным причинам, негативно влияющим на состояние здоровья населения, следует отнести снижение уровня жизни, ухудшение условий учебы, труда, отдыха и состояния окружающей среды, качества и структуры питания, увеличение чрезмерных стрессовых нагрузок, в том числе снижение уровня физической подготовленности и физического развития практически всех социально-демографических групп населения. В настоящее время физической культурой и спортом в стране занимается всего 8-10% населения, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60%.

Самая острая и требующая срочного решения проблема - низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся. Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает полноценного развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Увеличивается число учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В 1999 г. их стало 1 млн. 300 тыс., что на 6,5% больше, чем в 1998 г. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%.

В новых социально-экономических условиях произошли негативные изменения в постановке физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовых и производственных коллективах. Многократное повышение стоимости физкультурных и спортивных услуг сделало недоступным учреждения физической культуры и спорта, туризма и отдыха для многих миллионов трудящихся.

С 1991 г. продолжается тенденция сокращения сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. В 1999 г. их число по сравнению с 1991 г. уменьшилось на 22% и составило около 195 тыс. с единовременной пропускной способностью около 5 млн. человек, или всего 17% от норматива обеспеченности. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывают, продают, передают их другим собственникам или используют не по назначению. Для некоторых видов спорта в России отсутствуют современные технически оснащенные спортивные базы, на которых можно готовиться к выступлениям на Олимпийских играх и крупнейших международных соревнованиях.

В настоящее время правовая и нормативная базы физической культуры и спорта не позволяют осуществить право каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом. Бюджетное финансирование не обеспечивает в полной мере как потребности спорта высших достижений, так и развитие спорта для всех, а для

инвесторов, готовых вкладывать средства в физическую культуру и спорт, не созданы соответствующие условия.

Недостаточное количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом в значительной степени обусловлено практически полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта в средствах массовой информации, особенно на телевидении.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди молодежи, исключительно высока.

В настоящее время в стране принят Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", в котором физическая культура и спорт рассматриваются как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, а также воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами.

В Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г., одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 г. № 1202-р, в числе первоочередных мер, направленных на охрану здоровья, определено создание условий и вовлечение различных групп населения в активные занятия физической культурой и спортом.

Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации является основой для разработки комплекса мероприятий по развитию физической культуры и спорта, предусматривающих объединение усилий федеральных органов исполнительной и законодательной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, физкультурно-спортивных общественных объединений, всех заинтересованных организаций и учреждений, а также отдельных граждан.

Цель и задачи Концепции развития физической культуры и спорта

Цель Концепции - увеличение численности занимающихся физической культурой и спортом, улучшение физической подготовленности и физического развития населения Российской Федерации, достойное выступление российских спортсменов на Олимпийских играх и международных соревнованиях.

Основные задачи в развитии физической культуры и спорта:

• обеспечение гражданам равных возможностей заниматься физической культурой и спортом независимо от их доходов и благосостояния;

• реализация федеральных и территориальных целевых программ, федеральных и региональных законов и иных правовых и нормативных актов, направленных на создание условий для развития физической культуры и спорта;

• улучшение качества процесса физического воспитания и образования населения, особенно детей и молодежи;

• формирование у населения, особенно у детей и подростков, устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни, повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

• создание эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса;

• укрепление материально-технической спортивной базы для занятия физической культурой и спортом.

Первоочередные меры для их реализации:

• создание организационно-управленческих, нормативно-правовых, материально-технических, социально-педагогических и медико-биологических условий для вовлечения различных категорий и групп населения в регулярные занятия физической культурой и спортом, подготовки спортсменов высокого класса;

• обеспечение межведомственного и многоуровневого подхода к вопросам организации отдыха населения, способствующего формированию здорового образа жизни, базовым элементом которого являются физическая культура и спорт;

• создание постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительно-образовательной системы, направленной на вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом на всех этапах жизнедеятельности человека;

• обеспечение минимальных гарантированных государственных социальных стандартов (услуг) в области физической культуры и спорта для социально незащищенных категорий и групп населения, а также инвалидов.

Основные принципы реализации Концепции.

В целях успешной реализации Концепции необходимо руководствоваться

следующими принципами:

• целостности человека, его психосоматического, социокультурного единства, интегративного воздействия на него физкультурно-спортивной деятельности и ее основного элемента - физических упражнений. При этом приоритетными компонентами в процессе физкультурной деятельности должны выступать самореализация, саморазвитие и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной активностью человека;

• непрерывности физического воспитания и образования различных возрастных групп населения на всех этапах их жизнедеятельности;

• консолидации действий органов исполнительной и законодательной власти всех уровней, в том числе органов самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан, направленных на разработку и реализацию комплексных программ развития физической культуры и спорта;

• дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры и спорта с учетом специфики и целевой установки на развитие;

• массовой физической культуры (спорт для всех);

• спорта высших достижений (олимпийский спорт);

• профессионального спорта (зрелищно-коммерческий спорт);

• использования результатов научных исследований при разработке и реализации программ развития физической культуры и спорта и формирования здорового образа жизни с учетом необходимости выявления и устранения основных факторов, сдерживающих развитие культуры и спорта как в стране в целом и в отдельных регионах, так и среди различных категорий и групп населения;

• открытости системы физической культуры и спорта для свободного доступа различных физкультурно-оздоровительных технологий, видов спорта для свободного доступа различных физкультурно-оздоровительных технологий, видов спорта и упражнений в процессе физического воспитания и образования населения, в подготовке спортсменов высокого класса;

• использования опыта международного сотрудничества с целью выработки оптимальных подходов к решению проблем укрепления здоровья населения, профилактики наркомании, алкоголизма и правонарушений средствами физической культуры и спорта, а также в подготовке спортсменов высокого класса.

Основные направления деятельности по развитию физической культуры и спорта

Государственная политика в области физической культуры и спорта должна предусматривать, прежде всего:

• создание условий, способствующих развитию физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни и достойному выступлению российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях;

• формирование понимания у людей необходимости занятий физической культурой и спортом и стремления к повышению степени информированности и уровня знаний по вопросам физической культуры и спорта и здорового образа жизни;

• создание соответствующих мотиваций и установок на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни.

К числу главных направлений в реализации этой политики относится создание оптимальной правовой базы развития физической культуры и спорта.

Стратегия совершенствования правовой и нормативной базы развития физической культуры и спорта заключается в том, чтобы, помимо создания и совершенствования федеральных законов по различным аспектам деятельности в сфере физической культуры и спорта, активно участвовать в законодательной деятельности, внося соответствующие статьи, поправки в законы Российской Федерации, которые в той или иной степени влияют на развитие физической культуры и спорта, а также на основании действующих законов разрабатывать и создавать нормативную базу для практической деятельности в сфере физической культуры и спорта в стране.

Законодательного обеспечения требует финансовая политика, способствующая развитию программ, направленных на формирование здорового образа жизни и физической активности населения. В связи с этим в будущем расходы на физическую культуру в бюджете Российской Федерации должны постепенно увеличиваться. В перспективе необходимо добиваться такого положения, когда на развитие физической культуры и спорта в федеральном и региональных бюджетах выделялось бы не менее 1-2% расходной части бюджета. Следует исходить из мировой практики, а также накопленного опыта и распределять бюджетные средства, выделяемые на физическую культуру и спорт, с учетом общегосударственных интересов:

• на молодежный и детско-юношеский спорт - 50%;

• на физкультурно-оздоровительную работу - 25%;

• на спорт высших достижений (олимпийский и параолимпийский) - 25%.

Совершенствование законодательства в области физической культуры и спорта должно способствовать тому, чтобы в рыночных условиях отрасль финансировалась не только из бюджетных источников, но и из внебюджетных, особенно для поддержания спорта высших достижений (олимпийского и профессионального).

Законодательством должно предусматриваться создание благоприятных условий в первую очередь для:

• организаций, реализующих программы, направленные на развитие физической культуры и спорта среди детей, инвалидов, сирот и способствующие формированию здорового образа жизни;

• спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на подготовку спортивного резерва и сборной команды России к участию в Олимпийских и Параолимпийских играх.

Кроме того, необходима законодательная проработка вопросов, связанных:

• с борьбой против использования спортсменами допинга, наркотиков, обеспечением безопасности и правопорядка на спортивных соревнованиях, проявления

жестокости и насилия, а также других антиобщественных действий, оказывающих негативное влияние на личность и общество;

• с принятием правовых решений по проблемам массового оттока российских спортсменов, особенно молодых, и специалистов за пределы Российской Федерации;

• с решением проблем детской ранней спортивной специализации и участия детей в спортивных соревнованиях, стимулирующих форсирование спортивной подготовки в ущерб здоровью и нормальному развитию ребенка.

Необходимо широко обмениваться опытом правового и нормативного обеспечения физической культуры и спорта как между субъектами Российской Федерации, так и на международном уровне.

Важным направлением в деятельности по развитию физической культуры и спорта является совершенствование управления и организации физической культуры и спорта в стране с целью их стабилизации и оптимизации.

Требуется поиск новых организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной системы организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения, в том числе сельского, обобщение зарубежного и отечественного опыта постановки данной работы и дальнейшее распространение его по всей стране.

Государственным органам исполнительной власти, и в первую очередь местным, совместно с работниками физической культуры и спорта необходимо акцентировать внимание на том, как решаются вопросы:

• финансирования детских спортивных клубов по месту жительства, детских массовых соревнований, в том числе и традиционных, типа "Золотая шайба", " Кожаный мяч" и др., а также мероприятий по проверке физической подготовленности и физического развития детей и учащейся молодежи;

• укрепления нормативной и финансовой базы спортивных школ всех типов и видов, а также материального стимулирования труда детских тренеров, педагогов и специалистов;

• совершенствования системы страхования в спорте;

• подготовки специалистов по вопросам менеджмента, дошкольного физического воспитания, пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

Для эффективного развития спорта высших достижений необходимо обеспечить гармоничное сочетание государственного и общественного управления. В связи с этим возрастает роль федераций по видам спорта и физкультурно-спортивных объединений в развитии видов спорта.

Большое значение в решении вопросов развития физической культуры и спорта, формировании у населения устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом, достижении нашими спортсменами побед на Олимпийских играх имеют качество профессиональной подготовки специалистов и уровень развития научных исследований. В связи с этим необходимо:

• обеспечить подготовку специалистов высокой квалификации применительно к основным видам их будущей профессиональной деятельности;

• создать в учебных учреждениях высшего физкультурного образования кафедры и факультеты по подготовке специалистов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, с учащимися специальных медицинских групп, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами;

• обеспечить подготовку, переподготовку и стимулирование деятельности общественных организаторов и тренеров (волонтеров) по физической культуре, оказывать им постоянную помощь в работе;

• разработать и внедрить систему сертификации работников сферы физической культуры и спорта, предусматривающую систематическое обязательное повышение их квалификации с последующей аттестацией.

Преобразование среднего и высшего профессионального образования в области физической культуры должно осуществляться как по традиционному пути, т.е. включением известных специальностей, имеющихся в соответствующем классификаторе направлений и специальностей высшей школы, так и созданием новых специальностей, вытекающих их направления физической культуры, а также новых междисциплинарных специальностей (адаптивная физическая культура, спортивно-оздоровительный туризм, рекреакция и досуговая деятельность, двигательная реабилитация и физиотерапия и др.)

Организация научных исследований в области физической культуры и спорта должна предусматривать разработку наиболее актуальных проблем физической культуры и спорта и внедрение результатов научных исследований в практику физкультурно-оздоровительного движения.

Приоритетными направлениями развития науки в области физической культуры и спорта являются:

• разработка теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности и здорового образа жизни;

• научно-методическое обоснование и обеспечение подготовки спортсменов высокой квалификации и спортивного резерва;

• организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение сферы физической культуры, спорта и спортивного туризма;

• теоретические и методические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Одно из ключевых направлений деятельности по развитию физической культуры и спорта - укрепление материально-технической спортивной базы. В новых социально-экономических условиях строительство спортсооружений и их реконструкция должны осуществляться за счет не только бюджетных средств разного уровня, но и привлеченных средств отечественных и зарубежных инвесторов.

Назрела необходимость эффективной эксплуатации спортсооружений, принадлежащих различным ведомствам и не используемых по прямому назначению, а также осуществления мер по стимулированию рынка физкультурно-оздоровительных услуг, созданию индустрии спортивных товаров и оборудования.

Государственная поддержка развития физической культуры и спорта должна осуществляться следующим образом:

• целенаправленным финансированием из бюджетов всех уровней по трем основным формам - безвозмездное субсидирование (гранты), предоставление льготных займов и кредитов, заключение контрактов на разработку продукции спортивной промышленности и подготовку спортсменов высокого класса;

• привлечением частного капитала к финансированию деятельности и развитию физической культуры и спорта;

• комплексом мер по созданию в отрасли "физическая культура и спорт" чисто рыночных структур (там, где это вообще возможно).

С учетом мировой практики следует более активно привлекать внебюджетные источники финансирования физической культуры и спорта, такие, как отчисления от лотерей, тотализаторов, игрового бизнеса, прав телетрансляций и т. д.

Исходя из того, что включенность человека в активные занятия физической культурой и спортом на протяжении всей жизни во многом определяется его отношением к ценностям физической культуры и осознанной необходимостью в занятиях физической культурой и спортом, из всего комплекса мер, направленных на

развитие физической культуры среди населения, настоящая Концепция предусматривает в качестве одного из приоритетных направлений деятельности целенаправленную пропаганду физической культуры и формирование здорового образа жизни. В решении этой проблемы значительную роль должны сыграть средства массовой информации. Фактически речь должна идти о создании массированной информационно-пропагандистской компании, использующей широкий спектр разнообразных средств и проводящейся с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих.

Действенная пропаганда физической культуры и спорта, эффективная просветительно-образовательная деятельность, оптимальная система управления отраслью при адекватной правовой и материально-технической базе будут способствовать увеличению числа людей, занимающихся физической культурой и спортом, ведущих здоровый образ жизни, что положительно скажется на снижении заболеваемости и наркотизации, потребления алкоголя, сигарет, сокращении правонарушений, особенно молодежью, окажет действенную помощь в воспитании, самосовершенствовании и самообразовании человека, повышении его работоспособности и выполнении им долга по защите Родины.

Механизм реализации Концепции развития физической культуры и спорта

Фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детстве. Именно на этот этап в ближайшие годы необходимо обратить внимание. В связи с этим основные усилия должны быть направлены на:

• повышение ответственности родителей за здоровье детей;

• совершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания среди дошкольников;

• создание индустрии недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для занятий физической культурой дошкольников;

• массовое издание популярной литературы, видеокассет и компьютерных программ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• создание при дошкольных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров, включающих спортивный зал, бассейн, плоскостные сооружения, позволяющих обеспечить объем двигательной активности дошкольников не менее 6-8 часов в неделю.

Исходя из того, что физическая культура является основой воспитания и образования ребенка, она должна быть включена в базисный учебный план образовательных учреждений как федеральный компонент.

Механизм реализации физического воспитания и образования должен осуществляться через:

• урочные формы занятий по предмету "физическая культура" (физическое воспитание);

• дополнительные (факультативные) занятия физическими упражнениями и спортом;

• занятия физической культурой, ориентированное физическое воспитание обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья;

• физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;

• внеклассные, внеакадемические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия);

• спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Следует развивать систему мониторинга физической подготовленности и развития, физического здоровья различных категорий и групп населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи. Результаты мониторинга дадут возможность оперативно проанализировать ситуацию и разрабатывать программы, направленные на

развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни, улучшение физической подготовки допризывной и призывной молодежи.

В целях решения проблем вовлечения в активные занятия физической культурой детей и молодежи особое внимание необходимо обратить и на проведение детьми досуга совместно с родителями. Концепция активного семейного отдыха должна быть признана приоритетной на уровне как пропаганды, так и организации досуга. Для этого необходимо реализовать специальную программу формирования зон отдыха для городов России. В эти зоны отдыха должны входить сеть региональных оздоровительных трасс и троп, вдоль которых формируется типовая или нестандартная инфраструктура (спортивные городки, стадионы, туристско-оздоровительные комплексы). К организации досуговой деятельности следует более активно привлекать профсоюзные, молодежные и женские общественные объединения.

Особое внимание следует обратить на работу с молодежью по месту жительства. Практика показывает, что физическая культура и спорт являются эффективным средством профилактики асоциального поведения. Средства физической культуры и спорта могут быть эффективно использованы и на этапе исправления молодежи, уже совершившей противоправные действия. Для их решения следует создать необходимые условия в местах заключения, обеспечить их спортивным инвентарем и оборудованием.

Развитие физической культуры и спорта для трудящихся и пенсионеров должно осуществляться путем формирования соответствующей мотивационной структуры. Взрослый человек добровольно участвует в физкультурно-спортивном движении. Самодеятельное физкультурно-спортивное движение должно быть возрождено через целую систему стимулов. Это, прежде всего, создание современной инфраструктуры физкультурно-оздоровительного и спортивного рынка услуг, создание индустрии спортивных товаров.

Вся система физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на предприятиях и в организациях всех форм собственности должна быть направлена на осуществление реабилитационных мероприятий, проведение профессионально-прикладных занятий, послетрудовое восстановление, снижение неблагоприятных воздействий производства на человека, повышение его адаптации к профессиональной деятельности, повышение общего уровня сопротивляемости к различным заболеваниям. Для решения этих проблем необходимо:

• проведение мониторинга состояния здоровья, физической подготовленности и физического развития работающих, создание на этой основе базы данных, что позволит повысить эффективность физической культуры в укреплении здоровья трудящихся, уменьшить воздействие негативных факторов на работоспособность и самочувствие человека, а также разработать индивидуальные рекомендации для каждого трудящегося;

• включение производственной физической культуры в систему мероприятий, направленных на улучшение условий труда, снижение профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости;

• принятие руководством компаний, фирм, предприятий и учреждений программ развития физической культуры и спорта среди трудящихся и членов их семей;

• использование средств обязательного социального страхования для вовлечения детей сотрудников и работников организаций в занятия физической культурой и спортом в детско-юношеских и спортивных школах;

• создание законодательной и нормативной базы для направления средств предприятий и организаций разных правовых форм на мероприятия по оздоровлению населения, привлечение средств от прибыли организаций в результате хозяйственной деятельности на укрепление материальной базы развития физической культуры;

• формирование у трудящихся, руководителей производственных организаций и коллективов понимания важности и необходимости занятий физической культурой и спортом, ведения здорового образа жизни.

Серьезное внимание следует уделить вовлечению в физкультурно-спортивную деятельность инвалидов. Для этого необходимо создание с участием физкультурно-оздоровительных объединений и других заинтересованных организаций гарантированной системы мер по социально-психологической и физической реабилитации, спортивной подготовке и возврату к трудовой деятельности инвалидов.

Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в регионах должна быть направлена на увеличение числа доступных одноступенчатых (без предварительного отбора) соревнований по массовому спорту для всех возрастных групп населения (в трудовых коллективах, по месту жительства и отдыха населения, в учреждениях образования). Главная задача таких соревнований - стимулировать стремление людей к ежедневным физкультурно-спортивным занятиям, вовлекать в соревновательную деятельность прежде всего детей, подростов и молодежь. Следует уделять внимание развитию национальных видов спорта, самобытных физических упражнений и игр и использовать их в приобщении населения к активным занятиям физической культурой и спортом.

Основой физкультурно-спортивного движения в стране должны стать физкультурно-оздоровительные, спортивные и туристические клубы. Физкультурно-спортивные клубы по интересам должны работать в условиях льготного налогообложения, особенно для инвалидов, детей-сирот, что позволит им более активно проводить работу по вовлечению широких слоев населения в физкультурно-оздоровительную и спортивную работу. Наряду с физкультурно-спортивными клубами могут развиваться коммерческие спортивные центры (фитнесс-клубы, фитнесс-центры и т.д.), предлагающие более комфортные условия, большое разнообразие сервисных услуг. Эти центры будут удовлетворять интересы состоятельных людей, желающих заниматься элитными и дорогостоящими видами спорта на платной основе.

Для реализации новых подходов к развитию профессионального образования в области физической культуры и спорта необходимы:

• апробация и внедрение новых образовательных профессиональных программ, педагогических и информационных технологий в учебный и исследовательский процессы;

• разработка новых научно-исследовательских направлений в области физической культуры и спорта;

• долгосрочное планирование объемов подготовки кадров со средним и высшим профессиональным образованием, расширение системы дополнительного профессионального образования;

• реорганизация ряда государственных академий физической культуры и спорта в университеты физической культуры и спорта;

• укрепление учебно-спортивной и материально-технической базы образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, обмен опытом подготовки физкультурных кадров с зарубежными странами, включая стажировку.

Специалистам всех отраслей народного хозяйства, представителям из других сфер деятельности (архитектура, градостроение, культура, образование, здравоохранение и т. д.) необходимы знания по физической культуре и спорту, формированию здорового образа жизни. Обучение населения здоровому образу жизни, физкультурной грамотности должно осуществляться с помощью информационных программ, специально адаптированных к различным социально-демографическим группам населения.

Следует создать федеральную, региональные и локальные информационные системы, разработать пропагандистские и информационные технологии по основным видам деятельности отрасли, в том числе путем использования практики грандов по социальным программам, представляемым на конкурсной основе средствам массовой информации. Пропаганда физической культуры должна адресоваться непосредственно человеку, убедительно показывать приоритетное значение физической культуры и спорта в воспитании населения, профилактике болезней, продлении активного долголетия, в борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями.

Задачи средств информации:

• повышать у людей интерес к физическому совершенствованию, раскрывать ценности физической культуры;

• активно популяризировать самостоятельные занятия с широким использованием природных факторов;

• настойчиво формировать в массовом сознании понимание жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий.

Одна из важных задач пропаганды физической культуры и массового спорта -усиление их гуманизации. Не должно поощряться развитие видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья занимающихся, не отвечающих этическим требованиям, формирующих культ насилия и жестокости.

На современном этапе развития спорта высших результатов (олимпийского) подготовка спортсмена обусловлена необходимостью достижения двух взаимосвязанных целей:

• в сложнейших условиях соревновательной деятельности самоотверженно вести спортивную борьбу за победу во имя России;

• развивать моральные качества личности спортсмена, отвечающие потребностям общества.

Основополагающими в подготовке спортсмена высокого класса являются использование современных научных технологий спортивной тренировки и постоянное их совершенствование. Ведущие тенденции в развитии системы спортивной подготовки:

• достижение высоких объемов тренировочных нагрузок и рациональное сочетание различных по интенсивности режимов тренировок с ориентацией на соревновательную специфику и результат;

• значительное увеличение доли специализированных средств подготовки;

• расширение соревновательной практики в общем объеме подготовки;

• сбалансированность тренировочных соревновательных нагрузок и отдыха, специальных восстановительных средств, специализированного питания и средств стимуляции работоспособности;

• значительное возрастание роли индивидуализации подготовки.

Для реализации данных установок необходимо:

• эффективное функционирование центров спортивной подготовки;

• создание внебюджетного фонда для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок в области физической культуры и спорта;

• создание региональных научных программ, охватывающих проблемное поле отрасли, и формулирование их как долгосрочного государственного заказа;

• создание комплексных научных групп по видам спорта и организация научно-методического, медико-биологического и информационного обеспечения подготовки спортсменов высокого класса, а также спортивного резерва;

• совершенствование инвестиционной политики, обеспечивающей развитие материально-технической базы физической культуры и спорта;

• создание эффективных технических средств для нужд физической культуры и спорта высших достижений;

• постоянное совершенствование Единой всероссийской спортивной классификации и Единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;

• создание эффективной системы организации и проведения спортивных соревнований, в том числе комплексных Всероссийских игр учащихся, студентов и трудящихся;

• совершенствование технологий, форм и методов достижений.

Для успешного проведения в России международных и национальных соревнований и мероприятий необходимо активное привлечение крупных компаний и фирм, в том числе маркетинговых и рекламных. Это следует рассматривать как стратегическое партнерство спорта и бизнеса с учетом интересов обеих сторон.

Важным источником пополнения средств, направляемых на развитие физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни, могут стать как федеральные, так и отраслевые программы:

• укрепления здоровья работников и членов их семей;

• социальной поддержки инвалидов, детей-сирот;

• развития физической культуры, спорта, туризма и отдыха;

• борьбы с наркоманией и детской преступностью;

• социально-экономического развития отдельных регионов;

• воспитания и образования детей и молодежи и т. д.

Целесообразно предусмотреть возможность использования части средств, получаемых от налогообложения производства и продажи табака и алкоголя, а также от взимания штрафов за нарушение законодательства о физической культуре и спорте, определенную долю доходов от продажи спортивных лотерей и игрового бизнеса, продажи прав трансляции спортивных соревнований, лицензионной деятельности и т. д. для финансирования мероприятий, направленных прежде всего на использование средств физической культуры и спорта с целью укрепления здоровья населения, профилактики курения, алкоголизма и наркомании. В настоящее время бюджетные затраты на осуществление программ, связанных с вовлечением детей и молодежи в активные занятия физической культуры и спортом, на порядок ниже затрат на оказание и совершенствование лечебной помощи и лекарственного обеспечения, на содержание в специальных учреждениях молодых правонарушителей, на лечение наркоманов и алкоголиков, на социальную поддержку лиц, утративших трудоспособность, инвалидов и т. д.

В результате реализации Концепции будет обеспечено:

• увеличение в 2-3 раза количество занимающихся физической культурой и спортом в стране;

• создание условий для достойного выступления сборной команды России на Олимпийских играх;

• формирование правовой, материально-технической, научно-методической и педагогической базы для дальнейшего (количественного и качественного) развития физической культуры и спорта в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.